25 цикл обсуждения
Прочесть двадцать пятый цикл обсуждения Прочесть двадцать четвертый цикл обсуждения Прочесть двадцать третий цикл обсуждения Прочесть двадцать второй цикл обсуждения Прочесть двадцать первый цикл обсуждения Прочесть двадцатый цикл обсуждения Прочесть девятнадцатый цикл обсуждения Прочесть восемнадцатый цикл обсуждения Прочесть семнадцатый цикл обсуждения Прочесть шестнадцатый цикл обсуждения Прочесть пятнадцатый цикл обсуждения Прочесть четырнадцатый цикл обсуждения Прочесть седьмой цикл обсуждения Прочесть шестой цикл обсуждения Прочесть пятый цикл обсуждения Прочесть четвертый цикл обсуждения Прочесть третий цикл обсуждения Прочесть второй цикл обсуждения Прочесть первый цикл обсуждения
ГЛАВА «МИШПАТИМ»
Место в Торе:
вторая книга Торы — Шемот, гл. 21, ст. 1 — гл. 24, ст. 18.
Почему глава так
называется?
По слову в первой фразе: «И вот законы...»”.
На иврите законы — мишпатим
Обсуждение главы
Мишпатим
1. Старец из «Мишпатим»
Наша глава посвящена
судопроизводству, в ней собрано множество законов, составляющих фундамент
еврейского правосудия. И мы читаем: "И вот законы, которые ты разъяснишь им" (Шемот,
гл. 21, ст. 1).
В книге Зогар приведен очень
длинный комментарий на эту главу, и он носит неофициальное название Старец из «Мишпатим».
Там рассказывается как ученикам раби Шимона бар Йохая встретился в дороге
странный старик. Он заговорил с ними и предложил несколько загадок.
Что это за мир, у которого нет
глаз? Кто те двое, что стали тремя? И что за гнездо летает по воздуху?
Ученики переглянулись и решили,
что старец, видимо не в себе, поэтому и рассказывает бессмыслицы. И им лучше от
него отделаться. Они ускорили шаг и направились к ближайшему постоялому двору
устраиваться на ночлег. Ученики помолились вечернюю молитву и сели поужинать. И
тут к их столу подсел старец, встреченный ими накануне. На этот раз он не стал
загадывать загадки, а предложил им послушать мудрость Торы в его изложении. На
лицах друзей появились скептические улыбки, но они как-то сами исчезли, едва
лишь старец начал говорить.
А говорил он о законах
Всевышнего, о Его правосудии. «И вот законы, которые ты разъяснишь им» - здесь
имеются в виду также и законы душ и духовных миров. Незнакомец поведал о том,
что душа приходит в наш мир с определенным заданием, с конкретной миссией. И
если она «проваливается», или справляется только частично - ей дается другая
попытка.
Таким образом, все знания о
«круговороте» или реинкарнации душ (на языке внутренней Торы это называется
гилгуль) получены из этого раздела в книге Зогар, от Старца из «Мишпатим».
Все это в дальнейшем получит
развитие в книгах величайших раввинов, а также в пустых спекуляциях и досужих
разговорах людей, не имеющих малейшего понятия об обсуждаемом предмете.
Но открытие темы путешествия душ
и их исправления состоялось на постоялом дворе за столом с учениками Рашби, к
которым подсел пожилой незнакомец, в начале показавшийся им весьма странным.
Поскольку в этом разделе Зогара
поднимается тема тикуна, исправлений, ради которых душа спускается в наш мир,
его принято читать при подведении итогов, в дни поминовения умершего - на
седьмой день траура, в тридцатый день скорби и в годовщину смерти. Для
вознесения души покойного родственника или друга очень полезно прочесть раздел о
старце из «Мишпатим».
Духовность этого текста столь
высока, что даже, если смысл прочитанного не понятен, душа в любом случае
получит пользу. Есть обычай во время поминовения души умершего раздавать
различные угощения, чтобы люди произносили благословения для поднятия его души.
Так вот, от изучения комментария к главе «Мишпатим» в Зогаре,
пользы для души будет даже больше, чем от багословений, хотя, конечно, лучше
всего, когда есть возможность это совместить.
на основе комментария Хида
2. Вместо должности - рабство
В нашей главе рассматриваются
законодательная деятельность и судопроизводство. И мы об этом читаем: "И вот
законы, которые ты разъяснишь им. когда приобретешь раба еврея..." (Шемот,
гл. 21, ст. 1-2).
Возникает вопрос: почему столь
важная тема, посвященная еврейскому судопроизводству и правосудию, открывается
законом о еврейском рабе?
Ответить на этот вопрос нам
поможет история, приведенная в Талмуде (трактат hорайот, лист 10). Как-то рабан
Гамлиэль и раби Йегошуа отправились в плавание на корабле, по общественным
делам. Путешествие затянулось, и в какой-то момент у рабана Гамлиэля закончилась
еда. А у раби Йегошуа оставались продукты, причем их хватило не только ему
самому, но еще и своего коллегу он стал кормить.
- Я рассчитал сколько мне
понадобится еды на это плавание и взял, даже с небольшим запасом, но мне все
равно не хватило, - удивился рабан Гамлиэль, - у тебя же оказалось достаточно
продуктов и для нас двоих. Причем, я вижу ты запасся едой длительного хранения.
Можешь объяснить в чем я ошибся?
- Дело в том, что перед
плаванием, - объяснил раби Йегошуа, - я произвел расчеты и увидел, что взойдет
звезда, которая появляется здесь раз в семьдесят лет (в те времена еще не было
ни вэйза, ни джи пи эс, ни даже просто подробных карт, поэтому вся навигация
проводилась по звездам). Я понял, что это может ввести в заблуждение капитана, и
он собьется с курса. И едой я запасся исходя из этого. Так что это вовсе не ты
ошибся, дорогой коллега. Твоей ошибки тут нет.
- Ты столь умен и не при
должности?! - в изумлении воскликнул рабан Гамлиэль. - Почему ты не станешь
судьей, или на худой конец, раввином общины?
- Ах, оставь меня! Мне ни к чему
власть и теплые места. Но раз уж зашла об этом речь, я лично знаком с двумя
великими мудрецами, которые, при всей своей гениальности, еле сводят концы с
концами. Вот им бы хлебные должности не повредили.
- Кто же они, и в чем
заключается их мудрость?
- Это раби Йоханан бен Гудгода и
раби Элазар бен Хисма. Каждый из них в мудрости превосходит меня. Спроси их, к
примеру, сколько литров воды в море, и они тебе все точно рассчитают. Но
несмотря на это оба прозябают в нищете.
Когда рабан Гамлиэль завершил
дело, ради которого отправился в плавание, он разыскал обоих Учителей и
предложил им хорошо оплачиваемые должности судей в раввинском суде. Но те
категорически отказались:
- Мы не ищем ни власти, ни
тепленьких местечек!
- Вы думаете я вам предлагаю
власть и почет? Нет, вы заблуждаетесь! Я даю вам рабство. Судья должен вкалывать
как раб на благо общины.
Нашу главу открывают законы о
еврейском рабе. Чтобы все поняли: должность судьи — это не привилегия, не
хлебное место и не власть. Судья должен видеть в себе раба, служащего благу
общества.
на основе комментария Хида
Автор текста Мордехай Вейц
ГЛАВА
ГЛАВА «МИШПАТИМ»
Место в Торе:
вторая книга Торы — Шемот, гл. 21, ст. 1 — гл. 24, ст. 18.
Почему глава так
называется?
По слову в первой фразе: «И вот законы...»”.
На иврите законы — мишпатим
Обсуждение главы
Мишпатим
1. Старец из «Мишпатим»
Наша глава посвящена
судопроизводству, в ней собрано множество законов, составляющих фундамент
еврейского правосудия. И мы читаем: "И вот законы, которые ты разъяснишь им" (Шемот,
гл. 21, ст. 1).
В книге Зогар приведен очень
длинный комментарий на эту главу, и он носит неофициальное название Старец из «Мишпатим».
Там рассказывается как ученикам раби Шимона бар Йохая встретился в дороге
странный старик. Он заговорил с ними и предложил несколько загадок.
Что это за мир, у которого нет
глаз? Кто те двое, что стали тремя? И что за гнездо летает по воздуху?
Ученики переглянулись и решили,
что старец, видимо не в себе, поэтому и рассказывает бессмыслицы. И им лучше от
него отделаться. Они ускорили шаг и направились к ближайшему постоялому двору
устраиваться на ночлег. Ученики помолились вечернюю молитву и сели поужинать. И
тут к их столу подсел старец, встреченный ими накануне. На этот раз он не стал
загадывать загадки, а предложил им послушать мудрость Торы в его изложении. На
лицах друзей появились скептические улыбки, но они как-то сами исчезли, едва
лишь старец начал говорить.
А говорил он о законах
Всевышнего, о Его правосудии. «И вот законы, которые ты разъяснишь им» - здесь
имеются в виду также и законы душ и духовных миров. Незнакомец поведал о том,
что душа приходит в наш мир с определенным заданием, с конкретной миссией. И
если она «проваливается», или справляется только частично - ей дается другая
попытка.
Таким образом, все знания о
«круговороте» или реинкарнации душ (на языке внутренней Торы это называется
гилгуль) получены из этого раздела в книге Зогар, от Старца из «Мишпатим».
Все это в дальнейшем получит
развитие в книгах величайших раввинов, а также в пустых спекуляциях и досужих
разговорах людей, не имеющих малейшего понятия об обсуждаемом предмете.
Но открытие темы путешествия душ
и их исправления состоялось на постоялом дворе за столом с учениками Рашби, к
которым подсел пожилой незнакомец, в начале показавшийся им весьма странным.
Поскольку в этом разделе Зогара
поднимается тема тикуна, исправлений, ради которых душа спускается в наш мир,
его принято читать при подведении итогов, в дни поминовения умершего - на
седьмой день траура, в тридцатый день скорби и в годовщину смерти. Для
вознесения души покойного родственника или друга очень полезно прочесть раздел о
старце из «Мишпатим».
Духовность этого текста столь
высока, что даже, если смысл прочитанного не понятен, душа в любом случае
получит пользу. Есть обычай во время поминовения души умершего раздавать
различные угощения, чтобы люди произносили благословения для поднятия его души.
Так вот, от изучения комментария к главе «Мишпатим» в Зогаре,
пользы для души будет даже больше, чем от багословений, хотя, конечно, лучше
всего, когда есть возможность это совместить.
на основе комментария Хида
2. Вместо должности - рабство
В нашей главе рассматриваются
законодательная деятельность и судопроизводство. И мы об этом читаем: "И вот
законы, которые ты разъяснишь им. когда приобретешь раба еврея..." (Шемот,
гл. 21, ст. 1-2).
Возникает вопрос: почему столь
важная тема, посвященная еврейскому судопроизводству и правосудию, открывается
законом о еврейском рабе?
Ответить на этот вопрос нам
поможет история, приведенная в Талмуде (трактат hорайот, лист 10). Как-то рабан
Гамлиэль и раби Йегошуа отправились в плавание на корабле, по общественным
делам. Путешествие затянулось, и в какой-то момент у рабана Гамлиэля закончилась
еда. А у раби Йегошуа оставались продукты, причем их хватило не только ему
самому, но еще и своего коллегу он стал кормить.
- Я рассчитал сколько мне
понадобится еды на это плавание и взял, даже с небольшим запасом, но мне все
равно не хватило, - удивился рабан Гамлиэль, - у тебя же оказалось достаточно
продуктов и для нас двоих. Причем, я вижу ты запасся едой длительного хранения.
Можешь объяснить в чем я ошибся?
- Дело в том, что перед
плаванием, - объяснил раби Йегошуа, - я произвел расчеты и увидел, что взойдет
звезда, которая появляется здесь раз в семьдесят лет (в те времена еще не было
ни вэйза, ни джи пи эс, ни даже просто подробных карт, поэтому вся навигация
проводилась по звездам). Я понял, что это может ввести в заблуждение капитана, и
он собьется с курса. И едой я запасся исходя из этого. Так что это вовсе не ты
ошибся, дорогой коллега. Твоей ошибки тут нет.
- Ты столь умен и не при
должности?! - в изумлении воскликнул рабан Гамлиэль. - Почему ты не станешь
судьей, или на худой конец, раввином общины?
- Ах, оставь меня! Мне ни к чему
власть и теплые места. Но раз уж зашла об этом речь, я лично знаком с двумя
великими мудрецами, которые, при всей своей гениальности, еле сводят концы с
концами. Вот им бы хлебные должности не повредили.
- Кто же они, и в чем
заключается их мудрость?
- Это раби Йоханан бен Гудгода и
раби Элазар бен Хисма. Каждый из них в мудрости превосходит меня. Спроси их, к
примеру, сколько литров воды в море, и они тебе все точно рассчитают. Но
несмотря на это оба прозябают в нищете.
Когда рабан Гамлиэль завершил
дело, ради которого отправился в плавание, он разыскал обоих Учителей и
предложил им хорошо оплачиваемые должности судей в раввинском суде. Но те
категорически отказались:
- Мы не ищем ни власти, ни
тепленьких местечек!
- Вы думаете я вам предлагаю
власть и почет? Нет, вы заблуждаетесь! Я даю вам рабство. Судья должен вкалывать
как раб на благо общины.
Нашу главу открывают законы о
еврейском рабе. Чтобы все поняли: должность судьи — это не привилегия, не
хлебное место и не власть. Судья должен видеть в себе раба, служащего благу
общества.
на основе комментария Хида
3. Кто изучает Тору, того она сопровождает и оберегает
В нашей главе собрано множество
законов, поэтому ее можно считать основой еврейского права. Интересно, что
открывает список приведенных законов закон о еврейском рабе. И мы читаем: "Когда
купишь раба-еврея, пусть шесть лет он работает у тебя, а на седьмой год - выйдет
на свободу без выкупа. Если он пришел один, выйдет один, а если он женат, выйдет
и его жена вместе с ним" (Шемот, гл. 21, ст. 2-3).
Казалось, этот закон не столь уж
актуален для нашего времени. Тогда почему он стоит во главе?
Дело в том, что в нем содержатся
в зашифрованном виде намеки на человеческую жизнь.
Написано: "Дни лет жизни нашей –
семьдесят лет" (Теилим, гл. 90, ст. 10).
А продолжительность нахождения
еврея в статусе раба - семь лет. И это намек на жизнь человека, средняя
продолжительность которой составляет семьдесят лет.
«Когда купишь раба-еврея» -
еврей, что бы ни говорили, может быть рабом только Всевышнему, как сказано:
"Потому что Мне сыны Израиля рабы" (Ваикра, гл. 25, ст. 55).
Кроме того, слово «иври» (еврей)
учит нас, что человек в этом мире лишь прохожий (в оригинале тот же корень).
«Пусть шесть лет он работает» -
шесть лет намекают на шестьдесят. Человеку приходится совмещать изучение Торы с
заботами о пропитании. Так проходят шестьдесят лет его жизни.
«А на седьмой год - выйдет на
свободу без выкупа» - Когда же он разменяет седьмой десяток, то должен оставить
работу, выйти на пенсию и всецело посвятить себя Торе, в преддверии перехода в
грядущий мир.
«Если он пришел один, выйдет
один» - если человек за свою жизнь не сделал ничего хорошего, то покинет этот
мир налегке. Ведь сказано: "Нагим вышел я из чрева матери моей, нагим и
возвращусь туда, куда назначено мне" (Ийов, гл. 1, ст. 21).
«А если он женат, выйдет и его
жена вместе с ним» - под «женой» следует понимать Тору. Тот, кто полюбил Тору и
обручился с ней, может быть уверен, что она его не оставит. Тора проводит,
изучающего ее в последний путь, будет сопровождать и защищать его на Небесном
суде и войдет с ним в Ган Эден (райский сад, в условном переводе).
на основе комментария Абарбанеля
4. Не позволяй душе уйти налегке
Написано: "А если продаст
человек свою дочь в рабыни, не выйдет она, как выходят рабы" (Шемот, гл. 21, ст.
7).
Речь идет о несовершеннолетней
(младше двенадцати лет) девочке-подростке, которую впавший в нищету отец продал
в рабыни. Причем, сделка заключалась лишь на срок, не превышающий шести лет. При
этом хозяину предписывалось жениться на своей еврейской рабыне, когда она
подрастет, или отдать ее в жены своему сыну. Для подобного брака требовалось
согласие невесты. Так девушка из нищей семьи могла стать хозяйкой обеспеченного
дома.
У этого фрагмента есть и еще
один смысл, его раскрывает нам сокровенная книга Зогар.
«А если продаст человек» - в
оригинале сказано: иш (человек). Под именем «Иш» может скрываться и Всевышний, о
котором сказано: "Всевышний — Иш воин, Всевышний — Имя Его" (Шемот, гл. 15, ст.
3).
А дочь — это душа человека.
Всевышний посылает душу
спуститься в материальный мир, и этот спуск души подобен обращению ее в рабыни.
Ведь ее основной задачей становится служение Творцу.
В Талмуде (трактат Нида, лист
30) говорится, что с каждого младенца, еще во чреве матери берут клятву, чтобы
он стал праведником, а не злодеем. Человек приходит в этот мир, чтобы служить
Создателю, распространять свет Торы и возвеличивать славу Небес. Приходит он
голый и беспомощный. И нет большего позора, таким же и покинуть наш мир. Ведь
тогда получится, что человек абсолютно бесцельно растранжирил, отведенное ему
время. Но за счет служения Всевышнему, соблюдения Торы и творению добра, человек
может удостоится стать партнером Творца.
В Мидраше (Мидраш Раба на книгу
Шемот, гл. 33) приведена следующая притча. У царя была единственная дочь, в
которой он души не чаял. Когда она выросла, ее сосватал принц из сопредельной
державы. Отгуляв свадьбу, новоиспеченный муж решил вместе с женой отправиться на
родину. Узнав об этом, царь сказал следующее: «Расставание с моей единственной
дочерью слишком тяжело для меня. Но и не отпускать ее с тобой я не вправе.
Поэтому, куда бы вы ни направились, где бы ни жили, устройте мне жилище
поблизости. Чтобы я мог ее видеть».
Так Всевышний заявил сынам
Израиля: «Где бы вы ни жили, постройте Мне Святилище рядом, чтобы Я мог
поселиться среди вас». Кроме буквального смысла, Святилище можно построить из
Торы, заповедей и добрых дел. Главное не стоять на месте, не оставаться таким,
каким был вчера, не сверкать первозданной наготой, но покидая этот мир нужно
иметь, что предъявить Небесному суду.
на основе комментария рава Бенциона Муцафи
5. Почувствовать милосердие Творца
В нашей главе говорится о
служении Всевышнему в Мишкане (переносном Храме). И мы читаем: "И
видели Всевышнего, и ели и пили" (Шемот, гл. 24, ст. 11)
В одной из еврейских общин
Польши был раввин, которого все за глаза называли учеником Аарона. Он любил
людей, приближал их к Торе и всегда стремился установить между ними мир.
Как-то он обратил внимание, что
один из молящихся не пришел на молитву. Сперва он решил, что это случайность. Но
время шло, а недостающий еврей так и не появился. «Наверное он заболел. А если
так, его нужно проведать». Заповедь посещения больных правильно выполнять на
третий день, тогда становится очевидным, что человек болеет. Когда раввин зашел
в дом больного, тот сидел за обедом, и всем своим видом демонстрировал
прекрасный аппетит. Но при виде рава, он вдруг застеснялся и отложил ложку в
сторону.
- Продолжай, продолжай! Не стоит
отворачиваться от Шехины (присутствие Творца) из-за человека из плоти и крови.
- Это не Шехина, это просто
такая супница.
- Но ведь сказано: И видели
Всевышнего, и ели и пили. Творец, проявляя милосердие, обеспечивает пропитанием
весь мир - и муравьев, и львов, и птиц.
И мы обязаны благодарить Его за
это. Сегодня утром я открыл книгу и прочел: "Почему пришел Я, и нет никого,
взывал Я, но никто не ответил" (Ишайягу, гл. 50, ст. 2). Может
пророк имел в виду тебя? Ведь мы находим в Талмуде (трактат Берахот,
лист 6), что, если человек привык ходить в синагогу, а в один день не пришел.
Всевышний спрашивает - почему не пришел?
- Я не пришел, потому что мой
талит настолько изношен, что мне стыдно в нем показаться на людях.
- Сегодня у тебя будет новый
талит, а завтра я тебя буду ждать на молитве.
Это лишь один пример служения
раввина на благо Творца и общины. Он призывал своих прихожан благодарить
Всевышнего за Его терпение и милосердие.
на основе комментария рава Шломо Левинштейна
Прочесть двадцать пятый цикл обсуждения Прочесть двадцать четвертый цикл обсуждения Прочесть двадцать третий цикл обсуждения Прочесть двадцать второй цикл обсуждения Прочесть двадцать первый цикл обсуждения Прочесть двадцатый цикл обсуждения Прочесть девятнадцатый цикл обсуждения Прочесть восемнадцатый цикл обсуждения Прочесть семнадцатый цикл обсуждения Прочесть шестнадцатый цикл обсуждения Прочесть пятнадцатый цикл обсуждения Прочесть четырнадцатый цикл обсуждения Прочесть седьмой цикл обсуждения Прочесть шестой цикл обсуждения Прочесть пятый цикл обсуждения Прочесть четвертый цикл обсуждения Прочесть третий цикл обсуждения Прочесть второй цикл обсуждения Прочесть первый цикл обсуждения
|