Тора сообщает: “...и пошел в
Харан”.
Харан — территория в
Междуречье. Оттуда в будущем
придут войска, которые сыграют
роль “инструмента” наказания
евреев (война; сначала — с
Ассирией, потом — с Вавилоном).
Этимологически слово харан
восходит к слову хори —
гнев.
То есть Яаков идет в такое
место, где концентрируется
потенциал гнева, который может
обрушиться на народ Израиля —
потомков Яакова.
Напрашивается вопрос: почему
это место имело такой
потенциал? Ведь, казалось бы,
оттуда вышли и Авраам, и Сара,
Ривка (мать Яакова).
Но именно это и открыло
возможности для скопления
ненависти к евреям. Нет, не
породило ненависть, ибо
хорошие поступки сеют только
добро, но — открыло
живущим там людям возможность
в рамках свободы выбора
избрать ненависть.
Потому что именно они, люди
Харана, понимали, что их земля
взрастила служение Всевышнему.
И только Ему. Авраам ушел из
цивилизации, где “все
годилось” и постановил: “Нет,
не все — есть только Он”.
Это объясняет и загадочную
фразу в Пасхальной Агаде...
В Пасхальной Агаде говорится:
«Лаван (брат Ривки, в
последствии - тесть Яакова) хуже
египетского фараона. Ведь
фараон отдал приказ
уничтожить только мальчиков, а
Лаван хотел уничтожить все».
Трудно сразу принять мысль,
что Лаван - хуже фараона.
Вдумаемся в эти слова...
Лаван в переводе с иврита -
белый. Белый цвет содержит в
себе все цвета радуги. «Все
годилось» в тех краях, любой «изм»,
любая придуманная человеком
теория. Против этого и
выступил Авраам, а за ним - и
его потомки.
Битва была за определение
самых коренных основ бытия. В
этом и заключен смысл фразы - «Лаван
хотел уничтожить все».
И действительно, именно из
этих мест пришло войско,
которое разрушило Иерусалим и
Храм.
Разрушить они сумели, но
победить - нет. Ибо основы
нашей победы заложил Яаков,
когда пошел в Харан. На
примере собственной трудно
сложившейся жизни в Харане,
где пробыл он 22 года, он
показал, как еврей может
выстоять в доме Лавана. Яаков
дал нам урок на все времена.
Он был у Лавана, но жил
отдельно. Добросовестно
работал в его хозяйстве, но
растил свое стадо овец, что
символизирует «души будущих
евреев».
В каких условиях он жил:
Тора рассказывает: «Так было
со мной: днем жег меня зной, а
ледяной холод (обжигал) ночью»
(гл. 31, ст. 40).
Зной на иврите - хорев.
Тот же корень, что и у слова хурбан
- разрушение Храма. Слово ночь
при этом, как мы говорили,
символизирует изгнание, галут.
Ночью - ледяной холод. Это - состояние
космического одиночества
человека. Когда был разрушен
Храм (почти 2500 лет назад)
исчезло ощущение Присутствия
Всевышнего. И наступил -
ледяной холод..
20.11.2001
Продолжим изучение связи
Мишны в Пиркей Авот с
нашей главой.
...И Кому ты в будущем дашь
отчет. В главе говорится: «И
ощутил он (Яаков) Творца. И
сказал ему Творец: Я -
Всевышний, правивший судьбой
Авраама и Ицхака. И вот Я - с
тобой...» (гл. 28, ст. 13 и 15; дана с
сокращениями).
А потом читаем: «И потрясен
был Яаков (до глубины души) и
сказал: как потрясает это
место! Не иначе как Дом
Всевышнего здесь и ворота в
Небо» (гл. 28, ст. 17).
В тексте Торы для того, чтобы
сказать «Дом Всевышнего»
используется выражение Бейт
Элоким, что в ином контексте
означает Помещение (дом) Суда.
Вот что потрясло Яакова. У него
появилось ощущение, будто он
- на Суде. Он - давал отчет.
Отметим, что между начальным
предложением главы («И вышел
Яаков из Беэр Шевы, и пошел в
Харан») и фразой, в которой
рассказывается, как Всевышний
дал ощутить Себя, есть еще две.
О них мы сейчас и будем
говорить.
Попробуем догадаться об их
содержании. В первой фразе
главы - расшифровка: «откуда
пришел и куда идешь». Фраза о
Суде конкретизирует - «Кому
давать отчет». Чему же
посвящены две связующих фразы?
Конечно же, они должны научить,
как надо жить, чтобы отчет был
хорошим.
Прочтем их: «И оказался в
одном месте и заночевал там,
ибо солнце зашло; и взял камни
с того места и положил их себе
в изголовье; и лег в том месте.
И приснилось ему: вот лестница
поставлена на земле, а верх ее
доходит до Неба; и вот
посланники Всевышнего
восходят и нисходят по ней» (гл.
28, ст. 11-12).
Как жить, когда солнце зашло,
и наступила ночь?
И взял камни из того места.
Камни в Торе - намек на «строительные»
элементы Мира. На буквы
еврейского алфавита, которыми
написана Тора.
В Талмуде (трактат Шаббат),
в главе, посвященной одному из
видов запрещенных в субботу
работ - строительству,
анализируется и другой вид
запрещенной работы - письмо,
точнее - написание букв.
При помощи букв строится
текст, а, значит, - идеи.
Их взял Яаков и положил в
изголовье. На них будет
покоиться голова его ночью (в галуте).
Сколько же всего таких букв?
В Торе, в этой фразе,
говорится: «И лег (в том месте)».
И лег на иврите - ваишкав.
Это слово как будто бы состоит
из двух слов: ваиш (и есть) и
кав. Слово кав состоит
из букв каф (числовое
значение - 20) и бет (числовое
значение - 2). То есть числовое
значение слова кав - 22.
Теперь прочтем все вместе и
получится: «...и есть 22 (буквы
алфавита)». Это - основа. Голова,
которая опирается на мудрость
22-х букв, будет думать в
правильном направлении.
21.11.2001
Вот лестница поставлена на
земле.
Этой лестнице Устная Тора
уделяет огромное внимание.
Попробуем и мы разобраться,
что это такое?
Она поставлена на земле, но
достигает Неба. По ней
спускаются вниз и поднимаются
вверх посланники Всевышнего.
На иврите эти посланники
называются малахим (мн. ч.). Малах
(ед. ч.) - это образ, модель,
позволяющая на уровне
человеческого сознания
представить, каким
инструментом пользуется
Всевышний, чтобы управлять
миром и реализовывать Свою
Волю. Когда мы говорим, что
Творец сделал что-либо
конкретное, подразумевается,
что из Центра Управления (кисэ
а-кавод) спускается некая
цепочка, звенья которой
расположены на духовных «этажах»
духовного мира (по одному - на
каждом «этаже»). Последнее
звено, «касающееся»
материального мира производит
действие: подталкивает,
отвлекает, вносит или забирает
энергию в тонких
околоматериальных структурах,
которые, в свою очередь,
окончательно «материализуют»
то или иное действие.
«Действие» в данном
контексте обозначает любые
изменения в мире.
Вся эта цепочка -
осуществление действий малаха.
И каждое звено в ней - тоже малах.
Существует целая система малахим
- со своей иерархией и
структурой. Эта система -
бесконечна.
Есть главные, объединяющие малахим.
К примеру, Михаэль. Через
него Творец управляет судьбой
еврейского народа. Это
означает, что из кисэ а-кавод через
веер цепочек до каждого
еврея доходит управление (влияние-интеракция)
«центральными элементами» его
души, выраженное именем Михаэль
(в переводе - кто подобен
Всевышнему?). Иначе говоря, Михаэль
непрерывно «подкачивает» нам
соответствующим образом
направленную энергию. И тогда
еврейский народ поднимается
на еще более высокий духовный
уровень, а также и - каждый
еврей. Или, наоборот, если в
душе человека возникают
сомнения или отрицание. Скажем,
человек не думает о том
насколько важно или вообще
отвергает представление об
основных принципах устройства
мира, не ощущает, что есть
только Он Один - Всевышний, и
нет подобного Ему. В этом
случае по цепочке вверх
передается «сообщение» о «не
принятой» энергии. Баланс на
разных «этажах» духовных
миров (вспомним, что на каждом
этаже - по одному звену)
нарушается. И, как следствие,
вниз спускается влияние
других малахим - наказание,
исправление, помощь... Под это
влияние попадает не только
конкретный человек,
нуждающийся в подобном
воздействии, но и его
окружение. Этот процесс
объясняет «внезапные», якобы,
перемены в человеческой
судьбе, когда исчезают вдруг
препятствия или происходят «непредвиденные»
события.
Теперь нам легче понять
глубокую мысль, высказанную в
Талмуде: «Все в руках Неба,
кроме веры человека в Небеса (в
Творца)».
Человек управляет по своему
выбору рычагом, с помощью
которого он открывает и
закрывает некий клапан: если
он открывает его (стремится к
Творцу), цепочка малахим
добавляет ему духовной
энергии, если же он закрывает
его, по цепочке вверх идет
сигнал - энергия не принята. И
тогда все, что произойдет и в
первом и во втором случае,
будет в руках Неба. Малахим
сделают свою работу. Но
рычагом управляет человек. Так
он реализует данную ему
Всевышним свободу выбора.
Процессы взаимодействия
духовных миров с земным миром
и были показаны Яакову. Более
того, ему было дано увидеть
историю мира, историю
еврейского народа - в
частности. И то, на чем
основана наша жизнь, и наши
трагические ошибки, и способы
достижения окончательной цели
Творения.
И все это заключено в Торе в
одной фразе. Подробнее
разберем ее, взяв за основу
систематизированное и сжатое
изложение соответствующих
фрагментов Устной Торы,
сделанное равом Яаковом бен
Ашером (14 век - автор
многотомного труда Бааль а-Турим).
И увидел (Яаков) сон. Сон
на иврите - халом. Общее
числовое значение букв этого
слова (гематрия) равно гематрии
выражения «это было
пророчество».
И вот, лестница. Лестница
на иврите - сулам. Гематрия
этого слова равна гематрии
выражения «это - кисэ а-кавод».
Теперь Яакову покажут
фундамент еврейской жизни.
Вернемся опять к слову лестница
(сулам). Та же гематрия
и у слова Синай. На горе
Синай Творец дал нам Тору. В
чем идея Торы, ее «концентрат»?
- В служении Творцу. Собственно,
для этого мы и существуем.
Та же гематрия у слова - коль
(голос). Голос молитвы, голос
служителей в Храме. Храм -
символ реального служения
Творцу. Если в слове сулам
поменять местами буквы корня,
получится слово семель -
символ.
И вот лестница поставлена. Гематрия
этих слов равна гематрии
слова кевеш - пандус (наклонная
плоскость), по которому
поднимались служители в Храме
(коэны), чтобы совершить
предписанные Торой действия с
приношениями (корбанот) на
специальном сооружении (мизбеахе).
Поставлена на земле. Кевеш
упирался в землю.
Но достигает Неба. Огонь и
дым мизбеаха поднимаются
вертикально вверх. По
свидетельству Устной Торы, в
Первом Иерусалимском Храме
дым и огонь не отклонялись в
стороны, даже если дул ветер.
Это наглядно демонстрирует духовную
истину: молитвы (голос - коль),
действия евреев и коэнов, в
частности, поднимаются к кисэ
а-кавод.
Показали Яакову и коэнов.
И вот посланники.
Переставив буквы этой фразы на
иврите, получаем выражение «это
- коэны».
Однако каждый еврей и весь
народ совершают ошибки, в их
судьбе бывают подъемы и
падения.
Посланники поднимаются и
опускаются.
В чем коренятся ошибки?
Переставив местами буквы в
корне слова сулам (лестница)
мы получили слово семель (символ).
В нем содержится намек на
служение чужому мировоззрению
(всяческим «измам»). А это
ведет к трагедиям, к галуту
- изгнанию.
В нашей истории - четыре галута,.
Их именуют по названиям
четырех Империй, которые (на
земном уровне) управляли
жизнью сыновей Яакова: Вавилон,
Мидия (Персия), Греция и Рим.
Поднимаются и опускаются.
Гематрия этих слов равна общей
гематрии названий: Вавилон,
Мидия (Персия), Греция и Рим.
Последний галут
продолжается 1900 лет.
Закончится ли он когда-нибудь?
И вообще - известно ли нам, что
План будет реализован?
И вот лестница. Гематрия
этих слов равна гематрии
выражения «и завершено».
Яакову показали завершение
мировой истории - в
соответствии с Планом
Творения.
Но завершению непременно
должно предшествовать Начало.
Основы этого начала -
еврейского народа - предстоит
заложить Яакову.