Двадцать второй цикл обсуждения (видео)
Прочесть двадцать первый цикл обсуждения Прочесть двадцатый цикл обсуждения Прочесть девятнадцатый цикл обсуждения Прочесть восемнадцатый цикл обсуждения Прочесть семнадцатый цикл обсуждения Прочесть шестнадцатый цикл обсуждения Прочесть пятнадцатый цикл обсуждения Прочесть четырнадцатый цикл обсуждения Прочесть седьмой цикл обсуждения Прочесть шестой цикл обсуждения Прочесть пятый цикл обсуждения Прочесть четвертый цикл обсуждения Прочесть третий цикл обсуждения Прочесть второй цикл обсуждения Прочесть первый цикл обсуждения
ГЛАВА «ИТРО»
Место в Торе:
вторая книга Торы — Шемот, гл. 18, ст. 1 — гл. 20, ст. 23.
Почему глава так
называется?
По имени
в первой фразе: «И услышал Итро, жрец Мидьяна...».
Обсуждение главы
Итро
1. Учиться у всего
Наша
недельная глава начинается словами: «И услышал Итро…» (Шемот, гл.
18, ст. 1).
В своем
комментарии Раши (раби Шломо бен Ицхак — величайший комментатор Торы и
Талмуда; Франция, 11-й век) задается вопросом: какую именно весть он услышал?
Что конкретно побудило его прийти и присоединиться к еврейскому народу?
И, взяв за
основу написанное в Мидраше
Mexuльтa,
отвечает: Весть о рассечении моря Суф и о войне с Амалеком.
Это известие
облетело округу. О нем знал не только Итро, но и все народы, живущие неподалеку.
И на всех оно произвело большое впечатление. Как сказано: «Услышали народы и
затрепетали, ужас объял жителей Плешета. Тогда устрашились князья Эдома, вождей
Моава охватила дрожь, оробели жители Кенаана» (Шемот, гл. 15, ст.
14-15).
Так почему же
только Итро оседлал осла и отправился в путь? Почему все остальные не тронулись
с места?
Этот вопрос
интересует и Раши. Поэтому он и спрашивает, как бы проверяя себя — что же такого
услышал Итро? О чем узнал? Может, нечто такое, о чем еще никто не ведал? И
отвечает: да нет, то же, что и другие.
Есть такое
выражение — «Слышал звон, да не знает, где он». В нашем случае, все прекрасно
знали «где звон». Но в этом как раз и состояла проблема. Они и отнеслись к тому,
что услышали, как к «звону».
Просто
существует принципиальная смысловая разница между глаголами «слушать» и
«услышать». Итро — услышал и впустил известие в свое сердце, результатом чего
стало принятие решения, а затем — е его реализация.
Учиться у
всего и делать правильные выводы — качества, присущие евреям. Продемонстрировав
их, Итро доказал, что не случайно присоединяется к сынам Израиля.
Раввины и
наставники во всех поколениях призывали евреев не лениться и постоянно пополнять
багаж своих знаний, где только можно.
Приведу
несколько примеров.
Раввин Элиягу
Мишковский как-то обратился к мальчику, остановившему неподалеку от него свой
велосипед:
— Чему можно
научиться, наблюдая езду на велосипеде? — спросил он у этого мальчика.
И когда юноша
замешкался с ответом, рав пояснил, что лично он научился трем вещам:
1. Пока
крутим педали, пока трудимся — движемся вперед.
2. Стоит лишь
на миг перестать вращать педали, перестать трудиться, и ты неминуемо упадешь.
3. Если
движение вперед дается слишком легко, без труда — знай, что ты на спуске.
Еще пример.
Раби из
Штефанешт однажды ханукальным вечером заглянул в синагогу и обнаружил там двух
хасидов, играющих в шашки. Те тоже заметили раби и быстро сбросили шашки под
стол, схватили книги и сделали вид, что погружены в учебу.
Но это их не
спасло, ведь ребе уже успел заметить, что у белых серьезное преимущество. Он
подошел к хасидам и задал им вопрос:
— Скажите,
чему нас учит игра в шашки?
И увидев, что
хасиды затрудняются с ответом, сам это разъяснил.
Шашки учат
нас четырем вещам, — сказал он.
1. Двигаться
можно только вперед, отступление — против правил.
2.Двигаться
вперед нужно постепенно и последовательно, на одну клетку за ход, нельзя прыгать
и перескакивать.
3. Иногда
следует пожертвовать одной шашкой, чтобы выиграть две.
4. Эти
правила действуют только в рядовой ситуации игры. Дойдешь до предела, станешь
дамкой, и правила тут же изменятся. Дамке разрешено ходить в любую сторону и
насколько угодно полей…
на основе комментария рава Элиягу Мишковски
(автор книги «Мишнат Элиягу», Израиль, 1917-1980 гг.)
2. Два вида чудес
Написано в
нашей недельной главе: «И услышал Итро... обо всем, что совершил Всевышний для
Моше и для Израиля, народа Своего» (Шемот, гл. 18, ст. 1).
Раши
(раби Шломо бен Ицхак — величайший комментатор Торы и Талмуда; Франция, 11-й
век), опираясь на то, о чем говорится в Мидраше
Mexuльтa,
отмечает, что Итро услышал о рассечении моря Суф и о войне с Амалеком.
Далее, в
своем следующем комментарии, он приводит еще три причины, побудившие Итро к
действию.
Во-первых, он
узнал, что Всевышний снабжает евреев в пустыне едой, в виде чудесного мана
(подробнее — см. на сайте в ответе «Что такое ман (манна)?», №
706), выпадавшего каждый день, кроме шабббата.
Во-вторых —
обеспечивает их питьем. Для этого был источник Мирьям, который сопровождал сынов
Израиля во время их переходов.
В третьих,
сделал так, что они одержали победу над Амалеком (о чем, как мы видим, Итро уже
знал).
Таким
образом, Раши приводит, в общей сложности, пять причин, побудивших Итро
отправиться в пустыню, чтобы присоединиться к евреям. Но, если присмотреться
внимательнее — на поверку эти пять окажутся четырьмя.
Возникает
вопрос: почему Раши разделил эти причины на две группы, ведь он мог указать их
все разом? И для чего ему понадобилось дважды упоминать войну с Амалеком?
Все чудеса,
произошедшие во время Исхода сынов Израиля из Египта, можно разделить на две
группы. К первой следует отнести те чудеса, которые Всевышний совершил, чтобы
продемонстрировать Свое величие и силу. Во вторую группу войдут чудеса,
совершенные ради сынов Израиля.
Рассечение
моря Суф было демонстрацией мощи Всевышнего. Как сказано: «И узнают египтяне,
что Я — Всевышний, когда прославлюсь Я, наказав фараона, и колесницы его, и
всадников его» (Шемот, гл. 14, ст. 18).
Кроме того,
когда египтяне настигли евреев, они не могли навредить сынам Израиля. Ведь
евреев отделал от египтян облачный столп, не позволяя преследователям атаковать
беглецов.
Выходит, в
рассечении моря ради спасения евреев не было никакой необходимости. К тому же,
как известно, сыны Израиля не пересекали море насквозь, пройдя его от берега, до
берега. Идя по дуге, они вышли из него на том же берегу, только на некотором
удалении от того места, в котором входили в воду.
Чудеса же с
маном и источником питьевой воды, безусловно, были совершены ради сынов
Израиля.
Теперь
давайте решим, куда нам причислить войну с Амалеком?
Амалек не
скрывал, что собирается уничтожить Израиль. И победа над ним, конечно же, нужна
для спасения народа. Но все же не только для этого.
Написано, что
в момент, когда Моше понимал руки — сыны Израиля побеждали, когда опускал — верх
брал Амалек (Шемот, гл. 17, ст. 11).
В Талмуде
(трактат Рош
hа-Шана,
лист 29) Учителя задаются вопросом: неужто руки Моше могут побеждать в войне или
проигрывать сражение?
Не в них
причина. Но когда сыны Израиля устремляли свои взоры вверх, к Всевышнему, и
подчиняли Ему свои сердца — они побеждали. Если же опускали глаза и упирались
взором в материю, в землю — проигрывали.
С этой точки
зрения, война против Амалека послужила возвеличиванию Имени Всевышнего. Поэтому
Раши вначале упоминает войну вместе с рассечением моря (чудеса, послужившие
славе Всевышнего). Но затем, он причисляет это совершенное Творцом чудо к
категории «ради своего народа». И здесь мы, наряду с маном и источником
Мирьям, опять встречаем поверженного Амалека.
на основе комментария рава
Давида бар Шмуэля
hа-Леви
(известен как «Таз», по аббревиатуре слов,
составляющих название его комментария к «Шульхан Аруху» — «Турей Заhав»;
Украина, 1586-1667 гг.)
3.
Йетер становится Итро
Наша
недельная глава названа — Итро. И начинается с упоминания о нем —
«И услышал Итро…» (Шемот, гл. 18, ст. 1).
Раши
(раби Шломо бен Ицхак — величайший комментатор Торы и Талмуда; Франция, 11-й
век) уточняет, что ему было дано семь имен: Реуэль, Йетер, Итро, Ховав, Хевер,
Кени и Путиэль.
Имя Йетер
связано с корнем, означающим «прибавлять» — потому что им был «прибавлен» один
раздел в Торе: «Ты же выбери из народа людей дельных» (Шемот, гл.
18, ст. 21).
Здесь
подразумевается совет, который он дал Моше, предлагая для решения
административных вопросов — назначить начальников над десятками, сотнями,
тысячами и т.д..
Имя Итро тоже
связано с добавлением. Когда он присоединился к еврейскому народу и стал
исполнять заповеди, к его имени прибавили букву «вав».
Имени Ховав
он удостоился, потому что любил («хибев») Тору. Ховав — это действительно
Итро, ведь сказано: «из сынов Ховава, тестя Моше» (Шофтим, гл. 4,
ст. 11).
Но почему к
имени Йетер была добавлена именно буква вав?
Самое первое
убийство в истории человечества, как известно, совершил Каин. Это было настолько
неслыханно и возмутительно, что теперь любой мог отплатить ему тем же.
Но Каин
осознал всю тяжесть своего проступка и искренне в нем раскаялся.
Тогда
Всевышний, чтобы оградить Каина от мести, отметил его особым знаком на лбу. Этот
знак в виде буквы вав был призван всем сообщать, что Каин не подлежит
смертной казни, и поэтому убивший его будет наказан со всей строгостью.
И тут мы
вправе задать вопрос: почему Всевышний в качестве охранительного знака выбрал
именно вав?
Запрет на
убийство — одна из важнейших заповедей. Поэтому неудивительно, что он фигурирует
на Скрижалях Завета. Но самое интересное, что в списке Десяти заповедей, он
шестой по счету. Так же, как и буква вав — шестая в алфавите (она еще
имеет гематрию, или числовое значение — 6).
Таким
образом, отмечая Каина вавом, Творец намекал на заповедь «не убивай».
Каин начал
исправление злодеяния, которое он совершил, убив своего брата Гевеля. Корень его
души обрел новое воплощение в Итро, который продолжил этот важный тикун
(исправление).
Перед тем как
даровать Тору на горе Синай, Всевышний предложил ее всем народам. Только те
отказались. Каждый — по своей причине. Так, например, потомки Ишмаэля заявили,
что не могут принять запрет на воровство. Поскольку их предок получил
благословение: «И быть ему диким человеком» (Берешит, гл. 16, ст.
12).
Потом мы
читаем: «Ведь я был украден и похищен из родного края!» (Берешит,
гл. 40, ст. 15). Это — крик души Йосефа. Для полноты картины добавим караван
ишмаэлитов, проходивший мимо ямы, куда бросили Йосефа. И караван тот шел из
Гилада в Египет, а именно там, как известно, был продан Йосеф в рабы царедворцу
Потифару.
Благодаря
этому, нам понятно, почему потомки Ишмаэля так любят совершать омовение рук на
показ — тех самых рук, что привычными движениями, ловко могли подхватывать все,
что «плохо лежит».
Всевышний
предлагал Тору и потомкам Эсава.
— Что в ней
написано? — поинтересовались те.
— Не убивай!
Тогда на свет
со всем благоговением было вытащено бережно хранимое завещание — «Мечом своим
будешь жить» (Берешит, же, гл. 27, ст. 40).
— Что за
жизнь без убийств!? Наш предок Эсав убивал и нам велел. Не можем мы себе в этом
отказать.
— А я могу, —
подал голос Йетер. — Хотя мой предок и был отцом всех убийц, лично я готов
строго соблюдать этот запрет, наряду с остальными заповедями Торы.
Так Йетер
принял Тору, да еще добавил раздел о начальниках десятков и сотен, о первой
еврейской администрации.
А Всевышний
добавил ему букву вав — ту самую, что когда-то, в качестве охранного
знака даровал его предку, Каину. Круг замкнулся и Йетер стал Итро.
на основе комментария рава Авраама-Меира Азриэля
(автор книги «Имрей Авраам», Австрия – США, 1913-1995 гг.)
4.
То, что достается легко — не ценят
В нашей
недельной главе говорится о даровании Торы. Здесь мы читаем: «И Моше взошел ко
Всевышнему» (Шемот, гл. 19, ст. 3).
Чтобы
получить Тору от Всевышнего, Моше поднялся в пространство духовных миров.
Сказано в Мидраше (Мидраш Раба на книгу Шемот, гл.
28), что там он был атакован малахим (мн. ч. от слова малах, в
условном переводе — «ангел»).
Итак,
Всевышний приглашает Моше, чтобы передать ему Свою Тору, а малахим
нападают на Моше, пытаясь ему помешать.
Как такое
возможно?
Чтобы это
объяснить, воспользуюсь притчей.
В одном
крупном столичном городе жил мудрый раввин. Он был главой раввинского суда и
духовным наставником самой большой общины.
Много лет он
трудился на благо евреев, решая сложнейшие проблемы, верша великие дела. Но вот
он состарился и почувствовал, что силы уже не те.
Недалеко от
столицы располагался маленький городок с крошечной общиной, и рав решил
переехать туда, чтобы в заботах о тех евреях провести остаток своих дней.
Он связался с
администрацией того городка и предложил себя в качестве раввина. Его предложение
было встречено с восторгом. Жители поверить не могли, что столь уважаемый раввин
почтит их своим присутствием.
Тогда рав
обратился к главам общины, которой верой и правдой служил много лет, и попросил
отпустить его на покой.
— Мы очень
благодарны тебе за все, что ты для нас сделал, — сказали ему в ответ. — Поступай
так, как считаешь нужным, и пусть Всевышний благословит тебя на всех твоих
путях!
В назначенный
день жители маленького городка прислали шикарную, нарядно украшенную карету,
чтобы доставить раввина к месту его новой службы. Только главы столичной общины
собрались в дверях синагоги, не давая раввину выйти.
— Но я же
поставил вас в известность, и вы согласились меня отпустить, — удивился раввин.
— Конечно,
конечно, мы не станем задерживать рава, — быстро согласились руководители,
расступаясь и уступая дорогу.
Когда раввин
сел в карету, кучер и лакей были вызваны столичным
начальством для инструктажа (так им сказали).
Как только
они вошли в здание городской администрации, им хорошенько намяли бока и
пригрозили, что если они хотят вернуться живыми, пусть даже не думают увозить с
собой рава.
Рав поспешил
на выручку бедолагам. Тогда глава общины отвел его в сторону и сказал
доверительно:
— Раби, мы же
для тебя стараемся. Пусть они не думают, будто мы тебя прогоняем. Пусть видят,
что мы не хотим с тобой расставаться. Больше будут ценить…
Малахим,
конечно, не могут соблюдать Тору так, как сыны Израиля. Но они не хотели, чтобы
она легко досталась евреям. Ведь то, что достается легко — не ценят.
Поэтому Моше
пришлось брать Тору с боем.
на основе комментария Магида из Дубно
(раби Яаков Кранц, автор множества поучительных историй, собранных в книге
«Оѓель Яаков»; вторая половина 18-го – начало 19-го вв.)
5.
Кого царь любит больше
Близится
дарование Торы. Ключевую роль в передаче ее сынам Израиля должен сыграть Моше.
Как написано: «И Моше взошел к Всевышнему» (Шемот, гл. 19, ст. 3).
В Мидраше (Мидраш
Раба на книгу Шемот, гл. 28) говорится, что в духовных
мирах служители Всевышнего, малахим (мн. ч. от слова малах, в
условном переводе — «ангел»), встретили его не слишком дружелюбно. Они чуть ли
не святотатством сочли намерение передать Тору в руки рожденного женщиной.
Тогда
Всевышний придал Моше черты Авраама (Авраам тоже был рожден женщиной, и с точки
зрения малахим, между ним и Моше не должно быть никакой разницы). И сразу
пристыдил своих служителей:
— Как же вам
не стыдно?! Неужели вы забыли, как рожденный женщиной, принимал вас в своем
доме, и вы у него ели?!
А Моше Он
сказал:
— Ты сейчас
получаешь Тору исключительно в заслугу Авраама.
То, что
произошло тогда в духовных мирах, трудно укладывается в рамки понимания у нас
здесь, в материальном мире. Чтобы облегчить процесс восприятия, дам
аллегорическое разъяснение.
Царь возвысил
и приблизил к себе своего военачальника. Он советовался с ним по всем
мало-мальски серьезным вопросам, и не принимал без него ни одного важного
решения. Причем, советоваться всегда старался без посторонних, с глазу на глаз.
У царя был
единственный сын, в котором он души не чаял. И старался не разлучаться с ним. Но
когда обсуждались серьезные вопросы, царь даже сына просил выйти.
Во время
дружеской беседы со своими близкими, военачальник вдруг разоткровенничался:
— Чтобы вы
знали, царь меня любит и чтит, даже больше, чем родного сына. Ведь при решении
серьезных проблем, он просит сына удалиться, а сам уединяется со мной...
Доброхоты
быстро донесли неосторожно брошенное слово до нежных ушей принца. И тот так
огорчился, что вскоре заболел и слег.
Придворный
врач диагностировал тяжелую депрессию. И в качестве лекарства прописал веселье.
Только все попытки хоть как-то развеселить принца были безрезультатны.
Царь собрал
всех советников и придворных и стал держать с ними совет. Было решено удивить
принца. Кто-то из важных министров переоденется в медвежью шкуру и будет в ней,
вопреки своему высокому сану — чудить, плясать, выделывать коленца.
Выбор пал на
военачальника. Ведь он — особа, наиболее приближенная к императору, и значит, от
его чудачеств будет больше всего пользы.
На следующий
день с командующего армией сняли его роскошное облачение, парадный мундир и
переодели в медвежью шкуру. И вот он уже вопит и дрыгает ногами, скачет, падает,
кувыркается.
Глаза принца
просияли, вскоре его лицо озарила улыбка, и через короткое время он хохотал как
припадочный.
— Все-таки
царь больше любит своего сына, а не командующего армией, — шептались по углам. —
В противном случае, он не приказал бы тому так унижаться.
Теперь
вернемся к Моше и малахим, окружившим его.
— Что этот
рожденный женщиной делает здесь среди нас? — не переставая спрашивали они.
Но Всевышний
быстро поубавил ангельскую спесь. Он придал внешности Моше черты Авраама. И
напомнил малахим, что в момент, когда Авраам страдал из-за отсутствия
путников, которых он мог бы зазвать в гости, они, малахим, были посланы,
чтобы изображать тех самых путников. И все это — только ради того, чтобы угодить
Аврааму.
Выходит,
Всевышний любит Авраама сильнее, чем малахим. И это — ответ на вопрос,
кто достоин того, чтобы получить Тору...
на основе комментария Магида из Дубно
(раби Яаков Кранц, автор множества поучительных историй, собранных в книге
«Оѓель Яаков»; вторая половина 18-го – начало 19-го вв.)
Автор текста Мордехай Вейц
ГЛАВА
ГЛАВА «ИТРО»
Место в Торе:
вторая книга Торы — Шемот, гл. 18, ст. 1 — гл. 20, ст. 23.
Почему глава так
называется?
По имени
в первой фразе: «И услышал Итро, жрец Мидьяна...».
Обсуждение главы
Итро
1. Учиться у всего
Наша
недельная глава начинается словами: «И услышал Итро…» (Шемот, гл.
18, ст. 1).
В своем
комментарии Раши (раби Шломо бен Ицхак — величайший комментатор Торы и
Талмуда; Франция, 11-й век) задается вопросом: какую именно весть он услышал?
Что конкретно побудило его прийти и присоединиться к еврейскому народу?
И, взяв за
основу написанное в Мидраше
Mexuльтa,
отвечает: Весть о рассечении моря Суф и о войне с Амалеком.
Это известие
облетело округу. О нем знал не только Итро, но и все народы, живущие неподалеку.
И на всех оно произвело большое впечатление. Как сказано: «Услышали народы и
затрепетали, ужас объял жителей Плешета. Тогда устрашились князья Эдома, вождей
Моава охватила дрожь, оробели жители Кенаана» (Шемот, гл. 15, ст.
14-15).
Так почему же
только Итро оседлал осла и отправился в путь? Почему все остальные не тронулись
с места?
Этот вопрос
интересует и Раши. Поэтому он и спрашивает, как бы проверяя себя — что же такого
услышал Итро? О чем узнал? Может, нечто такое, о чем еще никто не ведал? И
отвечает: да нет, то же, что и другие.
Есть такое
выражение — «Слышал звон, да не знает, где он». В нашем случае, все прекрасно
знали «где звон». Но в этом как раз и состояла проблема. Они и отнеслись к тому,
что услышали, как к «звону».
Просто
существует принципиальная смысловая разница между глаголами «слушать» и
«услышать». Итро — услышал и впустил известие в свое сердце, результатом чего
стало принятие решения, а затем — е его реализация.
Учиться у
всего и делать правильные выводы — качества, присущие евреям. Продемонстрировав
их, Итро доказал, что не случайно присоединяется к сынам Израиля.
Раввины и
наставники во всех поколениях призывали евреев не лениться и постоянно пополнять
багаж своих знаний, где только можно.
Приведу
несколько примеров.
Раввин Элиягу
Мишковский как-то обратился к мальчику, остановившему неподалеку от него свой
велосипед:
— Чему можно
научиться, наблюдая езду на велосипеде? — спросил он у этого мальчика.
И когда юноша
замешкался с ответом, рав пояснил, что лично он научился трем вещам:
1. Пока
крутим педали, пока трудимся — движемся вперед.
2. Стоит лишь
на миг перестать вращать педали, перестать трудиться, и ты неминуемо упадешь.
3. Если
движение вперед дается слишком легко, без труда — знай, что ты на спуске.
Еще пример.
Раби из
Штефанешт однажды ханукальным вечером заглянул в синагогу и обнаружил там двух
хасидов, играющих в шашки. Те тоже заметили раби и быстро сбросили шашки под
стол, схватили книги и сделали вид, что погружены в учебу.
Но это их не
спасло, ведь ребе уже успел заметить, что у белых серьезное преимущество. Он
подошел к хасидам и задал им вопрос:
— Скажите,
чему нас учит игра в шашки?
И увидев, что
хасиды затрудняются с ответом, сам это разъяснил.
Шашки учат
нас четырем вещам, — сказал он.
1. Двигаться
можно только вперед, отступление — против правил.
2.Двигаться
вперед нужно постепенно и последовательно, на одну клетку за ход, нельзя прыгать
и перескакивать.
3. Иногда
следует пожертвовать одной шашкой, чтобы выиграть две.
4. Эти
правила действуют только в рядовой ситуации игры. Дойдешь до предела, станешь
дамкой, и правила тут же изменятся. Дамке разрешено ходить в любую сторону и
насколько угодно полей…
на основе комментария рава Элиягу Мишковски
(автор книги «Мишнат Элиягу», Израиль, 1917-1980 гг.)
2. Два вида чудес
Написано в
нашей недельной главе: «И услышал Итро... обо всем, что совершил Всевышний для
Моше и для Израиля, народа Своего» (Шемот, гл. 18, ст. 1).
Раши
(раби Шломо бен Ицхак — величайший комментатор Торы и Талмуда; Франция, 11-й
век), опираясь на то, о чем говорится в Мидраше
Mexuльтa,
отмечает, что Итро услышал о рассечении моря Суф и о войне с Амалеком.
Далее, в
своем следующем комментарии, он приводит еще три причины, побудившие Итро к
действию.
Во-первых, он
узнал, что Всевышний снабжает евреев в пустыне едой, в виде чудесного мана
(подробнее — см. на сайте в ответе «Что такое ман (манна)?», №
706), выпадавшего каждый день, кроме шабббата.
Во-вторых —
обеспечивает их питьем. Для этого был источник Мирьям, который сопровождал сынов
Израиля во время их переходов.
В третьих,
сделал так, что они одержали победу над Амалеком (о чем, как мы видим, Итро уже
знал).
Таким
образом, Раши приводит, в общей сложности, пять причин, побудивших Итро
отправиться в пустыню, чтобы присоединиться к евреям. Но, если присмотреться
внимательнее — на поверку эти пять окажутся четырьмя.
Возникает
вопрос: почему Раши разделил эти причины на две группы, ведь он мог указать их
все разом? И для чего ему понадобилось дважды упоминать войну с Амалеком?
Все чудеса,
произошедшие во время Исхода сынов Израиля из Египта, можно разделить на две
группы. К первой следует отнести те чудеса, которые Всевышний совершил, чтобы
продемонстрировать Свое величие и силу. Во вторую группу войдут чудеса,
совершенные ради сынов Израиля.
Рассечение
моря Суф было демонстрацией мощи Всевышнего. Как сказано: «И узнают египтяне,
что Я — Всевышний, когда прославлюсь Я, наказав фараона, и колесницы его, и
всадников его» (Шемот, гл. 14, ст. 18).
Кроме того,
когда египтяне настигли евреев, они не могли навредить сынам Израиля. Ведь
евреев отделал от египтян облачный столп, не позволяя преследователям атаковать
беглецов.
Выходит, в
рассечении моря ради спасения евреев не было никакой необходимости. К тому же,
как известно, сыны Израиля не пересекали море насквозь, пройдя его от берега, до
берега. Идя по дуге, они вышли из него на том же берегу, только на некотором
удалении от того места, в котором входили в воду.
Чудеса же с
маном и источником питьевой воды, безусловно, были совершены ради сынов
Израиля.
Теперь
давайте решим, куда нам причислить войну с Амалеком?
Амалек не
скрывал, что собирается уничтожить Израиль. И победа над ним, конечно же, нужна
для спасения народа. Но все же не только для этого.
Написано, что
в момент, когда Моше понимал руки — сыны Израиля побеждали, когда опускал — верх
брал Амалек (Шемот, гл. 17, ст. 11).
В Талмуде
(трактат Рош
hа-Шана,
лист 29) Учителя задаются вопросом: неужто руки Моше могут побеждать в войне или
проигрывать сражение?
Не в них
причина. Но когда сыны Израиля устремляли свои взоры вверх, к Всевышнему, и
подчиняли Ему свои сердца — они побеждали. Если же опускали глаза и упирались
взором в материю, в землю — проигрывали.
С этой точки
зрения, война против Амалека послужила возвеличиванию Имени Всевышнего. Поэтому
Раши вначале упоминает войну вместе с рассечением моря (чудеса, послужившие
славе Всевышнего). Но затем, он причисляет это совершенное Творцом чудо к
категории «ради своего народа». И здесь мы, наряду с маном и источником
Мирьям, опять встречаем поверженного Амалека.
на основе комментария рава
Давида бар Шмуэля
hа-Леви
(известен как «Таз», по аббревиатуре слов,
составляющих название его комментария к «Шульхан Аруху» — «Турей Заhав»;
Украина, 1586-1667 гг.)
3.
Йетер становится Итро
Наша
недельная глава названа — Итро. И начинается с упоминания о нем —
«И услышал Итро…» (Шемот, гл. 18, ст. 1).
Раши
(раби Шломо бен Ицхак — величайший комментатор Торы и Талмуда; Франция, 11-й
век) уточняет, что ему было дано семь имен: Реуэль, Йетер, Итро, Ховав, Хевер,
Кени и Путиэль.
Имя Йетер
связано с корнем, означающим «прибавлять» — потому что им был «прибавлен» один
раздел в Торе: «Ты же выбери из народа людей дельных» (Шемот, гл.
18, ст. 21).
Здесь
подразумевается совет, который он дал Моше, предлагая для решения
административных вопросов — назначить начальников над десятками, сотнями,
тысячами и т.д..
Имя Итро тоже
связано с добавлением. Когда он присоединился к еврейскому народу и стал
исполнять заповеди, к его имени прибавили букву «вав».
Имени Ховав
он удостоился, потому что любил («хибев») Тору. Ховав — это действительно
Итро, ведь сказано: «из сынов Ховава, тестя Моше» (Шофтим, гл. 4,
ст. 11).
Но почему к
имени Йетер была добавлена именно буква вав?
Самое первое
убийство в истории человечества, как известно, совершил Каин. Это было настолько
неслыханно и возмутительно, что теперь любой мог отплатить ему тем же.
Но Каин
осознал всю тяжесть своего проступка и искренне в нем раскаялся.
Тогда
Всевышний, чтобы оградить Каина от мести, отметил его особым знаком на лбу. Этот
знак в виде буквы вав был призван всем сообщать, что Каин не подлежит
смертной казни, и поэтому убивший его будет наказан со всей строгостью.
И тут мы
вправе задать вопрос: почему Всевышний в качестве охранительного знака выбрал
именно вав?
Запрет на
убийство — одна из важнейших заповедей. Поэтому неудивительно, что он фигурирует
на Скрижалях Завета. Но самое интересное, что в списке Десяти заповедей, он
шестой по счету. Так же, как и буква вав — шестая в алфавите (она еще
имеет гематрию, или числовое значение — 6).
Таким
образом, отмечая Каина вавом, Творец намекал на заповедь «не убивай».
Каин начал
исправление злодеяния, которое он совершил, убив своего брата Гевеля. Корень его
души обрел новое воплощение в Итро, который продолжил этот важный тикун
(исправление).
Перед тем как
даровать Тору на горе Синай, Всевышний предложил ее всем народам. Только те
отказались. Каждый — по своей причине. Так, например, потомки Ишмаэля заявили,
что не могут принять запрет на воровство. Поскольку их предок получил
благословение: «И быть ему диким человеком» (Берешит, гл. 16, ст.
12).
Потом мы
читаем: «Ведь я был украден и похищен из родного края!» (Берешит,
гл. 40, ст. 15). Это — крик души Йосефа. Для полноты картины добавим караван
ишмаэлитов, проходивший мимо ямы, куда бросили Йосефа. И караван тот шел из
Гилада в Египет, а именно там, как известно, был продан Йосеф в рабы царедворцу
Потифару.
Благодаря
этому, нам понятно, почему потомки Ишмаэля так любят совершать омовение рук на
показ — тех самых рук, что привычными движениями, ловко могли подхватывать все,
что «плохо лежит».
Всевышний
предлагал Тору и потомкам Эсава.
— Что в ней
написано? — поинтересовались те.
— Не убивай!
Тогда на свет
со всем благоговением было вытащено бережно хранимое завещание — «Мечом своим
будешь жить» (Берешит, же, гл. 27, ст. 40).
— Что за
жизнь без убийств!? Наш предок Эсав убивал и нам велел. Не можем мы себе в этом
отказать.
— А я могу, —
подал голос Йетер. — Хотя мой предок и был отцом всех убийц, лично я готов
строго соблюдать этот запрет, наряду с остальными заповедями Торы.
Так Йетер
принял Тору, да еще добавил раздел о начальниках десятков и сотен, о первой
еврейской администрации.
А Всевышний
добавил ему букву вав — ту самую, что когда-то, в качестве охранного
знака даровал его предку, Каину. Круг замкнулся и Йетер стал Итро.
на основе комментария рава Авраама-Меира Азриэля
(автор книги «Имрей Авраам», Австрия – США, 1913-1995 гг.)
4.
То, что достается легко — не ценят
В нашей
недельной главе говорится о даровании Торы. Здесь мы читаем: «И Моше взошел ко
Всевышнему» (Шемот, гл. 19, ст. 3).
Чтобы
получить Тору от Всевышнего, Моше поднялся в пространство духовных миров.
Сказано в Мидраше (Мидраш Раба на книгу Шемот, гл.
28), что там он был атакован малахим (мн. ч. от слова малах, в
условном переводе — «ангел»).
Итак,
Всевышний приглашает Моше, чтобы передать ему Свою Тору, а малахим
нападают на Моше, пытаясь ему помешать.
Как такое
возможно?
Чтобы это
объяснить, воспользуюсь притчей.
В одном
крупном столичном городе жил мудрый раввин. Он был главой раввинского суда и
духовным наставником самой большой общины.
Много лет он
трудился на благо евреев, решая сложнейшие проблемы, верша великие дела. Но вот
он состарился и почувствовал, что силы уже не те.
Недалеко от
столицы располагался маленький городок с крошечной общиной, и рав решил
переехать туда, чтобы в заботах о тех евреях провести остаток своих дней.
Он связался с
администрацией того городка и предложил себя в качестве раввина. Его предложение
было встречено с восторгом. Жители поверить не могли, что столь уважаемый раввин
почтит их своим присутствием.
Тогда рав
обратился к главам общины, которой верой и правдой служил много лет, и попросил
отпустить его на покой.
— Мы очень
благодарны тебе за все, что ты для нас сделал, — сказали ему в ответ. — Поступай
так, как считаешь нужным, и пусть Всевышний благословит тебя на всех твоих
путях!
В назначенный
день жители маленького городка прислали шикарную, нарядно украшенную карету,
чтобы доставить раввина к месту его новой службы. Только главы столичной общины
собрались в дверях синагоги, не давая раввину выйти.
— Но я же
поставил вас в известность, и вы согласились меня отпустить, — удивился раввин.
— Конечно,
конечно, мы не станем задерживать рава, — быстро согласились руководители,
расступаясь и уступая дорогу.
Когда раввин
сел в карету, кучер и лакей были вызваны столичным
начальством для инструктажа (так им сказали).
Как только
они вошли в здание городской администрации, им хорошенько намяли бока и
пригрозили, что если они хотят вернуться живыми, пусть даже не думают увозить с
собой рава.
Рав поспешил
на выручку бедолагам. Тогда глава общины отвел его в сторону и сказал
доверительно:
— Раби, мы же
для тебя стараемся. Пусть они не думают, будто мы тебя прогоняем. Пусть видят,
что мы не хотим с тобой расставаться. Больше будут ценить…
Малахим,
конечно, не могут соблюдать Тору так, как сыны Израиля. Но они не хотели, чтобы
она легко досталась евреям. Ведь то, что достается легко — не ценят.
Поэтому Моше
пришлось брать Тору с боем.
на основе комментария Магида из Дубно
(раби Яаков Кранц, автор множества поучительных историй, собранных в книге
«Оѓель Яаков»; вторая половина 18-го – начало 19-го вв.)
5.
Кого царь любит больше
Близится
дарование Торы. Ключевую роль в передаче ее сынам Израиля должен сыграть Моше.
Как написано: «И Моше взошел к Всевышнему» (Шемот, гл. 19, ст. 3).
В Мидраше (Мидраш
Раба на книгу Шемот, гл. 28) говорится, что в духовных
мирах служители Всевышнего, малахим (мн. ч. от слова малах, в
условном переводе — «ангел»), встретили его не слишком дружелюбно. Они чуть ли
не святотатством сочли намерение передать Тору в руки рожденного женщиной.
Тогда
Всевышний придал Моше черты Авраама (Авраам тоже был рожден женщиной, и с точки
зрения малахим, между ним и Моше не должно быть никакой разницы). И сразу
пристыдил своих служителей:
— Как же вам
не стыдно?! Неужели вы забыли, как рожденный женщиной, принимал вас в своем
доме, и вы у него ели?!
А Моше Он
сказал:
— Ты сейчас
получаешь Тору исключительно в заслугу Авраама.
То, что
произошло тогда в духовных мирах, трудно укладывается в рамки понимания у нас
здесь, в материальном мире. Чтобы облегчить процесс восприятия, дам
аллегорическое разъяснение.
Царь возвысил
и приблизил к себе своего военачальника. Он советовался с ним по всем
мало-мальски серьезным вопросам, и не принимал без него ни одного важного
решения. Причем, советоваться всегда старался без посторонних, с глазу на глаз.
У царя был
единственный сын, в котором он души не чаял. И старался не разлучаться с ним. Но
когда обсуждались серьезные вопросы, царь даже сына просил выйти.
Во время
дружеской беседы со своими близкими, военачальник вдруг разоткровенничался:
— Чтобы вы
знали, царь меня любит и чтит, даже больше, чем родного сына. Ведь при решении
серьезных проблем, он просит сына удалиться, а сам уединяется со мной...
Доброхоты
быстро донесли неосторожно брошенное слово до нежных ушей принца. И тот так
огорчился, что вскоре заболел и слег.
Придворный
врач диагностировал тяжелую депрессию. И в качестве лекарства прописал веселье.
Только все попытки хоть как-то развеселить принца были безрезультатны.
Царь собрал
всех советников и придворных и стал держать с ними совет. Было решено удивить
принца. Кто-то из важных министров переоденется в медвежью шкуру и будет в ней,
вопреки своему высокому сану — чудить, плясать, выделывать коленца.
Выбор пал на
военачальника. Ведь он — особа, наиболее приближенная к императору, и значит, от
его чудачеств будет больше всего пользы.
На следующий
день с командующего армией сняли его роскошное облачение, парадный мундир и
переодели в медвежью шкуру. И вот он уже вопит и дрыгает ногами, скачет, падает,
кувыркается.
Глаза принца
просияли, вскоре его лицо озарила улыбка, и через короткое время он хохотал как
припадочный.
— Все-таки
царь больше любит своего сына, а не командующего армией, — шептались по углам. —
В противном случае, он не приказал бы тому так унижаться.
Теперь
вернемся к Моше и малахим, окружившим его.
— Что этот
рожденный женщиной делает здесь среди нас? — не переставая спрашивали они.
Но Всевышний
быстро поубавил ангельскую спесь. Он придал внешности Моше черты Авраама. И
напомнил малахим, что в момент, когда Авраам страдал из-за отсутствия
путников, которых он мог бы зазвать в гости, они, малахим, были посланы,
чтобы изображать тех самых путников. И все это — только ради того, чтобы угодить
Аврааму.
Выходит,
Всевышний любит Авраама сильнее, чем малахим. И это — ответ на вопрос,
кто достоин того, чтобы получить Тору...
на основе комментария Магида из Дубно
(раби Яаков Кранц, автор множества поучительных историй, собранных в книге
«Оѓель Яаков»; вторая половина 18-го – начало 19-го вв.)
Прочесть двадцать второй цикл обсуждения Прочесть двадцать первый цикл обсуждения Прочесть двадцатый цикл обсуждения Прочесть девятнадцатый цикл обсуждения Прочесть восемнадцатый цикл обсуждения Прочесть семнадцатый цикл обсуждения Прочесть шестнадцатый цикл обсуждения Прочесть пятнадцатый цикл обсуждения Прочесть четырнадцатый цикл обсуждения Прочесть седьмой цикл обсуждения Прочесть шестой цикл обсуждения Прочесть пятый цикл обсуждения Прочесть четвертый цикл обсуждения Прочесть третий цикл обсуждения Прочесть второй цикл обсуждения Прочесть первый цикл обсуждения
|