ХАЕЙ САРА 
"ХАЕЙ САРА"
ХАЕЙ САРА 
Чтение текста
Афтары

"ХАЕЙ САРА"

22.11.2024, 21 Heshvan, 5785

До субботы - 1 день

New Page 1
  
Главная страница  
Анализ новостей  
Дайджест  
Помочь сайту  
Недельная глава    
Комментарии (видео)   
Комментарии (текст)   
- Чтение            
Праздники   
Лист Талмуда   
Мишна, главы   
(видеокомментарии)
   
Заповеди Торы   
Уроки по Теилим   
Молитва Шмоне Эсре   
Молитва Шма Исраэль  
Пиркей Авот   
Птихат Элиягу   
Спроси у раввина    
- Ответ дня       
- Блиц-ответы   
- Видео-ответы   
Афтарот    
- Комментарии   
- Чтение            
Аспекты Галахи   
Еврейский календарь
(цикл уроков)
   
События Бамидбар   
Этика   
Культура   
Личность   
К размышлению   
Медицина   
Психология   
Библиотека   
Аудио и Видео уроки   
Объектив   
Видео   
конференции
   
Почта   
 

        
Иерусалим
Москва
Киев
Минск
Нью-Йорк


Курс шекеля
Курс рубля
                  
                                   

  Поиск на сайте:  

 
Праздники и памятные даты:

Все еврейские даты начинаются накануне вечером!
 
Ханука
25 Кислева - 2 Тевета
(25.12.24 - 02.01.25)
Пост 10 Тевета
10 Тевета
(10.01.25)
Ту би-Шват
15 Шват
(13.02.25)
Пурим
14 Адара
(14.03.25)
в Иерусалиме -
15 Адара
(15.03.25)
Песах
15-21 Нисана
(13 - 19.04.25)
В диаспоре 
15-22 Нисана
(13 - 20.04.25)
День катастрофы и героизма
27 Нисана
(24.04.25)
День памяти павших 
3 Ияра
(30.04.25)
День независимости Израиля
4 Ияра
(01.05.25)

Лаг ба Омер
18 Ияра
(16.05.25)

День Иерусалима
28 Ияра
(26.05.25) 
Шавуот
6 Сивана
(02.06.25)
В диаспоре 6-7 Сивана
(2 - 3.06.25)
Девятое Ава
 9 Ава
(03.08.25)
Рош а-Шана
1-2 Тишри
(23 - 24.09.25)
Йом Кипур
10 Тишри
(02.10.25)
Суккот
15-21 Тишри
(07.10 - 13.10.25)
Шмини Ацерет
Симхат Тора

В Израиле - 22 Тишри
(14.10.25)
В диаспоре - 
22-23 Тишри
(14 - 15.10.25)
 



Недельная глава
Раздел ведет 
рав Элиягу Эссас
О недельных главах


Двадцать второй цикл обсуждения (видео)

Прочесть двадцать первый цикл обсуждения
Прочесть двадцатый цикл обсуждения
Прочесть девятнадцатый цикл обсуждения
Прочесть восемнадцатый цикл обсуждения
Прочесть семнадцатый цикл обсуждения
Прочесть шестнадцатый цикл обсуждения
Прочесть пятнадцатый цикл обсуждения
Прочесть четырнадцатый цикл обсуждения
Прочесть седьмой цикл обсуждения
Прочесть шестой цикл обсуждения
Прочесть пятый цикл обсуждения
Прочесть четвертый цикл обсуждения
Прочесть третий цикл обсуждения
Прочесть второй цикл обсуждения
Прочесть первый цикл обсуждения

НЕДЕЛЬНАЯ ГЛАВА “Мишпатим”

Место в Торе: вторая книга Торы - Шемот, гл. 21, ст. 1 - гл. 24, ст. 18.

Почему глава так называется?

По слову в первой фразе: “И вот законы...”.

Законы на иврите - мишпатим.

Обсуждение главы Мишпатим

Что важнее законы о рабе или строительство Мишкана?

Наша глава начинается законами о еврейском рабе. В Торе читаем: «Если купишь раба-еврея, шесть лет он будет служить, а на седьмой — выйдет на свободу без выкупа» (Шемот, гл. 21, ст. 2).

Тут следует подчеркнуть, что эти законы имеют юридическую силу только тогда, когда соблюдаются законы о юбилейном (пятидесятом) годе. А законы юбилейного года начинают соблюдать лишь после завоевания земли Израиля и раздела ее между коленами. Мишкан же (переносной Храм) был создан и начал функционировать еще в период, когда евреи находились в пустыне. Кроме того, казалось бы, что для сынов Израиля важнее — Мишкан, ядро, сердцевина еврейской жизни, или — рабство, которое имеет отношение далеко не к каждому еврею. Вот и возникает вопрос: почему законы о еврейском рабе в Торе приводятся раньше законов о Мишкане?

Чтобы это понять, Учителя сопоставляют отмеченную здесь кажущуюся «странность» с некоторыми событиями еврейской истории.

В конце царствования царя Давида, после пересчета евреев, Всевышний поразил народ Израиля эпидемией. Как сказано в Танахе: «И навел Всевышний мор на Израиль» (вторая книга пророка Шмуэля, гл. 24, ст. 15).

Это было наказание за то,— объясняют Учителя, — что народ не добивался строительства Бейт а-Микдаша (Первого Иерусалимского Храма).

Но ведь мы знаем, что царь Давид очень хотел построить Бейт а-Микдаш, но Всевышний, через пророка сообщил ему, что лишь его сын Шломо удостоится этой чести и, когда станет царем — завершит возведение Храма. Так в чем же провинился народ?

Дело в том, что сыны Израиля, если захотели бы, чтобы у них поскорее был Храм, и в едином духовном порыве потребовали этого — все соображения, по которым Давиду не было дозволено построить Храм, отошли бы на второй план. И тогда, возможно, евреи получили бы Бейт а-Микдаш еще при жизни царя Давида. Но поскольку, о Храме просил лишь Давид, а народ, как нередко бывает — безмолвствовал, в итоге, и Давиду было отказано и евреи — пострадали. Эпидемия унесла жизни 70 тысяч человек.

Для исправления той ошибки, Учителя постановили, чтобы каждый еврей трижды в день произносил в молитве: «И да удостоимся мы увидеть своими глазами, как вернешься Ты, по милосердию Своему, в Сион» (Мидраш Ялкут Шимони). Так, прося о скором восстановлении Храма в Сионе, мы исправляем наше допущенное в прошлом равнодушие.

Но если Бейт а-Микдаш и Мишкан играют в жизни евреев такую важную роль, почему же в нашей главе Торы законам о Мишкане предшествуют законы о еврейском рабе? 

Здесь важно сказать, что еврей мог стать рабом, продав самого себя в рабство. Но, как правило, в рабство еврея продавал суд. В случаях, когда еврей — украл и не мог вернуть украденное (вместе с положенной компенсацией).

Тора наставляет, что каждый человек заслуживает уважения. Даже — раб, проданный в рабство за воровство. Ведь и он получал Тору у горы Синай, и у него есть божественная душа, и он, без сомнения, обладает определенными достоинствами. А для того, чтобы никто не подумал, что это просто — красивые слова, пустые, ничем не подкрепленные лозунги (которыми так богата история любого народа), Тора дает конкретное указание: если у хозяина — одна кровать, он обязан отдать ее рабу. А сам — пусть спит на полу. Недаром в Талмуде сказано: «Тот, кто купил себе раба, на самом деле, приобрел себе хозяина» (трактат Кидушин, лист 20).

У какого еще народа можно найти, что-то подобное?!

Но ведь и Храма и Мишкана в истории других народов — не найдешь. Таким началом нашей недельной главы Тора преподает нам важный урок: прежде, чем строить Мишкан, нужно научиться уважать других людей. Только тот, кто в воре и рабе способен разглядеть человека — достоин того, чтобы принимать Шехину (Присутствие Всевышнего).

Тот же урок преподносит нам и Авраам, когда прерывает разговор с Творцом, чтобы встретить гостей, которые приблизились к его дому.

на основе комментария рава Иехиэля Мордехая Гордона,

(1882–1964 гг., глава йешивы «Ломжа», Польша – Израиль)

 

2. Работать или затыкать уши?

В законах Торы о еврейском рабе говорится, что в случае, если раб по истечении шести лет службы хозяину не пожелает выходить на свободу — «…господин приведет его к судьям, подведет его к двери или к косяку, и проколет господин ухо его шилом, и останется он служить ему навеки» (Шемот, гл. 21, ст. 6). 

Возникает вопрос: почему прокалывают именно ухо?

Потому что это ухо, — объясняют в Талмуде Учителя, — слышало слова Всевышнего у горы Синай: «Ведь Мне сыны Израиля — рабы» (Ваикра, гл. 25, ст. 55).

Значит, все евреи — рабы (слуги) Всевышнего. И тот, кто добровольно пожелал стать рабом человека, демонстрирует тем самым, что он предпочитает быть рабом раба, а не слугой истинного Хозяина мира. И, следовательно — заслуживает того, чтобы ему прокололи ухо (трактат Кидушин, лист 22).

В ответе на заданный выше вопрос существуют и другие грани Истины.

В Торе мы читали, что Всевышний называет еврейский народ своим «первенцем». Как сказано: «Сын Мой, первенец Мой, Израиль» (Шемот, гл. 4, ст. 22).

Первенец в нашей традиции имеет, как известно, особый статус, требующий, соответственно — и особого отношения. Например, для осуществления приношений в Храме из скота выбирали именно первенцев. И пригодными для реализации этой высокой духовной миссии они были только при соблюдении определенных условий. У них не должно было быть врожденных дефектов, их нельзя было стричь, нельзя использовать в любых хозяйственных работах, нельзя резать, скажем, для нужд семьи — они заведомо предназначались только для Храмовой службы. Эти запреты остаются в силе и в наши дни. Но если у животного есть какой-то внешний изъян, например, повреждено ухо — его можно зарезать, несмотря на то, что это первенец. Ибо увечье лишает его кедуши («святости»), то есть своего рода — «избранности».

Так и еврей, изначально имея статус первенца («сын Мой, первенец Мой, Израиль») не должен служить никому, кроме Всевышнего. Если же он добровольно идет в услужение к рабу — ему пробивают ухо. То есть — наносят внешнее увечье, которое лишает его статуса первенца. Впрочем, это внешнее увечье, по-видимому, отражает глубокий внутренний «дефект», который раб раба приобрел, нанеся травму собственной душе. 

Открывают Учителя в данном вопросе и еще одну грань Истины.

У Адама, как нам известно из Устной Торы, до совершения им роковой ошибки пальцы на руках были как бы сросшимися. Всевышний разделил их, и пальцы первого человека приобрели привычный нам вид только после изгнания из Ган Эдена (в нееврейской литературе — «рай»), когда Творец поставил его перед необходимостью трудиться. Как сказано: «В поте лица будешь есть хлеб» (Берешит, гл. 3, ст. 19).

В этой связи Учителя в Талмуде подчеркивают, что в случаях, когда человек опасается, что может услышать то, что слышать — не подобает, нужно заткнуть ухо мочкой. Ведь мочка для того и создана, чтобы при необходимости закрывать ею слуховой проход (трактат Кетубот, лист 5). Но, как очевидно, произвести эту несложную «операцию» сросшимися пальцами — невозможно.

Всевышний изгоняет Адама из Ган Эдена — «за то, что послушался (он) голоса жены» (Берешит, гл. 3, ст. 17). И действительно, почему Адам выслушал Хаву и съел плод Дерева Познания? Потому что у него были сросшиеся пальцы, и он не смог загнуть мочку и закрыть ухо. Поэтому Творец разделил пальцы Адаму.

Но вернемся к ситуации, когда еврей изъявляет желание всю оставшуюся жизнь трудиться на другого еврея. Он, вероятно, считает, что пальцы даны ему исключительно для работы. Он настолько в этом уверен, что готов оставаться в рабстве. Но, если бы он использовал их и для того, чтобы не слышать то, что слышать нам — запрещено, возможно, он не скатился бы до воровства и рабства.

Поэтому в наказание ему и пробивают мочку уха.

на основе комментария рава Шмуэля Сегала

(автор книги «Рамат Шмуэль», вторая половина 19-го века – начало 20-го вв.), и на основе комментария рава Йонатана Эйбшица

(великий Учитель, автор десятков книг по всем разделам Устной и Письменной Торы; Польша-Германия, первая половина 18-го века)

 

 

3. К кому обращается Тора?

В нашей недельной главе даются и законы об убийстве. В Торе читаем: «Ударивший человека так, что тот умер, да будет предан смерти. Но тот, кто не злоумышлял, а по воле Всевышнего произошло с ним такое, Я назначил тебе место, пусть спасается там» (Шемот, гл. 21, ст. 12-13).

Бросается в глаза, что в указаниях об убийце есть слова — «Я назначил тебе место», которые, как можно предположить, обращены к Моше.

В книге Зогар в главе Мишпатим говорится, что Всевышний велел Моше организовать три города-убежища в Заиорданье, чтобы у Моше было убежище от малаха (малах — некая духовная субстанция, реализующая Волю Творца на земле; в нееврейской литературе — «ангел») Смерти, мстящего за убитого египтянина.

На это намекает, в частности, то, что в законе об убийце используется слово «человек» (на иврите — иш). В Торе (Шемот, гл. 2, ст. 11) египтянин, убитый Моше, тоже назван «человеком» (в оригинале текста — иш мицри). Следовательно, рассматриваемый нами отрывок можно понять следующим образом: Моше, убившего человека (египтянина) вообще-то должны были предать смерти. Но, поскольку убийство было не преднамеренным — он (Моше) может спастись в специальном убежище.

Но откуда известно, что убийство было непреднамеренным?

Мы уже говорили, что Моше убил египтянина не ударом, но Именем Всевышнего (см. на сайте обзор недельной главы Шемот — 2013 г.).

Почему же Моше выбрал такой странный способ убийства? Потому что хотел с помощью Имени исправить душу египтянина. Потому-то это убийство и следует считать непреднамеренным. И поскольку Моше «не злоумышлял», но, наоборот — действовал во благо и «по Воле Всевышнего», Творец «назначил ему место» для спасения.

Еще один намек на то, что сказанное в процитированном фрагменте относится к Моше, дает нам прочтение начальных букв слов «пусть спасается там». В оригинале текста на иврите это — всего две буквы, образующие слово иш («человек»). А в Торе читаем: «Этот человек — Моше» (Шемот, гл. 32, ст. 1). Отсюда следует, что и в отрывке, который мы рассматриваем, имеется в виду Моше.

Учителя обращают наше внимание и на то, что самое последнее слово нашего фрагмента — шама (что в переводе с иврита означает — «там»). И состоит оно из тех же ивритских букв (шин, мем и hей), что и записанное на иврите имя Моше.

Тут возникает закономерный вопрос: если указание, которое дается в нашем отрывке, адресовано Моше, почему же тогда почти во всем тексте употребляется третье лицо (к примеру, «произошло с ним», «пусть спасается»), и лишь в одном месте — второе («назначил тебе»)?

Это «несогласование грамматических форм», — объясняют Учителя, — показывает нам, что речь в нашем фрагменте идет не только о Моше, но — о любом еврее, который оказался в такой ситуации.

Интересно, что первые буквы слов «произошло с ним такое, Я назначил тебе» в оригинале на иврите образуют название еврейского месяца Элуль. И в этом содержится намек на то, что Элуль может стать «убежищем» (спасением) для тех, кто допустил непреднамеренные ошибки в служении Всевышнему. Иначе говоря, если человек, в течение года допускавший непреднамеренные ошибки, в Элуле, предшествующем месяцу Тишри, раскается, сделает тешуву (вернется на пути Всевышнего), это может смягчить Небесный Суд в Рош а-Шана (еврейский Новый год), в первые дни месяца Тишри. В эти дни Небеса определяют судьбы каждого из нас на весь следующий год. Подробнее об этом — см. на сайте в материалах, посвященных праздникам Рош а-Шана и Йом Кипур (раздел «Праздники»).

Есть связь с Элулем и у Моше. Он, как известно, родился 7-го Адара. Причем — семимесячным. А значит, зачат был в месяце Элуль

Текст Торы заключает в себе бесконечную смысловую глубину. Мы могли, пусть хотя бы частично, убедиться в этом, рассматривая фрагмент, состоящий всего из двух фраз, и извлекая из них новое и новое смысловое содержание. Впрочем, обсудим здесь еще один важный момент.

Выражение в нашем фрагменте — «да будет предан смерти» в оригинале на иврите звучит как мот юмат, что в дословном переводе означает — «умирая умрет». Спрашивается: зачем понадобилось такое удвоение?

Дело в том, — объясняют Учителя, — что Моше в некотором смысле «унаследовал» часть души Эвеля (сына Адама и Хавы; в русской транскрипции — Авель), а египтянин, которого убил Моше — часть души Каина, который убил своего брата Эвеля. С помощью Имени Всевышнего Моше (в душе которого была частица души Эвеля) пытался исправить душу Каина (египтянина).

Затем «наследником» части души Каина стал — Корах, который тоже погиб необычной смертью, и тоже — не без участия Моше (см. на сайте, к примеру, обзор недельной главы Корах, первый годовой цикл обсуждения).

Отсюда и удвоение.

И здесь важно подчеркнуть, что, поскольку, указание Творца в нашем отрывке относится не только к Моше, но и к каждому еврею, на основе этого «удвоения» мы приходит к выводу, что в случаях, если убийца по какой-то причине избежал смертной казни по приговору суда — смерть настигнет его по велению Свыше.

на основе комментариев рава Моше-Якова Равикова

(известен и как Сандляр, т.к. имел сапожную мастерскую; уроки, которые он давал по субботам, опубликованы в книге «Ликутей раби Моше-Яаков»; конец 19-го — первая половина 20-го вв.; Белорусь — Эрец Исраэль)

4. Пожертвование? Только из своего!

В тексте нашей недельной главы читаем: «И сказали они — "Все, что говорил Всевышний, сделаем и будем слушать Его слова!"» (Шемот, гл. 24, ст. 7).

Написано в Мидраше, что после того, как сыны Израиля провозгласили принятие Торы («Исполним и будем изучать!»), Всевышний, в свою очередь, произнес: «Пусть возьмут приношение для Меня!» (Мидраш Раба, комментарий к книге Шемот, гл. 25, ст. 2).

Но какая связь между принятием Торы и повелением о труме (приношении)?

Чтобы выявить эту связь наши Учителя в Талмуде (трактат Берахот, лист 35) задаются вопросом: кому принадлежит земля? Ведь, с одной стороны, сказано: «Всевышнему принадлежит земля и все, что ее наполняет» (Теилим — Псалмы царя Давида, гл. 24, ст. 1). А в другом месте Теилим (гл. 115, ст. 16) говорится: «А землю Он отдал людям».

Так кому все-таки принадлежит земля — Творцу или нам, людям?

Когда мы исполняем волю Всевышнего, — разъясняют Учителя, — земля принадлежит человеку. Если же — гневим Его, «Всевышнему принадлежит земля и все, что ее наполняет».

В трактате Талмуд Шаббат (лист 153) сказано, что приношение из того, что человеку не принадлежит, не считается трумой.

Приняв Тору и возвестив — «Все, что говорил Всевышний, сделаем и будем слушать Его слова!», сыны Израиля тем самым, безусловно, осуществили желание Творца. Поэтому на тот момент фраза «А землю Он отдал людям» приобрела реальное значение. А значит — самое время реализовывать и приношение (труму). Ведь это точно будет  приношением из своего. И именно о такой труме и говорил Всевышний.

В Мидраше (Мидраш Раба на книгу Шемот, гл. 27) рассказывается, что после того, как евреи отлили золотого тельца, в обете «сделаем и услышим», обещание «сделаем» как бы утратило прежнюю силу. Поэтому и сказано здесь: «берегите свои уши» — чтобы через них не вошли в мозг и в душу слова, которые могут негативно повлиять на человека, увести его от служения Творцу. И самый лучший способ защиты — максимальное наполнение слуха всем тем, что связано с Торой.

Так мать рабби Иегошуа (великий Учитель Мишны второго поколения, 1-й век), когда тот был еще младенцем, ставила его колыбель в бейт мидраш (Дом учения, место изучения Торы). Конечно же, никто не говорит, что младенец, присутствуя на занятиях, набирался мудрости. Однако следует отметить, что единственное, что достигало его слуха — это были слова Торы. И он был надежно защищен от глупостей и пустопорожней болтовни, которыми полнилось пространство вне стен бейт мидраша. А в результате из ребенка вырос великий Учитель.

на основе комментария рава Йонатана Эйбшица

(великий Учитель, автор десятков книг по всем разделам Устной и Письменной Торы; Польша-Германия, первая половина 18-го века)

и комментария рава Ицхака-Меира Альтера

(основатель Гурского хасидизма, автор многотомного труда «Хидушей hа-Рим»; Польша, 1798-1866 гг.)

 

5. Исполнять или постигать — что раньше?

Написано в нашей недельной главе: «Исполним и поймем» (Шемот, гл. 24, ст. 7). 

В Талмуде (трактат Шаббат, лист 88) рассказывается, что однажды цдуки (саддукей) увидел, что Рава (величайший Учитель Талмуда; Вавилон, 4-й век) во время изучения Торы поранил палец. У Равы текла из пальца кровь, но он не прерывал занятие. Тогда цдуки сказал Раве: «Нетерпеливый вы народ! У вас рот опережает уши. Поэтому и сказали сначала — «сделаем», а потом сказали — «услышим».

Тем самым евреи выразили Всевышнему абсолютное доверие, — ответил ему на это Рава. — Ведь Творец не прикажет делать то, что мы не в состоянии выполнить.

Но почему цдуки вспомнил об этом именно в тот момент, когда увидел, что Рава поранил палец?

Разъясняя эту, странную, на первый взгляд, ассоциацию, Учителя приводят размышления цдуки. Он знал, что евреи произнесли «исполним» раньше, чем «услышим», потому что брали пример с Авраама, который исполнял всю Тору, еще до того, как она была дарована еврейскому народу. См. на сайте, к примеру, ответ «Авраам соблюдал Песах — до Исхода!» (№ 245). Но, если Авраам добровольно выполнял все заповеди Торы, почему же обрезание он сделал только в преклонном возрасте, после того, как Всевышний велел ему сделать это? Возможно, Авраам выполнял лишь то, что велел ему делать Творец, а не все заповеди? И, тогда евреи совершенно безосновательно поторопились и сразу, еще не услышав, что надо делать, декларировали — «сделаем». Хотя, возможно, обрезание — особая заповедь. Она связана с нанесением ранения. И, по видимому, человеку запрещено наносить самому себе увечья без прямого указания Всевышнего. Значит, Авраам все же исполнял всю Тору, еще до того, как она была дарована? И евреи вполне могли взять с него пример.

Так рассуждал цдуки. Но когда он увидел, что Рава, изучая Тору, поранил себе палец и не обратил на это внимание, сомнения вновь вернулись к нему. Наверное,— подумал он, — евреям не запрещено ранить себя, и, стало быть, Авраам мог сделать себе обрезание, не дожидаясь повеления Всевышнего. И поскольку он это не сделал, он, выходит, соблюдал не всю Тору, но — лишь те заповеди, выполнять которые надо было по прямому указанию Творца. Следовательно, у еврейского народа не было никакого основания обещать практическую реализацию заповедей, о которых они на тот момент ничего еще не знали.

Во всей этой истории цдуки не учел, что Авраам в вопросе об обрезании руководствовался соображением, что заслуга перед Небом — выше, когда человек выполняет заповедь по указанию Творца, нежели в случае, когда заповедь осуществляется по собственной инициативе. Поэтому те заповеди, которые Творец должен был открыть ему в течение его жизни, Авраам начинал исполнять лишь с того момента, когда получал соответствующее указание Всевышнего. Но все остальные заповеди Авраам принял на себя — добровольно. И ему уподобились сыны Израиля, провозгласив: «Исполним и будем изучать». Тем самым — продемонстрировав веру в Творца, простую, бесхитростную веру в то, что Всевышний никогда не потребует, чтобы человек сделал что-либо, что ему — не под силу.

на основе комментария рава Йонатана Эйбшица

(велики

Автор текста Мордехай Вейц

New Page 1

НЕДЕЛЬНАЯ ГЛАВА “Мишпатим”

Место в Торе: вторая книга Торы - Шемот, гл. 21, ст. 1 - гл. 24, ст. 18.

Почему глава так называется?

По слову в первой фразе: “И вот законы...”.

Законы на иврите - мишпатим.

Обсуждение главы Мишпатим

Что важнее законы о рабе или строительство Мишкана?

Наша глава начинается законами о еврейском рабе. В Торе читаем: «Если купишь раба-еврея, шесть лет он будет служить, а на седьмой — выйдет на свободу без выкупа» (Шемот, гл. 21, ст. 2).

Тут следует подчеркнуть, что эти законы имеют юридическую силу только тогда, когда соблюдаются законы о юбилейном (пятидесятом) годе. А законы юбилейного года начинают соблюдать лишь после завоевания земли Израиля и раздела ее между коленами. Мишкан же (переносной Храм) был создан и начал функционировать еще в период, когда евреи находились в пустыне. Кроме того, казалось бы, что для сынов Израиля важнее — Мишкан, ядро, сердцевина еврейской жизни, или — рабство, которое имеет отношение далеко не к каждому еврею. Вот и возникает вопрос: почему законы о еврейском рабе в Торе приводятся раньше законов о Мишкане?

Чтобы это понять, Учителя сопоставляют отмеченную здесь кажущуюся «странность» с некоторыми событиями еврейской истории.

В конце царствования царя Давида, после пересчета евреев, Всевышний поразил народ Израиля эпидемией. Как сказано в Танахе: «И навел Всевышний мор на Израиль» (вторая книга пророка Шмуэля, гл. 24, ст. 15).

Это было наказание за то,— объясняют Учителя, — что народ не добивался строительства Бейт а-Микдаша (Первого Иерусалимского Храма).

Но ведь мы знаем, что царь Давид очень хотел построить Бейт а-Микдаш, но Всевышний, через пророка сообщил ему, что лишь его сын Шломо удостоится этой чести и, когда станет царем — завершит возведение Храма. Так в чем же провинился народ?

Дело в том, что сыны Израиля, если захотели бы, чтобы у них поскорее был Храм, и в едином духовном порыве потребовали этого — все соображения, по которым Давиду не было дозволено построить Храм, отошли бы на второй план. И тогда, возможно, евреи получили бы Бейт а-Микдаш еще при жизни царя Давида. Но поскольку, о Храме просил лишь Давид, а народ, как нередко бывает — безмолвствовал, в итоге, и Давиду было отказано и евреи — пострадали. Эпидемия унесла жизни 70 тысяч человек.

Для исправления той ошибки, Учителя постановили, чтобы каждый еврей трижды в день произносил в молитве: «И да удостоимся мы увидеть своими глазами, как вернешься Ты, по милосердию Своему, в Сион» (Мидраш Ялкут Шимони). Так, прося о скором восстановлении Храма в Сионе, мы исправляем наше допущенное в прошлом равнодушие.

Но если Бейт а-Микдаш и Мишкан играют в жизни евреев такую важную роль, почему же в нашей главе Торы законам о Мишкане предшествуют законы о еврейском рабе? 

Здесь важно сказать, что еврей мог стать рабом, продав самого себя в рабство. Но, как правило, в рабство еврея продавал суд. В случаях, когда еврей — украл и не мог вернуть украденное (вместе с положенной компенсацией).

Тора наставляет, что каждый человек заслуживает уважения. Даже — раб, проданный в рабство за воровство. Ведь и он получал Тору у горы Синай, и у него есть божественная душа, и он, без сомнения, обладает определенными достоинствами. А для того, чтобы никто не подумал, что это просто — красивые слова, пустые, ничем не подкрепленные лозунги (которыми так богата история любого народа), Тора дает конкретное указание: если у хозяина — одна кровать, он обязан отдать ее рабу. А сам — пусть спит на полу. Недаром в Талмуде сказано: «Тот, кто купил себе раба, на самом деле, приобрел себе хозяина» (трактат Кидушин, лист 20).

У какого еще народа можно найти, что-то подобное?!

Но ведь и Храма и Мишкана в истории других народов — не найдешь. Таким началом нашей недельной главы Тора преподает нам важный урок: прежде, чем строить Мишкан, нужно научиться уважать других людей. Только тот, кто в воре и рабе способен разглядеть человека — достоин того, чтобы принимать Шехину (Присутствие Всевышнего).

Тот же урок преподносит нам и Авраам, когда прерывает разговор с Творцом, чтобы встретить гостей, которые приблизились к его дому.

на основе комментария рава Иехиэля Мордехая Гордона,

(1882–1964 гг., глава йешивы «Ломжа», Польша – Израиль)

 

2. Работать или затыкать уши?

В законах Торы о еврейском рабе говорится, что в случае, если раб по истечении шести лет службы хозяину не пожелает выходить на свободу — «…господин приведет его к судьям, подведет его к двери или к косяку, и проколет господин ухо его шилом, и останется он служить ему навеки» (Шемот, гл. 21, ст. 6). 

Возникает вопрос: почему прокалывают именно ухо?

Потому что это ухо, — объясняют в Талмуде Учителя, — слышало слова Всевышнего у горы Синай: «Ведь Мне сыны Израиля — рабы» (Ваикра, гл. 25, ст. 55).

Значит, все евреи — рабы (слуги) Всевышнего. И тот, кто добровольно пожелал стать рабом человека, демонстрирует тем самым, что он предпочитает быть рабом раба, а не слугой истинного Хозяина мира. И, следовательно — заслуживает того, чтобы ему прокололи ухо (трактат Кидушин, лист 22).

В ответе на заданный выше вопрос существуют и другие грани Истины.

В Торе мы читали, что Всевышний называет еврейский народ своим «первенцем». Как сказано: «Сын Мой, первенец Мой, Израиль» (Шемот, гл. 4, ст. 22).

Первенец в нашей традиции имеет, как известно, особый статус, требующий, соответственно — и особого отношения. Например, для осуществления приношений в Храме из скота выбирали именно первенцев. И пригодными для реализации этой высокой духовной миссии они были только при соблюдении определенных условий. У них не должно было быть врожденных дефектов, их нельзя было стричь, нельзя использовать в любых хозяйственных работах, нельзя резать, скажем, для нужд семьи — они заведомо предназначались только для Храмовой службы. Эти запреты остаются в силе и в наши дни. Но если у животного есть какой-то внешний изъян, например, повреждено ухо — его можно зарезать, несмотря на то, что это первенец. Ибо увечье лишает его кедуши («святости»), то есть своего рода — «избранности».

Так и еврей, изначально имея статус первенца («сын Мой, первенец Мой, Израиль») не должен служить никому, кроме Всевышнего. Если же он добровольно идет в услужение к рабу — ему пробивают ухо. То есть — наносят внешнее увечье, которое лишает его статуса первенца. Впрочем, это внешнее увечье, по-видимому, отражает глубокий внутренний «дефект», который раб раба приобрел, нанеся травму собственной душе. 

Открывают Учителя в данном вопросе и еще одну грань Истины.

У Адама, как нам известно из Устной Торы, до совершения им роковой ошибки пальцы на руках были как бы сросшимися. Всевышний разделил их, и пальцы первого человека приобрели привычный нам вид только после изгнания из Ган Эдена (в нееврейской литературе — «рай»), когда Творец поставил его перед необходимостью трудиться. Как сказано: «В поте лица будешь есть хлеб» (Берешит, гл. 3, ст. 19).

В этой связи Учителя в Талмуде подчеркивают, что в случаях, когда человек опасается, что может услышать то, что слышать — не подобает, нужно заткнуть ухо мочкой. Ведь мочка для того и создана, чтобы при необходимости закрывать ею слуховой проход (трактат Кетубот, лист 5). Но, как очевидно, произвести эту несложную «операцию» сросшимися пальцами — невозможно.

Всевышний изгоняет Адама из Ган Эдена — «за то, что послушался (он) голоса жены» (Берешит, гл. 3, ст. 17). И действительно, почему Адам выслушал Хаву и съел плод Дерева Познания? Потому что у него были сросшиеся пальцы, и он не смог загнуть мочку и закрыть ухо. Поэтому Творец разделил пальцы Адаму.

Но вернемся к ситуации, когда еврей изъявляет желание всю оставшуюся жизнь трудиться на другого еврея. Он, вероятно, считает, что пальцы даны ему исключительно для работы. Он настолько в этом уверен, что готов оставаться в рабстве. Но, если бы он использовал их и для того, чтобы не слышать то, что слышать нам — запрещено, возможно, он не скатился бы до воровства и рабства.

Поэтому в наказание ему и пробивают мочку уха.

на основе комментария рава Шмуэля Сегала

(автор книги «Рамат Шмуэль», вторая половина 19-го века – начало 20-го вв.), и на основе комментария рава Йонатана Эйбшица

(великий Учитель, автор десятков книг по всем разделам Устной и Письменной Торы; Польша-Германия, первая половина 18-го века)

 

 

3. К кому обращается Тора?

В нашей недельной главе даются и законы об убийстве. В Торе читаем: «Ударивший человека так, что тот умер, да будет предан смерти. Но тот, кто не злоумышлял, а по воле Всевышнего произошло с ним такое, Я назначил тебе место, пусть спасается там» (Шемот, гл. 21, ст. 12-13).

Бросается в глаза, что в указаниях об убийце есть слова — «Я назначил тебе место», которые, как можно предположить, обращены к Моше.

В книге Зогар в главе Мишпатим говорится, что Всевышний велел Моше организовать три города-убежища в Заиорданье, чтобы у Моше было убежище от малаха (малах — некая духовная субстанция, реализующая Волю Творца на земле; в нееврейской литературе — «ангел») Смерти, мстящего за убитого египтянина.

На это намекает, в частности, то, что в законе об убийце используется слово «человек» (на иврите — иш). В Торе (Шемот, гл. 2, ст. 11) египтянин, убитый Моше, тоже назван «человеком» (в оригинале текста — иш мицри). Следовательно, рассматриваемый нами отрывок можно понять следующим образом: Моше, убившего человека (египтянина) вообще-то должны были предать смерти. Но, поскольку убийство было не преднамеренным — он (Моше) может спастись в специальном убежище.

Но откуда известно, что убийство было непреднамеренным?

Мы уже говорили, что Моше убил египтянина не ударом, но Именем Всевышнего (см. на сайте обзор недельной главы Шемот — 2013 г.).

Почему же Моше выбрал такой странный способ убийства? Потому что хотел с помощью Имени исправить душу египтянина. Потому-то это убийство и следует считать непреднамеренным. И поскольку Моше «не злоумышлял», но, наоборот — действовал во благо и «по Воле Всевышнего», Творец «назначил ему место» для спасения.

Еще один намек на то, что сказанное в процитированном фрагменте относится к Моше, дает нам прочтение начальных букв слов «пусть спасается там». В оригинале текста на иврите это — всего две буквы, образующие слово иш («человек»). А в Торе читаем: «Этот человек — Моше» (Шемот, гл. 32, ст. 1). Отсюда следует, что и в отрывке, который мы рассматриваем, имеется в виду Моше.

Учителя обращают наше внимание и на то, что самое последнее слово нашего фрагмента — шама (что в переводе с иврита означает — «там»). И состоит оно из тех же ивритских букв (шин, мем и hей), что и записанное на иврите имя Моше.

Тут возникает закономерный вопрос: если указание, которое дается в нашем отрывке, адресовано Моше, почему же тогда почти во всем тексте употребляется третье лицо (к примеру, «произошло с ним», «пусть спасается»), и лишь в одном месте — второе («назначил тебе»)?

Это «несогласование грамматических форм», — объясняют Учителя, — показывает нам, что речь в нашем фрагменте идет не только о Моше, но — о любом еврее, который оказался в такой ситуации.

Интересно, что первые буквы слов «произошло с ним такое, Я назначил тебе» в оригинале на иврите образуют название еврейского месяца Элуль. И в этом содержится намек на то, что Элуль может стать «убежищем» (спасением) для тех, кто допустил непреднамеренные ошибки в служении Всевышнему. Иначе говоря, если человек, в течение года допускавший непреднамеренные ошибки, в Элуле, предшествующем месяцу Тишри, раскается, сделает тешуву (вернется на пути Всевышнего), это может смягчить Небесный Суд в Рош а-Шана (еврейский Новый год), в первые дни месяца Тишри. В эти дни Небеса определяют судьбы каждого из нас на весь следующий год. Подробнее об этом — см. на сайте в материалах, посвященных праздникам Рош а-Шана и Йом Кипур (раздел «Праздники»).

Есть связь с Элулем и у Моше. Он, как известно, родился 7-го Адара. Причем — семимесячным. А значит, зачат был в месяце Элуль

Текст Торы заключает в себе бесконечную смысловую глубину. Мы могли, пусть хотя бы частично, убедиться в этом, рассматривая фрагмент, состоящий всего из двух фраз, и извлекая из них новое и новое смысловое содержание. Впрочем, обсудим здесь еще один важный момент.

Выражение в нашем фрагменте — «да будет предан смерти» в оригинале на иврите звучит как мот юмат, что в дословном переводе означает — «умирая умрет». Спрашивается: зачем понадобилось такое удвоение?

Дело в том, — объясняют Учителя, — что Моше в некотором смысле «унаследовал» часть души Эвеля (сына Адама и Хавы; в русской транскрипции — Авель), а египтянин, которого убил Моше — часть души Каина, который убил своего брата Эвеля. С помощью Имени Всевышнего Моше (в душе которого была частица души Эвеля) пытался исправить душу Каина (египтянина).

Затем «наследником» части души Каина стал — Корах, который тоже погиб необычной смертью, и тоже — не без участия Моше (см. на сайте, к примеру, обзор недельной главы Корах, первый годовой цикл обсуждения).

Отсюда и удвоение.

И здесь важно подчеркнуть, что, поскольку, указание Творца в нашем отрывке относится не только к Моше, но и к каждому еврею, на основе этого «удвоения» мы приходит к выводу, что в случаях, если убийца по какой-то причине избежал смертной казни по приговору суда — смерть настигнет его по велению Свыше.

на основе комментариев рава Моше-Якова Равикова

(известен и как Сандляр, т.к. имел сапожную мастерскую; уроки, которые он давал по субботам, опубликованы в книге «Ликутей раби Моше-Яаков»; конец 19-го — первая половина 20-го вв.; Белорусь — Эрец Исраэль)

4. Пожертвование? Только из своего!

В тексте нашей недельной главы читаем: «И сказали они — "Все, что говорил Всевышний, сделаем и будем слушать Его слова!"» (Шемот, гл. 24, ст. 7).

Написано в Мидраше, что после того, как сыны Израиля провозгласили принятие Торы («Исполним и будем изучать!»), Всевышний, в свою очередь, произнес: «Пусть возьмут приношение для Меня!» (Мидраш Раба, комментарий к книге Шемот, гл. 25, ст. 2).

Но какая связь между принятием Торы и повелением о труме (приношении)?

Чтобы выявить эту связь наши Учителя в Талмуде (трактат Берахот, лист 35) задаются вопросом: кому принадлежит земля? Ведь, с одной стороны, сказано: «Всевышнему принадлежит земля и все, что ее наполняет» (Теилим — Псалмы царя Давида, гл. 24, ст. 1). А в другом месте Теилим (гл. 115, ст. 16) говорится: «А землю Он отдал людям».

Так кому все-таки принадлежит земля — Творцу или нам, людям?

Когда мы исполняем волю Всевышнего, — разъясняют Учителя, — земля принадлежит человеку. Если же — гневим Его, «Всевышнему принадлежит земля и все, что ее наполняет».

В трактате Талмуд Шаббат (лист 153) сказано, что приношение из того, что человеку не принадлежит, не считается трумой.

Приняв Тору и возвестив — «Все, что говорил Всевышний, сделаем и будем слушать Его слова!», сыны Израиля тем самым, безусловно, осуществили желание Творца. Поэтому на тот момент фраза «А землю Он отдал людям» приобрела реальное значение. А значит — самое время реализовывать и приношение (труму). Ведь это точно будет  приношением из своего. И именно о такой труме и говорил Всевышний.

В Мидраше (Мидраш Раба на книгу Шемот, гл. 27) рассказывается, что после того, как евреи отлили золотого тельца, в обете «сделаем и услышим», обещание «сделаем» как бы утратило прежнюю силу. Поэтому и сказано здесь: «берегите свои уши» — чтобы через них не вошли в мозг и в душу слова, которые могут негативно повлиять на человека, увести его от служения Творцу. И самый лучший способ защиты — максимальное наполнение слуха всем тем, что связано с Торой.

Так мать рабби Иегошуа (великий Учитель Мишны второго поколения, 1-й век), когда тот был еще младенцем, ставила его колыбель в бейт мидраш (Дом учения, место изучения Торы). Конечно же, никто не говорит, что младенец, присутствуя на занятиях, набирался мудрости. Однако следует отметить, что единственное, что достигало его слуха — это были слова Торы. И он был надежно защищен от глупостей и пустопорожней болтовни, которыми полнилось пространство вне стен бейт мидраша. А в результате из ребенка вырос великий Учитель.

на основе комментария рава Йонатана Эйбшица

(великий Учитель, автор десятков книг по всем разделам Устной и Письменной Торы; Польша-Германия, первая половина 18-го века)

и комментария рава Ицхака-Меира Альтера

(основатель Гурского хасидизма, автор многотомного труда «Хидушей hа-Рим»; Польша, 1798-1866 гг.)

 

5. Исполнять или постигать — что раньше?

Написано в нашей недельной главе: «Исполним и поймем» (Шемот, гл. 24, ст. 7). 

В Талмуде (трактат Шаббат, лист 88) рассказывается, что однажды цдуки (саддукей) увидел, что Рава (величайший Учитель Талмуда; Вавилон, 4-й век) во время изучения Торы поранил палец. У Равы текла из пальца кровь, но он не прерывал занятие. Тогда цдуки сказал Раве: «Нетерпеливый вы народ! У вас рот опережает уши. Поэтому и сказали сначала — «сделаем», а потом сказали — «услышим».

Тем самым евреи выразили Всевышнему абсолютное доверие, — ответил ему на это Рава. — Ведь Творец не прикажет делать то, что мы не в состоянии выполнить.

Но почему цдуки вспомнил об этом именно в тот момент, когда увидел, что Рава поранил палец?

Разъясняя эту, странную, на первый взгляд, ассоциацию, Учителя приводят размышления цдуки. Он знал, что евреи произнесли «исполним» раньше, чем «услышим», потому что брали пример с Авраама, который исполнял всю Тору, еще до того, как она была дарована еврейскому народу. См. на сайте, к примеру, ответ «Авраам соблюдал Песах — до Исхода!» (№ 245). Но, если Авраам добровольно выполнял все заповеди Торы, почему же обрезание он сделал только в преклонном возрасте, после того, как Всевышний велел ему сделать это? Возможно, Авраам выполнял лишь то, что велел ему делать Творец, а не все заповеди? И, тогда евреи совершенно безосновательно поторопились и сразу, еще не услышав, что надо делать, декларировали — «сделаем». Хотя, возможно, обрезание — особая заповедь. Она связана с нанесением ранения. И, по видимому, человеку запрещено наносить самому себе увечья без прямого указания Всевышнего. Значит, Авраам все же исполнял всю Тору, еще до того, как она была дарована? И евреи вполне могли взять с него пример.

Так рассуждал цдуки. Но когда он увидел, что Рава, изучая Тору, поранил себе палец и не обратил на это внимание, сомнения вновь вернулись к нему. Наверное,— подумал он, — евреям не запрещено ранить себя, и, стало быть, Авраам мог сделать себе обрезание, не дожидаясь повеления Всевышнего. И поскольку он это не сделал, он, выходит, соблюдал не всю Тору, но — лишь те заповеди, выполнять которые надо было по прямому указанию Творца. Следовательно, у еврейского народа не было никакого основания обещать практическую реализацию заповедей, о которых они на тот момент ничего еще не знали.

Во всей этой истории цдуки не учел, что Авраам в вопросе об обрезании руководствовался соображением, что заслуга перед Небом — выше, когда человек выполняет заповедь по указанию Творца, нежели в случае, когда заповедь осуществляется по собственной инициативе. Поэтому те заповеди, которые Творец должен был открыть ему в течение его жизни, Авраам начинал исполнять лишь с того момента, когда получал соответствующее указание Всевышнего. Но все остальные заповеди Авраам принял на себя — добровольно. И ему уподобились сыны Израиля, провозгласив: «Исполним и будем изучать». Тем самым — продемонстрировав веру в Творца, простую, бесхитростную веру в то, что Всевышний никогда не потребует, чтобы человек сделал что-либо, что ему — не под силу.

на основе комментария рава Йонатана Эйбшица

(великий Учитель, автор десятков книг по всем разделам Устной и Письменной Торы; Польша-Германия, первая половина 18-го века) 

 


Прочесть двадцать второй цикл обсуждения
Прочесть двадцать первый цикл обсуждения
Прочесть двадцатый цикл обсуждения
Прочесть девятнадцатый цикл обсуждения
Прочесть восемнадцатый цикл обсуждения
Прочесть семнадцатый цикл обсуждения
Прочесть шестнадцатый цикл обсуждения
Прочесть пятнадцатый цикл обсуждения
Прочесть четырнадцатый цикл обсуждения
Прочесть седьмой цикл обсуждения
Прочесть шестой цикл обсуждения
Прочесть пятый цикл обсуждения
Прочесть четвертый цикл обсуждения
Прочесть третий цикл обсуждения
Прочесть второй цикл обсуждения
Прочесть первый цикл обсуждения

Присматриваюсь к девушке, ей 14 лет…


Поиск по сайту:

New Page 1



 


 

 
New Page 1

Главная страница  |  Помочь сайту
  Анализ новостей  |   Дайджест
Недельная глава   |   Праздники   |   Лист Талмуда     
Спроси у раввина:   /   Ответ дня  /   Блиц-ответы
Объектив  |   Афтарот  |   Заповеди Торы
Этика  |   Видеоконференции  |   Культура  |   Личность
К размышлению  |   Медицина  |   Психология 
Библиотека  |   Аудио-уроки  |  


Посещайте наш сайт ежедневно!

Обновления сайта производятся каждые 2 часа ежедневно
(кроме субботы и праздников) до 22 часов по израильскому времени

Присылайте Ваши предложения и пожелания по адресу: webmaster@evrey.com

logo ©

© 2001-2024 Evrey.com  
New Page 1


 
 
  Лучшие Сайты
Израиля