New Page 1
|
|
Недельная глава
Двадцать второй цикл обсуждения (видео)
Прочесть двадцать первый цикл обсуждения Прочесть двадцатый цикл обсуждения Прочесть девятнадцатый цикл обсуждения Прочесть восемнадцатый цикл обсуждения Прочесть семнадцатый цикл обсуждения Прочесть шестнадцатый цикл обсуждения Прочесть пятнадцатый цикл обсуждения Прочесть четырнадцатый цикл обсуждения Прочесть седьмой цикл обсуждения Прочесть шестой цикл обсуждения Прочесть пятый цикл обсуждения Прочесть четвертый цикл обсуждения Прочесть третий цикл обсуждения Прочесть второй цикл обсуждения Прочесть первый цикл обсуждения
New Page 3
ГЛАВА “Ноах”
Место в Торе:
Берешит, гл. 6, ст. 9 — гл.11, ст. 32.
Почему она так называется?
В первой фразе говорится: “Вот житие Ноаха : Ноах
был человеком праведным и непорочным...”.
Обсуждение главы Ноах
14.10.2001
В главе речь пойдет о Потопе. О Потопе — с большой буквы.
В предыдущей главе (Берешит, см. на сайте) мы уже говорили о том, почему именно вода была выбрана средством исправления. Более того, когда на третий день Творения вода была собрана в Мировой океан и показалась суша — она
явилась моделью мира без воды, мира, в котором Истина не очевидна, а потому он должен стремиться к Истине, искать ее и обрести.
Но при этом появилась
возможность ошибки,
возможность выступить против
воли Творца. Вспомним, что
вместо деревьев съедобных, по
вкусу таких же, как плоды,
Земля породила деревья с
несъедобным стволом. И только
плоды их были съедобны (см. главу
Берешит ).
Это посеяло в мире ощущение
недостаточности и желание
восполнить недостающее.
Хава, жена Адама, споткнулась
об это желание и не смогла
справиться с ним: “И увидела (Хава),
что дерево это (обратим
внимание!) хорошо для еды и что
желанно оно в глазах (ее) и
вожделенно, ибо расширяет
познание...” (гл. 3, ст. 6).
Заметим, что глаз в
переводе на иврит — аин. У
слова аин есть и другие
значения — источник, корень.
То есть следует понимать, что
дерево было желанно в корне ее
(Хавы) души.
Итак, начиная с третьего дня
Творения, в мире было заложено
желание поглощать (осваивать в
себе) еду и желание расширять
познания (стремление к поиску
Истины).
Эти движения души были
заложены в человеке. И в этом
нет ничего плохого. Есть даже
хорошее. Сам Творец сказал: “От
каждого дерева в Ган Эдене ешь
обязательно. А (плод) с дерева
познания добра и зла — не ешь с
него, ибо в тот же день —
умрешь” (гл. 2, ст. 17).
Иными словами, нужно все есть,
кроме того, что запретил есть
Всевышний. Но человек не мог
удержаться, чтобы не нарушить
запрет.
Но и это еще не все.
Сотворенное желание
познать все, владеть всем,
как сказано: “Будешь
властвовать над живущими в
воде и летающими на небе
птицами, и над всем живым,
передвигающемся по земле” (гл.
1, ст. 28), привело к трагедии:
Каин убил своего брата hэвеля
(в русских переводах часто —
Авеля).
Само по себе желание познать
и владеть, конечно же, не
было причиной этого. Трагедия
стала следствием. Их было двое
братьев. И это означало, что
никому из них мир не будет
принадлежать целиком. И Каин
совершил убийство.
Тем временем человечество
размножалось. Появились
города. Возникли общественные
структуры.
Небольшое примечание: сразу
же откажемся от навязанных,
вероятно, школьной программой
представлений, согласующихся
с теорией Дарвина; мы говорим
не о “первобытных”,
примитивных людях.
Адам был творением
Всевышнего, и следующие
поколения — люди высокой
духовности и находились на
высоком духовном уровне
внутренней борьбы
противоположных душевных
устремлений.
Череда событий, начавшихся с
“ослушания” земли,
продолжившихся историей Хавы
и дерева, преступлением Каина
и некоторыми другими
ключевыми событиями,
завершилась трагическим
явлением — “развалом” (разложением)
всего человечества.
Как это произошло и о чем
вообще идет речь?
15.10.2001
Вспомним, что коренное
желание, заложенное в мир и в
душу человека, — стремление к
познанию. А это означает —
слияние, свершение акта
перехода от частей к целому. То
есть — к Единому (Творцу).
Но не все в этом мире
можно объединить. Не
объединишь в этом мире добро и
зло. И, следовательно, именно
по этой причине нельзя было
есть плоды с дерева познания добра
и зла (обратим внимание на
соединительный союз “и”).
В этом мире нельзя
объединить элементы,
объединение которых станет
возможным при переходе в
высшие миры.
Отсюда, с одной стороны, —
колоссальная сексуальная
энергия, заложенная в душе
(подчеркнем — в душе) каждого
человека. С другой — целый ряд
ограничений, регулирующих
интимные отношения.
Что же произошло, что в
результате разрушило все
человечество?
Прежде всего, в духовных
мирах выявилось, что человеку
в процессе поиска Истины не
просто будет оставаться в
определенных рамках. Ведь он
объединяет в себе духовные
миры (уровни души) и материю (тело).
Устная Тора (Мидраш)
рассказывает, как малахим
(в приблизительном переводе —
ангелы) возражали против
создания человека.
“Он разрушит мир”, —
говорили они, выдвигая этот
весьма серьезный довод. Но
Творец с ними не согласился. Он
сотворил специальный духовный
механизм (душевные
переживания, совесть,
конкретные побуждения и
действия — тшува, то есть
возвращение к жизни по законам
Торы), который, в конце концов,
обеспечит воссоединение
человечества с Творцом (в
конце истории).
Наиболее “скептически
настроенным” малахим
Творец предложил самим “справиться
(с задачей) лучше человека”. И
отправил их в этот
мир.
Таких малахим-посланцев
было много. Но главные из них —
Уза и Азаэль.
Их имена свидетельствуют об
их сути. И в том, и в другом
основные буквы — аин и заин.
Вместе эти буквы складываются
в понятие — сила, мощь, энергия.
Спустившись в наш мир, млахим
привнесли в него ту самую
сексуальную энергию, о которой
мы здесь говорили.
В Йом Кипур главный коэн (первосвященник)
отправлял из Иерусалимского
Храма в пустыню специально
отобранного козла. Эта
процедура называлась “отправить
Азазелю”. Азазель —
загадочное слово, которое
обычно на русский язык не
переводится. Но мы теперь
готовы к его пониманию. Слово
Азазель представляет собой
соединение имен малахим —
Уза и Азаэль — в правильном
произношении. Об этом пишет
Талмуд в трактате Йома
(лист
67). Этот козел
символически нес на себе все
прегрешения еврейского народа.
И этим Тора показала, как
сексуальная энергия может
быть благословением, а может
быть и чем-то другим. Ведь
одного козла отправляли к
Азазелю, а второй — совершенно
ему идентичный, служил
приношением в Храме. Душа
этого животного возносилась к
Небесам.
А теперь вернемся к нашей
теме.
Вот как Тора завершает главу Берешит:
“В процессе духовного
опустошения человечества
произошло следующее: люди
размножились на земле и
рождались у них дочери. И
увидели всесильные сыны, что
красивы они (дочери), и брали их
себе в жены — кто кого
пожелает... Необычные люди были
в те дни на земле. А также и
потом, после того, как
всесильные сыны взяли дочерей
людских и те родили им, —
сильными были (потомки) и
знаменитыми” (гл. 6, ст. 1-2, 4; с
уточнениями в переводе).
Кто это — всесильные сыны?
И почему Тора отмечает вполне
естественное явление, что у
людей рождались дочери?
16.10.2001
В корне женской души
заложено стремление быть
желанной. Проявление
желания — в корне души мужчины.
Факт, что у людей рождались
дочери, означает, что все шло
своим чередом. Рождались
дочери — будущие женщины,
подходящие мужчинам.
Всесильными сынами Тора
называет тех, кто принадлежал
элите общества, опьяненной
властью и обладающей широкими
возможностями.
Откуда возникла в них
уверенность и ощущение
вседозволенности?
Их душ коснулся духовный мир
Узы и Азаэля. Об их сути мы уже
говорили.
Выражение “кто кого
пожелает” означает, что
стал нарушаться закон “естественного”
подбора пар, когда женщина по
определенным параметрам
подходит мужчине. Более того,
начав с женщин (Устная Тора
сообщает: в том числе — и
замужних), элита общества на
этом не остановилась.
Неукротимое стремление к “объединению”
привело к завязыванию
интимных отношений не только с
представителями рода людского,
независимо от их пола, но и с
существами, к роду
человеческому не
принадлежащими.
И сильными были (потомки),
ибо наглость людская ширилась
и росла. Путаница
в понятиях распространилась и
на другие жизненные сферы. “Мое
— мое, и твое — тоже мое” —
этот принцип определял
человеческие взаимоотношения.
Грабеж и воровство
становились все более
изощренными, и никого
практически за это не
наказывали.
Лишь единицы сохраняли “человеческий
облик”. И вот наступил момент,
когда (после смерти отца и деда)
Ноах остался единственным
таким представителем из всего
человечества.
С этого и начинается наша
глава. В Торе читаем: “Вот (суть
жития) Ноаха: Ноах был
человеком праведным и
непорочным” (гл. 6, ст. 9).
Слово праведный на
иврите — цадик. То есть
человек, который стремится к
справедливости.
Непорочный — перевод
ивритского слова тамим.
Что означает, что душа Ноаха не
была испорченной, что условия
жизни, созданные общественной
средой того времени, не
сломили ее.
Всевышний открывает Ноаху
Свою оценку ситуации: “И
сказал Всевышний Ноаху: (обозначился)
конец всего живого передо Мной,
ибо вся земля наполнилась хамасом,
и Я уничтожу (живущее) на земле”
(гл. 6, ст. 13).
Под словом хамас
подразумеваются действия
человека, во всем
противоречащие Воле Творца —
ничем не ограниченные
сексуальные отношения, грабеж,
презрение к Небу. Все
человечество пропиталось хамасом.
Суша ,
созданная на третий день
процесса Творения, проявила
свой отрицательный
потенциал, порожденный “лишением”
воды. Воду вернут. Теперь — в
виде Потопа.
Напомним, что вода — символ
Учения, Постижения Творца.
И высказал Всевышний Ноаху
Свое повеление: “Сделай
корабль (ковчег) из дерева
гофер, сделай в нем помещения и
покрой внутри и снаружи смолой”
(гл. 6, ст. 14).
А сейчас мы продемонстрируем,
что каждое слово этой фразы не
только не случайно, но и
раскрывает неожиданные пласты,
позволяющие иначе взглянуть
на известную историю о Потопе.
17.10.2001
Мы уже говорили, что поток воды (потоп) смоет разрушивший себя мир. Вода вновь покроет землю.
Но так не может долго продолжаться. Вода сойдет, опять обнажив сушу — по истечении установленного количества дней очищения. Но что же будет потом? И вот в мир привносится идея сохранения духовности. Чтобы в Потопе не было больше необходимости.
Основные, главные элементы построения духовности — буквы Торы. Каждая буква — как элемент таблицы Менделеева. Из них составлено все, что существует в мире. Однако буквы, переставленные в произвольном порядке, ни о чем не говорят и информации в себе не несут. Духовность и информация о ней заключены в словах. Более того. Человечество обнаружило слабость, споткнувшись на неумении устанавливать границы. А слово — это сверхсимвол границы. Каждое слово начинается с определенной буквы, состоит из определенного количества знаков и завершается однозначно — конечной буквой. Любое изменение порождает другое слово.
Теперь проанализируем приведенное выше повеление Всевышнего.
Сделай корабль (ковчег). На иврите в Торе ковчег назван — тева, что переводится на русский язык (если взять главное значение) как слово (!).
Из дерева гофер . Слово гофер означает — минерал сера. Какой смысл вложен в это, прояснится чуть позже.
Сделай в нем помещения. Помещения названы в Торе словом киним (единственное число — кен или кане). Среди прочих значений слова кане есть и такое: перо писца, сделанное из тростника.
И покрой... смолой. Как пишутся слова Сефер-Тора (Свитка Торы)? Особым пером — кане. И особыми чернилами, которые получают из древесной смолы, смешанной с медным купоросом (в основе раствора — серная кислота).
Ту же фразу на иврите можно было бы, не меняя значения, сказать другими словами. Но Тора выбирает именно эти: корабль здесь — тева, помещение — кен (кане). Для покрытия Тора повелевает выбрать смолу. Да и дерево здесь — именно гофер (сера).
И нас не должно удивлять, что только еще один раз во всем Танахе (Тора, Пророки, Писания) упоминается слово тева — так на иврите названа в Торе корзина, в которой спасся Моше.
Почему такое его употребление следует воспринимать как естественное? Потому что имя Моше означает — вытащенный из воды. И еще, самое главное: через Моше евреи получили Тору. Моше лично записал, слово в слово, все, что сказал Всевышний. С помощью пера — кане и чернил, изготовленных из смолы и гофера.
Так было спасено все человечество.
Но почему, могут спросить, мы говорим обо всем человечестве, когда, согласно тексту Торы, спаслись лишь Ноах и члены его семьи?
18.10.2001
По двум причинам. Во-первых,
все живущие на земле — прямые
потомки Ноаха. А во-вторых, с
появлением сдерживающих
факторов — ограничения
человеческого возраста (до 120
лет) и внесения
подготовительных элементов:
силы слова и способа его
написания, человечество
приблизилось к Великому Акту —
дарованию Торы, что
гарантированно сохранит
человечество. Ибо в любых
условиях сохранятся люди,
которые, ставя перед собой
жизненные задачи, на первое
место будут выдвигать
достижение главной цели —
единения с Творцом.
Однако вернемся к потомкам
Ноаха.
У Ноаха было три сына: Шем, Хам
и Йефет (в русском переводе
первого сына Ноаха называют Сим,
а третьего — Яфет, что связано с
ошибкой в греческом переводе).
Принято считать, что от Йефета
произошли европейские народы,
от Хама — африканцы, а от Шема —
ближневосточные. В этом
утверждении есть, конечно, доля
истины. Но не более того.
Прежде всего, следует понять,
что сыновья Ноаха были “духовными
корнями” трех фундаментальных
движений душ.
Шем — поиск Истины, Сути,
цельной картины мироздания. На
иврите шем — имя, суть.
Йефет
— поиск
гармонии,
соответствия друг другу
отдельных частей целого. В
переводе с иврита йефет —
красота.
Хам — энергия движения,
энергия поиска. В переводе с
иврита хам — горячность,
энергия.
На заре послепотопной истории
от трех сыновей Ноаха произошли
основные народы, составляющие
человечество. В общей сложности
их было 70. Это число несет
определенный смысл. Но это —
тема отдельного разговора.
От Хама произошли древние
народы Африки, Индостана (Персия,
Афганистан), возможно —
Дальнего Востока.
От Йефета — древние
европейские народы.
От Шема — народы, заселявшие
ареал южнее Черного моря, часть
Двуречья и некоторое
пространство к югу от него.
Но все это было три-четыре
тысячи лет назад. Позднее
народы смешивались. И Тора
прямо пишет об этом, когда
говорит, что потомок Шема —
Ашур (ассирийцы) ушел от
агрессивных, совершавших
набеги на его территорию
потомков Хама (гл. 10, ст. 11).
Сегодняшние европейцы —
результат смешения древних
европейцев с пришедшими с
Востока “варварами”.
Современные греки — это не те
греки, что были в древние
времена. Итальянцев не следует
считать “чистыми” потомками
римлян и т.п.
Семиты (арабы и пр.)
сформировались в процессе
смешения древних потомков Шема
с племенами, которые были
потомками Хама.
Славяне возникли в процессе
смешения потомков Йефета и Хама.
Не совсем ясно происхождение
монгольских народов (значительная
часть китайцев, монголы, буряты
и т.п.), возможно, в основном они
произошли от Хама.
У нас — своя линия. В конце
главы Тора готовит нас к
появлению первого еврея на
земле. Им был — Авраам. Его
родословная прослеживается от
Шема.
Что же касается еврейского
народа, тут мы — как все другие
народы. На протяжении более чем
трехтысячелетней истории наш
народ получал от других народов
генетические вливания. Однако
есть в этом одно очень
существенное отличие.
Еврейский народ — Исраэль (Израиль)
получил дополнительную душу,
стоящую над душой обычной
человеческой душой, которая
есть как у еврея, так и у нееврея.
Иначе говоря, в отличие от
других, еврей от рождения
наделяется дополнительной
душой. С дополнительными
возможностями (изучение Торы) и
дополнительными обязанностями
(исполнение 613 заповедей, вместо
семи основных и нескольких
десятков вспомогательных,
которым должны следовать
неевреи).
Эту дополнительную душу может
получить и нееврей, если
сделает гиюр — перейдет в
еврейство и станет частью
нашего народа. Важно
подчеркнуть: это возможно
только при условии, что гиюр
сделан в строгом соответствии с
законами Торы, иначе это —
фикция, и о дополнительной душе
не может быть и речи.
И вот эта самая
дополнительная душа (у евреев и геров
— сделавших гиюр)
контролирует духовный мир
нашего народа и обеспечивает
уверенность в том, что мы по
праву, по сути своей, — прямые
потомки Авраама. А потомки
Авраама, как известно, стали
получателями Торы.
Какое значение, кстати, имеет
тот факт, что Тора пишется
тростниковым пером (или другим,
но имеющим те же свойства) и
чернилами из смолы,
растворенной в серной основе? О
каких свойствах идет речь?
У тростника есть особенность:
даже прогибаясь до земли, он
не ломается. Более того, он
всегда восстанавливает “вертикаль”.
Сгибаясь, он не ломается, а
потом еще и выпрямляется —
вверх. Такова основная идея “тростникового”
свойства.
Смола и купорос образуют
очень стойкое соединение. Эти
чернила не смываются.
Эти качества пера и чернил
достойно отражают суть Торы и
ее носителей — еврейский народ.
Автор
текста Элиягу Эссас
Прочесть двадцать второй цикл обсуждения Прочесть двадцать первый цикл обсуждения Прочесть двадцатый цикл обсуждения Прочесть девятнадцатый цикл обсуждения Прочесть восемнадцатый цикл обсуждения Прочесть семнадцатый цикл обсуждения Прочесть шестнадцатый цикл обсуждения Прочесть пятнадцатый цикл обсуждения Прочесть четырнадцатый цикл обсуждения Прочесть седьмой цикл обсуждения Прочесть шестой цикл обсуждения Прочесть пятый цикл обсуждения Прочесть четвертый цикл обсуждения Прочесть третий цикл обсуждения Прочесть второй цикл обсуждения Прочесть первый цикл обсуждения
|
|
|
|
|
New Page 1
|