New Page 1
|
|
Недельная глава
Двадцать второй цикл обсуждения (видео)
Прочесть двадцать второй цикл обсуждения Прочесть двадцать первый цикл обсуждения Прочесть двадцатый цикл обсуждения Прочесть девятнадцатый цикл обсуждения Прочесть восемнадцатый цикл обсуждения Прочесть семнадцатый цикл обсуждения Прочесть шестнадцатый цикл обсуждения Прочесть пятнадцатый цикл обсуждения Прочесть четырнадцатый цикл обсуждения Прочесть седьмой цикл обсуждения Прочесть шестой цикл обсуждения Прочесть пятый цикл обсуждения Прочесть четвертый цикл обсуждения Прочесть третий цикл обсуждения Прочесть второй цикл обсуждения Прочесть первый цикл обсуждения
ГЛАВА
ГЛАВА “ЭКЕВ”
Место в Торе:
Дварим,
гл. 7, ст. 12 - гл. 11, ст. 25.
Почему она так называется?
В первой фразе сказано: “И будет следствием
принятия этих заповедей... Творец будет
хранить брит (договор)... о котором
поклялся отцам вашим”.
Следствием (вследствие) на иврите - экев .
Обсуждение главы Экев
01.08.04
В нашей недельной главе (о значении
термина, вынесенного в название главы - см.
на сайте обзоры недельной главы Экев ,
первый
и второй годовые циклы) читаем: «И вот,
если послушаетесь заповедей Моих, которые Я
заповедую вам ныне, чтобы любить Всевышнего
вашего, и служить Ему всем сердцем вашим и
всею душою вашею, дам Я дождь земле вашей
своевременно, ранний и поздний; и соберешь
ты хлеб твой, и вино твое, и елей твой. И дам Я
траву на поле твоем для скота твоего; и
будешь есть и насыщаться. Берегитесь, чтобы
не обольстилось сердце ваше, и вы не
совратились и не стали служить богам иным, и
не поклонялись им. И возгорится гнев
Всевышнего на вас, и затворит Он Небо, и не
будет дождя, и земля не даст плодов своих...»
(Дварим, гл. 11, ст. 13-18).
Талмуд (трактат Берахот, лист 14),
отмечает, что этот отрывок из книги Дварим
составляет вторую
часть
молитвы Шма, Исраэль, которую, как
заповедано нам, мы читаем дважды в день.
Первая известна как - «принятие на себя ярма
Неба» (все охватывающей власти Всевышнего),
а эту, вторую называют - «принятие бремени
заповедей».
Произнося данный текст, мы выражаем
уверенность в том, что все наши дела в мире
будут зависеть от того, насколько мы
преданы Всевышнему, насколько хорошо мы Ему
служим. Мы верим, что наши старания и
упорный труд в любой области деятельности (здесь
особо подчеркивается -
в земледелии) не принесут ожидаемых
результатов, если мы не будем служить
Творцу. Иными словами, наша беззаветная
преданность Всевышнему обеспечит нам
благоденствие и изобилие. Верно и обратное:
самая прилежная работа, самые блестящие,
хорошо продуманные планы обречены на
неудачу, а сами мы - на изгнание, если
отвернемся мы от Всевышнего, если увлечемся
рукотворными идеологиями.
Итак, все попытки человека устроить себе
благополучное, в материальном плане,
существование, по сути, определяются
направленностью его устремлений и усилий,
что на иврите обозначается словом - иштадлут.
Еще в «приговоре», вынесенном Адаму, было
сказано, что «в поту он будет добывать хлеб
свой». Этот «приговор» распространяется и
на нас с вами. Поэтому, чтобы жить, мы должны
трудиться, не покладая рук. Но истинные
результаты приносит не физическая или
умственная профессиональная работа, как
таковая. Наши успехи и результаты нашей
деятельности предопределены Свыше, и нет
причинно-следственной связи между мерой
вложенного труда и его результативностью.
Именно об этом и говорится во второй части
молитвы Шма, Исраэль .
На первый взгляд кажется, что «бремя
заповедей» лишено содержания. Оно никого не
освобождает от тяжелого
сельскохозяйственного труда. Мы, как
наставляет нас еврейская традиция, не
можем полагаться на чудо. Еврейский
крестьянин должен пахать землю, засевать ее,
ухаживать за растущими растениями и затем
позаботиться о том, чтобы вовремя собрать
урожай. Более того, если он будет плохо
выполнять свою работу, он не соберет урожай
- независимо от того, насколько точно он
соблюдал заповеди. Потому что нам не
следует рассчитывать на чудеса. Мы обязаны
осуществлять свой иштадлут .
Возникает ощущение, что, поскольку
существует первая часть молитвы, вторая уже
- «излишество». И действительно, У горы
Синай мы взяли на себя обязанность «нести
ярмо Царства Небес» (об этот говорится в
первой части молитвы Шма, Исраэль). И
нам без «дополнений» ясно, что выполнение
или невыполнение взятых на себя
обязательств имеет свои последствия.
Поэтому даже и без «бремени заповедей»,
народ Израиля получает награду за добрые
дела, которая может «принять форму», скажем,
хорошего урожая. А за дурные поступки и
духовные падения - наказание, которое может
выразиться в отсутствии дождей и засухе.
Так о чем же, собственно, заключается
смысл «бремени заповедей»?..
02.08.04
Чтобы понять ,
что революционного во вновь установленном
мировоззрении, рассмотрим одну из шести
обязательных для выполнения во все времена
заповедей. Возьмем, к примеру, наказ «бояться
Всевышнего». Тем более,
что эта тема - одна из центральных в нашей
недельной главе.
В тексте главы читаем: «А теперь, Израиль,
что Всевышний твой, требует от тебя? Того
только, чтобы бояться Творца твоего, чтобы
следовать всем путям Его и чтобы любить Его
и чтобы служить Всевышнему твоему - всем
сердцем твоим и всей душою твоею...» (Дварим,
гл. 10, ст. 12).
Многие комментаторы задавались вопросом:
зачем дана заповедь «бояться Всевышнего»?
Ведь если человек верит в Творца, он будет «автоматически»
трепетать перед Ним. С другой стороны,
требовать, чтобы атеист «боялся Всевышнего»
- безнадежное занятие. Такой человек не
может бояться Творца, ибо считает, что Его -
нет.
Но одно дело - верить в существование
Всевышнего, совсем другое - жить с этой
верой .
Продемонстрируем разницу на простом
примере.
Сын одного истинно верующего человека
серьезно заболел. Человек этот начал истово
молиться и раздавать цедаку (пожертвования).
Он понимал, что только с помощью Всевышнего
он сможет спасти сына. Но, поскольку мы не
должны рассчитывать на чудеса и обязаны
реализовывать собственный иштадлут,
этот человек обратился к лучшим врачам,
которые могли помочь в беде, приключившейся
с его сыном.
Вскоре его поиски дали результаты, и он
выяснил, что врач, имеющий опыт в лечении
таких заболеваний - это доктор А, работающий
в больнице Адаса. Рассказали ему и о другом
враче, докторе Б, работающем в другой
больнице. Да, он - хороший врач и прекрасный
человек, - подтвердили люди, - но, похоже, у
него нет того опыта, который есть у доктора
А, и об его успехах в лечении данного
заболевания ничего не известно.
И вот отец заболевшего ребенка звонит
доктору А. Но у него так много пациентов, что
попасть к нему на прием можно только через
два месяца. Показать сына доктору Б не
составляет проблем.
В тот же вечер в синагоге этот человек
встречает своего друга и рассказывает о
своей беде. Друг советует ему передать
доктору А несколько сотен долларов, уверяя,
что, получив взятку тот примет нового
пациента на следующий день. Наш герой, зная,
что мы не можем ожидать чудес, и, сделав
вывод, что не случайно встретил друга в
синагоге, решает, что Всевышний, очевидно,
хочет, чтобы он выложил определенную сумму
денег. Он немедленно делает это, и попадает
с сыном на прием к врачу А.
Казалось бы, отец приложил максимум
усилий (иштадлут), чтобы спасти сына.
Но правильно ли он поступил?
Мы вынуждены дать отрицательный ответ,
уточнив, что этот верующий не живет с верой
во Всевышнего. Он дал взятку и тем самым
нарушил заповедь «бойся Всевышнего» -
еврейский закон запрещает взяточничество,
ибо, воспользовавшись таким способом
достижения цели, человек приобретает нечто
за счет блага других .
Конечно
же, в сложившейся ситуации ему надо было
пойти к доктору Б…
03.08.04
Проанализируем эту ситуацию еще раз, на
более глубоком уровне.
Истинно верующий человек должен знать,
что не доктора излечивают больных, но -
Всевышний. Он должен идти к врачу, только
потому, что мы не имеем права сидеть, сложа
руки, и рассчитывать на чудо. Всевышний
действительно хочет, чтобы он совершил свой
иштадлут (усилия души и тела в
материальном мире). Но как он мог подумать,
что Творец «подталкивает» его к тому, чтобы
он отодвинул других, по-видимому, тоже остро
нуждающихся в помощи?!
Взяткой он выделил себя из среды других
евреев, ожидающих своей очереди на
получение медицинской помощи. И еще один,
быть может, еще более важный довод.
Посещение врача, конечно же - иштадлут. И
в данном контексте не имеет особого
значения, к какому врачу он пойдет.
Безусловно, человек должен в своем иштадлуте
приложить максимум усилий, чтобы найти
лучшего специалиста, способного вылечить
сына. Но воспользоваться его услугами он
имел право только «на равных» с другими
людьми. Нельзя реализовывать свой иштадлут
за счет других людей.
Передав взятку врачу А, человек бросил
тень на всю Тору, на Имя Всевышнего. Ведь
медсестра, через которую он давал деньги,
наверняка подумала про себя: «Религиозный
человек пользуется окольным путем. Неужели
Тора учит этому?».
И тут возникает закономерный вопрос: как
истинно верующий мог допустить такую
ошибку? Как мог он придти к мысли, что
Всевышний ждет от него, чтобы он повел себя
именно так?
Ответ мы находим как раз в содержании той
части молитвы Шма, Исраэль, которая
получила название - «бремя заповедей».
Здесь, в частности, подчеркивается, что все
происходящее имеет свой, порой - скрытый
смысл. Ведь вселенная создана Всевышним, и
Он управляет мирами. Но человеку не дано
постичь во всей полноте Его замыслы.
Рассмотрим другой пример.
Герой нашего следующего рассказа - еврей,
иммигрировавший в начале прошлого века в
Соединенные Штаты Америки. Это - еврей,
соблюдающий традиции своего народа, в том
числе - законы шаббата. А в шаббат, как
известно, работать запрещено.
Попав в Америку, этот человек и здесь
старается сохранить свои убеждения, хотя
все вокруг увещевают его, убеждают, что в
случае, если он будет «упрямиться» в
соблюдении шаббата, его семья останется без
средств к существованию.
Но человек - тверд и не прислушивается к
советам «доброжелателей». И вот он находит
работу, но в шаббат, несмотря на то, что
остальные служащие фирмы несут и в субботу
свою трудовую вахту, остается дома.
В понедельник, первый день «американской»
рабочей недели, его вызывает к себе
непосредственный начальник и спрашивает,
почему его не было на работе в субботу. Он,
не имея привычки обманывать, честно
объясняет, что еврейский закон, которого он
старается придерживаться, не позволяет
еврею трудиться в шаббат. Начальник вежливо
говорит, что уважает религиозные убеждения,
но в фирме существует определенный порядок,
поэтому он вынужден уволить этого еврея.
Ибо его жизненные установки вступают в
противоречие с интересами бизнеса.
Человек находит другую работу. И здесь
повторяется та же история…
В конце концов, он с горечью обращается к
Творцу со словами: «Всевышний! Я старался
соблюдать шаббат, следуя Твоим законам. Но
ведь Ты сам сказал нам в Торе - если мы
окажемся перед выбором: соблюдение шаббата
или жизнь, мы должны выбрать жизнь, ибо это -
самое драгоценное, что у нас есть…».
Итак, упорство человека - сломлено. Найдя
новую работу, он подчиняется обычному
рабочему графику и выходит на службу по
шаббатам.
Сомнений нет - он выбрал неправильный путь.
Но в чем именно заключается его ошибка?
Прежде всего - в неверном понимании
действующей в нашем мире системы «расстановки
сил». Персонаж из рассказанной здесь
истории не сумел осознать, что работа - это
его иштадлут, а необходимые средства
для жизни дает Всевышний, но - не трудовая
деятельность. Всевышний создал мир. Он
управляет им, а нам заповедал - соблюдать
законы шаббата. Не мог же он пожелать, чтобы
человек осуществлял свой иштадлут,
нарушая Его заповеди.
Эту ошибку совершили многие американские
иммигранты. И - потеряли свою веру в Творца.
Вы не можете потерять свою веру, даже если
временно прекратили исполнять Его заповеди.
Потеря веры связана с «неумением» принять
на себя в достаточной степени «бремя мицвот
(заповедей)»...
04.08.04
Главный персонаж нашей третьей истории -
религиозный антрепренер, имеющий
собственный бизнес и работающий по 12-14
часов в сутки.
У него нет времени не только на ежедневные
молитвы, но и на то, чтобы пойти в синагогу,
хотя бы в шаббат. У него нет времени и на
занятия Торой. Он «физически» не в
состоянии уделять внимание воспитанию
детей.
Почему он так живет? Потому что ему нужно
обеспечивать семью. Если он будет меньше
времени тратить на работу, его бизнес «лопнет».
Прав ли он в своем выборе?
С точки зрения второй части молитвы Шма,
Исраэль - «бремени мицвот »
- он
неправ. Всевышний, управляющий миром,
заповедал ему молиться, учить Тору, обучать
Торе своих детей. Более того, Всевышний
подчеркнул в Своей Торе, что выполнение
этих заповедей - единственная деятельность,
имеющая истинный смысл.
Если представить, что наш антрепренер
вынужден жить такой жизнью, чтобы выжить,
это означало бы, что Всевышний, посылая
этого человека в мир, ставит его в такие
условия, при которых он не может выполнять
заповеди. Но ведь это - абсурд !
Человек, попадая в наш мир, обязан
прилагать усилия (иштадлут) для того,
чтобы обеспечить себе пропитание. Но не
должен тратить на это большую часть суток,
так, чтобы оставалось время лишь на сон. Ибо
главная цель его пребывания в земном мире -
приближение к Творцу, а для этого
необходимо соблюдать Его заповеди.
Преданный Творцу человек знает, что его
доходы регулируются Всевышним.
Однако принятие на себя «бремени мицвот»
имеет и еще более глубокий смысл.
Каждый еврей может рассчитывать на ашгаху
пратит (участие Всевышнего в судьбе
каждого из нас). Ашгаха пратит - это на
самом деле единственная «линия отношения»
Творца к человеку, соблюдающему заповеди.
Возьмем для рассмотрения такую ситуацию.
Еврей вложил свои сбережения в биржу. И
сделал это с умом и с учетом существующей в
то время экономической ситуации на бирже.
Но неожиданно биржа падает, и этот человек
теряет деньги.
Если он не принял на себя бремя мицвот,
он, скорее всего, скажет себе: «Такое время
от времени случалось, и будет происходить в
дальнейшем. Иногда биржа падает, и с этим
ничего не поделаешь. Мне, наверное, стоит
подумать о замене брокера».
Но человек, принявший на себя бремя мицвот,
расценит это иначе. «Почему Всевышний
посылает мне этот знак? - подумает он. - Что
Он хочет сказать мне этим? Может быть, я вкладываю
слишком много времени и сил в биржевые дела ?»…
05.08.04
А теперь попытаемся рассмотреть ту же
ситуацию с позиций Всевышнего.
Он хочет «послать сообщение» человеку,
чтобы верно направить его в жизни. Однако
тот, кто не принял на себя бремя мицвот (заповедей),
Творца не услышит - он объяснит падение
биржи причинами экономического характера.
Если такой человек заболевает, он
ограничивается приемом лекарств или,
скажем, старается сбросить вес… Если -
теряет работу, считает, что причина, к
примеру - в начальнике, который почему-то
его невзлюбил.
У Всевышнего нет каналов связи с таким
человеком. Этот человек воспринимает все
происходящее «естественными» законами
природы и общества. Поэтому с ним и
случается то, что может случиться в рамках
действия этих законов.
Но для того, кто взял на себя бремя
соблюдения мицвот, ситуация меняется.
Каждый еврей должен давать 10 процентов от
своего дохода на благотворительность.
Некто спросил рава Хаима из Воложина (выдающийся
Учитель, Литва, конец 18-го - начало 19-го вв.;
ученик Виленского Гаона), может ли он
вычесть из этой суммы деньги, которые он
тратит на своих взрослых детей, живущих в
его доме, которых, согласно закону, он
поддерживать не обязан. Рав Хаим ответил,
что и он задавал себе тот же вопрос после
того, как его учитель, Виленский Гаон
(раби
Элиягу из города Вильно; Литва, вторая
половина 18-го века),
умер. И не нашел ответа…
Этот человек решил действовать по своему
усмотрению и начал вычитать из денежной
суммы, которую он обязан был давать на
благотворительность, деньги, потраченные
на детей. И вскоре его бизнес перестал
быть таким же успешным, как раньше. Еще
немного - и дело пришлось бы закрывать.
Тогда он произвел расчеты и высчитал,
сколько денег он недодал на
благотворительность в случае, если его
решение было неправильным. И пришел к
выводу, что должен эти деньги «вернуть»
беднякам и синагоге. Как только он начал
выплачивать недостающую сумму, дела тут же
пошли в гору. А когда деньги на
благотворительные цели были выплачены
полностью, его бизнес восстановился и стал
приносить немалый доход.
Эта концепция верна и в приложении к
молитвам.
Часто приходится слышать, как люди
жалуются, что Всевышний не откликается на
их мольбы. Но ведь не жаловаться надо, а -
действовать.
Творец, безусловно, «слышит» все наши
молитвы и реагирует на наши просьбы. Ну а
если, ситуация не меняется, это означает,
что на этот раз Он ответил «нет».
Тому, кто получает такой отрицательный
ответ, следует обдумать, как
интерпретировать «послание» Всевышнего.
Ведь Творец - добр и милосерден, Он
стремится помочь нам реализовать наши
желания. Так что же заставило Его отказать в
данной просьбе?
Попробуйте испытать эту «методику» на
практике, и очень скоро ваша жизненная
ситуация изменится. Не случайно раввины
вывели обязанность молиться и ежедневно,
два раза в день (утром и вечером) читать
молитву Шма, Исраэль. В ее второй
части сказано: «И вот, если послушаетесь
заповедей Моих, которые Я заповедую вам
ныне, чтобы любить Всевышнего вашего, и
служить Ему всем сердцем вашим и всею душою
вашею...».
Как понимать выражение - «служить…
сердцем»?
Речь тут идет о молитве, - объясняет Рамбам
(великий Учитель, комментатор Мишны и
составитель полного кодекса еврейских
законов Мишнэ Тора; Испания - Египет,
12 век).
Вселенная создана Всевышним таким
образом, что она может выполнять функцию
чувствительного коммуникативного
устройства, мгновенно передающего
информацию от человека - к Творцу, и от
Всевышнего - человеку. Человек молится -
Всевышний отвечает - человек откликается на
ответ Всевышнего - Всевышний отвечает на
ответ человека и т. д.
Но, как и любое другое устройство, оно
может работать, если его подключить в сеть и
привести в действие. Так вот, принятие на
себя бремени мицвот и есть это «включение»…
Автор текста раввин Носон Вайс
Иерусалим
Прочесть двадцать второй цикл обсуждения Прочесть двадцать первый цикл обсуждения Прочесть двадцатый цикл обсуждения Прочесть девятнадцатый цикл обсуждения Прочесть восемнадцатый цикл обсуждения Прочесть семнадцатый цикл обсуждения Прочесть шестнадцатый цикл обсуждения Прочесть пятнадцатый цикл обсуждения Прочесть четырнадцатый цикл обсуждения Прочесть седьмой цикл обсуждения Прочесть шестой цикл обсуждения Прочесть пятый цикл обсуждения Прочесть четвертый цикл обсуждения Прочесть третий цикл обсуждения Прочесть второй цикл обсуждения Прочесть первый цикл обсуждения
|
|
|
|
|
New Page 1
|