New Page 1
|
|
Недельная глава
Двадцать второй цикл обсуждения (видео)
Прочесть двадцать первый цикл обсуждения Прочесть двадцатый цикл обсуждения Прочесть девятнадцатый цикл обсуждения Прочесть восемнадцатый цикл обсуждения Прочесть семнадцатый цикл обсуждения Прочесть шестнадцатый цикл обсуждения Прочесть пятнадцатый цикл обсуждения Прочесть четырнадцатый цикл обсуждения Прочесть седьмой цикл обсуждения Прочесть шестой цикл обсуждения Прочесть пятый цикл обсуждения Прочесть четвертый цикл обсуждения Прочесть третий цикл обсуждения Прочесть второй цикл обсуждения Прочесть первый цикл обсуждения
ГЛАВА «Лех Леха»
Место в Торе:
Книга Берешит,
гл. 12, ст. 1 - гл. 17, ст. 27.
Почему она так называется?
В первой фразе главы говорится: “И сказал
Всевышний Аврааму - уйди из страны своей...”.
Уйди на иврите - лех леха.
Обсуждение главы Лех
Леха
1. Израиль — как оленья шкура
Говорится в Талмуде (трактат Макот
— слово «макот» можно перевести как удары,
побои; лист 10): По какой дороге человек хочет
идти, по той его и ведут (Свыше).
Значит, если человек на пути к намеченной
цели постоянно сталкивается с проблемами и
препятствиями (ударами судьбы) — это
свидетельствует о том, что он не вполне
искренен. В глубине души он вовсе не имеет
желания двигаться в этом направлении. Ведь
если бы он действительно жаждал достичь
цели, Небеса оказали бы ему в этом помощь.
Важно, чтобы человек не рассчитывал
только на собственные силы, но и — уповал на
Творца, на Его поддержку. Тогда Всевышний
пошлет ему малаха (в условном переводе малах
— «ангел»), чтобы тот сопровождал человека
и оберегал его на протяжении всего пути.
Авраам изъявил желание отправиться в
страну Кенаан. Как сказано: «И вышли они
вместе из Ур Касдим, чтобы идти в Кенаан»
(Берешит, гл. 11, ст. 31).
И Всевышний тут же велит ему: «Иди — ради
себя» (Берешит, гл. 12, ст. 1).
Если цель, которую поставил перед собой
человек, совпадает с желанием Всевышнего,
Всевышний не только помогает ему ее
осуществить и одержать победу, но и —
заботится, чтобы и потомкам его довелось
насладиться ее плодами. Об этом в нашей
недельной главе написано: «И явил Себя
Творец Авраму и сказал: твоему потомству
дам эту землю» (там же, ст. 7).
Итак, Всевышний велит Аврааму
отправляться в путь — «Иди из страны твоей...
в страну, которую покажу тебе» (Берешит,
гл. 12, ст. 1).
Обратите внимание, — отмечает Раши (раби
Шломо бен Ицхак — величайший комментатор
Торы и Талмуда; Франция, 11-й век), — что
Творец сразу не назвал ту страну, в которую
предстояло отправиться Аврааму, чтобы тот
проникся любовью к ней и, чтобы
вознаградить его за исполнение каждого
повеления в отдельности. Всевышний видит,
что Авраам и сам собирается в Кенаан. Так
почему бы не наградить его еще и за
понимание с полуслова и за следование Воле
Творца?!
Но не только поэтому название «Кенаан»
не прозвучало в этом обращении Всевышнего.
В Талмуде (трактат Гитин, лист 57)
Учителя называют Израиль — «оленьей землей»
(эрец цви). И совсем не по той причине,
что там в изобилии водятся олени. Название
дано, благодаря одной интересной
особенности, которой обладает оленья шкура.
Снятая с оленя, она не может быть надета на
него вновь. Шкура просто не налезет на тушу.
Пока шкура сидит на олене — она больше.
Когда ее сняли — она уменьшается, сжимается.
Точно так же и Эрец Исраэль (Земля
Израиля). Пока сыны Израиля живут на ней —
она расширяется, увеличивается в размерах,
прирастает территориями. Но если ее
населяют другие народы — она, подобно шкуре,
снятой с оленя, скукоживается.
Всевышний хотел показать Аврааму Эрец
Исраэль в ее расцвете. Какой она будет,
когда там поселятся его потомки.
Тогда же страну Кенаан населяли разные
народы, не имеющие отношения к евреям. И она
имела соответствующий вид, которые не шел
ни в какое сравнение с Израилем.
Поэтому Всевышний не сказал Аврааму — «Отправляйся
в Кенаан!». Но — объявил, что путь его будет
лежать «в страну, которую Он, Всевышний
покажет ему», в прекрасную Эрец Исраэль.
на основе комментариев рава Симхи-Зиселя
Зива (Бройде)
(один из основателей морально-этического
течения Мусар; известен как Саба ми-Кельм —
дедушка из Кельма; Литва, 1824-1898 гг.)
и рава Иеhуды Гейне
(автор книги «Ликутей Иеhуда»,
Израиль, ум. в 1989 г.)
2. Пророчество, которое сбывается на наших
глазах
За исполнение повеления покинуть отчий
дом и следовать в страну Кенаан, Всевышний
подготовил Аврааму награду. Об этом читаем:
«И Я сделаю тебя великим народом, и
благословлю тебя, и возвеличу имя твое. И
будешь благословением» (Берешит, гл.
12, ст.2).
Учителя в Талмуде (трактат Песахим,
лист 117) отмечают, что между нашей фразой и
первым благословением молитвы Амида
— есть соответствие.
Слова «И сделаю тебя великим народом» —
соответствуют фразе «Всевышний Авраама».
Фраза «И благословлю тебя» — находится в
соответствии со словами «Всевышний Ицхака».
А словосочетание «И возвеличу имя твое» —
дает намек на слова «Всевышний Яакова».
Фраза «И будешь благословением» связана с
завершением благословения — «Защитник
Авраама».
Таким образом, первое, самое важное
благословение молитвы — не завершается
упоминанием всех праотцов, но только —
именем Авраама. Имя Авраама как бы
запечатывает это благословение.
И этим Всевышний дает обещание Аврааму,
что народ Израиля унаследует его качество,
и оно будет навечно впечатано в самую
глубинную суть народа и никогда не
переродится.
Всевышний позаботится об этом. Поэтому
сказано: «Защитник Авраама» — защитник
качества Авраама в его потомках.
Что же это за качество?
Доброта и любовь. Любовь гарантирует
самую прочную связь с Творцом. Любовь
Авраама — отличительная черта еврейского
народа, запечатанная в еврейских сердцах.
Союз обрезания (брит мила) называют
также — заветом Авраама. Обрезание — это
знак, своеобразная печать, которую несут на
себе потомки и последователи Авраама.
Печать, удостоверяющая, что в сердце
человека сокрыты качества, которыми
обладал Авраам, и теперь они по праву
унаследованы продолжателем его пути.
Неспроста Всевышний выделил так именно
Авраама. Его роль — уникальна. И нам очень
важно это понять.
Традиция народа, самые сокровенные знания
— всегда передавались от отцов сыновьям.
Авраам передал свое еврейство Ицхаку, а тот
— Яакову. Яаков дал своим детям еврейское
воспитание, и они стали родоначальниками
колен, составивших народ.
Но сам Авраам, отец нашего народа, был —
исключением. Он не получил знаний о Творце и
соответствующего воспитания от своего отца.
Его отец, Терах, торговал идолами. Чему он
мог научить Авраама?
Авраам самостоятельно открыл для себя
Творца. Взрастил в себе знания о Нем. Когда
Авраам понял, каким сокровищем он обладает,
он не стал беречь его только для себя. Его
шатер был открыт для гостей и учеников —
для тех, кто странствует в поисках Истины и
для тех, кто сбился с пути.
Как будем завершать? — спросил Всевышний.
— Запечатаем всеми? Все праотцы — Авраам,
Ицхак и Яаков станут печатью?
То есть во время окончательного
подписания союза и скрепления печатью,
перед тем, как отправить проект под
названием «мировая цивилизация» в архив,
возникает вопрос: как будет соблюдаться
традиция? Благодаря передаче от отца сыну?
Сказано в Талмуде (трактат Песахим,
лист 117), что печатью будет только Авраам.
Накануне прихода Машиаха многие сыновья
Израиля вернутся к своему Отцу и станут
соблюдать Тору. Но не потому, что их научили
этому в семье. Семьи зачастую будут
оторваны от традиции. Они, подобно Аврааму
— откроют Творца сами. И это пророчество
сбывается уже сейчас, на наших глазах.
на основе комментариев раби
Ицхака-Меира Альтера из г. Нова-Гура
(основатель движения Гурских
хасидов; известен под именем Хидушей а-Рим
— по названию написанной им книги Хидушей а-Рим;
Польша, конец 18-го – первая половина 19-го вв.)
Пинхаса-Менахема Альтера (шестой
Гурский Ребе, известен как Пней Менахем;
Польша – Израиль 1926-1996 гг.)
и рава Шимона Шкопа
(глава йешивы в Гродно, Литва,
Беларусь, 1860-1939 гг.)
3. Был ли Авраам богатырем?
Всевышний обещает Аврааму — «И я сделаю
тебя великим народом» (Берешит, гл.
12, ст. 2).
Очевидно, что здесь идет речь о потомках
Авраама. А, что же с ним самим?
В Танахе (книга пророка Йегошуа, гл.
14, ст. 15) встречается выражение — «Человек
большой среди великанов».
В Талмуде (трактат Софрим, гл. 21)
разъясняется, что это — Авраам. Там же
сказано, что рост Авраама соответствовал
росту семидесяти четырех человек. Авраам ел
и пил как семьдесят четыре человека. И по
силе своей он равнялся тоже семидесяти
четырем.
Интересно, что в Торе мы не находим больше
намеков на богатырскую силу Авраама и на
его богатырский аппетит. Правда, мы знаем,
что Авраам, освобождая плененного Лота,
победил четырех царей. Но эту победу он
одержал явно не из-за своей особой
физической силы.
Так был ли в действительности Авраам
богатырем и великаном? Был ли он ростом с
семьдесят четыре человека? Съедал ли за раз
семьдесят четыре обеда?
Попытаемся выяснить это.
В описании дарования Торы на горе Синай
читаем: "И поднялись Моше, Аарон, Надав и
Авиhу, и семьдесят старейшин Израиля. И
увидели они Всевышнего... И созерцали они
Творца, и ели и пили» (Шемот, гл. 24, ст.
9-11).
Привлекает внимание фраза — «И созерцали
они Творца, и ели и пили». Трудно
представить себе, что человек,
удостоившийся лицезреть Всевышнего, может
при этом что-то жевать.
У меня, конечно же, нет подобного опыта, но
мне почему-то кажется, что тот, кто
оказывается перед Творцом, должен
затрепетать так, что неясно, может ли он
дышать в такой момент. При этом, несомненно,
что кусок ему в горло не полезет.
Но почему же тогда в Торе написано «ели и
пили»?
Очевидно, явление Творца, открыло такие
запредельные возможности постижения, для
определения которых и слов-то в
человеческом языке еще нет. Поэтому в Торе
они названы — «едой и питьем». «Еда и питье»
в данном случае — эвфемизм, метафора для
обозначения духовных явлений.
Сообщая нам о невероятном росте Авраама,
Учителя, конечно же, не хотели сказать, что
он был более ста двадцати пяти метров в
высоту. Они подразумевали его духовный рост,
подчеркивая, что по своему духовному уровню
Авраам был как Моше, Аарон, Надав, Авиhу и
семьдесят старейшин Израиля, вместе взятые.
То же самое — и в отношении еды и питья.
Речь идет не о богатырском аппетите Авраама,
но — о его способностях совершать духовную
работу.
В духовном смысле Авраам действительно
был великаном.
От Ноаха до Авраама в Торе перечислено
семьдесят четыре имени. А в трактате Авот
(гл. 5, мишна 2) Учителя отмечают, что в период
между Авраамом и Ноахом сменилось десять
поколений.
Все они, с большей или меньшей долей
успеха, занимались одним и тем же — гневили
Всевышнего. Их энергия, их жизнь была
направлена на то, чтобы втоптать в грязь, в
духовную нечистоту, исходящую от Творца
духовность. Пока не пришел Авраам и не начал
работу, направленную на высвобождение из
духовного плена искр святости.
За это Авраам получил награду, которой не
удостоились все предыдущие поколения с их
семьюдесятью четырьмя лидерами во главе.
Вот какие мысли хотели донести до нас
Учителя о нашем праотце Аврааме, говоря о
его гигантском росте и о богатырском
аппетите.
на основе комментариев Виленского
Гаона
(раби Элиягу из города Вильно,
Литва, 18-й век; назван Гаоном — почетнейший
титул — за исключительные знания всех
разделов Торы и праведность)
и раби Авраама-Мордехая Алтера
(Ребе Гурских хасидов; чаще
упоминается под “псевдонимом”,
образованным от названия серии его книг —
Имрей Эмет; Польша – Израиль, середина 20-го
века)
4. Благодаря Аврааму в первом
благословении Амиды есть малхут
Всевышний остался доволен Авраамом и
пообещал ему награду. Как сказано: «И Я
сделаю тебя великим народом, и благословлю
тебя, и возвеличу имя твое. И будет
благословение» (Берешит, гл. 12, ст.2).
В Талмуде (трактат Песахим, лист 117)
Реш Лакиш (раби Шимон бен Лакиш;
величайший Учитель Талмуда в Эрец Исраэль,
3-й век) объясняет, что слова «И Я сделаю тебя
великим народом» связаны с фразой «Всевышний
Авраама», которые мы произносим в молитве.
Слова «И благословлю тебя» — соответствует
фразе из молитвы — «Всевышний Ицхака». А
слова «И возвеличу имя твое» — соотносится
с выражением «Всевышний Яакова».
Тогда получается, что завершение (печать)
относится ко всем праотцам — Аврааму,
Ицхаку и Яакову?
Нет! Только благодаря Аврааму есть бераха
(благословение), и слова «И будет
благословение» — относятся именно к нему.
Возникает вопрос: на основании чего Реш
Лакиш заключает, что слова «и будет бераха»
подразумевают только Авраама? Ведь логично,
казалось бы, предположить, что эта фраза —
продолжение предыдущей: «И возвеличу имя
твое», а она относится к Яакову («Всевышний
Яакова»). Так может, слова «и будет
благословение» — относятся и к Яакову?
Известно, что в Талмуде (трактат Берахот,
лист 40) раби Йоханан (величайший Учитель
Талмуда в Эрец Исраэль, составитель
Иерусалимского Талмуда; 3-й век) говорит, что
если в берахе не упомянут «малхут» (царский
статус Всевышнего), то есть, если не сказано,
что Всевышний — царь (на иврите — мелех),
это и не бераха вовсе.
Согласно открытой им грани Истины, у фразы,
содержащей в слово «барух» (благословен)
и по форме напоминающей благословение —
нет статуса благословения, если Всевышний
не назван в ней царем. И берахой она — не
считается.
Учителя эпохи Тосафот (Франция,
Германия, 12-13 вв.) отмечают, что великий раби
Ицхак Альфаси (Риф,
автор труда Сефер
hа-галахот; Алжир – Испания, 11 в.),
согласно открытой раби Йохананом грани
Истины, установил закон. В благословениях
молитвы Амида нет «малхута». Там
Всевышний упомянут как Господин, но не
назван Царем. Впрочем, все согласны, что
выражение «Всевышний Авраама» —
равносильно малхуту. Ведь Авраам, если
так можно выразиться — воцарил Всевышнего
над миром, распространил среди людей знание
о Творце и о Его царстве.
Теперь мы можем лучше понять смысл нашего
фрагмента. Слова «И будет бераха» —
относятся к Аврааму. Авраам рассказывал
людям о Творце и Хозяине мира. Благодаря
этому, упоминание Авраама в первом
благословении молитвы Амида —
заменяет малхут и придает этому
благословению статус берахи.
Поэтому и сказано: «И будет бераха».
Если назван Авраам — значит, будет бераха.
Авраам, придав благословению статус берахи,
как бы запечатывает его. Авраам стал
печатью.
на основе комментария рава Меира
Айзенштата
(автор книги «Паним Меирот», Литва,
Польша, 1670-1744 гг.)
5. Авраама спас Яаков
В нашей недельной главе читаем об
обещании Всевышнего, которое Он дает
Аврааму, о благословении и проклятии. Как
написано: «И Я благословлю того, кто
благословляет тебя, а злословящего о тебе —
прокляну» (Берешит, гл. 12, ст. 3).
В книге Хен Тов разъясняется,
слова «кто благословляет тебя»
подразумевают того, благодаря которому ты
благословишься. В нашем фрагменте имеется в
виду сын Ицхака Яаков, о котором все
говорили: счастлив тот, кто его произвел на
свет. Его и благословит Всевышний. А «злословящий,
поносящий, позорящий тебя» — это Эсав. Он
будет проклят Творцом.
Возникает вопрос: почему, Авраам не может
благословиться своим сыном, Ицхаком, но
только — внуком?
В Мидраше (Мидраш Раба на книгу Берешит)
рассказывается, в частности, об одном из
испытаний Авраама — огненной печью. И мы
узнаем, что царь Нимрод велел Аврааму
поклониться идолу. Авраам отказался. Его
отказ расценили, как бунт против царя.
Авраама приговорили к смертной казни через
сожжение. Для приведения приговора в
исполнение использовали огромную печь. К
этой печи невозможно было даже
приблизиться, настолько она была горяча. В
нее и бросили Авраама. Тогда Всевышний
совершил чудо и спас Авраама (ведь именно Он,
Творец, и есть «Судья Истинный»). Из
огненной печи Авраам вышел целым и
невредимым.
В другом Мидраше, в Мидраше Ялкут
Шимони, говорится, что Авраам был
спасен в заслугу Яакова.
Намек на это содержится и в Танахе, где
сказано: «Яаков, который выкупил Авраама» (книга
пророка Йешаягу, гл. 29, ст. 22).
Чтобы лучше понять произошедшее с
Авраамом — объясним это притчей.
Царь судил человека и приговорил его к
смерти. Но потом по звездам увидел, что у
этого человека должна родиться дочь,
которая станет ему, царю, женой. И царь —
отменил свой приговор.
Потомки Ноаха не должны жертвовать жизнью
ради соблюдения заповедей, и даже — ради
освящения Имени Всевышнего, — пишет Рамбам
(раби Моше бен Маймон, великий Учитель,
комментатор Мишны и составитель полного
кодекса еврейских законов Мишнэ Тора;
Испания – Египет, 12 век).
Поэтому тот, кто отдает жизнь во Имя
Творца — просто гибнет.
У Авраама в те дни, когда все это
происходило, был статус «бен Ноах» (потомок
Ноаха). Он на свой страх и риск ослушался
Нимрода — зная, что за это грозит смертная
казнь.
Согласно сухой букве закона, у Всевышнего
не было никаких оснований спасать Авраама.
К тому же, Творец, разумеется, знал, что от
него произойдет злодей Эсав, потомки
которого прольют моря крови.
Стоп, но ведь, кроме Эсава, на свет
появится и другой близкий потомок Авраама
— его внук Яаков. Сыновья Яакова образуют
еврейский народ, который впоследствии
примет Тору. И этот народ уже не будет иметь
статус потомков Ноаха. Это будут — сыны
Израиля. А сынам Израиля в Торе заповедано
отдать жизнь, но — не преступить
определенные запреты, среди которых и
запрет на идолопоклонство.
Заслуги Яакова и его потомков, принявших
Тору — защитили Авраама от огня, благодаря
им, Всевышний спас его из огненной печи.
Эта мысль передана и в Танахе, где
написано: «Если бы не Тора Твоя — отрада моя
— пропал бы я в бедствии моем» — сгорел бы в
огненной печи (Теилим — Псалмы царя
Давида, гл. 119, ст. 92).
на основе комментария рава Яакова
Гинцбурга
(глав Автор текста Мордехай Вейц
ГЛАВА
ГЛАВА «Лех Леха»
Место в Торе:
Книга Берешит,
гл. 12, ст. 1 - гл. 17, ст. 27.
Почему она так называется?
В первой фразе главы говорится: “И сказал
Всевышний Аврааму - уйди из страны своей...”.
Уйди на иврите - лех леха.
Обсуждение главы Лех
Леха
1. Израиль — как оленья шкура
Говорится в Талмуде (трактат Макот
— слово «макот» можно перевести как удары,
побои; лист 10): По какой дороге человек хочет
идти, по той его и ведут (Свыше).
Значит, если человек на пути к намеченной
цели постоянно сталкивается с проблемами и
препятствиями (ударами судьбы) — это
свидетельствует о том, что он не вполне
искренен. В глубине души он вовсе не имеет
желания двигаться в этом направлении. Ведь
если бы он действительно жаждал достичь
цели, Небеса оказали бы ему в этом помощь.
Важно, чтобы человек не рассчитывал
только на собственные силы, но и — уповал на
Творца, на Его поддержку. Тогда Всевышний
пошлет ему малаха (в условном переводе малах
— «ангел»), чтобы тот сопровождал человека
и оберегал его на протяжении всего пути.
Авраам изъявил желание отправиться в
страну Кенаан. Как сказано: «И вышли они
вместе из Ур Касдим, чтобы идти в Кенаан»
(Берешит, гл. 11, ст. 31).
И Всевышний тут же велит ему: «Иди — ради
себя» (Берешит, гл. 12, ст. 1).
Если цель, которую поставил перед собой
человек, совпадает с желанием Всевышнего,
Всевышний не только помогает ему ее
осуществить и одержать победу, но и —
заботится, чтобы и потомкам его довелось
насладиться ее плодами. Об этом в нашей
недельной главе написано: «И явил Себя
Творец Авраму и сказал: твоему потомству
дам эту землю» (там же, ст. 7).
Итак, Всевышний велит Аврааму
отправляться в путь — «Иди из страны твоей...
в страну, которую покажу тебе» (Берешит,
гл. 12, ст. 1).
Обратите внимание, — отмечает Раши (раби
Шломо бен Ицхак — величайший комментатор
Торы и Талмуда; Франция, 11-й век), — что
Творец сразу не назвал ту страну, в которую
предстояло отправиться Аврааму, чтобы тот
проникся любовью к ней и, чтобы
вознаградить его за исполнение каждого
повеления в отдельности. Всевышний видит,
что Авраам и сам собирается в Кенаан. Так
почему бы не наградить его еще и за
понимание с полуслова и за следование Воле
Творца?!
Но не только поэтому название «Кенаан»
не прозвучало в этом обращении Всевышнего.
В Талмуде (трактат Гитин, лист 57)
Учителя называют Израиль — «оленьей землей»
(эрец цви). И совсем не по той причине,
что там в изобилии водятся олени. Название
дано, благодаря одной интересной
особенности, которой обладает оленья шкура.
Снятая с оленя, она не может быть надета на
него вновь. Шкура просто не налезет на тушу.
Пока шкура сидит на олене — она больше.
Когда ее сняли — она уменьшается, сжимается.
Точно так же и Эрец Исраэль (Земля
Израиля). Пока сыны Израиля живут на ней —
она расширяется, увеличивается в размерах,
прирастает территориями. Но если ее
населяют другие народы — она, подобно шкуре,
снятой с оленя, скукоживается.
Всевышний хотел показать Аврааму Эрец
Исраэль в ее расцвете. Какой она будет,
когда там поселятся его потомки.
Тогда же страну Кенаан населяли разные
народы, не имеющие отношения к евреям. И она
имела соответствующий вид, которые не шел
ни в какое сравнение с Израилем.
Поэтому Всевышний не сказал Аврааму — «Отправляйся
в Кенаан!». Но — объявил, что путь его будет
лежать «в страну, которую Он, Всевышний
покажет ему», в прекрасную Эрец Исраэль.
на основе комментариев рава Симхи-Зиселя
Зива (Бройде)
(один из основателей морально-этического
течения Мусар; известен как Саба ми-Кельм —
дедушка из Кельма; Литва, 1824-1898 гг.)
и рава Иеhуды Гейне
(автор книги «Ликутей Иеhуда»,
Израиль, ум. в 1989 г.)
2. Пророчество, которое сбывается на наших
глазах
За исполнение повеления покинуть отчий
дом и следовать в страну Кенаан, Всевышний
подготовил Аврааму награду. Об этом читаем:
«И Я сделаю тебя великим народом, и
благословлю тебя, и возвеличу имя твое. И
будешь благословением» (Берешит, гл.
12, ст.2).
Учителя в Талмуде (трактат Песахим,
лист 117) отмечают, что между нашей фразой и
первым благословением молитвы Амида
— есть соответствие.
Слова «И сделаю тебя великим народом» —
соответствуют фразе «Всевышний Авраама».
Фраза «И благословлю тебя» — находится в
соответствии со словами «Всевышний Ицхака».
А словосочетание «И возвеличу имя твое» —
дает намек на слова «Всевышний Яакова».
Фраза «И будешь благословением» связана с
завершением благословения — «Защитник
Авраама».
Таким образом, первое, самое важное
благословение молитвы — не завершается
упоминанием всех праотцов, но только —
именем Авраама. Имя Авраама как бы
запечатывает это благословение.
И этим Всевышний дает обещание Аврааму,
что народ Израиля унаследует его качество,
и оно будет навечно впечатано в самую
глубинную суть народа и никогда не
переродится.
Всевышний позаботится об этом. Поэтому
сказано: «Защитник Авраама» — защитник
качества Авраама в его потомках.
Что же это за качество?
Доброта и любовь. Любовь гарантирует
самую прочную связь с Творцом. Любовь
Авраама — отличительная черта еврейского
народа, запечатанная в еврейских сердцах.
Союз обрезания (брит мила) называют
также — заветом Авраама. Обрезание — это
знак, своеобразная печать, которую несут на
себе потомки и последователи Авраама.
Печать, удостоверяющая, что в сердце
человека сокрыты качества, которыми
обладал Авраам, и теперь они по праву
унаследованы продолжателем его пути.
Неспроста Всевышний выделил так именно
Авраама. Его роль — уникальна. И нам очень
важно это понять.
Традиция народа, самые сокровенные знания
— всегда передавались от отцов сыновьям.
Авраам передал свое еврейство Ицхаку, а тот
— Яакову. Яаков дал своим детям еврейское
воспитание, и они стали родоначальниками
колен, составивших народ.
Но сам Авраам, отец нашего народа, был —
исключением. Он не получил знаний о Творце и
соответствующего воспитания от своего отца.
Его отец, Терах, торговал идолами. Чему он
мог научить Авраама?
Авраам самостоятельно открыл для себя
Творца. Взрастил в себе знания о Нем. Когда
Авраам понял, каким сокровищем он обладает,
он не стал беречь его только для себя. Его
шатер был открыт для гостей и учеников —
для тех, кто странствует в поисках Истины и
для тех, кто сбился с пути.
Как будем завершать? — спросил Всевышний.
— Запечатаем всеми? Все праотцы — Авраам,
Ицхак и Яаков станут печатью?
То есть во время окончательного
подписания союза и скрепления печатью,
перед тем, как отправить проект под
названием «мировая цивилизация» в архив,
возникает вопрос: как будет соблюдаться
традиция? Благодаря передаче от отца сыну?
Сказано в Талмуде (трактат Песахим,
лист 117), что печатью будет только Авраам.
Накануне прихода Машиаха многие сыновья
Израиля вернутся к своему Отцу и станут
соблюдать Тору. Но не потому, что их научили
этому в семье. Семьи зачастую будут
оторваны от традиции. Они, подобно Аврааму
— откроют Творца сами. И это пророчество
сбывается уже сейчас, на наших глазах.
на основе комментариев раби
Ицхака-Меира Альтера из г. Нова-Гура
(основатель движения Гурских
хасидов; известен под именем Хидушей а-Рим
— по названию написанной им книги Хидушей а-Рим;
Польша, конец 18-го – первая половина 19-го вв.)
Пинхаса-Менахема Альтера (шестой
Гурский Ребе, известен как Пней Менахем;
Польша – Израиль 1926-1996 гг.)
и рава Шимона Шкопа
(глава йешивы в Гродно, Литва,
Беларусь, 1860-1939 гг.)
3. Был ли Авраам богатырем?
Всевышний обещает Аврааму — «И я сделаю
тебя великим народом» (Берешит, гл.
12, ст. 2).
Очевидно, что здесь идет речь о потомках
Авраама. А, что же с ним самим?
В Танахе (книга пророка Йегошуа, гл.
14, ст. 15) встречается выражение — «Человек
большой среди великанов».
В Талмуде (трактат Софрим, гл. 21)
разъясняется, что это — Авраам. Там же
сказано, что рост Авраама соответствовал
росту семидесяти четырех человек. Авраам ел
и пил как семьдесят четыре человека. И по
силе своей он равнялся тоже семидесяти
четырем.
Интересно, что в Торе мы не находим больше
намеков на богатырскую силу Авраама и на
его богатырский аппетит. Правда, мы знаем,
что Авраам, освобождая плененного Лота,
победил четырех царей. Но эту победу он
одержал явно не из-за своей особой
физической силы.
Так был ли в действительности Авраам
богатырем и великаном? Был ли он ростом с
семьдесят четыре человека? Съедал ли за раз
семьдесят четыре обеда?
Попытаемся выяснить это.
В описании дарования Торы на горе Синай
читаем: "И поднялись Моше, Аарон, Надав и
Авиhу, и семьдесят старейшин Израиля. И
увидели они Всевышнего... И созерцали они
Творца, и ели и пили» (Шемот, гл. 24, ст.
9-11).
Привлекает внимание фраза — «И созерцали
они Творца, и ели и пили». Трудно
представить себе, что человек,
удостоившийся лицезреть Всевышнего, может
при этом что-то жевать.
У меня, конечно же, нет подобного опыта, но
мне почему-то кажется, что тот, кто
оказывается перед Творцом, должен
затрепетать так, что неясно, может ли он
дышать в такой момент. При этом, несомненно,
что кусок ему в горло не полезет.
Но почему же тогда в Торе написано «ели и
пили»?
Очевидно, явление Творца, открыло такие
запредельные возможности постижения, для
определения которых и слов-то в
человеческом языке еще нет. Поэтому в Торе
они названы — «едой и питьем». «Еда и питье»
в данном случае — эвфемизм, метафора для
обозначения духовных явлений.
Сообщая нам о невероятном росте Авраама,
Учителя, конечно же, не хотели сказать, что
он был более ста двадцати пяти метров в
высоту. Они подразумевали его духовный рост,
подчеркивая, что по своему духовному уровню
Авраам был как Моше, Аарон, Надав, Авиhу и
семьдесят старейшин Израиля, вместе взятые.
То же самое — и в отношении еды и питья.
Речь идет не о богатырском аппетите Авраама,
но — о его способностях совершать духовную
работу.
В духовном смысле Авраам действительно
был великаном.
От Ноаха до Авраама в Торе перечислено
семьдесят четыре имени. А в трактате Авот
(гл. 5, мишна 2) Учителя отмечают, что в период
между Авраамом и Ноахом сменилось десять
поколений.
Все они, с большей или меньшей долей
успеха, занимались одним и тем же — гневили
Всевышнего. Их энергия, их жизнь была
направлена на то, чтобы втоптать в грязь, в
духовную нечистоту, исходящую от Творца
духовность. Пока не пришел Авраам и не начал
работу, направленную на высвобождение из
духовного плена искр святости.
За это Авраам получил награду, которой не
удостоились все предыдущие поколения с их
семьюдесятью четырьмя лидерами во главе.
Вот какие мысли хотели донести до нас
Учителя о нашем праотце Аврааме, говоря о
его гигантском росте и о богатырском
аппетите.
на основе комментариев Виленского
Гаона
(раби Элиягу из города Вильно,
Литва, 18-й век; назван Гаоном — почетнейший
титул — за исключительные знания всех
разделов Торы и праведность)
и раби Авраама-Мордехая Алтера
(Ребе Гурских хасидов; чаще
упоминается под “псевдонимом”,
образованным от названия серии его книг —
Имрей Эмет; Польша – Израиль, середина 20-го
века)
4. Благодаря Аврааму в первом
благословении Амиды есть малхут
Всевышний остался доволен Авраамом и
пообещал ему награду. Как сказано: «И Я
сделаю тебя великим народом, и благословлю
тебя, и возвеличу имя твое. И будет
благословение» (Берешит, гл. 12, ст.2).
В Талмуде (трактат Песахим, лист 117)
Реш Лакиш (раби Шимон бен Лакиш;
величайший Учитель Талмуда в Эрец Исраэль,
3-й век) объясняет, что слова «И Я сделаю тебя
великим народом» связаны с фразой «Всевышний
Авраама», которые мы произносим в молитве.
Слова «И благословлю тебя» — соответствует
фразе из молитвы — «Всевышний Ицхака». А
слова «И возвеличу имя твое» — соотносится
с выражением «Всевышний Яакова».
Тогда получается, что завершение (печать)
относится ко всем праотцам — Аврааму,
Ицхаку и Яакову?
Нет! Только благодаря Аврааму есть бераха
(благословение), и слова «И будет
благословение» — относятся именно к нему.
Возникает вопрос: на основании чего Реш
Лакиш заключает, что слова «и будет бераха»
подразумевают только Авраама? Ведь логично,
казалось бы, предположить, что эта фраза —
продолжение предыдущей: «И возвеличу имя
твое», а она относится к Яакову («Всевышний
Яакова»). Так может, слова «и будет
благословение» — относятся и к Яакову?
Известно, что в Талмуде (трактат Берахот,
лист 40) раби Йоханан (величайший Учитель
Талмуда в Эрец Исраэль, составитель
Иерусалимского Талмуда; 3-й век) говорит, что
если в берахе не упомянут «малхут» (царский
статус Всевышнего), то есть, если не сказано,
что Всевышний — царь (на иврите — мелех),
это и не бераха вовсе.
Согласно открытой им грани Истины, у фразы,
содержащей в слово «барух» (благословен)
и по форме напоминающей благословение —
нет статуса благословения, если Всевышний
не назван в ней царем. И берахой она — не
считается.
Учителя эпохи Тосафот (Франция,
Германия, 12-13 вв.) отмечают, что великий раби
Ицхак Альфаси (Риф,
автор труда Сефер
hа-галахот; Алжир – Испания, 11 в.),
согласно открытой раби Йохананом грани
Истины, установил закон. В благословениях
молитвы Амида нет «малхута». Там
Всевышний упомянут как Господин, но не
назван Царем. Впрочем, все согласны, что
выражение «Всевышний Авраама» —
равносильно малхуту. Ведь Авраам, если
так можно выразиться — воцарил Всевышнего
над миром, распространил среди людей знание
о Творце и о Его царстве.
Теперь мы можем лучше понять смысл нашего
фрагмента. Слова «И будет бераха» —
относятся к Аврааму. Авраам рассказывал
людям о Творце и Хозяине мира. Благодаря
этому, упоминание Авраама в первом
благословении молитвы Амида —
заменяет малхут и придает этому
благословению статус берахи.
Поэтому и сказано: «И будет бераха».
Если назван Авраам — значит, будет бераха.
Авраам, придав благословению статус берахи,
как бы запечатывает его. Авраам стал
печатью.
на основе комментария рава Меира
Айзенштата
(автор книги «Паним Меирот», Литва,
Польша, 1670-1744 гг.)
5. Авраама спас Яаков
В нашей недельной главе читаем об
обещании Всевышнего, которое Он дает
Аврааму, о благословении и проклятии. Как
написано: «И Я благословлю того, кто
благословляет тебя, а злословящего о тебе —
прокляну» (Берешит, гл. 12, ст. 3).
В книге Хен Тов разъясняется,
слова «кто благословляет тебя»
подразумевают того, благодаря которому ты
благословишься. В нашем фрагменте имеется в
виду сын Ицхака Яаков, о котором все
говорили: счастлив тот, кто его произвел на
свет. Его и благословит Всевышний. А «злословящий,
поносящий, позорящий тебя» — это Эсав. Он
будет проклят Творцом.
Возникает вопрос: почему, Авраам не может
благословиться своим сыном, Ицхаком, но
только — внуком?
В Мидраше (Мидраш Раба на книгу Берешит)
рассказывается, в частности, об одном из
испытаний Авраама — огненной печью. И мы
узнаем, что царь Нимрод велел Аврааму
поклониться идолу. Авраам отказался. Его
отказ расценили, как бунт против царя.
Авраама приговорили к смертной казни через
сожжение. Для приведения приговора в
исполнение использовали огромную печь. К
этой печи невозможно было даже
приблизиться, настолько она была горяча. В
нее и бросили Авраама. Тогда Всевышний
совершил чудо и спас Авраама (ведь именно Он,
Творец, и есть «Судья Истинный»). Из
огненной печи Авраам вышел целым и
невредимым.
В другом Мидраше, в Мидраше Ялкут
Шимони, говорится, что Авраам был
спасен в заслугу Яакова.
Намек на это содержится и в Танахе, где
сказано: «Яаков, который выкупил Авраама» (книга
пророка Йешаягу, гл. 29, ст. 22).
Чтобы лучше понять произошедшее с
Авраамом — объясним это притчей.
Царь судил человека и приговорил его к
смерти. Но потом по звездам увидел, что у
этого человека должна родиться дочь,
которая станет ему, царю, женой. И царь —
отменил свой приговор.
Потомки Ноаха не должны жертвовать жизнью
ради соблюдения заповедей, и даже — ради
освящения Имени Всевышнего, — пишет Рамбам
(раби Моше бен Маймон, великий Учитель,
комментатор Мишны и составитель полного
кодекса еврейских законов Мишнэ Тора;
Испания – Египет, 12 век).
Поэтому тот, кто отдает жизнь во Имя
Творца — просто гибнет.
У Авраама в те дни, когда все это
происходило, был статус «бен Ноах» (потомок
Ноаха). Он на свой страх и риск ослушался
Нимрода — зная, что за это грозит смертная
казнь.
Согласно сухой букве закона, у Всевышнего
не было никаких оснований спасать Авраама.
К тому же, Творец, разумеется, знал, что от
него произойдет злодей Эсав, потомки
которого прольют моря крови.
Стоп, но ведь, кроме Эсава, на свет
появится и другой близкий потомок Авраама
— его внук Яаков. Сыновья Яакова образуют
еврейский народ, который впоследствии
примет Тору. И этот народ уже не будет иметь
статус потомков Ноаха. Это будут — сыны
Израиля. А сынам Израиля в Торе заповедано
отдать жизнь, но — не преступить
определенные запреты, среди которых и
запрет на идолопоклонство.
Заслуги Яакова и его потомков, принявших
Тору — защитили Авраама от огня, благодаря
им, Всевышний спас его из огненной печи.
Эта мысль передана и в Танахе, где
написано: «Если бы не Тора Твоя — отрада моя
— пропал бы я в бедствии моем» — сгорел бы в
огненной печи (Теилим — Псалмы царя
Давида, гл. 119, ст. 92).
на основе комментария рава Яакова
Гинцбурга
(глава раввинского суда Праги,
автор книги «Зера Яаков», Чехия, 1743-1814 гг.)
Прочесть двадцать второй цикл обсуждения Прочесть двадцать первый цикл обсуждения Прочесть двадцатый цикл обсуждения Прочесть девятнадцатый цикл обсуждения Прочесть восемнадцатый цикл обсуждения Прочесть семнадцатый цикл обсуждения Прочесть шестнадцатый цикл обсуждения Прочесть пятнадцатый цикл обсуждения Прочесть четырнадцатый цикл обсуждения Прочесть седьмой цикл обсуждения Прочесть шестой цикл обсуждения Прочесть пятый цикл обсуждения Прочесть четвертый цикл обсуждения Прочесть третий цикл обсуждения Прочесть второй цикл обсуждения Прочесть первый цикл обсуждения
|
|
|
|
|
New Page 1
|