Двадцать второй цикл обсуждения (видео)
Прочесть двадцать первый цикл обсуждения Прочесть двадцатый цикл обсуждения Прочесть девятнадцатый цикл обсуждения Прочесть восемнадцатый цикл обсуждения Прочесть семнадцатый цикл обсуждения Прочесть шестнадцатый цикл обсуждения Прочесть пятнадцатый цикл обсуждения Прочесть четырнадцатый цикл обсуждения Прочесть седьмой цикл обсуждения Прочесть шестой цикл обсуждения Прочесть пятый цикл обсуждения Прочесть четвертый цикл обсуждения Прочесть третий цикл обсуждения Прочесть второй цикл обсуждения Прочесть первый цикл обсуждения
ГЛАВА «ХУКАТ»
Место в Торе: Бамидбар,
гл. 19, ст. 1 — гл. 22, ст. 1.
Почему она так называется?
Во второй фразе главы говорится: “Вот закон
Торы, о котором заповедал Всевышний…”. Закон
Торы на иврите — Хукат а-Тора.
Обсуждение главы «Хукат»
1. Закон Торы
Наша недельная глава называется — Хукат.
Написано в ней: «Вот закон Торы…» (Бамидбар,
гл. 19, ст. 2).
Ее центральная тема — заповедь о красной
корове, заповедь, которая не имеет
логического объяснения.
В этом смысле она — далеко не
единственная. В Торе существует целый ряд
подобных заповедей — таких, что не
напрашиваются сами собой, которые
невозможно вывести, исходя из собственного
разумения. По аналогии с заповедью о
красной корове, они тоже называются — хуким.
В целом хуким составляют значительный
пласт Торы. Поэтому не удивительно, что
определение «хука» относится не только
к красной корове, но — и ко всей Торе.
В тексте нашей недельной главы читаем: «Вот
закон (в оригинале — хука) Торы». И
действительно, между Торой и красной
коровой существует определенная связь. С
помощью пепла красной коровы очищали людей,
находящихся в состоянии таме (в
состоянии духовной нечистоты; подробнее о
терминах «таме» и «тума» — см. на
сайте, к примеру, в обзоре недельной главы Тазриа,
первый годовой цикл обсуждения). Так же и
Тора способна очистить тех, кто запятнал
себя прегрешениями. Изучение Торы приводит
оступившегося человека к тешуве, то
есть — возвращает на путь, указанный
Творцом мира, и очищает душу.
Пепел красной коровы очищает
осквернившегося человека, который стал
духовно нечистым. Очищает — в каком бы
состоянии он не находился. Но, что может
очистить того, кто погряз в прегрешениях,
кто осквернил ими свою душу?
Проверенный способ выбраться из трясины
бесчестья — совершить тешуву.
Но как к ней подступиться, с чего начать?
С изучения Торы. Причем —
целенаправленного. Пусть такой человек
постигает законы Торы, особенно — те, в
которых дал слабину. Пусть погрузится в
книги по еврейской этике. Пусть освоится,
станет частым гостем, а потом — и не гостем
уже, в местах пребывания Всевышнего, в бейт
мидрашах (домах учения).
Тот, кто взял себе за правило регулярное
изучение Торы, кто отмечен постоянством и
усидчивостью — тот изо дня в день
приближается к Творцу, изо дня в день
духовно растет и возвышается. Но если
человек прекратил эту учебу, кем бы он ни
был — с каждым днем лишь отдаляется от
Всевышнего и не приблизится к Нему. Он не
остановится в падении своем. А в итоге —
станет попирать заповеди и вкушать
прегрешения. Третьего — не дано.
Об этом предупреждают нас Учителя.
Совершил неблаговидный поступок, а потом
повторил его, — наставляют они в Талмуде (трактат
Кидушин, лист 20), — и он уже не
выглядит в твоих глазах чем-то плохим, он
кажется тебе — вполне разрешенным.
Каждый выбирает сам, в каком направлении
ему прокладывать жизненный путь — к Торе,
или к своим дурным наклонностям, к красной
корове или к золотому тельцу…
на основе комментария рава
Элиэзера бар Ицхака Папо
(главный раввин Бухареста, Румыния,
автор книги «Пеле Йоэц» — «Чудесный
советчик»; 1785 – 1828 гг.)
и рава Моше-Яакова Равикова
(известен и как Сандляр, т.к. имел
сапожную мастерскую;
уроки, которые он давал по
субботам, опубликованы в книге «Ликутей
раби Моше-Яаков»; конец 19-го — первая
половина 20-го вв.; Белорусь — Эрец Исраэль)
2. Правило командировочных
Красную корову прежде надо было привести
Моше. Как написано: «Пусть приведут тебе
красную корову без изъяна» (Бамидбар,
гл. 19, ст. 2).
Красная корова необходима для очищения от
духовной нечистоты, тумы (подробнее о
значении понятия «тума» — см. на сайте,
к примеру, в обзоре недельной главы Тазрия,
первый годовой цикл обсуждения). Конечно же
— не сама корова, живая, мычащая, но — ее
пепел. Пепел красной коровы.
Приготовление этого пепла проходило под
наблюдением сына Аарона Элазара.
Тогда возникает вопрос: для чего корову
вначале нужно было привести к Моше? Ведь
Моше не занимался «процедурой» очищения.
Прежде чем ответить на него — немного
углубимся в историю.
Красная корова понадобилась после того,
как евреи сотворили золотого тельца.
Говорится в притче: если сын служанки
напачкал — вызывают его мать, чтобы пришла
и убрала за ним нечистоты.
Так же и красная корова, как сказано в
Мидраше Танхума — призвана «убрать»
за золотым тельцом.
Но почему евреи сделали этого
злополучного тельца? Почему не дождались
Моше?
Во время дарования Торы Моше поднялся к
Всевышнему на гору Синай. В Торе читаем: «И
увидел народ, что Моше задерживается» (Шемот,
гл. 32, ст. 1).
В оригинале в этой фразе использовано
интересное слово — «бошеш» («задерживается»).
Его можно прочесть и как «ба шеш» — «настал
шестой (час)».
Уходя, Моше сказал, что вернется через
сорок дней в шестом часу.
Рассказывается в Талмуде (трактат Шаббат,
лист 89), что на исходе сорокового дня пришел Сатан
(о нем — см. на сайте, к примеру, в ответе «Сатана
и его место в иудаизме», № 1410) и сообщил,
что все сроки вышли, и Моше не вернется. Но
его не стали слушать. Тогда он известил
народ, что Моше умер. Но ему не поверили.
Сатан не отступал, он создал
удивительную картину — гроб с телом Моше. И
сделал так, что все ее увидели. Многие
поддались и стали подыскивать Моше замену.
Так и был создан идол — золотой телец.
Так почему задержался Моше? И задержался
ли?
Говоря о сроке своего возвращения в стан,
Моше имел в виду сорок полных суток — сорок
дней и ночей. Он поднялся на Синай не
вечером. Значит, день его ухода не был
полным, и счет следовало начать не с него, а
со следующего, полного дня.
Наверное многие помнят правило
командировочных: «день отъезда, день
приезда — один день». Если бы евреи тогда
были с ним знакомы — не создали бы они
золотого тельца. И, соответственно —
красная корова не понадобилась бы.
Если бы Моше более доходчиво объяснил, как
вести подсчет, Сатан не смог бы добиться
своего.
В Пиркей Авот («Наставления отцов»,
гл. 1, мишна 11) говорится, что мудрецы должны
тщательно взвешивать каждое слово, чтобы
быть уверенными, что их понимают правильно.
Всевышний не случайно велел привести
красную корову к Моше. Этим Он показал, что и
Моше нуждается в искуплении (и в этом
искупление Моше и состояло).
Написано: «Пусть приведут тебе красную
корову без изъяна». И в этом прочитывается
намек на некий укор. Моше надо было лучше
объяснить народу, как им считать, когда он
вернется. Объяснить так, чтобы не могли
возникнуть разночтения, чтобы понимание
того, что он сказал, было — без изъяна. Ведь,
даже, самым микроскопическим изъяном
непременно воспользуется Сатан. Что,
собственно и произошло…
на основе комментария рава
Мордехая-Гимпеля Яфе
(Белоруссия – Израиль, 1820-1891 гг.)
3. Кому больше дано, с того больше и
спрашивается
В нашей недельной главе даются законы о
духовной нечистоте (на иврите — тума; см.
на сайте обзор недельной главы Тазрия,
первый годовой цикл обсуждения).
Говорится здесь, что тело умершего
обладает максимальной концентрацией тумы.
В других случаях, тума передается, как
правило, при физическом контакте. Но для
того, чтобы получить духовную нечистоту от
покойного — вовсе не обязательно к нему
прикасаться. Достаточно просто находиться
с ним под одной крышей.
Об этом в нашей недельной главе написано:
«Вот Тора: если человек умрет в шатре, то
всякий вошедший в шатер, и все, что в шатре —
нечисто будет семь дней» (Бамидбар,
гл. 19, ст. 14).
Обращает на себя внимание выражение,
которое мы перевели как — «вот Тора»:
некоторые его переводят — «вот Учение». Но
как бы его ни переводили — без него, на
первый взгляд, вообще, казалось бы, вполне
можно обойтись. Почему бы не написать
просто: «если человек умрет в шатре...»?
Однако нам известно, что в Торе не бывает «лишних
слов». И это означает, что над этими двумя
словами «вот Тора» — следует задуматься.
В Талмуде (трактат Нида, лист 70)
обсуждается вопрос: стала ли жена Лота
после своей трагической смерти источником
нечистоты?
Жена Лота, как известно, превратилась в
соляной столб. А туму распространяют
мертвые тела, но все же — не соляные столбы.
Но если бы жена Лота умерла естественной
смертью, — говорят Учителя эпохи Тосафот
(Франция, Германия, 12-13 вв.), — разве в этом
случае ее тело стало бы источником тумы?
Ведь в другом трактате Талмуда (трактат Йевамот,
лист 61) написано, что могила нееврея не
распространяет нечистоту.
Это, кстати сказать, выводится из
обсуждаемого нами фрагмента — «если
человек умрет в шатре...». В оригинале
употреблено слово «адам» (человек). А
его Тора использует только в тех случаях,
когда подразумеваются евреи. Когда речь
идет не обязательно о евреях, в Торе
используется выражение «бен адам», или
«бней адам» (во множественном числе, что
в переводе означает — «сыны человеческие»).
В описании законов духовной нечистоты, в
Торе неспроста используется слово «адам»
(а не «бен адам»). Тем самым —
подчеркивается, что только умерший еврей
становится источником тумы.
Теперь вернемся к ситуации с покойной
женой Лота. Какая нам разница: упокоилась
она с миром или — в назидание потомкам была
превращена в соляной столб? Ведь ни в том, ни
в ином случае, как мы выяснили, она не
становится источником тумы.
Но как тогда объяснить написанное в
Талмуде, на что обратили внимание Учителя
эпохи Тосафот?
Отличие в законах тумы между сынами
Израиля и народами мира, — разъясняют они,
— возникло только после дарования Торы. До
этого царило абсолютное равенство: любой
покойник распространял духовную нечистоту
— независимо от его принадлежности к тому
или иному народу. Значит, и жена Лота, будь
она не соляным столбом, а «рядовой» умершей,
была бы источником тумы.
Но что такое тума?
Если выразить суть понятия очень кратко —
это духовное понятие, характеризующее,
нереализованный потенциал, который утратил
возможность реализации.
Тем, кому больше дано — с тех больше и
спрашивается. После того как евреи, в
отличие от других народов, согласились
принять Тору, на них легла большая часть
духовной работы. И такое духовное явление,
как тума — тоже стало проявляться
только у них.
Теперь нам стало понятно, почему законы о
ритуальной нечистоте начинаются словами «вот
Тора». Ведь именно благодаря тому, что евреи
приняли Тору, их стали обозначать словом «адам»,
что относится ко всем сынам Израиля.
на основе комментария рава Моше-Яакова
Равикова
(известен и как Сандляр, т.к. имел
сапожную мастерскую;
уроки, которые он давал по
субботам, опубликованы в книге «Ликутей
раби Моше-Яаков»; конец 19-го — первая
половина 20-го вв.; Белорусь — Эрец Исраэль)
4. Хочешь жить — умри
В нашей недельной главе затрагивается
тема смерти. Написано в ней: «Вот Тора: если
человек умрет в шатре…» (Бамидбар,
гл. 19, ст. 14).
В Талмуде (трактат Шаббат, лист 83) Реш
Лакиш (раби Шимон бен Лакиш; величайший
Учитель Талмуда в Эрец Исраэль, 3-й век)
дает этим словам неожиданное разъяснение.
Слова Торы, — пишет он, реализуются только
в том, кто умерщвляет себя над ней. И в
качестве доказательства — приводит наш
фрагмент: «Вот Тора: если человек умрет в
шатре».
То есть человеку следует проявлять такое
усердие в учебе, что аж — умереть над Книгой.
Тогда это действительно будет изучением
Торы.
Эти слова Реш Лакиша не могут не удивить.
Ведь наша Тора — это Тора жизни, это живая
Тора. О ее законах и заповедях сказано: «И
живи ими, живи в них, живи согласно им» (Ваикра,
гл. 18, ст. 5).
Прежде чем попытаться объяснить мысль Реш
Лакиша — отметим, что он не с детства начал
постижение Торы, но вернулся к тешуве
уже в зрелом возрасте. Баалей тешува (так
принято называть тех, кто вернулся на пути
Творца), стараясь наверстать упущенное
время, порой являют некоторую склонность к
максимализму.
Так о каком умерщвлении говорит Реш Лакиш?
Бывает, человек живет сегодняшним днем (наверняка,
среди ваших знакомых есть такие люди). Его
не волнует будущее, он не задумывается о
прошлом. С легкостью проживая миг за мигом,
он может быть даже счастлив. Но эти
отдельные мгновения никогда не станут чем-то
цельным, они обречены на то, чтобы сгинуть в
никуда, и там — «пропасть поодиночке».
Вроде бы, прожил человек жизнь, а жизни у
него, в сущности, и не было. И Торы,
безусловно, у него нет.
Такое бессмысленное существование и
призывает «умертвить» Реш Лакиш. Чтобы
наполнить жизнь содержанием — нужно
прилагать немалые усилия, нужно работать
над собой, исправлять качества своей души (на
иврите — мидот).
Глубокое понимание, осмысление никогда не
уживется с поверхностностью. Если ты
действительно хочешь чего-то достичь —
прекрати бесцельное шатание по улицам,
присядь в шатре и постарайся
сосредоточиться. Хватит стоять снаружи,
пришло время, чтобы войти внутрь.
Дурное начало — коварный и опытный враг.
Справиться с ним можно, только преодолев
себя. А это значит, в каком-то смысле — и «умертвить».
Ведь вредные привычки уже укоренились в нас.
Избавляясь от них — мы избавляемся и от
некой части себя, умерщвляем ее.
Мы живем или думаем, что живем?
Вредные привычки, неисправленные мидот
отравляют нашу жизнь, угнетают ее. Стоит
избавиться от них, умертвить их — и жизнь
расцветает. А если жизнь расцветает —
значит, и Тора реализуется.
на основе комментария рава
Авраама-Йешаягу Карелица
(известен и как Хазон Иш, Литва –
Израиль, первая половина 20-го века)
5. Слуги народа — на выход!
В нашей недельной главе говорится о
смерти Мирьям. И мы читаем: «И умерла там
Мирьям... И не было воды для общины... И Слава
Всевышнего открылась им» (Бамидбар,
гл. 20, ст. 1-2,6).
Все сорок лет перехода сынов Израиля по
пустыне их сопровождал источник родниковой
воды. И было это — чудо в заслугу праведной
Мирьям (сестры Моше и Аарона).
Но вот, как сообщает Талмуд (трактат Таанит,
лист 9), когда Мирьям умерла — с ней ушел и
источник.
Теперь, как написано в Мидраше Ялкут
Шимони (гл. 20, параграф 723), евреи
скорбели по Мирьям и мучились от жажды. Моше
и Аарон скорбели о кончине Мирьям, а
остальные мучились жаждой. Тогда, чтобы
восстановить единство, вмешался Всевышний.
— Слуги народа! — обратился Он к Моше и
Аарону, — Немедленно выходите! Сыны Израиля
умирают от жажды, а вы сидите в трауре по
старухе.
Согласитесь, трудно предположить такое
развитие событий.
И действительно, этот «нагоняй» Творца
требует объяснения. Что ж, постараемся в
этом разобраться.
В кодексе еврейских законов, предваряющем
текст Шульхан Аруха (этот
предваряющий кодекс составлен раби Яаковом
бен Ашером, известным и как — Бааль hа-Турим;
один из крупнейших раввинов Германии и
Франции, вторая половина 13-го – первая
половина 14-го вв.) сказано, что слуга,
находящийся в трауре по умершему
родственнику, все же может обслуживать
своего хозяина (раздел Йорэ Деа, гл.
380).
Рав Элазар-Менахем Шах (глава йешивы «Поневеж»
в Бней Браке; один из религиозных лидеров
Израиля; Литва – Эрец Исраэль, 20-й век)
пишет, что тут существуют две грани Истины.
Согласно одной из них — слуга в трауре по
родственнику может и в эти дни продолжать
служить хозяину, но — не на людях, а вдали от
посторонних глаз. Согласно второй — только
в том случае, если есть угроза серьезных
потерь.
Теперь вспомним, как Авраам скорбел о жене
своей, Саре. В Торе читаем: «И пришел Авраам
справить траур по Саре и оплакивать ее» (Берешит,
гл. 23, ст. 2).
Мы видим, что Авраам оплакивал свою жену.
Но, читая этот текст в оригинале — замечаем,
что в выражении «вэ-ливкота» («и
оплакивать ее») буква «каф» — меньшего
размера, по сравнению с другими буквами
текста.
Баль hа-Турим из этого делает вывод, что,
поскольку Сара умерла в весьма преклонном
возрасте — Авраам, оплакивая ее, был
сдержан в проявлении чувств.
Вернемся к нашему первоначальному
вопросу.
Всевышний назвал Моше и Аарона «слугами
народа», потому что слуга, находящийся в
трауре, все же может обслуживать своего
господина. То есть, Моше и Аарон вполне
могли делать что-то на благо своего народа (хозяина),
несмотря на то, что скорбели по Мирьям.
Так ведь в одном из наставлений сказано,
что служить разрешено — только вдали от
посторонних глаз, не на людях. Поэтому Тора
уточняет, что Мирьям умерла в пустыне - в
достаточно уединенном месте.
Кроме того, вспомним, что и в трауре служба
не запрещена — во избежание серьезных
потерь.
То, что «сыны Израиля умирают от жажды» —
весьма серьезная причина. Да, к тому же,
Мирьям приняла смерть — в летах.
Следовательно, нет необходимости
чересчур усердствовать в трауре. И значит,
упрек — «а вы сидите и справляете траур по
старухе» — вполне правомерен.
на основе комментария рава Моше-Яакова
Равикова
(известен и как Сандляр, т.к. имел
сапожную мастерскую;
уроки, которые он да Автор текста Мордехай Вейц
ГЛАВА
ГЛАВА «ХУКАТ»
Место в Торе: Бамидбар,
гл. 19, ст. 1 — гл. 22, ст. 1.
Почему она так называется?
Во второй фразе главы говорится: “Вот закон
Торы, о котором заповедал Всевышний…”. Закон
Торы на иврите — Хукат а-Тора.
Обсуждение главы «Хукат»
1. Закон Торы
Наша недельная глава называется — Хукат.
Написано в ней: «Вот закон Торы…» (Бамидбар,
гл. 19, ст. 2).
Ее центральная тема — заповедь о красной
корове, заповедь, которая не имеет
логического объяснения.
В этом смысле она — далеко не
единственная. В Торе существует целый ряд
подобных заповедей — таких, что не
напрашиваются сами собой, которые
невозможно вывести, исходя из собственного
разумения. По аналогии с заповедью о
красной корове, они тоже называются — хуким.
В целом хуким составляют значительный
пласт Торы. Поэтому не удивительно, что
определение «хука» относится не только
к красной корове, но — и ко всей Торе.
В тексте нашей недельной главы читаем: «Вот
закон (в оригинале — хука) Торы». И
действительно, между Торой и красной
коровой существует определенная связь. С
помощью пепла красной коровы очищали людей,
находящихся в состоянии таме (в
состоянии духовной нечистоты; подробнее о
терминах «таме» и «тума» — см. на
сайте, к примеру, в обзоре недельной главы Тазриа,
первый годовой цикл обсуждения). Так же и
Тора способна очистить тех, кто запятнал
себя прегрешениями. Изучение Торы приводит
оступившегося человека к тешуве, то
есть — возвращает на путь, указанный
Творцом мира, и очищает душу.
Пепел красной коровы очищает
осквернившегося человека, который стал
духовно нечистым. Очищает — в каком бы
состоянии он не находился. Но, что может
очистить того, кто погряз в прегрешениях,
кто осквернил ими свою душу?
Проверенный способ выбраться из трясины
бесчестья — совершить тешуву.
Но как к ней подступиться, с чего начать?
С изучения Торы. Причем —
целенаправленного. Пусть такой человек
постигает законы Торы, особенно — те, в
которых дал слабину. Пусть погрузится в
книги по еврейской этике. Пусть освоится,
станет частым гостем, а потом — и не гостем
уже, в местах пребывания Всевышнего, в бейт
мидрашах (домах учения).
Тот, кто взял себе за правило регулярное
изучение Торы, кто отмечен постоянством и
усидчивостью — тот изо дня в день
приближается к Творцу, изо дня в день
духовно растет и возвышается. Но если
человек прекратил эту учебу, кем бы он ни
был — с каждым днем лишь отдаляется от
Всевышнего и не приблизится к Нему. Он не
остановится в падении своем. А в итоге —
станет попирать заповеди и вкушать
прегрешения. Третьего — не дано.
Об этом предупреждают нас Учителя.
Совершил неблаговидный поступок, а потом
повторил его, — наставляют они в Талмуде (трактат
Кидушин, лист 20), — и он уже не
выглядит в твоих глазах чем-то плохим, он
кажется тебе — вполне разрешенным.
Каждый выбирает сам, в каком направлении
ему прокладывать жизненный путь — к Торе,
или к своим дурным наклонностям, к красной
корове или к золотому тельцу…
на основе комментария рава
Элиэзера бар Ицхака Папо
(главный раввин Бухареста, Румыния,
автор книги «Пеле Йоэц» — «Чудесный
советчик»; 1785 – 1828 гг.)
и рава Моше-Яакова Равикова
(известен и как Сандляр, т.к. имел
сапожную мастерскую;
уроки, которые он давал по
субботам, опубликованы в книге «Ликутей
раби Моше-Яаков»; конец 19-го — первая
половина 20-го вв.; Белорусь — Эрец Исраэль)
2. Правило командировочных
Красную корову прежде надо было привести
Моше. Как написано: «Пусть приведут тебе
красную корову без изъяна» (Бамидбар,
гл. 19, ст. 2).
Красная корова необходима для очищения от
духовной нечистоты, тумы (подробнее о
значении понятия «тума» — см. на сайте,
к примеру, в обзоре недельной главы Тазрия,
первый годовой цикл обсуждения). Конечно же
— не сама корова, живая, мычащая, но — ее
пепел. Пепел красной коровы.
Приготовление этого пепла проходило под
наблюдением сына Аарона Элазара.
Тогда возникает вопрос: для чего корову
вначале нужно было привести к Моше? Ведь
Моше не занимался «процедурой» очищения.
Прежде чем ответить на него — немного
углубимся в историю.
Красная корова понадобилась после того,
как евреи сотворили золотого тельца.
Говорится в притче: если сын служанки
напачкал — вызывают его мать, чтобы пришла
и убрала за ним нечистоты.
Так же и красная корова, как сказано в
Мидраше Танхума — призвана «убрать»
за золотым тельцом.
Но почему евреи сделали этого
злополучного тельца? Почему не дождались
Моше?
Во время дарования Торы Моше поднялся к
Всевышнему на гору Синай. В Торе читаем: «И
увидел народ, что Моше задерживается» (Шемот,
гл. 32, ст. 1).
В оригинале в этой фразе использовано
интересное слово — «бошеш» («задерживается»).
Его можно прочесть и как «ба шеш» — «настал
шестой (час)».
Уходя, Моше сказал, что вернется через
сорок дней в шестом часу.
Рассказывается в Талмуде (трактат Шаббат,
лист 89), что на исходе сорокового дня пришел Сатан
(о нем — см. на сайте, к примеру, в ответе «Сатана
и его место в иудаизме», № 1410) и сообщил,
что все сроки вышли, и Моше не вернется. Но
его не стали слушать. Тогда он известил
народ, что Моше умер. Но ему не поверили.
Сатан не отступал, он создал
удивительную картину — гроб с телом Моше. И
сделал так, что все ее увидели. Многие
поддались и стали подыскивать Моше замену.
Так и был создан идол — золотой телец.
Так почему задержался Моше? И задержался
ли?
Говоря о сроке своего возвращения в стан,
Моше имел в виду сорок полных суток — сорок
дней и ночей. Он поднялся на Синай не
вечером. Значит, день его ухода не был
полным, и счет следовало начать не с него, а
со следующего, полного дня.
Наверное многие помнят правило
командировочных: «день отъезда, день
приезда — один день». Если бы евреи тогда
были с ним знакомы — не создали бы они
золотого тельца. И, соответственно —
красная корова не понадобилась бы.
Если бы Моше более доходчиво объяснил, как
вести подсчет, Сатан не смог бы добиться
своего.
В Пиркей Авот («Наставления отцов»,
гл. 1, мишна 11) говорится, что мудрецы должны
тщательно взвешивать каждое слово, чтобы
быть уверенными, что их понимают правильно.
Всевышний не случайно велел привести
красную корову к Моше. Этим Он показал, что и
Моше нуждается в искуплении (и в этом
искупление Моше и состояло).
Написано: «Пусть приведут тебе красную
корову без изъяна». И в этом прочитывается
намек на некий укор. Моше надо было лучше
объяснить народу, как им считать, когда он
вернется. Объяснить так, чтобы не могли
возникнуть разночтения, чтобы понимание
того, что он сказал, было — без изъяна. Ведь,
даже, самым микроскопическим изъяном
непременно воспользуется Сатан. Что,
собственно и произошло…
на основе комментария рава
Мордехая-Гимпеля Яфе
(Белоруссия – Израиль, 1820-1891 гг.)
3. Кому больше дано, с того больше и
спрашивается
В нашей недельной главе даются законы о
духовной нечистоте (на иврите — тума; см.
на сайте обзор недельной главы Тазрия,
первый годовой цикл обсуждения).
Говорится здесь, что тело умершего
обладает максимальной концентрацией тумы.
В других случаях, тума передается, как
правило, при физическом контакте. Но для
того, чтобы получить духовную нечистоту от
покойного — вовсе не обязательно к нему
прикасаться. Достаточно просто находиться
с ним под одной крышей.
Об этом в нашей недельной главе написано:
«Вот Тора: если человек умрет в шатре, то
всякий вошедший в шатер, и все, что в шатре —
нечисто будет семь дней» (Бамидбар,
гл. 19, ст. 14).
Обращает на себя внимание выражение,
которое мы перевели как — «вот Тора»:
некоторые его переводят — «вот Учение». Но
как бы его ни переводили — без него, на
первый взгляд, вообще, казалось бы, вполне
можно обойтись. Почему бы не написать
просто: «если человек умрет в шатре...»?
Однако нам известно, что в Торе не бывает «лишних
слов». И это означает, что над этими двумя
словами «вот Тора» — следует задуматься.
В Талмуде (трактат Нида, лист 70)
обсуждается вопрос: стала ли жена Лота
после своей трагической смерти источником
нечистоты?
Жена Лота, как известно, превратилась в
соляной столб. А туму распространяют
мертвые тела, но все же — не соляные столбы.
Но если бы жена Лота умерла естественной
смертью, — говорят Учителя эпохи Тосафот
(Франция, Германия, 12-13 вв.), — разве в этом
случае ее тело стало бы источником тумы?
Ведь в другом трактате Талмуда (трактат Йевамот,
лист 61) написано, что могила нееврея не
распространяет нечистоту.
Это, кстати сказать, выводится из
обсуждаемого нами фрагмента — «если
человек умрет в шатре...». В оригинале
употреблено слово «адам» (человек). А
его Тора использует только в тех случаях,
когда подразумеваются евреи. Когда речь
идет не обязательно о евреях, в Торе
используется выражение «бен адам», или
«бней адам» (во множественном числе, что
в переводе означает — «сыны человеческие»).
В описании законов духовной нечистоты, в
Торе неспроста используется слово «адам»
(а не «бен адам»). Тем самым —
подчеркивается, что только умерший еврей
становится источником тумы.
Теперь вернемся к ситуации с покойной
женой Лота. Какая нам разница: упокоилась
она с миром или — в назидание потомкам была
превращена в соляной столб? Ведь ни в том, ни
в ином случае, как мы выяснили, она не
становится источником тумы.
Но как тогда объяснить написанное в
Талмуде, на что обратили внимание Учителя
эпохи Тосафот?
Отличие в законах тумы между сынами
Израиля и народами мира, — разъясняют они,
— возникло только после дарования Торы. До
этого царило абсолютное равенство: любой
покойник распространял духовную нечистоту
— независимо от его принадлежности к тому
или иному народу. Значит, и жена Лота, будь
она не соляным столбом, а «рядовой» умершей,
была бы источником тумы.
Но что такое тума?
Если выразить суть понятия очень кратко —
это духовное понятие, характеризующее,
нереализованный потенциал, который утратил
возможность реализации.
Тем, кому больше дано — с тех больше и
спрашивается. После того как евреи, в
отличие от других народов, согласились
принять Тору, на них легла большая часть
духовной работы. И такое духовное явление,
как тума — тоже стало проявляться
только у них.
Теперь нам стало понятно, почему законы о
ритуальной нечистоте начинаются словами «вот
Тора». Ведь именно благодаря тому, что евреи
приняли Тору, их стали обозначать словом «адам»,
что относится ко всем сынам Израиля.
на основе комментария рава Моше-Яакова
Равикова
(известен и как Сандляр, т.к. имел
сапожную мастерскую;
уроки, которые он давал по
субботам, опубликованы в книге «Ликутей
раби Моше-Яаков»; конец 19-го — первая
половина 20-го вв.; Белорусь — Эрец Исраэль)
4. Хочешь жить — умри
В нашей недельной главе затрагивается
тема смерти. Написано в ней: «Вот Тора: если
человек умрет в шатре…» (Бамидбар,
гл. 19, ст. 14).
В Талмуде (трактат Шаббат, лист 83) Реш
Лакиш (раби Шимон бен Лакиш; величайший
Учитель Талмуда в Эрец Исраэль, 3-й век)
дает этим словам неожиданное разъяснение.
Слова Торы, — пишет он, реализуются только
в том, кто умерщвляет себя над ней. И в
качестве доказательства — приводит наш
фрагмент: «Вот Тора: если человек умрет в
шатре».
То есть человеку следует проявлять такое
усердие в учебе, что аж — умереть над Книгой.
Тогда это действительно будет изучением
Торы.
Эти слова Реш Лакиша не могут не удивить.
Ведь наша Тора — это Тора жизни, это живая
Тора. О ее законах и заповедях сказано: «И
живи ими, живи в них, живи согласно им» (Ваикра,
гл. 18, ст. 5).
Прежде чем попытаться объяснить мысль Реш
Лакиша — отметим, что он не с детства начал
постижение Торы, но вернулся к тешуве
уже в зрелом возрасте. Баалей тешува (так
принято называть тех, кто вернулся на пути
Творца), стараясь наверстать упущенное
время, порой являют некоторую склонность к
максимализму.
Так о каком умерщвлении говорит Реш Лакиш?
Бывает, человек живет сегодняшним днем (наверняка,
среди ваших знакомых есть такие люди). Его
не волнует будущее, он не задумывается о
прошлом. С легкостью проживая миг за мигом,
он может быть даже счастлив. Но эти
отдельные мгновения никогда не станут чем-то
цельным, они обречены на то, чтобы сгинуть в
никуда, и там — «пропасть поодиночке».
Вроде бы, прожил человек жизнь, а жизни у
него, в сущности, и не было. И Торы,
безусловно, у него нет.
Такое бессмысленное существование и
призывает «умертвить» Реш Лакиш. Чтобы
наполнить жизнь содержанием — нужно
прилагать немалые усилия, нужно работать
над собой, исправлять качества своей души (на
иврите — мидот).
Глубокое понимание, осмысление никогда не
уживется с поверхностностью. Если ты
действительно хочешь чего-то достичь —
прекрати бесцельное шатание по улицам,
присядь в шатре и постарайся
сосредоточиться. Хватит стоять снаружи,
пришло время, чтобы войти внутрь.
Дурное начало — коварный и опытный враг.
Справиться с ним можно, только преодолев
себя. А это значит, в каком-то смысле — и «умертвить».
Ведь вредные привычки уже укоренились в нас.
Избавляясь от них — мы избавляемся и от
некой части себя, умерщвляем ее.
Мы живем или думаем, что живем?
Вредные привычки, неисправленные мидот
отравляют нашу жизнь, угнетают ее. Стоит
избавиться от них, умертвить их — и жизнь
расцветает. А если жизнь расцветает —
значит, и Тора реализуется.
на основе комментария рава
Авраама-Йешаягу Карелица
(известен и как Хазон Иш, Литва –
Израиль, первая половина 20-го века)
5. Слуги народа — на выход!
В нашей недельной главе говорится о
смерти Мирьям. И мы читаем: «И умерла там
Мирьям... И не было воды для общины... И Слава
Всевышнего открылась им» (Бамидбар,
гл. 20, ст. 1-2,6).
Все сорок лет перехода сынов Израиля по
пустыне их сопровождал источник родниковой
воды. И было это — чудо в заслугу праведной
Мирьям (сестры Моше и Аарона).
Но вот, как сообщает Талмуд (трактат Таанит,
лист 9), когда Мирьям умерла — с ней ушел и
источник.
Теперь, как написано в Мидраше Ялкут
Шимони (гл. 20, параграф 723), евреи
скорбели по Мирьям и мучились от жажды. Моше
и Аарон скорбели о кончине Мирьям, а
остальные мучились жаждой. Тогда, чтобы
восстановить единство, вмешался Всевышний.
— Слуги народа! — обратился Он к Моше и
Аарону, — Немедленно выходите! Сыны Израиля
умирают от жажды, а вы сидите в трауре по
старухе.
Согласитесь, трудно предположить такое
развитие событий.
И действительно, этот «нагоняй» Творца
требует объяснения. Что ж, постараемся в
этом разобраться.
В кодексе еврейских законов, предваряющем
текст Шульхан Аруха (этот
предваряющий кодекс составлен раби Яаковом
бен Ашером, известным и как — Бааль hа-Турим;
один из крупнейших раввинов Германии и
Франции, вторая половина 13-го – первая
половина 14-го вв.) сказано, что слуга,
находящийся в трауре по умершему
родственнику, все же может обслуживать
своего хозяина (раздел Йорэ Деа, гл.
380).
Рав Элазар-Менахем Шах (глава йешивы «Поневеж»
в Бней Браке; один из религиозных лидеров
Израиля; Литва – Эрец Исраэль, 20-й век)
пишет, что тут существуют две грани Истины.
Согласно одной из них — слуга в трауре по
родственнику может и в эти дни продолжать
служить хозяину, но — не на людях, а вдали от
посторонних глаз. Согласно второй — только
в том случае, если есть угроза серьезных
потерь.
Теперь вспомним, как Авраам скорбел о жене
своей, Саре. В Торе читаем: «И пришел Авраам
справить траур по Саре и оплакивать ее» (Берешит,
гл. 23, ст. 2).
Мы видим, что Авраам оплакивал свою жену.
Но, читая этот текст в оригинале — замечаем,
что в выражении «вэ-ливкота» («и
оплакивать ее») буква «каф» — меньшего
размера, по сравнению с другими буквами
текста.
Баль hа-Турим из этого делает вывод, что,
поскольку Сара умерла в весьма преклонном
возрасте — Авраам, оплакивая ее, был
сдержан в проявлении чувств.
Вернемся к нашему первоначальному
вопросу.
Всевышний назвал Моше и Аарона «слугами
народа», потому что слуга, находящийся в
трауре, все же может обслуживать своего
господина. То есть, Моше и Аарон вполне
могли делать что-то на благо своего народа (хозяина),
несмотря на то, что скорбели по Мирьям.
Так ведь в одном из наставлений сказано,
что служить разрешено — только вдали от
посторонних глаз, не на людях. Поэтому Тора
уточняет, что Мирьям умерла в пустыне - в
достаточно уединенном месте.
Кроме того, вспомним, что и в трауре служба
не запрещена — во избежание серьезных
потерь.
То, что «сыны Израиля умирают от жажды» —
весьма серьезная причина. Да, к тому же,
Мирьям приняла смерть — в летах.
Следовательно, нет необходимости
чересчур усердствовать в трауре. И значит,
упрек — «а вы сидите и справляете траур по
старухе» — вполне правомерен.
на основе комментария рава Моше-Яакова
Равикова
(известен и как Сандляр, т.к. имел
сапожную мастерскую;
уроки, которые он давал по
субботам, опубликованы в книге «Ликутей
раби Моше-Яаков»; конец 19-го — первая
половина 20-го вв.; Белорусь — Эрец Исраэль)
Прочесть двадцать второй цикл обсуждения Прочесть двадцать первый цикл обсуждения Прочесть двадцатый цикл обсуждения Прочесть девятнадцатый цикл обсуждения Прочесть восемнадцатый цикл обсуждения Прочесть семнадцатый цикл обсуждения Прочесть шестнадцатый цикл обсуждения Прочесть пятнадцатый цикл обсуждения Прочесть четырнадцатый цикл обсуждения Прочесть седьмой цикл обсуждения Прочесть шестой цикл обсуждения Прочесть пятый цикл обсуждения Прочесть четвертый цикл обсуждения Прочесть третий цикл обсуждения Прочесть второй цикл обсуждения Прочесть первый цикл обсуждения
|