Двадцать второй цикл обсуждения (видео)
Прочесть двадцать первый цикл обсуждения Прочесть двадцатый цикл обсуждения Прочесть девятнадцатый цикл обсуждения Прочесть восемнадцатый цикл обсуждения Прочесть семнадцатый цикл обсуждения Прочесть шестнадцатый цикл обсуждения Прочесть пятнадцатый цикл обсуждения Прочесть четырнадцатый цикл обсуждения Прочесть седьмой цикл обсуждения Прочесть шестой цикл обсуждения Прочесть пятый цикл обсуждения Прочесть четвертый цикл обсуждения Прочесть третий цикл обсуждения Прочесть второй цикл обсуждения Прочесть первый цикл обсуждения
ГЛАВА «Лех Леха»
Место в Торе:
Книга Берешит, гл. 12, ст. 1 - гл. 17, ст. 27.
Почему она так
называется?
В первой фразе главы говорится:
“И сказал Всевышний Аврааму - уйди из страны своей...”.
Уйди
на иврите - лех леха.
Обсуждение
главы
Лех Леха
1.
Кого упоминать рядом с Всевышним
Всевышний обещает Авраму: «И Я
сделаю тебя великим народом, и благословлю тебя, и возвеличу имя твое. И быть
тебе благословением» (Берешит, гл. 12, ст. 2).
В своем комментарии Раши
(раби Шломо бен Ицхак — величайший комментатор Торы и Талмуда; Франция, 11-й
век) отмечает, что это обещание Творца соотносится со словами из первого
благословения молитвы Шмоне Эсре.
Фраза «И Я сделаю тебя великим
народом» соответствует словам — «Всевышний Авраама».
Словосочетание «И благословлю
тебя» соотносится со словами «Всевышний Ицхака».
Выражение «и возвеличу имя твое»
связано со словами — «Всевышний Яакова».
Возникает вопрос: почему в
молитве Всевышний соотнесен отдельно с каждым из праотцов? Почему нельзя было
сказать — «Всевышний Авраама, Ицхака и Яакова»?
В Мидраше рассказывается, что
Авраам, который родился, получил воспитание и жил среди язычников, уже в молодые
годы, когда его еще звали — Аврам, стал задумываться о смысле жизни и искать
Всевышнего.
Сначала он обратил внимание, что
жизнь во многом зависит от солнца, движущегося по небесной сфере. С рассветом
мир пробуждается к жизни, которая набирает силу вместе с солнцем, стремящимся к
зениту. Значит, солнце — самое великое и могущественное, и ему следует
поклоняться.
Но не успел Аврам как следует
сжиться с этой мыслью, а солнце уже закатилось за горизонт, и наступила ночь. Выходит,
солнце не такое уже и всемогущее
Впрочем, в данном случае,
солнце не выходит, а заходит. И как раз потому, что оно заходит и выходит — идея
поклонения ему ни в какие разумные рамки не укладывается.
Тем временем на небосклоне
зажглась луна, и со всех сторон высыпали мириады звезд.
Аврам, словно завороженный,
смотрел на эти алмазные россыпи, не в силах отвести от них взгляд. Но тут —
жизнь, было, совсем «провалившаяся» в небытие, вновь начала пробуждаться в своем
ночном облике.
Так вот, кто истинный правитель
мира! — заключил Аврам. Он стоял не мог сдвинуться с места, словно громом
пораженный этим своим открытием.
Но вот, небо начало светлеть, а
луна и звезды поблекли, и стали постепенно исчезать.
Аврама снова постигло разочарование.
В раздумье он отправился куда
ноги ведут. И они привели его в дом Ноаха, который был неким прообразом йешивы
или бейт мидраша (дома учения).
Там Аврам получил знание о
Всевышнем и о Его путях. И сделался Аврам, — сообщает Мидраш, — служителем
Всевышнего, отныне и до последнего вздоха.
Важный вклад Авраама, путь
служения, который он проложил для потомков — это утренняя молитва. Авраам
установил утреннюю молитву Всевышнему, чтобы никому не пришло в голову молиться
солнцу. В память об этом мы произносим в молитве — «Элокей Авраам» (Всевышний
Авраама).
Ицхак, сын и продолжатель дела
Авраама, установил послеполуденную молитву, называемую минхой.
Минха
означает — нах йома (когда день склоняется к своему окончанию). Ицхак
ввел в обиход минху, чтобы никто не обожествлял луну. А мы отмечаем его
заслугу в молитве, произнося «Элокей Ицхак» (Всевышний Ицхака).
Но, может, стоит объединить
солнце и луну в единый культ и служить им, как одному божеству в двух лицах?
Чтобы никто не решил осуществить
эту идею, Яаков установил вечернюю молитву маарив (в переводе с иврита —
«смешение»). Признание заслуги Яакова тоже отражено в молитве, словах «Элокей
Яаков» (Всевышний Яакова).
Мы видим, что каждый из наших
праотцов проложил свой путь служения Творцу. Поэтому каждый из них удостоился
упоминания рядом со Всевышним — Элокей Авраам, Элокей Ицхак и Элокей Яаков.
на основе комментария рава Шауля Натанзона
(раввин города Львова, автор нескольких книг; Западная Украина, 19-й век)
2. Не дальнее родство
Всевышний велит Авраму
отправляться в путь и обещает: «И Я сделаю тебя великим народом, и благословлю
тебя, и возвеличу имя твое. И быть тебе благословением» (Берешит,
гл. 12, ст. 2).
Раши
(раби Шломо бен Ицхак — величайший комментатор Торы и Талмуда; Франция, 11-й
век) указывает на связь этого обещания с первым благословением молитвы
Шмоне Эсре.
Когда мы в молитве произносим
«Элокей Авраам, Элокей Ицхак и Элокей Яаков» — нужно постараться почувствовать
настоящую близость и родство с нашими праотцами. Тогда молитва будет более
возвышенной.
В йешиве Бриска (ныне Брест)
было заведено, что новый ученик не сразу допускался к общим урокам. Он должен
был хотя бы год проучиться самостоятельно или в хавруте (с напарником), впитать
в себя мировоззрение Бриска, срастись с ним, проявить свои способности, показать
успехи в учебе. И только после этого он мог присоединиться к одному из уроков.
Посещающие урок ученики
рассаживались за большим столом и за малым. Новеньким дозволялось сидеть только
за малым. И лишь по прохождении определенного времени, они могли пересесть за
большой стол.
Как-то в йешиву приехал учиться
молодой парень из Америки. Он был юн и настырен и не желал проходить
предварительные этапы. Но хотел получить все и сразу, как это было принято на
его родине. Юноша заявил главе йешивы, что состоит с ним в родстве. И поскольку
родственников нужно приближать и нельзя отталкивать — он требует позволить ему
присоединиться к общему уроку и сразу посадить за большой стол.
— И каким образом мы
родственники? — спросил его раввин.
В ответ соискатель большого
стола стал сыпать именами и фамилиями, по большей части — совершенно незнакомыми
раввину. Юноша начал выстраивать хитрые переплетения уважаемых семейств, упорно
прокладывая дорогу к семье главы йешивы.
Тот честно пытался следить за
ходом мысли, но вскоре потерял нить и вынужден был констатировать:
— Родство, если и есть, то очень
дальнее.
Молодого человека не слишком
огорчило фиаско на поприще генеалогии. Он быстро сменил тактику и начал
рассказывать историю.
Известный раввин, прозываемый
Хозе из Люблина, кроме всего прочего, занимался сбором пожертвований и
распределением их среди бедняков.
Один человек сосватал свою дочь
и в качестве нидуньи (приданное) обязался выплатить солидную сумму. У
него самого денег не было, и он обратился за помощью к Хозе, аргументируя свою
просьбу тем, что состоит с ним в родстве.
Тот действительно помог, но дал
гораздо меньше, чем ожидал отец невесты.
Отец попытался просить больше,
но Хозе на этот раз, вежливо отказал.
— Но мы же родственники, —
настаивал проситель, — а близким нужно помогать, их нельзя отталкивать.
— В чем же состоит родство?
— Внучатая племянница моей
троюродной сестры замужем за сводным братом тещи кузена вашей супруги.
— Это очень дальнее родство,
если его вообще можно назвать таковым, — констатировал Хозе.
Эти слова прозвучали как
приговор. Свадьба дочери оказалась под угрозой. Еврей расстегнул ворот рубашки,
потому что ему вдруг стало тяжело дышать.
В этот момент началась минха.
Молитву вел Хозе. Его слова устремлялись прямиком на Небеса, а он сам, словно
воспарил за ними. И вот, когда он в большом сосредоточении произносил —
«Благословен Ты, Всевышний... Элокей Авраам, Элокей Ицхак и Элокей Яаков», к
нему подскочил проситель и язвительно произнес:
— Слишком дальнее родство.
После молитвы Хозе подозвал его
и дал недостающие деньги.
— Если сам Хозе в похожей
ситуации согласился, что родство не такое уж дальнее и удовлетворил просьбу, то
и вам стоит принять мое родство и не отталкивать родственника.
— Я не принимаю довод того
просителя, — возразил глава йешивы.
И пояснил.
— Герой твоей истории и ты сам —
уповаете на родство и на принцип, подразумевающий, что родственников приближают
в первую очередь. А на возражение, что родство слишком далекое, ты привел
отрывок из молитвы с упоминанием наших праотцов Авраама, Ицхака и Яакова.
Причем, недостаточно просто упомянуть их — очень важно еще ощутить родство и
близость с ними. Но от меня до них гораздо дальше, чем до родства с тобой. И
значит, если я чувствую родство с Авраамом, то с тобой должен чувствовать его и
подавно. Все же я останусь при своем мнении: третья или четвертая степень
родства — это, если и родство, то родство очень далекое. Ты спросишь — а как же
Авраам? Ведь с ним меня связывает даже не третья и не четвертая степень родства,
а намного, намного дальше? И я отвечу, что Авраам, Ицхак и Яаков — это наши
отцы. Поэтому у каждого еврея с ними родство первой степени. А это — не дальнее
родство.
на основе комментария рава Шломо Левинштейна
(Израиль,
наше время)
3. Авраам был
великаном?
Написано об Аврааме: «И Я сделаю
тебя великим народом, и благословлю тебя, и возвеличу имя твое. И быть тебе
благословением» (Берешит, гл. 12, ст. 2).
Итак, Всевышний обещает сделать
Авраама «великим народом». А в Танахе упоминается «человек, величайший из
великанов» (книга пророка Йегошуа, гл. 14, ст. 15). И в Талмуде
(трактат Софрим, гл. 21, м. 9) разъясняется, что речь там тоже —
об Аврааме. И добавляют Учителя, что Авраам был ростом, как 74 человека, —
добавляют Учителя, — и ел он и пил за 74.
Такого Авраама, откровенно
говоря — трудно себе представить. Тогда нужно понять, что имели в виду Учителя?
В конце недельной главы
Мишпатим читаем: «И взошли Моше, Аарон, Надав и Авиhу,
и семьдесят старейшин Израиля... И созерцали они Всевышнего, и ели, и пили» (Шемот,
гл. 24, ст. 9, 11).
Моше, Аарон, Надав и Авиhу,
и еще семьдесят старейшин, всего — 74 человека.
Что же они делали в таком
количестве?
Написано, что они ели, пили и
созерцали Всевышнего.
Еда и питье, казалось бы,
совершенно не вяжутся с созерцанием Всевышнего. Только представьте: сидят люди,
к примеру\. с бутылкой водки, неторопливо выпивают и закусывают, и в качестве
культурной программы вовсю глазеют на Всевышнего. Заметьте, не футбол смотрят,
не песенный конкурс, но — созерцают Творца мира…
Не думаю, чтобы Он позволил
подобное. Под едой и питьем, конечно же, подразумевается духовная работа. Да и
Всевышний — не материален, чтобы Его можно было лицезреть.
Онкелос
(великий Учитель Торы времен написания Мишны, 2-й век; был гером —
неевреем, который принял еврейство; племянник римского императора Тита) в своем
комментарии объясняет, что Моше, Аарон, Надав и Авиhу
с 70-ю старейшинами (цвет народа Израиля) — совершали приношения Творцу, как
если бы они ели и пили. И Всевышний явил им Свою Славу.
Но почему о приношениях не
написано в Торе прямым текстом? Для чего они спрятаны за «едой и питьем»?
Так нас готовят к эпохе без
Храма.
В наше время стол, если
устраивается трапеза, посвященная выполнению заповеди, в какой-то мере может
заменить мизбеах (в условном переводе — жертвенник). А еда и питье, при
соответствующих намерениях сердца (каванот) — приношения.
Авраам по своему духовному
уровню, один был равен Моше и Аарону с сыновьями и 70-ти старейшинам. В этом
смысле, он был величайшим из великанов и содержал в себе весь цвет Израиля.
Авраам служил Всевышнему и
совершал приношения, принимая у себя, угощая едой Его посланников. И в этом он
приравнивается к 74 лучшим людям народа Израиля.
И еще. От Ноаха до Авраама в
Торе перечислены 74 человека. А в трактате Авот (гл. 5, м. 2)
сказано, что от Ноаха до Авраама было десять поколений, и Авраам удостоился
получить награду, вместо этих людей.
Таким образом, 74 человека на
протяжении десяти поколений испытывали терпение Всевышнего. Авраам оказался
достойнее них, вместе взятых. И их награда досталась ему.
Обратим внимание, что Всевышний
обещает Аврааму произвести от него великий народ — при условии, что он покинет
отчий дом и переселится в землю Кенаан, которой в будущем уготовано стать
Израилем.
Очевидно, семя Авраама обладало
такой святостью, которая не могла быть принята вне границ Израиля. Поэтому
продлить свой род Авраам мог только на территории Эрец Исраэль.
Впрочем, почти все дети Яакова,
кроме Биньямина, родились вне Израиля. Но разве они не семя Авраама?
Бейт
hа-Микдаш
(Храм), кстати сказать располагался именно в наделе колена Биньямина, потому что
Биньямин родился в Эрец Исраэль.
В комментарии к трактату
Гитин (лист 8) Учителя эпохи Тосафот (Франция, Германия, 12-13
вв.) приводят важное правило: границы Израиля могут быть расширены за счет
завоеваний — но только после того, как будет полностью создано государство в
границах, обозначенных Всевышним.
То есть сначала нужно отвоевать
у
семи кенаанских народов ту территорию, которую Творец предназначил сынам
Израиля, и только после этого можно начать заниматься ее расширением.
Сыны Реувена и Гада решили
поселиться за Иорданом, на земле, богатой пастбищами для скота. И хотя эта земля
была очищена от врагов раньше Кенаана, они не селились на ней, до тех пор, пока
не была завоевана обещанная Всевышним Эрец Исраэль.
Теперь вернемся к нашим
праотцам.
Только после того, как Авраам и
Ицхак утвердились в границах будущего Израиля, и у них там родилось потомство, у
Яакова открылась возможность родить детей за его пределами.
на основе комментариев Виленского Гаона
(раби Элиягу из города Вильно, Литва, 18-й век; назван Гаоном — почетнейший
титул — за исключительные знания всех разделов Торы и праведность)
и
рава Иегуды-Арье-Лейба Алтера
(известен и как Сфат Эмет, Гурский Ребе, Польша, 19 в.)
4. Благословение и
проклятие — по понятиям
Написано в нашей недельной
главе: «И благословлю Я тебя благословляющих, а проклинающих тебя прокляну» (Берешит,
гл. 12, ст. 3).
Всевышний обещает благословить
тех, кто благословляет Авраама, а тех, кто вздумает Авраама проклясть — Он Сам
проклянет в ответ.
Если мы внимательно всмотримся в
эти фразы — в глаза бросится их «несимметричность». Там, где говорится о
берахе (благословении), на первом месте стоит благословение Всевышнего, а на
втором — люди, которых Он благословит. Далее написано: «а проклинающих тебя
прокляну". Здесь уже на первом месте стоят люди, а проклятие, посылаемое им
Всевышним — на втором.
Почему так?
Дело в том, что бераха
богатого, состоятельного человека — намного сильнее, по сравнению с
благословением бедняка. Ведь тот, кто сам хорошо обеспечен — не станет желать
другому, чтобы ему утвердили беспроцентную ссуду в тысячу долларов, да не на
шесть месяцев, как водится, а на целый год. Он не благословит товарища тем,
чтобы тому судебный пристав не описал холодильник и стиральную машину за долги
службе социального страхования. Он не станет размениваться на мелочи. Если
благословлять — так уж действительно чем-то значительным, тем, что имеет
ценность в его глазах.
Поэтому Творец как бы играет на
опережение — Он Сам, первый благословляет человека, который только собирается
дать бераху Аврааму. Благословляет его богатством. И не только
материальным.
Для чего?
Чтобы Авраама благословлял
человек состоятельный и богатый во всех отношениях, чтобы он благословил его не
берахой бедняка, считающего каждую копейку, но — как богач, ни в чем не
нуждающийся.
Что же с проклятием?
Оказывается, проклятие бедняка
гораздо страшнее. Ведь богатый как проклинает? К примеру — «чтобы ты жил на одну
зарплату!». Или, допустим — «пусть твое состояние не перевалит за сто тысяч
долларов!».
Для некоторых, скажем, для
безработных, это прозвучит как благословение.
Но вот, бедняк — если уж
проклянет, так проклянет. «Чтобы у тебя крошки во рту не было!», — произнесет
он. Или — «чтобы ты ходил голый и босый!».
Это, согласитесь, гораздо
неприятнее. Поэтому Создатель ничего не предпринимает до тех пор, пока человек
не проклянет первым. Чтобы проклятие исходило из уст преуспевающего и успешного
человека. И лишь затем Всевышний проклинает в ответ, превращая проклявшего в
жалкого, убогого нищего, изнуренного болезнями, несчастьями и нуждой.
Всевышний обещает Аврааму — «И
благословлю Я тех, кто тебя благословляет". Чтобы Авраам удостоился берахи
от преуспевающего и успешного человека, благословляющего по понятиям богачей. А
у тех принято желать всего вдоволь и в большом изобилии.
Проклятие же также, если и
суждено — пусть лучше исходит от богача. Тогда оно не столь страшное, а порой и
вовсе напоминает на бераху.
Зато после того, как он
проклянет, Всевышний постарается изменить его статус, наслав на него Свои
проклятия. Так, чтобы в полку горьких неудачников прибыло.
на основе комментариев Виленского Гаона
(раби Элиягу из города Вильно, Литва, 18-й век; назван Гаоном — почетнейший
титул — за исключительные знания всех разделов Торы и праведность)
и
Хатам Софера
(раби Моше Софер; Братислава, Словакия, вторая половина 18-го – первая половина
19-го вв.)
5. Будь как Авраам
Написано: «И благословлю Я тебя
благословляющих, а проклинающих тебя — прокляну. И благословляться будут тобою
все семьи земли» (Берешит, гл. 12, ст. 3).
Выражение «И благословляться
будут тобою все семьи земли» требует разъяснения.
Раши
(раби Шломо бен Ицхак — величайший комментатор Торы и Талмуда; Франция, 11-й
век) пишет, что существует немало аллегорических граней Истины, но прямой смысл
заключается в том, что человек говорит своему сыну — «Будь как Авраам».
Но почему именно как Авраам?
Отчего не как Ицхак, или как Яаков?
Случается, что в еврейских
семьях отец много времени и сил отдает работе и поэтому не преуспевает в
изучении Торы. Однако он не перестает лелеять мечту, что хотя бы его сын
добьется в этом значимых результатов и станет знатоком Торы (на иврите —
талмид хахам).
Такой отец строго следит за
своим сыном — чтобы он не разбазаривал время впустую, но максимально посвящал
его учебе. Сын же, по молодости лет, не всегда понимает отца. Он молод, полон
сил и разнообразных идей, в нем бурлит нерастраченная энергия. И он даже может
сказать в сердцах:
— Папа, почему ты так стараешься
сделать из меня мудреца Торы? Ведь сам ты в ней полный невежда?
Трудный вопрос. Он может
поставить в тупик любого. Но только не еврейского отца, задавшегося целью
вылепить из этого маленького бандита прилежного ученика йешивы.
— Я хочу тебя благословить,
чтобы ты был как Авраам-авину (отец наш). Ведь и его отец тоже не
разбирался в Торе. Ситуация у Авраама была даже хуже. Его отец был категорически
против Торы, будучи ярым идолопоклонником. Тем не менее, из Аврама вырос Авраам.
И я тебе желаю того же.
Рав Йеhуда-Лейб-Алтер
(известен и как Сфат Эмет; Гурский Ребе, Польша, 19 в.) ехал в поезде. И к нему
подсел случайный попутчик-еврей, который, увидев известного раввина, решил
воспользоваться возможностью и поговорить с ним о Торе.
Среди прочего, он задал вопрос,
относящийся к нашему фрагменту. Каким образом, начало его соотносится с
окончанием?
В начале написано — «И
благословлю Я тебя благословляющих, а проклинающих тебя прокляну». А затем — «И
благословляться будут тобою все семьи земли».
Написано, что благословляться
будут все — значит, включая и тех, что проклинали. Но как такое может быть?
— Да, действительно, — ответил
раввин, — величие Авраама было столь высоко и так явно бросалось в глаза, что
даже ненавидящие и проклинавшие его на каждом перекрестке, в тайне молились и
просили Всевышнего, чтобы сделал на него похожими.
Так исполнилось обещанное
Аврааму — «И благословляться будут тобою все семьи земли».
на основе комментария
Автор текста Мордехай Вейц
ГЛАВА
ГЛАВА «Лех Леха»
Место в Торе:
Книга Берешит, гл. 12, ст. 1 - гл. 17, ст. 27.
Почему она так
называется?
В первой фразе главы говорится:
“И сказал Всевышний Аврааму - уйди из страны своей...”.
Уйди
на иврите - лех леха.
Обсуждение
главы
Лех Леха
1.
Кого упоминать рядом с Всевышним
Всевышний обещает Авраму: «И Я
сделаю тебя великим народом, и благословлю тебя, и возвеличу имя твое. И быть
тебе благословением» (Берешит, гл. 12, ст. 2).
В своем комментарии Раши
(раби Шломо бен Ицхак — величайший комментатор Торы и Талмуда; Франция, 11-й
век) отмечает, что это обещание Творца соотносится со словами из первого
благословения молитвы Шмоне Эсре.
Фраза «И Я сделаю тебя великим
народом» соответствует словам — «Всевышний Авраама».
Словосочетание «И благословлю
тебя» соотносится со словами «Всевышний Ицхака».
Выражение «и возвеличу имя твое»
связано со словами — «Всевышний Яакова».
Возникает вопрос: почему в
молитве Всевышний соотнесен отдельно с каждым из праотцов? Почему нельзя было
сказать — «Всевышний Авраама, Ицхака и Яакова»?
В Мидраше рассказывается, что
Авраам, который родился, получил воспитание и жил среди язычников, уже в молодые
годы, когда его еще звали — Аврам, стал задумываться о смысле жизни и искать
Всевышнего.
Сначала он обратил внимание, что
жизнь во многом зависит от солнца, движущегося по небесной сфере. С рассветом
мир пробуждается к жизни, которая набирает силу вместе с солнцем, стремящимся к
зениту. Значит, солнце — самое великое и могущественное, и ему следует
поклоняться.
Но не успел Аврам как следует
сжиться с этой мыслью, а солнце уже закатилось за горизонт, и наступила ночь. Выходит,
солнце не такое уже и всемогущее
Впрочем, в данном случае,
солнце не выходит, а заходит. И как раз потому, что оно заходит и выходит — идея
поклонения ему ни в какие разумные рамки не укладывается.
Тем временем на небосклоне
зажглась луна, и со всех сторон высыпали мириады звезд.
Аврам, словно завороженный,
смотрел на эти алмазные россыпи, не в силах отвести от них взгляд. Но тут —
жизнь, было, совсем «провалившаяся» в небытие, вновь начала пробуждаться в своем
ночном облике.
Так вот, кто истинный правитель
мира! — заключил Аврам. Он стоял не мог сдвинуться с места, словно громом
пораженный этим своим открытием.
Но вот, небо начало светлеть, а
луна и звезды поблекли, и стали постепенно исчезать.
Аврама снова постигло разочарование.
В раздумье он отправился куда
ноги ведут. И они привели его в дом Ноаха, который был неким прообразом йешивы
или бейт мидраша (дома учения).
Там Аврам получил знание о
Всевышнем и о Его путях. И сделался Аврам, — сообщает Мидраш, — служителем
Всевышнего, отныне и до последнего вздоха.
Важный вклад Авраама, путь
служения, который он проложил для потомков — это утренняя молитва. Авраам
установил утреннюю молитву Всевышнему, чтобы никому не пришло в голову молиться
солнцу. В память об этом мы произносим в молитве — «Элокей Авраам» (Всевышний
Авраама).
Ицхак, сын и продолжатель дела
Авраама, установил послеполуденную молитву, называемую минхой.
Минха
означает — нах йома (когда день склоняется к своему окончанию). Ицхак
ввел в обиход минху, чтобы никто не обожествлял луну. А мы отмечаем его
заслугу в молитве, произнося «Элокей Ицхак» (Всевышний Ицхака).
Но, может, стоит объединить
солнце и луну в единый культ и служить им, как одному божеству в двух лицах?
Чтобы никто не решил осуществить
эту идею, Яаков установил вечернюю молитву маарив (в переводе с иврита —
«смешение»). Признание заслуги Яакова тоже отражено в молитве, словах «Элокей
Яаков» (Всевышний Яакова).
Мы видим, что каждый из наших
праотцов проложил свой путь служения Творцу. Поэтому каждый из них удостоился
упоминания рядом со Всевышним — Элокей Авраам, Элокей Ицхак и Элокей Яаков.
на основе комментария рава Шауля Натанзона
(раввин города Львова, автор нескольких книг; Западная Украина, 19-й век)
2. Не дальнее родство
Всевышний велит Авраму
отправляться в путь и обещает: «И Я сделаю тебя великим народом, и благословлю
тебя, и возвеличу имя твое. И быть тебе благословением» (Берешит,
гл. 12, ст. 2).
Раши
(раби Шломо бен Ицхак — величайший комментатор Торы и Талмуда; Франция, 11-й
век) указывает на связь этого обещания с первым благословением молитвы
Шмоне Эсре.
Когда мы в молитве произносим
«Элокей Авраам, Элокей Ицхак и Элокей Яаков» — нужно постараться почувствовать
настоящую близость и родство с нашими праотцами. Тогда молитва будет более
возвышенной.
В йешиве Бриска (ныне Брест)
было заведено, что новый ученик не сразу допускался к общим урокам. Он должен
был хотя бы год проучиться самостоятельно или в хавруте (с напарником), впитать
в себя мировоззрение Бриска, срастись с ним, проявить свои способности, показать
успехи в учебе. И только после этого он мог присоединиться к одному из уроков.
Посещающие урок ученики
рассаживались за большим столом и за малым. Новеньким дозволялось сидеть только
за малым. И лишь по прохождении определенного времени, они могли пересесть за
большой стол.
Как-то в йешиву приехал учиться
молодой парень из Америки. Он был юн и настырен и не желал проходить
предварительные этапы. Но хотел получить все и сразу, как это было принято на
его родине. Юноша заявил главе йешивы, что состоит с ним в родстве. И поскольку
родственников нужно приближать и нельзя отталкивать — он требует позволить ему
присоединиться к общему уроку и сразу посадить за большой стол.
— И каким образом мы
родственники? — спросил его раввин.
В ответ соискатель большого
стола стал сыпать именами и фамилиями, по большей части — совершенно незнакомыми
раввину. Юноша начал выстраивать хитрые переплетения уважаемых семейств, упорно
прокладывая дорогу к семье главы йешивы.
Тот честно пытался следить за
ходом мысли, но вскоре потерял нить и вынужден был констатировать:
— Родство, если и есть, то очень
дальнее.
Молодого человека не слишком
огорчило фиаско на поприще генеалогии. Он быстро сменил тактику и начал
рассказывать историю.
Известный раввин, прозываемый
Хозе из Люблина, кроме всего прочего, занимался сбором пожертвований и
распределением их среди бедняков.
Один человек сосватал свою дочь
и в качестве нидуньи (приданное) обязался выплатить солидную сумму. У
него самого денег не было, и он обратился за помощью к Хозе, аргументируя свою
просьбу тем, что состоит с ним в родстве.
Тот действительно помог, но дал
гораздо меньше, чем ожидал отец невесты.
Отец попытался просить больше,
но Хозе на этот раз, вежливо отказал.
— Но мы же родственники, —
настаивал проситель, — а близким нужно помогать, их нельзя отталкивать.
— В чем же состоит родство?
— Внучатая племянница моей
троюродной сестры замужем за сводным братом тещи кузена вашей супруги.
— Это очень дальнее родство,
если его вообще можно назвать таковым, — констатировал Хозе.
Эти слова прозвучали как
приговор. Свадьба дочери оказалась под угрозой. Еврей расстегнул ворот рубашки,
потому что ему вдруг стало тяжело дышать.
В этот момент началась минха.
Молитву вел Хозе. Его слова устремлялись прямиком на Небеса, а он сам, словно
воспарил за ними. И вот, когда он в большом сосредоточении произносил —
«Благословен Ты, Всевышний... Элокей Авраам, Элокей Ицхак и Элокей Яаков», к
нему подскочил проситель и язвительно произнес:
— Слишком дальнее родство.
После молитвы Хозе подозвал его
и дал недостающие деньги.
— Если сам Хозе в похожей
ситуации согласился, что родство не такое уж дальнее и удовлетворил просьбу, то
и вам стоит принять мое родство и не отталкивать родственника.
— Я не принимаю довод того
просителя, — возразил глава йешивы.
И пояснил.
— Герой твоей истории и ты сам —
уповаете на родство и на принцип, подразумевающий, что родственников приближают
в первую очередь. А на возражение, что родство слишком далекое, ты привел
отрывок из молитвы с упоминанием наших праотцов Авраама, Ицхака и Яакова.
Причем, недостаточно просто упомянуть их — очень важно еще ощутить родство и
близость с ними. Но от меня до них гораздо дальше, чем до родства с тобой. И
значит, если я чувствую родство с Авраамом, то с тобой должен чувствовать его и
подавно. Все же я останусь при своем мнении: третья или четвертая степень
родства — это, если и родство, то родство очень далекое. Ты спросишь — а как же
Авраам? Ведь с ним меня связывает даже не третья и не четвертая степень родства,
а намного, намного дальше? И я отвечу, что Авраам, Ицхак и Яаков — это наши
отцы. Поэтому у каждого еврея с ними родство первой степени. А это — не дальнее
родство.
на основе комментария рава Шломо Левинштейна
(Израиль,
наше время)
3. Авраам был
великаном?
Написано об Аврааме: «И Я сделаю
тебя великим народом, и благословлю тебя, и возвеличу имя твое. И быть тебе
благословением» (Берешит, гл. 12, ст. 2).
Итак, Всевышний обещает сделать
Авраама «великим народом». А в Танахе упоминается «человек, величайший из
великанов» (книга пророка Йегошуа, гл. 14, ст. 15). И в Талмуде
(трактат Софрим, гл. 21, м. 9) разъясняется, что речь там тоже —
об Аврааме. И добавляют Учителя, что Авраам был ростом, как 74 человека, —
добавляют Учителя, — и ел он и пил за 74.
Такого Авраама, откровенно
говоря — трудно себе представить. Тогда нужно понять, что имели в виду Учителя?
В конце недельной главы
Мишпатим читаем: «И взошли Моше, Аарон, Надав и Авиhу,
и семьдесят старейшин Израиля... И созерцали они Всевышнего, и ели, и пили» (Шемот,
гл. 24, ст. 9, 11).
Моше, Аарон, Надав и Авиhу,
и еще семьдесят старейшин, всего — 74 человека.
Что же они делали в таком
количестве?
Написано, что они ели, пили и
созерцали Всевышнего.
Еда и питье, казалось бы,
совершенно не вяжутся с созерцанием Всевышнего. Только представьте: сидят люди,
к примеру\. с бутылкой водки, неторопливо выпивают и закусывают, и в качестве
культурной программы вовсю глазеют на Всевышнего. Заметьте, не футбол смотрят,
не песенный конкурс, но — созерцают Творца мира…
Не думаю, чтобы Он позволил
подобное. Под едой и питьем, конечно же, подразумевается духовная работа. Да и
Всевышний — не материален, чтобы Его можно было лицезреть.
Онкелос
(великий Учитель Торы времен написания Мишны, 2-й век; был гером —
неевреем, который принял еврейство; племянник римского императора Тита) в своем
комментарии объясняет, что Моше, Аарон, Надав и Авиhу
с 70-ю старейшинами (цвет народа Израиля) — совершали приношения Творцу, как
если бы они ели и пили. И Всевышний явил им Свою Славу.
Но почему о приношениях не
написано в Торе прямым текстом? Для чего они спрятаны за «едой и питьем»?
Так нас готовят к эпохе без
Храма.
В наше время стол, если
устраивается трапеза, посвященная выполнению заповеди, в какой-то мере может
заменить мизбеах (в условном переводе — жертвенник). А еда и питье, при
соответствующих намерениях сердца (каванот) — приношения.
Авраам по своему духовному
уровню, один был равен Моше и Аарону с сыновьями и 70-ти старейшинам. В этом
смысле, он был величайшим из великанов и содержал в себе весь цвет Израиля.
Авраам служил Всевышнему и
совершал приношения, принимая у себя, угощая едой Его посланников. И в этом он
приравнивается к 74 лучшим людям народа Израиля.
И еще. От Ноаха до Авраама в
Торе перечислены 74 человека. А в трактате Авот (гл. 5, м. 2)
сказано, что от Ноаха до Авраама было десять поколений, и Авраам удостоился
получить награду, вместо этих людей.
Таким образом, 74 человека на
протяжении десяти поколений испытывали терпение Всевышнего. Авраам оказался
достойнее них, вместе взятых. И их награда досталась ему.
Обратим внимание, что Всевышний
обещает Аврааму произвести от него великий народ — при условии, что он покинет
отчий дом и переселится в землю Кенаан, которой в будущем уготовано стать
Израилем.
Очевидно, семя Авраама обладало
такой святостью, которая не могла быть принята вне границ Израиля. Поэтому
продлить свой род Авраам мог только на территории Эрец Исраэль.
Впрочем, почти все дети Яакова,
кроме Биньямина, родились вне Израиля. Но разве они не семя Авраама?
Бейт
hа-Микдаш
(Храм), кстати сказать располагался именно в наделе колена Биньямина, потому что
Биньямин родился в Эрец Исраэль.
В комментарии к трактату
Гитин (лист 8) Учителя эпохи Тосафот (Франция, Германия, 12-13
вв.) приводят важное правило: границы Израиля могут быть расширены за счет
завоеваний — но только после того, как будет полностью создано государство в
границах, обозначенных Всевышним.
То есть сначала нужно отвоевать
у
семи кенаанских народов ту территорию, которую Творец предназначил сынам
Израиля, и только после этого можно начать заниматься ее расширением.
Сыны Реувена и Гада решили
поселиться за Иорданом, на земле, богатой пастбищами для скота. И хотя эта земля
была очищена от врагов раньше Кенаана, они не селились на ней, до тех пор, пока
не была завоевана обещанная Всевышним Эрец Исраэль.
Теперь вернемся к нашим
праотцам.
Только после того, как Авраам и
Ицхак утвердились в границах будущего Израиля, и у них там родилось потомство, у
Яакова открылась возможность родить детей за его пределами.
на основе комментариев Виленского Гаона
(раби Элиягу из города Вильно, Литва, 18-й век; назван Гаоном — почетнейший
титул — за исключительные знания всех разделов Торы и праведность)
и
рава Иегуды-Арье-Лейба Алтера
(известен и как Сфат Эмет, Гурский Ребе, Польша, 19 в.)
4. Благословение и
проклятие — по понятиям
Написано в нашей недельной
главе: «И благословлю Я тебя благословляющих, а проклинающих тебя прокляну» (Берешит,
гл. 12, ст. 3).
Всевышний обещает благословить
тех, кто благословляет Авраама, а тех, кто вздумает Авраама проклясть — Он Сам
проклянет в ответ.
Если мы внимательно всмотримся в
эти фразы — в глаза бросится их «несимметричность». Там, где говорится о
берахе (благословении), на первом месте стоит благословение Всевышнего, а на
втором — люди, которых Он благословит. Далее написано: «а проклинающих тебя
прокляну". Здесь уже на первом месте стоят люди, а проклятие, посылаемое им
Всевышним — на втором.
Почему так?
Дело в том, что бераха
богатого, состоятельного человека — намного сильнее, по сравнению с
благословением бедняка. Ведь тот, кто сам хорошо обеспечен — не станет желать
другому, чтобы ему утвердили беспроцентную ссуду в тысячу долларов, да не на
шесть месяцев, как водится, а на целый год. Он не благословит товарища тем,
чтобы тому судебный пристав не описал холодильник и стиральную машину за долги
службе социального страхования. Он не станет размениваться на мелочи. Если
благословлять — так уж действительно чем-то значительным, тем, что имеет
ценность в его глазах.
Поэтому Творец как бы играет на
опережение — Он Сам, первый благословляет человека, который только собирается
дать бераху Аврааму. Благословляет его богатством. И не только
материальным.
Для чего?
Чтобы Авраама благословлял
человек состоятельный и богатый во всех отношениях, чтобы он благословил его не
берахой бедняка, считающего каждую копейку, но — как богач, ни в чем не
нуждающийся.
Что же с проклятием?
Оказывается, проклятие бедняка
гораздо страшнее. Ведь богатый как проклинает? К примеру — «чтобы ты жил на одну
зарплату!». Или, допустим — «пусть твое состояние не перевалит за сто тысяч
долларов!».
Для некоторых, скажем, для
безработных, это прозвучит как благословение.
Но вот, бедняк — если уж
проклянет, так проклянет. «Чтобы у тебя крошки во рту не было!», — произнесет
он. Или — «чтобы ты ходил голый и босый!».
Это, согласитесь, гораздо
неприятнее. Поэтому Создатель ничего не предпринимает до тех пор, пока человек
не проклянет первым. Чтобы проклятие исходило из уст преуспевающего и успешного
человека. И лишь затем Всевышний проклинает в ответ, превращая проклявшего в
жалкого, убогого нищего, изнуренного болезнями, несчастьями и нуждой.
Всевышний обещает Аврааму — «И
благословлю Я тех, кто тебя благословляет". Чтобы Авраам удостоился берахи
от преуспевающего и успешного человека, благословляющего по понятиям богачей. А
у тех принято желать всего вдоволь и в большом изобилии.
Проклятие же также, если и
суждено — пусть лучше исходит от богача. Тогда оно не столь страшное, а порой и
вовсе напоминает на бераху.
Зато после того, как он
проклянет, Всевышний постарается изменить его статус, наслав на него Свои
проклятия. Так, чтобы в полку горьких неудачников прибыло.
на основе комментариев Виленского Гаона
(раби Элиягу из города Вильно, Литва, 18-й век; назван Гаоном — почетнейший
титул — за исключительные знания всех разделов Торы и праведность)
и
Хатам Софера
(раби Моше Софер; Братислава, Словакия, вторая половина 18-го – первая половина
19-го вв.)
5. Будь как Авраам
Написано: «И благословлю Я тебя
благословляющих, а проклинающих тебя — прокляну. И благословляться будут тобою
все семьи земли» (Берешит, гл. 12, ст. 3).
Выражение «И благословляться
будут тобою все семьи земли» требует разъяснения.
Раши
(раби Шломо бен Ицхак — величайший комментатор Торы и Талмуда; Франция, 11-й
век) пишет, что существует немало аллегорических граней Истины, но прямой смысл
заключается в том, что человек говорит своему сыну — «Будь как Авраам».
Но почему именно как Авраам?
Отчего не как Ицхак, или как Яаков?
Случается, что в еврейских
семьях отец много времени и сил отдает работе и поэтому не преуспевает в
изучении Торы. Однако он не перестает лелеять мечту, что хотя бы его сын
добьется в этом значимых результатов и станет знатоком Торы (на иврите —
талмид хахам).
Такой отец строго следит за
своим сыном — чтобы он не разбазаривал время впустую, но максимально посвящал
его учебе. Сын же, по молодости лет, не всегда понимает отца. Он молод, полон
сил и разнообразных идей, в нем бурлит нерастраченная энергия. И он даже может
сказать в сердцах:
— Папа, почему ты так стараешься
сделать из меня мудреца Торы? Ведь сам ты в ней полный невежда?
Трудный вопрос. Он может
поставить в тупик любого. Но только не еврейского отца, задавшегося целью
вылепить из этого маленького бандита прилежного ученика йешивы.
— Я хочу тебя благословить,
чтобы ты был как Авраам-авину (отец наш). Ведь и его отец тоже не
разбирался в Торе. Ситуация у Авраама была даже хуже. Его отец был категорически
против Торы, будучи ярым идолопоклонником. Тем не менее, из Аврама вырос Авраам.
И я тебе желаю того же.
Рав Йеhуда-Лейб-Алтер
(известен и как Сфат Эмет; Гурский Ребе, Польша, 19 в.) ехал в поезде. И к нему
подсел случайный попутчик-еврей, который, увидев известного раввина, решил
воспользоваться возможностью и поговорить с ним о Торе.
Среди прочего, он задал вопрос,
относящийся к нашему фрагменту. Каким образом, начало его соотносится с
окончанием?
В начале написано — «И
благословлю Я тебя благословляющих, а проклинающих тебя прокляну». А затем — «И
благословляться будут тобою все семьи земли».
Написано, что благословляться
будут все — значит, включая и тех, что проклинали. Но как такое может быть?
— Да, действительно, — ответил
раввин, — величие Авраама было столь высоко и так явно бросалось в глаза, что
даже ненавидящие и проклинавшие его на каждом перекрестке, в тайне молились и
просили Всевышнего, чтобы сделал на него похожими.
Так исполнилось обещанное
Аврааму — «И благословляться будут тобою все семьи земли».
на основе комментария
рава Иегуды-Арье-Лейба Алтера
(известен и как Сфат Эмет, Гурский Ребе, Польша, 19 в.)
Прочесть двадцать второй цикл обсуждения Прочесть двадцать первый цикл обсуждения Прочесть двадцатый цикл обсуждения Прочесть девятнадцатый цикл обсуждения Прочесть восемнадцатый цикл обсуждения Прочесть семнадцатый цикл обсуждения Прочесть шестнадцатый цикл обсуждения Прочесть пятнадцатый цикл обсуждения Прочесть четырнадцатый цикл обсуждения Прочесть седьмой цикл обсуждения Прочесть шестой цикл обсуждения Прочесть пятый цикл обсуждения Прочесть четвертый цикл обсуждения Прочесть третий цикл обсуждения Прочесть второй цикл обсуждения Прочесть первый цикл обсуждения
|