New Page 1
|
|
Недельная глава
Двадцать второй цикл обсуждения (видео)
Прочесть двадцать первый цикл обсуждения Прочесть двадцатый цикл обсуждения Прочесть девятнадцатый цикл обсуждения Прочесть восемнадцатый цикл обсуждения Прочесть семнадцатый цикл обсуждения Прочесть шестнадцатый цикл обсуждения Прочесть пятнадцатый цикл обсуждения Прочесть четырнадцатый цикл обсуждения Прочесть седьмой цикл обсуждения Прочесть шестой цикл обсуждения Прочесть пятый цикл обсуждения Прочесть четвертый цикл обсуждения Прочесть третий цикл обсуждения Прочесть второй цикл обсуждения Прочесть первый цикл обсуждения
New Page 3
ГЛАВА «НОАХ»
Место в Торе:
Берешит,
гл. 6, ст. 9 — гл.11, ст. 32.
Почему она так называется?
В первой фразе недельной главы говорится: «Вот житие Ноаха — Ноах
был человеком праведным и непорочным...”.
Обсуждение главы
Ноах
22.10.06
Мы уже не раз читали первую фразу нашей недельной главы, которая звучит так:
«Вот житие Ноаха — Ноах был человеком праведным и непорочным в поколениях своих»
(Берешит, гл. 6, ст. 9). И в одном из обзоров рассматривали, что
такое «праведность» и «непорочность» Ноаха (см. на сайте
обзор недельной
главы Ноах, первый годовой цикл обсуждения). И, тем не менее,
в ней, в этой фразе, все же остаются неясности. Что, к примеру, сообщает нам
Тора в словах — «в поколениях своих»? Это уточнение можно понимать по-разному.
Скажем, поколение Ноаха было настолько «испорченным», что он, по сравнению с
другими людьми мог считаться праведником. О каком «уровне праведности»
здесь идет речь?
Анализируя данную фразу из Торы и сведения, найденные в других еврейских
первоисточниках, — отмечает Раши (раби Шломо бен Ицхак, величайший
комментатор Торы и Талмуда; Франция, 11-й век), — наши Учителя открывают разные
грани Истины. Одни приходят к выводу, что Ноах, если бы он жил в поколении
праведников, был бы еще большим праведником. Другие же подчеркивают, что
праведность Ноаха осталась бы просто незамеченной, если бы он жил в поколении
Авраама (более подробное изложение этой концепции — см. на сайте
обзор
недельной главы Ноах, второй годовой цикл).
Но как же обстояло дело в действительности?
Чтобы принять одну из граней Истины и попытаться дать оценку праведности
Ноаха, прежде всего, вероятно, нужно представить себе жизнь поколения, которому
он принадлежал.
В Торе об этом написано: «И было, когда люди стали умножаться на земле, и
дочери родились у них, а сыны тех, кто обладал могуществом, увидев, как красивы
дочери, брали себе жен, каких хотели… и растлилась земля пред Всевышним, и
наполнилась земля злодеянием. И увидел Всевышний землю, что вот: растлилась она,
ибо извратила всякая плоть путь свой на земле. И сказал Всевышний Ноаху: «Конец
всякой плоти настал предо Мною, ибо вся земля наполнилась насилием от них, и вот
Я истреблю их вместе с землею» (Берешит, гл. 6, ст. 1-2, 11-13).
Мы видим, что, описывая поколение Ноаха, Тора пишет о растлении и злодеянии.
И подчеркивает, что те, кто был наделен властью, выбирали себе любую
понравившуюся им женщину. Это было поколение, в котором не существовало никаких
моральных и нравственных границ. Можно также предположить, что и самой
общественной структуры в то время не было, и каждый делал то, что вздумается.
Но в чем же тогда заключалась праведность Ноаха? Он, очевидно, заботился о
собственном моральном облике и не участвовал в общем распутстве и грабежах. Мы
понимаем, что Ноах никому не делал зла. Однако, с другой стороны, в Торе не
сказано, что он совершал добрые деяния. Ноах был эдаким островком в море падения
нравов — никому не причинял зла, но и помощи никому не оказывал. В этом было и
величие Ноаха и его трагедия.
В книге Зоѓар (см. на сайте, к примеру, ответ
«Зоѓар
— кем и когда написан?», № 1449) приводится разговор Всевышнего с Ноахом,
имевший место после Потопа.
Рассказывается в этом фрагменте Зоѓара (книга Зоѓар,
Ашматот к книге Берешит, стр. 256-б), что Ноах, выйдя из ковчега
на сушу, увидел, что весь мир уничтожен. Он зарыдал и, обращаясь к Всевышнему,
сказал:
— Творец, Тебя называют милосердным. Ты должен был проявить милосердие по
отношению к Своему Творению».
— Неразумный пастух, — отвечал ему Творец. — Ты говоришь мне это теперь?
Почему ты не сказал то же самое, когда Я сообщил, что считаю тебя праведником в
твоем поколении (а все поколение погрязло в прегрешениях)? Почему ты смолчал,
когда Я говорил, что будет Потоп, и велел тебе строить ковчег? Я долго
откладывал наказание, ожидая, когда же ты попросишь Меня проявить милосердие
к людям. А ты делаешь это только теперь, когда мир уже уничтожен…
О чем свидетельствует этот диалог?..
23.10.06
Творец мира считал Ноаха лидером в его поколении, — говорят Учителя, исследуя
данный отрывок из Зоѓара. — Поэтому именно на нем лежала
ответственность за судьбы людей. Всевышний велел ему построить ковчег, а он,
Ноах, даже не попытался спасти кого-то и позаботился только о членах своей
семьи. Вот и называет его Всевышний «неразумным пастухом», который видит, что
его стадо сбилось с пути и пасется на территории, где животные могут стать
добычей волков, а он при этом, осознавая опасность ситуации, полагает, что овцы
стада заслужили, чтобы их съели волки. Ведь они сами, по собственной
воле, свернули с пути.
Далее в Зоѓаре говорится о том, как оценивает ситуацию раби
Йоханан (величайший Учитель Талмуда в Эрец Исраэль, составитель
Иерусалимского Талмуда; 3-й век).
Он, прежде всего, концентрирует внимание на отличии Ноаха от еврейских
праведников, которые жили много поколений спустя. Ноах не защитил свое
поколение, — подчеркивает раби Йоханан. — Он даже не просил о спасении своих
современников. Авраам же в сходных обстоятельствах вел себя совершенно иначе.
Когда Всевышний сообщил ему, что собирается разрушить Седом и Амору и уничтожить
население этих городов, Авраам тут же стал умолять Творца не делать этого. И
мотивировал свою просьбу тем, что города нельзя разрушать, если в них есть
праведники. Он, Авраам, «сдался» только после того, как оказалось, что в этих
городах не нашлось и десяти праведников (см. на сайте, к примеру,
обзор
недельной главы Вайера, первый годовой цикл обсуждения).
По-другому, в отличие от Ноаха, вел себя в аналогичной ситуации и Моше
Рабейну. Когда Всевышний объявил ему о своем решении уничтожить еврейский народ
— за то, что отлили они, вопреки Его запрету, себе идола, золотого тельца, Моше
умолял Творца о милосердии. Его не устроила перспектива самому остаться в живых,
чтобы от него, как обещал Всевышний, произошел более послушные Его Воле народ.
Нет, Моше был готов душу отдать — и в этом и в грядущем мире — за народ, с
которым он вышел из Египта предпочитая погибнуть вместе с ним, если ему, народу,
уготована гибель. И Моше не прекращал взывать к Всевышнему, пока Творец не явил
Милосердие и не согласился простить сынов Израиля (см. на сайте, например,
заключительную часть обзора недельной главы Ки Тиса, второй
годовой цикл обсуждения).
В Торе этому историческому событию посвящен такой текст: «И сказал Всевышний,
обращаясь к Моше — увидел Я, что народ этот — непреклонный! А теперь оставь
Меня, и воспылает Мой гнев на них, и уничтожу Я их, а от тебя произведу великий
народ!». И далее, слова Моше: «Зачем гневаться Тебе на народ Твой, который вывел
Ты из страны египетской мощью великой и дланью могучей? Зачем допускать, чтобы
египтяне говорили — на беду Он их вывел, чтобы убить их в горах и стереть их с
лица земли! Отступись от гнева Твоего и передумай — не губи народ Свой! Вспомни
Авраама, Ицхака и Яакова, преданных слуг Твоих, которым Ты поклялся, говоря им:
умножу потомство ваше, сделав его многочисленным, подобно звездам небесным, и
всю ту страну, о которой Я говорил, отдам вашим потомкам, и будут они владеть ею
вечно» (Шемот, гл. 32, ст. 9 -14).
Зоѓар называет Моше — «преданным пастухом»…
24.10.06
В самом деле. Моше проявляет качества истинного народного лидера,
который в полной мере ощущает ответственность за судьбы людей. Даже когда,
казалось бы, все точки над «и» Всевышним поставлены, он все же берет на себя
смелость «перечить» самому Творцу мира, выдвигая аргументы в пользу спасения
сынов Израиля.
Ноах же принимает решение Всевышнего с покорностью, без споров. Он
соглашается с Творцом — его поколение действительно пало слишком низко.
В отличие от него, Авраам пытается спасти Седом и Амору — хотя бы ради
живущих в этих городах праведников.
Моше жизнью готов пожертвовать ради спасения своего народа, отдавая себе
отчет в том, что народ и в самом деле совершил фатальную ошибку.
Но Ноах не делает ничего подобного. Сто двадцать лет своей жизни он строит
огромный ковчег. И за эти годы ни один человек не попал под его влияние, не
«заразился» его стремлением к праведности, не раскаялся в ошибках.
В переводе с иврита слово «ноах» означает — «удобный». Ноах действительно
был, так сказать, «удобным» человеком. Ему было удобно с самим собой, и он был
вполне удовлетворен собственной праведностью. Когда ковчег, наконец, был
построен, он устраивает в нем животных разных видов (по парам) и вместе со своей
семьей поднимается на борт корабля, оставляя всех остальных людей своего
поколения на погибель.
Мы не в состоянии представить себе, что было бы, если бы Ноах отказался
подняться на борт построенного им ковчега. Но зато с уверенностью можем
предположить — Моше именно так и поступил бы. Он, если бы понял, что ничего не
изменить, не уплыл бы в ковчеге, остался бы со своими современниками.
Чем же, какими человеческими качествами, Моше принципиально отличается от
Ноаха?
В первый раз мы встречаемся в текстах Торы с Моше, когда его, в тот момент —
трехмесячного ребенка, мать укладывает в корзину, сплетенную из тростника. В
Торе об этом написано: «…И родила сына, и, увидев, что он хорош, скрывала его
три месяца. Но долее скрывать его не могла, и взяла для него корзинку из
тростника, которую обмазала асфальтом и смолой, и положила в нее младенца, и
поставила в камышах у берега Нила» (Шемот, гл. 2, ст. 2-3).
Читая эти строки, мы уже понимаем, что у этого малыша, лежащего в
тростниковой корзинке, будет непростая судьба, что у него есть особое
предназначение, и он, когда вырастет, начнет выполнять поставленную перед ним
Небом задачу. Читая текст Торы дальше, мы узнаем, что миссия Моше — быть
«преданным своему стаду (то есть — народу) пастухом», готовым на любые жертвы
ради своих «овец». И реализации этой единственной цели он посвятил все 120 лет
своей жизни.
Возможно, и Ноаху было предначертано спасти народ своего поколения. Но он
тогда своей миссией — пренебрег.
Анализируя тексты с жизнеописаниями Моше и Ноаха, наши Учителя, обращают
внимание на «цифровую параллель»: Моше прожил 120 лет, и ровно столько же, 120
лет, строил свой спасительный ковчег Ноах.
Быть может, в этом «совпадении чисел» содержится намек на то, что Моше
исправил ошибку Ноаха?..
25.10.06
В книге Зоѓар, в отрывке, где проводятся параллели межу Ноахом
и Моше (Зоѓар, к книге Ваикра, гл. 3), написано, что
в периоды, когда люди в своем большинстве совершают серьезные ошибки и начинают
жить наперекор Воле Творца, Всевышний, обращается к лучшему представителю рода
людского в этом поколении. Рассчитывая, что этот человек будет молить Его о
прощении для всех.
Моше, в чем мы не раз убеждались, читая Тору, именно так и поступал. Но Ноах
заботился только о себе и своих близких. Поэтому много веков спустя великий
пророк Израиля Иешаягу назвал воды Потопа — «водами Ноаха» (это определение
находим в Танахе — книга пророка Иешаягу, гл. 54, ст. 9). Потому
что установил, что именно на Ноахе лежала ответственность за то, что вся суша со
всеми обитавшими на ней существами была затоплена водой.
В книге Зоѓар Потоп тоже назван «водами Ноаха» (на иврите —
мей Ноах). И в этих словах, сопоставляя их с текстом из Торы, где
зафиксированы мольбы Моше Рабейну, составители Зоѓара видят
подтверждение той концепции, согласно которой Моше исправил ошибку Ноаха.
Дело тут в том, что Моше, предлагая Всевышнему собственную жизнь ради
спасения народа Израиля после ошибки еврейского народа, создавшего золотого
тельца, говорит: «…и потому, простишь ли их? И если нет, прошу Тебя — сотри и
меня из книги Твоей, которую Ты написал!» (Шемот, гл. 32, ст. 32).
Фраза «сотри меня» на иврите — «мехени», а это слово состоит из тех же
букв, что и слова «мей Ноах».
Как только Моше, взывая к Милосердию Всевышнего, произнес слова — «сотри
меня», — разъясняет суть данной логической цепочки Аризаль (великий Ари —
раби Ицхак Лурия Ашкенази, один из крупнейших каббалистов; Эрец Исраэль,
16-й век), — духовная ошибка Ноаха, которая привела к Потопу, была исправлена
(Аризаль, Шаар Песуким, к книге Берешит).
Однахо Ноах продолжает допускать духовные промахи и после того, как он
благополучно покинул ковчег и вышел на сушу. Он увидел вокруг себя руины,
оставшиеся после вселенской Катастрофы, и убедился, что, кроме членов его семьи,
не выжил никто из людей. Как он реагирует на это? Он сажает виноградник, делает
из виноградных ягод вино и напивается этим вином до такой степени, что на время
совершенно теряет ощущение реальности.
Очевидно, Ноаху трудно было справиться с тем впечатлением, которое он
получил, став свидетелем тотального разрушения. Возможно, он почувствовал, что
совершил непоправимую ошибку, своей пассивностью допустив гибель целой
цивилизации и не попытавшись даже ее спасти. И это ввергло его в отчаяние.
В Торе читаем: «И стал Ноах земледельцем, и насадил виноградник. И выпил он
вина, и опьянел, и обнажил себя посреди шатра своего. И увидел Хам (младший сын
Ноаха), отец Кенаана, наготу отца своего, и сообщил двум братьям своим
(Шему и Яфету), которые были снаружи.
Тогда Шем и
Яфет взяли одежду, и положили ее на плечи, и пошли, пятясь (в шатер отца), и
покрыли наготу отца своего, не оборачиваясь, чтобы не видеть наготы отца своего.
Когда Ноах проспался от вина своего и узнал, что сделал над ним меньший сын
его…» (Берешит, гл. 9, ст. 21-24).
И тут, в процессе чтения данного отрывка, у нас могут возникнуть
вопросы. Почему Хам поступил так с отцом?
Действия Хама, скорее всего, были импульсивными. Когда он увидел опьяневшего
отца в забытьи, гнев охватил его. Это чувство оказалось столь всепоглощающим,
что Хам был не в силах справиться с собой и сделал то, что подсказало ему его
негативное эмоциональное состояние.
Кстати сказать, эмоциональная необузданность, горячность Хама — черта,
присущая ему во всем, что бы он ни делал. Черта предопределенная его именем (в
переводе с иврита слово хам означает — «горячность», «энергия» —
см. на сайте
обзор недельной главы Ноах, первый годовой
цикл обсуждения)…
26.10.06
Однако все тут не так просто, как может показаться на первый взгляд.
Попытаемся понять суть поступка Хама. И, прежде всего, отметим, что он
родился и вырос в среде, где права были на стороне сильного, где не было
моральных и нравственных норм и издевательство над слабым считалось обычным
явлением.
И вот сын, войдя в шатер отца, видит его не в лучшем, скажем так, состоянии.
Вокруг — руины погибшего мира. Погибшего, быть может, потому, что Ноах не
вступился за этот мир перед Всевышним. И что же? Единственный человек на земле,
которому Небеса подарили спасение, вместо того, чтобы созидать, воссоздавать
обновленный мир, лежит перед ним — распластанный и абсолютно беспомощный… В этой
ситуации гнев Хама уже представляется оправданным. А действия, предпринятые
Хамом по отношению к отцу — лишь продукт воспитания, которое Хам получил
до Потопа.
Однако будем иметь в виду, что на языке Торы нагота, как объясняют Учителя —
символ человеческой пассивности. Таким образом, получается, что Хам, сняв одежды
с отца, обнажил одно из определяющих личность Ноаха качеств — его пассивность в
отношении к окружающему миру.
Более того, Тора, описывая жизнь Ноаха, подчеркивает, что он был единственным
праведником «в своих поколениях». И это может означать, что его сыновья немногим
отличались от «грешников», стертых с лица земли. И спаслись они только благодаря
заслугам отца. Отсюда следует, что Ноах не сумел воспитать даже собственных
детей. Его пассивность распространяется на все, в том числе — и на заботу о
сыновьях.
В Торе написано: «И жил Ноах после Потопа триста пятьдесят лет» (Берешит,
гл. 9, ст. 28). Ему довелось увидеть рождение многих поколений потомков. Какое
влияние он оказал на внуков и правнуков? Похоже, он оставался пассивным и потом,
когда они появлялись на свет, росли и мужали, женились и заводили собственных
детей.
Казалось, Всевышний сохранил Ноаху жизнь, чтобы он сумел основать новый,
праведный мир, передавая молодым поколениям, свою мудрость, свои моральные и
нравственные устои. Но нет. Он, Ноах, не вмешался в ход событий даже тогда,
когда мир вокруг него снова встал на путь ошибок.
Это — тот самый «мостик», который соединяет в Торе жизнеописание Ноаха с
повествованием о строительстве Вавилонской башни.
В Торе читаем: «И была по всей земле речь одна и одни и те же слова.
И
случилось, когда двинулись они с востока, то нашли долину в стране Шинар, и
поселились там. И сказали друг другу: «Давайте сделаем кирпичи и обожжем их в
печи». И стали у них кирпичи вместо камней, а смола горная стала у них вместо
глины. И сказали они: «Давайте построим себе город и башню, вершиной до Небес, и
сделаем себе имя, чтобы не рассеялись мы по всей земле…».
И
сказал Всевышний: «Ведь народ — один, и речь у всех — одна, и это — лишь начало
их деяния, и теперь не будет для них ничего невозможного…» (Берешит,
гл. 11, ст. 1-6).
Итак, Тора рассказывает нам историю возведения Вавилонской башни (18-й век до
н.э.). Учителя подчеркивают, что Ноах застал и эти времена. Но и тут он не
сделал попытки остановить «праправнуков» и уберечь их от страшных последствий (о
строительстве Вавилонской башни и последствиях этого деяния — см. на сайте
обзоры недельной главы Ноах,
третий и
пятый годовые
циклы обсуждения). И в этой «взрывоопасной» ситуации он по-прежнему оставался
пассивным наблюдателем. В этом и состояла его трагедия. Этот «праведный,
непорочный человек» не сумел повлиять не только на свое «допотопное» поколение,
но и на собственных потомков. Мы можем только вообразить, какую мудрость и
мировоззрение он мог передать нарождавшимся при нем поколениям, какому мужеству
и вере во Всевышнего мог научить. Еврейская традиция об этом умалчивает.
Учителя сообщают, что Ноах прожил еще десять лет после рассеяния, вызванного
строительством Вавилонской башни. В то же время жил уже и наш праотец Авраам — в
момент рассеяния ему было 48 лет (Мидраш Седер Олам, гл. 1).
Теперь мы можем вернуться к вопросу об «уровне праведности» Ноаха и
констатировать, что он был праведником «для себя», праведником в окружении
«грешников». Ибо умел «отстраняться» от губительного влияния среды и жить, что
бы ни случилось, согласно Воле Творца (см. на сайте
обзор недельной главы Ноах, второй годовой цикл обсуждения). Однако его праведность не
выдерживает сравнения с праведностью Авраама.
Ноах всю жизнь одиноко плыл в своей лодке к собственному острову, не участвуя
в формировании общества, не «заряжая» его своей духовностью.
На каком-то отрезке времени Авраам «совпал» с Ноахом. Если бы два таких
лидера соединили усилия и действовали сообща, человечество могло бы достичь
гораздо больших духовных высот и приблизиться к Небесам, не пытаясь строить для
этого Вавилонскую башню. Но, увы… Ноах жил собственной жизнью, ни во что не
вмешиваясь. И Аврааму пришлось начать все заново — в полном одиночестве. Об этом
и пойдет речь в следующей недельной главе. ..
Автор текста раввин Ари Канн
Прочесть двадцать второй цикл обсуждения Прочесть двадцать первый цикл обсуждения Прочесть двадцатый цикл обсуждения Прочесть девятнадцатый цикл обсуждения Прочесть восемнадцатый цикл обсуждения Прочесть семнадцатый цикл обсуждения Прочесть шестнадцатый цикл обсуждения Прочесть пятнадцатый цикл обсуждения Прочесть четырнадцатый цикл обсуждения Прочесть седьмой цикл обсуждения Прочесть шестой цикл обсуждения Прочесть пятый цикл обсуждения Прочесть четвертый цикл обсуждения Прочесть третий цикл обсуждения Прочесть второй цикл обсуждения Прочесть первый цикл обсуждения
|
|
|
|
|
New Page 1
|