Двадцать второй цикл обсуждения (видео)
Прочесть двадцать первый цикл обсуждения Прочесть двадцатый цикл обсуждения Прочесть девятнадцатый цикл обсуждения Прочесть восемнадцатый цикл обсуждения Прочесть семнадцатый цикл обсуждения Прочесть шестнадцатый цикл обсуждения Прочесть пятнадцатый цикл обсуждения Прочесть четырнадцатый цикл обсуждения Прочесть седьмой цикл обсуждения Прочесть шестой цикл обсуждения Прочесть пятый цикл обсуждения Прочесть четвертый цикл обсуждения Прочесть третий цикл обсуждения Прочесть второй цикл обсуждения Прочесть первый цикл обсуждения
ГЛАВА «НОАХ»
Место в Торе: Берешит,
гл. 6, ст. 9 — гл.11, ст. 32.
Почему она так называется?
В первой фразе недельной главы говорится:
«Вот житие Ноаха — Ноах был
человеком праведным и непорочным...».
Обсуждение главы Ноах
1/ Кто ответит за грехи поколения?
Предыдущая недельная глава завершается
словами: «А Ноах обрел приязнь в глазах
Всевышнего» (Берешит, гл. 6, ст. 8).
Есть ли связь между этой фразой и началом
нашей недельной главы — «Вот потомки Ноаха…»
(Берешит, гл. 6, ст.)?
Сказано в Талмуде, что поколение, которое
погрязло в грехах и заслуживает
уничтожения, может спасти смерть
праведника. Праведник умирает, а его
заблудшее поколение получает
дополнительный шанс (трактат Шаббат,
лист 33).
С поколением Ноаха, как известно, такого
не произошло. Наоборот, спасся Ноах, а все
его поколение было стерто с лица земли.
Точнее — смыто водами Потопа.
В тексте читаем: «А Ноах обрел приязнь в
глазах Всевышнего». В том-то и состояла «приязнь»
(на иврите — хен) Творца, что Он оставил
Ноаха в живых, не дав ему умереть за
преступления своих сограждан.
Всевышний видел, что из поколения Ноаха
все равно уже ничего путного, если можно так
выразиться — не выйдет. Но у Ноаха будут
достойные потомки.
Данное рассуждение помогает нам
выстроить целостную картину, позволяющую
обнаружить связь между окончанием
предыдущей недельной главы и началом нашей.
Люди поколения Ноаха своими
преступлениями переполнили чашу терпения
Творца. Им полагалось строгое наказание.
Однако же Ноах был праведником, и его смерть,
как сказано в Талмуде, могла бы искупить
проступки всего поколения. Но, нет, Ноах —
не умрет, поскольку «обрел приязнь в глазах
Всевышнего».
Но какова же причина этой «приязни»?
В тексте Торы дается ответ: «Вот потомки
Ноаха». То есть от Ноаха, в отличие от всех
остальных людей того поколения, произойдет
достойное потомство.
Очевидно, что под достойным потомством
следует понимать, в первую очередь —
Авраама, который появился на свет в десятом
поколением от Ноаха. Сам Ноах принадлежал
десятому поколению после Адама (первого
человека).
Всевышний сдерживал свой гнев на злодеев.
Он ждал десять поколений, в надежде, что те
раскаются. На это намекает само слово «злодей»
(на иврите — раша). Если прочесть
составляющие его буквы в обратном порядке,
получим слово — эсер («десять»).
Таким образом, Всевышний на протяжении
десяти поколений ждал, что люди, которые
совершали злодейства еще при Адаме,
исправят, наконец, свои ошибки. Но каждое
новое поколение только увеличивало свой
вклад в общую копилку прегрешений. Тогда в
поколении Ноаха, десятом по счету, настало
время расплаты. Все злодеи были уничтожены.
А Ноах остался в живых, потому что спустя
десять поколений, от него произойдет Авраам.
На это намекает и фраза из Мишлей («Притчи
царя Шломо»): «Переверни злодеев и
низвергни» (гл. 12, ст. 7).
Если разделить слово «злодеи» (на иврите
— рэшаим) на два слова, получим — рэша
(злодейство) и «ям» (море). А слово «рэша»,
прочтенное в обратном порядке — это эсер (десять).
Что означает, Всевышний готов терпеть
злодейства лишь десять поколений, а затем —
низвергнет злодеев в море. То есть наведет
на них воды Потопа.
на основе комментария рава
Йонатана Эйбшица
(великий Учитель, автор десятков
книг по всем разделам Устной и Письменной
Торы;
Польша – Германия, первая
половина 18-го века)
.
2. Кто важнее: люди или малахим (ангелы)?
В конце недельной главы Берешит
читаем: «И сказал Всевышний: сотру человека,
которого Я сотворил, с лица земли, от
человека до скота, до пресмыкающихся и до
птицы небесной» (Берешит, гл. 6, ст. 7).
Возникает вопрос, если виноваты люди, то
почему нужно уничтожать и животных? Чем они
провинились? В чем их вина?
Учителя объясняют в Талмуде, что мир был
создан ради человека. Поэтому, если люди
будут уничтожены — в существовании
животных уже не будет никакого смысла (трактат
Сангедрин, лист 108).
Но то, что мир создан для людей — это лишь
одна грань Истины. Можно предположить
также, что высшей ступенью творения
являются духовные миры. А значит, мир был
сотворён ради малахим (в условном
переводе — «ангелы»).
Наша недельная глава начинается словами:
«Вот порожденные Ноахом: Hoax человеком
праведным, цельным был» (Берешит, гл.
6, ст. 9).
Раши (раби Шломо бен Ицхак — величайший
комментатор Торы и Талмуда; Франция, 11-й век),
комментируя этот отрывок, пишет, что
главные порождения праведников — их добрые
дела.
В книге Хесед ле-Авраам (автор —
великий Учитель раби Авраам Азулай;
Морокко – Эрец Исраэль, 17 в.) говорится,
что человек, выполняя заповедь Всевышнего,
тем самым создает малаха (ангела). Таким
образом, высшие миры, в определенной мере —
плоды духовной работы праведников. А
если существование малаха зависит от
человека — значит, можно сказать, что люди
— важнее ангелов.
Теперь мы можем раскрыть еще одну грань
Истины в понимании непосредственной
связи между окончанием предыдущей главы (Берешит)
и началом той, которую мы рассматриваем.
Обсуждая фразу «И сказал Всевышний: сотру
человека, которого Я сотворил, с лица земли,
от человека до скота», мы уже выдвигали
вопрос: если преступления совершали люди, в
чем же виноваты животные?
Учителя в Талмуде объяснили нам:
поскольку мир сотворен ради человека, то
после уничтожения людей не будет никакой
надобности в животных.
Но действительно ли мир существует для
людей? Возможно, малахим, населяющие
духовные миры, все же — важнее?
Ответ находим в самой Торе, где написано: «Вот
порожденные Ноахом: Hoax человеком праведным,
цельным был».
То есть, порождением Ноаха является,
прежде всего — его праведность. Потому что
каждое доброе дело праведника рождает малаха.
А значит, люди важнее малахим. И мир
создан ради человека.
на основе комментария рава
Йонатана Эйбшица
(великий Учитель, автор десятков
книг по всем разделам Устной и Письменной
Торы;
Польша – Германия, первая
половина 18-го века)
3. Ноах и Авраам — два типа служения
В нашей недельной главе читаем: «Эти —
потомки Ноаха» (Берешит, гл. 6, ст. 9).
Существует два типа праведников.
Один служит Всевышнему с воодушевлением и
самоотдачей. Он старается исполнить свои
обязанности наилучшим образом. Но ему нет
дела до тех, кто своими обязанностями
пренебрегает. Злодеи его мало интересуют.
Второй — не только сам служит Творцу, но
побуждает и других исполнять заповеди. И
даже злодеев пытается вернуть на
правильный путь.
Очевидно, что Ноах относится к первому
типу праведников, Авраам — ко второму.
Великий Ари ( раби
Ицхак Лурия Ашкенази, один из крупнейших
каббалистов; Эрец Исраэль, 16-й век) пишет,
что Ноах был наказан за то, что не пытался
перевоспитать злодеев своего поколения. За
это, часть его души была вынуждена
спуститься в наш мир вторично. Эта часть
души Ноаха досталась Моше. Моше искренне
любил и наставлял весь еврейский народ, и
этим исправил ошибку Ноаха.
Учителя в Талмуде (трактат Кидушин,
лист 40) отмечают, что праведник второго типа
имеет особые заслуги в глазах Небес и
приносит пользу всему Творению.
О потомках Ноаха сказано — «эти». И речь
идет только о трех его сыновьях.
Но Авраам взял с собой «души, которые они с
Сарой создали (приблизили к Творцу) в Харане»
(Берешит, гл. 12, ст. 5).
Потомки Авраама не обозначены в Торе
указательным местоимением — «эти». Потому
что к ним следует причислить всех тех, кто
благодаря его усилиям, обрел веру в Единого
Творца.
Далее в нашей недельной главе идет такой
текст: «С Всевышним ходил Ноах» (Берешит,
гл. 6, ст. 9).
Ноах служил Всевышнему, ходил Его путями,
но других людей за собой не вел. Ноах был
одиноким путником. Поэтому и сказано: «С
Всевышним ходил Ноах» (только с Творцом, но
— в одиночку, без других людей).
А в конце предыдущей недельной главы (Берешит)
говорится, что Ноах «обрел приязнь в глазах
Всевышнего» (Берешит, гл. 6, ст. 8). То
есть — только в глазах Всевышнего, но — не
среди людей.
Возникает вопрос: если Ноах не имел
намерения приближать людей к Творцу, почему
же он хотя бы не попытался отменить
страшный приговор? Почему не молился о
спасении человечества? Как, например,
Авраам, который молился о спасении Сдома.
Написано в Танахе: «Праведник правит
богобоязненно» (вторая книга пророка Шмуэля,
гл. 23, ст. 3).
Анализируя данный фрагмент Учителя в
Талмуде (трактат Моэд Катан, лист 16)
делают вывод, что праведник, в какой-то
степени способен управлять Всевышним.
Праведник выносит постановление, а
Всевышний может его исполнить.
Так почему же Ноах не воспользовался этой
возможностью? Почему не просил отменить
Потоп?
Ноах, — отмечает Раши (раби Шломо бен
Ицхак — величайший комментатор Торы и
Талмуда; Франция, 11-й век), комментируя
недельную главу Ноах,— был слаб
верой.
Но ведь в тексте Торы Ноах назван —
праведником. Разве бывают праведники,
которым не хватает веры в Творца?
Дело в том, что Ноах недостаточно верил в
себя. Он не считал себя таким уж праведным, а
потому ему и в голову не приходило давать
Всевышнему какие-либо «указания».
Написано в Торе: «Hoax был человеком
праведным и простым» (Берешит, гл. 6,
ст. 8).
Праведным — с точки зрения Торы, и простым
— в собственных глазах.
Интересно, что Моше обрел эту черту Ноаха
и развил ее. Так, что Тора назвала его
скромнейшим из всех людей на земле. А сам он
сказал о себе и Аароне: «А мы — что мы?» (Шемот,
гл. 16, ст. 7).
на основе комментария рава Моше-Якова
Равикова
(известен и как Сандляр, т.к. имел
сапожную мастерскую; уроки, которые он
давал по субботам, опубликованы в книге «Ликутей
раби Моше-Яаков»; конец 19-го — первая
половина 20-го вв.; Белорусь — Эрец Исраэль)
.
4. К позору или к славе?
Написано в нашей недельной главе: «Hoax
человеком праведным, цельным был в своих
поколениях» (Берешит, гл. 6, ст. 9).
Почему Тора уточняет, что Ноах был
праведником именно «в своих поколениях»?
Некоторые Учителя говорят, что так Тора
подчеркивает, что Ноах достиг достаточно
высокого духовного уровня. Если уж он сумел
праведно жить в своем поколении, среди
отъявленных злодеев, то в других поколениях
он смог бы, наверное, достичь еще больших
духовных высот.
Однако Раши (раби Шломо бен Ицхак —
величайший комментатор Торы и Талмуда;
Франция, 11-й век) открывает в этом иную грань
Истины.
Ноах считался праведником, — пишет он, —
только в сравнении с людьми своего
поколения. Но во времена Авраама, к примеру,
праведным его, видимо, было бы трудно
назвать.
Первое объяснение нам вполне понятно. В
Торе подчеркиваются заслуги Ноаха, чтобы
объяснить, почему Всевышний спас именно его,
когда все остальное человечество — погибло.
Но для чего понадобилось второе
объяснение? Была ли необходимость в том,
чтобы умалить в Торе заслуги Ноаха?
Истина тут состоит в том, что Творец —
милосерден. Он решил, во что бы то ни стало,
спасти человеческий род. Поэтому Ноах, даже
если по большому счету он и не был достоин
спасения, тем не менее — заслужил ту судьбу,
которую определил ему Всевышний. Ибо
остальные люди его поколения были намного
хуже него.
Это — очень важный принцип. Внимательно
изучая еврейскую историю, нетрудно
убедиться, что Всевышний не раз использовал
его, принимая решение, как поступить с
еврейским народом.
В нашей истории случалось всякое.
Отклоняясь от путей, указанных в Торе, евреи
неоднократно провоцировали Гнев Творца. Но
Он никогда не наказывал их — глобально, не
приговаривал к тотальному уничтожению.
Когда другие народы нападали на Израиль,
пытаясь стереть его с лица земли, Всевышний
всегда спасал нас, даже если мы не были
достойны спасения.
Упомянутый выше принцип, как говорят наши
Учителя, может быть применен и в деле
окончательного освобождения (на иврите —
геула). Подняться на необходимый для
этого духовный уровень всем сынам Израиля
— необычайно сложно. И наши надежды — что
Всевышний и тут применит данный принцип.
Согласно которому, Он освободит нас, даже
если мы не будемНе обязательно
соответствовать "на все сто",
достаточно хотя бы быть лучшими среди
остальных.
Всевышний, обещая через пророка, что
никогда не расторгнет свой Союз с еврейским
народом, упоминает воды Потопа. Как сказано:
«Как клялся Я, что воды Ноаха не пройдут
более по земле, так поклялся Я... что Союз Мой
не поколеблется» (Танах, книга пророка Йешаягу,
гл. 54, ст. 9-10).
Подобно тому, как Творец поклялся Ноаху,
что не будет больше Потопа, несмотря на то,
что Ноах не был праведником высокого уровня,
Он поклялся проявлять милосердие к сынам
Израиля и освободить их, даже если они не
будут этого достойны.
на основе комментария рава Иегуды
Минца
(автор раввинского сборника
вопросов и ответов «Ма hари
Минц»,
основатель и глава йешивы в Падуе;
15-й век, Италия)
5. Кому положен служебный осел?
В нашей главе говорится, что Ноах был
человеком праведным в своем поколении (Берешит,
гл. 6, ст. 9).
Учителя обращают внимание на уточнение
Торы — «в своём поколении». И делают вывод,
что в поколении Моше или пророка Шмуэля —
Ноах не считался бы праведным (Мидраш Раба
на книгу Торы Берешит, гл. 30). В свою
очередь, Раши (раби Шломо бен Ицхак —
величайший комментатор Торы и Талмуда;
Франция, 11-й век) в своем комментарии к нашей
недельной главе отмечает, что Ноах не
числился бы среди праведников в поколении
Авраама.
Возникает вопрос: почему Учителя
сравнивают Ноаха с Моше, Шмуэлем и Авраамом?
Ведь они, казалось бы, могли просто
констатировать, что «в другом поколении
Ноах не был бы праведником».
В Мидраше (Мидраш Шохар Тов на
первую книгу пророка Шмуэля, гл. 14)
объясняется, что воровство считается
настолько тяжким прегрешением, что даже
такие великие люди, как Моше и Шмуэль,
вынуждены были оправдываться и
декларировать свою непричастность к такого
рода преступлениям.
Действительно, Моше заявляет: «Ни одного
осла от них не взял я» (Бамидбар, гл.
16, ст. 15).
Но разве кто-нибудь мог заподозрить Моше в
воровстве или непорядочности?
Речь идет о том, что во время странствий по
пустыне Моше ни разу не воспользовался
чужим ослом для поездки или перевозки
своего имущества. А ведь Моше был главой
поколения, общественным лидером, всецело
посвятившим себя служению на благо народа.
Чьим ослом должен пользоваться человек,
работающий ради общества? Разве не
общественным?
В наши дни министры, члены правительства,
государственные мужи и прочие «слуги
народа» не ездят на своих автомобилях.
Но Моше «ни одного осла от них не взял». И
точно также поступал Шмуэль.
Авраам освобождая Лота, одержал победу
над четырьмя царями. Но военную добычу он
вернул царю Сдома. Хоть тот и сказал Аврааму:
«Дай мне людей, а имущество бери себе» (Берешит,
гл. 14, ст. 21).
Однако Авраам ответил ему: «Воздеваю руку
мою к Всевышнему... Если от нитки и до ремня
обувного! И если возьму из всего, что тебе
принадлежит» (там же, ст. 22-23).
Причем, по закону Авраам имел полное право
оставить трофеи себе.
Ноах жил в поколении, представители
которого, не задумываясь, попирали законы
частной собственности, занимались
воровство и разбоем.
Ноах, в отличие от остальных, окружавших
его людей, конечно, никого не грабил. Он
старался соблюдать букву закона. Впрочем,
это ему давалось нелегко. Как сказано: «С
Всевышним ходил Ноах» (Берешит, гл. 6,
ст. 9).
То есть ему, чтобы не нарушать закон, как
объясняет Раши — постоянно требовалась
поддержка Творца.
Более того. В книге Зера барах
говорится, что Ноах мог присвоить себе
чужое, но в размере, за который не
полагается наказание (менее стоимости
одной пруты).
Таким образом, не случайно Учителя
привели в пример именно Моше, Шмуэля и
Авраама. Они настолько трепетно относились
к закону, что даже в разрешенном
предпочитали устрожения, руководствуясь
принципом: лучше потратить из своих средств,
нежели причинить другому, хоть какой-то
ущерб.
Теперь нам понятно высказывание Учителей,
что Ноах был праведником в своем поколении,
но в поколениях Моше, Шмуэля или Авраама он
таковым не считался бы.
на основе комментария рава Давида-Шломо
Слушеца
Автор текста Мордехай Вейц
New Page 1
ГЛАВА «НОАХ»
Место в Торе: Берешит,
гл. 6, ст. 9 — гл.11, ст. 32.
Почему она так называется?
В первой фразе недельной главы говорится:
«Вот житие Ноаха — Ноах был
человеком праведным и непорочным...».
Обсуждение главы Ноах
1/ Кто ответит за грехи поколения?
Предыдущая недельная глава завершается
словами: «А Ноах обрел приязнь в глазах
Всевышнего» (Берешит, гл. 6, ст. 8).
Есть ли связь между этой фразой и началом
нашей недельной главы — «Вот потомки Ноаха…»
(Берешит, гл. 6, ст.)?
Сказано в Талмуде, что поколение, которое
погрязло в грехах и заслуживает
уничтожения, может спасти смерть
праведника. Праведник умирает, а его
заблудшее поколение получает
дополнительный шанс (трактат Шаббат,
лист 33).
С поколением Ноаха, как известно, такого
не произошло. Наоборот, спасся Ноах, а все
его поколение было стерто с лица земли.
Точнее — смыто водами Потопа.
В тексте читаем: «А Ноах обрел приязнь в
глазах Всевышнего». В том-то и состояла «приязнь»
(на иврите — хен) Творца, что Он оставил
Ноаха в живых, не дав ему умереть за
преступления своих сограждан.
Всевышний видел, что из поколения Ноаха
все равно уже ничего путного, если можно так
выразиться — не выйдет. Но у Ноаха будут
достойные потомки.
Данное рассуждение помогает нам
выстроить целостную картину, позволяющую
обнаружить связь между окончанием
предыдущей недельной главы и началом нашей.
Люди поколения Ноаха своими
преступлениями переполнили чашу терпения
Творца. Им полагалось строгое наказание.
Однако же Ноах был праведником, и его смерть,
как сказано в Талмуде, могла бы искупить
проступки всего поколения. Но, нет, Ноах —
не умрет, поскольку «обрел приязнь в глазах
Всевышнего».
Но какова же причина этой «приязни»?
В тексте Торы дается ответ: «Вот потомки
Ноаха». То есть от Ноаха, в отличие от всех
остальных людей того поколения, произойдет
достойное потомство.
Очевидно, что под достойным потомством
следует понимать, в первую очередь —
Авраама, который появился на свет в десятом
поколением от Ноаха. Сам Ноах принадлежал
десятому поколению после Адама (первого
человека).
Всевышний сдерживал свой гнев на злодеев.
Он ждал десять поколений, в надежде, что те
раскаются. На это намекает само слово «злодей»
(на иврите — раша). Если прочесть
составляющие его буквы в обратном порядке,
получим слово — эсер («десять»).
Таким образом, Всевышний на протяжении
десяти поколений ждал, что люди, которые
совершали злодейства еще при Адаме,
исправят, наконец, свои ошибки. Но каждое
новое поколение только увеличивало свой
вклад в общую копилку прегрешений. Тогда в
поколении Ноаха, десятом по счету, настало
время расплаты. Все злодеи были уничтожены.
А Ноах остался в живых, потому что спустя
десять поколений, от него произойдет Авраам.
На это намекает и фраза из Мишлей («Притчи
царя Шломо»): «Переверни злодеев и
низвергни» (гл. 12, ст. 7).
Если разделить слово «злодеи» (на иврите
— рэшаим) на два слова, получим — рэша
(злодейство) и «ям» (море). А слово «рэша»,
прочтенное в обратном порядке — это эсер (десять).
Что означает, Всевышний готов терпеть
злодейства лишь десять поколений, а затем —
низвергнет злодеев в море. То есть наведет
на них воды Потопа.
на основе комментария рава
Йонатана Эйбшица
(великий Учитель, автор десятков
книг по всем разделам Устной и Письменной
Торы;
Польша – Германия, первая
половина 18-го века)
.
2. Кто важнее: люди или малахим (ангелы)?
В конце недельной главы Берешит
читаем: «И сказал Всевышний: сотру человека,
которого Я сотворил, с лица земли, от
человека до скота, до пресмыкающихся и до
птицы небесной» (Берешит, гл. 6, ст. 7).
Возникает вопрос, если виноваты люди, то
почему нужно уничтожать и животных? Чем они
провинились? В чем их вина?
Учителя объясняют в Талмуде, что мир был
создан ради человека. Поэтому, если люди
будут уничтожены — в существовании
животных уже не будет никакого смысла (трактат
Сангедрин, лист 108).
Но то, что мир создан для людей — это лишь
одна грань Истины. Можно предположить
также, что высшей ступенью творения
являются духовные миры. А значит, мир был
сотворён ради малахим (в условном
переводе — «ангелы»).
Наша недельная глава начинается словами:
«Вот порожденные Ноахом: Hoax человеком
праведным, цельным был» (Берешит, гл.
6, ст. 9).
Раши (раби Шломо бен Ицхак — величайший
комментатор Торы и Талмуда; Франция, 11-й век),
комментируя этот отрывок, пишет, что
главные порождения праведников — их добрые
дела.
В книге Хесед ле-Авраам (автор —
великий Учитель раби Авраам Азулай;
Морокко – Эрец Исраэль, 17 в.) говорится,
что человек, выполняя заповедь Всевышнего,
тем самым создает малаха (ангела). Таким
образом, высшие миры, в определенной мере —
плоды духовной работы праведников. А
если существование малаха зависит от
человека — значит, можно сказать, что люди
— важнее ангелов.
Теперь мы можем раскрыть еще одну грань
Истины в понимании непосредственной
связи между окончанием предыдущей главы (Берешит)
и началом той, которую мы рассматриваем.
Обсуждая фразу «И сказал Всевышний: сотру
человека, которого Я сотворил, с лица земли,
от человека до скота», мы уже выдвигали
вопрос: если преступления совершали люди, в
чем же виноваты животные?
Учителя в Талмуде объяснили нам:
поскольку мир сотворен ради человека, то
после уничтожения людей не будет никакой
надобности в животных.
Но действительно ли мир существует для
людей? Возможно, малахим, населяющие
духовные миры, все же — важнее?
Ответ находим в самой Торе, где написано: «Вот
порожденные Ноахом: Hoax человеком праведным,
цельным был».
То есть, порождением Ноаха является,
прежде всего — его праведность. Потому что
каждое доброе дело праведника рождает малаха.
А значит, люди важнее малахим. И мир
создан ради человека.
на основе комментария рава
Йонатана Эйбшица
(великий Учитель, автор десятков
книг по всем разделам Устной и Письменной
Торы;
Польша – Германия, первая
половина 18-го века)
3. Ноах и Авраам — два типа служения
В нашей недельной главе читаем: «Эти —
потомки Ноаха» (Берешит, гл. 6, ст. 9).
Существует два типа праведников.
Один служит Всевышнему с воодушевлением и
самоотдачей. Он старается исполнить свои
обязанности наилучшим образом. Но ему нет
дела до тех, кто своими обязанностями
пренебрегает. Злодеи его мало интересуют.
Второй — не только сам служит Творцу, но
побуждает и других исполнять заповеди. И
даже злодеев пытается вернуть на
правильный путь.
Очевидно, что Ноах относится к первому
типу праведников, Авраам — ко второму.
Великий Ари ( раби
Ицхак Лурия Ашкенази, один из крупнейших
каббалистов; Эрец Исраэль, 16-й век) пишет,
что Ноах был наказан за то, что не пытался
перевоспитать злодеев своего поколения. За
это, часть его души была вынуждена
спуститься в наш мир вторично. Эта часть
души Ноаха досталась Моше. Моше искренне
любил и наставлял весь еврейский народ, и
этим исправил ошибку Ноаха.
Учителя в Талмуде (трактат Кидушин,
лист 40) отмечают, что праведник второго типа
имеет особые заслуги в глазах Небес и
приносит пользу всему Творению.
О потомках Ноаха сказано — «эти». И речь
идет только о трех его сыновьях.
Но Авраам взял с собой «души, которые они с
Сарой создали (приблизили к Творцу) в Харане»
(Берешит, гл. 12, ст. 5).
Потомки Авраама не обозначены в Торе
указательным местоимением — «эти». Потому
что к ним следует причислить всех тех, кто
благодаря его усилиям, обрел веру в Единого
Творца.
Далее в нашей недельной главе идет такой
текст: «С Всевышним ходил Ноах» (Берешит,
гл. 6, ст. 9).
Ноах служил Всевышнему, ходил Его путями,
но других людей за собой не вел. Ноах был
одиноким путником. Поэтому и сказано: «С
Всевышним ходил Ноах» (только с Творцом, но
— в одиночку, без других людей).
А в конце предыдущей недельной главы (Берешит)
говорится, что Ноах «обрел приязнь в глазах
Всевышнего» (Берешит, гл. 6, ст. 8). То
есть — только в глазах Всевышнего, но — не
среди людей.
Возникает вопрос: если Ноах не имел
намерения приближать людей к Творцу, почему
же он хотя бы не попытался отменить
страшный приговор? Почему не молился о
спасении человечества? Как, например,
Авраам, который молился о спасении Сдома.
Написано в Танахе: «Праведник правит
богобоязненно» (вторая книга пророка Шмуэля,
гл. 23, ст. 3).
Анализируя данный фрагмент Учителя в
Талмуде (трактат Моэд Катан, лист 16)
делают вывод, что праведник, в какой-то
степени способен управлять Всевышним.
Праведник выносит постановление, а
Всевышний может его исполнить.
Так почему же Ноах не воспользовался этой
возможностью? Почему не просил отменить
Потоп?
Ноах, — отмечает Раши (раби Шломо бен
Ицхак — величайший комментатор Торы и
Талмуда; Франция, 11-й век), комментируя
недельную главу Ноах,— был слаб
верой.
Но ведь в тексте Торы Ноах назван —
праведником. Разве бывают праведники,
которым не хватает веры в Творца?
Дело в том, что Ноах недостаточно верил в
себя. Он не считал себя таким уж праведным, а
потому ему и в голову не приходило давать
Всевышнему какие-либо «указания».
Написано в Торе: «Hoax был человеком
праведным и простым» (Берешит, гл. 6,
ст. 8).
Праведным — с точки зрения Торы, и простым
— в собственных глазах.
Интересно, что Моше обрел эту черту Ноаха
и развил ее. Так, что Тора назвала его
скромнейшим из всех людей на земле. А сам он
сказал о себе и Аароне: «А мы — что мы?» (Шемот,
гл. 16, ст. 7).
на основе комментария рава Моше-Якова
Равикова
(известен и как Сандляр, т.к. имел
сапожную мастерскую; уроки, которые он
давал по субботам, опубликованы в книге «Ликутей
раби Моше-Яаков»; конец 19-го — первая
половина 20-го вв.; Белорусь — Эрец Исраэль)
.
4. К позору или к славе?
Написано в нашей недельной главе: «Hoax
человеком праведным, цельным был в своих
поколениях» (Берешит, гл. 6, ст. 9).
Почему Тора уточняет, что Ноах был
праведником именно «в своих поколениях»?
Некоторые Учителя говорят, что так Тора
подчеркивает, что Ноах достиг достаточно
высокого духовного уровня. Если уж он сумел
праведно жить в своем поколении, среди
отъявленных злодеев, то в других поколениях
он смог бы, наверное, достичь еще больших
духовных высот.
Однако Раши (раби Шломо бен Ицхак —
величайший комментатор Торы и Талмуда;
Франция, 11-й век) открывает в этом иную грань
Истины.
Ноах считался праведником, — пишет он, —
только в сравнении с людьми своего
поколения. Но во времена Авраама, к примеру,
праведным его, видимо, было бы трудно
назвать.
Первое объяснение нам вполне понятно. В
Торе подчеркиваются заслуги Ноаха, чтобы
объяснить, почему Всевышний спас именно его,
когда все остальное человечество — погибло.
Но для чего понадобилось второе
объяснение? Была ли необходимость в том,
чтобы умалить в Торе заслуги Ноаха?
Истина тут состоит в том, что Творец —
милосерден. Он решил, во что бы то ни стало,
спасти человеческий род. Поэтому Ноах, даже
если по большому счету он и не был достоин
спасения, тем не менее — заслужил ту судьбу,
которую определил ему Всевышний. Ибо
остальные люди его поколения были намного
хуже него.
Это — очень важный принцип. Внимательно
изучая еврейскую историю, нетрудно
убедиться, что Всевышний не раз использовал
его, принимая решение, как поступить с
еврейским народом.
В нашей истории случалось всякое.
Отклоняясь от путей, указанных в Торе, евреи
неоднократно провоцировали Гнев Творца. Но
Он никогда не наказывал их — глобально, не
приговаривал к тотальному уничтожению.
Когда другие народы нападали на Израиль,
пытаясь стереть его с лица земли, Всевышний
всегда спасал нас, даже если мы не были
достойны спасения.
Упомянутый выше принцип, как говорят наши
Учителя, может быть применен и в деле
окончательного освобождения (на иврите —
геула). Подняться на необходимый для
этого духовный уровень всем сынам Израиля
— необычайно сложно. И наши надежды — что
Всевышний и тут применит данный принцип.
Согласно которому, Он освободит нас, даже
если мы не будемНе обязательно
соответствовать "на все сто",
достаточно хотя бы быть лучшими среди
остальных.
Всевышний, обещая через пророка, что
никогда не расторгнет свой Союз с еврейским
народом, упоминает воды Потопа. Как сказано:
«Как клялся Я, что воды Ноаха не пройдут
более по земле, так поклялся Я... что Союз Мой
не поколеблется» (Танах, книга пророка Йешаягу,
гл. 54, ст. 9-10).
Подобно тому, как Творец поклялся Ноаху,
что не будет больше Потопа, несмотря на то,
что Ноах не был праведником высокого уровня,
Он поклялся проявлять милосердие к сынам
Израиля и освободить их, даже если они не
будут этого достойны.
на основе комментария рава Иегуды
Минца
(автор раввинского сборника
вопросов и ответов «Ма hари
Минц»,
основатель и глава йешивы в Падуе;
15-й век, Италия)
5. Кому положен служебный осел?
В нашей главе говорится, что Ноах был
человеком праведным в своем поколении (Берешит,
гл. 6, ст. 9).
Учителя обращают внимание на уточнение
Торы — «в своём поколении». И делают вывод,
что в поколении Моше или пророка Шмуэля —
Ноах не считался бы праведным (Мидраш Раба
на книгу Торы Берешит, гл. 30). В свою
очередь, Раши (раби Шломо бен Ицхак —
величайший комментатор Торы и Талмуда;
Франция, 11-й век) в своем комментарии к нашей
недельной главе отмечает, что Ноах не
числился бы среди праведников в поколении
Авраама.
Возникает вопрос: почему Учителя
сравнивают Ноаха с Моше, Шмуэлем и Авраамом?
Ведь они, казалось бы, могли просто
констатировать, что «в другом поколении
Ноах не был бы праведником».
В Мидраше (Мидраш Шохар Тов на
первую книгу пророка Шмуэля, гл. 14)
объясняется, что воровство считается
настолько тяжким прегрешением, что даже
такие великие люди, как Моше и Шмуэль,
вынуждены были оправдываться и
декларировать свою непричастность к такого
рода преступлениям.
Действительно, Моше заявляет: «Ни одного
осла от них не взял я» (Бамидбар, гл.
16, ст. 15).
Но разве кто-нибудь мог заподозрить Моше в
воровстве или непорядочности?
Речь идет о том, что во время странствий по
пустыне Моше ни разу не воспользовался
чужим ослом для поездки или перевозки
своего имущества. А ведь Моше был главой
поколения, общественным лидером, всецело
посвятившим себя служению на благо народа.
Чьим ослом должен пользоваться человек,
работающий ради общества? Разве не
общественным?
В наши дни министры, члены правительства,
государственные мужи и прочие «слуги
народа» не ездят на своих автомобилях.
Но Моше «ни одного осла от них не взял». И
точно также поступал Шмуэль.
Авраам освобождая Лота, одержал победу
над четырьмя царями. Но военную добычу он
вернул царю Сдома. Хоть тот и сказал Аврааму:
«Дай мне людей, а имущество бери себе» (Берешит,
гл. 14, ст. 21).
Однако Авраам ответил ему: «Воздеваю руку
мою к Всевышнему... Если от нитки и до ремня
обувного! И если возьму из всего, что тебе
принадлежит» (там же, ст. 22-23).
Причем, по закону Авраам имел полное право
оставить трофеи себе.
Ноах жил в поколении, представители
которого, не задумываясь, попирали законы
частной собственности, занимались
воровство и разбоем.
Ноах, в отличие от остальных, окружавших
его людей, конечно, никого не грабил. Он
старался соблюдать букву закона. Впрочем,
это ему давалось нелегко. Как сказано: «С
Всевышним ходил Ноах» (Берешит, гл. 6,
ст. 9).
То есть ему, чтобы не нарушать закон, как
объясняет Раши — постоянно требовалась
поддержка Творца.
Более того. В книге Зера барах
говорится, что Ноах мог присвоить себе
чужое, но в размере, за который не
полагается наказание (менее стоимости
одной пруты).
Таким образом, не случайно Учителя
привели в пример именно Моше, Шмуэля и
Авраама. Они настолько трепетно относились
к закону, что даже в разрешенном
предпочитали устрожения, руководствуясь
принципом: лучше потратить из своих средств,
нежели причинить другому, хоть какой-то
ущерб.
Теперь нам понятно высказывание Учителей,
что Ноах был праведником в своем поколении,
но в поколениях Моше, Шмуэля или Авраама он
таковым не считался бы.
на основе комментария рава Давида-Шломо
Слушеца
(главный раввин Одессы; 1852-1906 гг.)
Прочесть двадцать второй цикл обсуждения Прочесть двадцать первый цикл обсуждения Прочесть двадцатый цикл обсуждения Прочесть девятнадцатый цикл обсуждения Прочесть восемнадцатый цикл обсуждения Прочесть семнадцатый цикл обсуждения Прочесть шестнадцатый цикл обсуждения Прочесть пятнадцатый цикл обсуждения Прочесть четырнадцатый цикл обсуждения Прочесть седьмой цикл обсуждения Прочесть шестой цикл обсуждения Прочесть пятый цикл обсуждения Прочесть четвертый цикл обсуждения Прочесть третий цикл обсуждения Прочесть второй цикл обсуждения Прочесть первый цикл обсуждения
|