New Page 1
|
|
Недельная глава
Двадцать второй цикл обсуждения (видео)
Прочесть двадцать второй цикл обсуждения Прочесть двадцать первый цикл обсуждения Прочесть двадцатый цикл обсуждения Прочесть девятнадцатый цикл обсуждения Прочесть восемнадцатый цикл обсуждения Прочесть семнадцатый цикл обсуждения Прочесть шестнадцатый цикл обсуждения Прочесть пятнадцатый цикл обсуждения Прочесть четырнадцатый цикл обсуждения Прочесть седьмой цикл обсуждения Прочесть шестой цикл обсуждения Прочесть пятый цикл обсуждения Прочесть четвертый цикл обсуждения Прочесть третий цикл обсуждения Прочесть второй цикл обсуждения Прочесть первый цикл обсуждения
New Page 1
ГЛАВА «ЭКЕВ»
Место в Торе:
Дварим,
гл. 7, ст. 12 — гл. 11, ст. 25.
Почему она так называется?
В первой фразе сказано: «И будет следствием
принятия этих заповедей... Творец будет
хранить брит (договор)... о котором
поклялся отцам вашим».
Следствием (вследствие) на иврите — экев.
Обсуждение главы Экев
1. Какую заповедь нельзя растоптать пятками?
Когда Всевышний создавал мир, Он созерцал
души будущих праведников и творил ради них.
Сейчас еврейский народ далек от идеала. Но
Творец видит мир, вплоть до последних
поколений. И знает, что в конце времен
Израиль придет к Истине. И единый народ
признает Единого Творца. И единое сердце
будет служить Единому Всевышнему.
Поэтому написано в Торе, в начале нашей
недельной главы: «И будет (в оригинале — веhая),
за то, что начнете соблюдать...» (Дварим,
гл. 7, ст. 12).
Учителя отмечают, что в случаях, когда в
Торе употреблено слово веhая (и будет) —
подразумевается радостное событие. Кроме
того, слово веhая состоит из тех же букв,
что и четырехбуквенное Имя Всевышнего.
Таким образом, в этом выражении — веhая
— прочитывается, что единство Израиля и
соблюдение заповедей народом Израиля
приносит радость Творцу. Ради этого Он и
создал мир.
Написано в Мишлей («Притчи царя
Шломо», в русском написании — Соломона): «Праведник
насыщает свою душу, а чрево злодеев
оскудевает» (гл. 13, ст. 25).
Предназначение еды — высвободить и
вознести искры святости, скрытые в ней.
Праведнику не требуется много пищи. Искры
святости стремятся к нему, цельному
человеку — предчувствуя вознесение,
реализацию своего предназначения. Поэтому
и сказано, что душа праведного — насыщается.
Злодей же, наоборот — понижает уровень
искр святости. Они «бегут» от него. И его
душа — истощается.
Если пищей служат плоды (земли или дерева)
— искры святости находятся в сердцевине, в
мякоти плода. Чтобы до них добраться, нужно
вначале избавиться от кожуры (клипы). То
есть — высвобождение искр святости
происходит на завершающем этапе «жизненного
пути» плода. И именно это ведет к радости.
Ведь весь длительный процесс, который
начинается с брошенного в землю семени,
получил правильную реализацию,
соответствующую замыслу Творца.
Та же мысль содержится и в
рассматриваемом нами фрагменте. Всевышний
будет радоваться, благодаря тому, что мы
соблюдаем заповеди, что высвобождает от клипы
(наносного, поверхностного) и возносит
скрытые искры святости.
Употребленное в нашем отрывке слово «экев»,
которое в переводе означает здесь — «за то,
что», имеет и второе значение — «пятка».
Пятки, как известно — самая нижняя, самая
удаленная от головы, как бы «конечная»
часть человеческого тела. Поэтому наш
фрагмент можно прочесть и так: «В конце
времен духовность восторжествует над
грубой материей — когда даже пятки будут
способствовать соблюдению заповедей, ибо
куда бы и направлялся человек — пятки сами
приведут его в бейт hа-мидраш (Дом учения)».
В своем комментарии на этот отрывок Раши
(раби Шломо бен Ицхак — величайший
комментатор Торы и Талмуда; Франция, 11-й век)
пишет, что Всевышний вспомнит о Своем
обещании, которое Он дал нашим праотцам и
пошлет окончательное избавление, когда
евреи начнут строго соблюдать те заповеди,
которые они «топчут пятками». То есть —
заповеди, которые им кажутся легкими и
незначительными.
В трактате Авот сказано, что
человек обязан выполнять легкую заповедь с
тем же усердием, с которым он исполняет —
трудную. Ибо никому не известна награда за
исполнение заповедей.
И все же не совсем ясно, что именно имел в
виду Раши, говоря о заповедях, которые «топчут
пятками».
Написано в Талмуде (трактат Сангедрин,
лист 74), что в случаях, когда неевреи требуют,
чтобы еврей публично нарушил какую-либо
заповедь Торы, он не должен преступать
еврейский закон даже под угрозой смерти.
Приводя пример, Учителя подчеркивают, что
еврей ни в коем случае не должен завязывать
шнурки ботинок тем же способом, который
принят у идолопоклонников, и не «копировать»
даже цвета их шнурков. Если же неевреи
пытаются публично заставить его вдеть в
ботинки такие же шнурки, как у них — еврей
не вправе согласиться на это, даже если за
отказ его могут убить.
Разумеется, у нас нет заповеди,
предписывающей завязывать шнурки строго
определенным образом, и нет заповеди,
устанавливающей их цвет. Дело здесь совсем
не в этом. Но — в том, что у нас есть заповедь
— публично освящать Имя Всевышнего. И это —
заповедь, которую нельзя «растоптать
пяткой».
В Танахе, в Мегилат Эстер Аман
жалуется царю Ахашверошу, что у евреев «вера
отличается от других народов» (гл. 3, ст. 8).
Заметьте, он не говорит: «еврейская вера
отличается от верований других народов», но
просто — «от других народов». Потому что, не
только чужим религиям, но даже чужим
обычаям сыны Израиля — не следуют…
на основе комментария рава Моше-Яакова
Равикова
(известен и как Сандляр, т.к. имел
сапожную мастерскую; уроки, которые он
давал по субботам, опубликованы в книге «Ликутей
раби Моше-Яаков»;
конец 19-го — первая половина 20-го вв.;
Беларусь — Эрец Исраэль)
2. Что раньше: тешува или геула?
Наша недельная глава начинается словами:
«И будет, за то, что начнете соблюдать...» (Дварим,
гл. 7, ст. 12).
Известно, что перед приходом Машиаха
все евреи будут обязаны сделать тешуву (вернуться
на пути, указанные Творцом). И только тогда
наступит полное избавление (геула шлема).
Как сказано: «И возвратишься ты к
Всевышнему, и во всем будешь слушаться Его
голоса... И возвратит Всевышний пленников, и
смилуется над тобою, и вновь соберет тебя из
всех народов» (Дварим, гл. 30, ст. 2-3).
Об этом говорится и в нашем отрывке. Слово
«экев» — «за то что», как уже отмечалось,
имеет и другое значение — «пятка», что само
по себе, содержит намек на завершение
материалистического периода истории
человечества.
Таким образом, этой фразой Всевышний как
бы обращается к каждому из нас, вопрошая: «почему
ты не начал соблюдать заповеди раньше,
тянул до конца времен? Ведь Машиах мог
прийти намного раньше!».
Мы ждем прихода Машиаха каждый день.
Мы надеемся и молим, чтобы нам не пришлось
ждать его до «конца дней»…
Но может наступить сейчас полная геула?
Ведь пока далеко не все евреи соблюдают
заповеди Торы. И даже в среде тех, кто
пытается жить по законам Творца, еще очень
многое нужно исправить. Впрочем, есть ли
гарантии, что когда-нибудь абсолютно весь
народ совершит полную тешуву?
С другой стороны, исправление мира и
возвращение Израиля на путь Торы
произойдет благодаря усилиям Машиаха.
У Рамбама ( великий
Учитель, комментатор Мишны и составитель
полного кодекса еврейских законов Мишнэ
Тора; Испания – Египет, 12 век)
читаем: «Если встанет царь из дома Давида,
разбирающийся в Торе и исполняющий
заповеди, как его предок царь Давид, и
заставит весь Израиль следовать Торе, и
будет вести войны Всевышнего — это будет
свидетельством, что потенциал Машиаха
есть в нем. Если он преуспеет во всем этом, и
отстроит Храм на его прежнем месте, значит
он — истинный Машиах («Законы царей», гл.
11).
Об этом говорит и пророк: «И будет в тот
день: затрубит великий шофар, и придут
пропавшие в земле Ашурской и заброшенные в
землю Египетскую, и будут они служить
Всевышнему на святой горе в Иерусалиме» (Танах,
книга пророка Ишайя, гл. 27, ст. 13).
Значит, всеобщее соблюдение Торы — задача
Машиаха?
Однако в Талмуде (трактат Санuедрин,
лист 97) Учителя открывают и другие грани
Истины.
Так, Рав ( столь
великий и известный Учитель Талмуда
первого поколения, что звание «рав» стало
его именем, и все знали, о ком идет речь; 3-й
век) говорит,
что все зависит от тешувы.
Раби Элиэзер ( Учитель
Мишны второго поколения, 1-й век)
разъясняет, что евреи будут освобождены
только после полного раскаяния и
возвращения на пути Всевышнего.
Когда наступит срок, — добавляет раби
Иегошуа ( великий
Учитель Мишны второго поколения, 1-й век),
— Всевышний освободит сынов Израиля в
любом случае. Но если они сделают тешуву
— Он освободит их сразу же, даже если время,
отведенное на изгнание, еще не закончится. А
если срок изгнания подойдет к концу, и евреи
все еще не вернутся к законам Торы —
Всевышний поставит над ними жестокого
правителя, подобного Аману. Тогда под
тяжестью свалившихся на них бед и жестоких
указов, евреи возвратятся на путь Истины..
Рамбам устанавливает закон, согласно
которому Израиль будет освобожден только
после тешувы («Законы раскаяния», гл. 7).
Таким образом, либо евреи сами совершат тешуву,
либо — Всевышний им в этом «поможет».
Но ведь в «Законах царей» Рамбам писал,
что вначале наступит геула (освобождение).
И Машиах приведет Израиль к тешуве.
Очевидно, есть два уровня тешувы.
Начальный — тот, который приводит геулу.
И уровень — полной тешувы всего народа,
включающий исполнение всех заповедей.
Об этом в Кли Якар ( в
дословном переводе — «драгоценный сосуд»;
так называется один из наиболее известных
комментариев к Торе, составитель которого
— рав Эфраим-Шломо Лунчиц, Польша, вторая
половина 16-го — начало 17-го вв.)
написано так: «Сразу же, как произойдет тешува
в сердце твоем, даже если она еще не
подкреплена соответствующими деяниями,
Всевышний непременно пошлет избавление».
То есть весь процесс может занять не
больше времени, чем вспышка молнии в
темноте. Мгновение тешувы — и вот уже
звучит «великий шофар» и изгнанники
возвращаются на историческую родину.
Факт, что кто-то погряз в грехах, не может
служить препятствием для геулы. Ведь
сказано: «И Он искупит Израилю все
злодеяния» (Теилим — Псалмы царя
Давида, гл. 130, ст. 8).
Иными словами, тешува, предшествующая геуле,
не обязана быть полной, исправляющей
абсолютно все совершенные прегрешения.
Достаточно — момента, когда начинается
пробуждение, когда рождается стремление к
Творцу и появляются первые признаки
духовного подъема. А окончательное
очищение произойдет уже после прихода Машиаха,
который направит народ Израиля на
правильный путь.
Хофец Хаим ( раби
Исраэль а-Коэн, один из крупнейших Учителей
Торы первой половины 20-го века)
пишет, что избавление народа наступит в
ситуации, похожей на сегодняшнюю. Когда, с
одной стороны — набирает силу движение тешувы,
проявляется повышенный интерес к изучению
Торы и соблюдению заповедей, но, вместе с
тем — происходит невероятное падение
нравов и обесценивание моральных принципов.
Выходит, евреи, не получившие правильного,
еврейского воспитания и далекие от
соблюдения Торы и заповедей — не
препятствие для наступления геулы. Эти
заблудшие — подобны детям, которых в
младенчестве похитили нееври, и они выросли
в чуждой культурной среде. Их поступки не
могут задерживать геулу.
Но почему же тогда освобождение (геула)
— не приходит?
Наступлению геулы препятствуют евреи
знающие и соблюдающие. Обязанность
совершить тешуву «начального уровня»
лежит, прежде всего — на них. Именно их
раскаяние должно стать той «искрой
зажигания», которая приведет в действие
весь механизм.
Евреи, которые настолько отдалились от
путей Торы и соблюдения заповедей, что
сердца их — глухи ко всем знакам и
знамениям, услышав весть о приходе Машиаха
из рода Давида, безусловно, раскаются во
всех своих прегрешениях.
Закоренелые же атеисты, на которых, даже
весть о приходе Машиаха — не повлияет,
придут к Всевышнему, услышав голос «великого
шофара».
на основе комментария рава Йосефа
Бергера
(Израиль, наше время)
.
3. Будь скромным и радостным — чтоб даже
пятки почувствовали
В начале нашей недельной главы читаем: «И
будет, за то, что примете эти законы и
станете соблюдать их, Всевышний сохранит
для тебя союз и милосердие, о чем Он клялся
отцам твоим» (Дварим, гл. 7, ст. 12).
Как мы уже выяснили (см. в первой части
этого обзора — «Какую заповедь нельзя
растоптать пятками?»), слово веhая в
контексте данного отрывка содержит в себе
намек на радостное событие.
И в этом для нас заключен важный урок,
который Моше дает на все времена народу
Израиля. Наставляя нас, что принимать на
себя законы Творца надо — в радости. Если в
сердце человека, вселяется радость, от того,
что сам Творец мира дал заповеди еврейскому
народу — их легче выполнять, легче
пробудить в себе искреннее желание
соблюдать их с усердием.
«Деньги, лучше всего сохраняются в земле,
— отмечают в Талмуде наши Учителя, — а
заповеди лучше всего соблюдать в радости» (трактат
Бава Мециа, лист 42).
У слова «экев», переведенного в
рассматриваемом нами фрагменте
словосочетанием — «за то, что», есть и
другое значение — «пятка» (см. там же, в
первой части нашего обзора).
Пятка — одна из самых незаметных, «незначительных»
частей человеческого тела. И это в
контексте фразы Торы «И будет за то, что» (веhая
экев) раскрывает нам еще одно качество,
которое должно быть у человека,
соблюдающего заповеди. Это качество —
скромность.
Характеризуя данное качество, наши
Учителя подчеркивают, что скромность не
должна становиться предпосылкой для
развития в человеке замкнутости,
следствием которой нередко бывает
неудовлетворенность жизнью,
меланхолический настрой и т.п. Наоборот —
развивать умение радоваться.
— Не следует еврею надевать и носить
одежду, — подчеркивают наши Учителя, —
лицевая сторона которой сшита из
скромности, а подкладка — из гнева,
прошитого черными нитками меланхолии...
В книге Ховот hа-Левавот («Обязанности
сердца»; автор
раби Бахье ибн Пекуда
— Учитель Торы и Талмуда; Испания, 12-й век)
сказано: «Человек должен быть скромным
внутри и радостным снаружи».
Поэтому слова, символизирующие радость и
скромность, в нашем отрывке стоят рядом, и
одно следует за другим (веhая экев — и
будет за то, что). И это — наставление Торы:
тот, кто скромен и радостен — способен
достичь больших успехов в соблюдении
заповедей.
Выражение «экев» («за то, что»)
употреблено и в отрывке, повествующем об
Аврааме. В книге Берешит написано: «За
то, что (экев) слушался Авраам голоса
Моего…» (гл. 26, ст. 5).
С позиций того, о чем говорилось в связи со
словом «экев» (см. выше), сущностно
данный фрагмент можно перевести и по-другому:
«Все естество Авраама (каждой клеточкой, от
головы до пят) внимало гласу Творца».
Об этом — и рассматриваемая нами фраза из
недельной главы Экев. Суть ее и в том,
что человек должен взрастить в своем сердце
такое сильное желание соблюдать заповеди
Всевышнего, чтобы даже пятки «сами вели его
туда, куда требуется, чтобы их выполнить».
В Теилим (Псалмы царя Давида)
читаем: «Каждая моя кость восславит Творца!»
(гл. 35, ст. 10) .
на основе комментария рава Йосефа
Бергера
(Израиль, наше время)
4. Хочу награду сейчас!
Предыдущая недельная глава (Ваэтханан)
заканчивается словами: «…Сегодня
исполнять их» (Дварим, гл. 7, ст. 11).
В начале же нашей недельной главы читаем:
«И будет, за то, что примете эти законы и
станете соблюдать их…» (там же, ст.12).
Есть ли связь между этими двумя
фрагментами?
Выражение «за то, что» (на иврите — экев)
также означает — «пятка» (см. в первой части
этого обзора — «Какую заповедь нельзя
растоптать пятками?»).
Пятки — самые отдаленные от головы части
тела человека. Ими человеческое тело, можно
сказать — заканчивается. В связи с этим,
Учителя отмечают, что в нашей главе речь
идет о конце дней (о заключительном этапе
материалистической истории человечества).
Некоторые Учителя, открывая иную грань
Истины, добавляют, что здесь
подразумевается также продолжительный
период времени.
Известно высказывание Учителей в Талмуде
(трактат Эрувин, лист 22), что награду
за исполнение заповедей мы получаем только
в Будущем мире.
Но почему Всевышний не награждает
человека за это еще при жизни, в нашем,
земном мире?
Дело в том, что любое позитивное обещание,
вышедшее из уст Творца, как говорится в
другом трактате Талмуда (трактат Берахот,
лист 7), обратного хода — не имеет.
Предположим, что награды выдаются прямо
здесь, в нашем мире. Тогда человека,
исполнившего заповедь, за которую
полагается долголетие, а на следующий день,
совершившего проступок, наказуемый каретом
(отсечение души) — уже нельзя наказать. Ведь
долголетие, обещанное Всевышним, не может
быть отменено.
Поэтому в земном мире и нет награды за
исполнение заповедей.
Но после того, как человек умирает, его
душа отделяется от тела и попадает в высшие
миры — Небесный Суд взвешивает все его
совершенные при жизни поступки и — выносит
решение.
Но ведь сказано в Танахе, что Творец «ноги
благочестивых охраняет» ( первая книга
пророка Шмуэля, гл. 2, ст. 9).
Обсуждая этот отрывок в Талмуде, Учителя
приходят к выводу, что, человек, прожив
большую часть жизни, не преступая закон —
уже не согрешит (трактат Йома, лист
38).
Если так — такой человек мог, казалось бы,
получить награду и при жизни.
Теперь нам нетрудно обнаружить связь
между последними словами предыдущей
недельной главы (Ваэтханан) и
началом главы, которую мы с вами обсуждаем (Экев).
Недельная глава Ваэтханан
заканчивается словами — «…Сегодня
исполнять их». То есть Тора наставляет нас:
«Исполняйте заповеди сегодня, не
откладывайте на завтра. Ибо завтра будет
награда».
Но почему же заповеди надо выполнять
сегодня, а награда будет — только завтра?
Потому что по означенной причине (см. выше)
в земном мире нет награды за соблюдение
заповедей. Если же человек уже прожил
большую часть жизни и посвятил ее Торе и
соблюдению заповедей, и очевидно, что
остаток отмеренных ему дней он проживет так
же — он может получить награду за заповеди
и в нашем мире, при жизни.
Какова же эта награда?
Об этом в Торе, теперь уже в нашей
недельной главе, сообщается: «И благословит
плод чрева твоего и плод земли твоей, твой
хлеб и твое вино» (Дварим, гл. 7, ст. 13).
То есть, как мы видим, речь о награде,
вполне подходящей для нашего мира.
на основе комментария рава Ашера-Лемеля
hа-Леви из Глоги
(глава раввинского суда
Айзенштата, Австро-Венгрия, конец 18-го —
первая половина 19-го века)
5. Благословение Свыше
Далее в нашей недельной главе читаем: «За
то, что слушать будете вы законы эти, и
хранить их, и исполнять их... И возлюбит Он (Всевышний)
тебя и благословит» (Дварим, гл. 7, ст.
12-13).
Как-то к раву Элазару-Менахему Шаху
(глава йешивы «Поневеж» в Бней Браке; один
из религиозных лидеров Израиля; Литва – Эрец
Исраэль, 20-й век; см. на сайте статью «Ушел
из жизни рав Элиэзер Менахем Шах»)
пришли несколько раввинов и общественных
деятелей, чтобы посоветоваться об открытии
новой йешивы в центре страны. Рав Шах
выслушал их вопросы и сомнения и постарался
дать ясные ответы, всячески поддерживая тех,
кто обратился к нему.
В какой-то момент он почувствовал, что
какая-то нерешительность овладела
присутствующими и не позволяет им принять
окончательное решение. Тогда рав Шах
неожиданно поднялся со своего места (его
глаза горели) и произнес голосом, в котором
звучали уверенность и воодушевление: «Вы
знаете, какая помощь Свыше (сията дишмайя)
начала проявляться в наши дни? Раньше не
было ничего подобного. Она наполняет наши
города, перекатывается по улицам,
заглядывает в самые невзрачные тупики и
переулки. Каждый, кто открывает йешиву, или
какое-то другое еврейское учреждение во имя
Небес, с целью распространить знания Торы —
удостаивается такого фантастического
успеха, что в прошлые годы, он не мог и
мечтать ни о чем подобном!».
Затем рав Шах рассказал о еврейском
мальчике, который приехал из СССР и
посещает занятия в йешиве «Бейт Давид» в
Холоне. Что знал он до того, как вошел в бейт
мидраш (Дом учения)? Он умел лишь отрицать
существование Всевышнего. И считал, что
человечество произошло от обезьян. Так его
учили в советской школе. Об иудаизме и о
Творце мира никто ему не рассказывал.
Ничего он, конечно же, не слышал и о наших
великих Учителях. И вот, спустя
относительно короткое время, этот мальчик
сидит и наравне с другими учащимися йешивы,
которые прислушиваются к его нетривиальным
рассуждениям и восхищаются его открытиями,
изучает Талмуд. Разве когда-то ребенок,
которому исполнилось десять лет — мог
рассчитывать на такую помощь Свыше?!
— Когда я был студентом йешивы «Слободка»,
— рассказывает рав Ицхак Зильберштейн, —
ко мне обратился новый учитель, которого
совсем недавно приняли на работу в нашу
йешиву.
— Завтра я начинаю распространять газету hа-Модиа,
— поведал он мне.
Я, как, впрочем, и любой другой на моем
месте, был поражен этим сообщением. Где это
видано, чтобы раввин, учитель одной из
известнейших йешив, вдруг бросал все и шел
разносить газеты?
Рав, заметив мое удивление, поспешил
объясниться.
— Сегодня утром по дороге в йешиву, —
сказал он, — я увидел паренька,
совершавшего неблаговидный поступок. Я
постарался очень мягко и осторожно
предупредить его о возможных нежелательных
последствиях его поведения. Но, несмотря на
все мои старания, я получилось, только
обидел его. Спрашивается, как я могу
наставлять сотни учеников, если даже один
подросток после беседы со мной ушел
обиженным?! Пойду-ка я лучше разносить
газеты! Это делают ранним утром, когда на
улице еще — ни души, так что, обижать мне
будет — некого…
Конечно же, его курьерским планам не
суждено было осуществиться, и газетная
индустрия Бней-Брака так и не обзавелась
новым разносчиком. Но трепетное отношение к
чести и достоинству ближнего, безусловно,
сыграло свою роль, и начинающий
преподаватель йешивы со временем получил
благословение Свыше и стал одним из лидеров
поколения.
Название нашей недельной главы — Экев.
Те же буквы образуют и слово — кева (постоянство).
Вот простой, но действенный и проверенный
временем рецепт, который дает нам Тора.
Хочешь получить благословение Свыше —
сделай изучение Торы и соблюдение
заповедей кевой. То есть — своим
основным, постоянным занятием. И когда
уроки Торы прочно укрепятся в твоем
ежедневнике — весь твой день и вся твоя
жизнь получат совершенно новое наполнение.
В них будет присутствовать бераха (благословение).
на основе комментария рава Ицхака
Зильберштейна
(Израиль, наше время)
Автор текста Мордехай Вейц
New Page 1
ГЛАВА «ЭКЕВ»
Место в Торе:
Дварим,
гл. 7, ст. 12 — гл. 11, ст. 25.
Почему она так называется?
В первой фразе сказано: «И будет следствием
принятия этих заповедей... Творец будет
хранить брит (договор)... о котором
поклялся отцам вашим».
Следствием (вследствие) на иврите — экев.
Обсуждение главы Экев
1. Какую заповедь нельзя растоптать пятками?
Когда Всевышний создавал мир, Он созерцал
души будущих праведников и творил ради них.
Сейчас еврейский народ далек от идеала. Но
Творец видит мир, вплоть до последних
поколений. И знает, что в конце времен
Израиль придет к Истине. И единый народ
признает Единого Творца. И единое сердце
будет служить Единому Всевышнему.
Поэтому написано в Торе, в начале нашей
недельной главы: «И будет (в оригинале — веhая),
за то, что начнете соблюдать...» (Дварим,
гл. 7, ст. 12).
Учителя отмечают, что в случаях, когда в
Торе употреблено слово веhая (и будет) —
подразумевается радостное событие. Кроме
того, слово веhая состоит из тех же букв,
что и четырехбуквенное Имя Всевышнего.
Таким образом, в этом выражении — веhая
— прочитывается, что единство Израиля и
соблюдение заповедей народом Израиля
приносит радость Творцу. Ради этого Он и
создал мир.
Написано в Мишлей («Притчи царя
Шломо», в русском написании — Соломона): «Праведник
насыщает свою душу, а чрево злодеев
оскудевает» (гл. 13, ст. 25).
Предназначение еды — высвободить и
вознести искры святости, скрытые в ней.
Праведнику не требуется много пищи. Искры
святости стремятся к нему, цельному
человеку — предчувствуя вознесение,
реализацию своего предназначения. Поэтому
и сказано, что душа праведного — насыщается.
Злодей же, наоборот — понижает уровень
искр святости. Они «бегут» от него. И его
душа — истощается.
Если пищей служат плоды (земли или дерева)
— искры святости находятся в сердцевине, в
мякоти плода. Чтобы до них добраться, нужно
вначале избавиться от кожуры (клипы). То
есть — высвобождение искр святости
происходит на завершающем этапе «жизненного
пути» плода. И именно это ведет к радости.
Ведь весь длительный процесс, который
начинается с брошенного в землю семени,
получил правильную реализацию,
соответствующую замыслу Творца.
Та же мысль содержится и в
рассматриваемом нами фрагменте. Всевышний
будет радоваться, благодаря тому, что мы
соблюдаем заповеди, что высвобождает от клипы
(наносного, поверхностного) и возносит
скрытые искры святости.
Употребленное в нашем отрывке слово «экев»,
которое в переводе означает здесь — «за то,
что», имеет и второе значение — «пятка».
Пятки, как известно — самая нижняя, самая
удаленная от головы, как бы «конечная»
часть человеческого тела. Поэтому наш
фрагмент можно прочесть и так: «В конце
времен духовность восторжествует над
грубой материей — когда даже пятки будут
способствовать соблюдению заповедей, ибо
куда бы и направлялся человек — пятки сами
приведут его в бейт hа-мидраш (Дом учения)».
В своем комментарии на этот отрывок Раши
(раби Шломо бен Ицхак — величайший
комментатор Торы и Талмуда; Франция, 11-й век)
пишет, что Всевышний вспомнит о Своем
обещании, которое Он дал нашим праотцам и
пошлет окончательное избавление, когда
евреи начнут строго соблюдать те заповеди,
которые они «топчут пятками». То есть —
заповеди, которые им кажутся легкими и
незначительными.
В трактате Авот сказано, что
человек обязан выполнять легкую заповедь с
тем же усердием, с которым он исполняет —
трудную. Ибо никому не известна награда за
исполнение заповедей.
И все же не совсем ясно, что именно имел в
виду Раши, говоря о заповедях, которые «топчут
пятками».
Написано в Талмуде (трактат Сангедрин,
лист 74), что в случаях, когда неевреи требуют,
чтобы еврей публично нарушил какую-либо
заповедь Торы, он не должен преступать
еврейский закон даже под угрозой смерти.
Приводя пример, Учителя подчеркивают, что
еврей ни в коем случае не должен завязывать
шнурки ботинок тем же способом, который
принят у идолопоклонников, и не «копировать»
даже цвета их шнурков. Если же неевреи
пытаются публично заставить его вдеть в
ботинки такие же шнурки, как у них — еврей
не вправе согласиться на это, даже если за
отказ его могут убить.
Разумеется, у нас нет заповеди,
предписывающей завязывать шнурки строго
определенным образом, и нет заповеди,
устанавливающей их цвет. Дело здесь совсем
не в этом. Но — в том, что у нас есть заповедь
— публично освящать Имя Всевышнего. И это —
заповедь, которую нельзя «растоптать
пяткой».
В Танахе, в Мегилат Эстер Аман
жалуется царю Ахашверошу, что у евреев «вера
отличается от других народов» (гл. 3, ст. 8).
Заметьте, он не говорит: «еврейская вера
отличается от верований других народов», но
просто — «от других народов». Потому что, не
только чужим религиям, но даже чужим
обычаям сыны Израиля — не следуют…
на основе комментария рава Моше-Яакова
Равикова
(известен и как Сандляр, т.к. имел
сапожную мастерскую; уроки, которые он
давал по субботам, опубликованы в книге «Ликутей
раби Моше-Яаков»;
конец 19-го — первая половина 20-го вв.;
Беларусь — Эрец Исраэль)
2. Что раньше: тешува или геула?
Наша недельная глава начинается словами:
«И будет, за то, что начнете соблюдать...» (Дварим,
гл. 7, ст. 12).
Известно, что перед приходом Машиаха
все евреи будут обязаны сделать тешуву (вернуться
на пути, указанные Творцом). И только тогда
наступит полное избавление (геула шлема).
Как сказано: «И возвратишься ты к
Всевышнему, и во всем будешь слушаться Его
голоса... И возвратит Всевышний пленников, и
смилуется над тобою, и вновь соберет тебя из
всех народов» (Дварим, гл. 30, ст. 2-3).
Об этом говорится и в нашем отрывке. Слово
«экев» — «за то что», как уже отмечалось,
имеет и другое значение — «пятка», что само
по себе, содержит намек на завершение
материалистического периода истории
человечества.
Таким образом, этой фразой Всевышний как
бы обращается к каждому из нас, вопрошая: «почему
ты не начал соблюдать заповеди раньше,
тянул до конца времен? Ведь Машиах мог
прийти намного раньше!».
Мы ждем прихода Машиаха каждый день.
Мы надеемся и молим, чтобы нам не пришлось
ждать его до «конца дней»…
Но может наступить сейчас полная геула?
Ведь пока далеко не все евреи соблюдают
заповеди Торы. И даже в среде тех, кто
пытается жить по законам Творца, еще очень
многое нужно исправить. Впрочем, есть ли
гарантии, что когда-нибудь абсолютно весь
народ совершит полную тешуву?
С другой стороны, исправление мира и
возвращение Израиля на путь Торы
произойдет благодаря усилиям Машиаха.
У Рамбама ( великий
Учитель, комментатор Мишны и составитель
полного кодекса еврейских законов Мишнэ
Тора; Испания – Египет, 12 век)
читаем: «Если встанет царь из дома Давида,
разбирающийся в Торе и исполняющий
заповеди, как его предок царь Давид, и
заставит весь Израиль следовать Торе, и
будет вести войны Всевышнего — это будет
свидетельством, что потенциал Машиаха
есть в нем. Если он преуспеет во всем этом, и
отстроит Храм на его прежнем месте, значит
он — истинный Машиах («Законы царей», гл.
11).
Об этом говорит и пророк: «И будет в тот
день: затрубит великий шофар, и придут
пропавшие в земле Ашурской и заброшенные в
землю Египетскую, и будут они служить
Всевышнему на святой горе в Иерусалиме» (Танах,
книга пророка Ишайя, гл. 27, ст. 13).
Значит, всеобщее соблюдение Торы — задача
Машиаха?
Однако в Талмуде (трактат Санuедрин,
лист 97) Учителя открывают и другие грани
Истины.
Так, Рав ( столь
великий и известный Учитель Талмуда
первого поколения, что звание «рав» стало
его именем, и все знали, о ком идет речь; 3-й
век) говорит,
что все зависит от тешувы.
Раби Элиэзер ( Учитель
Мишны второго поколения, 1-й век)
разъясняет, что евреи будут освобождены
только после полного раскаяния и
возвращения на пути Всевышнего.
Когда наступит срок, — добавляет раби
Иегошуа ( великий
Учитель Мишны второго поколения, 1-й век),
— Всевышний освободит сынов Израиля в
любом случае. Но если они сделают тешуву
— Он освободит их сразу же, даже если время,
отведенное на изгнание, еще не закончится. А
если срок изгнания подойдет к концу, и евреи
все еще не вернутся к законам Торы —
Всевышний поставит над ними жестокого
правителя, подобного Аману. Тогда под
тяжестью свалившихся на них бед и жестоких
указов, евреи возвратятся на путь Истины..
Рамбам устанавливает закон, согласно
которому Израиль будет освобожден только
после тешувы («Законы раскаяния», гл. 7).
Таким образом, либо евреи сами совершат тешуву,
либо — Всевышний им в этом «поможет».
Но ведь в «Законах царей» Рамбам писал,
что вначале наступит геула (освобождение).
И Машиах приведет Израиль к тешуве.
Очевидно, есть два уровня тешувы.
Начальный — тот, который приводит геулу.
И уровень — полной тешувы всего народа,
включающий исполнение всех заповедей.
Об этом в Кли Якар ( в
дословном переводе — «драгоценный сосуд»;
так называется один из наиболее известных
комментариев к Торе, составитель которого
— рав Эфраим-Шломо Лунчиц, Польша, вторая
половина 16-го — начало 17-го вв.)
написано так: «Сразу же, как произойдет тешува
в сердце твоем, даже если она еще не
подкреплена соответствующими деяниями,
Всевышний непременно пошлет избавление».
То есть весь процесс может занять не
больше времени, чем вспышка молнии в
темноте. Мгновение тешувы — и вот уже
звучит «великий шофар» и изгнанники
возвращаются на историческую родину.
Факт, что кто-то погряз в грехах, не может
служить препятствием для геулы. Ведь
сказано: «И Он искупит Израилю все
злодеяния» (Теилим — Псалмы царя
Давида, гл. 130, ст. 8).
Иными словами, тешува, предшествующая геуле,
не обязана быть полной, исправляющей
абсолютно все совершенные прегрешения.
Достаточно — момента, когда начинается
пробуждение, когда рождается стремление к
Творцу и появляются первые признаки
духовного подъема. А окончательное
очищение произойдет уже после прихода Машиаха,
который направит народ Израиля на
правильный путь.
Хофец Хаим ( раби
Исраэль а-Коэн, один из крупнейших Учителей
Торы первой половины 20-го века)
пишет, что избавление народа наступит в
ситуации, похожей на сегодняшнюю. Когда, с
одной стороны — набирает силу движение тешувы,
проявляется повышенный интерес к изучению
Торы и соблюдению заповедей, но, вместе с
тем — происходит невероятное падение
нравов и обесценивание моральных принципов.
Выходит, евреи, не получившие правильного,
еврейского воспитания и далекие от
соблюдения Торы и заповедей — не
препятствие для наступления геулы. Эти
заблудшие — подобны детям, которых в
младенчестве похитили нееври, и они выросли
в чуждой культурной среде. Их поступки не
могут задерживать геулу.
Но почему же тогда освобождение (геула)
— не приходит?
Наступлению геулы препятствуют евреи
знающие и соблюдающие. Обязанность
совершить тешуву «начального уровня»
лежит, прежде всего — на них. Именно их
раскаяние должно стать той «искрой
зажигания», которая приведет в действие
весь механизм.
Евреи, которые настолько отдалились от
путей Торы и соблюдения заповедей, что
сердца их — глухи ко всем знакам и
знамениям, услышав весть о приходе Машиаха
из рода Давида, безусловно, раскаются во
всех своих прегрешениях.
Закоренелые же атеисты, на которых, даже
весть о приходе Машиаха — не повлияет,
придут к Всевышнему, услышав голос «великого
шофара».
на основе комментария рава Йосефа
Бергера
(Израиль, наше время)
.
3. Будь скромным и радостным — чтоб даже
пятки почувствовали
В начале нашей недельной главы читаем: «И
будет, за то, что примете эти законы и
станете соблюдать их, Всевышний сохранит
для тебя союз и милосердие, о чем Он клялся
отцам твоим» (Дварим, гл. 7, ст. 12).
Как мы уже выяснили (см. в первой части
этого обзора — «Какую заповедь нельзя
растоптать пятками?»), слово веhая в
контексте данного отрывка содержит в себе
намек на радостное событие.
И в этом для нас заключен важный урок,
который Моше дает на все времена народу
Израиля. Наставляя нас, что принимать на
себя законы Творца надо — в радости. Если в
сердце человека, вселяется радость, от того,
что сам Творец мира дал заповеди еврейскому
народу — их легче выполнять, легче
пробудить в себе искреннее желание
соблюдать их с усердием.
«Деньги, лучше всего сохраняются в земле,
— отмечают в Талмуде наши Учителя, — а
заповеди лучше всего соблюдать в радости» (трактат
Бава Мециа, лист 42).
У слова «экев», переведенного в
рассматриваемом нами фрагменте
словосочетанием — «за то, что», есть и
другое значение — «пятка» (см. там же, в
первой части нашего обзора).
Пятка — одна из самых незаметных, «незначительных»
частей человеческого тела. И это в
контексте фразы Торы «И будет за то, что» (веhая
экев) раскрывает нам еще одно качество,
которое должно быть у человека,
соблюдающего заповеди. Это качество —
скромность.
Характеризуя данное качество, наши
Учителя подчеркивают, что скромность не
должна становиться предпосылкой для
развития в человеке замкнутости,
следствием которой нередко бывает
неудовлетворенность жизнью,
меланхолический настрой и т.п. Наоборот —
развивать умение радоваться.
— Не следует еврею надевать и носить
одежду, — подчеркивают наши Учителя, —
лицевая сторона которой сшита из
скромности, а подкладка — из гнева,
прошитого черными нитками меланхолии...
В книге Ховот hа-Левавот («Обязанности
сердца»; автор
раби Бахье ибн Пекуда
— Учитель Торы и Талмуда; Испания, 12-й век)
сказано: «Человек должен быть скромным
внутри и радостным снаружи».
Поэтому слова, символизирующие радость и
скромность, в нашем отрывке стоят рядом, и
одно следует за другим (веhая экев — и
будет за то, что). И это — наставление Торы:
тот, кто скромен и радостен — способен
достичь больших успехов в соблюдении
заповедей.
Выражение «экев» («за то, что»)
употреблено и в отрывке, повествующем об
Аврааме. В книге Берешит написано: «За
то, что (экев) слушался Авраам голоса
Моего…» (гл. 26, ст. 5).
С позиций того, о чем говорилось в связи со
словом «экев» (см. выше), сущностно
данный фрагмент можно перевести и по-другому:
«Все естество Авраама (каждой клеточкой, от
головы до пят) внимало гласу Творца».
Об этом — и рассматриваемая нами фраза из
недельной главы Экев. Суть ее и в том,
что человек должен взрастить в своем сердце
такое сильное желание соблюдать заповеди
Всевышнего, чтобы даже пятки «сами вели его
туда, куда требуется, чтобы их выполнить».
В Теилим (Псалмы царя Давида)
читаем: «Каждая моя кость восславит Творца!»
(гл. 35, ст. 10) .
на основе комментария рава Йосефа
Бергера
(Израиль, наше время)
4. Хочу награду сейчас!
Предыдущая недельная глава (Ваэтханан)
заканчивается словами: «…Сегодня
исполнять их» (Дварим, гл. 7, ст. 11).
В начале же нашей недельной главы читаем:
«И будет, за то, что примете эти законы и
станете соблюдать их…» (там же, ст.12).
Есть ли связь между этими двумя
фрагментами?
Выражение «за то, что» (на иврите — экев)
также означает — «пятка» (см. в первой части
этого обзора — «Какую заповедь нельзя
растоптать пятками?»).
Пятки — самые отдаленные от головы части
тела человека. Ими человеческое тело, можно
сказать — заканчивается. В связи с этим,
Учителя отмечают, что в нашей главе речь
идет о конце дней (о заключительном этапе
материалистической истории человечества).
Некоторые Учителя, открывая иную грань
Истины, добавляют, что здесь
подразумевается также продолжительный
период времени.
Известно высказывание Учителей в Талмуде
(трактат Эрувин, лист 22), что награду
за исполнение заповедей мы получаем только
в Будущем мире.
Но почему Всевышний не награждает
человека за это еще при жизни, в нашем,
земном мире?
Дело в том, что любое позитивное обещание,
вышедшее из уст Творца, как говорится в
другом трактате Талмуда (трактат Берахот,
лист 7), обратного хода — не имеет.
Предположим, что награды выдаются прямо
здесь, в нашем мире. Тогда человека,
исполнившего заповедь, за которую
полагается долголетие, а на следующий день,
совершившего проступок, наказуемый каретом
(отсечение души) — уже нельзя наказать. Ведь
долголетие, обещанное Всевышним, не может
быть отменено.
Поэтому в земном мире и нет награды за
исполнение заповедей.
Но после того, как человек умирает, его
душа отделяется от тела и попадает в высшие
миры — Небесный Суд взвешивает все его
совершенные при жизни поступки и — выносит
решение.
Но ведь сказано в Танахе, что Творец «ноги
благочестивых охраняет» ( первая книга
пророка Шмуэля, гл. 2, ст. 9).
Обсуждая этот отрывок в Талмуде, Учителя
приходят к выводу, что, человек, прожив
большую часть жизни, не преступая закон —
уже не согрешит (трактат Йома, лист
38).
Если так — такой человек мог, казалось бы,
получить награду и при жизни.
Теперь нам нетрудно обнаружить связь
между последними словами предыдущей
недельной главы (Ваэтханан) и
началом главы, которую мы с вами обсуждаем (Экев).
Недельная глава Ваэтханан
заканчивается словами — «…Сегодня
исполнять их». То есть Тора наставляет нас:
«Исполняйте заповеди сегодня, не
откладывайте на завтра. Ибо завтра будет
награда».
Но почему же заповеди надо выполнять
сегодня, а награда будет — только завтра?
Потому что по означенной причине (см. выше)
в земном мире нет награды за соблюдение
заповедей. Если же человек уже прожил
большую часть жизни и посвятил ее Торе и
соблюдению заповедей, и очевидно, что
остаток отмеренных ему дней он проживет так
же — он может получить награду за заповеди
и в нашем мире, при жизни.
Какова же эта награда?
Об этом в Торе, теперь уже в нашей
недельной главе, сообщается: «И благословит
плод чрева твоего и плод земли твоей, твой
хлеб и твое вино» (Дварим, гл. 7, ст. 13).
То есть, как мы видим, речь о награде,
вполне подходящей для нашего мира.
на основе комментария рава Ашера-Лемеля
hа-Леви из Глоги
(глава раввинского суда
Айзенштата, Австро-Венгрия, конец 18-го —
первая половина 19-го века)
5. Благословение Свыше
Далее в нашей недельной главе читаем: «За
то, что слушать будете вы законы эти, и
хранить их, и исполнять их... И возлюбит Он (Всевышний)
тебя и благословит» (Дварим, гл. 7, ст.
12-13).
Как-то к раву Элазару-Менахему Шаху
(глава йешивы «Поневеж» в Бней Браке; один
из религиозных лидеров Израиля; Литва – Эрец
Исраэль, 20-й век; см. на сайте статью «Ушел
из жизни рав Элиэзер Менахем Шах»)
пришли несколько раввинов и общественных
деятелей, чтобы посоветоваться об открытии
новой йешивы в центре страны. Рав Шах
выслушал их вопросы и сомнения и постарался
дать ясные ответы, всячески поддерживая тех,
кто обратился к нему.
В какой-то момент он почувствовал, что
какая-то нерешительность овладела
присутствующими и не позволяет им принять
окончательное решение. Тогда рав Шах
неожиданно поднялся со своего места (его
глаза горели) и произнес голосом, в котором
звучали уверенность и воодушевление: «Вы
знаете, какая помощь Свыше (сията дишмайя)
начала проявляться в наши дни? Раньше не
было ничего подобного. Она наполняет наши
города, перекатывается по улицам,
заглядывает в самые невзрачные тупики и
переулки. Каждый, кто открывает йешиву, или
какое-то другое еврейское учреждение во имя
Небес, с целью распространить знания Торы —
удостаивается такого фантастического
успеха, что в прошлые годы, он не мог и
мечтать ни о чем подобном!».
Затем рав Шах рассказал о еврейском
мальчике, который приехал из СССР и
посещает занятия в йешиве «Бейт Давид» в
Холоне. Что знал он до того, как вошел в бейт
мидраш (Дом учения)? Он умел лишь отрицать
существование Всевышнего. И считал, что
человечество произошло от обезьян. Так его
учили в советской школе. Об иудаизме и о
Творце мира никто ему не рассказывал.
Ничего он, конечно же, не слышал и о наших
великих Учителях. И вот, спустя
относительно короткое время, этот мальчик
сидит и наравне с другими учащимися йешивы,
которые прислушиваются к его нетривиальным
рассуждениям и восхищаются его открытиями,
изучает Талмуд. Разве когда-то ребенок,
которому исполнилось десять лет — мог
рассчитывать на такую помощь Свыше?!
— Когда я был студентом йешивы «Слободка»,
— рассказывает рав Ицхак Зильберштейн, —
ко мне обратился новый учитель, которого
совсем недавно приняли на работу в нашу
йешиву.
— Завтра я начинаю распространять газету hа-Модиа,
— поведал он мне.
Я, как, впрочем, и любой другой на моем
месте, был поражен этим сообщением. Где это
видано, чтобы раввин, учитель одной из
известнейших йешив, вдруг бросал все и шел
разносить газеты?
Рав, заметив мое удивление, поспешил
объясниться.
— Сегодня утром по дороге в йешиву, —
сказал он, — я увидел паренька,
совершавшего неблаговидный поступок. Я
постарался очень мягко и осторожно
предупредить его о возможных нежелательных
последствиях его поведения. Но, несмотря на
все мои старания, я получилось, только
обидел его. Спрашивается, как я могу
наставлять сотни учеников, если даже один
подросток после беседы со мной ушел
обиженным?! Пойду-ка я лучше разносить
газеты! Это делают ранним утром, когда на
улице еще — ни души, так что, обижать мне
будет — некого…
Конечно же, его курьерским планам не
суждено было осуществиться, и газетная
индустрия Бней-Брака так и не обзавелась
новым разносчиком. Но трепетное отношение к
чести и достоинству ближнего, безусловно,
сыграло свою роль, и начинающий
преподаватель йешивы со временем получил
благословение Свыше и стал одним из лидеров
поколения.
Название нашей недельной главы — Экев.
Те же буквы образуют и слово — кева (постоянство).
Вот простой, но действенный и проверенный
временем рецепт, который дает нам Тора.
Хочешь получить благословение Свыше —
сделай изучение Торы и соблюдение
заповедей кевой. То есть — своим
основным, постоянным занятием. И когда
уроки Торы прочно укрепятся в твоем
ежедневнике — весь твой день и вся твоя
жизнь получат совершенно новое наполнение.
В них будет присутствовать бераха (благословение).
на основе комментария рава Ицхака
Зильберштейна
(Израиль, наше время)
Прочесть двадцать второй цикл обсуждения Прочесть двадцать первый цикл обсуждения Прочесть двадцатый цикл обсуждения Прочесть девятнадцатый цикл обсуждения Прочесть восемнадцатый цикл обсуждения Прочесть семнадцатый цикл обсуждения Прочесть шестнадцатый цикл обсуждения Прочесть пятнадцатый цикл обсуждения Прочесть четырнадцатый цикл обсуждения Прочесть седьмой цикл обсуждения Прочесть шестой цикл обсуждения Прочесть пятый цикл обсуждения Прочесть четвертый цикл обсуждения Прочесть третий цикл обсуждения Прочесть второй цикл обсуждения Прочесть первый цикл обсуждения
|
|
|
|
|
New Page 1
|