24 цикл обсуждения
Прочесть двадцать пятый цикл обсуждения Прочесть двадцать четвертый цикл обсуждения Прочесть двадцать третий цикл обсуждения Прочесть двадцать второй цикл обсуждения Прочесть двадцать первый цикл обсуждения Прочесть двадцатый цикл обсуждения Прочесть девятнадцатый цикл обсуждения Прочесть восемнадцатый цикл обсуждения Прочесть семнадцатый цикл обсуждения Прочесть шестнадцатый цикл обсуждения Прочесть пятнадцатый цикл обсуждения Прочесть четырнадцатый цикл обсуждения Прочесть седьмой цикл обсуждения Прочесть шестой цикл обсуждения Прочесть пятый цикл обсуждения Прочесть четвертый цикл обсуждения Прочесть третий цикл обсуждения Прочесть второй цикл обсуждения Прочесть первый цикл обсуждения
ГЛАВА
ГЛАВА «НОАХ»
Место в Торе:
Берешит,
гл. 6, ст. 9 — гл.11, ст. 32.
Почему она так
называется?
В первой фразе недельной главы говорится: «Вот житие Ноаха — Ноах
был человеком праведным и непорочным...».
Обсуждение главы
Ноах
1. Связь между
Ноахом и Моше
Наша недельная глава названа
именем Ноах. И не удивительно, что в ней говорится о нем — «Вот родословие Ноаха
— Ноах был человеком праведным» (Берешит, гл. 6, ст. 9).
Мы видим, что в Торе Ноаху дана
положительную оценку.
Но как его праведность была
реализована в будущем, куда была направлена, во что реализована — словом, какие
плоды принесла?
Намек на ответ содержится в
нашей фразе. И ключевое слово в ней — «иш» (человек).
Человеком Тора называет Моше. В
ней мы, к примеру, читаем: «Потому что этот человек, Моше, который вывел нас из
Египта, не знаем мы, что стало с ним» (Шемот, гл. 32, ст. 1).
И еще: «И вот благословение,
которым благословил Моше, человек Всевышнего, сынов Израиля перед смертью своей»
(Дварим, гл. 33, ст. 1).
Таким образом, мы видим, что у
Ноаха и у Моше были родственные души.
В словах, сказанных о Моше или
самим Моше, можно неоднократно встретить намек на его духовную связь с Ноахом.
Приведу примеры.
Батья, дочь фараона, объясняет
смысл имени Моше — «Ведь из воды извлекла я его» (Шемот, гл. 2, ст.
10).
Всевышний омыл и очистил весь
мир водой Потопа, а Ноах был спасен. Также и Моше был спасен из воды. Это
событие легло в основу его имени, что, безусловно, подчеркивает, насколько
значимо именно это обстоятельство.
В имени выражена суть человека,
его основные качества. Имя Моше указывает на родство и общность души Моше с
душой Ноаха.
Моше, обращаясь к Всевышнему,
говорит: «И ныне, если обрел я приязнь (в оригинале — хен) в Твоих глазах…»
(Шемот, гл. 33, ст. 13). Если буквы слова «хен» (приязнь)
поменять местами — получится Ноах.
И еще. Моше просит — «…сотри
меня (в оригинале — мехени на) из Твоей Книги» (там же, гл. 32, ст. 32).
Из букв выражения «сотри меня» (разумеется, на иврите) получается — «ми-Ноах
ани» (от Ноаха я произошел).
То, что происходило с Ноахом,
потом произошло и с Моше.
Ноах во время Потопа был в
ковчеге. Ковчег в Торе назван — «тейва».
Моше в корзинке, которая тоже
названа «тейва» — плавал в заводи Нила, пока его не подобрала Батья, дочь
фараона.
Ноах во время Потопа отстранился
от своей жены. Также и Моше отстранился от Ципоры, когда ему открылся Всевышний...
на основе книги «Зогар» и комментария рава Бенциона Муцафи
(Израиль,
наше время)
2. Главное — не происхождение, но дела и поступки
В нашей недельной главе
говорится о родословии Ноаха. И мы читаем: «Вот родословие Ноаха — Ноах был
человеком праведным» (Берешит, гл. 6, ст. 9).
В Мидраше (Мидраш Раба
на книгу Берешит, гл. 30) Учителя делают вывод (Раши — раби
Шломо бен Ицхак, величайший комментатор Торы и Талмуда; Франция, 11-й век,
приводит его в своем комментарии), что главное из произведенного на свет
праведниками — их добрые дела.
Но ведь их дети бывают с
прекрасной родословной. И все же поступки праведников — важнее
аристократического происхождения.
Допустим, у кого-то отец —
раввин, дед — ребе, а прадед, вообще — бава. Этот человек наверняка будет
гордиться и хвастать своим происхождением, упоминать его к месту и не к месту.
Только оно ничего не стоит, если за этим человеком не числится собственных
добрых дел.
И если человек хочет продолжить
славную династию, чтобы его дети и внуки были под стать знаменитым предкам — он
должен подавать хороший пример своими поступками.
Написано: «Ходит праведник в
непорочности своей, счастливы дети его после него» (Мишлей —
Притчи царя Шломо, гл. 20, ст. 7).
Когда дети видят, что их отец не
только на людях, в синагоге, перед соседями, но и дома ведет себя просто, прямо,
честно и скромно — они почитают за счастье следовать его путем и вырастут
достойными людьми.
Ноах был десятым поколением
после Адама, и у него в роду было достаточно выдающихся личностей.
Его прадед, Ханох был
сапожником. Он шил такую обувь, что людям в ней хотелось ходить, а не сидеть и
лежать. Каждый стежок Ханоха восхвалял Всевышнего и прославлял Его Имя.
Дед, Метушелах, был известным
человеком, который не просто так удостоился самой длинной жизни из всех людей.
Однако в Торе, в лестных для
Ноаха высказывания говорится исключительно о его добрых делах. И — ни слова о
его досточтимых предках, заслуживающих всяческого уважения.
Поступки человека — его визитная
карточка. А аристократическое происхождение, порой, может сыграть с человеком
злую шутку, контрастно подчеркнув все его недостатки.
Когда человек кичится своим
происхождением, ему следует напомнить, что Ноах запомнился потомкам не своей
родословной, но — тем, что построил ковчег.
Нужно жить так, чтобы, с одной
стороны, не было нужды опираться на былые заслуги предков, с другой — чтобы не
зависеть от будущих заслуг детей. Чтобы своих, собственных заслуг хватало. И
Ноах в этом — достойный пример...
на основе комментария рава Хаима Соловейчика из Бриска
(один из крупнейших раввинов конца 19-го – начало 20-го вв.; Литва – Белорусь)
3. Быть праведным не
только для себя
О Ноахе сказано: «Hoax
человеком праведным, цельным был в своих поколениях» (Берешит, гл.
6, ст. 9).
Почему в Торе подчеркивается,
что Ноах был не только праведным, но еще и цельным? Разве того, что он праведник
— недостаточно?
Бывает, что человек ведет себя
праведно наедине с собой, но с другими — не всегда. Праведник — по отношению к
себе, а в отношениях с людьми — злодей.
Бывает еще и такое, что человека
считают праведником на фоне его окружения, когда не с кем его сравнивать, когда
остальные хуже него. Но появится некто «приличный» — и вчерашний праведник
таковым уже не кажется.
В Танахе рассказывается, как в
годы сильной засухи Всевышний отправил пророка Элиягу в город Царфат к вдове с
ребенком, которая должна была его кормить в это голодное время (см. Первую книгу
Мелахим, гл. 17, ст. 9).
Пророк встретил женщину у
городских ворот и попросил у нее воды и хлеба. Но та ответила, что у нее есть
только немного муки и масла, и если она это отдаст ему, то она и ее сын умрут от
голода.
Элиягу пообещал ей, что мука и
масло у нее не будут убывать, по крайней мере, до тех пор, пока не кончится
голод. Так и случилось: Элиягу жил у вдовы, она его кормила и в заслугу этого
еды хватало и ей с сыном.
Но вдруг мальчик тяжело заболел
и вскоре умер. И тогда мать произнесла в сердцах: «Твой приход проявил мои
прегрешения и умертвил моего сына» (там же, ст. 18).
В своем комментарии Раши
(раби Шломо бен Ицхак, величайший комментатор Торы и Талмуда; Франция, 11-й век)
объясняет ход мыслей вдовы. До прихода Элиягу, вдова на фоне остальных горожан
выглядела вполне сносно. Появление в городе пророка, человека Всевышнего,
оттенило ее недостатки, доселе незаметные. Что и привело к наказанию в виде
смерти сына.
Впрочем, это оказалось лишь
испытанием и уроком. Элиягу помолился о мальчике и тот вернулся к жизни. Когда
ребенок вырос, он тоже стал пророком. Его звали — Йона.
Мы видим, что праведность
познается в сравнении. Помните, Яаков пытался за пятку удержать Эсава. Ведь
рядом с ним он точно выглядел праведником. А вот сам по себе — поди знай...
Бывает, человек в своем доме
тщательно соблюдает все заповеди — самый строгий кашрут, максимальные
ограничения в шаббат. Но выйдя на улицу — тут же позволяет себе
расслабиться.
Некоторые предъявляют самые
высокие требования к соблюдению заповедей, но только когда речь о других людях.
Сами при этом — довольствуются очень щадящим режимом. Или, скажем, проявляют
усердие в выполнении одних заповедей, другими — пренебрегают.
Например, строго соблюдают
субботу и кашрут, и вместе с этим сплетничают, грубят, выходят из себя.
Теперь мы понимаем, почему о
Ноахе сказано, что он был не просто праведным человеком, но праведником
цельным, совершенным. Потому что он и наедине с собой и в обществе других
людей и даже зверей, был одинаково праведным — что в доме, что на улице, что в
лесу, что в ковчеге...
на основе комментария рава Бенциона Муцафи
(Израиль, наше время)
4. Ступени, ведущие к
совершенству
Написано в нашей недельной
главе: «Ноах праведным человеком был и цельным в своих поколениях, перед
Всевышним ходил Ноах» (Берешит, гл. 6, ст. 9).
Здесь упомянуты три качества
Ноаха, которыми он выгодно отличался от своих современников.
Прежде всего, Ноах, конечно же,
был праведником. Причем, в то время, когда «землю наполнило злодейство».
В поколении Ноаха в почете были
бандиты и грабители, все мальчики мечтали стать разбойниками, когда вырастут, а
девочки — выйти за них замуж. И Ноах, со своей праведностью, явно плыл против
течения.
Вдобавок, Ноах обладал
цельностью. Цельность — это признак совершенства. Красная корова была цельной,
то есть, совершенной, потому что в ней не было ни малейшего изъяна (см.
Бамидбар, гл. 19, ст. 2).
Изъян в человеке — это
негативное свойство, которое необходимо исправить. У Ноаха такие качества
отсутствовали. Он был цельным, совершенным в своих качествах и чертах характера.
Написано: «Счастливы те, чей
путь непорочен» (Теилим — Псалмы царя Давида, гл. 119, ст. 1).
Речь идет об обладателях
идеального характера, и использовано слово с тем же корнем, что и в отношении
Ноаха — слово, означающее цельность и совершенство.
Поколениям Ноаха было далеко до
совершенства, у его современников котировались совершенно другие качества — те,
что в приличном обществе не выставляются на показ, от которых стараются
избавиться. Ведь недаром написано: «Извратила всякая плоть свой путь на земле» (Берешит,
гл. 6, ст. 12).
И еще Ноах — «ходил перед
Всевышним», а этого удостаиваются только единицы — лучшие из лучших.
Эти качества представляют уровни
подъема по лестнице Всевышнего. Главное правило — невозможно перепрыгнуть через
несколько ступенек, нужно подниматься на каждую.
Чтобы достигнуть уровня
«праведный человек», необходимо выверять каждый свой шаг, согласно галахе
(законам) и мусару (мусар — морально-этическое учение).
И все же уровень праведника еще
не дает полной гарантии от ошибок. Ведь йецер
hа-ра
(дурное начало) расставляет хитроумные ловушки. Так что — «семь раз упадет
праведный, но встанет» (Мишлей — Притчи царя Шломо, гл. 24, ст.
16). Чтобы не попадаться, нужно быть не только праведным, но и цельным.
Когда человек, служа Всевышнему,
проявляет праведность, скромность, прямоту и бесхитростность, Он может помочь
ему достичь совершенства. И тогда открывается выход на уровень — «ходить с
Творцом».
на основе комментария рава Бенциона Муцафи
(Израиль, наше время)
5. Злодея возвращают,
праведника — нет
Написано: «Ноах праведным
человеком был и цельным в своих поколениях, перед Всевышним ходил Ноах» (Берешит,
гл. 6, ст. 9).
Цельный, значит — непорочный и
невинный.
В указаниях для суда читаем: «Ни
невиновного, ни правого не умертви, потому что Я не оправдаю злодея» (Шемот,
гл. 23, ст. 7).
В Талмуде (трактат Санhедрин,
лист 33) из их числа приведены практические повеления. Если суд вынес
обвинительный приговор, но после этого пришел некто и заявил, что может
засвидетельствовать в пользу оправдания — дело пересматривают. Из опасения, что
осужденный в действительности невиновен, и его осудили ошибочно. А Тора
запрещает «умертвлять невинного».
Но если суд оправдал человека и
после этого, кто-то желает дать показания в пользу обвинения — суд не принимает
его свидетельство. Потому что сказано — «правого не умертви».
Человека уже оправдали, признали
правым, теперь запрещено превращать его в злодея.
Но ведь могла произойти ошибка?
На это Всевышний отвечает: «Я не
оправдаю злодея».
Всевышний не допустил бы, чтобы
злодея записали в праведники. Когда суд признал человека виновным, нужно
исключить малейшую возможность ошибки. Поэтому, если открываются новые
обстоятельства, дело пересматривают.
Но дело того, кого признали
невиновным, — не пересматривают, даже в связи со вновь открывшимися
обстоятельствами.
Мы видим, на примере Ноаха, что,
признав его правым, Всевышний не менял Свое решение. Тора закрепляет за Ноахом
звание праведного человека «в его поколениях». И — в не в одном, но — в
нескольких.
Что же это были за поколения?
Учителя сосчитали Ноаха дважды.
В Мишне (трактат Авот, гл. 5, м. 2) говорится, что от Адама до
Ноаха было десять поколений. А затем сказано, о десяти поколениях от Ноаха до
Авраама.
Что же это за двойная
бухгалтерия?
Дело в том, что Ноах жил в
последнем поколении перед Потопом. Всему этому поколению был вынесен
обвинительный приговор, и оно умерло за свои прегрешения. И только Ноах был
признан праведным и спасен.
Затем, по завершении Потопа,
Ноах, уже имевший статус праведника, дал начало новому поколению людей. И в Торе
сообщается, что после Потопа он прожил 350 лет. Эти годы ознаменовали новую
жизнь, новое поколение, при неизменном статусе Ноаха. Он считался праведником «в
своих поколениях» — и до Потопа и после него.
До Потопа, люди были не слишком
дружелюбно настроены по отношению к Ноаху и наверняка свидетельствовали против
него. Только Творец вынес ему оправдательный приговор.
После Потопа против Ноаха уже
некому было свидетельствовать — все его недоброжелатели утонули.
Впрочем, в Мидраше говорится,
что спасся великан Ог.
Значит, он мог обвинить Ноаха.
Но Всевышний не принял бы его свидетельство, поскольку Ноах уже был признан
правым, а правого запрещено умертвлять...
на основе комментария рава Бенциона Муцафи
(Израиль, наше время)
Автор текста Мордехай Вейц
ГЛАВА
ГЛАВА «НОАХ»
Место в Торе:
Берешит,
гл. 6, ст. 9 — гл.11, ст. 32.
Почему она так
называется?
В первой фразе недельной главы говорится: «Вот житие Ноаха — Ноах
был человеком праведным и непорочным...».
Обсуждение главы
Ноах
1. Связь между
Ноахом и Моше
Наша недельная глава названа
именем Ноах. И не удивительно, что в ней говорится о нем — «Вот родословие Ноаха
— Ноах был человеком праведным» (Берешит, гл. 6, ст. 9).
Мы видим, что в Торе Ноаху дана
положительную оценку.
Но как его праведность была
реализована в будущем, куда была направлена, во что реализована — словом, какие
плоды принесла?
Намек на ответ содержится в
нашей фразе. И ключевое слово в ней — «иш» (человек).
Человеком Тора называет Моше. В
ней мы, к примеру, читаем: «Потому что этот человек, Моше, который вывел нас из
Египта, не знаем мы, что стало с ним» (Шемот, гл. 32, ст. 1).
И еще: «И вот благословение,
которым благословил Моше, человек Всевышнего, сынов Израиля перед смертью своей»
(Дварим, гл. 33, ст. 1).
Таким образом, мы видим, что у
Ноаха и у Моше были родственные души.
В словах, сказанных о Моше или
самим Моше, можно неоднократно встретить намек на его духовную связь с Ноахом.
Приведу примеры.
Батья, дочь фараона, объясняет
смысл имени Моше — «Ведь из воды извлекла я его» (Шемот, гл. 2, ст.
10).
Всевышний омыл и очистил весь
мир водой Потопа, а Ноах был спасен. Также и Моше был спасен из воды. Это
событие легло в основу его имени, что, безусловно, подчеркивает, насколько
значимо именно это обстоятельство.
В имени выражена суть человека,
его основные качества. Имя Моше указывает на родство и общность души Моше с
душой Ноаха.
Моше, обращаясь к Всевышнему,
говорит: «И ныне, если обрел я приязнь (в оригинале — хен) в Твоих глазах…»
(Шемот, гл. 33, ст. 13). Если буквы слова «хен» (приязнь)
поменять местами — получится Ноах.
И еще. Моше просит — «…сотри
меня (в оригинале — мехени на) из Твоей Книги» (там же, гл. 32, ст. 32).
Из букв выражения «сотри меня» (разумеется, на иврите) получается — «ми-Ноах
ани» (от Ноаха я произошел).
То, что происходило с Ноахом,
потом произошло и с Моше.
Ноах во время Потопа был в
ковчеге. Ковчег в Торе назван — «тейва».
Моше в корзинке, которая тоже
названа «тейва» — плавал в заводи Нила, пока его не подобрала Батья, дочь
фараона.
Ноах во время Потопа отстранился
от своей жены. Также и Моше отстранился от Ципоры, когда ему открылся Всевышний...
на основе книги «Зогар» и комментария рава Бенциона Муцафи
(Израиль,
наше время)
2. Главное — не происхождение, но дела и поступки
В нашей недельной главе
говорится о родословии Ноаха. И мы читаем: «Вот родословие Ноаха — Ноах был
человеком праведным» (Берешит, гл. 6, ст. 9).
В Мидраше (Мидраш Раба
на книгу Берешит, гл. 30) Учителя делают вывод (Раши — раби
Шломо бен Ицхак, величайший комментатор Торы и Талмуда; Франция, 11-й век,
приводит его в своем комментарии), что главное из произведенного на свет
праведниками — их добрые дела.
Но ведь их дети бывают с
прекрасной родословной. И все же поступки праведников — важнее
аристократического происхождения.
Допустим, у кого-то отец —
раввин, дед — ребе, а прадед, вообще — бава. Этот человек наверняка будет
гордиться и хвастать своим происхождением, упоминать его к месту и не к месту.
Только оно ничего не стоит, если за этим человеком не числится собственных
добрых дел.
И если человек хочет продолжить
славную династию, чтобы его дети и внуки были под стать знаменитым предкам — он
должен подавать хороший пример своими поступками.
Написано: «Ходит праведник в
непорочности своей, счастливы дети его после него» (Мишлей —
Притчи царя Шломо, гл. 20, ст. 7).
Когда дети видят, что их отец не
только на людях, в синагоге, перед соседями, но и дома ведет себя просто, прямо,
честно и скромно — они почитают за счастье следовать его путем и вырастут
достойными людьми.
Ноах был десятым поколением
после Адама, и у него в роду было достаточно выдающихся личностей.
Его прадед, Ханох был
сапожником. Он шил такую обувь, что людям в ней хотелось ходить, а не сидеть и
лежать. Каждый стежок Ханоха восхвалял Всевышнего и прославлял Его Имя.
Дед, Метушелах, был известным
человеком, который не просто так удостоился самой длинной жизни из всех людей.
Однако в Торе, в лестных для
Ноаха высказывания говорится исключительно о его добрых делах. И — ни слова о
его досточтимых предках, заслуживающих всяческого уважения.
Поступки человека — его визитная
карточка. А аристократическое происхождение, порой, может сыграть с человеком
злую шутку, контрастно подчеркнув все его недостатки.
Когда человек кичится своим
происхождением, ему следует напомнить, что Ноах запомнился потомкам не своей
родословной, но — тем, что построил ковчег.
Нужно жить так, чтобы, с одной
стороны, не было нужды опираться на былые заслуги предков, с другой — чтобы не
зависеть от будущих заслуг детей. Чтобы своих, собственных заслуг хватало. И
Ноах в этом — достойный пример...
на основе комментария рава Хаима Соловейчика из Бриска
(один из крупнейших раввинов конца 19-го – начало 20-го вв.; Литва – Белорусь)
3. Быть праведным не
только для себя
О Ноахе сказано: «Hoax
человеком праведным, цельным был в своих поколениях» (Берешит, гл.
6, ст. 9).
Почему в Торе подчеркивается,
что Ноах был не только праведным, но еще и цельным? Разве того, что он праведник
— недостаточно?
Бывает, что человек ведет себя
праведно наедине с собой, но с другими — не всегда. Праведник — по отношению к
себе, а в отношениях с людьми — злодей.
Бывает еще и такое, что человека
считают праведником на фоне его окружения, когда не с кем его сравнивать, когда
остальные хуже него. Но появится некто «приличный» — и вчерашний праведник
таковым уже не кажется.
В Танахе рассказывается, как в
годы сильной засухи Всевышний отправил пророка Элиягу в город Царфат к вдове с
ребенком, которая должна была его кормить в это голодное время (см. Первую книгу
Мелахим, гл. 17, ст. 9).
Пророк встретил женщину у
городских ворот и попросил у нее воды и хлеба. Но та ответила, что у нее есть
только немного муки и масла, и если она это отдаст ему, то она и ее сын умрут от
голода.
Элиягу пообещал ей, что мука и
масло у нее не будут убывать, по крайней мере, до тех пор, пока не кончится
голод. Так и случилось: Элиягу жил у вдовы, она его кормила и в заслугу этого
еды хватало и ей с сыном.
Но вдруг мальчик тяжело заболел
и вскоре умер. И тогда мать произнесла в сердцах: «Твой приход проявил мои
прегрешения и умертвил моего сына» (там же, ст. 18).
В своем комментарии Раши
(раби Шломо бен Ицхак, величайший комментатор Торы и Талмуда; Франция, 11-й век)
объясняет ход мыслей вдовы. До прихода Элиягу, вдова на фоне остальных горожан
выглядела вполне сносно. Появление в городе пророка, человека Всевышнего,
оттенило ее недостатки, доселе незаметные. Что и привело к наказанию в виде
смерти сына.
Впрочем, это оказалось лишь
испытанием и уроком. Элиягу помолился о мальчике и тот вернулся к жизни. Когда
ребенок вырос, он тоже стал пророком. Его звали — Йона.
Мы видим, что праведность
познается в сравнении. Помните, Яаков пытался за пятку удержать Эсава. Ведь
рядом с ним он точно выглядел праведником. А вот сам по себе — поди знай...
Бывает, человек в своем доме
тщательно соблюдает все заповеди — самый строгий кашрут, максимальные
ограничения в шаббат. Но выйдя на улицу — тут же позволяет себе
расслабиться.
Некоторые предъявляют самые
высокие требования к соблюдению заповедей, но только когда речь о других людях.
Сами при этом — довольствуются очень щадящим режимом. Или, скажем, проявляют
усердие в выполнении одних заповедей, другими — пренебрегают.
Например, строго соблюдают
субботу и кашрут, и вместе с этим сплетничают, грубят, выходят из себя.
Теперь мы понимаем, почему о
Ноахе сказано, что он был не просто праведным человеком, но праведником
цельным, совершенным. Потому что он и наедине с собой и в обществе других
людей и даже зверей, был одинаково праведным — что в доме, что на улице, что в
лесу, что в ковчеге...
на основе комментария рава Бенциона Муцафи
(Израиль, наше время)
4. Ступени, ведущие к
совершенству
Написано в нашей недельной
главе: «Ноах праведным человеком был и цельным в своих поколениях, перед
Всевышним ходил Ноах» (Берешит, гл. 6, ст. 9).
Здесь упомянуты три качества
Ноаха, которыми он выгодно отличался от своих современников.
Прежде всего, Ноах, конечно же,
был праведником. Причем, в то время, когда «землю наполнило злодейство».
В поколении Ноаха в почете были
бандиты и грабители, все мальчики мечтали стать разбойниками, когда вырастут, а
девочки — выйти за них замуж. И Ноах, со своей праведностью, явно плыл против
течения.
Вдобавок, Ноах обладал
цельностью. Цельность — это признак совершенства. Красная корова была цельной,
то есть, совершенной, потому что в ней не было ни малейшего изъяна (см.
Бамидбар, гл. 19, ст. 2).
Изъян в человеке — это
негативное свойство, которое необходимо исправить. У Ноаха такие качества
отсутствовали. Он был цельным, совершенным в своих качествах и чертах характера.
Написано: «Счастливы те, чей
путь непорочен» (Теилим — Псалмы царя Давида, гл. 119, ст. 1).
Речь идет об обладателях
идеального характера, и использовано слово с тем же корнем, что и в отношении
Ноаха — слово, означающее цельность и совершенство.
Поколениям Ноаха было далеко до
совершенства, у его современников котировались совершенно другие качества — те,
что в приличном обществе не выставляются на показ, от которых стараются
избавиться. Ведь недаром написано: «Извратила всякая плоть свой путь на земле» (Берешит,
гл. 6, ст. 12).
И еще Ноах — «ходил перед
Всевышним», а этого удостаиваются только единицы — лучшие из лучших.
Эти качества представляют уровни
подъема по лестнице Всевышнего. Главное правило — невозможно перепрыгнуть через
несколько ступенек, нужно подниматься на каждую.
Чтобы достигнуть уровня
«праведный человек», необходимо выверять каждый свой шаг, согласно галахе
(законам) и мусару (мусар — морально-этическое учение).
И все же уровень праведника еще
не дает полной гарантии от ошибок. Ведь йецер
hа-ра
(дурное начало) расставляет хитроумные ловушки. Так что — «семь раз упадет
праведный, но встанет» (Мишлей — Притчи царя Шломо, гл. 24, ст.
16). Чтобы не попадаться, нужно быть не только праведным, но и цельным.
Когда человек, служа Всевышнему,
проявляет праведность, скромность, прямоту и бесхитростность, Он может помочь
ему достичь совершенства. И тогда открывается выход на уровень — «ходить с
Творцом».
на основе комментария рава Бенциона Муцафи
(Израиль, наше время)
5. Злодея возвращают,
праведника — нет
Написано: «Ноах праведным
человеком был и цельным в своих поколениях, перед Всевышним ходил Ноах» (Берешит,
гл. 6, ст. 9).
Цельный, значит — непорочный и
невинный.
В указаниях для суда читаем: «Ни
невиновного, ни правого не умертви, потому что Я не оправдаю злодея» (Шемот,
гл. 23, ст. 7).
В Талмуде (трактат Санhедрин,
лист 33) из их числа приведены практические повеления. Если суд вынес
обвинительный приговор, но после этого пришел некто и заявил, что может
засвидетельствовать в пользу оправдания — дело пересматривают. Из опасения, что
осужденный в действительности невиновен, и его осудили ошибочно. А Тора
запрещает «умертвлять невинного».
Но если суд оправдал человека и
после этого, кто-то желает дать показания в пользу обвинения — суд не принимает
его свидетельство. Потому что сказано — «правого не умертви».
Человека уже оправдали, признали
правым, теперь запрещено превращать его в злодея.
Но ведь могла произойти ошибка?
На это Всевышний отвечает: «Я не
оправдаю злодея».
Всевышний не допустил бы, чтобы
злодея записали в праведники. Когда суд признал человека виновным, нужно
исключить малейшую возможность ошибки. Поэтому, если открываются новые
обстоятельства, дело пересматривают.
Но дело того, кого признали
невиновным, — не пересматривают, даже в связи со вновь открывшимися
обстоятельствами.
Мы видим, на примере Ноаха, что,
признав его правым, Всевышний не менял Свое решение. Тора закрепляет за Ноахом
звание праведного человека «в его поколениях». И — в не в одном, но — в
нескольких.
Что же это были за поколения?
Учителя сосчитали Ноаха дважды.
В Мишне (трактат Авот, гл. 5, м. 2) говорится, что от Адама до
Ноаха было десять поколений. А затем сказано, о десяти поколениях от Ноаха до
Авраама.
Что же это за двойная
бухгалтерия?
Дело в том, что Ноах жил в
последнем поколении перед Потопом. Всему этому поколению был вынесен
обвинительный приговор, и оно умерло за свои прегрешения. И только Ноах был
признан праведным и спасен.
Затем, по завершении Потопа,
Ноах, уже имевший статус праведника, дал начало новому поколению людей. И в Торе
сообщается, что после Потопа он прожил 350 лет. Эти годы ознаменовали новую
жизнь, новое поколение, при неизменном статусе Ноаха. Он считался праведником «в
своих поколениях» — и до Потопа и после него.
До Потопа, люди были не слишком
дружелюбно настроены по отношению к Ноаху и наверняка свидетельствовали против
него. Только Творец вынес ему оправдательный приговор.
После Потопа против Ноаха уже
некому было свидетельствовать — все его недоброжелатели утонули.
Впрочем, в Мидраше говорится,
что спасся великан Ог.
Значит, он мог обвинить Ноаха.
Но Всевышний не принял бы его свидетельство, поскольку Ноах уже был признан
правым, а правого запрещено умертвлять...
на основе комментария рава Бенциона Муцафи
(Израиль, наше время)
Прочесть двадцать четвертый цикл обсуждения Прочесть двадцать третий цикл обсуждения Прочесть двадцать второй цикл обсуждения Прочесть двадцать первый цикл обсуждения Прочесть двадцатый цикл обсуждения Прочесть девятнадцатый цикл обсуждения Прочесть восемнадцатый цикл обсуждения Прочесть семнадцатый цикл обсуждения Прочесть шестнадцатый цикл обсуждения Прочесть пятнадцатый цикл обсуждения Прочесть четырнадцатый цикл обсуждения Прочесть седьмой цикл обсуждения Прочесть шестой цикл обсуждения Прочесть пятый цикл обсуждения Прочесть четвертый цикл обсуждения Прочесть третий цикл обсуждения Прочесть второй цикл обсуждения Прочесть первый цикл обсуждения
|