New Page 1
|
|
Недельная глава
Двадцать второй цикл обсуждения (видео)
Прочесть двадцать первый цикл обсуждения Прочесть двадцатый цикл обсуждения Прочесть девятнадцатый цикл обсуждения Прочесть восемнадцатый цикл обсуждения Прочесть семнадцатый цикл обсуждения Прочесть шестнадцатый цикл обсуждения Прочесть пятнадцатый цикл обсуждения Прочесть четырнадцатый цикл обсуждения Прочесть седьмой цикл обсуждения Прочесть шестой цикл обсуждения Прочесть пятый цикл обсуждения Прочесть четвертый цикл обсуждения Прочесть третий цикл обсуждения Прочесть второй цикл обсуждения Прочесть первый цикл обсуждения
New Page 3
ГЛАВА “Лех Леха”
Место в Торе:
Книга
Берешит, гл. 12, ст. 1 — гл. 17, ст. 27.
Почему она так называется?
В первой фразе главы говорится: “И сказал Всевышний Аврааму — уйди из
страны своей...”.
Уйди на иврите — лех леха.
Обсуждение главы
Лех Леха
29.10.06
С недельной главы Лех Леха, как мы знаем из прошлых обзоров,
начинается повествование о событиях еврейской истории, и в ней, в частности,
речь идет о зарождении еврейского мировоззрения и становлении еврейского образа
жизни (см. на сайте обзоры недельной главы Лех Леха,
первый,
второй,
третий,
четвертый и
пятый годовые циклы
обсуждения).
Это — основная концепция целой серии последующих недельных глав Торы. И одна
из главных линий, которая развивается в них, беря старт в недельной главе
Лех Леха, как отмечает Талмуд (трактат Берахот, лист 7) —
рассказ о деяниях наших праотцев.
Мы уже говорили о том, почему нам так важно знать, как жили, как поступали
наши праотцы в той или иной ситуации. И здесь повторим: прежде всего, потому,
что жизнь и поступки наших праотцев — мини-модель всей еврейской истории. Их
деяния для нас — образец поведения, эталон правильного исполнения заповедей Торы
(см. на сайте
обзор недельной главы Лех Леха, четвертый
годовой цикл обсуждения).
Тут у многих закономерно возникает вопрос: как же Авраам и другие наши
праотцы могли исполнять заповеди Торы, если Тора была дана нашему народу,
когда их уже не было в живых?
Тора существовала еще до Сотворения мира, — разъясняют Учителя. — И до ее
дарования Мудрость, заключенная в Торе, открывалась людям с «просветленной»,
возвышенной душой (подробнее об этом — см. на сайте, к примеру, ответы
«Авраам соблюдал Песах — до Исхода!» и
«Как жили евреи до
получения Торы»»).
Внимательное прочтение нашей недельной главы дает нам возможность понять, что
возникновение еврейского народа связано с надъестественными явлениями. Мы
знаем, что родоначальницей всех евреев стала Сара. В то же время в самом конце
предыдущей недельной главе читаем, что Сара (первоначально ее имя было Сарай)
была бесплодной — «А Сарай была бесплодной, не было у нее детей» (Берешит,
гл. 11, ст. 30).
Анализируя эту фразу, Учителя обращают внимание на содержащееся в ней как
будто бы «словесное излишество». В самом деле. Зачем здесь говорится, что у Сары
«не было детей»? Ведь это и так совершенно очевидно из факта, что женщина эта
была «бесплодной». Поскольку в Торе не только лишних слов, но и лишних знаков
быть не может, вывод напрашивается один: в данном «повторе» заключена
дополнительная информация, которая извлекается более глубоким исследованием
текста.
И, раскрывая тайну, Учителя приходят к выводу, что таким построением фразы
Тора подчеркивает, что бесплодие Сары не было временным, поддающимся «лечению» —
оно было обусловлено врожденным физическим дефектом в ее детородных органах. И
само по себе то, что она родила сына (да еще в весьма преклонном возрасте),
стало чудом, явлением, выходящим за рамки естественных законов природы.
Следует сказать, что и в судьбе Авраама мы находим моменты, свидетельствующие
о том, что окружающая его действительность отнюдь не благоприятствовала
продолжению его рода. Неоднократно ему грозила, казалось бы, неминуемая гибель.
И только вмешательство Всевышнего сохраняло ему жизнь.
Взять, к примеру, ситуацию, когда по приказу царя Нимрода Авраама бросили в
раскаленную печь. К тому времени Авраам уже сделал главное открытие своей жизни
— отверг идолопоклонство и осознал, что миром управляет только Всевышний. Но
разговор между ним и Творцом мира еще не состоялся. Авраам, тем не менее, даже
под давлением, перед лицом смертельной опасности, не отказался от своих
убеждений. Приговор Нимрода привели в исполнение, но Авраам чудесным образом,
благодаря вмешательству Всевышнего, остался в живых (см. на сайте
обзор
недельной главы Лех Леха, пятый годовой цикл обсуждения).
Кроме того, следует помнить, что Авраам долгие годы провел в странствиях, а
кочевая жизнь не способствует созданию семьи и рождению детей. Считаются ли эти
странствия первым испытанием Авраама на пути к Творцу?..
30.10.06
Десять испытаний были ниспосланы Аврааму, — отмечают Учителя в трактате
Пиркей Авот (гл. 5), — и все эти испытания он успешно выдержал. И
первое из них носит название «лех леха» — когда Всевышний приказал
Аврааму покинуть землю, где он родился и вырос и пуститься в странствия. Этот
приказ довольно подробно записан в Торе — «…Уйди
из страны
своей, от окружения (родни) твоего и из дома отца твоего — в страну, которую Я
укажу тебе. И Я сделаю тебя народом великим, и благословлю тебя, и имя твое
возвысится, и ты станешь источником благословения» (Берешит, гл.
12, ст. 1-2; подробнее о сути этого повеления — см. на сайте
обзор недельной
главы Лех Леха, первый годовой цикл обсуждения).
Так в чем же
все-таки оно состояло, это испытание? В чем Всевышний хотел убедиться, отдавая
нашему праотцу такой приказ? В том, что Авраам выполнит повеление?
Всевышний, отправляя Авраама в путь, — пишет, комментируя нашу недельную
главу Раши (раби Шломо бен Ицхак, величайший комментатор Торы и Талмуда;
Франция, 11-й век), — сообщает ему, что уход из дома, от окружения, от родных
пойдет ему на благо — там, в стране, которую «укажет Творец», он обзаведется
детьми и станет великим народом.
Но что же это тогда за испытание? Любая бездетная пара отправится хоть на
край света, если у нее появится перспектива в тех «краях» обрести полноценное
семейное счастье и иметь детей.
Испытание Авраама состояло не в географическом отдалении от родных мест, —
отмечает Мальбим (рав Меир Лейбуш бен Иехиель-Михл, 19-й век), — но в
отказе от мировоззрения, морали и принципов, которыми руководствовалось его
окружение. И суть этого испытания — мотив: подчинится ли Авраам приказу,
«прельстившись» обещанной наградой, или сумеет исполнить его, подчинив свои
чувства и устремления Воле Творца?
Именно здесь и находится граница, отделяющая истинно праведного человека от
неправедного. Праведник (на иврите — цадик) умеет управлять своими
желаниями, потребностями и эмоциями, то есть, как пишется в наших книгах —
«своим сердцем». «Злодеи» же, — подчеркивают Учителя (Мидраш Берешит Раба
к недельной главе Лех Леха), — являясь полной противоположностью
праведникам, живут «во власти своего сердца». Они — рабы собственных желаний,
страстей и эмоций.
Обычному человеку, — отмечает известный комментатор Торы и Талмуда Эвен Эзра,
— из Десяти заповедей труднее всего дается заповедь «не возжелай…». Потому что
она связана с необходимостью ограничить себя в реализации желаний.
Авраам-авину (наш праотец) первое испытание, ниспосланное ему
Всевышним, с честью выдержал. Он не просто умел управлять своим сердцем, но жил
так, что его желания, как сообщают Учителя, совпадали с Волей Творца.
Осуществляя любую работу, он думал не о награде, но о том, прежде всего, как
наилучшим образом выполнить заповеди Всевышнего.
Авраам, — рассказывает Талмуд (трактат Недарим, лист 32), — все
свое тело сумел подчинить духовным устремлениям. Сначала он научился управлять
основными органами, включая, естественно, сердце. Потом, поднявшись духовно еще
на одну ступень — глазами, ушами и ртом. В результате все 248 органов
человеческого тела были подвластны его духу и разуму.
Идея «управления ртом» нам, по сути, понятна — каждый человек способен
контролировать свою речь. Но вот уши… Можно ли подчинить их собственным
духовным устремлениям? Ведь они без разбора воспринимают звуки извне…
31.10.06
И действительно. Наши уши улавливают из внешней среды звуки, которые эта
среда воспроизводит. И человек, казалось бы, не может слышать только то, что ему
хочется услышать, а ненужное — «пропускать мимо ушей».
Та же ситуация — и с глазами. Разве может человек видеть «выборочно» — лишь
то, что ему позволительно видеть?
Однако еврейская традиция приводит конкретные примеры, когда люди овладевали
этим искусством.
Рассказывается, скажем, о Хофец Хаиме (раби Исраэль а-Коэн, один из
крупнейших Учителей Торы первой половины 20-го века), авторе фундаментального
исследования (книга так и называется — Хофец Хаим), посвященного
запрету на лашон а-ра (злословие; см. на сайте, к примеру, ответ
«Можно ли говорить плохо о других, обращаясь к раввину?» и
«Как
сообщить на работе отрицательное мнение о человеке?»), что он
настолько подчинил себе собственные уши, что просто не слышал, как другие,
находясь рядом с ним, злословили.
«Механизм» такого контроля, если заострить на этом внимание, не так уж и
сложен. Широко известно, что увлеченный чем-то человек, прежде всего, видит,
слышит и замечает то, что соотносится с его увлечением. Допустим, прирожденный
столяр-краснодеревщик, попав к вам в дом, в первую очередь рассмотрит, какой
мебелью обставлена ваша квартира. И если потом его спросят, какого цвета были
шторы на окнах, он вряд ли вспомнит об этом. Или, положим, влюбленный в свое
ремесло сапожник отметит, что уже встречался с вами, взглянув, прежде всего, на
вашу обувь…
Так и человек, главный смысл жизни которого — выполнять Волю Всевышнего,
слышит, видит и подмечает в основном то, что угодно Творцу.
В нашей недельной главе читаем: «И были ссоры между пастухами Авраама и
пастухами Лота, и кенаанцы населяли тогда страну» (Берешит,
гл. 13, ст. 7).
О каких ссорах здесь идет речь?
Дело в том, — объясняет Раши, — что пастухи Лота регулярно пасли скот
на чужих лугах и полях, нанося ущерб хозяйствам кенаанцев. В отличие от
них, пастухи Авраама уважали законы частной собственности и пытались усовестить
«коллег», попечению которых были вверены стада Лота.
В ответ пастухи Лота возражали, выдвигая, как им казалось, вполне
убедительные и оправдывающие их поведение аргументы. Кенаанские земли, —
говорили они, — обещаны Всевышним Аврааму. И, поскольку у Авраама нет детей, все
его достояние унаследует его ближайший родственник, то есть — Лот. Значит, можно
считать, что скот Лота пасется на угодьях, которые все равно будут ему
принадлежать. Так стоит ли сейчас церемониться с этими кенаанцами?..
Этим отрывком, — отмечают другие Учителя, анализируя недельную главу
Лех Леха, — Тора подчеркивает, что в период, когда на территории
Кенаана поселился Авраам, время реализации обещания Всевышниго (отдать эти
земли во владение евреям) еще не пришло. И кенаанцы были тогда
полноправными хозяевами своих владений. Отношение к их собственности в
данном случае — «лакмусовая бумажка», проявляющая чистоту праведных помыслов
(пастухи Авраама) и «глухоту» неправедных людей (пастухи Лота) к велениям
Всевышнего.
Более того, Тора открывает нам здесь одну из жизненных закономерностей:
человек, порабощенный собственными желаниями, склонен искажать Истину, и ради
оправдания своих деяний — неадекватно трактовать очевидные факты…
01.11.06
Неконтролируемые желания, — предупреждают Учителя, — очень опасны. Они
без особого труда могут увести человека от Истины и отдалить от Всевышнего.
И отмечают, что людям, не научившимся владеть собой, крайне вредна лесть.
В подтверждение этому Танах (вторая книг Мелахим — Царей, гл.
13) рассказывает историю о царе Израиля по имени Йоаш. Этот царь в своей жизни
и, управляя страной, следовал заповедям Торы.
Но вот во дворце постепенно сложилась неблагоприятная для его духовного
состояния обстановка — слуги наперебой начали льстить ему, говоря, что он
обладает некой «божественной силой». В результате он и сам уверовал в это и
отдалился от Творца мира.
Тот, кто хочет заблуждаться, — наставляет наша традиция, — всегда найдет для
этого повод.
Каждый знает, что самолюбование — негативная черта характера, ибо развивает в
человеке эгоцентризм, а эгоцентризм приводит к тому, что человек может сбиться с
путей Всевышнего.
Предположим, ребенок скажет юноше, что он — красив.
Благонамеренный юноша, воспитывающий в себе стремление к духовности, лишь
улыбнется в ответ на такой комплимент. Но тот, в глубинах души которого живет
желание быть самым лучшим и самым красивым, скорее всего, побежит к зеркалу. И
убедится, что малыш «прав» — потому что ему очень хочется, чтобы это было
правдой.
Так лесть закладывает основу самолюбованию, со всеми вытекающими отсюда
последствиями, включая способность принимать желаемое за действительное.
Дают нам Учителя и такое наставление: тому, кто пренебрег жизненной правдой,
трудно вернуться на путь Истины.
Если человек изучает реальность, но не хочет ее принять, он интерпретирует
приобретенное знание о ней на свой лад и воспринимает ее в искаженном виде.
Такому человеку и в самом деле невероятно трудно вернуться к Истине, ибо он
хочет заблуждаться.
Именно это и произошло с Лотом, племянником Авраама, которого наш праотец,
покидая отчие края, взял с собой в неизведанное. Как сказано в нашей недельной
главе: «И пошел Авраам, как и говорил ему Всевышний; и пошел с ним (племянник)
Лот, а Аврааму — семьдесят пять лет при исходе из (района) Харана. И взял Авраам
жену свою — Сару, и племянника Лота, и все их имущество, которое накопили...» (Берешит,
гл. 12, ст. 4-5).
Живя рядом с Авраамом, Лот очень многому у него научился. Более того, он
вместе с Авраамом старался соблюдать заповеди Всевышнего и, казалось бы, выбрал
для себя в жизни правильный путь — путь к Творцу. Но вместе с тем, его не
покидало ощущение, что эта дорога — не для него. Все его естество противилось
этому…
Лот знал, как надо жить и всецело верил Аврааму. Но — был не в состоянии
справиться со своими желаниями, не мог подчинить себе собственные эмоции. Он
хотел заблуждаться.
«Энергетика» его желания заблуждаться была настолько сильна, что, в конце
концов, Лот выбрал для себя иную дорогу, которая и привела его в город Седом
(на его месте теперь — Мертвое море), в город, обреченный на уничтожение (см. на
сайте
заключительную часть обзора недельной главы Вайера,
первый годовой цикл обсуждения).
Впрочем, сам Лот по Воле Небес был спасен (см. на сайте, к примеру, ответ
«Жена Лота и соляной столб»).
02.11.06
Но вернемся к тексту нашей недельной главы — к моменту, где Всевышний,
приказывая Аврааму покинуть места, где он родился и вырос, и оставить привычное
окружение, обещает ему «возвысить» его имя. Как сказано: «…и благословлю тебя, и
имя твое возвысится» (Берешит, гл. 12, ст. 2).
В одном из обзоров прошлых лет уже отмечалось, что слова о возвышении имени
подразумевают, что Авраам получил от Творца дополнительную еврейскую душу (см.
на сайте ответы
«Как определить дополнительную еврейскую душу» и
«Дополнительная душа у еврея — намек в Танахе»). То есть — особую
«емкость», способную принимать из высших миров духовность высокой концентрации
(подробнее об этом — см. на сайте
обзор недельной главы Лех Леха,
первый годовой цикл обсуждения).
Однако Раши открывает в этих словах иную грань Истины.
Здесь говорится, — разъясняет он, — что Авраам обретет известность во всем
мире.
Чем же прославился на весь мир Авраам? — спрашивают Учителя.
И отвечают: своей необыкновенной скромностью. В тексте, описывающем, как
Авраам пытался защитить жителей Седома и Аморы, когда Всевышний объявил ему о
своем решении уничтожить эти города, наш праотец произносит: «…решился я
говорить (противоречить) Всевышнему, хотя я — прах и пепел» (Берешит,
гл. 18, ст. 27).
Многие слышали такое выражение: «Если человек бежит от славы, слава гонится
за ним».
Но ведь если человек, не делая вид, а и в самом деле, «бежит от славы», —
отмечает рав Хаим Шмулевич (глава иерусалимской йешивы «Мир»), — искренне
противится проявлению в свой адрес всякого рода почестей, то преследования славы
будут для него наказанием. Но разве он за свою скромность заслуживает наказания?
И дает этому такое разъяснение. Если человек бежит от славы и почестей,
следовательно, он придает своей известности в обществе слишком большое значение.
По-настоящему скромный человек не замечает почестей, которые ему
оказывают окружающие, а уж тем более — не ждет благодарности за свои благодеяния
и добро, которое делает людям.
Написано в Талмуде (трактат Берахот, лист 17), что Рав
(столь великий и известный Учитель Талмуда первого поколения, что звание «рав»
стало его именем, и все знали, о ком идет речь; 3-й век), обращаясь к Всевышнему
с молитвой, просил дать ему богатство и почет. И в то же время известно, что он
был очень скромным человеком и старался избегать ситуаций, в которых ему могли
оказывать почести.
Как сочетается в одном человеке одно с другим? Если он, будучи скромным, не
любил почести, зачем же ему было просить Творца ниспослать ему почет?
Дело тут в том, — разъясняют Учителя, — что почет, равно как и другие
человеческие проявления и качества, можно использовать по-разному. Поистине
скромный и праведный человек обратит заслуженные им в обществе славу и почет во
благо, позволяющее ему еще лучше, еще эффективнее служить Всевышнему. Простой
пример: человеку, который известен в своем окружении и пользуется людским
уважением, доверяют, его слова имеют больший вес, и он может с большим успехом
распространять в среде своих соплеменников знания Торы.
Если же человек упивается славой, которую приобрел, скажем, за счет
каких-либо своих выдающихся способностей, почести, оказанные ему — не более, чем
«пустышка», ибо они никому не приносят пользы.
Теперь нам понятно, о какой «известности Авраама на весь мир» говорится в
обещании Творца, записанном в Торе. Речь — о том неоценимом и неизмеримом
духовном влиянии, которое он окажет на все поколения своих потомков.
И все же, почему Тора уделяет гораздо больше внимания ниспосланному Всевышним
испытанию Авраама «лех леха» («уйди с земли своей…»), нежели испытанию
огненной печью?
Подведя некий итог тому, что здесь было сказано, мы можем ответить и на этот
вопрос. Чтобы выдержать испытание «лех леха», наш праотец научился
управлять своим сердцем, а для этого ему требовалось в определенном смысле —
проявлять героизм всю свою жизнь. В ситуации же с раскаленной печью, когда он
перед смертельной угрозой отказался поступиться своим мировоззрением, героизм
ему пришлось проявить лишь в течение нескольких мгновений…
Автор текста Мордехай Вейц
Иерусалим
Прочесть двадцать второй цикл обсуждения Прочесть двадцать первый цикл обсуждения Прочесть двадцатый цикл обсуждения Прочесть девятнадцатый цикл обсуждения Прочесть восемнадцатый цикл обсуждения Прочесть семнадцатый цикл обсуждения Прочесть шестнадцатый цикл обсуждения Прочесть пятнадцатый цикл обсуждения Прочесть четырнадцатый цикл обсуждения Прочесть седьмой цикл обсуждения Прочесть шестой цикл обсуждения Прочесть пятый цикл обсуждения Прочесть четвертый цикл обсуждения Прочесть третий цикл обсуждения Прочесть второй цикл обсуждения Прочесть первый цикл обсуждения
|
|
|
|
|
New Page 1
|