Двадцать второй цикл обсуждения (видео)
Прочесть двадцать второй цикл обсуждения Прочесть двадцать первый цикл обсуждения Прочесть двадцатый цикл обсуждения Прочесть девятнадцатый цикл обсуждения Прочесть восемнадцатый цикл обсуждения Прочесть семнадцатый цикл обсуждения Прочесть шестнадцатый цикл обсуждения Прочесть пятнадцатый цикл обсуждения Прочесть четырнадцатый цикл обсуждения Прочесть седьмой цикл обсуждения Прочесть шестой цикл обсуждения Прочесть пятый цикл обсуждения Прочесть четвертый цикл обсуждения Прочесть третий цикл обсуждения Прочесть второй цикл обсуждения Прочесть первый цикл обсуждения
ГЛАВА
ГЛАВА «ХУКАТ»
Место в Торе:
Бамидбар,
гл. 19, ст. 1 — гл. 22, ст. 1.
Почему она так
называется?
Во второй фразе главы говорится:
“Вот закон Торы, о котором заповедал Всевышний…”. Закон Торы на
иврите — Хукат а-Тора.
Обсуждение главы
«Хукат»
1.
Раби Элиэзер оправдывает евреев с помощью красной коровы
В нашей недельной главе
говорится о красной корове. И мы читаем: «Вот закон Торы, который заповедал
Всевышний: Говори сынам Израиля — пусть приведут тебе красную корову, без
изъяна, на которой никогда не было возложено ярмо» (Бамидбар, гл.
19, ст. 2).
Сказано в Мидраше (Мидраш
Раба на книгу Бамидбар, гл. 19), что Моше когда поднялся
на гору Синай, услышал голос Всевышнего, сообщающий от имени раби Элиэзера
(Учитель Мишны, 1-й век), что телица искупления (эгла аруфа — телица,
которой проламывали затылок, если находили труп убитого человека в поле; см.
Дварим, гл. 21, ст. 1-9) должна быть годовалой, а красная корова —
двухлетней.
— Вот бы раби Элиэзер был из
моих потомков! — взмолился Моше.
— Он действительно твой потомок,
— ответил Всевышний.
Возникает вопрос: что такого
особенно важного усмотрел Моше в словах раби Элиэзера, отчего ему захотелось,
чтобы тот был его потомком?
В Талмуде (трактат Авода
Зара, лист 4) говорится, что идея создания золотого тельца не должна
была пленить сынов Израиля. Ее внедрили в еврейские головы эрев рав —
египетские диссиденты, бежавшие от фараона вместе с евреями.
Понятно, что за этим стоял
Сатан (о нем см. на сайте, к примеру, в ответе «Сатана и его место в
иудаизме», № 1410) — великий провокатор и обвинитель в одном лице,
средоточие деструктивных сил. Но только система эта не сработала бы. Сыны
Израиля пребывали на довольно высоком духовном уровне — свалить их было, ой, как
не просто, и уж точно не такой дурацкой идеей о золотом тельце. Они вполне могли
устоять и устояли бы. Но Всевышний решил, что тут йецер
hа-ра
(дурное начало) должно возобладать. Для того, чтобы дать надежду оступившимся.
Люди, совершившие ту или иную
ошибку — не должны отчаиваться и думать, что путь назад закрыт. Пусть сделают
тешуву (раскаются в содеянном и вернутся к Творцу), и их проступок будет
искуплен, подобно тому, как было искуплено прегрешение с золотым тельцом. А для
его искупления и потребовалась красная корова. Как сказано в Талмуде (там же):
если сын служанки напачкал в парадном зале дворца, зовут мать, чтобы прибрала за
ним, так же и красная корова призвана искупить и очистить то, что натворил
золотой теленок.
В Талмуде (трактат Бехорот,
лист 19) говорится, что в том случае, если кто-то купил трехлетнюю корову
(телку) и она родила теленка, этот теленок наверняка — первенец, и его следует
отдать коэну. Ведь написано в Торе: «Всякий первенец будет тебе» (Бамидбар,
гл. 18, ст. 15).
Но вдруг, корова рожала еще до
того, как ее купили — просто новый хозяин об этом не знает?
Нет, до трехлетнего возраста она
не может родить, — заверяют нас Учителя в Талмуде.
Раби Элиэзер говорит, что
красная корова должна быть двухлетней, то есть еще не рожавшая.
Но ведь Учителя сказали, что
должно быть искупление, подобно тому, как мать прибирает за напачкавшим сыном?
Но какой сын — у двухлетней
телки?
Используя этот образ, раби
Элиэзер разъясняет, что вина сынов Израиля — не стопроцентная. И поэтому, для
искупления не требуется корова-мать, достаточно никогда не рожавшей телки.
— Вот, было бы здорово, если бы
этот защитник еврейского народа был из моих потомков! — воскликнул Моше.
— Он действительно из них, —
подтвердил Всевышний….
на основе комментария рава Баруха Шимона Шнейерсона
(автор книги «Биркат Шимон», Польша – Израиль, 1913-2001 гг.)
2.
Издевки народов мира
Всевышний дает сынам Израиля
заповедь о красной корове. В тексте нашей недельной главы об этом написано: «Вот
закон Торы, который заповедал Всевышний: Говори сынам Израиля — пусть приведут
тебе красную корову, без изъяна, на которой никогда не было возложено ярмо» (Бамидбар,
гл. 19, ст. 2).
Раши
(раби Шломо бен Ицхак — величайший комментатор Торы и Талмуда; Франция, 11-й
век) пишет, что эта заповедь привлекает повышенное внимание народов мира. Они
насмешливо говорят сынам Израиля: «Что это за заповедь и в чем ее смысл?».
Поэтому в Торе эта заповедь
определена как хука, то есть — предопределение, исходящий от Всевышнего
неподдающийся объяснению (трактат Йома, лист 67) закон, который
никто не вправе критиковать.
Тут возникает ряд вопросов. С
каких пор народы мира стали интересоваться смыслом наших заповедей? Что такого
интересного и важного они увидели в этой — о красной корове? Почему именно она
привлекла их внимание?
Дело, очевидно, в том, что
отдельные представители народов мира прознали, что с помощью красной коровы
евреи очищаются от прегрешения, связанного с созданием золотого тельца. И в
соответствии с принципами собственной морали, предписывающей подставлять другую
щеку, они, конечно же, не могли пройти мимо такого шикарного развлечения, как
подтрунить над евреем, смутить его, сполна насладиться, поставив его в неловкое
положение и заставив оправдываться.
— Скажи-ка, братец, а что это у
вас за заповедь такая о красной корове? Говорят, она с золотым тельцом как-то
связана? А ты знаешь, как именно? Можешь рассказать? А еще? А по подробнее? У,
братец, выходит, вы не такие уж и праведные. У вас, значит, тоже рыльце в пушку…
Какая прекрасная забава —
высмеять и унизить еврея. Только когда вспоминают о былых прегрешениях — это
пробуждает меру суда, и побуждает главного обвинителя взяться за свой меч.
Поэтому сынам Израиля
настоятельно рекомендуется изучать комментарий Раши, из которого они узнают, что
заповедь о красной корове — не поддается логическому объяснению, что это —
установленный Всевышним незыблемый закон. И когда над ними попытаются подтрунить
представители народов мира, именно так и нужно им ответить.
Метод, подсказанный комментарием
Раши, может пригодиться не только для того, чтобы отшить не в меру зарвавшегося
нееврея. Он может быть весьма эффективным и в противостоянии с дурным началом
(на иврите — йецер
hа-ра).
Задача дурного начала — помешать
еврею выполнять заповеди. Когда тот намеревается приступить к какой-либо
заповеди, йецер обращается к нему якобы внутренним голосом, при этом
вкрадчиво говорит:
— Что это ты собираешься сейчас
делать? Выполнить заповедь? А знаешь ли ты, в чем ее смысл? Ты уверен, что это
именно то, чем тебе следует сейчас заниматься? Поверь, существуют гораздо более
важные и полезные дела.
И если человек все равно
исполнил, что полагалось — дурное начало не унимается, но наоборот, подступает с
новыми силами:
— Ну, и чего ты добился этой
заповедью? Что изменилось в мире? Только время зря потратил…
Тому, кто изучал Тору с
комментарием Раши, есть, что ответить.
— Эта заповедь, — скажет он, —
окончательное установление Всевышнего и обжалованию не подлежит…
на основе комментария рава Пинхаса Горовица
(автор книги "Паним Яфот», Украина, Германия, 1731-1805 гг.)
3. Почему красная
корова вызывает такой ажиотаж
У евреев есть заповедь о красной
корове, о которой в нашей недельной главе сказано: «Вот закон Торы, который
заповедал Всевышний: Говори сынам Израиля — пусть приведут тебе красную корову,
без изъяна, на которой никогда не было возложено ярмо» (Бамидбар,
гл. 19, ст. 2).
Раши
(раби Шломо бен Ицхак — величайший комментатор Торы и Талмуда; Франция, 11-й
век) пишет, что эта заповедь привлекает повышенное внимание народов мира. Они
насмешливо говорят сынам Израиля: «Что это за заповедь и в чем ее смысл?».
Поэтому в Торе эта заповедь определена как хука, то есть —
предопределение, исходящий от Всевышнего, неподдающийся объяснению (трактат
Йома, лист 67) закон, который никто не вправе критиковать.
«Какие же вы странные люди,
просто чудаки! — насмехаются над евреями народы мира. — Делаете вещи, лишенные
всякой логики. Ищете какую-то особенную корову, чтобы обязательно была красной,
без малейшего изъяна. А если на ней хоть два черных волоска, она уже для вас не
достаточно красная. И если на ней хотя бы раз было ярмо, вы ее считаете
непригодной. Какая вам, скажите, разница? Вы же ее все равно зарежете, а потом
сожжете. И пепел смешаете с водой. Да и это еще не все. Там у вас целый ритуал с
дополнительными компонентами».
Но евреи на все вопросы, издевки
и насмешки, отвечают четко и коротко: «Так установил Всевышний — полностью и
окончательно. Его постановление обжалованию или пересмотру не подлежит».
И все-таки стоит попытаться
понять, почему народы мира прицепились именно к красной корове? Ведь в Торе есть
и другие заповеди, смысл которых скрыт от нашего понимания. Например — запрет
носить одежду, содержащую шаатнез (ткань из смеси шерсти и льна). Как
сказано: «Не надевай шаатнез — шерсть и лен вместе» (Дварим,
гл. 22, ст. 11). Она тоже не имеет логического объяснения. Но над ней никто не
смеется. А сыны Израиля соблюдают его, только потому, что так велел Творец.
Так чем же обязана красная
корова такому повышенному вниманию и ажиотажу со стороны народов мира?
Дело в том, что неевреи попросту
не знают о том, что я, еврей, проверяю свой костюм и слежу за тем, чтобы шерсть
и лен в нем ненароком не повстречались. Тогда как тема красной коровы вошла в
мировую культуру и стала общим достоянием (только тема, не сама заповедь). Даже
в Талмуде (трактат Кидушин, лист 31) рассказывается история о
нееврее по имени Дама бен Нетина. Мудрецы Израиля хотели приобрести у него
драгоценный камень для нужд Храма. Но когда они пришли к нему, его отец спал, а
ключ от хранилища находился у него под подушкой. Дама, чтобы не будить отца
отказался от сделки. И хотя Мудрецы, не зная о причине отказа, поднимали цену,
он стоял на своем. И сделка так и не состоялась. В конце концов, Дама объяснил
мудрецам, что готов был уступить камень по первоначальной, самой низкой цене. Но
ни за какие деньги он не хотел будить отца.
В награду за его благородство
Всевышний устроил так, что в следующем году в его стаде родилась красная корова.
Ее он и продал Мудрецам Израиля за очень высокую цену. Таким образом, мы видим,
что Дама бен Нетина мог не сильно разбираться в стоимости драгоценных камней, но
с красной коровой он не продешевил.
Интересно, что сыны Израиля до
сих пор продолжают соблюдать запрет на шаатнез, а народы мира, как не
знали ничего о нем, так и остаются до сих пор в неведении. А вот красной коровы
нет уже более тысячи лет, но неевреи продолжают подтрунивать и насмехаться из-за
нее над сынами Израиля.
Почему так получается?
Возможно, и это попадает под
определение хука — закон, не поддающийся определению.
на основе комментария рава Шломо Левинштейна
(Израиль,
наше время)
4. Когда нужно
следовать за большинством, когда — нет
Одна из известнейших заповедей
Торы — закон о красной корове. О нем в нашей недельной главе написано: «Вот
закон Торы, который заповедал Всевышний: Говори сынам Израиля — пусть приведут
тебе красную корову, без изъяна, на которой никогда не было возложено ярмо» (Бамидбар,
гл. 19, ст. 2).
Раши
(раби Шломо бен Ицхак — величайший комментатор Торы и Талмуда; Франция, 11-й
век) пишет, что этот закон привлекает повышенное внимание народов мира. Они
насмешливо говорят сынам Израиля: «Что это за заповедь и в чем ее смысл?».
Поэтому в Торе она определена
как хука — предопределение, исходящий от Всевышнего, неподдающийся
объяснению (трактат Йома, лист 67) закон, который никто не вправе
критиковать.
То, что не поддается объяснению,
часто провоцирует насмешки.
Само существование еврейского
народа и приверженность его Торе и заповедям — тоже не поддается объяснению.
Поэтому нередко евреи становятся объектами насмешек. Впрочем, и они, как
правило, за ответом в карман не лезут.
Рав Йонатан Эйбшиц
(великий Учитель, автор десятков книг по всем разделам Устной и Письменной Торы;
Польша–Германия, первая половина 18-го века) пользовался безграничным уважением
и среди евреев и среди представителей других народов, населявших Германию. Уже в
ту пору, когда он был ребенком — о нем говорили, как о чудо-мальчике, обладающем
невероятными способностями.
Рассказывают, что сам правитель
тех мест, прослышав о необычном ребенке, пригласил его посетить свой дворец.
Когда Йонатан пришел, правитель взял его на небольшую экскурсию по своему дому.
И вот, он привел его в зал, где стояло гигантское распятие, выполненное
известным мастером. Правитель повел мальчика вокруг идола, надеясь, что тот
впечатлится его величественным видом.
— Ну, что ты о нем скажешь? Не
правда ли он великолепен?
— Мой господин, – вежливо
ответил Йонатан, — меня учили при встрече с чем-то значительным — молчать,
предоставив ему возможность высказаться первым. Поэтому я послушаю, что скажет
этот идол. А потом — отвечу ему.
Идол, творение рук известного
скульптора, так и не проронил ни слова.
В другой раз, правитель
подстроил Йонатану еще одну ловушку. Он дожидался его не в парадном зале, но
уединился в одной из боковых комнат. Слугам же велел разделиться на две группы —
с тем, чтобы одни показывали мальчику верное направление, а другие отсылали его
в
прямо противоположную сторону.
Так и случилось. Когда Йонатан
спрашивал, где правитель, одни указывали правильную дорогу, другие, стараясь
запутать его, пускали по неверному пути. Но Йонатан, проявив смекалку и
находчивость, сумел справиться с квестом.
— Как ты меня нашел? — удивился
правитель.
— Ваши слуги показали мне
дорогу.
— Но ведь часть из них пытались
тебя запутать?
— А я следовал правилу
большинства. Большинство же ваших придворных все же указывало верное
направление.
— Значит, ты понимаешь, что
нужно идти за большинством! Ну, вот большинство моих подданных исповедует
христианство. Почему бы и тебе не последовать их путем. И я тебе гарантирую
прекрасную карьеру.
— Дело в том, ваше величество, —
отвечал на это мальчик, — что за большинство следуют в спорных случаях, когда
есть сомнение, какую сторону принять. Но лично у меня нет ни малейшего сомнения
в моей вере. Так что, необходимости идти за большинством в данном случае не
вижу.
Таким образом, маленький Йонатан
преподал вполне взрослый урок германскому правителю о правилах следования за
большинством.
Давайте и мы вкратце рассмотрим
эту тему.
Закон о решающей роли
большинства выводят из сказанного в Торе — «За большинством следуй» (Шемот,
гл. 23, ст. 2).
Только из этой фразы вытекает,
что ты обязан принимать сторону большинства, только если это большинство — перед
тобой, в поле твоего зрения.
Например, передо мной стоят три
человека, двое из них утверждают одно, третий — другое. В этом случае, я приму к
сведению мнение двоих — мнение большинства.
Но у нас нет оснований, чтобы
встать на позицию большинства, если этого большинства в данный момент нет перед
нами.
Например, я знаю, что
большинство людей в мире делают то-то и то-то. Из этого не следует, что и я
должен так поступать.
Теперь вернемся к заповеди о
красной корове
Она, как известно, должна быть
без изъяна. Однако в наших возможностях — проверить, лишь внешние дефекты. А
ведь бывают изъяны и внутри. Что, если какой-то внутренний орган коровы поражен
болезнью? Ведь эта корова будет непригодной для осуществления заповеди.
На выручку тут приходит Талмуд.
В нем (трактат Хуллин, лист 11) говорится о том, что большинство
коров в мире — здоровые. И это дает нам основание полагать, что и нашу, при
отсутствии внешних дефектов, мы будем считать здоровой и пригодной для
исполнения заповеди.
Но позвольте, эти здоровые
коровы, составляющие большинство мирового поголовья, сейчас не находятся перед
нами. И мы, несмотря на это, мы все равно следуем за большинством?
— Вот так-то! — кричат народы
мира. — Вы все же следуете за большинством? Тогда и нашим идолам покланяйтесь,
как это делаем мы. Ведь мы — в большинстве. Хотя и не стоим непосредственно
перед вами.
— Заповедь о красной корове
называется хука, — должен ответить на это еврей, — чтобы люди даже не
пытались понять ее смысл. Впрочем, пытаться, конечно же, можно. Только не стоит
думать, что эти попытки позволят что-то понять...
на основе комментария рава Йонатана Эйбшица
(великий Учитель, автор десятков книг по всем разделам Устной и Письменной Торы;
Польша–Германия, первая половина 18-го века)
5. Глубинный смысл
заповеди о красной корове был известен только Моше
Написано в нашей недельной
главе: «Вот закон Торы, который заповедал Всевышний: Говори сынам Израиля —
пусть приведут тебе красную корову, без изъяна, на которой никогда не было
возложено ярмо» (Бамидбар, гл. 19, ст. 2).
Раши
(раби Шломо бен Ицхак — величайший комментатор Торы и Талмуда; Франция, 11-й
век) пишет, что этот закон привлекает повышенное внимание народов мира. Они
насмешливо говорят сынам Израиля: «Что это за заповедь и в чем ее смысл?».
Поэтому в Торе она определена
как хука, то есть — предопределение, исходящий от Всевышнего,
неподдающийся объяснению (трактат Йома, лист 67) закон, который
никто не вправе критиковать.
Говорится в Талмуде (трактат
Йома, лист 14), что даже мудрейший царь Шломо (в русском варианте —
Соломон) — не смог до конца постичь смысл этой заповеди.
Вот что он сам о себе сказал:
«Все это испытал я мудростью, подумал я: "стану мудрым", — написал он в книге
Коэлет (гл. 7, ст. 23), но мудрость далека от меня».
Но откуда известно, что царь
Шломо имеет в виду здесь именно заповедь о красной корове?
Гематрия (числовое значение)
выражения «и она далека» — 341. То есть та же, что и у слов «пара адума»
(красная корова). Намек, согласитесь — довольно прозрачен.
Еще в Талмуде (трактат Рош
hа-Шана,
лист 21) сказано, что Шломо хотел стать подобным Моше, но Голос с Небес объявил
ему: «И написанные верно слова Истины" (Коэлет, гл. 12, ст. 10).
Эти слова Истины состоят в том,
что не было (и не будет) в Израиле пророка, подобного Моше. То есть, царь Шломо
хотел уподобиться Моше, чтобы так же, как он, постичь смысл заповеди о красной
корове. Но Голос с Небес объявил ему, что не будет в Израиле пророка, подобного
Моше. И значит, Шломо — не сможет понять суть заповеди о красной корове.
Пепел красной коровы
использовали для очищения от тумы (духовной нечистоты; подробнее — см. на
сайте обзор недельной главы Тазриа, первый годовой цикл
обсуждения). Как написано: «И возьмут для нечистого от пепла сожженного
очистительного приношения» (Бамидбар, гл. 19, ст. 17).
Из первых букв слов этой фразы
складывается — «ле-Моше» (Моше). То есть — только Моше открыт смысл и
понимание этой заповеди. Шломо же видел, что из тех первых букв можно составить
и его имя. Поэтому и приступил к ее изучению. Но Голос с неба произнес: «И верно
написаны слова Истины».
Верно — значит, буквы из которых
мы хотим составить имя, нужно брать в том же порядке, в котором они стоят. Тогда
получается — Моше. Только Моше будет открыт смысл заповеди.
Интересно, что согласно одному
из требований, предъявляемых к красной корове — она должна быть «темима»
(без малейшего изъяна). В частности, если на ней было бы даже два черных волоса,
она считалась бы непригодной.
Слово с тем же корнем «тамим»
(без изъяна, непорочный) встречаем в недельной главе Шофтим, где
сказано: «Непорочным (тамим) будь с Всевышним» (Дварим, гл.
18, ст. 13).
В этом содержится очень важный
посыл. Если красная корова с одним черным волосом остается пригодной, то в
служении людей Творцу — более строгие критерии. Всевышний проверяет праведника
на толщину волоса.
на основе комментария рабейну Бехае бар Ашера
(известный комментатор Торы, автор нескольких трудов по вопросам еврейской
этики; Испания, 14-й век)
Автор текста Мордехай Вейц
ГЛАВА
ГЛАВА «ХУКАТ»
Место в Торе:
Бамидбар,
гл. 19, ст. 1 — гл. 22, ст. 1.
Почему она так
называется?
Во второй фразе главы говорится:
“Вот закон Торы, о котором заповедал Всевышний…”. Закон Торы на
иврите — Хукат а-Тора.
Обсуждение главы
«Хукат»
1.
Раби Элиэзер оправдывает евреев с помощью красной коровы
В нашей недельной главе
говорится о красной корове. И мы читаем: «Вот закон Торы, который заповедал
Всевышний: Говори сынам Израиля — пусть приведут тебе красную корову, без
изъяна, на которой никогда не было возложено ярмо» (Бамидбар, гл.
19, ст. 2).
Сказано в Мидраше (Мидраш
Раба на книгу Бамидбар, гл. 19), что Моше когда поднялся
на гору Синай, услышал голос Всевышнего, сообщающий от имени раби Элиэзера
(Учитель Мишны, 1-й век), что телица искупления (эгла аруфа — телица,
которой проламывали затылок, если находили труп убитого человека в поле; см.
Дварим, гл. 21, ст. 1-9) должна быть годовалой, а красная корова —
двухлетней.
— Вот бы раби Элиэзер был из
моих потомков! — взмолился Моше.
— Он действительно твой потомок,
— ответил Всевышний.
Возникает вопрос: что такого
особенно важного усмотрел Моше в словах раби Элиэзера, отчего ему захотелось,
чтобы тот был его потомком?
В Талмуде (трактат Авода
Зара, лист 4) говорится, что идея создания золотого тельца не должна
была пленить сынов Израиля. Ее внедрили в еврейские головы эрев рав —
египетские диссиденты, бежавшие от фараона вместе с евреями.
Понятно, что за этим стоял
Сатан (о нем см. на сайте, к примеру, в ответе «Сатана и его место в
иудаизме», № 1410) — великий провокатор и обвинитель в одном лице,
средоточие деструктивных сил. Но только система эта не сработала бы. Сыны
Израиля пребывали на довольно высоком духовном уровне — свалить их было, ой, как
не просто, и уж точно не такой дурацкой идеей о золотом тельце. Они вполне могли
устоять и устояли бы. Но Всевышний решил, что тут йецер
hа-ра
(дурное начало) должно возобладать. Для того, чтобы дать надежду оступившимся.
Люди, совершившие ту или иную
ошибку — не должны отчаиваться и думать, что путь назад закрыт. Пусть сделают
тешуву (раскаются в содеянном и вернутся к Творцу), и их проступок будет
искуплен, подобно тому, как было искуплено прегрешение с золотым тельцом. А для
его искупления и потребовалась красная корова. Как сказано в Талмуде (там же):
если сын служанки напачкал в парадном зале дворца, зовут мать, чтобы прибрала за
ним, так же и красная корова призвана искупить и очистить то, что натворил
золотой теленок.
В Талмуде (трактат Бехорот,
лист 19) говорится, что в том случае, если кто-то купил трехлетнюю корову
(телку) и она родила теленка, этот теленок наверняка — первенец, и его следует
отдать коэну. Ведь написано в Торе: «Всякий первенец будет тебе» (Бамидбар,
гл. 18, ст. 15).
Но вдруг, корова рожала еще до
того, как ее купили — просто новый хозяин об этом не знает?
Нет, до трехлетнего возраста она
не может родить, — заверяют нас Учителя в Талмуде.
Раби Элиэзер говорит, что
красная корова должна быть двухлетней, то есть еще не рожавшая.
Но ведь Учителя сказали, что
должно быть искупление, подобно тому, как мать прибирает за напачкавшим сыном?
Но какой сын — у двухлетней
телки?
Используя этот образ, раби
Элиэзер разъясняет, что вина сынов Израиля — не стопроцентная. И поэтому, для
искупления не требуется корова-мать, достаточно никогда не рожавшей телки.
— Вот, было бы здорово, если бы
этот защитник еврейского народа был из моих потомков! — воскликнул Моше.
— Он действительно из них, —
подтвердил Всевышний….
на основе комментария рава Баруха Шимона Шнейерсона
(автор книги «Биркат Шимон», Польша – Израиль, 1913-2001 гг.)
2.
Издевки народов мира
Всевышний дает сынам Израиля
заповедь о красной корове. В тексте нашей недельной главы об этом написано: «Вот
закон Торы, который заповедал Всевышний: Говори сынам Израиля — пусть приведут
тебе красную корову, без изъяна, на которой никогда не было возложено ярмо» (Бамидбар,
гл. 19, ст. 2).
Раши
(раби Шломо бен Ицхак — величайший комментатор Торы и Талмуда; Франция, 11-й
век) пишет, что эта заповедь привлекает повышенное внимание народов мира. Они
насмешливо говорят сынам Израиля: «Что это за заповедь и в чем ее смысл?».
Поэтому в Торе эта заповедь
определена как хука, то есть — предопределение, исходящий от Всевышнего
неподдающийся объяснению (трактат Йома, лист 67) закон, который
никто не вправе критиковать.
Тут возникает ряд вопросов. С
каких пор народы мира стали интересоваться смыслом наших заповедей? Что такого
интересного и важного они увидели в этой — о красной корове? Почему именно она
привлекла их внимание?
Дело, очевидно, в том, что
отдельные представители народов мира прознали, что с помощью красной коровы
евреи очищаются от прегрешения, связанного с созданием золотого тельца. И в
соответствии с принципами собственной морали, предписывающей подставлять другую
щеку, они, конечно же, не могли пройти мимо такого шикарного развлечения, как
подтрунить над евреем, смутить его, сполна насладиться, поставив его в неловкое
положение и заставив оправдываться.
— Скажи-ка, братец, а что это у
вас за заповедь такая о красной корове? Говорят, она с золотым тельцом как-то
связана? А ты знаешь, как именно? Можешь рассказать? А еще? А по подробнее? У,
братец, выходит, вы не такие уж и праведные. У вас, значит, тоже рыльце в пушку…
Какая прекрасная забава —
высмеять и унизить еврея. Только когда вспоминают о былых прегрешениях — это
пробуждает меру суда, и побуждает главного обвинителя взяться за свой меч.
Поэтому сынам Израиля
настоятельно рекомендуется изучать комментарий Раши, из которого они узнают, что
заповедь о красной корове — не поддается логическому объяснению, что это —
установленный Всевышним незыблемый закон. И когда над ними попытаются подтрунить
представители народов мира, именно так и нужно им ответить.
Метод, подсказанный комментарием
Раши, может пригодиться не только для того, чтобы отшить не в меру зарвавшегося
нееврея. Он может быть весьма эффективным и в противостоянии с дурным началом
(на иврите — йецер
hа-ра).
Задача дурного начала — помешать
еврею выполнять заповеди. Когда тот намеревается приступить к какой-либо
заповеди, йецер обращается к нему якобы внутренним голосом, при этом
вкрадчиво говорит:
— Что это ты собираешься сейчас
делать? Выполнить заповедь? А знаешь ли ты, в чем ее смысл? Ты уверен, что это
именно то, чем тебе следует сейчас заниматься? Поверь, существуют гораздо более
важные и полезные дела.
И если человек все равно
исполнил, что полагалось — дурное начало не унимается, но наоборот, подступает с
новыми силами:
— Ну, и чего ты добился этой
заповедью? Что изменилось в мире? Только время зря потратил…
Тому, кто изучал Тору с
комментарием Раши, есть, что ответить.
— Эта заповедь, — скажет он, —
окончательное установление Всевышнего и обжалованию не подлежит…
на основе комментария рава Пинхаса Горовица
(автор книги "Паним Яфот», Украина, Германия, 1731-1805 гг.)
3. Почему красная
корова вызывает такой ажиотаж
У евреев есть заповедь о красной
корове, о которой в нашей недельной главе сказано: «Вот закон Торы, который
заповедал Всевышний: Говори сынам Израиля — пусть приведут тебе красную корову,
без изъяна, на которой никогда не было возложено ярмо» (Бамидбар,
гл. 19, ст. 2).
Раши
(раби Шломо бен Ицхак — величайший комментатор Торы и Талмуда; Франция, 11-й
век) пишет, что эта заповедь привлекает повышенное внимание народов мира. Они
насмешливо говорят сынам Израиля: «Что это за заповедь и в чем ее смысл?».
Поэтому в Торе эта заповедь определена как хука, то есть —
предопределение, исходящий от Всевышнего, неподдающийся объяснению (трактат
Йома, лист 67) закон, который никто не вправе критиковать.
«Какие же вы странные люди,
просто чудаки! — насмехаются над евреями народы мира. — Делаете вещи, лишенные
всякой логики. Ищете какую-то особенную корову, чтобы обязательно была красной,
без малейшего изъяна. А если на ней хоть два черных волоска, она уже для вас не
достаточно красная. И если на ней хотя бы раз было ярмо, вы ее считаете
непригодной. Какая вам, скажите, разница? Вы же ее все равно зарежете, а потом
сожжете. И пепел смешаете с водой. Да и это еще не все. Там у вас целый ритуал с
дополнительными компонентами».
Но евреи на все вопросы, издевки
и насмешки, отвечают четко и коротко: «Так установил Всевышний — полностью и
окончательно. Его постановление обжалованию или пересмотру не подлежит».
И все-таки стоит попытаться
понять, почему народы мира прицепились именно к красной корове? Ведь в Торе есть
и другие заповеди, смысл которых скрыт от нашего понимания. Например — запрет
носить одежду, содержащую шаатнез (ткань из смеси шерсти и льна). Как
сказано: «Не надевай шаатнез — шерсть и лен вместе» (Дварим,
гл. 22, ст. 11). Она тоже не имеет логического объяснения. Но над ней никто не
смеется. А сыны Израиля соблюдают его, только потому, что так велел Творец.
Так чем же обязана красная
корова такому повышенному вниманию и ажиотажу со стороны народов мира?
Дело в том, что неевреи попросту
не знают о том, что я, еврей, проверяю свой костюм и слежу за тем, чтобы шерсть
и лен в нем ненароком не повстречались. Тогда как тема красной коровы вошла в
мировую культуру и стала общим достоянием (только тема, не сама заповедь). Даже
в Талмуде (трактат Кидушин, лист 31) рассказывается история о
нееврее по имени Дама бен Нетина. Мудрецы Израиля хотели приобрести у него
драгоценный камень для нужд Храма. Но когда они пришли к нему, его отец спал, а
ключ от хранилища находился у него под подушкой. Дама, чтобы не будить отца
отказался от сделки. И хотя Мудрецы, не зная о причине отказа, поднимали цену,
он стоял на своем. И сделка так и не состоялась. В конце концов, Дама объяснил
мудрецам, что готов был уступить камень по первоначальной, самой низкой цене. Но
ни за какие деньги он не хотел будить отца.
В награду за его благородство
Всевышний устроил так, что в следующем году в его стаде родилась красная корова.
Ее он и продал Мудрецам Израиля за очень высокую цену. Таким образом, мы видим,
что Дама бен Нетина мог не сильно разбираться в стоимости драгоценных камней, но
с красной коровой он не продешевил.
Интересно, что сыны Израиля до
сих пор продолжают соблюдать запрет на шаатнез, а народы мира, как не
знали ничего о нем, так и остаются до сих пор в неведении. А вот красной коровы
нет уже более тысячи лет, но неевреи продолжают подтрунивать и насмехаться из-за
нее над сынами Израиля.
Почему так получается?
Возможно, и это попадает под
определение хука — закон, не поддающийся определению.
на основе комментария рава Шломо Левинштейна
(Израиль,
наше время)
4. Когда нужно
следовать за большинством, когда — нет
Одна из известнейших заповедей
Торы — закон о красной корове. О нем в нашей недельной главе написано: «Вот
закон Торы, который заповедал Всевышний: Говори сынам Израиля — пусть приведут
тебе красную корову, без изъяна, на которой никогда не было возложено ярмо» (Бамидбар,
гл. 19, ст. 2).
Раши
(раби Шломо бен Ицхак — величайший комментатор Торы и Талмуда; Франция, 11-й
век) пишет, что этот закон привлекает повышенное внимание народов мира. Они
насмешливо говорят сынам Израиля: «Что это за заповедь и в чем ее смысл?».
Поэтому в Торе она определена
как хука — предопределение, исходящий от Всевышнего, неподдающийся
объяснению (трактат Йома, лист 67) закон, который никто не вправе
критиковать.
То, что не поддается объяснению,
часто провоцирует насмешки.
Само существование еврейского
народа и приверженность его Торе и заповедям — тоже не поддается объяснению.
Поэтому нередко евреи становятся объектами насмешек. Впрочем, и они, как
правило, за ответом в карман не лезут.
Рав Йонатан Эйбшиц
(великий Учитель, автор десятков книг по всем разделам Устной и Письменной Торы;
Польша–Германия, первая половина 18-го века) пользовался безграничным уважением
и среди евреев и среди представителей других народов, населявших Германию. Уже в
ту пору, когда он был ребенком — о нем говорили, как о чудо-мальчике, обладающем
невероятными способностями.
Рассказывают, что сам правитель
тех мест, прослышав о необычном ребенке, пригласил его посетить свой дворец.
Когда Йонатан пришел, правитель взял его на небольшую экскурсию по своему дому.
И вот, он привел его в зал, где стояло гигантское распятие, выполненное
известным мастером. Правитель повел мальчика вокруг идола, надеясь, что тот
впечатлится его величественным видом.
— Ну, что ты о нем скажешь? Не
правда ли он великолепен?
— Мой господин, – вежливо
ответил Йонатан, — меня учили при встрече с чем-то значительным — молчать,
предоставив ему возможность высказаться первым. Поэтому я послушаю, что скажет
этот идол. А потом — отвечу ему.
Идол, творение рук известного
скульптора, так и не проронил ни слова.
В другой раз, правитель
подстроил Йонатану еще одну ловушку. Он дожидался его не в парадном зале, но
уединился в одной из боковых комнат. Слугам же велел разделиться на две группы —
с тем, чтобы одни показывали мальчику верное направление, а другие отсылали его
в
прямо противоположную сторону.
Так и случилось. Когда Йонатан
спрашивал, где правитель, одни указывали правильную дорогу, другие, стараясь
запутать его, пускали по неверному пути. Но Йонатан, проявив смекалку и
находчивость, сумел справиться с квестом.
— Как ты меня нашел? — удивился
правитель.
— Ваши слуги показали мне
дорогу.
— Но ведь часть из них пытались
тебя запутать?
— А я следовал правилу
большинства. Большинство же ваших придворных все же указывало верное
направление.
— Значит, ты понимаешь, что
нужно идти за большинством! Ну, вот большинство моих подданных исповедует
христианство. Почему бы и тебе не последовать их путем. И я тебе гарантирую
прекрасную карьеру.
— Дело в том, ваше величество, —
отвечал на это мальчик, — что за большинство следуют в спорных случаях, когда
есть сомнение, какую сторону принять. Но лично у меня нет ни малейшего сомнения
в моей вере. Так что, необходимости идти за большинством в данном случае не
вижу.
Таким образом, маленький Йонатан
преподал вполне взрослый урок германскому правителю о правилах следования за
большинством.
Давайте и мы вкратце рассмотрим
эту тему.
Закон о решающей роли
большинства выводят из сказанного в Торе — «За большинством следуй» (Шемот,
гл. 23, ст. 2).
Только из этой фразы вытекает,
что ты обязан принимать сторону большинства, только если это большинство — перед
тобой, в поле твоего зрения.
Например, передо мной стоят три
человека, двое из них утверждают одно, третий — другое. В этом случае, я приму к
сведению мнение двоих — мнение большинства.
Но у нас нет оснований, чтобы
встать на позицию большинства, если этого большинства в данный момент нет перед
нами.
Например, я знаю, что
большинство людей в мире делают то-то и то-то. Из этого не следует, что и я
должен так поступать.
Теперь вернемся к заповеди о
красной корове
Она, как известно, должна быть
без изъяна. Однако в наших возможностях — проверить, лишь внешние дефекты. А
ведь бывают изъяны и внутри. Что, если какой-то внутренний орган коровы поражен
болезнью? Ведь эта корова будет непригодной для осуществления заповеди.
На выручку тут приходит Талмуд.
В нем (трактат Хуллин, лист 11) говорится о том, что большинство
коров в мире — здоровые. И это дает нам основание полагать, что и нашу, при
отсутствии внешних дефектов, мы будем считать здоровой и пригодной для
исполнения заповеди.
Но позвольте, эти здоровые
коровы, составляющие большинство мирового поголовья, сейчас не находятся перед
нами. И мы, несмотря на это, мы все равно следуем за большинством?
— Вот так-то! — кричат народы
мира. — Вы все же следуете за большинством? Тогда и нашим идолам покланяйтесь,
как это делаем мы. Ведь мы — в большинстве. Хотя и не стоим непосредственно
перед вами.
— Заповедь о красной корове
называется хука, — должен ответить на это еврей, — чтобы люди даже не
пытались понять ее смысл. Впрочем, пытаться, конечно же, можно. Только не стоит
думать, что эти попытки позволят что-то понять...
на основе комментария рава Йонатана Эйбшица
(великий Учитель, автор десятков книг по всем разделам Устной и Письменной Торы;
Польша–Германия, первая половина 18-го века)
5. Глубинный смысл
заповеди о красной корове был известен только Моше
Написано в нашей недельной
главе: «Вот закон Торы, который заповедал Всевышний: Говори сынам Израиля —
пусть приведут тебе красную корову, без изъяна, на которой никогда не было
возложено ярмо» (Бамидбар, гл. 19, ст. 2).
Раши
(раби Шломо бен Ицхак — величайший комментатор Торы и Талмуда; Франция, 11-й
век) пишет, что этот закон привлекает повышенное внимание народов мира. Они
насмешливо говорят сынам Израиля: «Что это за заповедь и в чем ее смысл?».
Поэтому в Торе она определена
как хука, то есть — предопределение, исходящий от Всевышнего,
неподдающийся объяснению (трактат Йома, лист 67) закон, который
никто не вправе критиковать.
Говорится в Талмуде (трактат
Йома, лист 14), что даже мудрейший царь Шломо (в русском варианте —
Соломон) — не смог до конца постичь смысл этой заповеди.
Вот что он сам о себе сказал:
«Все это испытал я мудростью, подумал я: "стану мудрым", — написал он в книге
Коэлет (гл. 7, ст. 23), но мудрость далека от меня».
Но откуда известно, что царь
Шломо имеет в виду здесь именно заповедь о красной корове?
Гематрия (числовое значение)
выражения «и она далека» — 341. То есть та же, что и у слов «пара адума»
(красная корова). Намек, согласитесь — довольно прозрачен.
Еще в Талмуде (трактат Рош
hа-Шана,
лист 21) сказано, что Шломо хотел стать подобным Моше, но Голос с Небес объявил
ему: «И написанные верно слова Истины" (Коэлет, гл. 12, ст. 10).
Эти слова Истины состоят в том,
что не было (и не будет) в Израиле пророка, подобного Моше. То есть, царь Шломо
хотел уподобиться Моше, чтобы так же, как он, постичь смысл заповеди о красной
корове. Но Голос с Небес объявил ему, что не будет в Израиле пророка, подобного
Моше. И значит, Шломо — не сможет понять суть заповеди о красной корове.
Пепел красной коровы
использовали для очищения от тумы (духовной нечистоты; подробнее — см. на
сайте обзор недельной главы Тазриа, первый годовой цикл
обсуждения). Как написано: «И возьмут для нечистого от пепла сожженного
очистительного приношения» (Бамидбар, гл. 19, ст. 17).
Из первых букв слов этой фразы
складывается — «ле-Моше» (Моше). То есть — только Моше открыт смысл и
понимание этой заповеди. Шломо же видел, что из тех первых букв можно составить
и его имя. Поэтому и приступил к ее изучению. Но Голос с неба произнес: «И верно
написаны слова Истины».
Верно — значит, буквы из которых
мы хотим составить имя, нужно брать в том же порядке, в котором они стоят. Тогда
получается — Моше. Только Моше будет открыт смысл заповеди.
Интересно, что согласно одному
из требований, предъявляемых к красной корове — она должна быть «темима»
(без малейшего изъяна). В частности, если на ней было бы даже два черных волоса,
она считалась бы непригодной.
Слово с тем же корнем «тамим»
(без изъяна, непорочный) встречаем в недельной главе Шофтим, где
сказано: «Непорочным (тамим) будь с Всевышним» (Дварим, гл.
18, ст. 13).
В этом содержится очень важный
посыл. Если красная корова с одним черным волосом остается пригодной, то в
служении людей Творцу — более строгие критерии. Всевышний проверяет праведника
на толщину волоса.
на основе комментария рабейну Бехае бар Ашера
(известный комментатор Торы, автор нескольких трудов по вопросам еврейской
этики; Испания, 14-й век)
Прочесть двадцать второй цикл обсуждения Прочесть двадцать первый цикл обсуждения Прочесть двадцатый цикл обсуждения Прочесть девятнадцатый цикл обсуждения Прочесть восемнадцатый цикл обсуждения Прочесть семнадцатый цикл обсуждения Прочесть шестнадцатый цикл обсуждения Прочесть пятнадцатый цикл обсуждения Прочесть четырнадцатый цикл обсуждения Прочесть седьмой цикл обсуждения Прочесть шестой цикл обсуждения Прочесть пятый цикл обсуждения Прочесть четвертый цикл обсуждения Прочесть третий цикл обсуждения Прочесть второй цикл обсуждения Прочесть первый цикл обсуждения
|