Двадцать второй цикл обсуждения (видео)
Прочесть двадцать первый цикл обсуждения Прочесть двадцатый цикл обсуждения Прочесть девятнадцатый цикл обсуждения Прочесть восемнадцатый цикл обсуждения Прочесть семнадцатый цикл обсуждения Прочесть шестнадцатый цикл обсуждения Прочесть пятнадцатый цикл обсуждения Прочесть четырнадцатый цикл обсуждения Прочесть седьмой цикл обсуждения Прочесть шестой цикл обсуждения Прочесть пятый цикл обсуждения Прочесть четвертый цикл обсуждения Прочесть третий цикл обсуждения Прочесть второй цикл обсуждения Прочесть первый цикл обсуждения
ГЛАВА «НОАХ»
Место в Торе:
Берешит,
гл. 6, ст. 9 — гл.11, ст. 32.
Почему она так
называется?
В первой фразе недельной главы говорится: «Вот житие Ноаха — Ноах
был человеком праведным и непорочным...».
Обсуждение
главы
Ноах
1. Не путать карманы
В начале нашей недельной главы
говорится о праведности Ноаха. И мы читаем: «Эти порождены Ноахом:
Hoax
мужем праведным, цельным был в своих поколениях. Перед Всевышним ходил
Hoax»
(Берешит, гл. 6, ст. 9).
Комментируя этот фрагмент,
Раши (раби Шломо бен Ицхак — величайший комментатор Торы и Талмуда; Франция,
11-й век) обращает внимание на, что Ноах, как отмечается в Торе — был
праведником именно «в своих поколениях». И задается вопросом — для чего делается
это уточнение?
Некоторые Учителя, как пишет по
этому поводу Раши, приходят к выводу, что Тора таким образом — подчеркивает, что
Ноах был на высоком духовном уровне, если смог праведно жить в своем поколении,
среди отъявленных злодеев.
Однако существует и другая грань
Истины.
Ноах считался праведником — в
сравнении с людьми своего поколения, но в поколении Авраама он не был бы
таковым.
Прочтем слова Торы о Ноахе еще
раз, представив себя сторонними наблюдателями.
Едва ли у кого-то возникнут
сомнения в его праведности. Так зачем выискивать упрек Ноаху, там, где сказано,
что он — человек праведный и цельный?
На своем жизненном пути человек
попадает в разные ситуации, требующие принятия решений. Чтобы с честью выдержать
испытания, нужно придерживаться определенных морально-этических принципов.
Этих принципов — множество. Как
узнать, какой именно применить?
Вообще-то, достаточно взять на
вооружение хотя бы два. Каждый из них следует записать на отдельной карточке, а
карточки распределить по двум карманам. Таким образом, в одном кармане должна
быть записка со словами — «Я прах и пепел». В другом — пусть хранится
высказывание «Мир создан для меня».
То есть нужно быть скромным, но
порой, полезно ощущать и свою значимость.
Если возникнет желание стать
знатоком Торы и освоить Талмуд — надо сказать себе: «Да, мне это по силам. У
меня есть для этого необходимые способности. Талмуд написан для меня».
Но когда кто-то задевает
самолюбие, лучше проглотить обиду, сказать себе — «Это не для меня. Я — прах и
пепел».
К сожалению, человек часто
«путает карманы». И если ему приходит в голову мысль развить и углубить свои
познания в Торе — тут же рука невольно вытягивает записочку со словами «Я прах и
пепел». После чего весь интерес к учебе — пропадает.
Или бывает, что в момент, когда
габай (человек, устанавливающий порядок молитв в синагоге) вместо тебя,
достойнейшего, порядочнейшего и скромнейшего человека вызывает к Торе каких-то
ничтожных и никчемных людишек, твоя рука уже гневно сжимает огромный плакат:
«Мир создан для меня!».
С другой стороны, если юноша
учится в йешиве, сидит, склонившись над томом Талмуда, духовно растет,
совершенствует качества своей души, рядом с другими такими же молодыми людьми —
он должен помнить, что в Талмуде (трактат Таанит, лист 7) сказано,
что Тора укореняется только в скромных людях. Поэтому, лучше всего ему подходит
записка, в которой написано: «Я — прах и пепел».
Когда же он покидает стены
бейт мидраша (дома учения) и оказывается среди недалеких простолюдинов, не
помнящих своего родства, насмехающихся над Торой и пренебрегающих ее законами,
оскорбляющих носителей ее — здесь он должен проявить мужество и несгибаемую
твердость, и знать, что ответить, и как постоять за то, что ему дорого. Тут
очень кстати вспомнить о принципе «Мир создан ради меня и таких как я».
Ноах жил в поколении отпетых
злодеев, от которых, как сказано в Торе (Берешит, гл. 6, ст. 11) —
даже земля извратилась. 120 лет он сооружал ковчег, чтобы пробудить интерес,
чтобы воспитать трепет, чтобы подтолкнуть к раскаянию.
Что же произошло?
Когда Ноах предупреждал о
грядущем Потопе, люди, как написано в Талмуде (трактат Сангедрин,
лист 108) только потешались над ним. Но Ноах не обращал внимания на насмешки и
циничные взгляды. Он делал свое дело, неустанно повторяя: «Мир создан ради
меня».
А вот, если бы ему довелось жить
среди праведников, его девизом стало бы напоминание — «Я лишь, прах и пепел».
Именно это и подразумевали
Учителя, говоря, что в поколении Авраама Ноах был бы «никем», считал бы себя —
«прахом и пеплом».
на основе комментария раби Симхи Бунима из Пшисхи
(глава
хасидской общины Пшиски — еврейского местечка в Польше; конец 18-го – первая
половина 19-го вв.)
2.
Воспоминания о праведнике приносят благословение
В нашей недельной главе читаем:
«Hoax
мужем праведным, цельным был в своих поколениях» (Берешит, гл. 6,
ст. 9).
Раши
(раби Шломо бен Ицхак — величайший комментатор Торы и Талмуда; Франция, 11-й
век), комментируя этот фрагмент, подчеркивает, что Ноах был праведником именно
«в своих поколениях». И задается вопросом — для чего в Торе сделано это
уточнение?
И, отвечая на это — объясняет,
что некоторые Учителя говорят, что так в Торе обозначается, что Ноах достиг
высокого духовного уровня Ноаха. Ведь если он мог праведно жить в своем
поколении, среди отъявленных злодеев, то в других поколениях — тем более.
Но есть и другая грань Истины.
Ноах считался праведником, только в сравнении с людьми своего поколения, но в
поколении Авраама он был бы — никем.
Итак, Учителя ставят в заслугу
Ноаху, что он среди злодеев оставался праведником. А как бы он себя повел,
окажись в поколении праведников? Заслуживал бы он уважения тогда?
Безусловно! Тот, кто смог
остаться человеком среди разбойников и грабителей, в обществе праведников
наверняка сумел бы подняться еще выше.
Что же тогда означает замечание,
что в таком случае Ноах был бы никем?
О поколении праведников речь не
идет. Сказано — в поколении Авраама.
Подразумевается здесь
невероятная доброта (доброта на иврите — хесед) Авраама. Что позволило
ему многих людей приблизить к Творцу.
Ноах в этом, как мы уже знаем —
не преуспел. Потому и написано, что, по сравнению с Авраамом, он был — «никем».
В первом благословении молитвы
Амида упоминаются все три праотца — Авраам, Ицхак и Яаков. Но
Авраам упомянут дважды — с него начинают и завершают. Потому, что присущий ему
хесед — фундаментальный принцип в народе Израиля. Когда человек проявляет
милосердие к другим и совершает добрые дела — у него появляются основания
ожидать подобного отношения к себе и от Всевышнего.
Когда говорят о праведнике,
который уже покинул наш мир, к его имени добавляют слова — «Благословенна память
о праведнике». И хотя, каждый из сынов Израиля полон заповедей, как гранат
зернами, праведники все же — на особом счету. И тот, кто рассказывает о
праведнике и о его делах — вносит в мир благословение. Потому что есть шанс, что
узнав о добрых делах, которые совершал праведник, люди будут считать это для
себя примером. И тоже начнут совершать хорошие поступки.
Так воспоминания о праведнике
добавляют благословение в наш мир.
У рава Мордехая Банета
(глава раввинского суда города Никольсбурга, Чехия) был такой обычай. Он не
садился завтракать, пока не сделал кому-нибудь что-то хорошее. «Без доброго
дела, — говорил он себе, — нет еды».
Однажды он никак не мог найти,
кому помочь. Уже солнце начало клониться к закату, а у рава Банета еще маковой
росинки во рту не было. Когда совсем начало смеркаться, рав увидел, что какой-то
человек привез на рынок телегу досок. Раввин тут же побежал к плотнику с
радостным известием. Тот долго и азартно торговался из-за цены, а когда торговец
уступил, вдруг выяснилось, что плотник не взял с собой денег. Тогда, Мордехай
Банет достал свои деньги и с радостью одолжил их плотнику. А после, довольный,
вернулся домой и сел завтракать...
на основе комментария рава Моше Штернбуха
(глава Раввинского суда «Эйда Хередит» в Иерусалиме)
3. Что такое хамас
В нашей недельной главе названа
главная причина Потопа. Об этом читаем: «И наполнилась земля злодейством» (Берешит,
гл. 6, ст. 11).
Учителя в Талмуде (трактат
Бава Кама, лист 62) задаются вопросом: какое именно злодейство
послужило причиной Потопа?
Известно, что преступления,
вызвавшие столь сильный гнев Всевышнего, были связаны с грабежом. Это следует из
того, что они названы в Торе словом — «хамас» (некий вид грабежа, когда
грабят с завидным постоянством, но каждый раз по мелочам, чтобы хозяин не мог
обратиться в суд, даже в такой, который занимается мелкими исками).
Возможно, хамас
заключался в том, что человека заставляли силой, против его воли, продать
какую-то вещь. Не отнимали силой — тогда это был бы грабеж, но именно —
заставляли продать. Или же грабили торговца, но на незначительную сумму — меньше
стоимости пруты (самой мелкой монеты).
Конечно же, торговцев грабили и
на крупные суммы. Но в таких случаях на злоумышленников можно было подать в суд,
обвинив их в грабеже. Дела же по мелочевке, меньше пруты, суд — не рассматривал.
Следовательно, промышлявшие хамасом, оставались безнаказанными. Что
огорчало Творца.
Возникает вопрос: если Потоп был
карой за безнаказанный грабеж и разбой в особо мелких размерах — почему же
вместе с хамасниками пострадали и сами торговцы?
Потому, что в своей лавке
торговец вопил: «Караул!». И плакал от бессилия и от отсутствия возможности
привлечь бандитов к ответу. И, зайдя в соседний магазин, он сам не брезговал
хамасом. Так что рыльце в пушку было абсолютно у всех.
Проиллюстрируем состояние
тогдашней морали притчей.
Один придворный попался на
воровстве. Царь приговорил его к смертной казни.
Тот, как водится, попросил
последнее слово. И оно ему было предоставлено.
Придворный полностью признал
свою вину. И в качестве частичной компенсации (не отменяющей приговор) предложил
раскрыть секрет (не уносить же его с собой в могилу) удивительного плодового
дерева, диковинного сорта, который он недавно вывел.
Секрет состоял в том, что семена
дерева надо было поместить в смесь из определенных ингредиентов и вместе с этой
смесью посадить в землю. Через год дерево принесет доселе невиданные плоды.
Придворный изложил рецепт особой
смеси, необходимой для обработки семян, и она тут же была изготовлена. Посев
семян поручили царскому садовнику. Но тут выяснился один важный нюанс, о котором
придворный немедленно предупредил. Сажать дерево обязательно должен человек,
обладающий безупречной репутацией, кристально честный и порядочный, за всю свою
жизнь не прикарманивший и копейки. В противном случае, семена не прорастут.
Услышав это, садовник отказался
от возложенной на него миссии.
Тогда царь призвал своего
честнейшего министра финансов. Но тот неожиданно подал в отставку. Отставка была
принята царем, а взгляд его остановился на непогрешимом министре юстиции.
Непогрешимый министр побледнел и
— грохнулся в обморок. Вместо него посев зерен стали предлагать по очереди
другим министрам. И весь кабинет вскоре оказался без работы.
— В детстве, я присвоил папины
часы, — признался царь.
— Что я вижу!? — воскликнул
придворный. — Все нечисты на руку. Но казнят, почему-то только меня!
Таково было положение накануне
Потопа. Нечисты на руку были абсолютно все, кроме Ноаха и его семьи. Поэтому
все, кроме Ноаха с семьей, и были наказаны.
на основе комментария раби Йосефа Хаима
(один из крупнейших Учителей Торы, открытой и закрытой ее части — каббалы, автор
десятков книг, в том числе — краткого кодекса законов, под названием Бен Иш Хай;
Багдад, Ирак, вторая половина 19-го века – начало 20-го)
4. Всевышний берет
только «чистыми» деньгами
Если бы название нашей недельной
главе давал известный российский писатель Федор Михайлович Достоевский — она
называлась бы «Преступления и наказание».
Судите сами. Написано: «И
растлилась земля перед Всевышним, и наполнилась она злодеяниями... И сказал
Всевышний Ноаху: "Конец всего живого наступает передо Мной, потому что зло
переполнило мир"» (Берешит, гл. 6, ст. 11, 13).
Под «растлением земли»
подразумевается захлестнувшее мир распутство и идолопоклонство, — объясняет
Раши (раби Шломо бен Ицхак — величайший комментатор Торы и Талмуда; Франция,
11-й век). — Повсюду, где находишь распутство и идолопоклонство, на мир
обрушиваются бедствия, болезни и голод, истребляющие без разбора
хороших
и плохих.
Но окончательный приговор был
вынесен за хамас (некий вид грабежа, когда грабят с завидным
постоянством, но каждый раз по мелочам, чтобы хозяин не мог обратиться в суд,
даже в такой, который занимается мелкими исками).
Пока злодеяния поколения Ноаха
были преступлениями против Творца — Он сдерживал свой Гнев и не наказывал за
причиненные Ему обиды. Но как только криминальный вектор сместился в сферу
преступлений против человечества — тут же был вынесен суровый приговор. Как
сказано: «Конец всего живого наступает передо Мной».
Почему?
— «Потому что зло переполнило
мир».
Что это за зло?
— Хамас — преступления по
отношению к другим людям.
В Мидраше (Мидраш Раба
на книгу Ваикра, гл. 17) сказано, что милосердный Всевышний не
наказывает сразу смертью за преступления, но сначала — лишает человека
имущества. И только если тот не одумается — приводит в исполнение смертный
приговор.
Возникает вопрос: почему
поколение Ноаха было наказано Потопом, который унес их жизни? Почему они не
получили сначала наказание бедностью или голодом? Почему не разорились для
острастки, не теряли деньги, имущество, сбережения, сокровища?
Оказывается, Всевышний «берет
деньгами» только в тех ситуациях, когда деньги добыты честным путем и
принадлежат человеку по справедливости.
Поколение Ноаха, все, без
исключения, промышляло грабежом да разбоем, вкупе с хамасом. То есть
деньги у людей были нажиты нечестно. Расстаться с такими деньгами — легко. Как
пришли — так и ушли. От их потери человек вряд ли будет особо печалиться.
Поэтому Творец и не наказал их рублем, но просто — смыл Потопом.
Теперь нам стали лучше понятны
слова Раши, что окончательный приговор был вынесен за хамас.
Хамас — это «грязные» деньги и
незаконно присвоенное имущество. В этом случае, в качестве наказания — оставался
только Потоп.
на основе комментария Мальбима
(рав Меир Лейбуш бен Иехиель-Михл, 19-й век)
5. Приказ на выселение
В нашей недельной главе
написано, что «растлилась земля, и животные извратили свой путь на земле» (Берешит,
гл. 6, ст. 12).
Раши
(раби Шломо бен Ицхак — величайший комментатор Торы и Талмуда; Франция, 11-й
век) приводит слова Талмуда (трактат Сангедрин, лист 108) о том,
что животные начали спариваться с особями других видов. А в Мидраше объясняется,
что растление земли выражалось в некой путанице. Сеяли, например, пшеницу, а
земля производила ячмень.
Вместе с тем, возникает вопрос:
чтобы извратить «свой путь на земле», необходима свобода выбора. Но разве она
когда-нибудь была у животных?
Тот же вопрос можно задать и о
земле. Как она могла «растлиться»? Ведь для этого у нее должен быть выбор.
Чтобы ответить на эти вопросы,
нам придется отправиться в польский город Ломж.
Там была очень старая больница.
Ее пациенты часто получали дополнительные болезни, вдобавок к тем, с которыми их
госпитализировали.
И никто не мог объяснить это
явление до тех пор, пока не прибыл в эту больницу новый врач — молодой, очень
знающий и весьма амбициозный.
Он сразу обратил внимание на
стены больницы. Деревянные, очень старые — они буквально впитали в себя десятки
и сотни тысяч микробов и микроорганизмов. Таким образом, больные, ослабленные
люди, содержались в помещении, сами стены которого, постоянно излучают болезни.
Немудрено, что это приводило к осложнениям и вспышкам новых заболеваний.
Стены старой ломжской больницы
были тщательно отесаны и облицованы. И больные, попав в нее, больше не
подвергались заражениям.
Теперь вернемся к людям
поколения Ноаха.
Их злодеяния, повторяемые из
года в год, отравили атмосферу и въелись в землю. Они стали оказывать свое
пагубное воздействие на животный мир и даже на флору.
Потоп смыл пораженный слой
земли, молнии очистили атмосферу, носители зла были уничтожены.
Конечно же, параллель, которую
мы провели между микробами и болезнями, с одной стороны и злодеяниями и
прегрешениями, с другой — чисто условна. Она — лишь модель для примера, для
лучшего понимания.
С этой же целью воспроизведу еще
одну притчу, которую рассказали Учителя в Мидраше (Мидраш Раба на
книгу Берешит, гл. 28).
Один царь построил себе новый
великолепный дворец, но никак не мог расстаться со своим старым удобным домом,
продолжая в нем жить.
Чтобы роскошные хоромы не
простаивали понапрасну — он заселил туда несчастных людей, немых от рождения.
Понятное дело, что обладатели
чудом свалившегося на них счастья были несказанно рады и благодарны царю. Всякий
раз, когда он проходил мимо, они искренне благодарили его.
Вы спросите: как они это делали?
Ведь говорить они не умели.
Оказывается, благодарность и
почтение можно выразить жестами.
«Если эти люди, даже без слов,
могут так ярко выразить свои чувства — что уж говорить о тех, кто не лишен дара
речи», — думал царь.
Мжду тем, был возведен и
полностью обставлен еще один новый дворец. Некоторые правители любят дорогие
машины и собирают у себя целый автопарк эксклюзивных авто. Другие приходят в
восторг всякий раз, когда им приводят чистокровного скакуна, а этот царь любил
дворцы, но сам жил в скромном доме.
Так вот, очередной свой дворец
он велел заселить не нищими, не убогими и не инвалидами, но — передал его во
временное пользование людям ничем не обделенным. Красивым, талантливым,
состоятельным.
Через какое-то время он пришел
посмотреть на дворец и на его обитателей. Никто из них на царя даже не взглянул.
Царь с озабоченным видом
прогуливался по дворцовому комплексу. А его жители, если и обращали на него
внимание, то только как на досадную помеху.
Царь ушел и послал во дворец
своего вельможу, чтобы тот вразумил квартирантов. И вельможа честно попытался
это сделать.
— Не знаем никакого царя, —
отвечали ему. — Это наш дворец.
Тогда царь отправил во дворец
гвардейцев с приказом очистить помещение. И его приказ был в точности
исполнен...
Когда Всевышний создал мир,
неживая природа неустанно воспевала Творца. Как сказано: «Подняли реки,
Создатель, подняли реки голос свой» (Теилим — Псалмы царя Давида,
гл. 93, ст. 3). Они воспевают «Всевышнего в вышине» (там же, ст. 4).
«Если так поступают те, у кого
нет рта и способности говорить, — мыслил Творец, — что же будет, когда Я создам
человека?».
Поколение Ноаха наполнило мир
злодеяниями, поколение Эноша наполнило мир идолопоклонством. Поколение
Вавилонской башни восстало против Всевышнего…
Вот Ему и приходится время от
времени водворять прежний порядок, очищать помещение, переселять, выселять,
уплотнять. И нужно понимать, что все это — на благо творения.
на основе комментария рава Элиягу Лoпиана
(Польша – ВеликобританиАвтор текста Мордехай Вейц
ГЛАВА
ГЛАВА «НОАХ»
Место в Торе:
Берешит,
гл. 6, ст. 9 — гл.11, ст. 32.
Почему она так
называется?
В первой фразе недельной главы говорится: «Вот житие Ноаха — Ноах
был человеком праведным и непорочным...».
Обсуждение
главы
Ноах
1. Не путать карманы
В начале нашей недельной главы
говорится о праведности Ноаха. И мы читаем: «Эти порождены Ноахом:
Hoax
мужем праведным, цельным был в своих поколениях. Перед Всевышним ходил
Hoax»
(Берешит, гл. 6, ст. 9).
Комментируя этот фрагмент,
Раши (раби Шломо бен Ицхак — величайший комментатор Торы и Талмуда; Франция,
11-й век) обращает внимание на, что Ноах, как отмечается в Торе — был
праведником именно «в своих поколениях». И задается вопросом — для чего делается
это уточнение?
Некоторые Учителя, как пишет по
этому поводу Раши, приходят к выводу, что Тора таким образом — подчеркивает, что
Ноах был на высоком духовном уровне, если смог праведно жить в своем поколении,
среди отъявленных злодеев.
Однако существует и другая грань
Истины.
Ноах считался праведником — в
сравнении с людьми своего поколения, но в поколении Авраама он не был бы
таковым.
Прочтем слова Торы о Ноахе еще
раз, представив себя сторонними наблюдателями.
Едва ли у кого-то возникнут
сомнения в его праведности. Так зачем выискивать упрек Ноаху, там, где сказано,
что он — человек праведный и цельный?
На своем жизненном пути человек
попадает в разные ситуации, требующие принятия решений. Чтобы с честью выдержать
испытания, нужно придерживаться определенных морально-этических принципов.
Этих принципов — множество. Как
узнать, какой именно применить?
Вообще-то, достаточно взять на
вооружение хотя бы два. Каждый из них следует записать на отдельной карточке, а
карточки распределить по двум карманам. Таким образом, в одном кармане должна
быть записка со словами — «Я прах и пепел». В другом — пусть хранится
высказывание «Мир создан для меня».
То есть нужно быть скромным, но
порой, полезно ощущать и свою значимость.
Если возникнет желание стать
знатоком Торы и освоить Талмуд — надо сказать себе: «Да, мне это по силам. У
меня есть для этого необходимые способности. Талмуд написан для меня».
Но когда кто-то задевает
самолюбие, лучше проглотить обиду, сказать себе — «Это не для меня. Я — прах и
пепел».
К сожалению, человек часто
«путает карманы». И если ему приходит в голову мысль развить и углубить свои
познания в Торе — тут же рука невольно вытягивает записочку со словами «Я прах и
пепел». После чего весь интерес к учебе — пропадает.
Или бывает, что в момент, когда
габай (человек, устанавливающий порядок молитв в синагоге) вместо тебя,
достойнейшего, порядочнейшего и скромнейшего человека вызывает к Торе каких-то
ничтожных и никчемных людишек, твоя рука уже гневно сжимает огромный плакат:
«Мир создан для меня!».
С другой стороны, если юноша
учится в йешиве, сидит, склонившись над томом Талмуда, духовно растет,
совершенствует качества своей души, рядом с другими такими же молодыми людьми —
он должен помнить, что в Талмуде (трактат Таанит, лист 7) сказано,
что Тора укореняется только в скромных людях. Поэтому, лучше всего ему подходит
записка, в которой написано: «Я — прах и пепел».
Когда же он покидает стены
бейт мидраша (дома учения) и оказывается среди недалеких простолюдинов, не
помнящих своего родства, насмехающихся над Торой и пренебрегающих ее законами,
оскорбляющих носителей ее — здесь он должен проявить мужество и несгибаемую
твердость, и знать, что ответить, и как постоять за то, что ему дорого. Тут
очень кстати вспомнить о принципе «Мир создан ради меня и таких как я».
Ноах жил в поколении отпетых
злодеев, от которых, как сказано в Торе (Берешит, гл. 6, ст. 11) —
даже земля извратилась. 120 лет он сооружал ковчег, чтобы пробудить интерес,
чтобы воспитать трепет, чтобы подтолкнуть к раскаянию.
Что же произошло?
Когда Ноах предупреждал о
грядущем Потопе, люди, как написано в Талмуде (трактат Сангедрин,
лист 108) только потешались над ним. Но Ноах не обращал внимания на насмешки и
циничные взгляды. Он делал свое дело, неустанно повторяя: «Мир создан ради
меня».
А вот, если бы ему довелось жить
среди праведников, его девизом стало бы напоминание — «Я лишь, прах и пепел».
Именно это и подразумевали
Учителя, говоря, что в поколении Авраама Ноах был бы «никем», считал бы себя —
«прахом и пеплом».
на основе комментария раби Симхи Бунима из Пшисхи
(глава
хасидской общины Пшиски — еврейского местечка в Польше; конец 18-го – первая
половина 19-го вв.)
2.
Воспоминания о праведнике приносят благословение
В нашей недельной главе читаем:
«Hoax
мужем праведным, цельным был в своих поколениях» (Берешит, гл. 6,
ст. 9).
Раши
(раби Шломо бен Ицхак — величайший комментатор Торы и Талмуда; Франция, 11-й
век), комментируя этот фрагмент, подчеркивает, что Ноах был праведником именно
«в своих поколениях». И задается вопросом — для чего в Торе сделано это
уточнение?
И, отвечая на это — объясняет,
что некоторые Учителя говорят, что так в Торе обозначается, что Ноах достиг
высокого духовного уровня Ноаха. Ведь если он мог праведно жить в своем
поколении, среди отъявленных злодеев, то в других поколениях — тем более.
Но есть и другая грань Истины.
Ноах считался праведником, только в сравнении с людьми своего поколения, но в
поколении Авраама он был бы — никем.
Итак, Учителя ставят в заслугу
Ноаху, что он среди злодеев оставался праведником. А как бы он себя повел,
окажись в поколении праведников? Заслуживал бы он уважения тогда?
Безусловно! Тот, кто смог
остаться человеком среди разбойников и грабителей, в обществе праведников
наверняка сумел бы подняться еще выше.
Что же тогда означает замечание,
что в таком случае Ноах был бы никем?
О поколении праведников речь не
идет. Сказано — в поколении Авраама.
Подразумевается здесь
невероятная доброта (доброта на иврите — хесед) Авраама. Что позволило
ему многих людей приблизить к Творцу.
Ноах в этом, как мы уже знаем —
не преуспел. Потому и написано, что, по сравнению с Авраамом, он был — «никем».
В первом благословении молитвы
Амида упоминаются все три праотца — Авраам, Ицхак и Яаков. Но
Авраам упомянут дважды — с него начинают и завершают. Потому, что присущий ему
хесед — фундаментальный принцип в народе Израиля. Когда человек проявляет
милосердие к другим и совершает добрые дела — у него появляются основания
ожидать подобного отношения к себе и от Всевышнего.
Когда говорят о праведнике,
который уже покинул наш мир, к его имени добавляют слова — «Благословенна память
о праведнике». И хотя, каждый из сынов Израиля полон заповедей, как гранат
зернами, праведники все же — на особом счету. И тот, кто рассказывает о
праведнике и о его делах — вносит в мир благословение. Потому что есть шанс, что
узнав о добрых делах, которые совершал праведник, люди будут считать это для
себя примером. И тоже начнут совершать хорошие поступки.
Так воспоминания о праведнике
добавляют благословение в наш мир.
У рава Мордехая Банета
(глава раввинского суда города Никольсбурга, Чехия) был такой обычай. Он не
садился завтракать, пока не сделал кому-нибудь что-то хорошее. «Без доброго
дела, — говорил он себе, — нет еды».
Однажды он никак не мог найти,
кому помочь. Уже солнце начало клониться к закату, а у рава Банета еще маковой
росинки во рту не было. Когда совсем начало смеркаться, рав увидел, что какой-то
человек привез на рынок телегу досок. Раввин тут же побежал к плотнику с
радостным известием. Тот долго и азартно торговался из-за цены, а когда торговец
уступил, вдруг выяснилось, что плотник не взял с собой денег. Тогда, Мордехай
Банет достал свои деньги и с радостью одолжил их плотнику. А после, довольный,
вернулся домой и сел завтракать...
на основе комментария рава Моше Штернбуха
(глава Раввинского суда «Эйда Хередит» в Иерусалиме)
3. Что такое хамас
В нашей недельной главе названа
главная причина Потопа. Об этом читаем: «И наполнилась земля злодейством» (Берешит,
гл. 6, ст. 11).
Учителя в Талмуде (трактат
Бава Кама, лист 62) задаются вопросом: какое именно злодейство
послужило причиной Потопа?
Известно, что преступления,
вызвавшие столь сильный гнев Всевышнего, были связаны с грабежом. Это следует из
того, что они названы в Торе словом — «хамас» (некий вид грабежа, когда
грабят с завидным постоянством, но каждый раз по мелочам, чтобы хозяин не мог
обратиться в суд, даже в такой, который занимается мелкими исками).
Возможно, хамас
заключался в том, что человека заставляли силой, против его воли, продать
какую-то вещь. Не отнимали силой — тогда это был бы грабеж, но именно —
заставляли продать. Или же грабили торговца, но на незначительную сумму — меньше
стоимости пруты (самой мелкой монеты).
Конечно же, торговцев грабили и
на крупные суммы. Но в таких случаях на злоумышленников можно было подать в суд,
обвинив их в грабеже. Дела же по мелочевке, меньше пруты, суд — не рассматривал.
Следовательно, промышлявшие хамасом, оставались безнаказанными. Что
огорчало Творца.
Возникает вопрос: если Потоп был
карой за безнаказанный грабеж и разбой в особо мелких размерах — почему же
вместе с хамасниками пострадали и сами торговцы?
Потому, что в своей лавке
торговец вопил: «Караул!». И плакал от бессилия и от отсутствия возможности
привлечь бандитов к ответу. И, зайдя в соседний магазин, он сам не брезговал
хамасом. Так что рыльце в пушку было абсолютно у всех.
Проиллюстрируем состояние
тогдашней морали притчей.
Один придворный попался на
воровстве. Царь приговорил его к смертной казни.
Тот, как водится, попросил
последнее слово. И оно ему было предоставлено.
Придворный полностью признал
свою вину. И в качестве частичной компенсации (не отменяющей приговор) предложил
раскрыть секрет (не уносить же его с собой в могилу) удивительного плодового
дерева, диковинного сорта, который он недавно вывел.
Секрет состоял в том, что семена
дерева надо было поместить в смесь из определенных ингредиентов и вместе с этой
смесью посадить в землю. Через год дерево принесет доселе невиданные плоды.
Придворный изложил рецепт особой
смеси, необходимой для обработки семян, и она тут же была изготовлена. Посев
семян поручили царскому садовнику. Но тут выяснился один важный нюанс, о котором
придворный немедленно предупредил. Сажать дерево обязательно должен человек,
обладающий безупречной репутацией, кристально честный и порядочный, за всю свою
жизнь не прикарманивший и копейки. В противном случае, семена не прорастут.
Услышав это, садовник отказался
от возложенной на него миссии.
Тогда царь призвал своего
честнейшего министра финансов. Но тот неожиданно подал в отставку. Отставка была
принята царем, а взгляд его остановился на непогрешимом министре юстиции.
Непогрешимый министр побледнел и
— грохнулся в обморок. Вместо него посев зерен стали предлагать по очереди
другим министрам. И весь кабинет вскоре оказался без работы.
— В детстве, я присвоил папины
часы, — признался царь.
— Что я вижу!? — воскликнул
придворный. — Все нечисты на руку. Но казнят, почему-то только меня!
Таково было положение накануне
Потопа. Нечисты на руку были абсолютно все, кроме Ноаха и его семьи. Поэтому
все, кроме Ноаха с семьей, и были наказаны.
на основе комментария раби Йосефа Хаима
(один из крупнейших Учителей Торы, открытой и закрытой ее части — каббалы, автор
десятков книг, в том числе — краткого кодекса законов, под названием Бен Иш Хай;
Багдад, Ирак, вторая половина 19-го века – начало 20-го)
4. Всевышний берет
только «чистыми» деньгами
Если бы название нашей недельной
главе давал известный российский писатель Федор Михайлович Достоевский — она
называлась бы «Преступления и наказание».
Судите сами. Написано: «И
растлилась земля перед Всевышним, и наполнилась она злодеяниями... И сказал
Всевышний Ноаху: "Конец всего живого наступает передо Мной, потому что зло
переполнило мир"» (Берешит, гл. 6, ст. 11, 13).
Под «растлением земли»
подразумевается захлестнувшее мир распутство и идолопоклонство, — объясняет
Раши (раби Шломо бен Ицхак — величайший комментатор Торы и Талмуда; Франция,
11-й век). — Повсюду, где находишь распутство и идолопоклонство, на мир
обрушиваются бедствия, болезни и голод, истребляющие без разбора
хороших
и плохих.
Но окончательный приговор был
вынесен за хамас (некий вид грабежа, когда грабят с завидным
постоянством, но каждый раз по мелочам, чтобы хозяин не мог обратиться в суд,
даже в такой, который занимается мелкими исками).
Пока злодеяния поколения Ноаха
были преступлениями против Творца — Он сдерживал свой Гнев и не наказывал за
причиненные Ему обиды. Но как только криминальный вектор сместился в сферу
преступлений против человечества — тут же был вынесен суровый приговор. Как
сказано: «Конец всего живого наступает передо Мной».
Почему?
— «Потому что зло переполнило
мир».
Что это за зло?
— Хамас — преступления по
отношению к другим людям.
В Мидраше (Мидраш Раба
на книгу Ваикра, гл. 17) сказано, что милосердный Всевышний не
наказывает сразу смертью за преступления, но сначала — лишает человека
имущества. И только если тот не одумается — приводит в исполнение смертный
приговор.
Возникает вопрос: почему
поколение Ноаха было наказано Потопом, который унес их жизни? Почему они не
получили сначала наказание бедностью или голодом? Почему не разорились для
острастки, не теряли деньги, имущество, сбережения, сокровища?
Оказывается, Всевышний «берет
деньгами» только в тех ситуациях, когда деньги добыты честным путем и
принадлежат человеку по справедливости.
Поколение Ноаха, все, без
исключения, промышляло грабежом да разбоем, вкупе с хамасом. То есть
деньги у людей были нажиты нечестно. Расстаться с такими деньгами — легко. Как
пришли — так и ушли. От их потери человек вряд ли будет особо печалиться.
Поэтому Творец и не наказал их рублем, но просто — смыл Потопом.
Теперь нам стали лучше понятны
слова Раши, что окончательный приговор был вынесен за хамас.
Хамас — это «грязные» деньги и
незаконно присвоенное имущество. В этом случае, в качестве наказания — оставался
только Потоп.
на основе комментария Мальбима
(рав Меир Лейбуш бен Иехиель-Михл, 19-й век)
5. Приказ на выселение
В нашей недельной главе
написано, что «растлилась земля, и животные извратили свой путь на земле» (Берешит,
гл. 6, ст. 12).
Раши
(раби Шломо бен Ицхак — величайший комментатор Торы и Талмуда; Франция, 11-й
век) приводит слова Талмуда (трактат Сангедрин, лист 108) о том,
что животные начали спариваться с особями других видов. А в Мидраше объясняется,
что растление земли выражалось в некой путанице. Сеяли, например, пшеницу, а
земля производила ячмень.
Вместе с тем, возникает вопрос:
чтобы извратить «свой путь на земле», необходима свобода выбора. Но разве она
когда-нибудь была у животных?
Тот же вопрос можно задать и о
земле. Как она могла «растлиться»? Ведь для этого у нее должен быть выбор.
Чтобы ответить на эти вопросы,
нам придется отправиться в польский город Ломж.
Там была очень старая больница.
Ее пациенты часто получали дополнительные болезни, вдобавок к тем, с которыми их
госпитализировали.
И никто не мог объяснить это
явление до тех пор, пока не прибыл в эту больницу новый врач — молодой, очень
знающий и весьма амбициозный.
Он сразу обратил внимание на
стены больницы. Деревянные, очень старые — они буквально впитали в себя десятки
и сотни тысяч микробов и микроорганизмов. Таким образом, больные, ослабленные
люди, содержались в помещении, сами стены которого, постоянно излучают болезни.
Немудрено, что это приводило к осложнениям и вспышкам новых заболеваний.
Стены старой ломжской больницы
были тщательно отесаны и облицованы. И больные, попав в нее, больше не
подвергались заражениям.
Теперь вернемся к людям
поколения Ноаха.
Их злодеяния, повторяемые из
года в год, отравили атмосферу и въелись в землю. Они стали оказывать свое
пагубное воздействие на животный мир и даже на флору.
Потоп смыл пораженный слой
земли, молнии очистили атмосферу, носители зла были уничтожены.
Конечно же, параллель, которую
мы провели между микробами и болезнями, с одной стороны и злодеяниями и
прегрешениями, с другой — чисто условна. Она — лишь модель для примера, для
лучшего понимания.
С этой же целью воспроизведу еще
одну притчу, которую рассказали Учителя в Мидраше (Мидраш Раба на
книгу Берешит, гл. 28).
Один царь построил себе новый
великолепный дворец, но никак не мог расстаться со своим старым удобным домом,
продолжая в нем жить.
Чтобы роскошные хоромы не
простаивали понапрасну — он заселил туда несчастных людей, немых от рождения.
Понятное дело, что обладатели
чудом свалившегося на них счастья были несказанно рады и благодарны царю. Всякий
раз, когда он проходил мимо, они искренне благодарили его.
Вы спросите: как они это делали?
Ведь говорить они не умели.
Оказывается, благодарность и
почтение можно выразить жестами.
«Если эти люди, даже без слов,
могут так ярко выразить свои чувства — что уж говорить о тех, кто не лишен дара
речи», — думал царь.
Мжду тем, был возведен и
полностью обставлен еще один новый дворец. Некоторые правители любят дорогие
машины и собирают у себя целый автопарк эксклюзивных авто. Другие приходят в
восторг всякий раз, когда им приводят чистокровного скакуна, а этот царь любил
дворцы, но сам жил в скромном доме.
Так вот, очередной свой дворец
он велел заселить не нищими, не убогими и не инвалидами, но — передал его во
временное пользование людям ничем не обделенным. Красивым, талантливым,
состоятельным.
Через какое-то время он пришел
посмотреть на дворец и на его обитателей. Никто из них на царя даже не взглянул.
Царь с озабоченным видом
прогуливался по дворцовому комплексу. А его жители, если и обращали на него
внимание, то только как на досадную помеху.
Царь ушел и послал во дворец
своего вельможу, чтобы тот вразумил квартирантов. И вельможа честно попытался
это сделать.
— Не знаем никакого царя, —
отвечали ему. — Это наш дворец.
Тогда царь отправил во дворец
гвардейцев с приказом очистить помещение. И его приказ был в точности
исполнен...
Когда Всевышний создал мир,
неживая природа неустанно воспевала Творца. Как сказано: «Подняли реки,
Создатель, подняли реки голос свой» (Теилим — Псалмы царя Давида,
гл. 93, ст. 3). Они воспевают «Всевышнего в вышине» (там же, ст. 4).
«Если так поступают те, у кого
нет рта и способности говорить, — мыслил Творец, — что же будет, когда Я создам
человека?».
Поколение Ноаха наполнило мир
злодеяниями, поколение Эноша наполнило мир идолопоклонством. Поколение
Вавилонской башни восстало против Всевышнего…
Вот Ему и приходится время от
времени водворять прежний порядок, очищать помещение, переселять, выселять,
уплотнять. И нужно понимать, что все это — на благо творения.
на основе комментария рава Элиягу Лoпиана
(Польша – Великобритания – Израиль, 1876-1970 гг.)
Прочесть двадцать второй цикл обсуждения Прочесть двадцать первый цикл обсуждения Прочесть двадцатый цикл обсуждения Прочесть девятнадцатый цикл обсуждения Прочесть восемнадцатый цикл обсуждения Прочесть семнадцатый цикл обсуждения Прочесть шестнадцатый цикл обсуждения Прочесть пятнадцатый цикл обсуждения Прочесть четырнадцатый цикл обсуждения Прочесть седьмой цикл обсуждения Прочесть шестой цикл обсуждения Прочесть пятый цикл обсуждения Прочесть четвертый цикл обсуждения Прочесть третий цикл обсуждения Прочесть второй цикл обсуждения Прочесть первый цикл обсуждения
|