Двадцать второй цикл обсуждения (видео)
Прочесть двадцать первый цикл обсуждения Прочесть двадцатый цикл обсуждения Прочесть девятнадцатый цикл обсуждения Прочесть восемнадцатый цикл обсуждения Прочесть семнадцатый цикл обсуждения Прочесть шестнадцатый цикл обсуждения Прочесть пятнадцатый цикл обсуждения Прочесть четырнадцатый цикл обсуждения Прочесть седьмой цикл обсуждения Прочесть шестой цикл обсуждения Прочесть пятый цикл обсуждения Прочесть четвертый цикл обсуждения Прочесть третий цикл обсуждения Прочесть второй цикл обсуждения Прочесть первый цикл обсуждения
ГЛАВА «НОАХ»
Место в Торе:
Берешит,
гл. 6, ст. 9 — гл.11, ст. 32.
Почему она так
называется?
В первой фразе недельной главы говорится: «Вот житие Ноаха — Ноах
был человеком праведным и непорочным...».
Обсуждение главы
Ноах
1. Исследование и
простая вера
Написано о Ноахе, что он — «был
человеком праведным и цельным в своем поколении» (Берешит, гл. 6,
ст. 9).
В своем комментарии Раши
(раби Шломо бен Ицхак — величайший комментатор Торы и Талмуда; Франция, 11-й
век) отмечает, что некоторые наши Учителя расценивают это как похвалу (то есть —
он был праведным человеком даже в своем поколении). И если бы он жил в поколении
праведников — он, разумеется, был бы еще праведнее.
Другие Учителя в Талмуде
(трактат Санhедрин,
лист 108) открывают здесь иную грань Истины, квалифицируя такую характеристику
как неодобрение (не в пользу Ноаха). Для своего поколения он был праведным, но,
живи он в поколении Авраама — его ни во что не ставили бы.
Возникает вопрос: если слова
Торы можно истолковать в заслугу Ноаха, что и сделали некоторые Учителя — зачем
же отзываться о нем неодобрительно? Почему бы не остановиться на одобрении и не
идти в сторону негатива?
Когда человек хочет служить
Всевышнему — перед ним открываются два пути: дорога исследований и духовных
поисков и путь простой, чистой веры. Соответственно, исходя из этого выбора,
сынов Израиля можно отнести к двум группам. Одни — постоянно стремятся
подкрепить свою веру разными доказательствами, другие в доказательствах — не
нуждаются.
Когда 500 с лишним лет назад
евреев изгоняли из Испании, а затем — и из Португалии, кто-то из них, бросив все
свое имущество, бежал с Пиренейского полуострова, и некоторые при этом погибли.
Другие, не имея возможности
покинуть страну, приняли смерть, чтобы не изменять своей вере.
Третьи, пытаясь обмануть
инквизицию, внешне, для отвода глаз перешли в другую веру, пытаясь сохранить
Тору за закрытыми дверями и ставнями.
В этой группе не оказалось ни
одного приверженца простой и чистой веры. И действительно, если твоей вере не
требуются доказательства — никто не заставит тебя ее сменить. Даже под страхом
смерти, даже лишь для отвода глаз.
В итоге, инквизиция не пожелала
закрыть на это глаза. Но, наоборот — она пристально следила за марранами (так
называли принудительно крещеных евреев) и жестоко расправлялась с теми, на кого
падало хоть малейшее подозрение в том, что они соблюдают, пусть даже одну
заповедь Торы.
С течением времени марраны, в
основной массе своей, либо были уничтожены, либо растворились среди коренного
населения Испании и Португалии.
Впрочем, бывают такие ситуации,
в которых не обойдешься лишь одной простой верой. Когда поднимает голову
безбожие, когда воинствующие атеисты начинают штурмовать бастионы веры, тогда
вступает в силу правило: «Знай, что ответить агрессивному безбожнику» (трактат
Авот, гл. 2, м. 14).
Подчеркнем, что нет никакой
нужды инициировать дискуссии с атеистами. Сказано — «знай, что ответить». То
есть — например, атеист должен сам к тебе обратиться, сам задать вопрос.
Ноах в течение многих лет строил
свой ковчег вдали от моря и водоемов. Строил его молча, сосредоточенно уйдя в
работу. И лишь когда безбожники доставали его своими насмешками и издевками, он
пытался что-то доказать и объяснить им.
Впрочем, как видим — без
большого успеха. У него была и простая вера, ведь сказано, что он был «человеком
праведным и цельным».
Об Аврааме написано: «И взял
Аврам Сарай, жену свою, и Лота, племянника своего, и все их имущество, и душу,
что обрели в Харане» (Берешит, гл. 12, ст. 5).
Онкелос
(великий Учитель Торы времен написания Мишны, 2-й век; был гером —
неевреем, который принял еврейство; племянник римского императора Тита),
комментируя этот отрывок, пишет, что слова «душу, что обрел в Харане», означают,
что Авраам подчинил душу Торе.
Выходит, Авраам принял на себя
выполнение заповедей Торы, без всяких исследований и духовных поисков. За счет
цельности своей души, над исправлением которой он исправно трудился.
Отметим, что в раннем возрасте,
Авраам открыл Всевышнего, именно благодаря изысканиям и размышлениям. Тогда он
понял, что столь сложно устроенный и продуманный до мелочей мир, не мог
возникнуть случайно. У прекрасно спроектированного дворца должен быть архитектор
и хозяин.
Однако в дальнейшем Авраам
развивал в себе простую веру. И с помощью нее — приближал людей к Всевышнему.
В поколении Авраама
мудрствования не работали. Правитель Нимрод, услышав логические заключения,
которые поставили его в тупик, решил проблему просто — приказал бросить Авраама
в раскаленную печь. На поданных Нимрода логика — тоже слабо действовала. Но
когда произошло чудо, и Авраам вышел из огня живым и невредимым — это произвело
эффект.
Акедат
Ицхак (принесение Ицхака) было испытанием простой веры Авраама.
Всевышний велел ему принести в
жертву единственного сына. Это — не укладывалось в рамки интеллектуального
постижения Творца, противоречило всем устоям. Но Авраам с честью выдержал это
испытание. Он продемонстрировал полную готовность исполнить повеление
Всевышнего. При том, что оно, казалось, противоречило здравому смыслу.
В поколении Авраама требовалась
простая и цельная вера. И если бы Ноах оказался там и начал бы действовать
методом логически выстроенных доказательств — его ни во что не ставили бы.
на основе комментария рава Яакова Эмдена
(автор книги «Лехем Шамаим», Германия, 1697-1776 гг.)
2.
Добрые дела — после хупы
Наша недельная глава начинается
словами: «Вот порождения Ноаха — Ноах был человеком праведным и цельным в
поколениях его» (Берешит, гл. 6, ст. 9).
Главные порождения праведников —
их добрые дела, — отмечает Раши (раби Шломо бен Ицхак — величайший
комментатор Торы и Талмуда; Франция, 11-й век), ссылаясь на Мидраш (Мидраш
Раба на книгу Берешит, гл. 30).
Возникает вопрос: а как же дети?
Неужели дети праведников не считаются их порождениями? Или все же считаются, но
— не главными?
У Ноаха были сыновья. О них мы
узнаем в конце предыдущей недельной главы. Там, в частности, сказано: «И было
Ноаху 500 лет, и породил
Hoax
Шема, Хама и Йефета» (Берешит, гл. 5, ст. 32).
Выходит, сыновья Ноаха имеют
меньшее значение, по сравнению с его делами?
Недельная глава Торы
Мишпатим начинается со слов — «И вот законы…» (Шемот, гл.
21, ст. 1).
Раши объясняет, что в Торе, если
надо к уже сказанному добавить дополнительную информацию — используется
выражение «вэ-эле» (и вот). При том, что слово «эле» (вот), без
союза «и» — употребляется для того, чтобы отделить одно от другого.
Таким образом, если «вэ-эле»
объединяет и добавляет, то «эле» (без буквы вав) — разделяет и
ограничивает.
Наш фрагмент начинается словом «эле»,
которое отделяет порождения праведного Ноаха от его же сыновей, упомянутых
ранее.
И действительно, не все дети
Ноаха продолжили его праведный путь. Сын Ноаха по имени Хам свернул на кривую
дорожку бесчестия. А Кенаан, внук Ноаха от Хама, весь пошел в своего
отца, не в деда.
Поэтому не всех сыновей Ноаха
можно назвать его «порождениями». А вот добрые дела и поступки, которыми
славился Ноах, это — главные его порождения.
Более того, из комментария Раши
следует, что дети праведников — их добрые дела. Делая что-либо, совершая
поступок, праведник видит в этом собственного ребенка. А когда к делам относятся
соответствующим образом, не приходится удивляться, почему они столь праведны.
С другой стороны, каждый человек
должен подходить к воспитанию своих детей, как к совершению добрых дел. И
растить их так, чтобы не пришлось потом исключать их из своих порождений.
Написано в Танахе: «Зачем, чтобы
гневался на тебя Всевышний... и губил дело рук твоих?» (Коэлет,
гл. 5, ст. 5).
О чем здесь идет речь?
В Талмуде (трактат Шаббат,
лист 32) разъясняется, что дела человека — это «карапузы»,
которые у него родились.
Когда новорожденный еврей
вступает в Союз Авраама с Творцом (то есть, когда ему делают обрезание), все
присутствующие при этом благословляют его. «Раз ты сейчас удостоился завета
Авраама, — говорят они, — то в будущем удостоишься приобщения к Торе, поставишь
хупу (удостоишься сыграть свадьбу, согласно еврейской традиции) и будешь
осуществлять добрые дела.
Почему же пожелание по поводу
хупы предшествует благословению на добрые дела?
Потому что младенцу желают,
чтобы он подрос, женился и народил детей — добрых дел.
на основе комментария рава Хаима Каневского
(в наши дни — один из самых выдающихся знатоков Торы; Бней Брак, Израиль)
3. Зехер цадик ливраха
— память о праведном для благословения
Написано в нашей недельной
главе: «Вот порождения Ноаха — Ноах был человеком праведным и цельным в
поколениях его» (Берешит, гл. 6, ст. 9).
Раши
(раби Шломо бен Ицхак — величайший комментатор Торы и Талмуда; Франция, 11-й
век) отмечает, что после упоминания Ноаха в Торе сразу же сообщается о нем, что
он был весьма достойным человеком, и это прямо соотносится со сказанным —
«Память о праведном для благословения» (Мишлей — Притчи царя
Шломо, гл. 10, ст. 7).
Вероятно, именно отсюда
проистекает обычай, упоминая скончавшегося праведника, добавлять к его имени
выражение «зехер цадик ливраха» (память о праведном для благословения).
Или сокращенно — зацаль (аббревиатура, составленная из начальных букв
слов «зехер цадик ливраха»).
Итак, говоря о праведнике,
ушедшем в мир иной, мы к его имени добавляем благословение «зехер цадик
ливраха». Только кому это благословение нужней — праведнику, или, быть
может, нам самим?
Рабейну Йона
(один из крупнейших комментаторов Талмуда, автор многих книг; Испания, 13-й век)
пишет, что главная задача человека — прославлять Творца и служить Ему. И
выполнять эту задачу нужно всеми возможными способами: движением губ, взлетом
ресниц, взглядом, жестами. Ведь Всевышний вдохнул в человека душу и постоянно
поддерживает ее жизнь.
И кроме всего прочего, служение
Творцу, укрепляя связь с Ним, несет в себе несомненную пользу.
Даже в случайный разговор можно
внести элементы прославления Всевышнего, что наполнит его смыслом и придаст
особое значение. Это происходит, когда выражения, используемые в разговоре,
передают внутреннюю веру в Творца и в Его Тору.
Если о праведнике отзываются с
уважением, этим его как бы причисляют к служителям Всевышнего и, следовательно,
увеличивают их число. Те же, кто с пренебрежением относится к мудрецам Торы, к
их знаниям и к их вере — как будто бы упраздняют знания о Всевышнем и умаляют
Его славу.
То же самое можно сказать и о
тех, кто публично нарушает законы Торы.
В способности говорить Учителя
усматривают качество человека, отличающее его от животного. Таким образом, о
человеке можно судить, исходя из того, что он говорит — кого он привык
превозносить, кого поносить, о чем отзываться восторженно, и о чем —
пренебрежительно.
Сказано: «Печь – для серебра, и
горнило – для золота, а человек отличается тем, что он прославляет» (Мишлей,
гл. 27, ст. 21).
Серебро выплавляют, чтобы
отделить его от других металлов. Также и золото очищают от примесей в процессе
плавления. Человек же может «выплавить» себя своими речами, тем, что он говорит,
кого прославляет. В этом проявляются характер человека, его внутренняя природа,
его сущность. Достоинства и недостатки, словно в зеркале, отражаются в
восторженных восклицаниях и в кривых ухмылках.
Добавление к имени праведника
фразы «зехер цадик ливраха», прежде всего, требуется не ему, а нам. Ведь
он уже исправил свои качества, нам же это еще предстоит.
Ноах был чист и совершенен в
праведности, за что и удостоился быть спасенным от вод Потопа.
Вместе с Ноахом были спасены его
сыновья, и члены его семьи. Ведь если бы его потомство погибло, это стало бы
карой и для Ноаха. Поэтому, «память о праведном для благословения» — память о
праведности Ноаха стала благословением его потомкам, благодаря ей мир продолжил
свое существование.
То же можно сказать и о
праведниках последующих поколений. Мир существует в заслугу их праведности.
Следовательно, упоминание о них должно сопровождаться благословением.
на основе комментариев Рамбана
(Рабейну Моше бен Нахман — Нахманид; великий комментатор Торы, Танаха и Талмуда;
Испания – Эрец Исраэль, конец 12-го – начало 13-го вв.)
и
рава Шломо Левинштейна
(Израиль, наше время)
4. Малахим
стоят, а Ноах идет
О Ноахе сказано, что он «ходил
перед Всевышним» (Берешит, гл. 6, ст. 9).
Это выражение требует
объяснения. Нужно понять, что здесь имеется в виду?
Онкелос
(великий Учитель Торы времен написания Мишны, 2-й век; был гером —
неевреем, который принял еврейство; племянник римского императора Тита)
отмечает, что «ходить перед Всевышним» может только тот, кто перед Ним трепещет,
то есть, обладает богобоязненностью.
Сефорно
(раби Овадия Сефорно; известный комментатор Торы, Италия, 16-й век) открывает в
этом иную грань Истины. «Ходить перед Всевышним», — пишет он, — значит ходить
Его путями. А путь Творца заключается в том, чтобы творить добро ближнему,
совершать добрые дела.
Бааль
hа-Турим
(раби Яаков бен Ашер, один из крупнейших раввинов Германии и Франции, автор
предварительного текста Шульхан
Аруха и
многих комментариев к Торе; вторая половина 13-го – первая половина 14-го вв.)
обращает внимание на то, что последние буквы слов, в оригинале составляющие
фразу «ходил перед Всевышним», образуют слово «хахам» (мудрец).
Эти три комментария дополняют
друг друга. И действительно, человеку важно обладать тремя качествами:
богобоязненностью, добротой и мудростью. Ведь если он обладает
богобоязненностью, но не отягощен мудростью, он — просто глупец. А если ему
присуща доброта — без трепета перед Всевышним он в конечном итоге скатится к
вожделениям. Мудрец же, не испытывающий страх перед Творцом — апикорес,
безбожник.
Ноах обладал всеми тремя
качествами — богобоязненностью, добротой и мудростью. Он ходил перед Всевышним в
страхе и трепете, подобно Ему — любил творения и старался им помогать, и был
весьма мудрым человеком.
В Торе подчеркивается, что Ноах
не стоял, не пребывал в покое, но — постоянно был в движении, ходил, шел.
Малахим
(множественное число от слова малах, в условном переводе — ангел) названы
«стоящими», пребывающими в покое. Ведь они не продвигаются, не растут в своей
праведности, но остаются на одном и том же уровне. У них отсутствует дурное
начало (на иврите — йецер
hа-ра).
Поэтому они не оказываются перед выбором: совершать добрые дела или вредить.
Малахим
— статичны в своем духовном уровне. Они не ведают падений и взлетов.
В отличие от них, праведники — в
постоянном движении от рубежа к рубежу, от ступени к ступени, преодолевая
испытания, побеждая дурное начало.
Ноах «ходил перед Всевышним». Он
не считал себя вправе останавливаться, довольствоваться достигнутым, почивать на
лаврах прошлых побед. Сколько бы Ноах ни прошел, он считал, что это — лишь
начало пути. И он шел вперед и вперед. Поэтому в Торе он и назван «праведным и
цельным».
Цельность Ноаха проявилась с его
рождения. Она была заложена в него Всевышним. Ведь Ноах родился без крайней
плоти, уже обрезанным — родился цельным.
на основе комментария раби Йосефа Хаима
(один из крупнейших Учителей Торы, открытой и закрытой ее части — каббалы, автор
десятков книг, в том числе — краткого кодекса законов, под названием Бен Иш Хай;
Багдад, Ирак, вторая половина 19-го века – начало 20-го)
5. Поколение Потопа
невозможно было исправить
В нашей недельной главе описан
один из наиболее драматических моментов жизни человечества. И мы читаем: «И
увидел Всевышний землю, увидел, что растлилась она, потому что все живое на ней
извратило свой путь» (Берешит, гл. 6, ст. 12).
Но почему разворачивающаяся
драма описывается в Торе столь странным образом? Что это за оборот — «И увидел
Всевышний землю, увидел, что растлилась она»? Ведь «растление земли» было
действительностью, проявлявшейся в текущих событиях. И Всевышний, безусловно,
был в курсе всего этого. Зачем же понадобилось подчеркивать, что Он увидел,
заметил, что происходит в мире?
Дело в том, что только Всевышний
видел растление земли. В глазах того поколения людей — не было никакого
растления. И не потому, что изменения происходили очень медленно и постепенно и
были незаметны, не потому, что отклонения от естественного хода событий едва
различимы. Наоборот, злодейство и испорченность нравов достигли тогда
повсеместного распространения, превратились в норму поведения. А поэтому — не
бросались в глаза, не выглядели чем-то из ряда вон выходящим.
Для всех людей, кроме Ноаха и
его семьи, грабеж и разбой, всевозможные злодеяния стали обыденностью,
неотъемлемой частью жизни общества. Поэтому только Всевышний обратил внимание на
всеобщее растление и падение нравов.
Пример извращения общественной
морали находим в истории Лемеха, отца Ноаха.
В недельной главе Берешит
читаем: «И взял себе Лемех двух жен, имя одной было Ада а другую звали Цила. И
родила Ада сына Яваля... И Цила тоже родила сына Туваля Каина» (Берешит,
гл. 4, ст. 19-22).
Раши
(раби Шломо бен Ицхак — величайший комментатор Торы и Талмуда; Франция, 11-й
век) объясняет, что имена Ада и Цила были нарицательными, показывающими, каким
был тогдашний общественный уклад.
В эпоху поколения Потопа было
принято не ограничиваться одной женой, но брать двух. Одну — для ведения
хозяйства. Ее поили снадобьями, не позволяющими беременеть Другую — для того,
чтобы она рожала и воспитывала детей.
Имя Ада дает намек на
репродуктивную функцию. Цила была призвана стать тенью мужа (ивритское слово
цель в переводе — «тень»).
Лемех не был испорчен, как
остальные люди его поколения. Но и открыто восставать против сложившихся устоев
он не собирался. Поэтому он, как и все вокруг, взял двух жен. Но внутри — не
стал следовать за большинством, приближавшемся к злу. Поэтому у Лемеха и вторая
жена тоже родила. Он не давал ей снадобий, препятствующих беременности. К обеим
женам Лемех относился одинаково хорошо, по-доброму, не принижая одну и не
возвеличивая другую, как было принято тогда у большинства.
Но Лемех был лишь исключением из
правил. Ему приходилось скрывать свои добрые качества, делая вид, что его семья
ничем не отличается от остальных семей. Поэтому и соответствующие имена жен —
чтобы не выделяться.
Всевышний, конечно же, не мог
согласиться с тем, что добро может существовать только подпольно, скрыто. И Он
объявил приговор: «Конец всего живого настает передо Мной» (Берешит,
гл. 6, ст. 13). И навел на землю Потоп.
на основе комментария рава Мордехая ДрукераАвтор текста Мордехай Вейц
ГЛАВА
ГЛАВА «НОАХ»
Место в Торе:
Берешит,
гл. 6, ст. 9 — гл.11, ст. 32.
Почему она так
называется?
В первой фразе недельной главы говорится: «Вот житие Ноаха — Ноах
был человеком праведным и непорочным...».
Обсуждение главы
Ноах
1. Исследование и
простая вера
Написано о Ноахе, что он — «был
человеком праведным и цельным в своем поколении» (Берешит, гл. 6,
ст. 9).
В своем комментарии Раши
(раби Шломо бен Ицхак — величайший комментатор Торы и Талмуда; Франция, 11-й
век) отмечает, что некоторые наши Учителя расценивают это как похвалу (то есть —
он был праведным человеком даже в своем поколении). И если бы он жил в поколении
праведников — он, разумеется, был бы еще праведнее.
Другие Учителя в Талмуде
(трактат Санhедрин,
лист 108) открывают здесь иную грань Истины, квалифицируя такую характеристику
как неодобрение (не в пользу Ноаха). Для своего поколения он был праведным, но,
живи он в поколении Авраама — его ни во что не ставили бы.
Возникает вопрос: если слова
Торы можно истолковать в заслугу Ноаха, что и сделали некоторые Учителя — зачем
же отзываться о нем неодобрительно? Почему бы не остановиться на одобрении и не
идти в сторону негатива?
Когда человек хочет служить
Всевышнему — перед ним открываются два пути: дорога исследований и духовных
поисков и путь простой, чистой веры. Соответственно, исходя из этого выбора,
сынов Израиля можно отнести к двум группам. Одни — постоянно стремятся
подкрепить свою веру разными доказательствами, другие в доказательствах — не
нуждаются.
Когда 500 с лишним лет назад
евреев изгоняли из Испании, а затем — и из Португалии, кто-то из них, бросив все
свое имущество, бежал с Пиренейского полуострова, и некоторые при этом погибли.
Другие, не имея возможности
покинуть страну, приняли смерть, чтобы не изменять своей вере.
Третьи, пытаясь обмануть
инквизицию, внешне, для отвода глаз перешли в другую веру, пытаясь сохранить
Тору за закрытыми дверями и ставнями.
В этой группе не оказалось ни
одного приверженца простой и чистой веры. И действительно, если твоей вере не
требуются доказательства — никто не заставит тебя ее сменить. Даже под страхом
смерти, даже лишь для отвода глаз.
В итоге, инквизиция не пожелала
закрыть на это глаза. Но, наоборот — она пристально следила за марранами (так
называли принудительно крещеных евреев) и жестоко расправлялась с теми, на кого
падало хоть малейшее подозрение в том, что они соблюдают, пусть даже одну
заповедь Торы.
С течением времени марраны, в
основной массе своей, либо были уничтожены, либо растворились среди коренного
населения Испании и Португалии.
Впрочем, бывают такие ситуации,
в которых не обойдешься лишь одной простой верой. Когда поднимает голову
безбожие, когда воинствующие атеисты начинают штурмовать бастионы веры, тогда
вступает в силу правило: «Знай, что ответить агрессивному безбожнику» (трактат
Авот, гл. 2, м. 14).
Подчеркнем, что нет никакой
нужды инициировать дискуссии с атеистами. Сказано — «знай, что ответить». То
есть — например, атеист должен сам к тебе обратиться, сам задать вопрос.
Ноах в течение многих лет строил
свой ковчег вдали от моря и водоемов. Строил его молча, сосредоточенно уйдя в
работу. И лишь когда безбожники доставали его своими насмешками и издевками, он
пытался что-то доказать и объяснить им.
Впрочем, как видим — без
большого успеха. У него была и простая вера, ведь сказано, что он был «человеком
праведным и цельным».
Об Аврааме написано: «И взял
Аврам Сарай, жену свою, и Лота, племянника своего, и все их имущество, и душу,
что обрели в Харане» (Берешит, гл. 12, ст. 5).
Онкелос
(великий Учитель Торы времен написания Мишны, 2-й век; был гером —
неевреем, который принял еврейство; племянник римского императора Тита),
комментируя этот отрывок, пишет, что слова «душу, что обрел в Харане», означают,
что Авраам подчинил душу Торе.
Выходит, Авраам принял на себя
выполнение заповедей Торы, без всяких исследований и духовных поисков. За счет
цельности своей души, над исправлением которой он исправно трудился.
Отметим, что в раннем возрасте,
Авраам открыл Всевышнего, именно благодаря изысканиям и размышлениям. Тогда он
понял, что столь сложно устроенный и продуманный до мелочей мир, не мог
возникнуть случайно. У прекрасно спроектированного дворца должен быть архитектор
и хозяин.
Однако в дальнейшем Авраам
развивал в себе простую веру. И с помощью нее — приближал людей к Всевышнему.
В поколении Авраама
мудрствования не работали. Правитель Нимрод, услышав логические заключения,
которые поставили его в тупик, решил проблему просто — приказал бросить Авраама
в раскаленную печь. На поданных Нимрода логика — тоже слабо действовала. Но
когда произошло чудо, и Авраам вышел из огня живым и невредимым — это произвело
эффект.
Акедат
Ицхак (принесение Ицхака) было испытанием простой веры Авраама.
Всевышний велел ему принести в
жертву единственного сына. Это — не укладывалось в рамки интеллектуального
постижения Творца, противоречило всем устоям. Но Авраам с честью выдержал это
испытание. Он продемонстрировал полную готовность исполнить повеление
Всевышнего. При том, что оно, казалось, противоречило здравому смыслу.
В поколении Авраама требовалась
простая и цельная вера. И если бы Ноах оказался там и начал бы действовать
методом логически выстроенных доказательств — его ни во что не ставили бы.
на основе комментария рава Яакова Эмдена
(автор книги «Лехем Шамаим», Германия, 1697-1776 гг.)
2.
Добрые дела — после хупы
Наша недельная глава начинается
словами: «Вот порождения Ноаха — Ноах был человеком праведным и цельным в
поколениях его» (Берешит, гл. 6, ст. 9).
Главные порождения праведников —
их добрые дела, — отмечает Раши (раби Шломо бен Ицхак — величайший
комментатор Торы и Талмуда; Франция, 11-й век), ссылаясь на Мидраш (Мидраш
Раба на книгу Берешит, гл. 30).
Возникает вопрос: а как же дети?
Неужели дети праведников не считаются их порождениями? Или все же считаются, но
— не главными?
У Ноаха были сыновья. О них мы
узнаем в конце предыдущей недельной главы. Там, в частности, сказано: «И было
Ноаху 500 лет, и породил
Hoax
Шема, Хама и Йефета» (Берешит, гл. 5, ст. 32).
Выходит, сыновья Ноаха имеют
меньшее значение, по сравнению с его делами?
Недельная глава Торы
Мишпатим начинается со слов — «И вот законы…» (Шемот, гл.
21, ст. 1).
Раши объясняет, что в Торе, если
надо к уже сказанному добавить дополнительную информацию — используется
выражение «вэ-эле» (и вот). При том, что слово «эле» (вот), без
союза «и» — употребляется для того, чтобы отделить одно от другого.
Таким образом, если «вэ-эле»
объединяет и добавляет, то «эле» (без буквы вав) — разделяет и
ограничивает.
Наш фрагмент начинается словом «эле»,
которое отделяет порождения праведного Ноаха от его же сыновей, упомянутых
ранее.
И действительно, не все дети
Ноаха продолжили его праведный путь. Сын Ноаха по имени Хам свернул на кривую
дорожку бесчестия. А Кенаан, внук Ноаха от Хама, весь пошел в своего
отца, не в деда.
Поэтому не всех сыновей Ноаха
можно назвать его «порождениями». А вот добрые дела и поступки, которыми
славился Ноах, это — главные его порождения.
Более того, из комментария Раши
следует, что дети праведников — их добрые дела. Делая что-либо, совершая
поступок, праведник видит в этом собственного ребенка. А когда к делам относятся
соответствующим образом, не приходится удивляться, почему они столь праведны.
С другой стороны, каждый человек
должен подходить к воспитанию своих детей, как к совершению добрых дел. И
растить их так, чтобы не пришлось потом исключать их из своих порождений.
Написано в Танахе: «Зачем, чтобы
гневался на тебя Всевышний... и губил дело рук твоих?» (Коэлет,
гл. 5, ст. 5).
О чем здесь идет речь?
В Талмуде (трактат Шаббат,
лист 32) разъясняется, что дела человека — это «карапузы»,
которые у него родились.
Когда новорожденный еврей
вступает в Союз Авраама с Творцом (то есть, когда ему делают обрезание), все
присутствующие при этом благословляют его. «Раз ты сейчас удостоился завета
Авраама, — говорят они, — то в будущем удостоишься приобщения к Торе, поставишь
хупу (удостоишься сыграть свадьбу, согласно еврейской традиции) и будешь
осуществлять добрые дела.
Почему же пожелание по поводу
хупы предшествует благословению на добрые дела?
Потому что младенцу желают,
чтобы он подрос, женился и народил детей — добрых дел.
на основе комментария рава Хаима Каневского
(в наши дни — один из самых выдающихся знатоков Торы; Бней Брак, Израиль)
3. Зехер цадик ливраха
— память о праведном для благословения
Написано в нашей недельной
главе: «Вот порождения Ноаха — Ноах был человеком праведным и цельным в
поколениях его» (Берешит, гл. 6, ст. 9).
Раши
(раби Шломо бен Ицхак — величайший комментатор Торы и Талмуда; Франция, 11-й
век) отмечает, что после упоминания Ноаха в Торе сразу же сообщается о нем, что
он был весьма достойным человеком, и это прямо соотносится со сказанным —
«Память о праведном для благословения» (Мишлей — Притчи царя
Шломо, гл. 10, ст. 7).
Вероятно, именно отсюда
проистекает обычай, упоминая скончавшегося праведника, добавлять к его имени
выражение «зехер цадик ливраха» (память о праведном для благословения).
Или сокращенно — зацаль (аббревиатура, составленная из начальных букв
слов «зехер цадик ливраха»).
Итак, говоря о праведнике,
ушедшем в мир иной, мы к его имени добавляем благословение «зехер цадик
ливраха». Только кому это благословение нужней — праведнику, или, быть
может, нам самим?
Рабейну Йона
(один из крупнейших комментаторов Талмуда, автор многих книг; Испания, 13-й век)
пишет, что главная задача человека — прославлять Творца и служить Ему. И
выполнять эту задачу нужно всеми возможными способами: движением губ, взлетом
ресниц, взглядом, жестами. Ведь Всевышний вдохнул в человека душу и постоянно
поддерживает ее жизнь.
И кроме всего прочего, служение
Творцу, укрепляя связь с Ним, несет в себе несомненную пользу.
Даже в случайный разговор можно
внести элементы прославления Всевышнего, что наполнит его смыслом и придаст
особое значение. Это происходит, когда выражения, используемые в разговоре,
передают внутреннюю веру в Творца и в Его Тору.
Если о праведнике отзываются с
уважением, этим его как бы причисляют к служителям Всевышнего и, следовательно,
увеличивают их число. Те же, кто с пренебрежением относится к мудрецам Торы, к
их знаниям и к их вере — как будто бы упраздняют знания о Всевышнем и умаляют
Его славу.
То же самое можно сказать и о
тех, кто публично нарушает законы Торы.
В способности говорить Учителя
усматривают качество человека, отличающее его от животного. Таким образом, о
человеке можно судить, исходя из того, что он говорит — кого он привык
превозносить, кого поносить, о чем отзываться восторженно, и о чем —
пренебрежительно.
Сказано: «Печь – для серебра, и
горнило – для золота, а человек отличается тем, что он прославляет» (Мишлей,
гл. 27, ст. 21).
Серебро выплавляют, чтобы
отделить его от других металлов. Также и золото очищают от примесей в процессе
плавления. Человек же может «выплавить» себя своими речами, тем, что он говорит,
кого прославляет. В этом проявляются характер человека, его внутренняя природа,
его сущность. Достоинства и недостатки, словно в зеркале, отражаются в
восторженных восклицаниях и в кривых ухмылках.
Добавление к имени праведника
фразы «зехер цадик ливраха», прежде всего, требуется не ему, а нам. Ведь
он уже исправил свои качества, нам же это еще предстоит.
Ноах был чист и совершенен в
праведности, за что и удостоился быть спасенным от вод Потопа.
Вместе с Ноахом были спасены его
сыновья, и члены его семьи. Ведь если бы его потомство погибло, это стало бы
карой и для Ноаха. Поэтому, «память о праведном для благословения» — память о
праведности Ноаха стала благословением его потомкам, благодаря ей мир продолжил
свое существование.
То же можно сказать и о
праведниках последующих поколений. Мир существует в заслугу их праведности.
Следовательно, упоминание о них должно сопровождаться благословением.
на основе комментариев Рамбана
(Рабейну Моше бен Нахман — Нахманид; великий комментатор Торы, Танаха и Талмуда;
Испания – Эрец Исраэль, конец 12-го – начало 13-го вв.)
и
рава Шломо Левинштейна
(Израиль, наше время)
4. Малахим
стоят, а Ноах идет
О Ноахе сказано, что он «ходил
перед Всевышним» (Берешит, гл. 6, ст. 9).
Это выражение требует
объяснения. Нужно понять, что здесь имеется в виду?
Онкелос
(великий Учитель Торы времен написания Мишны, 2-й век; был гером —
неевреем, который принял еврейство; племянник римского императора Тита)
отмечает, что «ходить перед Всевышним» может только тот, кто перед Ним трепещет,
то есть, обладает богобоязненностью.
Сефорно
(раби Овадия Сефорно; известный комментатор Торы, Италия, 16-й век) открывает в
этом иную грань Истины. «Ходить перед Всевышним», — пишет он, — значит ходить
Его путями. А путь Творца заключается в том, чтобы творить добро ближнему,
совершать добрые дела.
Бааль
hа-Турим
(раби Яаков бен Ашер, один из крупнейших раввинов Германии и Франции, автор
предварительного текста Шульхан
Аруха и
многих комментариев к Торе; вторая половина 13-го – первая половина 14-го вв.)
обращает внимание на то, что последние буквы слов, в оригинале составляющие
фразу «ходил перед Всевышним», образуют слово «хахам» (мудрец).
Эти три комментария дополняют
друг друга. И действительно, человеку важно обладать тремя качествами:
богобоязненностью, добротой и мудростью. Ведь если он обладает
богобоязненностью, но не отягощен мудростью, он — просто глупец. А если ему
присуща доброта — без трепета перед Всевышним он в конечном итоге скатится к
вожделениям. Мудрец же, не испытывающий страх перед Творцом — апикорес,
безбожник.
Ноах обладал всеми тремя
качествами — богобоязненностью, добротой и мудростью. Он ходил перед Всевышним в
страхе и трепете, подобно Ему — любил творения и старался им помогать, и был
весьма мудрым человеком.
В Торе подчеркивается, что Ноах
не стоял, не пребывал в покое, но — постоянно был в движении, ходил, шел.
Малахим
(множественное число от слова малах, в условном переводе — ангел) названы
«стоящими», пребывающими в покое. Ведь они не продвигаются, не растут в своей
праведности, но остаются на одном и том же уровне. У них отсутствует дурное
начало (на иврите — йецер
hа-ра).
Поэтому они не оказываются перед выбором: совершать добрые дела или вредить.
Малахим
— статичны в своем духовном уровне. Они не ведают падений и взлетов.
В отличие от них, праведники — в
постоянном движении от рубежа к рубежу, от ступени к ступени, преодолевая
испытания, побеждая дурное начало.
Ноах «ходил перед Всевышним». Он
не считал себя вправе останавливаться, довольствоваться достигнутым, почивать на
лаврах прошлых побед. Сколько бы Ноах ни прошел, он считал, что это — лишь
начало пути. И он шел вперед и вперед. Поэтому в Торе он и назван «праведным и
цельным».
Цельность Ноаха проявилась с его
рождения. Она была заложена в него Всевышним. Ведь Ноах родился без крайней
плоти, уже обрезанным — родился цельным.
на основе комментария раби Йосефа Хаима
(один из крупнейших Учителей Торы, открытой и закрытой ее части — каббалы, автор
десятков книг, в том числе — краткого кодекса законов, под названием Бен Иш Хай;
Багдад, Ирак, вторая половина 19-го века – начало 20-го)
5. Поколение Потопа
невозможно было исправить
В нашей недельной главе описан
один из наиболее драматических моментов жизни человечества. И мы читаем: «И
увидел Всевышний землю, увидел, что растлилась она, потому что все живое на ней
извратило свой путь» (Берешит, гл. 6, ст. 12).
Но почему разворачивающаяся
драма описывается в Торе столь странным образом? Что это за оборот — «И увидел
Всевышний землю, увидел, что растлилась она»? Ведь «растление земли» было
действительностью, проявлявшейся в текущих событиях. И Всевышний, безусловно,
был в курсе всего этого. Зачем же понадобилось подчеркивать, что Он увидел,
заметил, что происходит в мире?
Дело в том, что только Всевышний
видел растление земли. В глазах того поколения людей — не было никакого
растления. И не потому, что изменения происходили очень медленно и постепенно и
были незаметны, не потому, что отклонения от естественного хода событий едва
различимы. Наоборот, злодейство и испорченность нравов достигли тогда
повсеместного распространения, превратились в норму поведения. А поэтому — не
бросались в глаза, не выглядели чем-то из ряда вон выходящим.
Для всех людей, кроме Ноаха и
его семьи, грабеж и разбой, всевозможные злодеяния стали обыденностью,
неотъемлемой частью жизни общества. Поэтому только Всевышний обратил внимание на
всеобщее растление и падение нравов.
Пример извращения общественной
морали находим в истории Лемеха, отца Ноаха.
В недельной главе Берешит
читаем: «И взял себе Лемех двух жен, имя одной было Ада а другую звали Цила. И
родила Ада сына Яваля... И Цила тоже родила сына Туваля Каина» (Берешит,
гл. 4, ст. 19-22).
Раши
(раби Шломо бен Ицхак — величайший комментатор Торы и Талмуда; Франция, 11-й
век) объясняет, что имена Ада и Цила были нарицательными, показывающими, каким
был тогдашний общественный уклад.
В эпоху поколения Потопа было
принято не ограничиваться одной женой, но брать двух. Одну — для ведения
хозяйства. Ее поили снадобьями, не позволяющими беременеть Другую — для того,
чтобы она рожала и воспитывала детей.
Имя Ада дает намек на
репродуктивную функцию. Цила была призвана стать тенью мужа (ивритское слово
цель в переводе — «тень»).
Лемех не был испорчен, как
остальные люди его поколения. Но и открыто восставать против сложившихся устоев
он не собирался. Поэтому он, как и все вокруг, взял двух жен. Но внутри — не
стал следовать за большинством, приближавшемся к злу. Поэтому у Лемеха и вторая
жена тоже родила. Он не давал ей снадобий, препятствующих беременности. К обеим
женам Лемех относился одинаково хорошо, по-доброму, не принижая одну и не
возвеличивая другую, как было принято тогда у большинства.
Но Лемех был лишь исключением из
правил. Ему приходилось скрывать свои добрые качества, делая вид, что его семья
ничем не отличается от остальных семей. Поэтому и соответствующие имена жен —
чтобы не выделяться.
Всевышний, конечно же, не мог
согласиться с тем, что добро может существовать только подпольно, скрыто. И Он
объявил приговор: «Конец всего живого настает передо Мной» (Берешит,
гл. 6, ст. 13). И навел на землю Потоп.
на основе комментария рава Мордехая Друкера
(автор книги «Тхелет Мордехай»
Прочесть двадцать второй цикл обсуждения Прочесть двадцать первый цикл обсуждения Прочесть двадцатый цикл обсуждения Прочесть девятнадцатый цикл обсуждения Прочесть восемнадцатый цикл обсуждения Прочесть семнадцатый цикл обсуждения Прочесть шестнадцатый цикл обсуждения Прочесть пятнадцатый цикл обсуждения Прочесть четырнадцатый цикл обсуждения Прочесть седьмой цикл обсуждения Прочесть шестой цикл обсуждения Прочесть пятый цикл обсуждения Прочесть четвертый цикл обсуждения Прочесть третий цикл обсуждения Прочесть второй цикл обсуждения Прочесть первый цикл обсуждения
|