New Page 1
|
|
Недельная глава
Двадцать второй цикл обсуждения (видео)
Прочесть двадцать первый цикл обсуждения Прочесть двадцатый цикл обсуждения Прочесть девятнадцатый цикл обсуждения Прочесть восемнадцатый цикл обсуждения Прочесть семнадцатый цикл обсуждения Прочесть шестнадцатый цикл обсуждения Прочесть пятнадцатый цикл обсуждения Прочесть четырнадцатый цикл обсуждения Прочесть седьмой цикл обсуждения Прочесть шестой цикл обсуждения Прочесть пятый цикл обсуждения Прочесть четвертый цикл обсуждения Прочесть третий цикл обсуждения Прочесть второй цикл обсуждения Прочесть первый цикл обсуждения
New Page 3
ГЛАВА “ИТРО"
Место в Торе:
вторая книга
Торы — Шемот, гл. 18, ст. 1 — гл. 20, ст. 23.
Почему глава так называется?
По имени в первой фразе: “И услышал Итро, жрец Мидьяна...”.
Обсуждение главы Итро
04.02.07
Мы вновь приступаем к обсуждению недельной главы Итро (о том,
кто такой Итро и почему его именем названа глава — см. на сайте
обзор
недельной главы Итро, второй годовой цикл обсуждения).
Зная из прошлых обзоров, что основная тема сказанного в ней — получение
еврейским народом Торы у горы Синай (см. на сайте
обзор недельной главы
Итро, первый годовой цикл обсуждения), мы, как всегда, и в этом
году постараемся открыть для себя в этой недельной главе что-то новое.
Итак, в начале нашей недельной главе читаем: «И услышал Итро, жрец Мидьяна,
тесть Моше, обо всем, что сделал Всевышний для Моше и Израиля, народа Своего,
что вывел Всевышний Израиль из Египта» (Шемот, гл. 18, ст. 1).
Анализируя этот отрывок на страницах Талмуда (трактат Зевахим,
лист 117), Учителя подчеркивают, что весть, которая дошла до Итро, произвела на
него столь сильное впечатление, что он решил присоединиться к еврейскому
народу, приняв гиюр.
О чем же узнал тесть Моше Рабейну? — спрашивают Учителя. — Что же его так
потрясло и привлекло к еврейскому народу?
Нам известно, что Раши (раби Шломо бен Ицхак; величайший комментатор
Торы и Талмуда; Франция, 11-й век) в своем комментарии к книге Шемот
пишет, что Итро узнал о чуде рассечения вод Тростникового моря (ныне — Горькие
озера, составлявшие в древние времена с Красным море единый водный массив) и о
войне израильтян с Амалеком (см. на сайте
обзор недельной главы Итро,
шестой годовой цикл обсуждения).
Но рассмотрим данной разъяснение под иным углом зрения. И зададимся вопросом:
зачем Учителя дают такой комментарий? Ведь в нашем фрагменте написано вполне
ясно и однозначно — «И услышал Итро… обо всем, что сделал Всевышний для
Моше и Израиля». А то, что совершил Творец в процессе Исхода, подробно
описывается в предыдущих недельных главах. Так в чем же проблема?
Чтобы это понять, необходимо внимательно прочесть (как минимум, рассмотреть)
данный текст Торы в оригинале на иврите. И тогда от нашего внимания не
ускользнет «необычность» его начертания. Дело в том, что в оригинале над словом
«услышал» стоит знак, напоминающий кавычки. Этот знак на иврите называется «геригаши».
И служит он для того, чтобы показать, что слово, над которым он помещен, не
относится к остальным словам в продолжении фразы.
Кроме того, мы обнаружим, что данную фразу можно разделить на две: первая —
«И услышал Итро, жрец Мидьяна, тесть Моше, обо всем, что сделал Всевышний для
Моше и Израиля, народа Своего» и вторая — «Что вывел Всевышний Израиль из
Египта».
Следует подчеркнуть, что, в отличие от приведенного здесь перевода, в
оригинале на иврите, вместо дважды употребленного слова «Всевышний», в двух
частях фразы даны два разных Имени Творца. В первой — Элоким, во второй —
Его четырехбуквенное Имя. А это означает, что в пределах одного предложения
говорится о двух различных аспектах проявления Всевышнего в нашем мире.
Суммируя информацию, извлеченную из нашего отрывка и рассмотренную в ином
свете, мы можем сказать, что сообщение о том, что «вывел Всевышний Израиль из
Египта», не дает ответ на вопрос, о чем таком особенном «услышал» Итро, что
побудило его присоединиться к еврейскому народу.
Эту мысль и доводит до нас в своем комментарии к данному фрагменту Торы Раши.
Ведь и он, в поисках побудительных мотивов, которыми руководствовался Итро,
принимая решения сделать гиюр, не упоминает факт, что Творец вывел сынов
Израиля из Египта, и не говорит о даровании Торы (см. выше).
Так о чем же сказал нам в своем комментарии Раши?..
05.02.07
Чтобы правильно понять комментарий Раши, нам, в первую очередь, следует
вспомнить, что Итро, как сообщает Устная Тора, был человеком, скажем так,
«любознательным». Он, казалось, имел все — и богатство и власть, будучи, как
написано в нашей недельной главе, «жрецом Мидьяна». Но удовлетворенности от
этого он не испытывал. Он искал Истину. Ему нужна была уверенность, что он
действительно служит Высшей Силе. И созданные руками людей идолы, которым
поклонялся его народ, вызывали в нем вполне обоснованные подозрения (см. на
сайте
обзор недельной главы Итро, второй годовой цикл
обсуждения).
Чудо рассечения вод Красного моря, о котором узнал Итро, открыло ему, что
миром управляет Всевышний. И тогда он задался вопросом: какой принцип лежит в
основе Его управления?
С одной стороны, совершенно очевидно, что «создание» в водах морских
«коридора», по которому можно пройти, как по суше — явление надъестественное.
Когда евреи переправились на другой берег, море сомкнуло волны и стало таким,
как прежде, то есть — вернулось к «жизни» в рамках обычных законов природы.
С другой стороны, в битве с амалекитянами не было ничего «чудесного».
Евреи, как любой другой народ на их месте, готовились к военным действиям. И
сражались, как все.
Так как же управляет миром Всевышний? — пытался понять Итро.
На то, что война с амалекитянами проходила «естественным образом», —
отмечает Нецив (раби Нафтали-Цви-Иегуда Берлин,
один из крупнейших комментаторов Торы, глава известной Воложинской йешивы;
Польша и Литва, 19-й век), анализируя наш отрывок в своем комментарии
А-Эмек давар, — указывает, в частности, то обстоятельство, что военными
действиями в этой войне руководил не Моше, а его ученик Иегошуа бин-Нун (который
впоследствии поведет народ Израиля в Эрец Исраэль). Ибо именно с Моше
связывается в Торе осуществление надъестественных явлений. Но все то, что
происходило в рамках природных законов, соотносится с Иегошуа бин-Нуном.
В самом деле. В дальнейшем, читая Тору, мы убедимся, что поход евреев по
пустыне возглавлял Моше. А в пустыне с сынами Израиля происходило много
«чудесного»: с неба падал ман (см. на сайте ответ
«Что такое ман?»), обеспечивающий их необходимыми питательными веществами, рядом с
еврейским станом всегда был колодец с водой, ананей а-кавод («Облака
Славы») укрывали их от врагов палящего зноя, а одежда их никогда не снашивалась.
Да и сам Моше получал от Творца особую силу, которая давала ему возможность
«творить чудеса» с помощью посоха. Вспомним, к примеру, историю, когда Моше
добыл воду, ударив посохом по скале. В Торе об этом написано: «И Всевышний
сказал Моше, говоря: возьми посох и созови общину, ты и Аарон, брат твой, и
скажите скале пред глазами их, чтобы дала она из себя воду. И извлечешь ты для
них воду из скалы, и напоишь общину и скот их»… И поднял Моше руку свою, и
ударил по скале посохом своим дважды, и потекло много воды, и пила община и скот
их» (Бамидбар, гл. 20, ст. 7-11).
Об Иегошуа бин-Нуне ничего подобного не говорится. Ему предстояло вести народ
Израиля в Эрец Исраэль, что знаменовало собой конец «эпохи чудес» —
надъестественного управления миром, и переход к существованию в соответствии с
законами природы. Как сказано об этом в Теилим (Псалмы царя
Давида): «Дал (Всевышний) закон — и нельзя преступать его» (Теилим,
гл. 148, ст. 6).
Из всего сказанного здесь становится ясно: существует два способа
Управления миром — через надъестественные явления, которые осуществляются
вопреки законам природы, и через соблюдение этих законов.
И одно, как может показаться на первый взгляд, противоречит другому. Это и
стало для Итро загадкой, которую он хотел разгадать…
06.02.07
Нет у человека удела в Торе до тех пор, — пишет Рамбам (великий
Учитель, комментатор Мишны и составитель полного кодекса еврейских законов
Мишнэ Тора; Испания – Египет, 12 век), — пока он не поверит, что все,
что происходит с ним и с другими людьми, не зависит от каких бы то ни было
проявлений законов природы, но находится в непосредственной зависимости от того,
выполняет он Волю Всевышнего или нет.
Согласно этому принципу, все чудеса, которыми сопровождался Исход еврейского
народа из Египта и переход через пустыню, имели определенную цель: показать
сынам Израиля, что миром управляет Творец, только Он Один, и подготовить их к
жизни в условиях без надъестественных явлений. Так, чтобы и в «обыденном»
существовании они не утратили веру в Единого Творца.
Тут возникает вопрос: способен ли человек «абстрактно» верить в Творца,
подчиняясь Его Воле, если Он не будет подкреплять человеческую веру «чудесами»?
Наши Учителя отвечают на этот вопрос утвердительно. Однако подчеркивают, что
вера человека в Творца «подпитывается» самим человеком, его внутренним миром и
личностными качествами.
Талмуд (трактат Шаббат, лист 23) рассказывает удивительную
историю. У некого бедного человека умерла жена, оставив на его попечение
грудного младенца. А он был настолько беден, что не мог позволить себе нанять
для ребенка кормилицу. Не знал этот человек, что ему делать, как поступить. И
вдруг случилось чудо — у него у самого появилось молоко для кормления ребенка.
Подобные случаи, кстати сказать, время от времени бывают у овец. Поэтому в
Кодексе еврейских практических законов Шульхан Арух и
рассматривается вопрос о молоке самца — в связи с существующим в
еврейской традиции запретом смешивать мясное с молочным (раздел Йоре Деа,
гл. 86, параграф 6).
Но вернемся к нашей истории с человеком, ради которого Всевышний «нарушил»
естественный закон природы и дал ему молоко для кормления грудного ребенка.
Когда весть о «чуде» дошла до наших Учителей, они, конечно же, обсудили это
явление.
— Велик этот человек, — сказал Раба (великий Учитель Талмуда в
Вавилоне; конец 3-го века), — если ради него одного Творец мира реализовал
надъестественное.
Однако Абайе (один из крупнейших Учителей Талмуда в Вавилоне; первая
половина 4-го века), анализируя данную ситуацию, открыл в ней иную грань Истины.
— Похоже, этот мужчина не был таким уж достойным человеком, — заключил он, —
если ради него Всевышнему пришлось изменить порядок вещей, установленный от
Сотворения мира.
Чтобы разобраться, в чем суть тех граней Истины, которые открыли нам Абайе и
Раба, обратимся в Талмуде к трактату Берахот (лист 20), где
приводится диалог двух других Учителей.
— Почему в предыдущих поколениях, — спрашивает рав Папа (великий
Учитель Талмуда пятого поколения, Вавилон, начало 5-го век) у Равы (один
из крупнейших Учителей Талмуда; Вавилон, конец 4-го — начало 5-го веков), —
чудеса были настолько частым явлением, что их воспринимали, как нечто обыденное,
а в нашем поколении все иначе?
— Потому что раньше, — отвечает Рава, — многие люди посвящали свою жизнь
освящению Имени Всевышнего (на иврите — Кидуш а-Шем), а теперь мы не
поднимаемся до такого духовного уровня.
Из данного диалога следует, что «чудеса» непосредственно соотносятся с
уровнем духовности людей.
С одной стороны, реализации надъестественных явлений удостаиваются те, к кому
Всевышний благосклонен. Поэтому Раба и сказал о вдовце с грудным ребенком, что
он «великий человек».
С другой — «чудо» может восприниматься по-разному. К примеру, как нечто
естественное, в ряду природных явлений, что свидетельствует о достаточно высоком
духовном уровне. Но может видеться и как нечто, «из ряда вон выходящее»,
контрастирующее с реальностью. Поэтому и отметил Абайе, что мужчину, у которого
появилось грудное молоко, судя по всему — нельзя считать достойным человеком…
07.02.07
Наши Учителя выделяют три уровня соотношения надъестественных явлений
с обыденной жизнью человека.
1. Есть люди, для которых нет принципиальной разницы между «чудом» и обычным
проявлением законов природы. Таким человеком, как сообщает Устная традиция, был,
например, раби Ханина бен Доса. Если Творец установил, что масло должно гореть,
— говорил он, — то точно также Он может сделать, чтобы горел уксус. И самое
интересное, что у него уксус горел еще лучше, чем масло.
2. Некоторые люди удостаиваются «чуда», которое имеет, условно говоря,
«воспитательную» цель — укрепить в их сердцах ощущение, что силами природы
управляет Всевышний. На этом уровне надъестественные явления могут быть двух
видов: когда требуемый результат достигается выведением «чуда» за рамки
естественных явлений и — когда даже проявление тех или иных законов природы
воспринимается как «чудо».
Человек, получающий удовольствие от каждого вздоха, — подчеркивают Учителя, —
по духовному уровню выше того, кто боится Всевышнего (Талмуд, трактат
Берахот, лист 8).
Человек, который испытывает страх перед Небом, — разъясняет данное
высказывание Учителей рав Хим Шмулевич (глава иешивы «Мир», Литва –
Иерусалим, вторая половина 20-го века), — верит, что Всевышний в любой момент
может вмешаться в его жизнь и изменить ее течение, чтобы наказать его (если он
того заслуживает) или — спасти от бед, а в некоторых случаях — даже наградить,
если он того удостоится. Но более высокий духовный уровень — когда человек,
засыпая ночью и просыпаясь утром, понимает, что это — не очевидная данность. Так
же, как и возможность сделать после выдоха следующий вздох. Такой человек
осознает, что Всевышний, сотворив вселенную в начале времен, постоянно, каждое
мгновение, поддерживает существование всех созданных Им объектов, что без Его
поддержки мир в секунду превратится в хаос. И это осознание дает человеку
понимание, что за каждое прожитое мгновение Всевышнего надо благодарить. И он,
такой человек, наполняет каждое мгновение своего существования ощущением Творца.
3. Самый низкий уровень восприятия надъестественных явлений — когда человек
вообще не верит, что в мире бывают чудеса. Все, что происходит в мире, он
пытается объяснить материалистическими, естественными причинами, в рамках
законов природы. Любые изменения для него подчинены этим законам. Так, например,
такой человек верит в то, что динозавры вымерли, потому что наступил ледниковый
период, а мамонты — потому что этот период закончился. Он принимает на веру
гипотезу, что человечество произошло от обезьян и т.п.
Надо сказать, что амалекитяне придерживались именно такого
мировоззрения. Все вокруг, с их точки зрения, либо подчинялось естественным
законам, либо было «случайным» отклонением от этих законов. Они, конечно же,
знали о чуде рассечения Тростникового (Красного) моря и о том, что, как только
евреи оказались на другом берегу, воды сомкнулись, поглотив египетские отряды,
преследовавшие сынов Израиля. Однако и это не заставило их пересмотреть свою
мировоззренческую доктрину. Они лишь с еще большей силой возненавидели
израильтян и укрепились в своем стремлении воевать с ними.
Возникает вопрос: почему они отреагировали на свершившееся чудо рассечения
моря столь агрессивно?..
08.02.07
Рассечение вод Тростникового моря было не первым чудом, совершенным ради
освобождения сынов Израиля от египетского рабства. До этого, как сообщает нам
Тора, осуществились «десять казней», которые, безусловно, следует причислить к
разряду надъестественных явлений (см. на сайте, к примеру, обзоры недельной
главы Ваэра,
первый и
второй годовые циклы
обсуждения и
обзор недельной главы Бо, первый годовой цикл
обсуждения). Но казни эти не произвели на амалекитян почти никакого
впечатления.
Так почему же именно переход евреев через море так сильно «задел»
амалекитян?
Дело в том, что все чудеса, связанные с казнями, произошли в Египте — стране,
которая считалась «центром мировой магии». Поэтому народы Земли не усмотрели в
них для себя какой бы то ни было «угрозы».
Но море расступилось перед евреями на «нейтральной» территории, а потому
стало для всего земного населения знаком, что мир уже не такой, каким он до
этого казался. И это, в свою очередь, означало, что жить по-прежнему, видимо,
уже нельзя — необходимо пересмотреть устоявшуюся «идеологию». Или, по меньшей
мере — что-то противопоставить этим внезапно обнаружившимся изменениям.
Амалекитяне выбрали второй вариант. Они рассуждали так. Египтяне погибли
в морской пучине. Море вернулось в свое прежнее состояние, как будто бы и ничего
не было. Единственные свидетели свершившегося чуда — сыны Израиля.
Следовательно, надо уничтожить израильтян, и вскоре не останется и воспоминаний
об этом надъестественном явлении. Тогда все люди, и амалекитяне, в том
числе, будут жить, как жили раньше.
В этом рассуждении амалекитян находим корни возникновения пресловутого
«еврейского вопроса». А вместе с тем, естественно, нашлись (и находятся до сих
пор) желающие отыскать этому «вопросу» — «окончательное решение».
Евреи лишь одним своим существованием наносили болезненный удар «мировой
общественной совести». А, значит, от них надо избавиться: «нет евреев — нет и
проблемы».
Заметим, кстати, что у народа Амалека не было ни одной, ни моральной, ни
материальной, ни экономической причины для того, чтобы начать войну с народом
Израиля. Евреи не планировали проходить по их территории и не собирались даже
приближаться к границам их государства.
С еврейской стороны не исходило никакой реальной угрозы. Но «нравственная
опасность», которую усматривали амалекитяне в самом факте существования
сынов Израиля, заставило их предпринять военный поход и вступить в сражение за
сотни километров от границ их государства.
Теперь, суммируя сказанное, нам легче будет понять комментарий Раши, в
котором исследуется вопрос, что услышал Итро такого, что подвигло его на то,
чтобы присоединиться к еврейскому народу.
Чудо рассечения Тростникового моря, — пишет Раши, — и война с Амалеком.
Иными словами, Итро осознал, что перед всем миром и им самим, в частности,
встал серьезный вопрос: с кем ты? Что в воспринятом им в новом свете мире каждый
человек обязан теперь сделать свой выбор. И Итро — этот выбор сделал. Он прошел
долгий путь через пустыню, двигаясь навстречу сынам Израиля. Однако не для того,
чтобы, как амалекитяне, напасть, но — чтобы стать составной частью
еврейского народа и разделить с ним его судьбу.
Выбор «с кем ты?» встает перед каждым человеком во все времена. Не раз нашим
предкам приходилось бросать клич: «Кто за Всевышнего — ко мне!». И люди,
выбравшие Творца и Его Тору, вставали на защиту Его Имени. Это случалось в
трудные для еврейского народа периоды, когда разрушительные силы пытались
помешать реализации Замысла Всевышнего.
Этот выбор встает перед нами и в наши дни. И все также актуален извечный
призыв — «Кто за Всевышнего…».
Автор текста Мордехай Вейц
Иерусалим
Прочесть двадцать второй цикл обсуждения Прочесть двадцать первый цикл обсуждения Прочесть двадцатый цикл обсуждения Прочесть девятнадцатый цикл обсуждения Прочесть восемнадцатый цикл обсуждения Прочесть семнадцатый цикл обсуждения Прочесть шестнадцатый цикл обсуждения Прочесть пятнадцатый цикл обсуждения Прочесть четырнадцатый цикл обсуждения Прочесть седьмой цикл обсуждения Прочесть шестой цикл обсуждения Прочесть пятый цикл обсуждения Прочесть четвертый цикл обсуждения Прочесть третий цикл обсуждения Прочесть второй цикл обсуждения Прочесть первый цикл обсуждения
|
|
|
|
|
New Page 1
|