New Page 1
|
|
Недельная глава
Двадцать второй цикл обсуждения (видео)
Прочесть двадцать первый цикл обсуждения Прочесть двадцатый цикл обсуждения Прочесть девятнадцатый цикл обсуждения Прочесть восемнадцатый цикл обсуждения Прочесть семнадцатый цикл обсуждения Прочесть шестнадцатый цикл обсуждения Прочесть пятнадцатый цикл обсуждения Прочесть четырнадцатый цикл обсуждения Прочесть седьмой цикл обсуждения Прочесть шестой цикл обсуждения Прочесть пятый цикл обсуждения Прочесть четвертый цикл обсуждения Прочесть третий цикл обсуждения Прочесть второй цикл обсуждения Прочесть первый цикл обсуждения
ГЛАВА «ДВАРИМ»
Место в Торе:
Пятая,
последняя книга Торы — Дварим, гл. 1,
ст. 1 — гл.3, ст. 22.
Почему она так называется?
По первой фразе: «Вот слова, которые
говорил Моше всем сынам Израиля...» (гл. 33, ст.
1).
На иврите «слова» — дварим
Обсуждение главы «Дварим»
1. Когда ты нужен
Наша недельная глава начинается словами:
«Вот речи, которые говорил Моше всему
Израилю» (Дварим, гл. 1, ст. 1).
Бросается в глаза выражение «всему
Израилю». Ведь можно было бы написать — «сынам
Израиля» или просто «Израилю». Для чего
подчеркивается, что аудиторией Моше были
все евреи, без исключения?
Тут важно отметить, что Моше, как сказано в
трактате Талмуда Моэд Катан (лист 21),
начал произносить эту речь на третий день
после смерти его брата, Аарона. Здесь, на
этом листе, Учителя задаются вопросом:
разве тому, кто — в трауре, не запрещено
изучать или преподавать Тору? Тогда почему
Моше возобновил преподавание, не дожидаясь
окончания траура по брату? И объясняют: если
многие люди нуждаются в человеке, у
которого траур — разрешены ему занятия
Торой. Поэтому Моше и поступил так.
Теперь мы видим, что в Торе каждое слово на
своем месте. Поэтому и написано
рассматриваемой нами фразе — «всему
Израилю». Ведь весь Израиль нуждался в Моше,
а потому он не стал дожидаться окончания
траура, но уже на третий день после смерти
Аарона приступил к обучению сынов Израиля.
Вплоть до второй половины 19-го века евреи
Иерусалима жили в Старом городе — квартале,
огороженном древними стенами. Поэтому они
могли спокойно переносить вещи в шаббат.
Когда же стали строить дома за стенами
Старого города, евреям пришлось
столкнуться с проблемой отсутствия эрува
(специального ограждения, объединяющего
разные владения и позволяющего, тем самым,
переносить по субботам предметы из одного
владения в другое; подробнее об этом — см.
на сайте в ответе «Как носят ключи в
субботу?», № 102).
Многие, имея привычку носить с собой в шаббат
необходимые вещи, автоматически продолжали
делать это и выходя за пределы Старого
города.
К главному раввину Иерусалима Шмуэлю
Саланту пришла делегация евреев. С
предложением — издать постановление,
запрещающее в субботу выходить за пределы
Старого города, чтобы таким радикальным
способом решить проблему с перенесением
вещей. Но раввин не поддержал их идею.
— Многие не станут следовать этому
постановлению, — объяснил рав Шмуэль свою
точку зрения. — Так пусть лучше нарушают по
ошибке, нежели — сознательно.
— Что значит, «не будут следовать
постановлению»? — удивились члены
делегации. — До сих пор все постановления
главного раввина неукоснительно
выполнялись…
— Потому, что я никогда не выносил решений,
которые общине трудно было выполнить,
сказал главный раввин. — К тому же, мне
хорошо известно, что только слова Моше и его
указания воспринимались всеми и в полной
мере. Поэтому и написано в недельной главе
Дварим: «всему Израилю».
Через некоторое время во всех новых
районах Иерусалима соорудили эрув.
Причем, все расходы на материалы и работы
рав Шмуэль Салант оплатил из собственных
средств.
на основе комментариев рава
Йонатана Эйбшица
(великий Учитель, автор десятков
книг по всем разделам Устной и Письменной
Торы;
Польша – Германия, первая
половина 18-го века)
и рава Шмуэля Саланта
(главный раввин Иерусалима; Польша
– Эрец Исраэль, 1816-1909 гг.)
2. Два в одном
В нашей недельной главе о последних
наставлениях Моше сказано: «Вот речи,
которые говорил Моше всему Израилю» (Дварим,
гл. 1, ст. 1).
В Устной Торе (Мидраш Плия) Учителя
отмечают, что из этих речей Моше следует,
что часть души Пинхаса (подробнее о нем — см.
на сайте, к примеру, в обзоре недельной
главы Пинхас, первый годовой цикл
обсуждения) впоследствии стала частью души
пророка Элиягу.
Об этом говорится, в частности, в Мидраше Плия.
А также, например — в комментарии Раши (раби
Шломо бен Ицхак — величайший комментатор
Торы и Талмуда; Франция, 11-й век) к трактату Бава
Мециа, лист 114 (см. на сайте обзор
HYPERLINK"http://www.evrey.com/tradition/talm/archiv/index1.php?menu=bavametzia&list=108_114"
\l"16" \t"_blank" листа 114);
в книге Зоѓар (к главе Пинхас).
Известно, что пророк Элиягу был взят в
Высший мир (см. на сайте, к примеру, ответ «Придет
пророк Элиягу» — как это понять?», № 1286),
чтобы там свидетельствовать о поступках
людей. Но для того, чтобы свидетельствовать
в суде — нужны двое.
Написано в книге Зоѓар (об этой
книге — см. на сайте в ответе «Зоѓар
— кем и когда написан?», № 1449), что в тот
момент, когда Пинхас пронзил копьем Зимри,
тело Пинхаса покинула душа и, вместо нее —
вошли души сыновей Аарона, брата Моше,
Надава и Авиhу. Поскольку пророк Элиягу в
определенном духовном смысле — Пинхас,
это означает, что и в нем, в пророке Элиягу,
присутствуют души двух людей. Поэтому и его
свидетельство засчитывается — за два.
Закон о том, что в суде необходимы два
свидетеля, находим в высказываниях Моше,
записанных в книге Дварим. Здесь, в
недельной главе Шофтим сказано: «По
слову двух свидетелей состоится дело» (Дварим,
гл. 19, ст. 15).
Именно благодаря этому закону и можно
доказать, что пророк Элиягу «унаследовал»
часть души Пинхаса.
Следует отметить, что всей книге Дварим
присуща некая двойственность. Эта книга
охватывает последние 36 дней жизни Моше. На
это намекает первое слово — «эле», что в
переводе — «вот», «эти». Гематрия (числовое
значение) слова эле составляет 36.
Все, что произнес Моше в эти дни — это
наставления, порицания, выговоры сынам
Израиля. Никогда за все 40 лет перехода по
пустыне Моше не говорил со всем народом так
жестко.
Если мы сложим буквы, начиная с «бет» в
слове «дварим», и далее — с шагом 613 (считая
каждую 613-ю букву) — получим слово «бераха»
(благословение).
Таким образом, упреки и наставления Моше
должны были привести к выполнению
заповедей, а это, в свою очередь — к
благословению.
Раби Хаим из Цанза (Ребе, глава цанзских
хасидов) как-то зашёл в дом к раву Йосефу
Готлибу. Раби Хаима поразила колоссальная
библиотека, любовно собранная хозяином
дома.
— В наше время так много бедных, — сказал
раби Хаим, — а Вы тратите такие громадные
средства на книги.
Слова великого учителя Торы содержали
неприкрытый упрек. Но, невзирая на это, рав
Готлиб с почтением, спокойно ответил:
— Многие мудрецы Торы страдают от
бедности. И я, конечно же, хочу им помочь. Так,
чтобы не умалить их достоинства. Поэтому я
покупаю у них книги, которые они написали,
покупаю по полной цене. И вот уже этих книг у
меня собралась полная библиотека. Эта
библиотека открыта для бедняков, которым
книги не по карману.
Так рав Готлиб поддерживал мудрецов Торы
и, вместе с тем — давал беднякам
возможность учиться.
Получается два — в одном.
на основе комментария рава
Исраэля Бройде
(главный раввин Великобритании,
автор труда «Ишей Исраэль»; 20-й век)
3. Тысячекратно — это много или мало?
Моше, благословляя еврейский народ,
говорит: «Всевышний ваших отцов, да
прибавит к вам против того, сколько вас,
тысячекратно» (Дварим, гл. 1, ст. 11).
Раши (раби Шломо бен Ицхак — величайший
комментатор Торы и Талмуда; Франция, 11-й век)
пишет, что евреи были не довольны этим
благословением.
— Моше, почему ты ограничиваешь бераху
(благословение), облекая ее в конечные цифры?!
— возмущались они. — Ведь, Всевышний
благословил Авраама, пообещав, что его
потомство будет неисчислимо, как прах земли
(Берешит, гл. 13, ст. 16).
— Всевышний — бесконечен, — отвечал им
Моше, — и может дать безграничную бераху.
Я же — человек, имеющий ограничения…
Раби Акива Эйгер (выдающийся Учитель
Талмуда, автор многих книг; Пруссия –
Польша, вторая половина 18-го — первая
половина 19-го вв.) объясняет, что бераха
Моше, хоть и выглядит «ограниченной», но в
действительности — абсолютно запредельна.
Вспомним притчу об изобретении шахмат.
Мудрец, придумавший шахматы, попросил в
награду рис. Так, чтобы на первую клетку
шахматной доски положили одно рисовое
зернышко, на вторую — два, на третью —
четыре и т.д. Очень скоро выяснилось, что на
всем Земном шаре не хватит риса, чтобы по
этому принципу заполнить шахматную доску.
А теперь представьте доску, состоящую не
из 64, а из 1.000 клеток. Причем, на первой
клетке — 600 тысяч взрослых мужчин, на второй
— в два раза больше, на третьей — в четыре
раза больше и т.д. Понятно, что на этой доске
окажется людей больше, чем на всей планете,
за всю историю существования человечества.
Попутно отметим, что принцип шахматной
доски был заложен в Торе задолго до
изобретения шахмат.
Но даже если рассмотреть простое
тысячекратное увеличение численности
народа (евреев тогда было примерно 3
миллиона, считая детей, юношей, стариков и
женщин) — тысячекратное увеличение дает
нам 3 миллиарда человек. Совсем неплохо для
одного народа.
Так чего же не хватало евреям? Почему их не
удовлетворило благословение Моше?
У каждой заповеди есть свой размер и своя
мера.
Например, цицит (см. на сайте, к примеру,
ответ «Помогите глубже понять суть
заповеди о цицит», № 4439 — с
материалами, обозначенными в нем линками)
имеет определенное число узлов и нитей.
В тефилин (см. на сайте ответ «Как
правильно надевать тефилин», № 860) —
установленное количество пергаментов (клафов)
с отрывками из Торы.
Конструкция сукки по всем параметрам
имеет определенные ограничения (см. на
сайте статью «Как
построить сукку»
— материалы праздника Суккот, раздел «Праздники»).
Однако две заповеди — любовь к Творцу и
трепет перед ним — ничем не ограничены.
Объясняется это тем, что все заповеди сыны
Израиля слышали из уст Моше Рабейну. Но две
— «Я Всевышний твой» и «Да не будет у тебя
других богов» — дал еврейскому народу
непосредственно сам Творец мира.
Моше, при всем его величии и уникальности,
был все же — человеком из плоти и крови.
Поэтому полученные через него заповеди
имеют размеры и ограничения.
Слава Всевышнего наполняет всю землю.
Ничто не может ограничить Его. Так и любовь
к Нему — безгранична.
Таким образом, диалог между сынами
Израиля и Моше, приведенный в комментарии
Раши, относится не только к конкретной берахе
(благословение), но и вообще — ко всем
заповедям.
на основе комментариев раби Акивы
Эйгера
(выдающийся Учитель Талмуда, автор
многих книг; Польша – Пруссия, вторая
половина 18-го – первая половина 19-го вв.)
и раби Баруха из Меджибожа
(возглавлял хасидскую общину в
Меджибоже,
внук и духовный последователь
Бааль Шем-Това, вторая половина 18-го –
первая половина 19-го вв.)
4. От кого зависит поражение и от кого —
успех
В шаббат накануне Девятого Ава, «шаббат
Хазон», принято читать фразу: «Как (на
иврите — эйха) мне нести одному вашу
тягость, ваше бремя и ваш раздор» (Дварим,
гл. 1, ст. 12). На мотив Мегилат Эйха,
книги Танаха, которую читают в пост
Девятого Ава (Тиша бе-Ав).
Слово «эйха», объединяющее
рассматриваемый фрагмент и книгу Эйха
— выражает удивление. Удивление человека,
который знал победы и успех, а потом
потерпел сокрушительное поражение.
В Талмуде (трактат Кетубот, лист 66)
рассказывается, как раби Йоханан бен
Закай (один из крупнейших Учителей Мишны
в первом поколении, 1-й век), выйдя с
учениками из Иерусалима, встретил молодую
женщину, выбиравшую ячменные зерна из
навоза коров, принадлежавших местным
жителям (неевреям). Расспросив женщину, он с
удивлением узнал, что она — из очень
богатой семьи.
— Счастлив ты, Израиль! — воскликнул раби
Йоханан бен Закай, — Когда ты исполняешь
Волю Всевышнего, ни один народ не может тебя
одолеть. Когда ты это не делаешь, Он ставит
тебя под ярмо другого народа, и даже не
самого народа, а его животных.
Можно понять счастье от выполнения Воли
Творца. Но в чем заключается счастье, когда
человек находится «под ярмом животных
чужого народа»?
Магараль (раби Иегуда Лива; один из
величайших комментаторов Торы и Талмуда,
автор многих основополагающих
мировоззренческих книг, главный раввин
Праги — Чехия; 16-й век) в своей книге Нецах
Исраэль пишет, что испытания и
наказания, которыми Всевышний подвергает
свой народ, свидетельствуют о том, что Он
нас не оставил. Что Ему не безразличен наш
духовный уровень, что Он дает нам
возможность исправиться и вернуться снова
в такое состояние, когда ни один народ не
может нас одолеть.
Рав Ицхак-Зеев Соловейчик (один из
крупнейших раввинов середины 20-го века;
Бриск или Брест-Литовск — Иерусалим) сказал,
что тяжелейшие испытания, выпавшие на долю
нашего народа, свидетельствуют о том, что не
естественный ход событий управляет нами, не
законы истории, но — Тот, кто эти законы
установил.
Нужно понимать, что Всевышний, как любой
отец, радуется, когда его детям хорошо, а
когда они страдают — Он страдает еще
сильнее.
— Уходила я в достатке, а возвратил меня
Всевышний с пустыми руками (Танах, Мегилат
Рут, гл. 1, ст.2 1), — с горечью говорит
Наоми (свекровь Рут).
Когда человеку сопутствует успех, он
зачастую относит его на свой счет. Но если
случается неудача — он воспринимает это,
как наказание Небес.
То есть, если бы не Небеса, — думает он, —
успех сопутствовал бы ему и в дальнейшем...
На самом же деле все не совсем так. Успех —
это милость Свыше. А неудача — результат
наших неверных поступков.
В Танахе об этом написано: «Преступления
ваши отвели это, и грехи ваши лишили вас
блага этого» (книга пророка Йермиягу, гл. 5,
ст. 25).
Осознав это, можно снова вернуться к
успеху, причем — на более высоком уровне,
нежели прежде. Счастлив Израиль!
на основе комментария рава Йоэля
Шварца
(Иерусалим, наше время)
5. Субботний прайм тайм
В нашей недельной главе читаем: «Но не
слушал Всевышний голоса вашего» (Дварим,
гл. 1, ст. 45).
Сефорно (раби Овадия Сефорно; известный
комментатор Торы, Италия, 16-й век) объясняет
причину: потому что осквернили Имя Творца, а
в этом случае только тешува (раскаяние),
сама по себе — не помогает.
Давид — семейный психолог, один из лучших
в этой специализации. Ему позвонили с
телевидения, сказали, что хотят взять у него
интервью. Давид согласился и с энтузиазмом
взялся за подготовку.
Не так давно он открыл для себя мир Торы. И
вот сейчас у него есть возможность
поделиться своими открытиями с братьями (т.е.
— евреями), показать им красоту и
возвышенную духовность еврейской семьи,
богатство заповедей, приоткрыть
сокровищницу тысячелетней мудрости.
Съемки прошли «на ура». Телевизионщики
были очень довольны, заплатили Давиду
тысячи шекелей и обещали вдвое больше после
выхода программы в эфир. Через неделю Давид
случайно встретил своего старого друга, к
сожалению, продолжавшего жить привычной «светской»
жизнью.
— Ну, ты и отжег в шаббат, старина! —
восхитился друг. — Такая экспрессия,
столько пищи для размышлений!..
А еще через пару дней пришел обещанный
телевизионщиками чек. Только вот, что с ним
делать?
Вообще-то, согласно «сухой букве» закона
полученный гонорар никак нельзя назвать
субботним. Ведь Давид давал интервью в
будни. Значит, это — плата за работу
произведенную в будни.
Например, человек, сдающий в аренду
свой автомобиль на несколько дней, не
должен опасаться, что на нем будут ездить в
субботу. Ведь у того, кто арендовал
транспортное средство, есть все
возможности ездить и в разрешенное для
этого время. И то, что он воспользовался
автомобилем, нарушив законы субботы —
исключительно его проблема. И тот, кто сдал
автомобиль в аренду, за это никакой
ответственности — не несет. Ибо даже мысли
о нарушении у него не было.
Поэтому в нашем случае, Давид мог
пользоваться заработанными деньгами (не
его вина — что интервью показали в шаббат).
Однако в самом факте показа все же есть
определенная, серьезная проблема.
Телезрители не знали, когда именно было
снято это интервью. И могли подумать, что
Давид снимался в субботу, в прямом эфире. А
это уже — осквернение Имени Всевышнего (хилуль
hа-Шем).
Из-за этого Давиду следовало
воздержаться от использования денег. Ведь
он, как минимум, дважды в день произносит: «И
люби Всевышнего твоего, всем сердцем твоим
и всей душой твоей и всем достоянием твоим»
(из молитвы Шма, Исраэль — Дварим,
гл. 6, ст. 5). А тому, кто действительно любит
Творца — будут противны такие деньги.
Как же поступить?
Следует пожертвовать весь полученный за
интервью гонорар — организации, которая
помогает в соблюдении шаббата, а
квитанцию отослать на телевидение .
Автор текста Мордехай Вейц
ГЛАВА
ГЛАВА «ДВАРИМ»
Место в Торе:
Пятая,
последняя книга Торы — Дварим, гл. 1,
ст. 1 — гл.3, ст. 22.
Почему она так называется?
По первой фразе: «Вот слова, которые
говорил Моше всем сынам Израиля...» (гл. 33, ст.
1).
На иврите «слова» — дварим
Обсуждение главы «Дварим»
1. Когда ты нужен
Наша недельная глава начинается словами:
«Вот речи, которые говорил Моше всему
Израилю» (Дварим, гл. 1, ст. 1).
Бросается в глаза выражение «всему
Израилю». Ведь можно было бы написать — «сынам
Израиля» или просто «Израилю». Для чего
подчеркивается, что аудиторией Моше были
все евреи, без исключения?
Тут важно отметить, что Моше, как сказано в
трактате Талмуда Моэд Катан (лист 21),
начал произносить эту речь на третий день
после смерти его брата, Аарона. Здесь, на
этом листе, Учителя задаются вопросом:
разве тому, кто — в трауре, не запрещено
изучать или преподавать Тору? Тогда почему
Моше возобновил преподавание, не дожидаясь
окончания траура по брату? И объясняют: если
многие люди нуждаются в человеке, у
которого траур — разрешены ему занятия
Торой. Поэтому Моше и поступил так.
Теперь мы видим, что в Торе каждое слово на
своем месте. Поэтому и написано
рассматриваемой нами фразе — «всему
Израилю». Ведь весь Израиль нуждался в Моше,
а потому он не стал дожидаться окончания
траура, но уже на третий день после смерти
Аарона приступил к обучению сынов Израиля.
Вплоть до второй половины 19-го века евреи
Иерусалима жили в Старом городе — квартале,
огороженном древними стенами. Поэтому они
могли спокойно переносить вещи в шаббат.
Когда же стали строить дома за стенами
Старого города, евреям пришлось
столкнуться с проблемой отсутствия эрува
(специального ограждения, объединяющего
разные владения и позволяющего, тем самым,
переносить по субботам предметы из одного
владения в другое; подробнее об этом — см.
на сайте в ответе «Как носят ключи в
субботу?», № 102).
Многие, имея привычку носить с собой в шаббат
необходимые вещи, автоматически продолжали
делать это и выходя за пределы Старого
города.
К главному раввину Иерусалима Шмуэлю
Саланту пришла делегация евреев. С
предложением — издать постановление,
запрещающее в субботу выходить за пределы
Старого города, чтобы таким радикальным
способом решить проблему с перенесением
вещей. Но раввин не поддержал их идею.
— Многие не станут следовать этому
постановлению, — объяснил рав Шмуэль свою
точку зрения. — Так пусть лучше нарушают по
ошибке, нежели — сознательно.
— Что значит, «не будут следовать
постановлению»? — удивились члены
делегации. — До сих пор все постановления
главного раввина неукоснительно
выполнялись…
— Потому, что я никогда не выносил решений,
которые общине трудно было выполнить,
сказал главный раввин. — К тому же, мне
хорошо известно, что только слова Моше и его
указания воспринимались всеми и в полной
мере. Поэтому и написано в недельной главе
Дварим: «всему Израилю».
Через некоторое время во всех новых
районах Иерусалима соорудили эрув.
Причем, все расходы на материалы и работы
рав Шмуэль Салант оплатил из собственных
средств.
на основе комментариев рава
Йонатана Эйбшица
(великий Учитель, автор десятков
книг по всем разделам Устной и Письменной
Торы;
Польша – Германия, первая
половина 18-го века)
и рава Шмуэля Саланта
(главный раввин Иерусалима; Польша
– Эрец Исраэль, 1816-1909 гг.)
2. Два в одном
В нашей недельной главе о последних
наставлениях Моше сказано: «Вот речи,
которые говорил Моше всему Израилю» (Дварим,
гл. 1, ст. 1).
В Устной Торе (Мидраш Плия) Учителя
отмечают, что из этих речей Моше следует,
что часть души Пинхаса (подробнее о нем — см.
на сайте, к примеру, в обзоре недельной
главы Пинхас, первый годовой цикл
обсуждения) впоследствии стала частью души
пророка Элиягу.
Об этом говорится, в частности, в Мидраше Плия.
А также, например — в комментарии Раши (раби
Шломо бен Ицхак — величайший комментатор
Торы и Талмуда; Франция, 11-й век) к трактату Бава
Мециа, лист 114 (см. на сайте обзор
HYPERLINK"http://www.evrey.com/tradition/talm/archiv/index1.php?menu=bavametzia&list=108_114"
\l"16" \t"_blank" листа 114);
в книге Зоѓар (к главе Пинхас).
Известно, что пророк Элиягу был взят в
Высший мир (см. на сайте, к примеру, ответ «Придет
пророк Элиягу» — как это понять?», № 1286),
чтобы там свидетельствовать о поступках
людей. Но для того, чтобы свидетельствовать
в суде — нужны двое.
Написано в книге Зоѓар (об этой
книге — см. на сайте в ответе «Зоѓар
— кем и когда написан?», № 1449), что в тот
момент, когда Пинхас пронзил копьем Зимри,
тело Пинхаса покинула душа и, вместо нее —
вошли души сыновей Аарона, брата Моше,
Надава и Авиhу. Поскольку пророк Элиягу в
определенном духовном смысле — Пинхас,
это означает, что и в нем, в пророке Элиягу,
присутствуют души двух людей. Поэтому и его
свидетельство засчитывается — за два.
Закон о том, что в суде необходимы два
свидетеля, находим в высказываниях Моше,
записанных в книге Дварим. Здесь, в
недельной главе Шофтим сказано: «По
слову двух свидетелей состоится дело» (Дварим,
гл. 19, ст. 15).
Именно благодаря этому закону и можно
доказать, что пророк Элиягу «унаследовал»
часть души Пинхаса.
Следует отметить, что всей книге Дварим
присуща некая двойственность. Эта книга
охватывает последние 36 дней жизни Моше. На
это намекает первое слово — «эле», что в
переводе — «вот», «эти». Гематрия (числовое
значение) слова эле составляет 36.
Все, что произнес Моше в эти дни — это
наставления, порицания, выговоры сынам
Израиля. Никогда за все 40 лет перехода по
пустыне Моше не говорил со всем народом так
жестко.
Если мы сложим буквы, начиная с «бет» в
слове «дварим», и далее — с шагом 613 (считая
каждую 613-ю букву) — получим слово «бераха»
(благословение).
Таким образом, упреки и наставления Моше
должны были привести к выполнению
заповедей, а это, в свою очередь — к
благословению.
Раби Хаим из Цанза (Ребе, глава цанзских
хасидов) как-то зашёл в дом к раву Йосефу
Готлибу. Раби Хаима поразила колоссальная
библиотека, любовно собранная хозяином
дома.
— В наше время так много бедных, — сказал
раби Хаим, — а Вы тратите такие громадные
средства на книги.
Слова великого учителя Торы содержали
неприкрытый упрек. Но, невзирая на это, рав
Готлиб с почтением, спокойно ответил:
— Многие мудрецы Торы страдают от
бедности. И я, конечно же, хочу им помочь. Так,
чтобы не умалить их достоинства. Поэтому я
покупаю у них книги, которые они написали,
покупаю по полной цене. И вот уже этих книг у
меня собралась полная библиотека. Эта
библиотека открыта для бедняков, которым
книги не по карману.
Так рав Готлиб поддерживал мудрецов Торы
и, вместе с тем — давал беднякам
возможность учиться.
Получается два — в одном.
на основе комментария рава
Исраэля Бройде
(главный раввин Великобритании,
автор труда «Ишей Исраэль»; 20-й век)
3. Тысячекратно — это много или мало?
Моше, благословляя еврейский народ,
говорит: «Всевышний ваших отцов, да
прибавит к вам против того, сколько вас,
тысячекратно» (Дварим, гл. 1, ст. 11).
Раши (раби Шломо бен Ицхак — величайший
комментатор Торы и Талмуда; Франция, 11-й век)
пишет, что евреи были не довольны этим
благословением.
— Моше, почему ты ограничиваешь бераху
(благословение), облекая ее в конечные цифры?!
— возмущались они. — Ведь, Всевышний
благословил Авраама, пообещав, что его
потомство будет неисчислимо, как прах земли
(Берешит, гл. 13, ст. 16).
— Всевышний — бесконечен, — отвечал им
Моше, — и может дать безграничную бераху.
Я же — человек, имеющий ограничения…
Раби Акива Эйгер (выдающийся Учитель
Талмуда, автор многих книг; Пруссия –
Польша, вторая половина 18-го — первая
половина 19-го вв.) объясняет, что бераха
Моше, хоть и выглядит «ограниченной», но в
действительности — абсолютно запредельна.
Вспомним притчу об изобретении шахмат.
Мудрец, придумавший шахматы, попросил в
награду рис. Так, чтобы на первую клетку
шахматной доски положили одно рисовое
зернышко, на вторую — два, на третью —
четыре и т.д. Очень скоро выяснилось, что на
всем Земном шаре не хватит риса, чтобы по
этому принципу заполнить шахматную доску.
А теперь представьте доску, состоящую не
из 64, а из 1.000 клеток. Причем, на первой
клетке — 600 тысяч взрослых мужчин, на второй
— в два раза больше, на третьей — в четыре
раза больше и т.д. Понятно, что на этой доске
окажется людей больше, чем на всей планете,
за всю историю существования человечества.
Попутно отметим, что принцип шахматной
доски был заложен в Торе задолго до
изобретения шахмат.
Но даже если рассмотреть простое
тысячекратное увеличение численности
народа (евреев тогда было примерно 3
миллиона, считая детей, юношей, стариков и
женщин) — тысячекратное увеличение дает
нам 3 миллиарда человек. Совсем неплохо для
одного народа.
Так чего же не хватало евреям? Почему их не
удовлетворило благословение Моше?
У каждой заповеди есть свой размер и своя
мера.
Например, цицит (см. на сайте, к примеру,
ответ «Помогите глубже понять суть
заповеди о цицит», № 4439 — с
материалами, обозначенными в нем линками)
имеет определенное число узлов и нитей.
В тефилин (см. на сайте ответ «Как
правильно надевать тефилин», № 860) —
установленное количество пергаментов (клафов)
с отрывками из Торы.
Конструкция сукки по всем параметрам
имеет определенные ограничения (см. на
сайте статью «Как
построить сукку»
— материалы праздника Суккот, раздел «Праздники»).
Однако две заповеди — любовь к Творцу и
трепет перед ним — ничем не ограничены.
Объясняется это тем, что все заповеди сыны
Израиля слышали из уст Моше Рабейну. Но две
— «Я Всевышний твой» и «Да не будет у тебя
других богов» — дал еврейскому народу
непосредственно сам Творец мира.
Моше, при всем его величии и уникальности,
был все же — человеком из плоти и крови.
Поэтому полученные через него заповеди
имеют размеры и ограничения.
Слава Всевышнего наполняет всю землю.
Ничто не может ограничить Его. Так и любовь
к Нему — безгранична.
Таким образом, диалог между сынами
Израиля и Моше, приведенный в комментарии
Раши, относится не только к конкретной берахе
(благословение), но и вообще — ко всем
заповедям.
на основе комментариев раби Акивы
Эйгера
(выдающийся Учитель Талмуда, автор
многих книг; Польша – Пруссия, вторая
половина 18-го – первая половина 19-го вв.)
и раби Баруха из Меджибожа
(возглавлял хасидскую общину в
Меджибоже,
внук и духовный последователь
Бааль Шем-Това, вторая половина 18-го –
первая половина 19-го вв.)
4. От кого зависит поражение и от кого —
успех
В шаббат накануне Девятого Ава, «шаббат
Хазон», принято читать фразу: «Как (на
иврите — эйха) мне нести одному вашу
тягость, ваше бремя и ваш раздор» (Дварим,
гл. 1, ст. 12). На мотив Мегилат Эйха,
книги Танаха, которую читают в пост
Девятого Ава (Тиша бе-Ав).
Слово «эйха», объединяющее
рассматриваемый фрагмент и книгу Эйха
— выражает удивление. Удивление человека,
который знал победы и успех, а потом
потерпел сокрушительное поражение.
В Талмуде (трактат Кетубот, лист 66)
рассказывается, как раби Йоханан бен
Закай (один из крупнейших Учителей Мишны
в первом поколении, 1-й век), выйдя с
учениками из Иерусалима, встретил молодую
женщину, выбиравшую ячменные зерна из
навоза коров, принадлежавших местным
жителям (неевреям). Расспросив женщину, он с
удивлением узнал, что она — из очень
богатой семьи.
— Счастлив ты, Израиль! — воскликнул раби
Йоханан бен Закай, — Когда ты исполняешь
Волю Всевышнего, ни один народ не может тебя
одолеть. Когда ты это не делаешь, Он ставит
тебя под ярмо другого народа, и даже не
самого народа, а его животных.
Можно понять счастье от выполнения Воли
Творца. Но в чем заключается счастье, когда
человек находится «под ярмом животных
чужого народа»?
Магараль (раби Иегуда Лива; один из
величайших комментаторов Торы и Талмуда,
автор многих основополагающих
мировоззренческих книг, главный раввин
Праги — Чехия; 16-й век) в своей книге Нецах
Исраэль пишет, что испытания и
наказания, которыми Всевышний подвергает
свой народ, свидетельствуют о том, что Он
нас не оставил. Что Ему не безразличен наш
духовный уровень, что Он дает нам
возможность исправиться и вернуться снова
в такое состояние, когда ни один народ не
может нас одолеть.
Рав Ицхак-Зеев Соловейчик (один из
крупнейших раввинов середины 20-го века;
Бриск или Брест-Литовск — Иерусалим) сказал,
что тяжелейшие испытания, выпавшие на долю
нашего народа, свидетельствуют о том, что не
естественный ход событий управляет нами, не
законы истории, но — Тот, кто эти законы
установил.
Нужно понимать, что Всевышний, как любой
отец, радуется, когда его детям хорошо, а
когда они страдают — Он страдает еще
сильнее.
— Уходила я в достатке, а возвратил меня
Всевышний с пустыми руками (Танах, Мегилат
Рут, гл. 1, ст.2 1), — с горечью говорит
Наоми (свекровь Рут).
Когда человеку сопутствует успех, он
зачастую относит его на свой счет. Но если
случается неудача — он воспринимает это,
как наказание Небес.
То есть, если бы не Небеса, — думает он, —
успех сопутствовал бы ему и в дальнейшем...
На самом же деле все не совсем так. Успех —
это милость Свыше. А неудача — результат
наших неверных поступков.
В Танахе об этом написано: «Преступления
ваши отвели это, и грехи ваши лишили вас
блага этого» (книга пророка Йермиягу, гл. 5,
ст. 25).
Осознав это, можно снова вернуться к
успеху, причем — на более высоком уровне,
нежели прежде. Счастлив Израиль!
на основе комментария рава Йоэля
Шварца
(Иерусалим, наше время)
5. Субботний прайм тайм
В нашей недельной главе читаем: «Но не
слушал Всевышний голоса вашего» (Дварим,
гл. 1, ст. 45).
Сефорно (раби Овадия Сефорно; известный
комментатор Торы, Италия, 16-й век) объясняет
причину: потому что осквернили Имя Творца, а
в этом случае только тешува (раскаяние),
сама по себе — не помогает.
Давид — семейный психолог, один из лучших
в этой специализации. Ему позвонили с
телевидения, сказали, что хотят взять у него
интервью. Давид согласился и с энтузиазмом
взялся за подготовку.
Не так давно он открыл для себя мир Торы. И
вот сейчас у него есть возможность
поделиться своими открытиями с братьями (т.е.
— евреями), показать им красоту и
возвышенную духовность еврейской семьи,
богатство заповедей, приоткрыть
сокровищницу тысячелетней мудрости.
Съемки прошли «на ура». Телевизионщики
были очень довольны, заплатили Давиду
тысячи шекелей и обещали вдвое больше после
выхода программы в эфир. Через неделю Давид
случайно встретил своего старого друга, к
сожалению, продолжавшего жить привычной «светской»
жизнью.
— Ну, ты и отжег в шаббат, старина! —
восхитился друг. — Такая экспрессия,
столько пищи для размышлений!..
А еще через пару дней пришел обещанный
телевизионщиками чек. Только вот, что с ним
делать?
Вообще-то, согласно «сухой букве» закона
полученный гонорар никак нельзя назвать
субботним. Ведь Давид давал интервью в
будни. Значит, это — плата за работу
произведенную в будни.
Например, человек, сдающий в аренду
свой автомобиль на несколько дней, не
должен опасаться, что на нем будут ездить в
субботу. Ведь у того, кто арендовал
транспортное средство, есть все
возможности ездить и в разрешенное для
этого время. И то, что он воспользовался
автомобилем, нарушив законы субботы —
исключительно его проблема. И тот, кто сдал
автомобиль в аренду, за это никакой
ответственности — не несет. Ибо даже мысли
о нарушении у него не было.
Поэтому в нашем случае, Давид мог
пользоваться заработанными деньгами (не
его вина — что интервью показали в шаббат).
Однако в самом факте показа все же есть
определенная, серьезная проблема.
Телезрители не знали, когда именно было
снято это интервью. И могли подумать, что
Давид снимался в субботу, в прямом эфире. А
это уже — осквернение Имени Всевышнего (хилуль
hа-Шем).
Из-за этого Давиду следовало
воздержаться от использования денег. Ведь
он, как минимум, дважды в день произносит: «И
люби Всевышнего твоего, всем сердцем твоим
и всей душой твоей и всем достоянием твоим»
(из молитвы Шма, Исраэль — Дварим,
гл. 6, ст. 5). А тому, кто действительно любит
Творца — будут противны такие деньги.
Как же поступить?
Следует пожертвовать весь полученный за
интервью гонорар — организации, которая
помогает в соблюдении шаббата, а
квитанцию отослать на телевидение .
на основе комментария рава Ицхака
Зильберштейна
(Израиль, Бней Брак, наше время)
Прочесть двадцать второй цикл обсуждения Прочесть двадцать первый цикл обсуждения Прочесть двадцатый цикл обсуждения Прочесть девятнадцатый цикл обсуждения Прочесть восемнадцатый цикл обсуждения Прочесть семнадцатый цикл обсуждения Прочесть шестнадцатый цикл обсуждения Прочесть пятнадцатый цикл обсуждения Прочесть четырнадцатый цикл обсуждения Прочесть седьмой цикл обсуждения Прочесть шестой цикл обсуждения Прочесть пятый цикл обсуждения Прочесть четвертый цикл обсуждения Прочесть третий цикл обсуждения Прочесть второй цикл обсуждения Прочесть первый цикл обсуждения
|
|
|
|
|
New Page 1
|