New Page 1
|
|
Недельная глава
Двадцать второй цикл обсуждения (видео)
Прочесть двадцать первый цикл обсуждения Прочесть двадцатый цикл обсуждения Прочесть девятнадцатый цикл обсуждения Прочесть восемнадцатый цикл обсуждения Прочесть семнадцатый цикл обсуждения Прочесть шестнадцатый цикл обсуждения Прочесть пятнадцатый цикл обсуждения Прочесть четырнадцатый цикл обсуждения Прочесть седьмой цикл обсуждения Прочесть шестой цикл обсуждения Прочесть пятый цикл обсуждения Прочесть четвертый цикл обсуждения Прочесть третий цикл обсуждения Прочесть второй цикл обсуждения Прочесть первый цикл обсуждения
ГЛАВА
ГЛАВА “МИШПАТИМ"
Место в Торе: вторая книга Торы — Шемот, гл. 21, ст. 1 — гл. 24, ст. 18.
Почему глава так называется?
По слову в первой фразе: “И вот законы... ”.
На иврите законы — мишпатим
Обсуждение главы Мишпатим
19.02.06
Наша недельная глава начинается с изложения законов, регламентирующих не существующее в наши дни явление — рабство, когда один еврей становится рабом другого.
Возникает закономерный вопрос: как еврей мог стать рабом у еврея?
Тора разъясняет: если, к примеру, человек совершил кражу и не в состоянии компенсировать пострадавшему нанесенный материальный ущерб (по еврейскому закону, ущерб должен быть возмещен виновным в двойном размере), его по решению еврейского суда (на иврите — бет дин) отдают в рабство.
То есть мы видим, что рабство — это особый вид наказания, когда человека, совершившего преступление, отправляли, как мы сказали бы теперь, на «трудовое перевоспитание». По закону, провинившийся обязан отработать на хозяина определенный срок — пока своим трудом не возместит причиненный ущерб. Но — не более шести лет.
Здесь же мы узнаем, что раб по истечению срока «трудовой повинности», вправе пожизненно остаться рабом. Как сказано: «…Но если раб скажет — «люблю господина моего, жену мою и детей моих, не пойду на волю», пусть проведет его господин перед судьей и подведет его к двери или к (дверному) косяку (то есть — к мезузе, которая, как нам известно, в еврейских домах крепится к дверному косяку). И проколет ему господин его ухо шилом. И будет он служить ему век (но — не более пятидесяти лет)» (Шемот, гл. 21, ст. 5-6).
Когда читаешь саму «формулировку» закона, возникает множество вопросов. Попытаемся обозначить их и ответить на некоторые из них.
Прежде всего, обратим внимание на выражение — «к двери или к косяку (к мезузе)». Зачем понадобился этот повтор? Разве недостаточно было сказать — «подведет к дверному косяку»?
В данном случае ивритское слово «о» переведено как предлог разделительный союз «или» («или к косяку»), — комментирует отрывок рав Шломо Залман из Вильно. — Однако это слово имеет и другое значение — «если». Если подставим в наш перевод слово «если», получается: «пусть подведет его… к двери, если на ней есть мезуза».
Что из этого следует? А то, что раба-еврея дозволяется оставить лишь в таком доме, где выполняют и чтят законы Торы. Ибо в том месте, где не соблюдают еврейские традиции, он может научиться только плохому, и в этом случае оставлять его в рабстве в таком доме нельзя.
Следующий вопрос — почему рабу прокалывают именно ухо?
Речь идет здесь о слуге Всевышнего, — говорит на страницах Талмуда (трактат Кидушин, лист 22) раби Йоханан бен Закай (один из крупнейших Учителей Мишны в первом поколении, 1-й век). — Наружное ухо служит нам эдакой воронкой, которая воспринимает звуковые волны. Благодаря этому, человек слышит Голос Творца (подробнее об этом — см. на сайте
обзор недельной главы Итро, шестой годовой цикл).
Некоторые Учителя, в добавление к сказанному, открывают в этом вопросе иную грань Истины — исследуя параллели с правилами реализации приношений в Храме.
В этих правилах, — отмечают Учителя, — есть такой пункт: каждый еврей-скотовод обязан приводить в Храм для приношения первенцев от своего скота, но при условии, что первенцы эти не будут иметь видимых (внешних) физических изъянов. Животное с физическим дефектом для приношения в Храме — не пригодно.
В Торе же Всевышний называет сынов Израиля — «первенцами» Своими и «слугами» Своими. И это означает, что свободный человек посвящает свою жизнь служению Творцу. Если же еврей служит другому еврею, сознательно, по собственному желанию оставаясь в рабстве, он, осуществляя служение Всевышнему, должен, прежде всего, учитывать интересы своего господина. И тем самым — как бы лишается «статуса первенца». Проколотое ухо — знак, что человек, обретая видимый физический дефект, перестает быть «первенцем» Всевышнего…
20.02.06
В процессе обсуждения закона о рабстве напрашивается и такой вопрос: почему же не прокалывают мочку уха тому, кто нарушил какую-либо заповедь Торы? Ведь нарушитель тоже слышал Творца у горы Синай, слышал, что заповеди надо выполнять.
Потому что, — объясняют Учителя, — в Торе ясно написано: «… если скажет — люблю господина моего…» (см. выше). И тут нам открывается еще один смысл этой «процедуры» (прокалывание мочки уха). Хозяин таким действием как бы «физически прикрепляет» слугу к полюбившемуся ему дому. А нарушение заповеди не должно быть «припечатано», «закреплено» за человеком — ошибку необходимо исправить.
Кроме того, — вносят уточнение Учителя эпохи Тосафот (Франция, Германия, 12-13 вв.), — у процедуры прокалывания уха рабу, безусловно, есть оттенок наказания, на что указывает употребленное в цитате (см. выше) слово марцеа («шило» — «…проколет ему господин его ухо шилом»). Дело в том, что гематрия (числовое значение) слова марцеа — 400, и в этом прочитывается намек на длительность еврейского галута, в том числе — более 200-т лет рабства в Египте, откуда Всевышний, чтобы сыны Израиля служили только Ему, а не другим людям, вывел еврейский народ. А тут еврей добровольно принимает на себя ярмо рабства, намереваясь всю жизнь служить другому еврею. Вот и прокалывают ему ухо, руководствуясь принципом мида кенегед мида (мера за меру).
Рав Иегуда бен рав Нисан рассматривает проблему под иным углом зрения.
Мы говорим, что рабу прокалывают именно ухо, — подчеркивает он, — потому что и «раб», когда стоял у горы Синай (заповеди давались всем евреям — тем, которые жили до этого, и тем, кто еще появится на свет, ибо у горы Синай присутствовали все еврейские души) слышал заповеди Всевышнего. А среди прочих, сыны Израиля получили и такое сообщение: «Евреи — слуги Мои, но — не слуги слуг». Но ведь известно, что непосредственно люди у горы Синай слышали лишь две заповеди, а приведенное сообщение — «…не слуги слуг» — было передано Творцом через Моше Рабейну. Это ставит вопрос о необходимости прокалывать ухо человека, добровольно согласившегося стать слугой у другого еврея — под сомнение. Быть может, он и не заслуживает этого? Если, положим, он не знал, что Всевышний «запретил» сынам Израиля служить в рабстве у других людей.
Всем известна заповедь — «не воруй», — отмечают другие Учителя. — Но человек нарушил повеление Всевышнего — украл, а потому, пожелав остаться в рабстве, его подвергают процедуре прокалывания уха. В напоминание о том, что рабом он стал не по своей воле, а — в наказание за воровство. Слышали люди и другую заповедь — «Я — Всевышний твой, который вывел тебя из дома рабства». И это означает, что египтяне — тоже слуги Творца мира, Его «рабы». И, поскольку Сам Всевышний вывел евреев из Египта, значит такова была Его Воля — чтобы сыны Израиля не были «рабами рабов». Тот, кто добровольно становится «слугой слуги», идет против Воли Творца, и «знак своего добровольного рабства» получает — заслуженно…
21.02.06
Итак, одна из граней Истины, разъясняющей, почему рабу, пожелавшему остаться в доме хозяина и после истечения срока «трудовой повинности», состоит, как мы узнали в том, что человека этого таким образом «наказывают». За то, что пошел против Воли Всевышнего, требующего от нас, чтобы мы служили только Ему и не были бы «рабами» у других людей. А, кроме того — это «знак», показывающий, что этот конкретный человек нарушил одну из основных заповедей Творца — «не укради», за что и попал в рабство.
Тут естественным образом возникает вопрос: почему процедуру прокалывания уха осуществляют лишь в том случае, если по истечению срока трудовой повинности человек предпочел свободе участь раба? Почему не делали это сразу — как только выяснялось, что вор не в состоянии компенсировать пострадавшему ущерб в двойном размере (см. выше) и ему предстоит стать рабом?
Потому что, — разъясняет рав Шломо Альгази (главный раввин Иерусалима, 17-й век), — человек, нарушивший заповедь «не укради» и не имеющий средств для выплаты компенсации за причиненный ущерб, как уже говорилось, попадает в рабство — по приговору суда (то есть — принудительно). И этот период «принудительных работ» он использует для исправления совершенной ошибки. Пройдет назначенный судом срок, и он снова станет свободным и сможет вернуться к полноценному служению Творцу. Поэтому его не нужно «клеймить».
Другое дело — человек, который «полюбил», как сказано в Торе, своего господина и добровольно принял осознанное решение остаться его слугой. Такой человек заслужил «клеймо рабства», ибо по собственному желанию, практически на всю жизнь, приобрел себе господина «из плоти», другого человека. И интересы этого человека навеки будут для него выше служения Всевышнему.
Некоторые Учителя открывают в данном вопросе несколько иную грань Истины.
Человек украл, и, не имея возможности возместить ущерб, ибо нет у него требуемой суммы, по решению суда вынужден пойти в рабство. Зачем его клеймить? Ведь он и без того получил наказание — из свободного человека превратился в раба. Но в момент, когда он, отслужив назначенный срок, заявляет о своем желании остаться у своего господина, это — свидетельство, что жизнь в рабстве вовсе не была для него наказанием за воровство. Напротив, такая жизнь пришлась ему по вкусу. Вот ему и пробивают ухо — быть может, после этого он осознает, что воровать нельзя.
Тот, кто добровольно остается рабом, — заключают Учителя, — «вор по натуре». В начале своего неверного пути он украл чье-то имущество. Теперь же, изъявив желание пребывать в рабстве «навечно», он как бы крадет собственную душу из общины Израиля и продает ее другому человеку, господину своему. Такому полагается особое наказание…
22.02.06
Анализируя проблемы рабства, наши Учителя задаются вопросом: почему первая заповедь — «Я — Всевышний твой, который вывел тебя из земли египетской, из дома рабства»?
И, исследовав вопрос, отвечают на него притчей.
Вступил в свои права новый царь. И подданные сказали ему:
— Установи нам законы.
— Прежде хочу убедиться, — ответил он им, — что вы считаете меня царем. А, убедившись в этом, установлю законы…
Именно так и поступил Творец мира — Царь вселенной. Первой из Десяти Заповедей Он объявил: Я — твой Всевышний, Царство которого вы приняли, находясь в Египте. И теперь, приняв Царство Мое, примите и законы Мои, ибо Я избавил вас от рабства. И эту заповедь евреи слышали непосредственно из «уст» Творца.
Поэтому тот, кто добровольно становится рабом, сознательно отвергает Царство Его, пренебрегая заповедью «Я — Всевышний твой…». Но, отвергая Царство Творца, этот человек, получается, не признает и Его законы (все остальные заповеди). И действительно. Если царя не считают владыкой над собой, значит и указы его — не будут выполняться.
И еще подчеркивают Учителя, что услышать что-либо можно — ухом, а можно — сердцем.
Бывает, человек прекрасно слышит, что ему говорят, но не понимает смысла услышанного или, к примеру — не согласен с тем, что сказали ему. Следовательно, сердце его не услышало, не восприняло сказанное.
Это, вероятно, и случилось с некоторыми из тех, кто стоял у горы Синай и услышал — «Сыны Израиля — слуги мои, но — не слуги слуг». Некоторые, услышав фразу, не приняли ее сердцем. И вот, такой человек попадает на шесть лет в рабство — в ситуацию, когда он на практике осознает, о чем шла речь, на собственном жизненном опыте познает, что такое — служить другому человеку. И, тем не менее, отработав на хозяина шесть лет — добровольно остается рабом. Значит, надо пробить его «невосприимчивое» ухо…
В Торе, в самом начале нашей недельной главы читаем: «Если купишь раба-еврея…» (Шемот, гл. 21, ст. 2).
И это означает, что покупать раба — разрешено. И, если бы продажа раба была обусловлена лишь решением бет дина (еврейского суда), в Торе, скорее всего, об этом было бы сказано. Здесь, по всей видимости, подразумевается и такая ситуация, когда человек, попав, к примеру, в бедственное положение, сам продает себя в рабство. Возникает вопрос: почему же тогда тому, кто остается в рабстве прокалывают ухо шилом? Почему такое решение человека — осуждается?
Тора, действительно, позволяет человеку, лишившемуся средств к существованию, продаваться «в рабы», — разъясняют Учителя. — Но одновременно — дает господину, покупающему себе слугу, определенные указания, ограничивающие его власть над рабом.
Так хозяину предписывается относиться к еврею-рабу, как к наемному работнику. И еще: по истечению шестилетнего срока службы, по еврейскому закону, господин, освобождая слугу, обязан одарить его всем, что понадобится ему для того, чтобы начать новую жизнь. Однако в том случае, когда раб остается у своего господина «навечно», он как бы закрывает себе путь свободного служения Творцу. За это он и наказывается прокалыванием уха.
Выражение «Сыны Израиля — слуги Мои» — предостережение не рабу, но — его хозяину, — отмечают Учителя. — Это, по сути — повеление, чтобы господа не изнуряли тяжкой работой евреев-рабов. Чтобы у них оставалось время и силы служить Всевышнему…
23.02.06
В завершающей части нашего обзора вернемся снова к фрагменту нашей недельной главы, смысл которого, собственно, мы и стараемся понять, рассматривая различные обозначенные в нем аспекты.
Итак, прочтем его еще раз: «…Но если раб скажет — «люблю господина моего, жену мою и детей моих, не пойду на волю», пусть проведет его господин перед судьей и подведет его к двери или к (дверному) косяку (то есть — к мезузе, которая, как нам известно, в еврейских домах крепится к дверному косяку). И проколет ему господин его ухо шилом. И будет он служить ему век (но — не более пятидесяти лет)» (Шемот, гл. 21, ст. 5-6).
Как мы уже выяснили, разделительный союз «или» в данном случае следует перевести как — «если». И получается: «пусть подведет его… к двери, если на ней есть мезуза». То есть еврей, как мы уже говорили, имел право остаться рабом в таком доме, где соблюдались еврейские традиции. В семье, где не чтили заповеди Творца, он не мог оставаться (см. выше).
Раби Шимон, сын Раби (речь — о великом раби Иегуде а-Наси, редакторе текста Мишны, начало 3-го века), углубляясь в исследование слов о «дверном косяке», открывает в них еще одну грань Истины.
Прежде всего, он задается вопросом: почему ухо раба, который предпочел свободе — рабство, надо было пробить именно у дверного косяка?
И в поисках ответа находит принципиально важное отличие этого объекта от других объектов еврейского дома.
Дело в том, что дверные косяки служили евреям «охранным знаком» в Египте во время казни первенцев. Ангел Смерти заходил во все дома и поражал первенцев людей и животных. Но если на дверном косяке был знак — этот дом он обходил стороной. Таким образом, в эту страшную для египтян ночь никто из евреев не пострадал.
Известно, что казнь первенцев из всех десяти казней была — решающей. После ее осуществления фараон не просто отпустил евреев, но настаивал, чтобы они как можно скорее покинули его страну (подробнее обо всем этом — см. на сайте
обзор недельной главы Бо, шестой годовой цикл обсуждения).
Дверные косяки еврейских домов стали как бы свидетелями великого события — они «видели», что еврейский народ освободил из рабства Всевышний. Освободил — чтобы сыны Израиля служили только Ему Одному и никогда более не попадали в рабство к человеку.
Поэтому-то и велит Тора пробивать ухо человеку, добровольно, в угоду сиюминутным желаниям отказавшемуся от свободы и полноценного служения Творцу — у дверного косяка, «свидетеля» чудесного, надъестественного освобождения из рабства. То самое ухо, которое слышало — «сыны Израиля — слуги Мои, но — не слуги слуг».
Но откуда известно, — спрашивают Учителя, — что Всевышний освободил, вывел из Египта еврейский народ, чтобы евреи служили Ему?
Талмуд, — сообщает Раши, комментируя содержание первой из Десяти заповедей («Я — Всевышний твой, который вывел тебя из Египта…»), — выводит такое правило: если еврей попадает в рабство к нееврею, и родственник выкупает его, этот еврей обязан отработать у своего родственника те деньги, которые он потратил на выкуп.
Из этого естественным образом следует вывод: поскольку Всевышний, ценой надъестественных явлений, по сути, «выкупил» у фараона сынов Израиля и вывел их из Египта, евреи по закону обязаны Ему служить.
Однако Раби открывает здесь иную грань Истины.
Если человек, выкупил у нееврея из рабства своего родственника, — говорит он, — этот выкупленный родственник не обязан работать на него. Он — свободен, и никому ничего не должен.
Но тогда непонятно, — говорят другие Учителя, — почему после освобождения из Египта все евреи обязаны служить Творцу.
Они ищут объяснение, и находят его в Талмуде, трактате Бава Мециа (лист. 24). Там, в частности, сказано, что в случае, если человек спас какую-то вещь во время наводнения или достал ее из моря, эта вещь принадлежит ему.
Так же — и еврейский народ, — подчеркивают Учителя, анализируя этот отрывок из Талмуда. — Всевышний спас его от духовного и физического уничтожения, и поэтому сыны Израиля по праву принадлежат — Ему…
Автор текста Мордехай Вейц
Иерусалим
Прочесть двадцать второй цикл обсуждения Прочесть двадцать первый цикл обсуждения Прочесть двадцатый цикл обсуждения Прочесть девятнадцатый цикл обсуждения Прочесть восемнадцатый цикл обсуждения Прочесть семнадцатый цикл обсуждения Прочесть шестнадцатый цикл обсуждения Прочесть пятнадцатый цикл обсуждения Прочесть четырнадцатый цикл обсуждения Прочесть седьмой цикл обсуждения Прочесть шестой цикл обсуждения Прочесть пятый цикл обсуждения Прочесть четвертый цикл обсуждения Прочесть третий цикл обсуждения Прочесть второй цикл обсуждения Прочесть первый цикл обсуждения
|
|
|
|
|
New Page 1
|