Двадцать второй цикл обсуждения (видео)
Прочесть двадцать второй цикл обсуждения Прочесть двадцать первый цикл обсуждения Прочесть двадцатый цикл обсуждения Прочесть девятнадцатый цикл обсуждения Прочесть восемнадцатый цикл обсуждения Прочесть семнадцатый цикл обсуждения Прочесть шестнадцатый цикл обсуждения Прочесть пятнадцатый цикл обсуждения Прочесть четырнадцатый цикл обсуждения Прочесть седьмой цикл обсуждения Прочесть шестой цикл обсуждения Прочесть пятый цикл обсуждения Прочесть четвертый цикл обсуждения Прочесть третий цикл обсуждения Прочесть второй цикл обсуждения Прочесть первый цикл обсуждения
НЕДЕЛЬНАЯ ГЛАВА «ШЕЛАХ»
Место в Торе:
Четвертая книга Торы — Бамидбар, гл. 13, ст. 1 — гл. 15, ст. 41.
Почему она так
называется?
В первых двух фразах главы говорится: «И сказал Всевышний Моше: отправь (пошли)
людей осмотреть Землю Кенаана, которую Я даю сынам Израиля…».
Отправь
(пошли) на иврите — шелах.
Обсуждение главы
Шелах
1. Говорящие имена
В нашей недельной главе
рассказывается о разведчиках, которых Моше отправил разведать страну Кенаан.
В Торе каждый из них назван по имени. Как сказано: «И вот их имена» (Бамидбар,
гл. 13, ст. 4).
Эти имена — «говорящие». В
каждом — содержится намек на поступки или качества души его обладателя.
Например, представителя колена
Ашера звали Сетур бен Михаэль. Его имя свидетельствует, что он пытался
опровергнуть (сатар), оспорить всесилие Творца, пытался представить Его
неспособным (прах на наши уста!) одолеть народы, населяющие Кенаан.
Михаэль можно расшифровать, как
— «кто подобен Всевышнему». Разведчики же провозгласили: «Ведь сильнее он нас»
(там же, ст. 31), имея в виду, что Кенаан — сильнее Творца.
Но почему у посланника колена
Ашера возникли такие мысли?
На ответ намекают первые две
буквы имени Михаэль. Они образуют корень «мах», обозначающий размягчение.
Сетур был мягкотелым рохлей, он
не верил в свои силы, а обо всех остальных судил по себе. Он не был готов
воевать, побеждать, обустраивать страну. Пусть остальные воюют, а он предъявит
освобождение от врача. Но лучше, чтобы все отказались от проекта под названием
Израиль. Бороться за мир гораздо комфортнее.
Подобные сетуры встречаются и в
наши дни.
Колено Нафтали отправило
разведчика
hахби
бен Вафси. Он утаивал (hахби)
от сынов Израиля правду о Всевышнем, о Его возможностях, скрывал часть
информации о стране Кенаан и людях, населяющих ее, а остальное подавал в
искаженном виде. Он утаил (паса) часть важных сведений, чтобы у сынов
Израиля сформировалось неверное представление о земле, которую Творец обещал их
отцам.
Евреи из рода Гада отправили в
разведку Геуэля бен Махи. В его имени был заложен намек на исправление. Нужно
было только этот намек уловить.
В Талмуде (трактат Бава
Мециа, лист 85) говорится, что человек, обучающий Торе ребенка из семьи
неграмотных простолюдинов, может способствовать отмене уже вынесенного сурового
приговора.
В Танахе (книга пророка
Йермиягу, гл. 15, ст. 19) о таком человеке читаем: «Если извлечешь
драгоценное из ничтожного — будешь как уста Мои».
Обучая Торе юношу из
неблагополучной семьи, хороший преподаватель как будто извлекает драгоценный
камень из невзрачной породы. Он придает ему форму, приучая мыслить в правильном
направлении, делает огранку, исправляя и улучшая качества души, а затем —
шлифуя, доводит до совершенства. И вот, бриллиант уже сияет всеми своими
гранями, совершая собственные открытия в Торе и обучая других.
Такому ювелиру Всевышний
обещает, что он будет подобен Его устам, то есть сможет провозгласить
помилование, даже тому, кому уже вынесен обвинительный приговор.
Родовое имя Гад можно
расшифровать, как гомель далим — заботящийся о бедняках. Того, кто бен
махи, кого жизнь размазала, раздавила, по кому прошлась тяжелым катком —
помоги ему подняться, укрепи его и вознеси к Всевышнему.
Такой намек содержится в имени
Геуэль.
Только разведчики вместо того,
чтобы направить сынов Израиля дорогой Творца, попытались скрыть от них
Всевышнего. Поэтому, не была активизирована мера Милосердия, но пробудилась мера
Суда.
на основе комментария рава Шломо Левинштейна
(Израиль, наше время)
2. Тору нужно не
только читать глазами, но и — проговаривать
Моше отправляет разведчиков в
страну Кенаан. Каждое колено делегирует своего представителя. И здесь мы
читаем: «От колена Реувена — Шамуа бен Закур…» (Бамидбар, гл. 13,
ст. 4).
Имя Шамуа бен Закур — явно
говорящее. Но что оно означает?
В Талмуде (трактат Эрувин,
лист 71) Учителя, обсуждая процесс изучения Торы, приводят важное правило: тот,
кто читает только глазами, быстро забудет прочитанное. Во время учебы следует
активизировать как можно больше органов тела.
У раби Элиэзера был ученик,
который изучая Тору, читал лишь глазами и ничего не проговаривал вслух. Через
три года он забыл все, что выучил.
В имени посланника от колена
Реувена содержится намек на правильную форму учебы. При изучении Торы используй
не только зрение, но и — слух.
То, что ты читаешь глазами —
старайся еще и услышать. Ведь то, что шамуа (услышано, не только глазами
прочитано) — будет закур (то есть — запомнится). Не активизируешь речь —
быстро все забудешь.
Чтобы лучше уяснить смысл слова
шамуа, нужно понять, чем оно отличается от похожего слова шамеа
(слышит)?
Рассмотрим слова, имеющие ту же
форму — токеа и такуа. Когда мы произносим токеа — подразумеваем
человека, разово совершающего действие. Например, забивающего гвоздь в стену.
После того, как гвоздь забит, в таком действии более нет необходимости. О гвозде
же мы скажем, что он — такуа (забит в стену). И там он будет оставаться
все время, по крайней мере, пока кому-нибудь не придет в голову его вытащить.
Человек, едущий на машине и
оказавшийся в пробке, сообщает жене, что он — нитка (ударение на
последнем слоге; наткнулся на пробку), ведь он не знает сколько машин перед ним,
на какое расстояние растянулась эта пробка и сколько времени это продлится.
Однако простояв битый час почти без движения, он перезванивает и уточняет,
говоря — такуа (прочно и надолго застрял).
Теперь вернемся к нашей паре:
шомеа — шамуа.
Большинство учеников относятся к
типу «шомеа». Они слушают преподавателя, воспринимая от него информацию, и
стараются превратить ее в знания.
Проблема заключается в том, что
слушают они его далеко не всегда. Например, если один учитель беседует с другим
и не на тему урока — внимание учеников ослабевает. А ведь даже из обычного,
будничного разговора мудрецов можно многому научиться в Торе.
Или, когда учитель замолкает,
кто его слушает?
Единицы. А ведь его руки, его
лицо, его глаза, продолжают говорить, продолжают обучать. Так почему бы к этому
не прислушаться.
Бывает, урок в самом разгаре,
преподаватель из кожи вон лезет, чтобы быть понятым, но ученик «сбежал» — тело
его здесь, но мысли витают далеко. Ну, а если учитель пытается наставлять и
воспитывать, если делает замечание — ученик в такие моменты, как правило,
замыкается в себе и не слышит, как его отчитывает раввин.
Лучшие ученики относятся к
группе шамуа. Они постоянно слышат учителя. Они продолжают учиться и в
моменты, когда преподаватель смолкает, когда он разговаривает с кем-то и даже
когда сердится и повышает голос.
Такие ученики не только шамуа,
они еще и — закур (запоминающие).
Мы видим, что имя разведчика из
рода Реувена несет в себе важный урок — каким должен быть ученик Моше.
Впрочем, этот разведчик свое имя
не оправдал — он слушал только то, что хотел услышать. И это не довело его до
добра.
на основе комментария рава Йоси Бараби
(автор книги «Бен Порат Йосеф», Джерба, Тунис, 1851-1919 гг.)
3. К Творцу нужно
относиться сердечно
Одним из разведчиков, посланным
в Кенаан был Калев бен Йефуне. Как сказано: «От колена Йегуды — Калев,
бен Йефуне» (Бамидбар, гл. 13, ст. 6).
Все разведчики обладали
говорящими именами, и Калев не был исключением.
Попробуем разобраться в смысле
его имени и попытаемся понять, какой посыл оно в себе несет.
Имя Калев можно расшифровать,
как — куло лев (сплошное сердце). Исключительно сердечное отношение к
Всевышнему.
Что означает — сердечное?
Полное любви и трепета.
Именно эта сердечность, любовь и
трепет заставили Калева отвернуться (на это намекает имя Йефуне) от позиции
большинства разведчиков и не принять ее.
Разведчики решили отговорить
сынов Израиля от вступления в Кенаан. Калев — противостоял этому.
В книге Ховот
hа-левавот
приведена следующая история. Один человек шел по саванне и наткнулся на спящего.
— Неужели ты не боишься льва и
диких зверей, обитающих здесь? — спрашивали его.
— Мое сердце, — отвечал он, —
переполняет трепет перед Всевышним, и в нем нет места для страха еще перед
кем-то.
Получается, все зависит от того,
чем человек себя сам наполняет.
Калев наполнил себя любовью и
трепетом, а разведчики, кстати — тоже любовью и страхом. Но любовью — к почету и
уважению, к власти. И боязнью — все это потерять.
Когда на человека нападает
собака, он старается от нее отбиться — бросает камни, пытается пнуть ее ногой.
Но если, вслед за собакой, откуда ни возьмись, появится лев. Теперь собака из
врага превращается в союзника. Ведь лев не побрезгует и ею.
Теперь немного изменим условие.
Человек сперва был атакован
львом, а потом ко льву присоединилась и собака.
Произведет ли это впечатление на
человека, будет ли он больше бояться?
Конечно же, нет! Его сердце
переполняет страх перед львом, и в нем не осталось места для того, чтобы бояться
еще и собаки.
Если сердце человека занято
Всевышним — в нем уже не остается места ни для чего другого.
Некоторые люди не выполняют
заповеди и не соблюдают Тору. Тем не менее, утверждают, что носят Творца в своем
сердце.
Если бы это было правдой, в их
сердце не осталось бы места для вожделений и пагубных страстей.
Как там еще умещается столько
разных глупостей и дурных привычек? Неужели Создатель так мал и незначителен?
Всевышний — там, куда Его
впускают. И некоторые стараются задвинуть Его в дальний ящик стола, чтобы пореже
попадался на глаза и не отвлекал от приятного времяпрепровождения.
Человек, чье сердце без остатка
отдано Творцу — гораздо легче справляется с испытаниями и трудностями, выпавшими
на его долю.
Страх пойти против Воли
Всевышнего удерживает человека от совершения прегрешений. Удержал он и Калева от
клеветы и наговора, в отличие от других разведчиков.
Любовь, переполняющая сердце,
заставляет человека творить добро. Эта любовь побудила Калева выступить в защиту
Земли Израиля, хотя его мнение и шло вразрез с позицией большинства.
на основе комментария рава Хаима Соловейчика из Бриска
(один из крупнейших раввинов конца 19-го – начало 20-го вв.; Литва – Белорусь)
4. Машиах придет в
срок, Машиах придет раньше срока
Колено Иссахара делегировало в
разведчики своего представителя. Написпно: «От колена Иссахара — Игаль, бен
Йосеф» (Бамидбар, гл. 13, ст. 7).
У него, как и у всех остальных
разведчиков, было говорящее имя. Постараемся понять его сокровенный смысл.
В Талмуде (трактат Йевамот,
лист 63) говорится, что Машиах придет, когда закончатся души.
На Небесах есть место, в котором
находятся души. Все они должны пройти через наш земной мир. Когда это
произойдет, тогда и откроется Машиах. Поэтому мы так радуемся каждому
новорожденному. Ведь родившийся младенец — это спустившаяся с Небес душа. А
каждая побывавшая тут душа приближает приход Машиаха и окончательную геулу
(освобождение).
Впрочем, известны слова Творца о
геуле, переданные через пророка — «Я, Всевышний, в назначенное время,
ускорю это» (Танах, книга пророка Йешаягу, гл. 60, ст. 22).
Так Машиах придет в
назначенное время, или все же, Всевышний ускорит его приход, так, что геула
произойдет раньше установленного срока?
Учителя разъясняют, что такое
случится, когда сыны Израиля будут достойны этого. Тогда Творец сразу же пошлет
им Машиаха. И это может произойти даже раньше установленного срока.
А, что, если окажутся
недостойными?
Тогда придется ждать, как
сказано в Талмуде (трактат Санhедрин,
лист 98), пока не наступит конец времен. А мы уже знаем, что конец времен
соответствует моменту окончания душ в определенном месте духовных миров.
Соответственно, если геула начнется раньше срока — не все души успеют
побывать в нашем материальном мире.
Но, что будет с этими душами?
В Мидраше говорится, что в
Египте одна женщина могла родить шестьсот тысяч.
Но как такое может быть?
Женщина, которую звали Йохевед,
была матерью Моше. А Моше стал настолько велик, что его душа включала души всех
евреев — шестьсот тысяч корневых душ.
Теперь вернемся к обсуждению
досрочного прихода Машиаха.
В любой период времени в нашем
народе есть женщины готовые родить прямо сейчас. Если Всевышний решит, что евреи
достойны геулы, он спустит через одну из рожениц великую душу. Например,
как душа Виленского Гаона (раби Элиягу из города Вильно, Литва, 18-й
век), или Хафец Хаима (раби Исраэль-Меир
hа-Коэн,
один из крупнейших Учителей Торы первой половины 20-го века), которая будет
включать все оставшиеся души, еще не успевшие побывать среди людей.
И получится, что хоть и раньше
срока, но, тем не менее — все души смогут пройти испытание материальностью.
Все это в сжатом виде содержит
имя представителя колена Иссахара.
В имени Игаль — намек на
геулу сынов Израиля. А в имени бен Йосеф — на то, каким образом она
произойдет. Если в срок, то за счет того, что женщины не перестают рожать,
добавляя, вместе с новорожденными, новые души, спустившиеся в наш мир.
На геулу раньше срока,
геулу достойных — намекает родовое имя Иссахар. Род Иссахара славен
мудрецами Торы, великими душами, каждая из которых включала в себя множество душ
простых евреев.
на основе комментария раби Йосефа Хаима
(один из крупнейших Учителей Торы, открытой и закрытой ее части — каббалы, автор
десятков книг, в том числе — краткого кодекса законов, под названием Бен Иш Хай;
Багдад, Ирак, вторая половина 19-го века – начало 20-го)
5. Не уподобляться коню
Моше отправляет разведчиков в
Кенаан. Каждое колено посылает своего представителя. Здесь мы читаем: «От
колена Йосефа, от колена Менаше — Гади бен Суси» (Бамидбар, гл.
13, ст. 11).
Имена разведчиков были
говорящими, каждое из них несло в себе определенный посыл. Постараемся выяснить,
сакральный смысл имени посланника колена Менаше.
Еще каких-нибудь 150 лет назад в
еврейском народе были распространены и весьма популярны магиды —
странствующие раввины, которые держали путь от местечка к местечку, от общины к
общине, наставляя сынов Израиля и обучая их Торе. Магиды умели зажечь,
умели воодушевить, умели зародить интерес и поддерживать его. Выступления
магидов порождали трепет перед Всевышним и любовь к Его Торе и заповедям.
Один из странствующих раввинов
дал прекрасное объяснение имени разведчика от колена Менаше, из рода Йосефа.
Душа человека спускается из
духовных миров в наш самый нижний мир, чтобы собирать заповеди, изучать Тору,
совершать добрые дела, учиться трепету перед Всевышним и любви к Нему.
Предназначение человека в материальном мире — быть Йосефом (от слова «леесоф»,
то есть — собирать). А собирать он должен достоинства и заслуги, которые потом
можно будет взять с собой — с тем, чтобы они сопровождали его, когда придет
время возвращаться в духовные миры.
Только, к сожалению, в
большинстве случаев, оказавшись на земле, человек, вместо того, чтобы быть
Йосефом, становится Менаше. Имя Менаше намекает на забывчивость. Как сказано: «И
нарек Йосеф имя первенцу «Менаше»: ибо дал забыть мне Всевышний всю мою тягость
и все, что угнетало в доме отца моего» (Берешит, гл. 41, ст. 51).
Как только человек получает
возможность зарабатывать деньги и добиваться почета и уважения, он часто
забывает о своей главной задаче, которая лежит не в материальной, но — в
духовной сфере. Так человек проживает свою жизнь абсолютно впустую,
разбазаривая, отведенные ему дни и часы на всевозможные глупости. Так крошечный,
едва научившийся блеять гди (ягненок), который присутствует практически в
каждом человеке, превращается в огромного фыркающего коня (суси). А все
интересы коня ограничиваются сочной травой, душистым сеном, да прохладной водой.
"Вразумлю тебя, — наставляет
царь Давид, — и покажу тебе путь, которым пойдешь, советовать буду тебе, обращу
взор Мой на тебя. Не будьте, как конь и как мул неразумный» (Теилим
— Псалмы царя Давида, гл. 32, ст. 8-9).
Рассмотрим эту цитату.
«Вразумлю тебя». Тут царь Давид
«раздает» разум. Разве кто-то от этого откажется? Все выстраиваются в очередь.
Тогда он показывает путь, каким следует идти. Это главные жизненные принципы,
которых нужно придерживаться.
Давид на этом не
останавливается, он передает обещание Создателя — «советовать буду тебе, обращу
взор Мой на тебя».
Кто идет дорогой Всевышнего,
тому Он помогает увидеть жизнь в истинном свете.
В чем же заключается совет?
«Не уподобляйтесь коню и
неразумному мулу».
Но разве без наставления Давида
мы не знали, что не нужно быть конем?
Для лучшего понимания расскажу
притчу.
Однажды летним днем пришел на
ярмарку конь. Распорядитель тут же подскочил к нему и справился о причине
визита.
— Уважаемый конь! Чем могу тебе
помочь?
— Я пришел сюда, чтобы поесть.
— Смотри, лотки ломятся от
всевозможной снеди. Выбирай!
Конь попробовал и скривился.
— Что это за отрава!?
— А что ты любишь?
— Сено! И чем больше сена — тем
лучше.
В чем смысл этой притчи?
У еврея есть заповеди, у него
есть Тора и добрые дела — это наполненная и содержательная жизнь. Но, несмотря
на это, ему не хватает экшена, не хватает динамики, ему хочется денег и
удовольствий, почета и славы.
И все же не будь конем, —
наставляет каждого из нас царь Давид, — поверь, что трава и солома не могут быть
смыслом жизни...
Автор текста Мордехай Вейц
ГЛАВА
ГЛАВА «Вайешев»
Место в Торе: Книга
Берешит, гл. 37, ст. 1 — гл. 40, ст. 23.
Почему она так называется?
В первой фразе главы сказано: «И
поселился Яаков в стране проживания
своего отца, в стране Кенаан...».
И поселился на иврите — вайешев.
Обсуждение главы Вайешев
1. Яаков и Йосеф родились обрезанными
Написано в нашей недельной главе: «Вот
родословие Яакова — Йосеф…» (Берешит,
гл. 37, ст. 2).
В Мидраше (Мидраш Раба на книгу Берешит,
гл. 84) говорится, что Яаков и Йосеф были
очень похожи. И не только внешне. Схожими в
определенном смысле были и их жизненные
пути.
Впрочем, в названном Мидраше отмечается и
еще одно сходство: оба они, Яаков и Йосеф,
родились обрезанными, без крайней плоти.
И действительно, о Яакове сказано, что он
был «человеком цельным, совершенным» (Берешит,
гл. 25, ст. 27). Настолько цельным и совершенным,
что даже обрезание делать ему — не
понадобилось.
Но откуда известно, что и Йосеф родился
без крайней плоти?
Ранее в книге Берешит мы прочли,
что Рахель, родив Йосефа, сказала: «Устранил
Всевышний позор (на иврите — «херпа»)
мой» (гл. 30, ст. 23).
Слово херпа, может использоваться для
обозначения позора, связанного с
отсутствием обрезания.
В развитие истории с дочерью Яакова Диной.
Как написано: «Ведь позор (херпа) для нас
отдать сестру необрезанному» (Берешит,
гл. 34, ст. 14), — сказали сыновья Яакова Шхему (подробнее
об этом — см. на сайте, к примеру, в обзоре
недельной главы Ваишлах, пятый
годовой цикл обсуждения).
Таким образом, фразу — «Устранил
Всевышний позор мой» можно понять и так, что
Всевышний создал Йосефа уже обрезанным, без
крайней плоти, «без позора».
И еще, когда родился Йосеф, Яаков попросил
Лавана немедленно отпустить всю его семью (Берешит,
гл. 30, ст. 25).
Понятно, что обрезание в дороге делать
опасно. Поэтому нужно было дождаться, когда
Йосефу минет восьмой день, обрезать его и
затем отправляться в путь. Но мы видим, что
Яаков не собирается ждать. Он готов уйти от
Лавана немедленно. Исходя из этого, можно
сделать вывод, что в обрезании не было нужды,
так как Йосеф родился без крайней плоти.
А теперь вопрос, который напрашивается с
самого начала: ну, хорошо, у Йосефа
действительно много общего с отцом, но
упоминать только его в «родословии Яакова»...
А как же остальные его дети?
В Талмуде (трактат Берахот, лист 60)
наши Учителя, разъясняя суть этого
фрагмента, напоминают историю с женой
Яакова Леей.
Когда Леа была беременной, она очень
переживала за сестру. «Если у меня родится
сын, — размышляла она, — моя сестра Рахель
даже служанке не будет равной». Ведь у
служанок родились от Яакова по два сына. А у
него должно было быть всего 12 сыновей.
Так что, если бы Лея родила сына (седьмого
по счету у нее) — Рахель могла бы иметь
только одного сына.
Лея молилась о Рахели, и дитя в ее утробе
стало девочкой.
Новорожденную, как известно, назвали
Диной. Дина, хоть и была девочкой, все же
сохранила в себе какие-то мужские черты.
В Мидраше (Ялкут Шимони, на
недельную главу Тазриа) Учителя
пишут, что девочки больше связаны с отцом, а
мальчики — с матерью. И в подтверждение
своих слов они ссылаются на фразу в Торе — «Если
женщина зачнет и родит дитя мужского пола…»
(Ваикра, гл. 12, ст. 2).
Выходит, мужские качества Дины укрепили
ее духовную связь с Леей.
Йосеф же изначально должен был родиться
девочкой, и хотя в заслугу Леи, он в конечном
итоге, родился ребенком мужского пола,
многие качества у него остались женскими.
Он, например, как пишет Раши (раби Шломо
бен Ицхак — величайший комментатор Торы и
Талмуда; Франция, 11-й век) в своем
комментарии на книгу Берешит —
тщательно причесывался, следил за своей
внешностью.
Преобладание женских качеств и
обусловило возникновение особых отношений
между ним и его отцом Яаковом. Ведь с отцом
больше связаны девочки. Поэтому и сказано: «Вот
родословие Яакова — Йосеф». Ведь Йосеф был
Яакову ближе всех остальных.
на основе комментариев рава
Иегуды-Арье-Лейба Алтера
(Гурский Ребе — Сфат Эмет, Польша,
19 в.)
и рава Йонатана Эйбшица
(великий Учитель, автор десятков
книг по всем разделам Устной и Письменной
Торы; Польша – Германия, первая половина 18-го
века)
2. Почему Яаков отправил Йосефа к братьям?
Ход нашей истории во многом был определен
конфликтом, развившемся между Йосефом и
братьями. Вот как он начинался: "И
приносил Йосеф о них (о братьях) славу худую
их отцу" (Берешит, гл.37, ст.2).
Но какая такая "худая слава" могла
водиться за братьями Йосефа?
Йосеф рассказывал отцу обо всем дурном,
что замечал за своими братьями, сыновьями
Леи. Он говорил, что они ели часть от живого
еще животного и пренебрежительно
относились к сыновьям служанок, называя их
слугами, и что существуют опасения
относительно их поведения с женщинами.
Но разве можно себе представить, что
сыновья Яакова совершали такие прегрешения?
С другой стороны, трудно предположить, что
Йосеф все это выдумал, чтобы очернить
братьев в глазах отца. Согласитесь, ничего
подобного ни от Йосефа, ни от его братьев мы
не ожидаем. Так как же было на самом деле?
А было так. Братья решили проверить Йосефа,
насколько он умеет хранить тайну, не
является ли доносчиком?
С этой целью они разыграли перед ним
небольшой спектакль. Они взахлеб обсуждали
как вкусно было есть часть от живого и как
полезно это. И о младших братьях своих,
сыновьях Билhи и сыновьях Зилпы говорили
пренебрежительно, и также о женщинах было
сказано, что-то фривольное. Йосеф же все
принял за чистую монету. И решив, что братья
обмениваются впечатлениями о том, что было
на самом деле, рассказал обо всем отцу.
"И приносил Йосеф о них (о братьях) славу
худую". То, что мы перевели как "худая
слава", в оригинале - "дибатам раа".
Не отсюда ли в русский язык проникли "дебаты"?
Йосеф рассказывал не о реальных поступках
братьев, но лишь об их дебатах, пустых
дебатах, не имевших никакого отношения к
реальности. Ну прямо парламентские дебаты,
точь-в-точь.
Выходит, хоть братья и не совершили тех
прегрешений, что им приписывала "худая
слава", но и нельзя сказать, что Йосеф
обманывал отца.
Определяющим, в этой ситуации, является
вопрос, как Яаков воспринял оперативные
донесения Йосефа, поверил ли им?
Впрямую об этом в Торе не сказано, но ответ,
очевидно, отрицательный. "Диба" (хула)
не произвела впечатления на Яакова, не
заставила его плохо думать о сыновьях.
Более того, он желал, чтобы и Йосеф изменил
свое мнение. Именно с этой целью он посылает
его проведать братьев.
Вот наставления Яакова Йосефу, перед тем
как тот отправился в путь.
"Пойди же, посмотри, мир ли братьям
твоим" (там же, ст.14). Пойди и убедись, что
между твоими братьями мир и никто никого не
притесняет.
"И цел ли скот" (там же). Проверь и
убедись, что скот цел, и братья не едят от
живого.
"Ведь братья твои пасут в Шхеме" (там
же, ст.13). Твои братья самоотверженно
вступились за честь Дины. Они не побоялись
выступить против правителя города и против
всех жителей, когда была задета честь
сестры. Поэтому никак нельзя усомниться в
их порядочном отношении к женщинам.
Таким образом, отправляя Йосефа к братьям
в окрестности Шхема, Яаков хотел, чтобы тот
убедился в беспочвенности всех обвинений.
на основе комментария рава
Йонатана Эйбшица
(великий Учитель, автор десятков
книг по всем разделам Устной и Письменной
Торы; Польша – Германия, первая половина 18-го
века)
3. Искал ли Реувен славы?
Говорится в нашей недельной главе, что,
увидев приближающегося Йосефа, братья
начали сговариваться, чтобы схватить его и
убить. И далее сказано: «И услышал Реувен и
освободил его из их рук» (Берешит, гл.
37, ст. 21).
Реувен хотел спасти Йосефа и убедил
братьев не убивать его, а пока посадить в
яму. В дальнейшем он рассчитывал вызволить
Йосефа из ямы и вернуть его отцу. Но
задуманному не суждено было осуществиться.
Так как по совету Иегуды, братья продали
Йосефа в Египет. Несмотря на то, что в
конечном итоге, Реувену не удалось
обеспечить возвращение Йосефа к отцу, Тора
весьма позитивно описывает его действия в
той ситуации и подчеркивает его добрые
намерения.
В Мидраше (Мидраш Раба на книгу Ваикра,
гл. 34) Учителя замечают, что в случае, если бы
Реувен тогда знал, что его поступок будет
описан в Торе — он тут же взвалил бы Йосефа
на плечи и немедленно доставил его к Яакову.
Неужели Реувеном двигала жажда славы, а не
искреннее желание спасти брата?
Женщина, которая всегда поносила
бездомных на чем свет стоит, которая
морщилась и зажимала нос, лишь завидев
бездомного издали, и, узнав, что снимают
сюжет о милосердии, схватила дорогущую
колбасу и бросилась с ней наперевес,
отпихивая всех прочих милосердных, чтобы
попасть в кадр.
О Реувене, конечно же, нельзя сказать
ничего подобного. Реувен спасал Йосефа
исключительно во имя Небес. Личная слава
его не интересовала ни на йоту. Будучи очень
скромным человеком, Реувен совершенно не
желал прославиться. Поэтому он действовал
скрытно. Он предложил братьям временно
поместить Йосефа в яму. С тем, чтобы,
дождавшись, когда страсти улягутся,
незаметно отвести отрока к отцу.
Реувен хотел спасти Йосефа. Но так, чтобы
не поднимать шумиху вокруг своей персоны.
Помните — «Ищут пожарные, ищет милиция,
ищут фотографы...». Реувен действовал ради
Славы Творца, и маршаковский образ «неизвестного
героя» — это как будто бы про него. Герой
Маршака сбегает от славы, запрыгнув на
подножку трамвая. У Реувена не было такой
возможности. Чтобы скрыть свою
причастность к спасению Йосефа, он старался
действовать незаметно. А это очень
сковывало, очень ограничивало его
возможности. И хотя Реувен и смог спасти
жизнь Йосефа, к отцу он его не вернул.
Но Реувен не знал, что не фотографы, но
сама Тора уже навечно запечатлела его
поступок — спасение Йосефа от рук братьев.
И стать неизвестным героем ему было не
суждено. А если бы ему это было известно —
он, не таясь, взвалил бы Йосефа на плечи и
отнес бы его домой.
на основе комментария рава Моше-Яакова
Равикова
(известен и как Сандляр, т.к. имел
сапожную мастерскую;
уроки, которые он давал по
субботам, опубликованы в книге «Ликутей
раби Моше-Яаков»; конец 19-го — первая
половина 20-го вв.; Белорусь — Эрец Исраэль)
4. Сколько дочерей было у Яакова?
Когда Яакову сообщили о смерти Йосефа, тот,
как сказано в нашей недельной главе —
скорбел о нем много дней (Берешит, гл.
37, ст. 31). Тогда все его дети пришли к нему,
чтобы утешить, но он не принял утешения. И мы
читаем об этом: «И поднялись все его сыновья
и все его дочери, чтобы утешить его, но он
отказался утешиться» (там же, ст. 35).
Обратим внимание на слова — «все его
дочери». До сих пор нам было известно лишь
об одной дочери Яакова — Дине.
В описании возвращения Яакова от Лавана в
родные края, в Торе написано: «И поднялся он
в ту ночь, и взял он двух своих жен и двух
служанок, и одиннадцать своих детей» (Берешит,
гл. 32, ст. 23).
А где была Дина? - задается вопросом Раши
(раби Шломо бен Ицхак — величайший
комментатор Торы и Талмуда; Франция, 11-й век).
И приводит ответ из Мидраша (Мидраш Раба
на книгу Берешит, гл. 76), где сказано,
что Яаков спрятал Дину в сундук и запер,
чтобы Эсав ее не приметил.
Позднее Яаков был за это наказан. Ведь
Эсаву могла понравиться Дина. Он попросил
бы Яакова отдать Дину ему в жены. И тогда ей,
быть может, удалось благотворно повлиять на
Эсава, вернуть его на праведный путь.
Но Яаков, спрятав Дину, лишил Эсава этого
шанса. И вместо того, чтобы стать женой
Эсава, Дина досталась Шхему.
Из этого Мидраша как будто бы следует, что
у Яакова была только одна дочь, Дина. Но
почему же тогда в Торе написано — «все его
дочери»?
В том же Мидраше (гл. 84) раби Иегуда говорит,
что у Яакова вместе с каждым сыном
рождалась еще и девочка-близнец. Эти
девочки и стали женами своих братьев по
отцу.
Таким образом, Яаков, кроме Дины, имел и
других дочерей. Но где они все они были,
когда он прятал Дину?
Если предположить, что Яаков, по умолчанию,
спрятал всех своих дочерей в большом
сундуке или в нескольких сундуках — почему
же тогда он был наказан только за Дину? Ведь
невозможно представить, что кроме Дины,
Шхем выкрал и остальных дочерей Яакова и на
всех хотел жениться.
Конечно же, нет.
Яаков не прятал своих дочерей от Эсава. И
не потому, что сундук был слишком мал, и не
из-за острой нехватки сундуков. Просто на
тот момент все дочери Яакова уже были
замужем. А на замужних Эсав не позарился бы.
Свободной была только Дина. Вот Яаков ее и
спрятал.
на основе комментария рава Моше-Яакова
Равикова
(известен и как Сандляр, т.к. имел
сапожную мастерскую;
уроки, которые он давал по
субботам, опубликованы в книге «Ликутей
раби Моше-Яаков»; конец 19-го — первая
половина 20-го вв.; Белорусь — Эрец Исраэль)
5. Муха в вине
В Торе читаем, что Йосеф, находясь в
египетской тюрьме, растолковывает сны двум
своим сокамерникам: придворным виночерпию
и пекарю. И все происходит в точности так,
как и предсказал им Йосеф. Написано в нашей
недельной главе: «И возвратил он (Паро, то
есть — фараон) старшего над виночерпиями к
его служебным обязанностям, и подал тот
чашу в руку Паро. А старшего над пекарями он
повесил, как и говорил им Йосеф» (Берешит,
гл. 40, ст. 21-22).
В своем комментарии на этот фрагмент Раши
(раби Шломо бен Ицхак — величайший
комментатор Торы и Талмуда; Франция, 11-й век)
пишет, что придворный виночерпий был
наказан за то, что в кубок фараона с вином
попала муха. А царский пекарь — за камешек,
обнаруженный в хлебе.
В итоге, после года в заключении,
виночерпий был возвращен на должность, а
пекарь — казнен.
Какова же логика этих двух совершенно
разных приговоров?
Итак, камешек — против мухи. Камешек
уничтожает пекаря, а муха — вытаскивает
виночерпия из тюрьмы.
Но почему?
Муха, если она живая, обладает собственной
активностью. Сделать так, чтобы она не
попала в бокал, бывает порой весьма
затруднительно. Поэтому «преступление»
виночерпия против фараона, с этой точки
зрения, скорее — непредвиденная
случайность.
У камешка же нет ни крыльев, ни ног.
Следовательно, ни залететь, ни заползти в
тесто сам он не мог. По-видимому, он попал
туда с мукой. Стало быть, мука была плохо
просеяна. А это уже — халатность пекаря. Так
его и повесили, в халате.
И все же, согласитесь, что муха в вине
гораздо противнее камешка в хлебе. Муха,
попавшая в бокал фараона, наверняка фараону
и достанется. Кроме него, из этого бокала
никто не пьет.
Камешек в хлебе, конечно же — тоже
неприятность. Но отвращение он не вызывает.
Да и фараон не съест целую буханку. Так что,
совсем не обязательно, что камешек
попадется именно ему.
Почему же тогда казнили пекаря, а не
виночерпия?
Два этих придворных, как это часто бывает,
ненавидели друг друга. Они плели интриги и
строили друг другу козни. С единственной
целью — навлечь гнев владыки на «оппонента».
И вот, после множества хитроумных интриг,
которые ни к чему не привели, после тщетных
попыток дискредитировать соперника,
недруги сняли перчатки и прибегли к грубым
решительным действиям.
Пекарь поймал муху и незаметно подбросил
ее в бокал Паро, а виночерпий подложил
камешек в тесто, из которого должны были
испечь хлеб для царского стола.
Проступок пекаря, который поймал муху и
бросил ее плавать в царский кубок,
разумеется — сильнее бьет по чести фараона,
нежели камешек, подброшенный виночерпием в
тесто. Поэтому пекарь был казнен, а
виночерпий отделался годом тюрьмы.
на основе комментария рава
Йехиэля-Михля Эпштейна
(глава раввинского суда Навардока,
автор труда «Арух а-Шульхан»;
Беларусь, 1829-1908 гг.)
Прочесть двадцать второй цикл обсуждения Прочесть двадцать первый цикл обсуждения Прочесть двадцатый цикл обсуждения Прочесть девятнадцатый цикл обсуждения Прочесть восемнадцатый цикл обсуждения Прочесть семнадцатый цикл обсуждения Прочесть шестнадцатый цикл обсуждения Прочесть пятнадцатый цикл обсуждения Прочесть четырнадцатый цикл обсуждения Прочесть седьмой цикл обсуждения Прочесть шестой цикл обсуждения Прочесть пятый цикл обсуждения Прочесть четвертый цикл обсуждения Прочесть третий цикл обсуждения Прочесть второй цикл обсуждения Прочесть первый цикл обсуждения
|