ГЛАВА «МИШПАТИМ»
Место в Торе:
вторая книга Торы — Шемот, гл. 21, ст. 1 — гл. 24, ст. 18.
Почему глава так
называется?
По слову в первой фразе: «И вот законы...»”.
На иврите законы — мишпатим
Обсуждение главы
Мишпатим
1. Беречь чужое достоинство
Нашу недельную главу открывает
повеление Всевышнего. И мы читаем: «И вот законы, которые ты разъяснишь им» (Шемот,
гл. 21, ст. 1).
В завершении предыдущей главы
написано: «И не восходи по ступеням к Моему мизбеаху (мизбеах, в условном
переводе — «жертвенник»), чтобы не открылась твоя нагота при нем» (там же, гл.
20, ст. 23).
Есть ли связь между этими
фразами?
Итак, Всевышний запретил делать
ступени для подъема к мизбеаху. Для восхождения был устроен пандус. Потому что
при подъеме по ступеням могла открыться нагота коэна, а это было бы проявлением
неуважения. Ведь из-за ступеней придется делать широкие шаги.
Это, конечно же, не становится «открытием
наготы» в полном смысле этого выражения. Однако написано: «и сделай им (коэнам)
льняное нижнее платье» (Шемот, гл. 28, ст. 42).
Как бы то ни было, широкий шаг
предполагает опасность частичного обнажения, и, значит, в этом случае подъем по
ступеням считался бы пренебрежением.
Материалы, используемые для
сооружения мизбеаха и ведущего к нему пандуса — дерево, металл и камень. У них
нет разума, чтобы обидеться на пренебрежительное к ним отношение. Но, поскольку
в них есть необходимость, Тора запретила относиться к ним с пренебрежением.
В то же время человек, сотворен
по подобию Творца, и пренебрежительное отношение оскорбляет его. Следовательно,
к человеку из плоти и крови, у которого есть душа и чувства, мы тем более не
вправе относиться с пренебрежением. Поэтому Тора требует: «и вот законы, которые
ты разъяснишь им».
Для иллюстрации приведем историю
рабейну Ицхака Альфаси (известен и под именем Риф: автор труда «Сефер
hа-галахот»;
Алжир – Испания, 11 в.). Он открыл эпоху «Ришоним» (Первых).
Раби Альфаси стал учеником
рабейну Хананеля, который, в свою очередь, учился еще у наставников эпохи «Геоним»
(Гениальных).
После Рифа на небосклоне
еврейской мысли взошла звезда Рамбама (великий Учитель, комментатор Мишны и
составитель полного кодекса еврейских законов Мишнэ Тора; Испания – Египет, 12
век). Вслед за которым пришел Рош (рабейну Ашер бен Йехиэль, конец 13-го –
начало 14-го вв.). Затем все узнали Рамбана (Рабейну Моше бен Нахман — Нахманид;
великий комментатор Торы, Танаха и Талмуда; Испания – Эрец Исраэль, конец 12-го
– начало 13-го вв.), рабейну Йону (один из крупнейших комментаторов Талмуда,
автор многих книг; Испания, 13-й) и Рашбу (раби Шломо бен Адрет, один из
крупнейших комментаторов Талмуда; Испания, 13-й век) — плеяду еврейских
мыслителей и авторитетов в Галахе (еврейском законодательстве). Но первым из «Ришоним»
был Риф.
Он родился и рос в марокканском
городе Фес, в юности перебрался в Испанию. Учебные заведения Феса перестали
соответствовать его уровню. Сердце влекло его к рабейну Хананелю, который жил и
преподавал в Испании. Знаменитый раввин поначалу не думал принимать Ицхака к
себе в ученики. У него в то время учились те, кто уже успел заявить о себе в
еврейском мире — выдающиеся знатоки Торы. Ицхаку же тогда едва минуло 17 лет.
Однако побеседовав с юношей, он понял, что тот обладает глубокими познаниями во
всех трактатах Талмуда, без исключения. Тогда рабейну Хананель не просто принял
Рифа на учебу, но сделал его своим первым учеником и поставил над остальными.
Риф написал главный труд своей
жизни. Он подвел итог галахическим обсуждениям и дискуссиям в Талмуде и составил
вывод по каждой теме. Его книга привлекла внимание таких известных авторитетов
из «Ришоним», как Ран, Нимукей Йосеф, рабейну Йона. Они написали свои
комментарии к труду Рифа, тем самым обогатив и дополнив его. Риф стал
общепризнанным главой поколения. Его труд в наше время публикуется почти в
каждом издании Талмуда.
Рабейну Ицхак достиг столь
значимых результатов благодаря усидчивости — он всецело отдавался учебе,
посвящая ей все свое время. Бывало, что он застывал над книгой и находился без
движения двенадцать часов.
Рифу не было равных в знании
Торы, но его здоровье серьезно пошатнулось. Мышцы начали атрофироваться, ему
стало тяжело двигать руками и ногами.
Его отвели к врачу, и тот велел
ему дважды в день ходить в баню и там проходить различные процедуры — массаж,
втирание целебных масел, физиотерапию, лечебную гимнастику. После месяца такого
лечения, его здоровье поправилось, и он вернулся к учебе в полном объеме.
Теперь Риф редко сидел, большую
часть времени он старался быть в движении. Его учеба стала динамичней, он
научился совмещать умственный труд с физическими упражнениями.
Прошло несколько лет. Случился
финансовый спор между хозяином бани и арендатором. Они оба предстали перед
главой поколения, Рифом — с просьбой разрешить их конфликт. Но тот, к их
удивлению, отказался.
— Поезжайте к раби Йосефу
Коркосу, он вас рассудит.
— Но мы не хотим никуда ехать,
пусть рав нас судит, мы обязуемся принять любое его решение!
— Дело в том, что мое решение
может повлечь за собой закрытие на некоторое время бани, а я ей обязан своим
излечением.
— Но это же всего лишь баня!
Неужели рав чувствует себя перед ней в долгу?
— Тора велела не выказывать
пренебрежения к мизбеаху и к каменному пандусу, ведущему к нему. И я не стану
пренебрегать баней, сыгравшей в моем лечении определенную роль...
на основе раби Ицхака Альфаси
(Риф,
автор труда «Сефер
hа-галахот»;
Алжир – Испания, 11 в.)
2. Обращаться только в еврейский суд
Всевышний велит Моше — «И вот
законы, которые ты разъяснишь им» (Шемот, гл. 21, ст. 1).
Если переводить буквально,
получится — «положишь перед ними».
Раши (раби Шломо бен Ицхак —
величайший комментатор Торы и Талмуда; Франция, 11-й век) обращает внимание на
это выражение.
«Перед ними», — пишет он, — но
не пред иноверцами. И даже если тебе известно о какой-либо тяжбе, что в этом
случае они вынесут решение, как того требуют законы Торы — ты не вправе
представить дело на рассмотрение их суда, поскольку представляющий тяжбы сынов
Израиля на рассмотрение иноверцам совершает святотатство и оказывает честь
идолу, именем которого творят суд, и прославляют его.
Как сказано: «Ведь не как наш
Оплот их оплот, и наши враги — судьи» (Дварим, гл. 32, ст. 31) — когда наши
враги (язычники) становятся судьями над нами, это как бы свидетельствует о
превосходстве их идола, которому они поклоняются и именем которого творят суд.
Раби Моше Альших (Эрец Исраэль,
город Цфат, 16-й век) был одним из величайших комментаторов Торы. Ари
hа-кадош (раби
Ицхак Лурия Ашкенази, крупнейший каббалист; Эрец Исраэль, 16-й век) сказал о его
комментарии, что это один из 70-ти ликов Торы, полученных Моше на горе Синай.
Принято считать, что душа
Альшиха тесно связана с душой Нафтали, сына Яакова, родоначальника одного из
двенадцати колен.
Яаков свидетельствовал о своем
сыне — «Нафтали — лань вольная, он возносит речи прекрасные» (Берешит, гл. 49,
ст. 21).
Те же слова можно отнести и к
раби Моше Альшиху, к его комментарию на Тору.
Объясняя наш фрагмент, Раши
цитирует — «Законы Всевышнего истинны, все справедливы» (Теилим — Псалмы царя
Давида, гл. 19, ст. 10).
Тора заповедала нам судиться
только у судей Израиля, потому что лишь законы Торы справедливы, но в судах
народов мира ты не найдешь ни справедливости, ни мудрости, ни Истины.
Так по законам Турецкой империи
(откуда родом был Альших), а также у мусульман Цфата (куда он переехал, чтобы
стать учеником рава Йосефа Каро) за воровство отрубали руку. В этом нет никакой
справедливости, ведь, украденную вещь можно вернуть или возместить ее стоимость,
но отрубленную руку уже не вернешь.
Тора же скрупулезно подходит к
вопросу восстановления справедливости. Поэтому в случае воровства наказание
градируется.
Тот, кто признается в краже,
раскаивается и возвращает похищенное в целости и сохранности — больше не
подлежит наказанию. Но если он отпирается и юлит, тогда как нашлись свидетели и
помогли доказать его вину — пусть заплатит двойную стоимость украденного.
Украл овцу и заколол — должен
заплатить ее хозяину в четыре раза больше ее стоимости. А проделавший тоже самое
с быком — платит в пять раз больше стоимости этого быка.
Также и Небесный Суд ранжирует
приговоры по степени ответственности и по уровню злодеяния. Ведь нарушение
человека, имеющего высокий статус или занимающего важный пост, сильнее
воздействует на людей и наносит больше вреда.
Только Небесный Суд способен
оценить и принять во внимание степень необходимости человека для других, и как
его наказание скажется на тех, кто от него зависит.
Тора велит решать тяжбу только в
еврейском суде, бет дине, потому что только такой суд руководствуется законами
Творца, и Шехина (Присутствие Всевышнего) находится среди судей, помогая им
вынести поистине справедливое решение.
на основе комментария раби Моше Альшиха
(один из выдающихся комментаторов Торы и Танаха;
Эрец Исраэль, город Цфат, 16-й век)
3. Прямой смысл — всем,
сокровенные тайны — только избранным
Написано в нашей недельной
главе: «И вот законы, которые ты разъяснишь им» (Шемот, гл. 21, ст. 1).
Если эту фразу перевести
буквально, получится — «положишь перед ними».
Раши (раби Шломо бен Ицхак —
величайший комментатор Торы и Талмуда; Франция, 11-й век) пишет, что Тора
подчеркивает — «перед ними», но не пред иноверцами. И даже если тебе известно о
какой-либо тяжбе, что в этом случае они вынесут решение, как того требуют законы
Торы, ты не вправе представить дело на рассмотрение их суда, поскольку
представляющий тяжбы сынов Израиля на рассмотрение иноверцам совершает
святотатство и оказывает честь идолу, именем которого творят суд, и прославляют
его.
Как сказано: «Ведь не как наш
Оплот их оплот, и наши враги — судьи» (Дварим, гл. 32, ст. 31) — когда наши
враги (язычники) становятся судьями над нами, это как бы свидетельствует о
превосходстве их идола, которому они поклоняются и именем которого творят суд.
Значит, свои жалобы и претензии
нужно класть только перед еврейским судом, бет дином, который руководствуется
законами Торы.
Известно, что во время
40-летнего перехода по пустыне, Моше обучал сынов Израиля всей Торе — со всеми
законами и следствиями из них, смыслами заповедей, объяснениями и комментариями.
То поколение не зря зовется
поколением знания. Во время Синайского Откровения присутствовали 600 тысяч душ.
Мудрецы, лидеры и духовные наставники следующих поколений были (и будут) из этих
600-т тысяч.
Итак, все сыны Израиля поколения
пустыни удостоились учить Тору из уст Моше. Только публично и массово изучали
запреты и веления Торы — законы соблюдения шаббата и кашрута, возмещения ущерба
и т.п.
Причем, изучали их, лишь в
простом, буквальном понимании — усваивая прямой смысл, без всяких намеков и
иносказаний.
Но сокровенным тайнам Торы,
устройству духовных миров Моше обучал далеко не каждого, но — только тех
немногих избранных, кто удовлетворял высоким требованиям. Это обучение велось в
строжайшей тайне, вдали от посторонних глаз и ушей.
И повеление Всевышнего,
обращенное к Моше — «И вот законы, которые ты положишь перед ними» — надо
понимать так, что законы, подобные тем, что даются в этой главе, ты открыто
положишь перед ними, выложишь, что называется, на стол.
Но скрытая, внутренняя Тора —
только для тех, кто обладает необходимыми для этого качествами, только для тех,
кто соответствует особым критериям. То есть — только для избранных.
на основе комментариев рава Хаима-Йосефа-Давид Азулая
(известен как Хида — аббревиатура из первых букв его полного имени; Эрец
Исраэль,18-й век)
4. Всевышний считает не
страницы — Он считает часы
Написано в нашей недельной
главе: «И вот законы, которые ты разъяснишь им» (Шемот, гл. 21, ст. 1).
Если эту фразу перевести
буквально, получится, что законы нужно не просто разъяснить, но прямо —
«положить перед ними».
Подразумевается, что разъяснять
смысл текстов Торы надо каждому — на доступном ему уровне. Так, чтобы он уяснил
себе и хорошо понял прочитанное.
В этом содержится очень важный
принцип: обучение должно проходить на индивидуальном уровне, с личностным
подходом к процессу обучения.
Кроме того, нужно понимать, что
Всевышний судит человека не по его достижениям, Он принимает в расчет
способности и возможности. То есть — по тому, насколько человеку удалось
реализовать свой потенциал.
Тот, кто думает, что, представ
перед Высшим Судьей, он получит награду за количество пройденных им трактатов
Талмуда — всерьез заблуждается. Награда будет дана, исходя из использованных
возможностей.
Раби Аарон Азриэль (Израиль,
1818-1879 гг.) был главой раввинского суда в Иерусалиме и возглавлял учебное
заведение, где изучали сокровенную, внутреннюю Тору. На исходе жизни он очень
болел. Врачи посоветовали ему переселиться в Яффо, туда, где целебный морской
воздух. Там он и умер, и похоронен на кладбище яффской общины.
Раби Аарон написал много книг. В
предисловие к своему труду «Озен Аарон» он поместил наставление своему сыну —
«Мусар ав» (морально-этическое наставление отца). Там есть такая фраза: «Не
думай, будто бы Всевышний считает пройденные тобой страницы Талмуда, он считает
часы и минуты, которые ты Ему посвятил».
Люди обладают разными
способностями. Один весь день сидит над одной страницей, пытаясь вникнуть в
написанное. Другой — за пару часов пройдет несколько листов и решит, что
выполнил дневную норму, и, значит, теперь волен распоряжаться оставшимся
временем по своему усмотрению.
«С Творцом я рассчитался, —
думает он. — Теперь имею право пожить в свое удовольствие».
Так он очень скоро пустится во
все тяжкие. Получается, человеку был дарован талант, а он лишь малую часть его
использовал для служения Творцу. Остальное — либо вообще не было активизировано,
либо, что еще хуже, использовано во вред.
Человек, который не был наделен
особыми способностями, и все то малое, что у него было, поставил на службу
Творцу — конечно же, удостоится награды. А талантливый негодяй получит
наказание.
Когда на исходе дней настанет
черед предстать перед Всевышним — Он не спросит, почему человек не был подобен
Моше или Давиду. Творец потребует дать отчет, насколько он был самим собой, как
раскрыл свой потенциал.
Нужно так прожить жизнь, чтобы
этот вопрос не поставил тебя в тупик...
на основе комментария рава Аарона Азриэля
(автор книги «Озен Аарон», Израиль, 1818-1879 гг.)
5. Лучший врач — в
Гиеном!
В нашей недельной главе есть
такое выражение — «И врачуя, исцелит» (Шемот, гл. 21, ст. 19).
Учителя в Талмуде (трактат
Берахот, лист 60) трактуют эту фразу, как разрешение врачам лечить больных.
Вместе с тем, в другом месте
Талмуда сказано: «Лучшего врача — в Геином (в условном переводе - ад)!» (трактат
Кидушин, лист 82).
Доктор Моше Воллах поднялся в
Иерусалим из Германии во второй половине 19-го века. Вместе с ним в йешув
прибыла современная медицина. Доктор Воллах принялся самоотверженно лечить
больных и страждущих, используя последние достижения медицинской науки.
Он был очень верующим и
соблюдающим евреем, тщательно выполнял заповеди и изучал Тору.
Моше Воллах тесно сотрудничал с
главным раввином Иерусалима равом Йосефом-Хаимом Зоненфельдом. Неудивительно,
что именно он стоял у истоков первой иерусалимской больницы «Шаарей Цедек». Он
ее основал и возглавлял в течение 45-ти лет. Многие иерусалимцы называли «Шаарей
Цедек» больницей Воллаха.
На открытии больницы на самом
почетном месте восседал раби Зоненфельд, а по правую руку от него сидел доктор
Воллах. Открывая торжественное собрание, он обратился к главному раввину
Иерусалима с вопросом:
— Я стараюсь изучать Тору, —
сказал он, — и безоговорочно принимаю все ее постановления, а также установления
Мудрецов. Но мне все же не ясно, почему сказано: «Лучшего врача — в Геином!».
Ведь врач вкладывает всю душу в лечение больных, и бывает, что совершенно
бесплатно. И в зной, и в дождь, и в холод он идет к своим пациентам. Так,
неужели, все, чего он за это удостоился — место в Геиноме?
Рав Зоненфельд был в прекрасном
расположении духа и вложил в свой ответ долю юмора.
— У меня на это — два ответа.
Любой известный и маститый светило медицины (кроме тебя, разумеется) не стал бы
таковым, если бы в начале своего пути не залечил до смерти нескольких пациентов.
Вот, чтобы искупить прежние врачебные ошибки его и определяют в Геином. Но тебе
больше подойдет другое объяснение. В Геином попадают такие отпетые злодеи, что к
ним приходится применять очень серьезные воздействия в качестве наказаний. Так
что после этого, требуется очень опытный врач...
на основе комментария рава Йосефа-Хаима Зоненфельда
(глава еврейской общины Иерусалима; Израиль, 1849—1932 гг.)
Автор текста Мордехай Вейц
ГЛАВА
ГЛАВА «МИШПАТИМ»
Место в Торе:
вторая книга Торы — Шемот, гл. 21, ст. 1 — гл. 24, ст. 18.
Почему глава так
называется?
По слову в первой фразе: «И вот законы...»”.
На иврите законы — мишпатим
Обсуждение главы
Мишпатим
1. Беречь чужое достоинство
Нашу недельную главу открывает
повеление Всевышнего. И мы читаем: «И вот законы, которые ты разъяснишь им» (Шемот,
гл. 21, ст. 1).
В завершении предыдущей главы
написано: «И не восходи по ступеням к Моему мизбеаху (мизбеах, в условном
переводе — «жертвенник»), чтобы не открылась твоя нагота при нем» (там же, гл.
20, ст. 23).
Есть ли связь между этими
фразами?
Итак, Всевышний запретил делать
ступени для подъема к мизбеаху. Для восхождения был устроен пандус. Потому что
при подъеме по ступеням могла открыться нагота коэна, а это было бы проявлением
неуважения. Ведь из-за ступеней придется делать широкие шаги.
Это, конечно же, не становится «открытием
наготы» в полном смысле этого выражения. Однако написано: «и сделай им (коэнам)
льняное нижнее платье» (Шемот, гл. 28, ст. 42).
Как бы то ни было, широкий шаг
предполагает опасность частичного обнажения, и, значит, в этом случае подъем по
ступеням считался бы пренебрежением.
Материалы, используемые для
сооружения мизбеаха и ведущего к нему пандуса — дерево, металл и камень. У них
нет разума, чтобы обидеться на пренебрежительное к ним отношение. Но, поскольку
в них есть необходимость, Тора запретила относиться к ним с пренебрежением.
В то же время человек, сотворен
по подобию Творца, и пренебрежительное отношение оскорбляет его. Следовательно,
к человеку из плоти и крови, у которого есть душа и чувства, мы тем более не
вправе относиться с пренебрежением. Поэтому Тора требует: «и вот законы, которые
ты разъяснишь им».
Для иллюстрации приведем историю
рабейну Ицхака Альфаси (известен и под именем Риф: автор труда «Сефер
hа-галахот»;
Алжир – Испания, 11 в.). Он открыл эпоху «Ришоним» (Первых).
Раби Альфаси стал учеником
рабейну Хананеля, который, в свою очередь, учился еще у наставников эпохи «Геоним»
(Гениальных).
После Рифа на небосклоне
еврейской мысли взошла звезда Рамбама (великий Учитель, комментатор Мишны и
составитель полного кодекса еврейских законов Мишнэ Тора; Испания – Египет, 12
век). Вслед за которым пришел Рош (рабейну Ашер бен Йехиэль, конец 13-го –
начало 14-го вв.). Затем все узнали Рамбана (Рабейну Моше бен Нахман — Нахманид;
великий комментатор Торы, Танаха и Талмуда; Испания – Эрец Исраэль, конец 12-го
– начало 13-го вв.), рабейну Йону (один из крупнейших комментаторов Талмуда,
автор многих книг; Испания, 13-й) и Рашбу (раби Шломо бен Адрет, один из
крупнейших комментаторов Талмуда; Испания, 13-й век) — плеяду еврейских
мыслителей и авторитетов в Галахе (еврейском законодательстве). Но первым из «Ришоним»
был Риф.
Он родился и рос в марокканском
городе Фес, в юности перебрался в Испанию. Учебные заведения Феса перестали
соответствовать его уровню. Сердце влекло его к рабейну Хананелю, который жил и
преподавал в Испании. Знаменитый раввин поначалу не думал принимать Ицхака к
себе в ученики. У него в то время учились те, кто уже успел заявить о себе в
еврейском мире — выдающиеся знатоки Торы. Ицхаку же тогда едва минуло 17 лет.
Однако побеседовав с юношей, он понял, что тот обладает глубокими познаниями во
всех трактатах Талмуда, без исключения. Тогда рабейну Хананель не просто принял
Рифа на учебу, но сделал его своим первым учеником и поставил над остальными.
Риф написал главный труд своей
жизни. Он подвел итог галахическим обсуждениям и дискуссиям в Талмуде и составил
вывод по каждой теме. Его книга привлекла внимание таких известных авторитетов
из «Ришоним», как Ран, Нимукей Йосеф, рабейну Йона. Они написали свои
комментарии к труду Рифа, тем самым обогатив и дополнив его. Риф стал
общепризнанным главой поколения. Его труд в наше время публикуется почти в
каждом издании Талмуда.
Рабейну Ицхак достиг столь
значимых результатов благодаря усидчивости — он всецело отдавался учебе,
посвящая ей все свое время. Бывало, что он застывал над книгой и находился без
движения двенадцать часов.
Рифу не было равных в знании
Торы, но его здоровье серьезно пошатнулось. Мышцы начали атрофироваться, ему
стало тяжело двигать руками и ногами.
Его отвели к врачу, и тот велел
ему дважды в день ходить в баню и там проходить различные процедуры — массаж,
втирание целебных масел, физиотерапию, лечебную гимнастику. После месяца такого
лечения, его здоровье поправилось, и он вернулся к учебе в полном объеме.
Теперь Риф редко сидел, большую
часть времени он старался быть в движении. Его учеба стала динамичней, он
научился совмещать умственный труд с физическими упражнениями.
Прошло несколько лет. Случился
финансовый спор между хозяином бани и арендатором. Они оба предстали перед
главой поколения, Рифом — с просьбой разрешить их конфликт. Но тот, к их
удивлению, отказался.
— Поезжайте к раби Йосефу
Коркосу, он вас рассудит.
— Но мы не хотим никуда ехать,
пусть рав нас судит, мы обязуемся принять любое его решение!
— Дело в том, что мое решение
может повлечь за собой закрытие на некоторое время бани, а я ей обязан своим
излечением.
— Но это же всего лишь баня!
Неужели рав чувствует себя перед ней в долгу?
— Тора велела не выказывать
пренебрежения к мизбеаху и к каменному пандусу, ведущему к нему. И я не стану
пренебрегать баней, сыгравшей в моем лечении определенную роль...
на основе раби Ицхака Альфаси
(Риф,
автор труда «Сефер
hа-галахот»;
Алжир – Испания, 11 в.)
2. Обращаться только в еврейский суд
Всевышний велит Моше — «И вот
законы, которые ты разъяснишь им» (Шемот, гл. 21, ст. 1).
Если переводить буквально,
получится — «положишь перед ними».
Раши (раби Шломо бен Ицхак —
величайший комментатор Торы и Талмуда; Франция, 11-й век) обращает внимание на
это выражение.
«Перед ними», — пишет он, — но
не пред иноверцами. И даже если тебе известно о какой-либо тяжбе, что в этом
случае они вынесут решение, как того требуют законы Торы — ты не вправе
представить дело на рассмотрение их суда, поскольку представляющий тяжбы сынов
Израиля на рассмотрение иноверцам совершает святотатство и оказывает честь
идолу, именем которого творят суд, и прославляют его.
Как сказано: «Ведь не как наш
Оплот их оплот, и наши враги — судьи» (Дварим, гл. 32, ст. 31) — когда наши
враги (язычники) становятся судьями над нами, это как бы свидетельствует о
превосходстве их идола, которому они поклоняются и именем которого творят суд.
Раби Моше Альших (Эрец Исраэль,
город Цфат, 16-й век) был одним из величайших комментаторов Торы. Ари
hа-кадош (раби
Ицхак Лурия Ашкенази, крупнейший каббалист; Эрец Исраэль, 16-й век) сказал о его
комментарии, что это один из 70-ти ликов Торы, полученных Моше на горе Синай.
Принято считать, что душа
Альшиха тесно связана с душой Нафтали, сына Яакова, родоначальника одного из
двенадцати колен.
Яаков свидетельствовал о своем
сыне — «Нафтали — лань вольная, он возносит речи прекрасные» (Берешит, гл. 49,
ст. 21).
Те же слова можно отнести и к
раби Моше Альшиху, к его комментарию на Тору.
Объясняя наш фрагмент, Раши
цитирует — «Законы Всевышнего истинны, все справедливы» (Теилим — Псалмы царя
Давида, гл. 19, ст. 10).
Тора заповедала нам судиться
только у судей Израиля, потому что лишь законы Торы справедливы, но в судах
народов мира ты не найдешь ни справедливости, ни мудрости, ни Истины.
Так по законам Турецкой империи
(откуда родом был Альших), а также у мусульман Цфата (куда он переехал, чтобы
стать учеником рава Йосефа Каро) за воровство отрубали руку. В этом нет никакой
справедливости, ведь, украденную вещь можно вернуть или возместить ее стоимость,
но отрубленную руку уже не вернешь.
Тора же скрупулезно подходит к
вопросу восстановления справедливости. Поэтому в случае воровства наказание
градируется.
Тот, кто признается в краже,
раскаивается и возвращает похищенное в целости и сохранности — больше не
подлежит наказанию. Но если он отпирается и юлит, тогда как нашлись свидетели и
помогли доказать его вину — пусть заплатит двойную стоимость украденного.
Украл овцу и заколол — должен
заплатить ее хозяину в четыре раза больше ее стоимости. А проделавший тоже самое
с быком — платит в пять раз больше стоимости этого быка.
Также и Небесный Суд ранжирует
приговоры по степени ответственности и по уровню злодеяния. Ведь нарушение
человека, имеющего высокий статус или занимающего важный пост, сильнее
воздействует на людей и наносит больше вреда.
Только Небесный Суд способен
оценить и принять во внимание степень необходимости человека для других, и как
его наказание скажется на тех, кто от него зависит.
Тора велит решать тяжбу только в
еврейском суде, бет дине, потому что только такой суд руководствуется законами
Творца, и Шехина (Присутствие Всевышнего) находится среди судей, помогая им
вынести поистине справедливое решение.
на основе комментария раби Моше Альшиха
(один из выдающихся комментаторов Торы и Танаха;
Эрец Исраэль, город Цфат, 16-й век)
3. Прямой смысл — всем,
сокровенные тайны — только избранным
Написано в нашей недельной
главе: «И вот законы, которые ты разъяснишь им» (Шемот, гл. 21, ст. 1).
Если эту фразу перевести
буквально, получится — «положишь перед ними».
Раши (раби Шломо бен Ицхак —
величайший комментатор Торы и Талмуда; Франция, 11-й век) пишет, что Тора
подчеркивает — «перед ними», но не пред иноверцами. И даже если тебе известно о
какой-либо тяжбе, что в этом случае они вынесут решение, как того требуют законы
Торы, ты не вправе представить дело на рассмотрение их суда, поскольку
представляющий тяжбы сынов Израиля на рассмотрение иноверцам совершает
святотатство и оказывает честь идолу, именем которого творят суд, и прославляют
его.
Как сказано: «Ведь не как наш
Оплот их оплот, и наши враги — судьи» (Дварим, гл. 32, ст. 31) — когда наши
враги (язычники) становятся судьями над нами, это как бы свидетельствует о
превосходстве их идола, которому они поклоняются и именем которого творят суд.
Значит, свои жалобы и претензии
нужно класть только перед еврейским судом, бет дином, который руководствуется
законами Торы.
Известно, что во время
40-летнего перехода по пустыне, Моше обучал сынов Израиля всей Торе — со всеми
законами и следствиями из них, смыслами заповедей, объяснениями и комментариями.
То поколение не зря зовется
поколением знания. Во время Синайского Откровения присутствовали 600 тысяч душ.
Мудрецы, лидеры и духовные наставники следующих поколений были (и будут) из этих
600-т тысяч.
Итак, все сыны Израиля поколения
пустыни удостоились учить Тору из уст Моше. Только публично и массово изучали
запреты и веления Торы — законы соблюдения шаббата и кашрута, возмещения ущерба
и т.п.
Причем, изучали их, лишь в
простом, буквальном понимании — усваивая прямой смысл, без всяких намеков и
иносказаний.
Но сокровенным тайнам Торы,
устройству духовных миров Моше обучал далеко не каждого, но — только тех
немногих избранных, кто удовлетворял высоким требованиям. Это обучение велось в
строжайшей тайне, вдали от посторонних глаз и ушей.
И повеление Всевышнего,
обращенное к Моше — «И вот законы, которые ты положишь перед ними» — надо
понимать так, что законы, подобные тем, что даются в этой главе, ты открыто
положишь перед ними, выложишь, что называется, на стол.
Но скрытая, внутренняя Тора —
только для тех, кто обладает необходимыми для этого качествами, только для тех,
кто соответствует особым критериям. То есть — только для избранных.
на основе комментариев рава Хаима-Йосефа-Давид Азулая
(известен как Хида — аббревиатура из первых букв его полного имени; Эрец
Исраэль,18-й век)
4. Всевышний считает не
страницы — Он считает часы
Написано в нашей недельной
главе: «И вот законы, которые ты разъяснишь им» (Шемот, гл. 21, ст. 1).
Если эту фразу перевести
буквально, получится, что законы нужно не просто разъяснить, но прямо —
«положить перед ними».
Подразумевается, что разъяснять
смысл текстов Торы надо каждому — на доступном ему уровне. Так, чтобы он уяснил
себе и хорошо понял прочитанное.
В этом содержится очень важный
принцип: обучение должно проходить на индивидуальном уровне, с личностным
подходом к процессу обучения.
Кроме того, нужно понимать, что
Всевышний судит человека не по его достижениям, Он принимает в расчет
способности и возможности. То есть — по тому, насколько человеку удалось
реализовать свой потенциал.
Тот, кто думает, что, представ
перед Высшим Судьей, он получит награду за количество пройденных им трактатов
Талмуда — всерьез заблуждается. Награда будет дана, исходя из использованных
возможностей.
Раби Аарон Азриэль (Израиль,
1818-1879 гг.) был главой раввинского суда в Иерусалиме и возглавлял учебное
заведение, где изучали сокровенную, внутреннюю Тору. На исходе жизни он очень
болел. Врачи посоветовали ему переселиться в Яффо, туда, где целебный морской
воздух. Там он и умер, и похоронен на кладбище яффской общины.
Раби Аарон написал много книг. В
предисловие к своему труду «Озен Аарон» он поместил наставление своему сыну —
«Мусар ав» (морально-этическое наставление отца). Там есть такая фраза: «Не
думай, будто бы Всевышний считает пройденные тобой страницы Талмуда, он считает
часы и минуты, которые ты Ему посвятил».
Люди обладают разными
способностями. Один весь день сидит над одной страницей, пытаясь вникнуть в
написанное. Другой — за пару часов пройдет несколько листов и решит, что
выполнил дневную норму, и, значит, теперь волен распоряжаться оставшимся
временем по своему усмотрению.
«С Творцом я рассчитался, —
думает он. — Теперь имею право пожить в свое удовольствие».
Так он очень скоро пустится во
все тяжкие. Получается, человеку был дарован талант, а он лишь малую часть его
использовал для служения Творцу. Остальное — либо вообще не было активизировано,
либо, что еще хуже, использовано во вред.
Человек, который не был наделен
особыми способностями, и все то малое, что у него было, поставил на службу
Творцу — конечно же, удостоится награды. А талантливый негодяй получит
наказание.
Когда на исходе дней настанет
черед предстать перед Всевышним — Он не спросит, почему человек не был подобен
Моше или Давиду. Творец потребует дать отчет, насколько он был самим собой, как
раскрыл свой потенциал.
Нужно так прожить жизнь, чтобы
этот вопрос не поставил тебя в тупик...
на основе комментария рава Аарона Азриэля
(автор книги «Озен Аарон», Израиль, 1818-1879 гг.)
5. Лучший врач — в
Гиеном!
В нашей недельной главе есть
такое выражение — «И врачуя, исцелит» (Шемот, гл. 21, ст. 19).
Учителя в Талмуде (трактат
Берахот, лист 60) трактуют эту фразу, как разрешение врачам лечить больных.
Вместе с тем, в другом месте
Талмуда сказано: «Лучшего врача — в Геином (в условном переводе - ад)!» (трактат
Кидушин, лист 82).
Доктор Моше Воллах поднялся в
Иерусалим из Германии во второй половине 19-го века. Вместе с ним в йешув
прибыла современная медицина. Доктор Воллах принялся самоотверженно лечить
больных и страждущих, используя последние достижения медицинской науки.
Он был очень верующим и
соблюдающим евреем, тщательно выполнял заповеди и изучал Тору.
Моше Воллах тесно сотрудничал с
главным раввином Иерусалима равом Йосефом-Хаимом Зоненфельдом. Неудивительно,
что именно он стоял у истоков первой иерусалимской больницы «Шаарей Цедек». Он
ее основал и возглавлял в течение 45-ти лет. Многие иерусалимцы называли «Шаарей
Цедек» больницей Воллаха.
На открытии больницы на самом
почетном месте восседал раби Зоненфельд, а по правую руку от него сидел доктор
Воллах. Открывая торжественное собрание, он обратился к главному раввину
Иерусалима с вопросом:
— Я стараюсь изучать Тору, —
сказал он, — и безоговорочно принимаю все ее постановления, а также установления
Мудрецов. Но мне все же не ясно, почему сказано: «Лучшего врача — в Геином!».
Ведь врач вкладывает всю душу в лечение больных, и бывает, что совершенно
бесплатно. И в зной, и в дождь, и в холод он идет к своим пациентам. Так,
неужели, все, чего он за это удостоился — место в Геиноме?
Рав Зоненфельд был в прекрасном
расположении духа и вложил в свой ответ долю юмора.
— У меня на это — два ответа.
Любой известный и маститый светило медицины (кроме тебя, разумеется) не стал бы
таковым, если бы в начале своего пути не залечил до смерти нескольких пациентов.
Вот, чтобы искупить прежние врачебные ошибки его и определяют в Геином. Но тебе
больше подойдет другое объяснение. В Геином попадают такие отпетые злодеи, что к
ним приходится применять очень серьезные воздействия в качестве наказаний. Так
что после этого, требуется очень опытный врач...
на основе комментария рава Йосефа-Хаима Зоненфельда
(глава еврейской общины Иерусалима; Израиль, 1849—1932 гг.)
Прочесть двадцать пятый цикл обсуждения
Прочесть двадцать четвертый цикл обсуждения
Прочесть двадцать третий цикл обсуждения
Прочесть двадцать второй цикл обсуждения
Прочесть двадцать первый цикл обсуждения
Прочесть двадцатый цикл обсуждения
Прочесть девятнадцатый цикл обсуждения
Прочесть восемнадцатый цикл обсуждения
Прочесть семнадцатый цикл обсуждения
Прочесть шестнадцатый цикл обсуждения
Прочесть пятнадцатый цикл обсуждения
Прочесть четырнадцатый цикл обсуждения
Прочесть седьмой цикл обсуждения
Прочесть шестой цикл обсуждения
Прочесть пятый цикл обсуждения
Прочесть четвертый цикл обсуждения
Прочесть третий цикл обсуждения
Прочесть второй цикл обсуждения
Прочесть первый цикл обсуждения