Двадцать второй цикл обсуждения (видео)
Прочесть двадцать первый цикл обсуждения Прочесть двадцатый цикл обсуждения Прочесть девятнадцатый цикл обсуждения Прочесть восемнадцатый цикл обсуждения Прочесть семнадцатый цикл обсуждения Прочесть шестнадцатый цикл обсуждения Прочесть пятнадцатый цикл обсуждения Прочесть четырнадцатый цикл обсуждения Прочесть седьмой цикл обсуждения Прочесть шестой цикл обсуждения Прочесть пятый цикл обсуждения Прочесть четвертый цикл обсуждения Прочесть третий цикл обсуждения Прочесть второй цикл обсуждения Прочесть первый цикл обсуждения
ГЛАВА
ГЛАВА “БО"
Место в
Торе:
вторая книга Торы — Шемот,
гл. 10, ст. 1 — гл. 13, ст. 16.
Почему
глава так называется?
По первой фразе: “Творец сказал
Моше: приди к фараону”.
Приди на иврите — бо
Обсуждение главы Бо
09.01.05
В тексте нашей недельной главы
читаем: «И так ешьте его: чресла ваши препоясаны, обувь ваша на ногах ваших и
посох ваш в руке вашей, и ешьте его с поспешностью; это — Песах Всевышнего» (Шемот,
гл. 12, ст. 11).
Идея «поспешности» повторяется в
истории об Исходе несколько раз.
Еврейский народ вот уже 2000 лет не
имеет возможности осуществлять приношения Песаха. Поэтому, наверное, праздник
Песах, увековечивший Исход народа из Египта, сегодня ассоциируется в еврейском
сознании с традицией есть мацу (хлеб из пресного теста). Кстати, и сама
маца тоже ассоциируется с «поспешностью». Как сказано: «И понес народ тесто свое
прежде, нежели оно скисло; квашни свои, увязанные в одеждах своих на плечах
своих. И испекли они тесто, которое вынесли из Египта, лепешками пресными, ибо
оно еще не взошло, потому что они выгнали их из Египта, и не могли они медлить,
и даже пищи не приготовили себе...» (Шемот, гл. 12, ст. 34, 39).
Мацу едят не только в память о
поспешности, с которой евреи покидали Египет, но и потому, что это — «хлеб
бедности». Маца воплощает в себе это качество, ибо тесто для пресного хлеба
готовится лишь из муки и воды, без добавления каких-либо других ингредиентов.
Пригодная для праздника Песах маца
должна быть испечена из теста, которое попало в печь не позднее, чем через 18
минут со времени первого контакта между водой и мукой. Тесто, замешанное и
пролежавшее больше 18 минут отбраковывается, как «хамец», то есть тесто,
успевшее подойти, и потому не обладающее свойствами пресного теста.
Тот, кто когда-нибудь наблюдал, как
пекут мацу к Песаху, уходил с впечатлением, что люди, осуществляющие этот
процесс, очень торопятся.
В чем смысл такой ассоциации?
После последней казни — уничтожения
первенцев евреи, казалось бы, могли уходить из Египта, не спеша. Почему же было
так важно поскорее покинуть Египет? Почему в память об Исходе необходимо
вернуть это ощущение спешки при выпечке мацы?
Рав Моше Хаим Луцато
(один из крупнейших Учителей Торы, великий каббалист; Италия – Эрец Исраэль,
18-й век) в своей наиболее известной работе Месилат Иешарим
отмечает черты, которые должен развить в себе человек, стремящийся установить с
Творцом близкие отношения. И в первую очередь, упоминает — расторопность. На
иврите эта важная черта еврейского характера называется — зеризут.
Каждый из нас попадал в ситуацию,
когда приходилось делать что-то очень быстро. Мы ограничены временем и сроками,
которые даются нам для выполнения той или иной работы или — для принятия
какого-либо важного решения и т.п. Но здесь говорится о том, что расторопность —
положительная черта еврейского характера. Это уже — что-то новенькое.
Однако рав Луцато подчеркивает, что
зеризут не просто «положительная черта» — без нее невозможно подниматься
«по лестнице» к Всевышнему. Как это понимать?..
10.01.05
В Торе сказано: «Соблюдайте
заповедь об опресноках — маце» (Шемот, гл. 12, ст. 17).
Надо читать не маца (то есть
пресный хлеб), но — «мицвот» (заповеди), — объясняют на страницах Талмуда (трактат
Песах, гл. 9) Учителя. — Так же, как нам запрещено употреблять в
пищу мацу, тесто для которой простояло более 18-ти минут (мацу нужно готовить
очень быстро), так же мы не должны задерживаться в исполнении мицвот. Как
только нам предоставляется такая возможность, мы тут же делаем то, что от нас
требуется в том или ином случае.
Отсюда как будто бы следует, что
заповедь, выполненная незамедлительно и с энтузиазмом, ценится больше, чем
мицва, которую не торопились исполнять. Но нет, дело тут не в этом. Мицва,
выполненная, не торопясь, — говорят наши Учителя, — портится так же, как тесто,
предназначенное для мацы.
Но мицва — не пища. Как же
она может «испортиться», если не поспешить ее выполнить?
Заповедь по определению нельзя
выполнить вовремя, — пишет в своем труде Гевурот а-Шем Маѓараль
(раби Иегуда Лива; один из величайших комментаторов Торы и Талмуда, автор многих
основополагающих мировоззренческих книг, главный раввин Праги — Чехия; 16-й век).
Мицвот не относятся к нашему материальному миру, существование которого
закончится, они принадлежат вечности. Тот, кто исполняет мицву во
временном измерении, демонстрирует непонимание самой природы мицвы.
Когда человек выполняет заповедь,
он вступает в мир вечности. Ограничить мицву временными рамками, значит —
«испортить» ее.
Попытаемся разобраться в этой
концепции.
Занимаясь любым видом деятельности,
человек постоянно осознает ее временные параметры. Когда мы молоды, мы планируем
наше будущее. Когда мы достигаем среднего возраста, мы думаем о том, как
обеспечить нашу старость и помочь нашим детям найти свой путь в жизни.
Беспокойство о времени формирует людские характеры, придает всем нашим действиям
определенную окраску. Когда мы стареем, к нам приходит ощущение усталости от
всепоглощающей бесконечной заботы о будущем. Редкие индивидуумы в состоянии
сохранить в преклонные годы воображение и энергию, чтобы что-то в своей жизни
изменить.
Ученые, работающие в области
экологии, постоянно предостерегают, напоминая о том, что мы слишком
расточительно используем ограниченные природные ресурсы. Нас заботит, как наши
внуки смогут выживать на нашей чрезмерно загрязненной планете. Мы настолько
озабочены нашим будущим, что сил у нас уже не хватает, чтобы подумать о том, что
будет после того, как мы уйдем из этого мира. Ощущение быстротечности времени не
дает нам задумываться далеко вперед даже о наших собственных жизнях. Молодых
людей не заботит их старость. Наблюдая, как быстро уходит время, мы не хотим
тратить его на размышления о том, что будет после того, как мы умрем. Грядущий
Мир слишком мало нас заботит. Мы гораздо больше озабочены тем, что случится
послезавтра. Мы осознаем собственную смертность, и все наше внимание
сосредоточено на песке, который сыпется в песочных часах нашей жизни…
11.01.05
В утренней молитве Шахарит
мы произносим: «Благословен тот, по слову Которого возник мир, благословен Он.
Благословен тот, Кто создал вселенную (в оригинале — осэ берешит)».
В этой фразе говорится о времени, —
объясняет Виленский Гаон (раби Элиягу из города Вильно; Литва, вторая
половина 18-го века; назван Гаоном — почетнейший титул — за исключительные
знания всех разделов Торы и праведность). — Еще до того, как Всевышний сотворил
вселенную, Он создал время…
Еврейская традиция дает нам
информацию, что мир создан Десятью Речениями. Но в книге Берешит
находим только девять Речений. Учителя на страницах Талмуда (трактат
Рош а-Шана, лист 32) поясняют, что самое первое слово в Торе — «В
начале (в оригинале на иврите — берешит)» — тоже Речение.
Это Речение, — отмечает Виленский
Гаон, — сообщает о создании времени. Время не случайно появилось раньше других
творений. Его цель — подчеркнуть, что весь созданный естественный мир, описанный
в книге Берешит, существует во временных рамках. Однако вселенная,
о которой говорится в книге Берешит, еще не исчерпывает собой всю
реальность. И человек не может быть ею удовлетворен. Союз между душой и телом
сравнивается в одном из Мидрашей (Устная Тора) с союзом между принцессой и
крестьянином. Любящий муж добывает все необходимое, чтобы дать ей максимальный
комфорт, чтобы она жила, по его представлениям — в роскоши, но она все равно не
удовлетворена. Как бы крестьянин не напрягал свое воображение, пытаясь
представить обстановку, в которой принцесса чувствовала бы себя комфортно, он не
может сделать так, чтобы их семейный очаг стал для нее «домом», потому что сам
он никогда не жил во дворце. Он не в состоянии воспроизвести то, что ему не
довелось испытать (Коэлет Раба, гл. 6, ст. 6).
Человек по сути своей — прекрасная
модель такого брака между «принцессой» (душа) и «крестьянином» (тело).
Душа (принцесса) была вынуждена оставить Дворец Всевышнего, вступить в союз с
телом (крестьянин) и спуститься в наш мир. Отсюда — чувства разочарования и
неудовлетворенности, которые испытывают люди, живя в земном, материальном мире.
И чем бы они ни занимались, им не дано заполнить образовавшуюся в их душах «пустоту».
Ибо душа жаждет того, что тело не в состоянии ей предоставить.
Эта постоянная неудовлетворенность
толкает человека на поиски «счастья». Он проводит свою жизнь в суете, ставит
перед собой новые и новые цели, думая, что будет действительно счастлив, если
получит то-то и то-то или — станет тем-то и тем-то. И не осознает, что никакие
приобретенные земные блага не помогут — его душа все равно будет стремиться к
чему-то другому…
12.01.05
История Исхода это, по сути —
история рождения еврейского народа. Для того, чтобы справиться со своей миссией,
еврейский народ должен выполнять заповеди. Большинство заповедей не имеет
отношения к земным заботам человека, имеющим временные рамки. Заповеди не
предназначены для того, чтобы улучшать чье-то временное пребывание в мире,
имеющем временное измерение, или — обогащать кого-то. Поэтому единственный
способ посвятить себя выполнению мицвот — научиться жить с осознанием
мира Грядущего.
Человеку трудно не думать о времени,
о том, как тикают часы, отсчитывая минуты его жизни. И все-таки еврей
должен подняться над этим земным ощущением и осознать себя «вечным существом» —
вне времени. А для этого необходимо развить в себе черту, о которой мы
говорили в начале нашего обзора, то есть — расторопности (на иврите — зеризут).
Как история Исхода приводит к
развитию этой черты еврейского характера?
Чудеса Исхода связали еврейскую
душу с вневременным миром. Но тот факт, что душа человека связана с вечностью,
не освобождает ее от пределов физического тела и не отрывает от мира смертных.
Пока человек жив, он, независимо от состояния его души, пребывает в тисках
материального мира. То есть — одновременно принадлежит двум мирам, миру вечности
и миру физическому. И это приводит к тому, что человек пребывает в состоянии
непрекращающегося духовного конфликта.
Когда под воздействием времени
осознание вечности сжимается, человек испытывает чувство разочарования, которое
провоцирует в нем желание вновь обрести ощущение свободы вечности. Это
проявляется в том, что люди предельно «ускоряют» свою деятельность — чтобы
максимально, насколько возможно, приблизить себя к вечности. Таким образом,
вновь обретенное осознание вечности развивает черту зеризут —
расторопности, когда сам по себе характер человека подталкивает его к тому,
чтобы организовать свою жизнь в как можно более высоком временном темпе —
независимо от объективной ситуации.
Большинство из 248 позитивных
заповедей Торы даны в память об Исходе, — пишет Рамбан (Рабейну
Моше бен Нахман — Нахманид; великий комментатор Торы,
Танаха и Талмуда; Испания – Эрец Исраэль, конец 12-го – начало 13-го вв.).
— Эти мицвот связывают нас с событиями того периода. Человеческая память
коротка — могут забыться даже основные вехи нашей истории. Но если мы будем
помнить Исход, исполняя заповеди, это способно повлиять на формирование
характера.
Исполнение любой заповеди соединяет
нас с вечностью. Но заповеди, связанные с Исходом, имеют еще более глубокий
смысл: выполняя их, мы восстанавливаем ту связь с бесконечностью, которую
посеяли в еврейских душах чудеса Исхода. Эта связь с вечностью — неотъемлемая
часть нашего мироощущения и проявляется в наших характерах наличием черты,
которая называется в нашей традиции — зеризут…
13.01.05
Упоминая о маце, Тора называет ее «хлебом
бедности», «хлебом бедствия» и т.д. Прочтем небольшой отрывок: «Не ешь при этом
квасного; семь дней ешь с ними опресноки, хлеб бедствия, ибо поспешно вышел ты
из земли Египетской; чтобы помнил ты день Исхода твоего из земли Египетской — во
все дни жизни твоей» (Дварим, гл. 16, ст. 3).
Именно для того, чтобы подчеркнуть
связь между мацой и бедностью (бедность на иврите — они, с
ударением на букве «о») мы в ночь пасхального Седера произносим благословение
над разломанным куском мацы. И еще: по той же причине маца, выпеченная с медом
или с другими добавками, считается некошерной и непригодной для выполнения
заповеди «есть мацу» — несмотря на то, что «технические тонкости» процесса ее
изготовления были полностью соблюдены.
И все-таки, ассоциация между мацой
и бедностью не очень очевидна. Некоторые комментаторы высказывают такое
объяснение. Маца продолжительное время находится в желудке, ибо переварить ее
трудно. Поэтому кормить ею рабов — выгодно. Они достаточно долго не испытывают
чувство голода.
Однако Маѓараль усматривает
в этом вопросе иную грань Истины.
Сама идея освобождения, избавления
от египетского рабства, — говорит он, — ассоциирует мацу с бедностью.
Богатый человек связан с
материальными ресурсами этого мира. Он владеет недвижимостью, у него есть
активные фонды, счета в банке, союзники и т.д. В отличие от него, у бедного
человека ничего нет, кроме себя самого. В таком же положении оказывается и тот,
кто только что освободился от рабства, — подчеркивает Маѓараль. — У него тоже
ничего нет, кроме себя самого. Ибо его связь с миром оборвана.
Это сравнение освободившегося от
рабства человека с бедняком говорит о духовном состоянии личности. Еврейский
народ уходил из Египта не с пустыми руками. Однако он порвал все связи с
египетским обществом, которое, по сути, предоставило ему возможность
сформироваться в своей среде в единую общность. С позиций духовности сыны
Израиля после освобождения остались в одиночестве и изоляции.
Чтобы понять эту концепцию, мы
должны проанализировать ее на более глубоком уровне. Аналогия с бедностью
выявляет состояние души в нашем физическом мире. В материальном мире душа не
имеет ничего, и поэтому ей как бы не за что «зацепиться». Душа — как «принцесса»
в доме «крестьянина» (см. выше). Наш мир для нее — «изгнание». Здесь она
пребывает в «бедности». Если у нее и есть с чем-то связь, то — лишь с вечностью,
с иным, духовным измерением.
Праздник Песах служит напоминанием
о связи с вечностью. Поэтому в «программу» праздника Тора включает заповедь «есть
мацу».
В Торе читаем: «...дерево хорошо
для еды, и что оно услада для глаз и вожделенно дерево для познания... (Берешит,
гл. 3, ст. 6).
Комментаторы дают этому отрывку
такое разъяснение. Евреи «спустились» в Египет, потому что в Эрец Исраэль
был период неурожаев, и наступили голодные времена. То есть формально они попали
в рабскую зависимость из-за пищи. В память об этом еда, которую готовят к
пасхальному Седеру, должна быть простой. А вместо хлеба в дни праздника Песах
едят мацу, выпеченную из теста, которое не успело закваситься (мука в смеси с
водой выпекается не позднее, чем через 18 минут после замешивания теста). Это —
пища души, пища бедности.
Смертность, которую обрел человек
после того, как Адам ослушался Творца — преодолима, — наставляют наши Учителя. —
И поход против нее должен начинаться с завоевания времени.
Об этом писал царь Давид в своих
псалмах — «Всевышний наш — во веки веков, Он будет вести нас вечно…» (Танах,
Теилим, пс. 48, ст. 15).
Здесь говорится о том, — уточняют
Учителя, — что Всевышний, который ведет нас в этом мире, будет руководить нами и
в мире Грядущем…
Автор текста раввин Носон Вайс
Иерусалим
Прочесть двадцать второй цикл обсуждения Прочесть двадцать первый цикл обсуждения Прочесть двадцатый цикл обсуждения Прочесть девятнадцатый цикл обсуждения Прочесть восемнадцатый цикл обсуждения Прочесть семнадцатый цикл обсуждения Прочесть шестнадцатый цикл обсуждения Прочесть пятнадцатый цикл обсуждения Прочесть четырнадцатый цикл обсуждения Прочесть седьмой цикл обсуждения Прочесть шестой цикл обсуждения Прочесть пятый цикл обсуждения Прочесть четвертый цикл обсуждения Прочесть третий цикл обсуждения Прочесть второй цикл обсуждения Прочесть первый цикл обсуждения
|