Двадцать второй цикл обсуждения (видео)
Прочесть двадцать первый цикл обсуждения Прочесть двадцатый цикл обсуждения Прочесть девятнадцатый цикл обсуждения Прочесть восемнадцатый цикл обсуждения Прочесть семнадцатый цикл обсуждения Прочесть шестнадцатый цикл обсуждения Прочесть пятнадцатый цикл обсуждения Прочесть четырнадцатый цикл обсуждения Прочесть седьмой цикл обсуждения Прочесть шестой цикл обсуждения Прочесть пятый цикл обсуждения Прочесть четвертый цикл обсуждения Прочесть третий цикл обсуждения Прочесть второй цикл обсуждения Прочесть первый цикл обсуждения
ГЛАВА «НОАХ»
Место в Торе:
Берешит,
гл. 6, ст. 9 — гл.11, ст. 32.
1. Почему она так
называется?
В первой фразе недельной главы говорится: «Вот житие Ноаха — Ноах
был человеком праведным и непорочным...».
Обсуждение главы
Ноах
Прогулки с Творцом
Нашу недельную главу открывает
описание родословной Ноаха. И здесь мы читаем: «Вот родословие Ноаха: Ноах был
праведным человеком, совершенным в своих поколениях, с Всевышним хаживал Ноах» (Берешит,
гл. 6, ст. 9).
В Талмуде (трактат Санhедрин,
лист 108) Учителя выясняют, почему, говоря о праведности Ноаха, Тора добавляет,
что она имела место в его поколениях? А как обстояло дело в других?
Некоторые из наших Учителей
говорят, что это — добавление к похвале Ноаха. Раз он был праведником даже в
своем поколении — так, если бы он жил в поколении праведников, он был бы еще
более праведным.
Другие Учителя, открывая иную
грань Истины, видят в этом неодобрение, считая, что такое добавление — не в его
пользу. Для своего поколения он был праведным, но, живи он в поколении Авраама,
его ни во что не ставили бы.
Возникает вопрос: на каком
основании кто-то говорит о недостатках Ноаха, после того, как Тора
засвидетельствовала его праведность?
В Торе говорится о трех видах
«хождений» с Всевышним.
О народе Израиля сказано, что он
должен идти за Творцом (см. Дварим, гл. 13, ст. 5).
Авраам ходил перед Всевышним и
был совершенен (Берешит, гл. 17, ст. 1).
И, наконец, Ноах, хаживал с
Всевышним (Берешит, гл. 6, ст. 9).
Разобраться в этом поможет
притча.
У одного человека было три раба.
В одном он был абсолютно уверен.
Этот раб был у него давно. Он носил клеймо раба, он принес клятву верности
своему хозяину, и самое главное — был много раз проверен и постоянно
демонстрировал преданность своему хозяину.
Другой раб, был приобретен
относительно недавно. Ему еще не поставили клеймо и в верности он не клялся. Но
хозяин уже успел несколько раз проверить его в деле, и тот не подвел.
Третий раб был совсем свежим
приобретением — клейма не носил, в верности не клялся, да и проверить его пока
случая не выпадало.
Теперь проследим за выходом
нашего рабовладельца, постоим у дверей его дома и посмотрим, как он отправляется
в путь в сопровождении своих рабов.
Он располагает их в соответствии
со степенью доверия к ним. Самому верному и проверенному рабу позволено идти
сзади — вне поля зрения хозяина. Тому, что заслужил некоторую степень доверия,
велено идти впереди, чтобы постоянно быть перед глазами. И наконец, новичка,
хозяин держит за руку, чтобы не сбежал.
Сыны Израиля после дарования
Торы стали слугами Творца. Как сказано: «Поскольку Мне сыны Израиля — слуги» (Ваикра,
гл. 25, ст. 55).
На горе Синай они принесли
клятву верности своему Хозяину. На теле у них запечатлен знак священного союза с
Творцом, а на сердце — Десять речений, которые они слышали во время Синайского
Откровения.
В самую тяжелую годину, в
изгнании, в пустыне народов, как овца среди семидесяти волков, сыны Израиля
никогда не предавали веру отцов, даже под страхом смерти, и уж тем более, ни за
какие блага. Так что, еврейский народ — вполне испытанный и проверенный слуга
Всевышнего. Поэтому о евреях сказано: «За Всевышним вашим идите». То есть —
вслед за Ним, позади Него.
Еще одним слугой Творца был
Авраам. Он доказал свою верность и преданность в десяти испытаниях. Но Авраам не
получил Тору и не клялся на Синае. Поэтому ему было велено Творцом — «Ходи
передо Мной».
Наконец, Ноах тоже удостоился
стать слугой Всевышнего. Он не был испытан и не приносил клятву верности. О нем
сказано, что он хаживал с Всевышним. Потому что Хозяин держал его за руку —
чтобы не сбежал.
Таким образом, мы видим, что
речь идет не о недостатках Ноаха, в полном смысле этого слова. У Ноаха не было
заметно изъянов. Но он был недостаточно проверен, и уж, как минимум — меньше, по
сравнению с Авраамом. Поэтому Всевышнему пришлось водить его за руку.
на основе комментария
раби
Эфраима-Шломо бар Аарона Лунчица
(автор
один из наиболее известных комментариев к Торе под названием «Кли Якар»; Польша,
вторая половина 16-го — начало 17-го вв.)
2. Праведник, благословенной памяти
Написано в нашей недельной главе:
«Вот родословие Ноаха: Ноах был праведным человеком» (Берешит, гл.
6, ст. 9).
Упомянув о Ноахе, — отмечает
Раши (раби Шломо бен Ицхак — величайший комментатор Торы и Талмуда; Франция,
11-й век), — Тора тут же сообщает о нем что-то похвальное. Как сказано: «Память
о праведном для благословения» (Мишлей — Притчи царя Шломо, гл.
10, ст. 7).
В народе сложился обычай: при
упоминании покойного праведника к его имени добавляют фразу — память о праведном
для благословения, или праведник, благословенной памяти. На иврите — зехер
цадик ливраха, или сокращенно — зацаль.
Нужно понимать, что не
праведнику нужны эти слова, не праведнику нужна бераха (благословение),
но — нам. Тора учит нас хорошо отзываться о праведниках, потому что тогда и мы
удостаиваемся благословения.
Вообще, в Торе тому, что человек
говорит, придается большое значение.
Рамбам
(великий Учитель, комментатор Мишны и составитель полного кодекса еврейских
законов Мишнэ Тора; Испания – Египет, 12 век) пишет, что все
сказанное человеком можно разделить на пять категорий. Эти категории выражают
отношение Всевышнего к тому, что мы говорим. А Он слышит абсолютно все беседы.
Так вот, все сказанное нами
относится либо к категории заповедей, либо к запрещенному. Оно, сказанное может
быть просто противным и отвратительным для Всевышнего. Или, наоборот — таким,
что Ему нравится и особенно приятно. И наконец — категория разрешенных
высказываний.
Рассмотрим каждую из этих
категорий чуть подробнее.
1)
Категория заповедей.
Сюда относится все сказанное и
связанное с выполнением той или иной заповеди — чтение и изучение Торы, молитва,
произнесение благословений.
2)
Категория запрещенного.
В этой категории — то, что
произносить запрещается. Это — сплетни, злословие, оскорбления, ругань, ложь.
3)
Категория отвратительного.
Здесь собраны все пустые беседы,
переливание из пустого в порожнее, обсуждение вчерашнего похода по магазинам,
рассказ о рыбалке, доклад о нарядах общей знакомой, репортаж с празднования дня
рождения, пересказ фильма.
4)
Категория приятного.
Всевышнему приятно, когда хорошо
говорят о праведниках, когда рассказывают об их делах, чтобы учиться на их
примере.
5)
Категория разрешенного.
То, о чем человек говорит,
выполняя свою работу, делая покупки, обеспечивая себя или свою семью
необходимым. Например — «дайте брюки пятидесятого размера», или — «взвесьте два
килограмма брюквы».
Входящее в эту категорию не
вызывает у Всевышнего отвращения, но и не вызывает, если можно так выразиться,
приятных ощущений.
Выходит, что в ситуации, когда
мы говорим хорошо о праведнике, или, упоминая умершего праведного человека,
добавляем к его имени слова «праведник, благословенной памяти», мы тем самым
произносим приятное Творцу и удостаиваемся Его благословения.
на основе комментария Рамбама
(раби Моше бен Маймон, великий Учитель, комментатор Мишны и составитель полного
кодекса еврейских законов Мишнэ Тора; Испания – Египет, 12 век)
3. На плантации пальм
кедры не растут
Наша недельная глава называется
Ноах, и в ней говорится, конечно же, о нем и о его семье. Как
написано: «Вот родословие Ноаха: Ноах был праведным человеком, совершенным в
своих поколениях, с Всевышним хаживал Ноах» (Берешит, гл. 6, ст.
9).
Раши
(раби Шломо бен Ицхак — величайший комментатор Торы и Талмуда; Франция, 11-й
век) пишет, что уточнение Торы о праведности Ноаха («в своих поколениях»)
можно истолковать двояко.
С одной стороны, это, конечно
же, может служить похвалой Ноаху. Поскольку он был праведным человеком даже в
своем поколении — то, если бы он жил в поколении праведников, он был бы еще
более праведным.
С другой — это может быть
истолковано и как неодобрение. То есть — свидетельством не в его пользу. Для
своего поколения он был праведен, но, живи он в поколении Авраама — его ни во
что не ставили бы.
Лучше понять Ноаха поможет
высказывание царя Давида — «Праведник, как пальма расцветет, как кедр ливанский
— возвысится» (Теилим — Псалмы царя Давида, гл. 92, ст. 13).
В чем разница между кедром и
пальмой?
Кедр — мощнее, зато пальма дает
сладкие плоды.
Таким образом, Давид говорит о
двух типах праведников.
Бывает, праведник служит
Всевышнему, изучает Тору и соблюдает заповеди в окружении тех, кто подобен ему,
или в состоянии дотянуться до него по духовному уровню. Люди более низких
уровней — не попадают в сферу его внимания и его деятельности.
Такой праведник подобен кедру.
Кедр — прекрасное дерево. Только он не приносит сладких плодов. Поэтому о таком
праведнике сказано: «как кедр ливанский, возвысится». Он возвышается так, что
простым людям до него не дотянуться.
Другой тип праведника —
праведник, подобный пальме. Он не желает расти сам, поэтому тратит часть своего
времени, энергии и сил на тех, кто пока еще далек от праведной жизни. Он
старается привести их к соблюдению законов Торы и заповедей. И если ему это
удается — для Всевышнего нет ничего слаще и приятней этих плодов.
В Талмуде (трактат Берахот,
лист 34) говорится, что там, где стоят сделавшие тешуву (дословно:
баалей тешува — хозяева тешувы), совершенные праведники не вправе
находиться.
Но кто подлинный хозяин
тешувы?
Тот, кто побудил к ней человека
и сопровождал его на пути к ней. Тот, кто поддерживал и ободрял, подставлял
плечо, а порой — «брал на руки».
Это — праведник, который, как
пальма, расцвел и принес Всевышнему наисладчайшие плоды. Ведь нет для Него
ничего желаннее, чем злодей, оставивший свой дурной путь и уверенно идущий по
дороге Торы и заповедей. Поэтому, туда, где растут финиковые пальмы, вход
ливанским кедрам заказан.
Всевышний свидетельствует об
Аврааме — «Ведь Я знаю, что он заповедует своим потомкам и своей семье после
себя следовать путем Творца» (Берешит, гл. 18, ст. 19).
Раши объясняет, что выражение «Я
знаю» намекает на приязнь и расположение.
Всевышний полюбил Авраама за то,
что тот обучал множество людей и наставлял их на верный путь. И это сыграло
большую роль, чем все прочие добрые дела, которые Авраам тоже совершал в великом
множестве. Ведь до него уже были герои-одиночки, знавшие Творца и поддерживаемые
Им.
Ханох жаждал лишь служить
Всевышнему и приближаться к Нему. Никто и ничто другое в мире его больше не
интересовали. И со временем он пополнил небесную свиту Создателя.
Если бы Авраам следовал путем
Ханоха, он тоже достиг бы уровня малаха (малах, в условном
переводе — ангел). Только Аврааму не по нутру было исправлять и возносить лишь
свою душу, оставив позади, далеко внизу, свое погрязшее в злодеяниях и
прегрешениях поколение. Поэтому, Авраам посвятил свою жизнь не исправлению себя,
но — увеличению славы Творца и распространению знаний о Нем. За это и полюбил
его Всевышний больше всех его предшественников.
Таким образом, различие между
Ноахом и Авраамом состояло в том, что Ноах особенно не старался приблизить своих
соплеменников к Всевышнему. Если кто-то сам к нему приходил и обращался с
вопросами, он на них отвечал, выдерживая дистанцию. А вообще, он старался быть
ближе к Творцу, чем к людям. Ведь недаром о нем сказано, что он хаживал с
Всевышним. С Всевышним, но — не с людьми.
Авраам же занимался людьми,
помогая решать проблемы и разделяя с ними радость. Как сказано: «И взял Аврам...
и души, что обрели в Харане» (Берешит, гл. 12, ст. 5).
Авраам не бросал своих учеников,
он был в ответе за тех, кого обучил.
Если бы Ноах жил среди
праведников, он добился бы еще больших результатов и превзошел бы всех. Ведь
если он смог стать праведником в окружении злодеев, то рядом с праведниками —
тем более. А в поколении Авраама, хотя он, конечно же, оставался бы праведником
— его никто не знал бы. Ведь злодеями он не интересовался, а праведников, кроме
Авраама, не было.
Нужно добавить, что в нашем
поколении весьма востребованы и кедровые рощи и плантации пальм. И всем хватает
работы.
Мне довелось учиться у многих
праведников обоих типов, но особое впечатление на меня произвели раввины и
праведники благословенной памяти — рав Моше Шапиро и рав Ицхак Зильбер. Их
сладкие плоды продолжают радовать Всевышнего и после их ухода в иной мир...
на основе комментария Хатам Софера
(раби Моше Софер; Братислава, Словакия, вторая половина 18-го – первая половина
19-го вв.)
4. Выполнил заповедь —
лучше забудь
Написано в нашей недельной
главе: «Вот родословие Ноаха: Ноах был праведным человеком, совершенным в своих
поколениях, с Всевышним хаживал Ноах» (Берешит, гл. 6, ст. 9).
Раши
(раби Шломо бен Ицхак — величайший комментатор Торы и Талмуда; Франция, 11-й
век), ссылаясь на Мидраш (Мидраш Раба на книгу Берешит,
гл. 30) отмечает, что главное родословие праведных — их добрые дела.
В оригинале наша недельная
глава, как видим, начинается словом эле (вот). Оно очень часто
встречается в Торе. В том числе — и в составе оборота ве-эле (и вот).
В Мидраше (Мидраш Раба
на книгу Шемот, гл. 30) Учителя формулируют правило: когда в Торе
написано ве-эле — значит, имеется нечто, что нужно добавить к сказанному.
Если же мы встретили эле — значит, нужно от чего-то избавиться, что-то
сократить.
В нашем фрагменте стоит эле
— вот родословие Ноаха, главное из которого, как мы выяснили, с помощью Раши,
добрые дела.
От чего же здесь нам советуют
избавиться?
В молитвах Рош
hа-Шана
есть такие слова: «Ведь, помнишь Ты все забытое».
Имеется в виду, что Всевышний
помнит все, что человек уже успел позабыть. Речь — и о заповедях и о
прегрешениях.
Поясню этот важный принцип.
Если человек выполнил заповедь и
гордится этим, не переставая думает, какой он молодец — Всевышний как бы
забывает об этой заповеди. Ведь человеку уже приятно и тепло на сердце. Стало
быть, он уже получил награду, и Всевышний больше ему ничего не должен.
Но когда скромный человек,
выполнив заповедь, тут же забывает об этом, чтобы сосредоточиться на новой
заповеди, понимая, что ему нечем гордиться. Если он, сколько бы ни сделал —
ощущает, что этого все равно недостаточно, и постоянно чувствует, что он в долгу
перед Творцом — тогда Всевышний запоминает каждую деталь, каждое доброе дело и
готовит награду по самому высокому разряду.
Как обстоят дела с
прегрешениями?
Тот, кто оступился, и это не
дает ему покоя, он страдает, желая исправить ошибку — Всевышний, как бы забывает
об этом, воспринимая случившееся, как недоразумение.
Если ты обычно ведешь себя, как
приличный и совестливый человек — Творец не обратит внимания, что ты пролил соус
на свежую, белую скатерть. А вот, если ты напакостил и не придал этому никакого
значения, тут же об этом забыл — Он не забудет и взыщет по счету.
Теперь мы понимаем, почему в
Торе, в нашем фрагменте написано эле. Ведь там говорится о добрых делах
праведника. Отсюда — совет, как сберечь награду за добрые дела: надо постараться
поскорее о них забыть, как будто их и не было.
Какой прекрасной ни была бы у
человека родословная, какие известные раввины не обогащали бы его родовом дереве
— он не должен полагаться на их былые заслуги. Ему нужно трудиться над
выполнением заповедей и совершать добрые дела — будто бы он сам то семя, которое
брошено в землю, и родовое дерево начинается с него...
на основе комментария рава Леви-Ицхака из Бердичева
(Бердичевский
Ребе, Галиция, конец 18-го – начало 19-го вв.)
Ворон и голубь
Когда закончился Потоп, и воды
начали убывать, Ноах, чтобы проверить, обнажилась ли суша, посылает сначала
ворона, потом голубя. Об этом читаем: «И выпустил ворона, и тот вылетел.
Возвращался он и улетал, пока не высохла вода на земле. И послал он, тогда
голубя, чтобы узнать, убыла ли вода на поверхности земли» (Берешит,
гл. 8, ст. 7-8).
В Талмуде (трактат Санhедрин,
лист 108) Учителя к рассказу о вороне добавляют подробности.
Ворон долго летал вокруг
ковчега, но так и не улетел. И только тогда Ноах послал голубя.
Почему ворон не выполнил приказ
Ноаха, а голубь выполнил?
Чтобы ответить на этот вопрос,
для начала, попробуем понять, в чем суть этих птиц.
Ворон — символ предательства и
неверности, голубь, наоборот — символ верности.
В Первую мировую войну, вести
передавали при помощи почтовых голубей. Даже раненые голуби, несмотря на боль,
продолжали свой полет, и из последних сил старались доставить почту адресату.
Написано о раби Шимоне Бар
Йохае (великий Учитель Мишны, составитель книги Зоѓар; 2-й
век), что в период, когда он прятался в пещере от римлян, именно голубь был
единственной связью между ним и мудрецами Израиля.
И еще, когда Давид был в
опасности, голубь прилетел к его родственнику Авишаю бен Цруя и, не
успокаиваясь, био крыльями. Благодаря ему, Авишай бен Цруя понял, что Давид в
опасности и отправился его спасать.
В Талмуде (трактат Гитин,
лист 45) рассказывается история о мудреце по имени Илиш.
Он попал в плен и оказался в
тюрьме. Там вместе с ним находился человек, знавший язык птиц. Однажды он
услышал, что ворон говорит: «Илиш, беги! Илиш, беги!». И передал это раби Илишу.
Но тот ответил: «Нельзя верить воронам».
Затем тот человек услышал, как
то же самое сказал голубь — «Илиш, беги! Илиш, беги!».
Тогда раби Илиш понял, что путь
свободен и смог успешно скрыться.
Но вернемся к ворону Ноаха.
«Ты ненавидишь меня, — сказал он
Ноаху. — И твой Хозяин (имеется в виду Всевышний) тоже меня ненавидит".
В ковчеге было по семь пар от
каждого вида кашерных животных и только по две пары от каждого вида тех, что не
кашерны. Ворон считал, что нужно послать из кашерных птиц. Ведь если ворон
погибнет при исполнении, то его род прекратится. Значит, отправляя ворона по
приказу Всевышнего, Ноах показал, что он и Творец ненавидят некашерных птиц,
таких, как ворон.
Разумеется, это не так.
Всевышний велел взять больше кашерных птиц, потому что они пригодны и для
продолжения рода, и для приношений, и для еды. А некашерные — только для
продолжения рода. К тому же, с вороном ничего не могло произойти. Но, видимо,
он, под стать своему оперению, воспринимал все в мрачном, негативном свете.
Ноах не среагировал на это
заявление ворона.
Тогда ворон выдвинул новую
претензию.
«Если я улечу, — настаивал
ворон, — меня убьет жара или холод. И мой род прекратится».
Чтобы лучше понять, о чем
говорил ворон, заглянем в Талмуд (трактат Кетубот, лист 30). Там
сказано, что «все в руках Всевышнего, кроме простуды и ям». То есть все приходит
с Небес, но о том, чтобы не простудиться и не упасть в яму — позаботься сам.
Иначе говоря, береги здоровье и
будь внимателен.
Что имел в виду ворон?
Возможно, то, что недостаточно
берегся?
Но от чего?
Ноах и на этот раз не ответил
ворону — не понял его.
«Ты просто хочешь забрать у меня
жену, мою ворону, — продолжил тогда убеждать Ноаха ворон. — Ведь тогда в моем
существовании, с позиций Творца, не будет смысла. От меня не будет потомства, и
меня можно будет спокойно уничтожить».
Откуда такое странное заявление?
Зачем Ноаху нужна его ворона? Разве это вообще логично? О чем идет речь?
Дело в том, что Потоп был
наведен на землю в наказание за смешение разных видов животных. И виновник
такого разврата — человек. Ноах и его семья, животные, выбранные для спасения в
ковчеге, не участвовали во всеобщем смешении.
Претензия к Ноаху по поводу жены
ворона, разумеется, была странной. Ведь Ноах и до Потопа не занимался смешением.
Как можно заподозрить его в этом теперь, после Потопа? Тем более, что все, кому
было разрешено спастись в ковчеге, получили приказ Всевышнего — не входить в
интимные отношения с женами, пока не сойдут на сушу.
Возможно, тут скрыта какая-то
тайна ворона, не связанная с Ноахом?
Но, несмотря на запрет на
интимные связи в ковчеге, трое нарушили его — собака, ворон и Хам, сын Ноаха.
Хам утратил белую кожу — ее
цвет, как у всех африканских народов, стал черным.
Собака получила проклятие —
сидеть на цепи. Даже маленькие и безопасные собачки — всегда ходят с ошейником.
Ну, и ворон получил свое
проклятье — он везде выплевывает и раскидывает все, что у него во рту. Поскольку
Тора говорит о духовных понятиях, то видимо, речь идет о пустословии и болтовне.
Отсюда и реакция раби Илиша,
знающего природу птиц, на призыв ворона к побегу. Мало ли, что он там накаркает.
Так почему все-таки ворон так
боялся за свою жизнь, что не хотел улетать из ковчега?
Дело в том, что он вошел со
своей женой в интимную связь, несмотря на запрет Творца. И знал, что ворона
зачала от этой связи и в скором времени у них будет потомство.
Понимая, что нарушил запрет, и
потомство уже зачато, ворон очень боялся наказания
Cверху,
боялся смерти. Ведь раз потомство зачато, значит, он уже не нужен.
Из-за нарушения запретов Творца
весь мир был только что уничтожен в Потопе. Что помешает Творцу наказать и его,
ворона?
Поэтому он, чтобы быть ближе к
праведному Ноаху — боялся улетать из Ковчега. Ведь близость к праведнику спасает
от напастей.
Но объяснить простыми словами
Ноаху о своем нарушении запрета и о потомстве, ворон не мог. Не хотел себя
выдавать. Поэтому и пришлось ему искать разные предлоги, чтобы не улетать.
Вплоть до обвинения Ноаха в желании отобрать жену.
Ноах не понял ворона и послал
вместо него голубя. И ворон упустил возможность оказать эту услугу.
Ну а голубь? Символ искренней
преданности и чистоты в глазах Творца, голубь, символ нашего народа — выполнил
свое предназначение...
Автор текста Мордехай Вейц
ГЛАВА
ГЛАВА «НОАХ»
Место в Торе:
Берешит,
гл. 6, ст. 9 — гл.11, ст. 32.
1. Почему она так
называется?
В первой фразе недельной главы говорится: «Вот житие Ноаха — Ноах
был человеком праведным и непорочным...».
Обсуждение главы
Ноах
Прогулки с Творцом
Нашу недельную главу открывает
описание родословной Ноаха. И здесь мы читаем: «Вот родословие Ноаха: Ноах был
праведным человеком, совершенным в своих поколениях, с Всевышним хаживал Ноах» (Берешит,
гл. 6, ст. 9).
В Талмуде (трактат Санhедрин,
лист 108) Учителя выясняют, почему, говоря о праведности Ноаха, Тора добавляет,
что она имела место в его поколениях? А как обстояло дело в других?
Некоторые из наших Учителей
говорят, что это — добавление к похвале Ноаха. Раз он был праведником даже в
своем поколении — так, если бы он жил в поколении праведников, он был бы еще
более праведным.
Другие Учителя, открывая иную
грань Истины, видят в этом неодобрение, считая, что такое добавление — не в его
пользу. Для своего поколения он был праведным, но, живи он в поколении Авраама,
его ни во что не ставили бы.
Возникает вопрос: на каком
основании кто-то говорит о недостатках Ноаха, после того, как Тора
засвидетельствовала его праведность?
В Торе говорится о трех видах
«хождений» с Всевышним.
О народе Израиля сказано, что он
должен идти за Творцом (см. Дварим, гл. 13, ст. 5).
Авраам ходил перед Всевышним и
был совершенен (Берешит, гл. 17, ст. 1).
И, наконец, Ноах, хаживал с
Всевышним (Берешит, гл. 6, ст. 9).
Разобраться в этом поможет
притча.
У одного человека было три раба.
В одном он был абсолютно уверен.
Этот раб был у него давно. Он носил клеймо раба, он принес клятву верности
своему хозяину, и самое главное — был много раз проверен и постоянно
демонстрировал преданность своему хозяину.
Другой раб, был приобретен
относительно недавно. Ему еще не поставили клеймо и в верности он не клялся. Но
хозяин уже успел несколько раз проверить его в деле, и тот не подвел.
Третий раб был совсем свежим
приобретением — клейма не носил, в верности не клялся, да и проверить его пока
случая не выпадало.
Теперь проследим за выходом
нашего рабовладельца, постоим у дверей его дома и посмотрим, как он отправляется
в путь в сопровождении своих рабов.
Он располагает их в соответствии
со степенью доверия к ним. Самому верному и проверенному рабу позволено идти
сзади — вне поля зрения хозяина. Тому, что заслужил некоторую степень доверия,
велено идти впереди, чтобы постоянно быть перед глазами. И наконец, новичка,
хозяин держит за руку, чтобы не сбежал.
Сыны Израиля после дарования
Торы стали слугами Творца. Как сказано: «Поскольку Мне сыны Израиля — слуги» (Ваикра,
гл. 25, ст. 55).
На горе Синай они принесли
клятву верности своему Хозяину. На теле у них запечатлен знак священного союза с
Творцом, а на сердце — Десять речений, которые они слышали во время Синайского
Откровения.
В самую тяжелую годину, в
изгнании, в пустыне народов, как овца среди семидесяти волков, сыны Израиля
никогда не предавали веру отцов, даже под страхом смерти, и уж тем более, ни за
какие блага. Так что, еврейский народ — вполне испытанный и проверенный слуга
Всевышнего. Поэтому о евреях сказано: «За Всевышним вашим идите». То есть —
вслед за Ним, позади Него.
Еще одним слугой Творца был
Авраам. Он доказал свою верность и преданность в десяти испытаниях. Но Авраам не
получил Тору и не клялся на Синае. Поэтому ему было велено Творцом — «Ходи
передо Мной».
Наконец, Ноах тоже удостоился
стать слугой Всевышнего. Он не был испытан и не приносил клятву верности. О нем
сказано, что он хаживал с Всевышним. Потому что Хозяин держал его за руку —
чтобы не сбежал.
Таким образом, мы видим, что
речь идет не о недостатках Ноаха, в полном смысле этого слова. У Ноаха не было
заметно изъянов. Но он был недостаточно проверен, и уж, как минимум — меньше, по
сравнению с Авраамом. Поэтому Всевышнему пришлось водить его за руку.
на основе комментария
раби
Эфраима-Шломо бар Аарона Лунчица
(автор
один из наиболее известных комментариев к Торе под названием «Кли Якар»; Польша,
вторая половина 16-го — начало 17-го вв.)
2. Праведник, благословенной памяти
Написано в нашей недельной главе:
«Вот родословие Ноаха: Ноах был праведным человеком» (Берешит, гл.
6, ст. 9).
Упомянув о Ноахе, — отмечает
Раши (раби Шломо бен Ицхак — величайший комментатор Торы и Талмуда; Франция,
11-й век), — Тора тут же сообщает о нем что-то похвальное. Как сказано: «Память
о праведном для благословения» (Мишлей — Притчи царя Шломо, гл.
10, ст. 7).
В народе сложился обычай: при
упоминании покойного праведника к его имени добавляют фразу — память о праведном
для благословения, или праведник, благословенной памяти. На иврите — зехер
цадик ливраха, или сокращенно — зацаль.
Нужно понимать, что не
праведнику нужны эти слова, не праведнику нужна бераха (благословение),
но — нам. Тора учит нас хорошо отзываться о праведниках, потому что тогда и мы
удостаиваемся благословения.
Вообще, в Торе тому, что человек
говорит, придается большое значение.
Рамбам
(великий Учитель, комментатор Мишны и составитель полного кодекса еврейских
законов Мишнэ Тора; Испания – Египет, 12 век) пишет, что все
сказанное человеком можно разделить на пять категорий. Эти категории выражают
отношение Всевышнего к тому, что мы говорим. А Он слышит абсолютно все беседы.
Так вот, все сказанное нами
относится либо к категории заповедей, либо к запрещенному. Оно, сказанное может
быть просто противным и отвратительным для Всевышнего. Или, наоборот — таким,
что Ему нравится и особенно приятно. И наконец — категория разрешенных
высказываний.
Рассмотрим каждую из этих
категорий чуть подробнее.
1)
Категория заповедей.
Сюда относится все сказанное и
связанное с выполнением той или иной заповеди — чтение и изучение Торы, молитва,
произнесение благословений.
2)
Категория запрещенного.
В этой категории — то, что
произносить запрещается. Это — сплетни, злословие, оскорбления, ругань, ложь.
3)
Категория отвратительного.
Здесь собраны все пустые беседы,
переливание из пустого в порожнее, обсуждение вчерашнего похода по магазинам,
рассказ о рыбалке, доклад о нарядах общей знакомой, репортаж с празднования дня
рождения, пересказ фильма.
4)
Категория приятного.
Всевышнему приятно, когда хорошо
говорят о праведниках, когда рассказывают об их делах, чтобы учиться на их
примере.
5)
Категория разрешенного.
То, о чем человек говорит,
выполняя свою работу, делая покупки, обеспечивая себя или свою семью
необходимым. Например — «дайте брюки пятидесятого размера», или — «взвесьте два
килограмма брюквы».
Входящее в эту категорию не
вызывает у Всевышнего отвращения, но и не вызывает, если можно так выразиться,
приятных ощущений.
Выходит, что в ситуации, когда
мы говорим хорошо о праведнике, или, упоминая умершего праведного человека,
добавляем к его имени слова «праведник, благословенной памяти», мы тем самым
произносим приятное Творцу и удостаиваемся Его благословения.
на основе комментария Рамбама
(раби Моше бен Маймон, великий Учитель, комментатор Мишны и составитель полного
кодекса еврейских законов Мишнэ Тора; Испания – Египет, 12 век)
3. На плантации пальм
кедры не растут
Наша недельная глава называется
Ноах, и в ней говорится, конечно же, о нем и о его семье. Как
написано: «Вот родословие Ноаха: Ноах был праведным человеком, совершенным в
своих поколениях, с Всевышним хаживал Ноах» (Берешит, гл. 6, ст.
9).
Раши
(раби Шломо бен Ицхак — величайший комментатор Торы и Талмуда; Франция, 11-й
век) пишет, что уточнение Торы о праведности Ноаха («в своих поколениях»)
можно истолковать двояко.
С одной стороны, это, конечно
же, может служить похвалой Ноаху. Поскольку он был праведным человеком даже в
своем поколении — то, если бы он жил в поколении праведников, он был бы еще
более праведным.
С другой — это может быть
истолковано и как неодобрение. То есть — свидетельством не в его пользу. Для
своего поколения он был праведен, но, живи он в поколении Авраама — его ни во
что не ставили бы.
Лучше понять Ноаха поможет
высказывание царя Давида — «Праведник, как пальма расцветет, как кедр ливанский
— возвысится» (Теилим — Псалмы царя Давида, гл. 92, ст. 13).
В чем разница между кедром и
пальмой?
Кедр — мощнее, зато пальма дает
сладкие плоды.
Таким образом, Давид говорит о
двух типах праведников.
Бывает, праведник служит
Всевышнему, изучает Тору и соблюдает заповеди в окружении тех, кто подобен ему,
или в состоянии дотянуться до него по духовному уровню. Люди более низких
уровней — не попадают в сферу его внимания и его деятельности.
Такой праведник подобен кедру.
Кедр — прекрасное дерево. Только он не приносит сладких плодов. Поэтому о таком
праведнике сказано: «как кедр ливанский, возвысится». Он возвышается так, что
простым людям до него не дотянуться.
Другой тип праведника —
праведник, подобный пальме. Он не желает расти сам, поэтому тратит часть своего
времени, энергии и сил на тех, кто пока еще далек от праведной жизни. Он
старается привести их к соблюдению законов Торы и заповедей. И если ему это
удается — для Всевышнего нет ничего слаще и приятней этих плодов.
В Талмуде (трактат Берахот,
лист 34) говорится, что там, где стоят сделавшие тешуву (дословно:
баалей тешува — хозяева тешувы), совершенные праведники не вправе
находиться.
Но кто подлинный хозяин
тешувы?
Тот, кто побудил к ней человека
и сопровождал его на пути к ней. Тот, кто поддерживал и ободрял, подставлял
плечо, а порой — «брал на руки».
Это — праведник, который, как
пальма, расцвел и принес Всевышнему наисладчайшие плоды. Ведь нет для Него
ничего желаннее, чем злодей, оставивший свой дурной путь и уверенно идущий по
дороге Торы и заповедей. Поэтому, туда, где растут финиковые пальмы, вход
ливанским кедрам заказан.
Всевышний свидетельствует об
Аврааме — «Ведь Я знаю, что он заповедует своим потомкам и своей семье после
себя следовать путем Творца» (Берешит, гл. 18, ст. 19).
Раши объясняет, что выражение «Я
знаю» намекает на приязнь и расположение.
Всевышний полюбил Авраама за то,
что тот обучал множество людей и наставлял их на верный путь. И это сыграло
большую роль, чем все прочие добрые дела, которые Авраам тоже совершал в великом
множестве. Ведь до него уже были герои-одиночки, знавшие Творца и поддерживаемые
Им.
Ханох жаждал лишь служить
Всевышнему и приближаться к Нему. Никто и ничто другое в мире его больше не
интересовали. И со временем он пополнил небесную свиту Создателя.
Если бы Авраам следовал путем
Ханоха, он тоже достиг бы уровня малаха (малах, в условном
переводе — ангел). Только Аврааму не по нутру было исправлять и возносить лишь
свою душу, оставив позади, далеко внизу, свое погрязшее в злодеяниях и
прегрешениях поколение. Поэтому, Авраам посвятил свою жизнь не исправлению себя,
но — увеличению славы Творца и распространению знаний о Нем. За это и полюбил
его Всевышний больше всех его предшественников.
Таким образом, различие между
Ноахом и Авраамом состояло в том, что Ноах особенно не старался приблизить своих
соплеменников к Всевышнему. Если кто-то сам к нему приходил и обращался с
вопросами, он на них отвечал, выдерживая дистанцию. А вообще, он старался быть
ближе к Творцу, чем к людям. Ведь недаром о нем сказано, что он хаживал с
Всевышним. С Всевышним, но — не с людьми.
Авраам же занимался людьми,
помогая решать проблемы и разделяя с ними радость. Как сказано: «И взял Аврам...
и души, что обрели в Харане» (Берешит, гл. 12, ст. 5).
Авраам не бросал своих учеников,
он был в ответе за тех, кого обучил.
Если бы Ноах жил среди
праведников, он добился бы еще больших результатов и превзошел бы всех. Ведь
если он смог стать праведником в окружении злодеев, то рядом с праведниками —
тем более. А в поколении Авраама, хотя он, конечно же, оставался бы праведником
— его никто не знал бы. Ведь злодеями он не интересовался, а праведников, кроме
Авраама, не было.
Нужно добавить, что в нашем
поколении весьма востребованы и кедровые рощи и плантации пальм. И всем хватает
работы.
Мне довелось учиться у многих
праведников обоих типов, но особое впечатление на меня произвели раввины и
праведники благословенной памяти — рав Моше Шапиро и рав Ицхак Зильбер. Их
сладкие плоды продолжают радовать Всевышнего и после их ухода в иной мир...
на основе комментария Хатам Софера
(раби Моше Софер; Братислава, Словакия, вторая половина 18-го – первая половина
19-го вв.)
4. Выполнил заповедь —
лучше забудь
Написано в нашей недельной
главе: «Вот родословие Ноаха: Ноах был праведным человеком, совершенным в своих
поколениях, с Всевышним хаживал Ноах» (Берешит, гл. 6, ст. 9).
Раши
(раби Шломо бен Ицхак — величайший комментатор Торы и Талмуда; Франция, 11-й
век), ссылаясь на Мидраш (Мидраш Раба на книгу Берешит,
гл. 30) отмечает, что главное родословие праведных — их добрые дела.
В оригинале наша недельная
глава, как видим, начинается словом эле (вот). Оно очень часто
встречается в Торе. В том числе — и в составе оборота ве-эле (и вот).
В Мидраше (Мидраш Раба
на книгу Шемот, гл. 30) Учителя формулируют правило: когда в Торе
написано ве-эле — значит, имеется нечто, что нужно добавить к сказанному.
Если же мы встретили эле — значит, нужно от чего-то избавиться, что-то
сократить.
В нашем фрагменте стоит эле
— вот родословие Ноаха, главное из которого, как мы выяснили, с помощью Раши,
добрые дела.
От чего же здесь нам советуют
избавиться?
В молитвах Рош
hа-Шана
есть такие слова: «Ведь, помнишь Ты все забытое».
Имеется в виду, что Всевышний
помнит все, что человек уже успел позабыть. Речь — и о заповедях и о
прегрешениях.
Поясню этот важный принцип.
Если человек выполнил заповедь и
гордится этим, не переставая думает, какой он молодец — Всевышний как бы
забывает об этой заповеди. Ведь человеку уже приятно и тепло на сердце. Стало
быть, он уже получил награду, и Всевышний больше ему ничего не должен.
Но когда скромный человек,
выполнив заповедь, тут же забывает об этом, чтобы сосредоточиться на новой
заповеди, понимая, что ему нечем гордиться. Если он, сколько бы ни сделал —
ощущает, что этого все равно недостаточно, и постоянно чувствует, что он в долгу
перед Творцом — тогда Всевышний запоминает каждую деталь, каждое доброе дело и
готовит награду по самому высокому разряду.
Как обстоят дела с
прегрешениями?
Тот, кто оступился, и это не
дает ему покоя, он страдает, желая исправить ошибку — Всевышний, как бы забывает
об этом, воспринимая случившееся, как недоразумение.
Если ты обычно ведешь себя, как
приличный и совестливый человек — Творец не обратит внимания, что ты пролил соус
на свежую, белую скатерть. А вот, если ты напакостил и не придал этому никакого
значения, тут же об этом забыл — Он не забудет и взыщет по счету.
Теперь мы понимаем, почему в
Торе, в нашем фрагменте написано эле. Ведь там говорится о добрых делах
праведника. Отсюда — совет, как сберечь награду за добрые дела: надо постараться
поскорее о них забыть, как будто их и не было.
Какой прекрасной ни была бы у
человека родословная, какие известные раввины не обогащали бы его родовом дереве
— он не должен полагаться на их былые заслуги. Ему нужно трудиться над
выполнением заповедей и совершать добрые дела — будто бы он сам то семя, которое
брошено в землю, и родовое дерево начинается с него...
на основе комментария рава Леви-Ицхака из Бердичева
(Бердичевский
Ребе, Галиция, конец 18-го – начало 19-го вв.)
Ворон и голубь
Когда закончился Потоп, и воды
начали убывать, Ноах, чтобы проверить, обнажилась ли суша, посылает сначала
ворона, потом голубя. Об этом читаем: «И выпустил ворона, и тот вылетел.
Возвращался он и улетал, пока не высохла вода на земле. И послал он, тогда
голубя, чтобы узнать, убыла ли вода на поверхности земли» (Берешит,
гл. 8, ст. 7-8).
В Талмуде (трактат Санhедрин,
лист 108) Учителя к рассказу о вороне добавляют подробности.
Ворон долго летал вокруг
ковчега, но так и не улетел. И только тогда Ноах послал голубя.
Почему ворон не выполнил приказ
Ноаха, а голубь выполнил?
Чтобы ответить на этот вопрос,
для начала, попробуем понять, в чем суть этих птиц.
Ворон — символ предательства и
неверности, голубь, наоборот — символ верности.
В Первую мировую войну, вести
передавали при помощи почтовых голубей. Даже раненые голуби, несмотря на боль,
продолжали свой полет, и из последних сил старались доставить почту адресату.
Написано о раби Шимоне Бар
Йохае (великий Учитель Мишны, составитель книги Зоѓар; 2-й
век), что в период, когда он прятался в пещере от римлян, именно голубь был
единственной связью между ним и мудрецами Израиля.
И еще, когда Давид был в
опасности, голубь прилетел к его родственнику Авишаю бен Цруя и, не
успокаиваясь, био крыльями. Благодаря ему, Авишай бен Цруя понял, что Давид в
опасности и отправился его спасать.
В Талмуде (трактат Гитин,
лист 45) рассказывается история о мудреце по имени Илиш.
Он попал в плен и оказался в
тюрьме. Там вместе с ним находился человек, знавший язык птиц. Однажды он
услышал, что ворон говорит: «Илиш, беги! Илиш, беги!». И передал это раби Илишу.
Но тот ответил: «Нельзя верить воронам».
Затем тот человек услышал, как
то же самое сказал голубь — «Илиш, беги! Илиш, беги!».
Тогда раби Илиш понял, что путь
свободен и смог успешно скрыться.
Но вернемся к ворону Ноаха.
«Ты ненавидишь меня, — сказал он
Ноаху. — И твой Хозяин (имеется в виду Всевышний) тоже меня ненавидит".
В ковчеге было по семь пар от
каждого вида кашерных животных и только по две пары от каждого вида тех, что не
кашерны. Ворон считал, что нужно послать из кашерных птиц. Ведь если ворон
погибнет при исполнении, то его род прекратится. Значит, отправляя ворона по
приказу Всевышнего, Ноах показал, что он и Творец ненавидят некашерных птиц,
таких, как ворон.
Разумеется, это не так.
Всевышний велел взять больше кашерных птиц, потому что они пригодны и для
продолжения рода, и для приношений, и для еды. А некашерные — только для
продолжения рода. К тому же, с вороном ничего не могло произойти. Но, видимо,
он, под стать своему оперению, воспринимал все в мрачном, негативном свете.
Ноах не среагировал на это
заявление ворона.
Тогда ворон выдвинул новую
претензию.
«Если я улечу, — настаивал
ворон, — меня убьет жара или холод. И мой род прекратится».
Чтобы лучше понять, о чем
говорил ворон, заглянем в Талмуд (трактат Кетубот, лист 30). Там
сказано, что «все в руках Всевышнего, кроме простуды и ям». То есть все приходит
с Небес, но о том, чтобы не простудиться и не упасть в яму — позаботься сам.
Иначе говоря, береги здоровье и
будь внимателен.
Что имел в виду ворон?
Возможно, то, что недостаточно
берегся?
Но от чего?
Ноах и на этот раз не ответил
ворону — не понял его.
«Ты просто хочешь забрать у меня
жену, мою ворону, — продолжил тогда убеждать Ноаха ворон. — Ведь тогда в моем
существовании, с позиций Творца, не будет смысла. От меня не будет потомства, и
меня можно будет спокойно уничтожить».
Откуда такое странное заявление?
Зачем Ноаху нужна его ворона? Разве это вообще логично? О чем идет речь?
Дело в том, что Потоп был
наведен на землю в наказание за смешение разных видов животных. И виновник
такого разврата — человек. Ноах и его семья, животные, выбранные для спасения в
ковчеге, не участвовали во всеобщем смешении.
Претензия к Ноаху по поводу жены
ворона, разумеется, была странной. Ведь Ноах и до Потопа не занимался смешением.
Как можно заподозрить его в этом теперь, после Потопа? Тем более, что все, кому
было разрешено спастись в ковчеге, получили приказ Всевышнего — не входить в
интимные отношения с женами, пока не сойдут на сушу.
Возможно, тут скрыта какая-то
тайна ворона, не связанная с Ноахом?
Но, несмотря на запрет на
интимные связи в ковчеге, трое нарушили его — собака, ворон и Хам, сын Ноаха.
Хам утратил белую кожу — ее
цвет, как у всех африканских народов, стал черным.
Собака получила проклятие —
сидеть на цепи. Даже маленькие и безопасные собачки — всегда ходят с ошейником.
Ну, и ворон получил свое
проклятье — он везде выплевывает и раскидывает все, что у него во рту. Поскольку
Тора говорит о духовных понятиях, то видимо, речь идет о пустословии и болтовне.
Отсюда и реакция раби Илиша,
знающего природу птиц, на призыв ворона к побегу. Мало ли, что он там накаркает.
Так почему все-таки ворон так
боялся за свою жизнь, что не хотел улетать из ковчега?
Дело в том, что он вошел со
своей женой в интимную связь, несмотря на запрет Творца. И знал, что ворона
зачала от этой связи и в скором времени у них будет потомство.
Понимая, что нарушил запрет, и
потомство уже зачато, ворон очень боялся наказания
Cверху,
боялся смерти. Ведь раз потомство зачато, значит, он уже не нужен.
Из-за нарушения запретов Творца
весь мир был только что уничтожен в Потопе. Что помешает Творцу наказать и его,
ворона?
Поэтому он, чтобы быть ближе к
праведному Ноаху — боялся улетать из Ковчега. Ведь близость к праведнику спасает
от напастей.
Но объяснить простыми словами
Ноаху о своем нарушении запрета и о потомстве, ворон не мог. Не хотел себя
выдавать. Поэтому и пришлось ему искать разные предлоги, чтобы не улетать.
Вплоть до обвинения Ноаха в желании отобрать жену.
Ноах не понял ворона и послал
вместо него голубя. И ворон упустил возможность оказать эту услугу.
Ну а голубь? Символ искренней
преданности и чистоты в глазах Творца, голубь, символ нашего народа — выполнил
свое предназначение...
на основе комментария рава Шимшона-Хаима Нахмани
(автор книги «Зера Шимшон»; Италия, 1707-1779 гг.)
Прочесть двадцать второй цикл обсуждения Прочесть двадцать первый цикл обсуждения Прочесть двадцатый цикл обсуждения Прочесть девятнадцатый цикл обсуждения Прочесть восемнадцатый цикл обсуждения Прочесть семнадцатый цикл обсуждения Прочесть шестнадцатый цикл обсуждения Прочесть пятнадцатый цикл обсуждения Прочесть четырнадцатый цикл обсуждения Прочесть седьмой цикл обсуждения Прочесть шестой цикл обсуждения Прочесть пятый цикл обсуждения Прочесть четвертый цикл обсуждения Прочесть третий цикл обсуждения Прочесть второй цикл обсуждения Прочесть первый цикл обсуждения
|