БЕШАЛАХ 
"БЕШАЛАХ"
БЕШАЛАХ 
Чтение текста
Афтары

"БЕШАЛАХ"

5.02.2025, 7 Shevat, 5785

До субботы - 3 дня

New Page 1
  
Главная страница  
Анализ новостей  
Дайджест  
Помочь сайту  
Недельная глава    
Комментарии (видео)   
Комментарии (текст)   
- Чтение            
Праздники   
Лист Талмуда   
Мишна, главы   
(видеокомментарии)
   
Заповеди Торы   
Уроки по Теилим   
Молитва Шмоне Эсре   
Молитва Шма Исраэль  
Пиркей Авот   
Птихат Элиягу   
Спроси у раввина    
- Ответ дня       
- Блиц-ответы   
- Видео-ответы   
Афтарот    
- Комментарии   
- Чтение            
Аспекты Галахи   
Еврейский календарь
(цикл уроков)
   
События Бамидбар   
Этика   
Культура   
Личность   
К размышлению   
Медицина   
Психология   
Библиотека   
Аудио и Видео уроки   
Объектив   
Видео   
конференции
   
Почта   
 

        
Иерусалим
Москва
Киев
Минск
Нью-Йорк


Курс шекеля
Курс рубля
                  
                                   

  Поиск на сайте:  

 
Праздники и памятные даты:

Все еврейские даты начинаются накануне вечером!
 
Ту би-Шват
15 Шват
(13.02.25)
Пурим
14 Адара
(14.03.25)
в Иерусалиме -
15 Адара
(15.03.25)
Песах
15-21 Нисана
(13 - 19.04.25)
В диаспоре 
15-22 Нисана
(13 - 20.04.25)
День катастрофы и героизма
27 Нисана
(24.04.25)
День памяти павших 
3 Ияра
(30.04.25)
День независимости Израиля
4 Ияра
(01.05.25)

Лаг ба Омер
18 Ияра
(16.05.25)

День Иерусалима
28 Ияра
(26.05.25) 
Шавуот
6 Сивана
(02.06.25)
В диаспоре 6-7 Сивана
(2 - 3.06.25)
Девятое Ава
 9 Ава
(03.08.25)
Рош а-Шана
1-2 Тишри
(23 - 24.09.25)
Йом Кипур
10 Тишри
(02.10.25)
Суккот
15-21 Тишри
(07.10 - 13.10.25)
Шмини Ацерет
Симхат Тора

В Израиле - 22 Тишри
(14.10.25)
В диаспоре - 
22-23 Тишри
(14 - 15.10.25)
Ханука
25 Кислева - 2 Тевета
(15.12. 25 - 22.12.25)
Пост 10 Тевета
10 Тевета
(30.12.25)
 



Недельная глава
Раздел ведет 
рав Элиягу Эссас
О недельных главах


24 цикл обсуждения

Прочесть двадцать пятый цикл обсуждения
Прочесть двадцать четвертый цикл обсуждения
Прочесть двадцать третий цикл обсуждения
Прочесть двадцать второй цикл обсуждения
Прочесть двадцать первый цикл обсуждения
Прочесть двадцатый цикл обсуждения
Прочесть девятнадцатый цикл обсуждения
Прочесть восемнадцатый цикл обсуждения
Прочесть семнадцатый цикл обсуждения
Прочесть шестнадцатый цикл обсуждения
Прочесть пятнадцатый цикл обсуждения
Прочесть четырнадцатый цикл обсуждения
Прочесть седьмой цикл обсуждения
Прочесть шестой цикл обсуждения
Прочесть пятый цикл обсуждения
Прочесть четвертый цикл обсуждения
Прочесть третий цикл обсуждения
Прочесть второй цикл обсуждения
Прочесть первый цикл обсуждения

ГЛАВА

ГЛАВА «ХУКАТ»

 

Место в Торе: Бамидбар, гл. 19, ст. 1 — гл. 22, ст. 1.

 

Почему она так называется?

Во второй фразе главы говорится: “Вот закон Торы, о котором заповедал Всевышний…”. Закон Торы на иврите — Хукат а-Тора.

 

Обсуждение главы «Хукат»

 

1. В чем тайна Торы

 

Предыдущая недельная глава завершается повелением — «И святынь (в оригинале — кадшей) сынов Израиля святости не лишайте, чтобы вам не умереть» (Бамидбар, гл. 18, ст. 32).

В начале нашей — сказано: «Это тайна Торы» (там же, гл. 19, ст. 2).

Возникает вопрос: есть ли связь между этими двумя фразами, и если есть — в чем она состоит?

Некоторых людей хлебом не корми, только дай поболтать о том, о сем. Однако они должны принять во внимание, что количество слов, отпущенных человеку — не безгранично. Оно — строго лимитировано. Когда запас израсходован, вместе с этим завершается и жизнь человека. Или — его лишают способности разговаривать.

Многие, наверное, видели такое: жил себе человек и не тужил, а в старости, словно впал в оцепенение — сидит, уставившись в одну точку, и молчит. Просто он израсходовал все слова, отпущенные ему на жизнь.

Важная деталь — слова Торы в счет не входят. Их можно произносить без всякого ограничения.

Теперь вернемся к фразам, с которых мы начали.

Их можно понять иначе.

«И святынь (кадшей) сынов Израиля святости не лишайте». То есть — когда говорите о Торе (диврей кедуша) не переходите на будничные темы, не лишайте свои речи святости. Потому что в ином случае включится счетчик слов, и все сказанное вами будет подсчитано.

«Чтобы вам не умереть» (когда исчерпаете лимит выделенных вам слов).

«Это тайна Торы» и ее чудесное свойство. Сколько бы вы ни говорили о Торе, этим вы никак не сократите свое пребывание на земле, скорее, наоборот — продлите его.

Доказательством могут послужить слова из Пиркей Авот (гл. 6, м. 7): "Велика Тора, поскольку она наполняет смыслом жизнь тех, кто осуществляет написанное в ней, и в этом мире, и в мире Будущем, как сказано в Мишлей (Притчи царя Шломо, гл. 3, ст. 18): «Древо жизни она для тех, кто следует ей, и счастлив тот, кто ее хранит»".

Пока человек занимается Торой, у малаха (в условном переводе — «ангел»), отвечающего за смерть, нет права даже приблизиться к нему.

У того, кто старается свести к минимуму будничные разговоры и избегает пустого трепа, и то, что исходит из его уст, это в основном слова Торы — все произносимое им, обретает невероятную силу.

Где-то полторы тысячи лет назад, в Верхней Галилее жил удивительный человек по имени Пинхас. Люди со всей Галилеи приходили к нему за советом и благословением. И все, что он желал — реализовывалось. Больные исцелялись, оказавшиеся в трудном положении находили выход, бесплодные обзаводились потомством.

У Пинхаса была жена по имени Рахель — очень праведная женщина. Она плакала по ночам, собирая свои слезы в стакан.

Однажды Пинхас долго не мог уснуть и услышал всхлипывание жены. Он обнял ее и спросил о причине.

— Вот уже семь лет мы женаты, но у нас нет детей, — ответила Рахель.

— Мне открылось Свыше, что ребенку, если он у нас родится — не суждено прожить долго.

— Если так, пусть лучше не родится. Тяжело хоронить детей.

Спустя месяц, Пинхас проснулся от плача Рахели.

— Отчего ты плачешь, любимая? — спросил он.

— Хочу, чтобы ты помолился о сыне.

— Но я же тебе уже объяснял...

-— Все равно хочу... Несмотря ни на что. Пусть ребенок родится, пусть увидит наш мир и проживет столько, сколько ему суждено.

Рано утром в первый день Рош hа-Шана Рахель родила сына. Ребенок очень рано начал говорить. Причем, не лепетал односложно, как все дети его возраста, но вполне осмысленно описывал духовные миры и происходящее там.

Когда он дошел до сокровенного Имени Всевышнего и начал его произносить, отец велел ему замолкнуть. И ребенок умолк, и больше не проронил ни звука. Прошел год, другой, а мальчик все молчал.

— Может, уже разрешишь ему говорить? — попросила мужа Рахель.

Пинхас позвал сына и сказал ему:

— Когда ты ведешь речи о духовных явлениях, никогда не говори прямо, но только намеками. Еще не настало время для раскрытия сокровенных тайн Торы. Тебе разрешено лишь слегка приподнять завесу.

И мальчик снова начал говорить. Только говорил он очень туманно, загадками. Вставлял слова и выражения на арамейском и на других древних языках, использовал притчи и коды, широко пользовался аллегориями и иносказаниями. И это не удивительно, ведь он рассказывал о будущем, о временах перед приходом Машиаха и о его царстве.

Мальчик говорил долго и обстоятельно, а когда закончил, обратился к родителям с благодарностью за то, что растили его.

— А сейчас пришел черед расставания. Я покидаю этот мир...

И его душа отлетела.

Его звали Нахман Катуф. Катуф, значит — «сорванный». Он был подобен плоду, сорванному посреди жизни. Его могила сохранилась до наших дней, а рядом с ней — могила его отца, Пинхаса.

Многое, из сказанного им записано и напечатано в конце книги При Эц Хаим.

 

на основе комментариев рава Хаима-Йосефа-Давид Азулая

(известен как Хида — аббревиатура из первых букв его полного имени; Эрец Исраэль,18-й век)

 

 

2. Красная корова в честь Моше

 

Самая непонятная заповедь Торы — заповедь о красной корове. Об этом в Торе читаем: «И говорил Всевышний с Моше и Аароном... Скажи сынам Израиля — пусть приведут тебе красную корову, без изъяна…» (Бамидбар, гл. 19, ст. 1-2).

Раши (раби Шломо бен Ицхак — величайший комментатор Торы и Талмуда; Франция, 11-й век) пишет, что ее всегда будут связывать с именем Моше, говоря: «Это — корова, которую Моше приготовил в пустыне». Потому, что только Моше, он — единственный, кто полностью проник в тайну этой заповеди. Ведь он занимался самой первой красной коровой.

Царь Шломо старался максимально подробно изучить эту заповедь, но в некоторые детали ему все же проникнуть не удалось.

Анализируя фразу «Пытался Коэлет найти ценные вещи…» (Танах, книга Коэлет, гл. 12, ст. 10), Учителя приходят к выводу, что здесь идет речь о попытке Шломо до конца постигнуть заповедь о красной корове. На это ответил ему Всевышний: «И написаны прямо слова Истины» (там же).

Что имеется в виду?

В описании заповеди о красной корове есть такая фраза: «И возьмут для человека, находящегося в состоянии тумы (духовной нечистоты; подробнее — см. на сайте в обзоре недельной главы Тазриа, первый годовой цикл обсуждения) от пепла сожженного очистительного приношения» (там же, ст. 17).

Из первых букв четырех слов этой фразы в оригинале можно составить имя Шломо. Только при этом буквы будут взяты вразнобой. Если же прочесть их по порядку — получим «ле-Моше» (к Моше). За знанием — к Моше. Только он обладает полным пониманием этой заповеди.

Поэтому и сказано: «и написаны прямо слова Истины». Нужно читать в прямом порядке, а не вразброс.

Впрочем, Шломо и сам признается, что хотел овладеть этой мудростью, но она по-прежнему осталась далека от него (Коэлет, гл. 7, ст. 23).

Мы знаем, что Всевышний открылся Шломо и предложил: «Проси, что Мне дать тебе?» (Танах, Первая книга Мелахим — Царей, гл. 3, ст. 5).

Шломо мог попросить что угодно — долголетие, богатство, силу, ловкость, победу над врагами... Но он выбрал мудрость. И Творец ответил на его просьбу согласием

— Вот, Я сделал по слову твоему. И дал Я тебе сердце мудрое и разумное, так что подобного тебе не было до тебя и после тебя, не будет подобного тебе (там же, ст. 12).

Но если так — почему вся глубина заповеди о красной корове так и не открылась Шломо, а Моше всю ее постиг?

Есть вещи, для постижения которых недостаточно одной лишь мудрости. Мудрость хороша в науках, но в том, что относится к Торе и заповедям, к миру духовному, очень важны также качества души.

О Моше сказано (Дварим, гл. 33, ст. 1), что он «Иш hа-Элоким» (человек Всевышнего).

Нижняя часть его была ближе к людям, верхняя — к Творцу, — объясняют Учителя в Мидраше (Мидраш Раба на книгу Дварим, гл. 11).

Моше был рожден женщиной, но у него напрочь отсутствовало дурное начало (на иврите — йецер hа-ра). Когда он родился, мать увидела, что он хорош (Шемот, гл. 2, ст. 2). Любой матери ее ребенок кажется хорошим. Но Моше был хорош, потому что в нем вообще не было ничего плохого. Он удостоился находиться сорок дней в духовных мирах, за пределами нашего мира. Его тело пропиталось духовностью настолько, что его лицо стало светиться неземным светом, и люди боялись к нему приблизиться.

Только тот, кто находится на духовной высоте, недосягаемой для нечистоты, в состоянии постичь все тайны очищения и всю глубину смысла заповеди о красной корове.

 

на основе комментария рава Моше Альшиха

(Израиль, Цфат, 16-й век)

 

 

 

3. Десять красных коров

 

Написано в нашей недельной главе: «И говорил Всевышний с Моше и Аароном. Это тайна Торы. Скажи сынам Израиля — пусть приведут тебе красную корову, без изъяна» (Бамидбар, гл. 19, ст. 1-2).

Для того чтобы очиститься человеку от некоторых видов духовной нечистоты, необходим пепел красной коровы. Только Моше была полностью открыта тайна всех смыслов и аспектов заповеди о красной корове. Под его наблюдением был приготовлен пепел самой первой красной коровы.

Рамбам (великий Учитель, комментатор Мишны и составитель полного кодекса еврейских законов Мишнэ Тора; Испания – Египет, 12 век) пишет, что с момента получения этой заповеди и до разрушения Второго Иерусалимского Храма было найдено и использовано девять красных коров.

Первой, как уже сказано, занимался Моше Рабейну. Вторая была найдена во времена Эзры (начало 4-го века до н.э.), и после него было еще семь красных коров.

С разрушением Второго Храма прервалось использование пепла для очищения, и выполнение этой заповеди было приостановлено. Праведный царь Машиах возобновит выполнение заповеди о красной корове. Под его наблюдением будет получен пепел десятой.

Пепла самой первой красной коровы хватило на 840 лет, да и затем, к пеплу всех последующих коров добавляли пепел той, что был приготовлен во времена Моше.

Тот факт, что в эпоху второго Храма было задействовано семь красных коров, показывает, насколько вырос и усилился фактор тумы (духовной нечистоты).

Моше лучше, чем кто бы то ни было другой, проник в тайну этой заповеди. Он руководил процессом ее реализации. И когда пепел был получен, Моше велел часть его хорошо упаковать и спрятать для следующих поколений — чтобы к пеплу каждой следующей коровы добавляли немного пепла, добытого под наблюдением Моше.

Поэтому в каждого, кто проходил очищение с помощью пепла красной коровы, входила частица души Моше Рабейну.

В сокровенных книгах написано, что где-то глубоко под землей в недрах Храмовой горы спрятан Ковчег Завета со Скрижалями, посохи Моше и Аарона, а также емкость с маном и емкость с пеплом самой первой красной коровы.

Во времена Машиаха все это отыщется. И остатки пепла первой красной коровы эпохи Моше будут смешаны с пеплом десятой, найденной и сожженной под руководством Машиаха.

 

на основе комментариев рава Хаима-Йосефа-Давид Азулая

(известен как Хида — аббревиатура из первых букв его полного имени; Эрец Исраэль,18-й век)

 

 

4. Может ли злодейство породить добродетель?

 

В нашей недельной главе о красной корове читаем: «Это тайна Торы. Скажи сынам Израиля — пусть приведут тебе красную корову, без изъяна» (Бамидбар, гл. 19, ст. 2).

Речь — о самой непонятной и противоречивой заповеди, не поддающейся логическому объяснению. Ведь с помощью пепла красной коровы можно было очиститься от тумы (духовной нечистоты; подробнее о термине — см. на сайте в обзоре недельной главы Тазриа, первый годовой цикл обсуждения) самого высокого уровня. Вместе с тем, тот, кто этот пепел готовил — сам становился нечист и нуждался в очищении.

Иов задает резонный вопрос: «Кто станет чистым от нечистого?» (Танах, книга Иова, гл. 14, ст. 4).

В Мидраше (Мидраш Раба на книгу Бамидбар, гл. 19) Учителя приводят несколько примеров подобного.

Авраам был сыном Тераха, торговца идолами — человека, далекого от истинной веры. Несмотря на это, Авраам посвятил свою жизнь приближению людей к Всевышнему, стал первым праотцом еврейского народа.

Иудейский царь Ахаз старательно насаждал языческие культы и сам служил идолам. Он приносил своих детей в жертву Молоху (языческому божеству), поставил статую идола в Иерусалимском Храме. Ахаз преследовал мудрецов Торы и закрывал дома учения. На его глазах исполнилось пророчество Йешаягу, но это не произвело впечатления.

И вот у него родился сын Хизкиягу. Ахаз и его хотел принести в жертву Молоху, но благодаря чуду, этот злодейский замысел не был реализован.

Хизкиягу сменил отца на троне. И стал одним из самых праведных царей. О нем сказано: «И делал он то, что праведно в глазах Всевышнего» (Танах, Вторая книга Мелахим, гл. 18, ст. 3).

Хизкиягу устранил идолов и языческие культы, которые насаждал его отец. Он укреплял и всячески поощрял изучение Торы. Он возродил всеобщие приношения на Песах. В дни его царствования не было ни одного ребенка, который назубок не знал бы законы тумы и очищения от нее.

Эти законы настолько сложны, что в наше время, мало кто из взрослых в достаточной мере ими владеет.

При царе Хизкиягу множились дома учения и синагоги, и весь народ служил Всевышнему в любви и трепете.

Мордехай (о нем — см. на сайте в материалах, посвященных празднику Пурим), который не поклонился злодею Аману и спас сынов Израиля от уничтожения, был внуком Шими бен Гера, проклявшего царя Давида и за это приговорегного к смертной казни.

Среди праведных геров (гер — нееврей, который стал евреем, присоединившись к еврейскому народу в результате процесса гиюра) есть потомки ярых гонителей евреев.

Эти примеры демонстрируют, что порой величайшие праведники происходят от отпетых злодеев. Возможно, так проявляется чувство юмора Творца.

В любом случае, на вопрос — может ли злодейство породить добродетель? — следует ответить: может. И так уже было не однажды...

 

на основе комментария рава Бенциона Муцафи

(Израиль, наше время)

 

 

5. Кому открывается Истина

 

Написано в нашей недельной главе: «Пусть приведут тебе красную корову, без изъяна» (Бамидбар, гл. 19, ст. 2).

Заповедь о красной корове относится к сокровенным тайнам Торы. Смысл этой заповеди до конца никто не понимает. Пепел красной коровы используют для очищения от духовной нечистоты (тумы — подробнее об этом термине см. на сайте в обзоре недельной главы Тазриа, первый годовой цикл обсуждения).

Вместе с тем, многие бедствия постигали еврейские общины в неделю, на которую выпадало чтение главы Хукат. В эту неделю устраивали кровавые погромы и сжигали еврейские книги. И нужно понимать, что все это происходило из-за многовековой ненависти потомков Эсава к потомкам Яакова.

Но причина не только в ней. Кроме того, Всевышний взыскивает еще и за пренебрежение, за недостаточное уважение к Торе.

Более 300-т лет назад, раби Шимшон из Острополя и триста его учеников заперли в синагоге и заживо сожгли.

Он писал, что виновный в недостойном поведении перестает понимать Тору и в особенности — ее сокровенную, внутреннюю часть. От него ускользают глубинные смыслы Торы и заповедей. И это — не отменяет наказания, которые он заслужил в соответствии со своими прегрешениями. Так наказанием может стать голод или болезни (да убережет нас от этого Всевышний!).

На это намекает и фраза из Теилим (Псалмы царя Давида, гл. 25, ст. 14) — «Тайна Всевышнего — для боящихся Его, и завет Свой Он объявляет им».

Творец открывает тайны Торы только богобоязненным людям. Без этого важного качества постижение Торы на мало-мальски продвинутом уровне — невозможно.

«И завет Свой Он объявляет им». Здесь, в оригинале использовано понятие «брит» (союз, завет). Таким образом, Тора намекает нам, что те, кто бережет свой брит, могут удостоиться постижения самых глубоких тайн Торы.

Еще сказано: «Написанные верно слова Истины» (Танах, книга Коэлет, гл. 12, ст. 10).

Последние буквы этой фразы в оригинале образуют слово «брит». Тот, кто бережет свой брит от нарушений — удостоится раскрытия Истины.

 

на основе комментария раби Шимшона из Острополя

(автор книги «Лекет шушаним»; Украина, первая половина 17-го века)

Автор текста Мордехай Вейц

ГЛАВА

ГЛАВА «ХУКАТ»

 

Место в Торе: Бамидбар, гл. 19, ст. 1 — гл. 22, ст. 1.

 

Почему она так называется?

Во второй фразе главы говорится: “Вот закон Торы, о котором заповедал Всевышний…”. Закон Торы на иврите — Хукат а-Тора.

 

Обсуждение главы «Хукат»

 

1. В чем тайна Торы

 

Предыдущая недельная глава завершается повелением — «И святынь (в оригинале — кадшей) сынов Израиля святости не лишайте, чтобы вам не умереть» (Бамидбар, гл. 18, ст. 32).

В начале нашей — сказано: «Это тайна Торы» (там же, гл. 19, ст. 2).

Возникает вопрос: есть ли связь между этими двумя фразами, и если есть — в чем она состоит?

Некоторых людей хлебом не корми, только дай поболтать о том, о сем. Однако они должны принять во внимание, что количество слов, отпущенных человеку — не безгранично. Оно — строго лимитировано. Когда запас израсходован, вместе с этим завершается и жизнь человека. Или — его лишают способности разговаривать.

Многие, наверное, видели такое: жил себе человек и не тужил, а в старости, словно впал в оцепенение — сидит, уставившись в одну точку, и молчит. Просто он израсходовал все слова, отпущенные ему на жизнь.

Важная деталь — слова Торы в счет не входят. Их можно произносить без всякого ограничения.

Теперь вернемся к фразам, с которых мы начали.

Их можно понять иначе.

«И святынь (кадшей) сынов Израиля святости не лишайте». То есть — когда говорите о Торе (диврей кедуша) не переходите на будничные темы, не лишайте свои речи святости. Потому что в ином случае включится счетчик слов, и все сказанное вами будет подсчитано.

«Чтобы вам не умереть» (когда исчерпаете лимит выделенных вам слов).

«Это тайна Торы» и ее чудесное свойство. Сколько бы вы ни говорили о Торе, этим вы никак не сократите свое пребывание на земле, скорее, наоборот — продлите его.

Доказательством могут послужить слова из Пиркей Авот (гл. 6, м. 7): "Велика Тора, поскольку она наполняет смыслом жизнь тех, кто осуществляет написанное в ней, и в этом мире, и в мире Будущем, как сказано в Мишлей (Притчи царя Шломо, гл. 3, ст. 18): «Древо жизни она для тех, кто следует ей, и счастлив тот, кто ее хранит»".

Пока человек занимается Торой, у малаха (в условном переводе — «ангел»), отвечающего за смерть, нет права даже приблизиться к нему.

У того, кто старается свести к минимуму будничные разговоры и избегает пустого трепа, и то, что исходит из его уст, это в основном слова Торы — все произносимое им, обретает невероятную силу.

Где-то полторы тысячи лет назад, в Верхней Галилее жил удивительный человек по имени Пинхас. Люди со всей Галилеи приходили к нему за советом и благословением. И все, что он желал — реализовывалось. Больные исцелялись, оказавшиеся в трудном положении находили выход, бесплодные обзаводились потомством.

У Пинхаса была жена по имени Рахель — очень праведная женщина. Она плакала по ночам, собирая свои слезы в стакан.

Однажды Пинхас долго не мог уснуть и услышал всхлипывание жены. Он обнял ее и спросил о причине.

— Вот уже семь лет мы женаты, но у нас нет детей, — ответила Рахель.

— Мне открылось Свыше, что ребенку, если он у нас родится — не суждено прожить долго.

— Если так, пусть лучше не родится. Тяжело хоронить детей.

Спустя месяц, Пинхас проснулся от плача Рахели.

— Отчего ты плачешь, любимая? — спросил он.

— Хочу, чтобы ты помолился о сыне.

— Но я же тебе уже объяснял...

-— Все равно хочу... Несмотря ни на что. Пусть ребенок родится, пусть увидит наш мир и проживет столько, сколько ему суждено.

Рано утром в первый день Рош hа-Шана Рахель родила сына. Ребенок очень рано начал говорить. Причем, не лепетал односложно, как все дети его возраста, но вполне осмысленно описывал духовные миры и происходящее там.

Когда он дошел до сокровенного Имени Всевышнего и начал его произносить, отец велел ему замолкнуть. И ребенок умолк, и больше не проронил ни звука. Прошел год, другой, а мальчик все молчал.

— Может, уже разрешишь ему говорить? — попросила мужа Рахель.

Пинхас позвал сына и сказал ему:

— Когда ты ведешь речи о духовных явлениях, никогда не говори прямо, но только намеками. Еще не настало время для раскрытия сокровенных тайн Торы. Тебе разрешено лишь слегка приподнять завесу.

И мальчик снова начал говорить. Только говорил он очень туманно, загадками. Вставлял слова и выражения на арамейском и на других древних языках, использовал притчи и коды, широко пользовался аллегориями и иносказаниями. И это не удивительно, ведь он рассказывал о будущем, о временах перед приходом Машиаха и о его царстве.

Мальчик говорил долго и обстоятельно, а когда закончил, обратился к родителям с благодарностью за то, что растили его.

— А сейчас пришел черед расставания. Я покидаю этот мир...

И его душа отлетела.

Его звали Нахман Катуф. Катуф, значит — «сорванный». Он был подобен плоду, сорванному посреди жизни. Его могила сохранилась до наших дней, а рядом с ней — могила его отца, Пинхаса.

Многое, из сказанного им записано и напечатано в конце книги При Эц Хаим.

 

на основе комментариев рава Хаима-Йосефа-Давид Азулая

(известен как Хида — аббревиатура из первых букв его полного имени; Эрец Исраэль,18-й век)

 

 

2. Красная корова в честь Моше

 

Самая непонятная заповедь Торы — заповедь о красной корове. Об этом в Торе читаем: «И говорил Всевышний с Моше и Аароном... Скажи сынам Израиля — пусть приведут тебе красную корову, без изъяна…» (Бамидбар, гл. 19, ст. 1-2).

Раши (раби Шломо бен Ицхак — величайший комментатор Торы и Талмуда; Франция, 11-й век) пишет, что ее всегда будут связывать с именем Моше, говоря: «Это — корова, которую Моше приготовил в пустыне». Потому, что только Моше, он — единственный, кто полностью проник в тайну этой заповеди. Ведь он занимался самой первой красной коровой.

Царь Шломо старался максимально подробно изучить эту заповедь, но в некоторые детали ему все же проникнуть не удалось.

Анализируя фразу «Пытался Коэлет найти ценные вещи…» (Танах, книга Коэлет, гл. 12, ст. 10), Учителя приходят к выводу, что здесь идет речь о попытке Шломо до конца постигнуть заповедь о красной корове. На это ответил ему Всевышний: «И написаны прямо слова Истины» (там же).

Что имеется в виду?

В описании заповеди о красной корове есть такая фраза: «И возьмут для человека, находящегося в состоянии тумы (духовной нечистоты; подробнее — см. на сайте в обзоре недельной главы Тазриа, первый годовой цикл обсуждения) от пепла сожженного очистительного приношения» (там же, ст. 17).

Из первых букв четырех слов этой фразы в оригинале можно составить имя Шломо. Только при этом буквы будут взяты вразнобой. Если же прочесть их по порядку — получим «ле-Моше» (к Моше). За знанием — к Моше. Только он обладает полным пониманием этой заповеди.

Поэтому и сказано: «и написаны прямо слова Истины». Нужно читать в прямом порядке, а не вразброс.

Впрочем, Шломо и сам признается, что хотел овладеть этой мудростью, но она по-прежнему осталась далека от него (Коэлет, гл. 7, ст. 23).

Мы знаем, что Всевышний открылся Шломо и предложил: «Проси, что Мне дать тебе?» (Танах, Первая книга Мелахим — Царей, гл. 3, ст. 5).

Шломо мог попросить что угодно — долголетие, богатство, силу, ловкость, победу над врагами... Но он выбрал мудрость. И Творец ответил на его просьбу согласием

— Вот, Я сделал по слову твоему. И дал Я тебе сердце мудрое и разумное, так что подобного тебе не было до тебя и после тебя, не будет подобного тебе (там же, ст. 12).

Но если так — почему вся глубина заповеди о красной корове так и не открылась Шломо, а Моше всю ее постиг?

Есть вещи, для постижения которых недостаточно одной лишь мудрости. Мудрость хороша в науках, но в том, что относится к Торе и заповедям, к миру духовному, очень важны также качества души.

О Моше сказано (Дварим, гл. 33, ст. 1), что он «Иш hа-Элоким» (человек Всевышнего).

Нижняя часть его была ближе к людям, верхняя — к Творцу, — объясняют Учителя в Мидраше (Мидраш Раба на книгу Дварим, гл. 11).

Моше был рожден женщиной, но у него напрочь отсутствовало дурное начало (на иврите — йецер hа-ра). Когда он родился, мать увидела, что он хорош (Шемот, гл. 2, ст. 2). Любой матери ее ребенок кажется хорошим. Но Моше был хорош, потому что в нем вообще не было ничего плохого. Он удостоился находиться сорок дней в духовных мирах, за пределами нашего мира. Его тело пропиталось духовностью настолько, что его лицо стало светиться неземным светом, и люди боялись к нему приблизиться.

Только тот, кто находится на духовной высоте, недосягаемой для нечистоты, в состоянии постичь все тайны очищения и всю глубину смысла заповеди о красной корове.

 

на основе комментария рава Моше Альшиха

(Израиль, Цфат, 16-й век)

 

 

 

3. Десять красных коров

 

Написано в нашей недельной главе: «И говорил Всевышний с Моше и Аароном. Это тайна Торы. Скажи сынам Израиля — пусть приведут тебе красную корову, без изъяна» (Бамидбар, гл. 19, ст. 1-2).

Для того чтобы очиститься человеку от некоторых видов духовной нечистоты, необходим пепел красной коровы. Только Моше была полностью открыта тайна всех смыслов и аспектов заповеди о красной корове. Под его наблюдением был приготовлен пепел самой первой красной коровы.

Рамбам (великий Учитель, комментатор Мишны и составитель полного кодекса еврейских законов Мишнэ Тора; Испания – Египет, 12 век) пишет, что с момента получения этой заповеди и до разрушения Второго Иерусалимского Храма было найдено и использовано девять красных коров.

Первой, как уже сказано, занимался Моше Рабейну. Вторая была найдена во времена Эзры (начало 4-го века до н.э.), и после него было еще семь красных коров.

С разрушением Второго Храма прервалось использование пепла для очищения, и выполнение этой заповеди было приостановлено. Праведный царь Машиах возобновит выполнение заповеди о красной корове. Под его наблюдением будет получен пепел десятой.

Пепла самой первой красной коровы хватило на 840 лет, да и затем, к пеплу всех последующих коров добавляли пепел той, что был приготовлен во времена Моше.

Тот факт, что в эпоху второго Храма было задействовано семь красных коров, показывает, насколько вырос и усилился фактор тумы (духовной нечистоты).

Моше лучше, чем кто бы то ни было другой, проник в тайну этой заповеди. Он руководил процессом ее реализации. И когда пепел был получен, Моше велел часть его хорошо упаковать и спрятать для следующих поколений — чтобы к пеплу каждой следующей коровы добавляли немного пепла, добытого под наблюдением Моше.

Поэтому в каждого, кто проходил очищение с помощью пепла красной коровы, входила частица души Моше Рабейну.

В сокровенных книгах написано, что где-то глубоко под землей в недрах Храмовой горы спрятан Ковчег Завета со Скрижалями, посохи Моше и Аарона, а также емкость с маном и емкость с пеплом самой первой красной коровы.

Во времена Машиаха все это отыщется. И остатки пепла первой красной коровы эпохи Моше будут смешаны с пеплом десятой, найденной и сожженной под руководством Машиаха.

 

на основе комментариев рава Хаима-Йосефа-Давид Азулая

(известен как Хида — аббревиатура из первых букв его полного имени; Эрец Исраэль,18-й век)

 

 

4. Может ли злодейство породить добродетель?

 

В нашей недельной главе о красной корове читаем: «Это тайна Торы. Скажи сынам Израиля — пусть приведут тебе красную корову, без изъяна» (Бамидбар, гл. 19, ст. 2).

Речь — о самой непонятной и противоречивой заповеди, не поддающейся логическому объяснению. Ведь с помощью пепла красной коровы можно было очиститься от тумы (духовной нечистоты; подробнее о термине — см. на сайте в обзоре недельной главы Тазриа, первый годовой цикл обсуждения) самого высокого уровня. Вместе с тем, тот, кто этот пепел готовил — сам становился нечист и нуждался в очищении.

Иов задает резонный вопрос: «Кто станет чистым от нечистого?» (Танах, книга Иова, гл. 14, ст. 4).

В Мидраше (Мидраш Раба на книгу Бамидбар, гл. 19) Учителя приводят несколько примеров подобного.

Авраам был сыном Тераха, торговца идолами — человека, далекого от истинной веры. Несмотря на это, Авраам посвятил свою жизнь приближению людей к Всевышнему, стал первым праотцом еврейского народа.

Иудейский царь Ахаз старательно насаждал языческие культы и сам служил идолам. Он приносил своих детей в жертву Молоху (языческому божеству), поставил статую идола в Иерусалимском Храме. Ахаз преследовал мудрецов Торы и закрывал дома учения. На его глазах исполнилось пророчество Йешаягу, но это не произвело впечатления.

И вот у него родился сын Хизкиягу. Ахаз и его хотел принести в жертву Молоху, но благодаря чуду, этот злодейский замысел не был реализован.

Хизкиягу сменил отца на троне. И стал одним из самых праведных царей. О нем сказано: «И делал он то, что праведно в глазах Всевышнего» (Танах, Вторая книга Мелахим, гл. 18, ст. 3).

Хизкиягу устранил идолов и языческие культы, которые насаждал его отец. Он укреплял и всячески поощрял изучение Торы. Он возродил всеобщие приношения на Песах. В дни его царствования не было ни одного ребенка, который назубок не знал бы законы тумы и очищения от нее.

Эти законы настолько сложны, что в наше время, мало кто из взрослых в достаточной мере ими владеет.

При царе Хизкиягу множились дома учения и синагоги, и весь народ служил Всевышнему в любви и трепете.

Мордехай (о нем — см. на сайте в материалах, посвященных празднику Пурим), который не поклонился злодею Аману и спас сынов Израиля от уничтожения, был внуком Шими бен Гера, проклявшего царя Давида и за это приговорегного к смертной казни.

Среди праведных геров (гер — нееврей, который стал евреем, присоединившись к еврейскому народу в результате процесса гиюра) есть потомки ярых гонителей евреев.

Эти примеры демонстрируют, что порой величайшие праведники происходят от отпетых злодеев. Возможно, так проявляется чувство юмора Творца.

В любом случае, на вопрос — может ли злодейство породить добродетель? — следует ответить: может. И так уже было не однажды...

 

на основе комментария рава Бенциона Муцафи

(Израиль, наше время)

 

 

5. Кому открывается Истина

 

Написано в нашей недельной главе: «Пусть приведут тебе красную корову, без изъяна» (Бамидбар, гл. 19, ст. 2).

Заповедь о красной корове относится к сокровенным тайнам Торы. Смысл этой заповеди до конца никто не понимает. Пепел красной коровы используют для очищения от духовной нечистоты (тумы — подробнее об этом термине см. на сайте в обзоре недельной главы Тазриа, первый годовой цикл обсуждения).

Вместе с тем, многие бедствия постигали еврейские общины в неделю, на которую выпадало чтение главы Хукат. В эту неделю устраивали кровавые погромы и сжигали еврейские книги. И нужно понимать, что все это происходило из-за многовековой ненависти потомков Эсава к потомкам Яакова.

Но причина не только в ней. Кроме того, Всевышний взыскивает еще и за пренебрежение, за недостаточное уважение к Торе.

Более 300-т лет назад, раби Шимшон из Острополя и триста его учеников заперли в синагоге и заживо сожгли.

Он писал, что виновный в недостойном поведении перестает понимать Тору и в особенности — ее сокровенную, внутреннюю часть. От него ускользают глубинные смыслы Торы и заповедей. И это — не отменяет наказания, которые он заслужил в соответствии со своими прегрешениями. Так наказанием может стать голод или болезни (да убережет нас от этого Всевышний!).

На это намекает и фраза из Теилим (Псалмы царя Давида, гл. 25, ст. 14) — «Тайна Всевышнего — для боящихся Его, и завет Свой Он объявляет им».

Творец открывает тайны Торы только богобоязненным людям. Без этого важного качества постижение Торы на мало-мальски продвинутом уровне — невозможно.

«И завет Свой Он объявляет им». Здесь, в оригинале использовано понятие «брит» (союз, завет). Таким образом, Тора намекает нам, что те, кто бережет свой брит, могут удостоиться постижения самых глубоких тайн Торы.

Еще сказано: «Написанные верно слова Истины» (Танах, книга Коэлет, гл. 12, ст. 10).

Последние буквы этой фразы в оригинале образуют слово «брит». Тот, кто бережет свой брит от нарушений — удостоится раскрытия Истины.

 

на основе комментария раби Шимшона из Острополя

(автор книги «Лекет шушаним»; Украина, первая половина 17-го века)


Прочесть двадцать четвертый цикл обсуждения
Прочесть двадцать третий цикл обсуждения
Прочесть двадцать второй цикл обсуждения
Прочесть двадцать первый цикл обсуждения
Прочесть двадцатый цикл обсуждения
Прочесть девятнадцатый цикл обсуждения
Прочесть восемнадцатый цикл обсуждения
Прочесть семнадцатый цикл обсуждения
Прочесть шестнадцатый цикл обсуждения
Прочесть пятнадцатый цикл обсуждения
Прочесть четырнадцатый цикл обсуждения
Прочесть седьмой цикл обсуждения
Прочесть шестой цикл обсуждения
Прочесть пятый цикл обсуждения
Прочесть четвертый цикл обсуждения
Прочесть третий цикл обсуждения
Прочесть второй цикл обсуждения
Прочесть первый цикл обсуждения

Гер — действительно еврей, потомок Авраама?


Поиск по сайту:

New Page 1



 


 

 
New Page 1

Главная страница  |  Помочь сайту
  Анализ новостей  |   Дайджест
Недельная глава   |   Праздники   |   Лист Талмуда     
Спроси у раввина:   /   Ответ дня  /   Блиц-ответы
Объектив  |   Афтарот  |   Заповеди Торы
Этика  |   Видеоконференции  |   Культура  |   Личность
К размышлению  |   Медицина  |   Психология 
Библиотека  |   Аудио-уроки  |  


Посещайте наш сайт ежедневно!

Обновления сайта производятся каждые 2 часа ежедневно
(кроме субботы и праздников) до 22 часов по израильскому времени

Присылайте Ваши предложения и пожелания по адресу: webmaster@evrey.com

logo ©

© 2001-2024 Evrey.com  
New Page 1


 
 
  Лучшие Сайты
Израиля