ВАИШЛАХ 
"ВАИШЛАХ"
ВАИШЛАХ 
Чтение текста
Афтары

"ВАИШЛАХ"

11.12.2024, 10 Kislev, 5785

До субботы - 2 дня

New Page 1
  
Главная страница  
Анализ новостей  
Дайджест  
Помочь сайту  
Недельная глава    
Комментарии (видео)   
Комментарии (текст)   
- Чтение            
Праздники   
Лист Талмуда   
Мишна, главы   
(видеокомментарии)
   
Заповеди Торы   
Уроки по Теилим   
Молитва Шмоне Эсре   
Молитва Шма Исраэль  
Пиркей Авот   
Птихат Элиягу   
Спроси у раввина    
- Ответ дня       
- Блиц-ответы   
- Видео-ответы   
Афтарот    
- Комментарии   
- Чтение            
Аспекты Галахи   
Еврейский календарь
(цикл уроков)
   
События Бамидбар   
Этика   
Культура   
Личность   
К размышлению   
Медицина   
Психология   
Библиотека   
Аудио и Видео уроки   
Объектив   
Видео   
конференции
   
Почта   
 

        
Иерусалим
Москва
Киев
Минск
Нью-Йорк


Курс шекеля
Курс рубля
                  
                                   

  Поиск на сайте:  

 
Праздники и памятные даты:

Все еврейские даты начинаются накануне вечером!
 
Ханука
25 Кислева - 2 Тевета
(25.12.24 - 02.01.25)
Пост 10 Тевета
10 Тевета
(10.01.25)
Ту би-Шват
15 Шват
(13.02.25)
Пурим
14 Адара
(14.03.25)
в Иерусалиме -
15 Адара
(15.03.25)
Песах
15-21 Нисана
(13 - 19.04.25)
В диаспоре 
15-22 Нисана
(13 - 20.04.25)
День катастрофы и героизма
27 Нисана
(24.04.25)
День памяти павших 
3 Ияра
(30.04.25)
День независимости Израиля
4 Ияра
(01.05.25)

Лаг ба Омер
18 Ияра
(16.05.25)

День Иерусалима
28 Ияра
(26.05.25) 
Шавуот
6 Сивана
(02.06.25)
В диаспоре 6-7 Сивана
(2 - 3.06.25)
Девятое Ава
 9 Ава
(03.08.25)
Рош а-Шана
1-2 Тишри
(23 - 24.09.25)
Йом Кипур
10 Тишри
(02.10.25)
Суккот
15-21 Тишри
(07.10 - 13.10.25)
Шмини Ацерет
Симхат Тора

В Израиле - 22 Тишри
(14.10.25)
В диаспоре - 
22-23 Тишри
(14 - 15.10.25)
 



Недельная глава
Раздел ведет 
рав Элиягу Эссас
О недельных главах


Двадцать второй цикл обсуждения (видео)

Прочесть двадцать второй цикл обсуждения
Прочесть двадцать первый цикл обсуждения
Прочесть двадцатый цикл обсуждения
Прочесть девятнадцатый цикл обсуждения
Прочесть восемнадцатый цикл обсуждения
Прочесть семнадцатый цикл обсуждения
Прочесть шестнадцатый цикл обсуждения
Прочесть пятнадцатый цикл обсуждения
Прочесть четырнадцатый цикл обсуждения
Прочесть седьмой цикл обсуждения
Прочесть шестой цикл обсуждения
Прочесть пятый цикл обсуждения
Прочесть четвертый цикл обсуждения
Прочесть третий цикл обсуждения
Прочесть второй цикл обсуждения
Прочесть первый цикл обсуждения

ГЛАВА

ГЛАВА “ЭКЕВ”

Место в Торе: Дварим, гл. 7, ст. 12 — гл. 11, ст. 25.

Почему она так называется?

В первой фразе сказано: “И будет следствием принятия этих заповедей... Творец будет хранить брит (договор)... о котором поклялся отцам вашим”.

Следствием (вследствие) на иврите — экев.

Обсуждение главы Экев

21.08.05

Из обзоров прошлых лет мы знаем, что само слово экев, вынесенное в название нашей недельной главы, имеет глубокий метафорический смысл, рождающий важные для понимания различных аспектов ее содержания ассоциации (см. на сайте обзоры недельной главы Экев, второй и третий годовые циклы обсуждения). И, вместе с тем, оно выражает идею зависимости благосостояния человека от его поведения (см. на сайте обзор недельной главы Экев, первый годовой цикл). Все это поможет нам раскрыть суть концепции, на которой мы сконцентрируем наше внимание в обзоре этого года.

В нашей недельной главе читаем: «И будешь ты есть и насыщаться, и благословлять Всевышнего за землю добрую, которую Он дал тебе» (Дварим, гл. 8, ст. 10).

Это — «ключевая» фраза, которая послужила основой для того, чтобы наши Учителя, выполняя Волю Творца, ввели в еврейскую жизнь «институт благословений». С помощью берахот (множественное число от слова бераха — «благословение») люди выражают свою благодарность Всевышнему за все, что Он дает им. И поднимают тем самым повседневную, обыденную жизнь на более высокий духовный уровень.

«Всякий, кто наслаждается благами нашего мира, не произнося благословений, — подчеркивают Учителя на страницах Талмуда, — как будто бы совершает кражу» (трактат Берахот, лист 35).

Смысл этого высказывания, — говорит Рамбан (Рабейну Моше бен НахманНахманид; великий комментатор Торы, Танаха и Талмуда; Испания – Эрец Исраэль, конец 12-го – начало 13-го вв.), анализируя данный отрывок Талмуда, — состоит в том, чтобы напомнить еврейскому народу о Милосердии Всевышнего.

Произнесение берахот, — отмечает Рамбан, — требует особого настроя. И этот нужный настрой возникает, когда вспоминает человек историю своего народа — о том, как тяжко трудились евреи, будучи рабами в Египте, как трудны были переходы в пустыне. И, вспомнив все это, когда, как сказано в Торе, «…будешь ты есть и насыщаться», живя на земле, которая приносит плоды, то естественным образом возникнет искреннее желание возблагодарить Творца за эту землю и за ту пищу, которую Он дает человеку.

Это — духовная и нравственная основа благословения, которое мы читаем после еды с хлебом (на иврите — биркат а-мазон).

Однако благословение биркат а-мазон читается не по желанию. Это — обязательная заповедь. К такому выводу приходит Рамбам, исследуя тексты Торы одним из методов, которые для познания Торы дал Всевышний на горе Синай.

Он, в частности, анализирует грамматическую форму глагола «и будешь благословлять», употребленную в приведенной выше цитате.

Далее Рамбан находит три аналогичных фрагмента в книге Дварим, из которых следует, что глаголы «сделать» или «взять» в будущем времени, так же как и глагол «благословить» (в той же грамматической форме) означают не разрешение, но — непреложную обязанность…


22.08.05

Наши Учителя пришли к заключению, — пишет Рамбан, — что в данном случае («и будешь благословлять») речь идет о повелительной заповеди. Точно так же, в другом отрывке, где строительстве нового дома сказано: «И сделаешь (будущее время, передающее повеление) ограду на крыше твоей» (Дварим, гл.22, ст. 8)…

Далее он находит повеление о заповедях весеннего месяца, выраженных, как и в предыдущих случаях, глаголом в будущем времени: «И будешь соблюдать месяц колосьев и совершишь пасхальное приношение Всевышнему» (Дварим, гл.16, ст. 1).

Третий отрывок содержит указание: «И возьмешь «первинки» (бикурим) всех плодов земли, которые получишь в стране твоей, которую Творец дает тебе…» (Дварим, гл. 26, ст. 2).

Известно, что текст благословения после еды с хлебом (биркат а-мазон) составлен членами Великого Собрания (высший еврейский законодательный орган, созданный в 3-м веке до н.э. после вавилонского изгнания), в состав которого входили и последние из пророков. Первоначально он состоял из трех благословений, четвертое появилось позднее, после разрушения Второго Храма.

Обозначим первые три благословения их по заключительной фразе:

а) а-зан эт а-коль — «питающий все».

б) аль а-арэц ве-аль а-мазон — «за землю и за пищу».

в) бонэ бе-рахамав Иерушалаим — «возводящий по милосердию Своему Иерусалим».

Такая «композиция» биркат а-мазон появилась, разумеется, не случайно.

Каждой из трех частей благословения, — объясняет Талмуд (трактат Берахот, лист 38), — соответствует определенное событие из истории еврейского народа. Это и определяет структуру и порядок биркат а-мазон. Более того, данный порядок обусловлен глубоким исследованием текстов Торы.

Первое благословение, — отмечает Талмуд, — установил для еврейского народа Моше-рабейну в пустыне, когда пищей людей был падающий с Неба ман (см. на сайте ответ «Что такое ман (манна)?»).

После завоевания Эрец Исраэль, Иегошуа бин Нун (самый преданный ученик, а впоследствии — преемник Моше Рабейну) добавил второе благословение — «благословение земли».

Цари в Эрец Исраэль — Давид и его сын Шломо, получивший престол после Давида, ввели благословение Иерусалима. Давиду принадлежат слова — «сжалься… над Израилем, народом Твоим, и над Иерусалимом, городом Твоим», а Шломо, который достроил в Иерусалиме Первый Храм — «…над великим и святым Храмом»…


23.08.05

А теперь попытаемся на более глубоком уровне разобраться в отрывке из нашей недельной главы, на основании которого наши Учителя вывели заключение, что чтение биркат а-мазон — заповедь, данная Всевышним еврейскому народу.

Мы обнаруживаем, что в начале этого фрагмента сказано, что ман, спускавшийся в пустыне с Небес, был для поколения Пустыни своего рода испытанием и наставлением.

В тексте читаем: «И смирял Он тебя, и испытывал тебя голодом и кормил тебя маном, которого (до этого) не знал ты, и не знали отцы твои — дабы продемонстрировать тебе, что не хлебом единым живет человек, но — всем, что исходит из уст Всевышнего, живет человек» (Дварим, гл.8, ст. 3).

Многие комментаторы, изучая этот отрывок, обращают внимание, что слово «человек» повторяется в нем дважды. При том, что Тора, как мы знаем, расходует слова чрезвычайно «экономно», излагая все в предельно сжатой форме.

В этом содержится намек, — делают вывод Учителя, — что исторический опыт еврейского народа — получение мана — универсальный урок, не только для евреев, но и для всего человечества.

Видимо, поэтому составители текста благословений биркат а-мазон и сформулировали первое благословение в общих чертах так: «питающий весь мир».

Отсюда же следует и еще одно наставление. Да, человек добывает свой хлеб тяжким трудом. И, тем не менее, он не должен сомневаться в том, что именно Всевышний обеспечивает его всем необходимым для продолжения жизни, ибо Он, Творец — «питающий все».

Второе благословение — «за землю и пищу» — выводится непосредственно из текста нашей недельной главы: «И будешь ты есть, и насыщаться, и благословлять Всевышнего за землю добрую, которую Он дал тебе» (Дварим, гл. 8, ст. 10).

В ситуации, когда народ живет на своей земле, уверенный в своих силах, он может предположить, что все его успехи и достижения зависят только от него самого, от его усилий. Поэтому вслед за этим идет предупреждение: «может быть, когда ты будешь есть и насыщаться, и построишь хорошие дома, и будешь (хорошо) жить, то возгордишься ты, и забудешь Всевышнего… И скажешь ты в сердце своем: сила моя и крепость руки моей добыли мне это богатство! Но — помни Всевышнего, ибо это Он дал тебе силу, чтобы приобрести богатство, чтобы исполнять (условия, оговоренные) при заключении Союза с Творцом» (Дварим, гл. 8, ст. 12-18)…


24.08.05

Выстроенные царями Давидом и Шломо Иерусалим и Иерусалимский Храм — материальные символы и конкретное воплощение того, что кроме зримого и осязаемого, есть нечто незримое и не доступное нашим чувствам — Источник всех успехов и достижений.

Поэтому третий отрывок биркат а-мазон возлагает на нас обязанность вспоминать о том месте, где пребывала Шехина (присутствие Всевышнего; подробнее об этом — см. на сайте ответ «Шехина — святой дух…», в разделе «Спроси у раввина»). Чтобы мы не допустили ошибки, неверно полагая, что «сила моя и крепость руки моей добыли мне это богатство».

В нашей недельной главе впервые заводится разговор об обязанности человека благословлять Всевышнего. Ведь до этого в Торе мы встречались только с тем, что Творец благословляет человека, праотцев, народ Израиля.

Не случайно в конце процитированного выше фрагмента Тора упоминает о Союзе еврейского народа с Творцом. Этот Союз предполагает взаимную, двустороннюю связь. Но самое «дерзновенное» в условиях этого Союза — идея, что не только Творец благословляет человека, но и человек, со своей стороны, тоже благословляет Всевышнего.

Но разве Всевышний, который — Источник всего, нуждается в наших благословениях?

Интересное и очень доходчивое разъяснение этому дает в своем труде автор книги Сефер а-хинух («Книга воспитания еврея»; о самом авторе известно, что он жил в 14-м веке, в Испании, в Барселоне, и принадлежал роду Леви). О сущности благословения, которое возносит к Творцу человек он, в форме обращения к подрастающему сыну, нуждающемуся в разъяснении 613 заповедей Торы, пишет так:

«Как я уже говорил тебе ранее, сын мой, Всевышнему принадлежит вся слава, все великолепие, все благо, вся мудрость, вся мощь и все благословение. И слова человеческие и любые деяния их, как добрые, так и худые, ничего не прибавят к Его свойствам и не уменьшат.

Поэтому ты должен понять: когда мы произносим барух Ата – «благословен Ты», или йитбарах — «да будет Он благословен», это очевидно не означает, что мы хотим прибавить блага Тому, Кто не нуждается ни в каких добавлениях. Ибо Он — Властелин надо всем и над всеми благословениями.

Он обновляет их непрерывно, создает их — по принципу «нечто из ничего», и в великом изобилии ниспосылает от них по благому желанию Своему. Поэтому нам необходимо постараться понять, в чем смысл наших благословений

Широко распространено знание, что все сущее создано Всевышним. Он сотворил человека и дал ему власть над землей и всем, что в ней есть. И среди качеств, присущих Творцу, – бесконечное милосердие, стремление дать благо своим творениям. Но Он желает также, чтобы мы удостоились этой награды – получения блага от Творца – и желание это проистекает из Его совершенства, ибо только тот считается совершенным в своем благе, кто делает добро для других…».


25.08.05

«…И вот, зная, что будучи совершенным в Своем благе, — заключает свое исследование автор книги Сефер а-хинух, — Творец неизбежно желает излить его на нас, мы может сказать, что смысл благословения, которое мы произносим перед Ним состоит в том, чтобы пробудить нашу душу речением собственных уст и напомнить себе, что Он — благословен, и заключает в Себе все блага.

Поскольку наша душа пробуждается от благословения Творцу, и наши мысли сосредоточены на благодарственном осознании того факта, что в Нем заключены все блага, что Он властвует над ними, ниспосылая их согласно Своему желанию — вследствие этого и мы удостаиваемся Его благословения».

Иначе говоря, благословение — нечто большее, чем простое выражение благодарности. Благословляя Всевышнего, человек вступает с Ним в особые духовные отношения, и на него, на самого человека, переходит это, произносимое им благословение.

И в заключение нашего обзора разберемся, откуда возникла традиция произносить перед биркат а-мазонзимун (приглашение к совместному благословению после еды с хлебом).

Напомним, что в том случае, если в трапезе принимали участие более трех мужчин старше 13 лет (с 13-летнего возраста подросток обязан выполнять заповеди), перед биркат а-мазон читают зимун, когда один из присутствующих мужчин обращается к остальным и призывает их вместе с ним произнести слова благодарности Всевышнему.

Как известно, наши праотцы соблюдали заповеди Торы задолго до ее дарования сынам Израиля на горе Синай (см. на сайте, к примеру, ответ «Авраам соблюдал Песах — до Исхода!» — в разделе «Спроси у раввина»).

Так, в Талмуде (трактат Сота, лист 10) приводится цитата из Торы: «…и призвал (ваикра) Имя Всевышнего, Владыки вселенной» (Берейшит, гл. 21, ст. 33).

Следует читать не ваикра («призвал»», но — вайакри («побуждал других призывать» Имя Всевышнего), — отмечает Реш Лакиш (раби Шимон бен Лакиш; величайший Учитель Талмуда в Эрец Исраэль, 3-й век), анализируя данный отрывок. — И это — указание на то, что Авраам-авину обязывал всех путников, которых он зазывал к себе в дом, чтобы накормить и напоить, после трапезы произносить Имя Всевышнего.

Каким образом он делал это?

Когда гости насыщались и собирались благодарить Авраама за приют и гостеприимство, наш праотец говорил им: «Разве мое вы ели? Вы ели то, что принадлежит Владыке вселенной! Так вознесите Ему хвалу и благодарность, и благословите Того, Кто сказал — и возник мир!».

Благословение поднимает обыкновенное, будничное на духовную высоту. Даже в самую простую заботу о телесных нуждах благословение вносит искры духовной энергии, наделяя низменный, материальный мир сиянием мира духовного.

Когда мы произносим благословение, — замечает раби Иегуда а-Леви (великий Учитель, автор книги Кузари, поэт; Испания, 12-й век), — мы тем самым «увеличиваем свое духовное постижение этого мира», а это и есть — высшее наслаждение души

Автор текста рав Иссахар Якобсон


Прочесть двадцать второй цикл обсуждения
Прочесть двадцать первый цикл обсуждения
Прочесть двадцатый цикл обсуждения
Прочесть девятнадцатый цикл обсуждения
Прочесть восемнадцатый цикл обсуждения
Прочесть семнадцатый цикл обсуждения
Прочесть шестнадцатый цикл обсуждения
Прочесть пятнадцатый цикл обсуждения
Прочесть четырнадцатый цикл обсуждения
Прочесть седьмой цикл обсуждения
Прочесть шестой цикл обсуждения
Прочесть пятый цикл обсуждения
Прочесть четвертый цикл обсуждения
Прочесть третий цикл обсуждения
Прочесть второй цикл обсуждения
Прочесть первый цикл обсуждения

Если бы саддукеи сохранились, они сейчас считались бы евреями?


Поиск по сайту:

New Page 1



 


 

 
New Page 1

Главная страница  |  Помочь сайту
  Анализ новостей  |   Дайджест
Недельная глава   |   Праздники   |   Лист Талмуда     
Спроси у раввина:   /   Ответ дня  /   Блиц-ответы
Объектив  |   Афтарот  |   Заповеди Торы
Этика  |   Видеоконференции  |   Культура  |   Личность
К размышлению  |   Медицина  |   Психология 
Библиотека  |   Аудио-уроки  |  


Посещайте наш сайт ежедневно!

Обновления сайта производятся каждые 2 часа ежедневно
(кроме субботы и праздников) до 22 часов по израильскому времени

Присылайте Ваши предложения и пожелания по адресу: webmaster@evrey.com

logo ©

© 2001-2024 Evrey.com  
New Page 1


 
 
  Лучшие Сайты
Израиля