ТОЛДОТ 
"ТОЛДОТ"
ТОЛДОТ 
Чтение текста
Афтары

"ТОЛДОТ"

25.11.2024, 24 Heshvan, 5785

До субботы - 5 дней

New Page 1
  
Главная страница  
Анализ новостей  
Дайджест  
Помочь сайту  
Недельная глава    
Комментарии (видео)   
Комментарии (текст)   
- Чтение            
Праздники   
Лист Талмуда   
Мишна, главы   
(видеокомментарии)
   
Заповеди Торы   
Уроки по Теилим   
Молитва Шмоне Эсре   
Молитва Шма Исраэль  
Пиркей Авот   
Птихат Элиягу   
Спроси у раввина    
- Ответ дня       
- Блиц-ответы   
- Видео-ответы   
Афтарот    
- Комментарии   
- Чтение            
Аспекты Галахи   
Еврейский календарь
(цикл уроков)
   
События Бамидбар   
Этика   
Культура   
Личность   
К размышлению   
Медицина   
Психология   
Библиотека   
Аудио и Видео уроки   
Объектив   
Видео   
конференции
   
Почта   
 

        
Иерусалим
Москва
Киев
Минск
Нью-Йорк


Курс шекеля
Курс рубля
                  
                                   

  Поиск на сайте:  

 
Праздники и памятные даты:

Все еврейские даты начинаются накануне вечером!
 
Ханука
25 Кислева - 2 Тевета
(25.12.24 - 02.01.25)
Пост 10 Тевета
10 Тевета
(10.01.25)
Ту би-Шват
15 Шват
(13.02.25)
Пурим
14 Адара
(14.03.25)
в Иерусалиме -
15 Адара
(15.03.25)
Песах
15-21 Нисана
(13 - 19.04.25)
В диаспоре 
15-22 Нисана
(13 - 20.04.25)
День катастрофы и героизма
27 Нисана
(24.04.25)
День памяти павших 
3 Ияра
(30.04.25)
День независимости Израиля
4 Ияра
(01.05.25)

Лаг ба Омер
18 Ияра
(16.05.25)

День Иерусалима
28 Ияра
(26.05.25) 
Шавуот
6 Сивана
(02.06.25)
В диаспоре 6-7 Сивана
(2 - 3.06.25)
Девятое Ава
 9 Ава
(03.08.25)
Рош а-Шана
1-2 Тишри
(23 - 24.09.25)
Йом Кипур
10 Тишри
(02.10.25)
Суккот
15-21 Тишри
(07.10 - 13.10.25)
Шмини Ацерет
Симхат Тора

В Израиле - 22 Тишри
(14.10.25)
В диаспоре - 
22-23 Тишри
(14 - 15.10.25)
 



Недельная глава
Раздел ведет 
рав Элиягу Эссас
О недельных главах


Двадцать второй цикл обсуждения (видео)

Прочесть двадцать второй цикл обсуждения
Прочесть двадцать первый цикл обсуждения
Прочесть двадцатый цикл обсуждения
Прочесть девятнадцатый цикл обсуждения
Прочесть восемнадцатый цикл обсуждения
Прочесть семнадцатый цикл обсуждения
Прочесть шестнадцатый цикл обсуждения
Прочесть пятнадцатый цикл обсуждения
Прочесть четырнадцатый цикл обсуждения
Прочесть седьмой цикл обсуждения
Прочесть шестой цикл обсуждения
Прочесть пятый цикл обсуждения
Прочесть четвертый цикл обсуждения
Прочесть третий цикл обсуждения
Прочесть второй цикл обсуждения
Прочесть первый цикл обсуждения

ГЛАВА

ГЛАВА “Бешалах”

Место в Торе: Вторая книга Торы — Шемот, гл. 13, ст. 17 — гл. 17, ст. 16.

Почему глава так называется?

По первой фразе: “И было, когда послал (отпустил) фараон (еврейский) народ…”.

Бешалах в переводе на русский язык означает — «когда послал».

Обсуждение главы Бешалах

05.02.06

Когда евреи покинули Египет, они чувствовали свободными людьми, и их сердца наполнились радостью. Однако всех, безусловно, волновал один и тот же вопрос: «Что будет дальше?». Они знали, что должно произойти что-то важное и необычное. Ведь Всевышний сказал Моше, что евреи «будут служить Ему на Горе».

Речь, конечно же, шла о встрече на горе Синай, где Творец дарует евреям Тору — этот великий «документ», который поведет их по жизни, будет вдохновлять и наставлять их на протяжении всей еврейской истории.

После встречи на горе Синай, евреям предстояло проследовать далее — в Эрец Исраэль, страну, которая была обещана Всевышним Аврааму, Ицхаку и Яакову.

Но случится — непредвиденное. Вместо того, чтобы прямиком направиться к назначенному месту, евреям придется идти окольным путем, через пустыню. И этот путь займет у них сорок долгих лет.

В нашей недельной главе Бешалах описывается начало этого долгого пути. В самых первых ее фразах читаем, что, оказавшись неподалеку от Земли Израиля, еврейский народ не получил такой возможности — без промедлений вернуться «домой». Как написано: «И было, когда паро (фараон) отпустил народ, Всевышний не повел их по дороге земли Плиштим, ибо близка она. Может быть, народ, — сказал Творец, — увидев, что надо воевать, передумает и возвратится в Египет» (Шемот, гл. 13, ст. 17).

В конце нашей недельной главы мы узнаем, что евреи оказались перед необходимостью сражаться с Амалеком. Этот долгий путь в пустыне стал одной из еврейских трагедий.

Территориально евреи действительно были очень близки к Эрец Исраэль, но психологически в тот момент они не были готовы к тому, чтобы поселиться на этих землях.

Отметим: если бы евреи от Синая пошли бы в страну Кенаан (которая впоследствии стала страной Израиля) кратчайшим путем, их «путешествие» заняло бы всего пятьдесят дней. Но они потратили на дорогу сорок лет. Эти годы понадобились для того, чтобы как следует подготовиться к жизни в Стране Обетованной.

Всевышний всегда стремится к тому, чтобы человек сумел реализовать заложенный в нем потенциал, но сам человек далеко не всегда способен на это — порой ему, по тем или иным причинам, не удается откликнуться на призыв Творца.

Итак, на Моше Рабейну была возложена миссия — привести только что сформировавшийся народ к горе Синай, а потом, после многих испытаний и долгих странствий — в Эрец Исраэль. Однако, как нам известно, сам Моше так и не пересек границ Страны. Он умер на восточном берегу Иордана, и народу пришлось самостоятельно осуществить этот последний шаг.

В обзоре недельной главы Бешалах этого года (см. на сайте обзоры недельной главы Бешалах, первый, второй, третий, четвертый и пятый годовые циклы обсуждения) мы попытаемся понять «педагогические мотивы», которыми «руководствовался» Всевышний, превращая народ из слуг фараона — в своего партнера.

Поспешно выйдя из Египта (см. на сайте, к примеру, обзор недельной главы Бо, шестой годовой цикл) и спасаясь от преследования египтян, евреи стали свидетелями величайшего проявления могущества Творца — никто и никогда до этого не видел ничего подобного. Это, с одной стороны, испугало их, с другой, несомненно — внушило благоговение.

Какой же урок преподал Всевышний евреям, нарушив ради их спасения естественные законы природы?

06.02.06

Данное событие со всей очевидность проиллюстрировало идею Единства Творца, но, вместе с тем — открыло перед народом новые горизонты в отношениях с Ним.

Итак, после казней египетских произошло еще одно чудо — расступились воды, образовав проход, по которому еврейский народ вышел на противоположный берег моря.

Реакция народа Израиля на это чудо была гораздо сильнее реакции на все десять казней:

— сыны Израиля воспели песнь Творцу;

— они поняли, что отныне, египетское рабство — в прошлом;

— евреи искренне поверили в Творца и в то, что Моше — Его посланник.

И тут естественным образом возникает вопрос: почему реакция народа на проявление безграничной Всесильности Всевышнего была столь глубокой и сильной?

Мы сможем ответить на него, разобравшись в другом — что заставило египтян последовать за евреями в воды моря?

Раньше мы читали в Торе, что фараон считал себя богом Нила. Возможно, египтяне сделали из этого вывод, что Всевышний (которому поклоняются евреи) — могущественней их бога на суше, а вот в воде преимущество будет на их стороне. Возможно, эту логику восприняли и некоторые евреи. Факт гибели египтян в водах моря стал подтверждением превосходства Всевышнего всюду и во всем.

Казалось, сам египетский бог был поглощен морской пучиной. И в этом заключался величайший урок, преподанный народу Израиля — урок, имеющий далеко идущие, чрезвычайно важные последствия.

Это было истинным откровением Творца, — писал Раши (раби Шломо бен Ицхак — величайший комментатор Торы и Талмуда; Франция, 11-й век), комментируя один из отрывков книги Шемот (гл. 15, ст. 2), — простая служанка в тот миг увидела то, что мог видеть только пророк.

Однако полученное у моря необыкновенное впечатление, разумеется, не снимало вопрос: что же будет дальше?

Отрадно сознавать, что Всевышний защищает сынов Израиля, сокрушая тех, кто хочет причинить им вред. Но люди не могут постоянно зависеть от чудес, им необходима возможность реализовывать имеющееся у них право свободы выбора и принимать собственные решения.

Тут важно отметить, что между чудом на море и чудесами, явленными евреям в Египте (десять казней) есть принципиальная разница. И, прежде всего — в «методе» осуществления этих надъестественных явлений.

Об этом мы узнаем из текстов Торы, где написано: «А ты (Моше) подними посох твой и протяни руку твою к морю, и рассеки его, и пройдут сыны Израиля среди моря по суше» (Шемот, гл. 14, ст. 16). И далее: «И простер Моше руку свою на море, и отводил Всевышний море сильным восточным ветром всю ночь, и сделал море сушею; и расступились воды. И пошли сыны Израиля внутри моря по суше...» (Шемот, гл. 14, 22). А еще чуть ниже читаем: «И сказал Всевышний Моше — протяни руку твою к морю, и да обратятся воды на египтян, на колесницы их и на всадников их» (там же, ст. 26).

Вспомним, что чудеса в Египте, перед фараоном, Моше «осуществлял» с помощью своего посоха. Здесь же, у моря, Творец дает иное указание — посох остается в его руке (об этом написано в книге Зоѓар), но не используется. «Инструментом» же, которому «подчиняются» воды морские, служит не этот раз рука Моше…

07.02.06

Отметим еще один важный момент: рассечение вод Тростникового моря (ныне — Горькие озера, когда-то составлявшие с теперешним Красным морем единый водный массив) происходит не сразу, а в результате того, что всю ночь дул восточный ветер (очевидное чудо как бы «замаскировано» под «естественное» явление природы). Простертая рука Моше обретает «чудодейственную силу» посоха, а ветер, возникший по мановению руки Моше, как будто бы сам совершает чудеса, подобные египетским.

Однако народ почувствовал Руку Творца — в его сознании проявление безграничной мощи Всевышнего связано, прежде всего, с рассечением морских вод.

Далее, перейдя море, сыны Израиля продолжили путь по пустыне. И вот случилось, что в самом начале своего долгого и трудного похода они, как можно предположить, остались без воды. В Торе об этом написано: «...и шли они три дня по пустыне, и не находили воды» (Шемот, гл. 15, ст. 22).

Обратим внимание, что в тексте Торы не говорится о том, что евреи искали воду. Нет здесь и прямого указания на то, что они изнывали от жажды. Нам представлена в этом отрывке лишь «сухая» констатация факта — «не находили воды».

И вот, когда достигли евреи места под названием Мара, они обнаружили воду. Но она оказалась — горькой.

Если бы люди действительно изнывали от жажды, они с жадностью пили бы и горькую воду и, может быть, даже не сразу ощутили бы, что у нее «не тот» вкус. Но нет, в данной ситуации все было иначе. Они хотели найти воду, чтобы вновь почувствовать Присутствие Всевышнего. Они, не отдавая себе в этом отчет, страстно желали, если не чуда, то — чего-то такого (похожего на то, что произошло у Тростникового моря), что продемонстрировало бы им: Творец здесь, с ними.

В таком контексте мы можем лучше понять суть повеления, которое дал Всевышний Моше. В Торе об этом читаем: «...и указал ему (Моше) Всевышний дерево, и он бросил его (это дерево) в воду, и стала вода пресною. Там установил Он ему закон и правосудие» (Шемот, гл. 15, ст. 25).

Почему, желая убедиться, что Всевышний не оставил их, люди искали именно воду? Что добавляет данный эпизод в отношения еврейского народа с Творцом?

Чтобы ответить на эти вопросы, нам, в первую очередь, следует сконцентрироваться на том, что вода — источник жизни. Оставшись без воды, человек теряет жизнеспособность и погибает. Однако истинный Источник жизни — Творец. Он «командирует» в наш мир души, облекая их в тела, Он постоянно поддерживает жизнедеятельность людей потоками льющейся с Неба животворящей энергии.

Теперь нам понятно, что рассматриваемый нами фрагмент содержит в себе глубочайший мировоззренческий и педагогический смысл.

Проследим последовательность событий. Люди, как они полагали, искали воду, но в действительности искали Всевышнего. Воду они, наконец, нашли, но — «горькую». И вот Моше бросает в нее кусок дерева — и вода становится сладкой…

Возникает вопрос: что это было за дерево такое, которое сделало воду вкусной, пригодной для питья?

Это было, — отвечают наши Учителя, — Дерево Жизни, то есть — Тора, которую Всевышний дал сынам Израиля на горе Синай…

08.02.06

Итак, в месте под названием Мара Всевышний преподал еврейскому народу очень важный урок. Он показал, что Тора — не обычный дар, которым при желании можно пользоваться, а при отсутствии такого желания — «убрать на полку». Люди, наверное, впервые осознали, что без Торы «вода будет горькой», то есть жизнь без Торы — лишена смысла.

У них появилась возможность понять, что Тора — необходимая «инструкция», которую надо постоянно применять в жизненной практике. А, кроме того, событие в Маре показало, что Тора — новое средство, с помощью которого народ Израиля сможет устанавливать связь с Творцом и ощущать Его Присутствие.

Далее наступил момент, когда народ Израиля начал жаловаться на скудность пищи в пустыне. И тогда Всевышний стал посылать им с Неба ман (см. на сайте ответ «Что такое ман).

На первый взгляд, может показаться, что у мана — весьма незатейливая и чисто практическая роль: сделать так, чтобы люди были сыты. Но и здесь все — далеко не так просто. Сама организованная Творцом «система» выпадения мана наводит нас на мысль о том, что и это — своеобразная школа соблюдения заповедей.

Посудите сами. Пять дней в неделю (по будням) ман выпадает в определенных количествах, достаточных, чтобы накормить в еврейском стане всех людей. На шестой день с Неба спускают двойную порцию. А на седьмой день — в шаббатман вообще не выпадает.

Получив на шестой день двойную порцию мана, люди спросили Моше, что означает сия необычная щедрость. И ответил народу Моше: «...вот что говорил Всевышний — покой, суббота святая Всевышнему завтра...» (Шемот, гл. 16, ст. 23).

Как нам известно, шаббат — это день, в течение которого мы не занимаемся конструктивной, созидательной деятельностью. И Сам Всевышний, сотворив вселенную за шесть дней, на седьмой — отдыхал (см. на сайте Введение в трактат Шаббат).

Люди заботились лишь о «хлебе насущном», однако Всевышний и тут «перевел стрелки», открыв перед ними путь повышения духовного уровня и еще одну возможность установления связи с Ним.

Мы видим, как Творец постепенно, шаг за шагом, подготавливал народ, который только что вышел из рабства, к самостоятельной жизни на Земле, обещанной Им Аврааму. На Земле, где Тора должна навсегда стать неотъемлемой частью еврейской жизни.

Недаром Всевышний в общении с еврейским народом в пустыне не использует более «откровенные» чудеса. То есть очевидные чудеса, обнаруживающие Его Присутствие, продолжались еще очень долго, вплоть до разрушения Первого Иерусалимского Храма (см. на сайте, к примеру, обзор листа 21 трактата Йома). Но они, как мы уже говорили, всякий раз были тщательно «замаскированы» под естественные природные явления. Тот же ман, например, выпадал в виде осадков. Вода стала «сладкой», потому что в нее добавили «соответствующий компонент» (бросили дерево)…

В «механизме» выпадения мана, кстати сказать, присутствует и другой «педагогический» аспект. Чувство голода — совершенно естественная реакция человеческого организма на отсутствие еды. И насыщение маном — «урок», демонстрирующий, что пища существует не для того, чтобы «набить желудок», но для того, главным образом, чтобы снабдить человека физической энергией для служения Творцу. Так самое «земное и низменное» наполняется духовным содержанием — в этом и состоит одна из основных целей еврейской традиции.

Понятно и без дополнительных разъяснений, что, получая пищу в виде мана с Неба, люди освобождались от суровой необходимости добывать себе пропитание тяжким трудом, и у них оставалось много времени на изучение Торы…

09.02.06

Однако преподнесенные Всевышним уроки евреи усваивали не без труда. Ситуация, в которую они попали, была, казалось бы, «ясней ясного». Всевышний дает им пропитание, укрывает их Облаком, а они, уже зная, что отныне средством их связи с Творцом будет — Тора, не только предъявляют претензии Моше, но и вопрошают: «Есть Всевышний среди нас или нет?» (Шемот, гл. 17, ст. 7).

И вот Всевышний, в ответ на их стенания, говорит Моше: «...возьми с собой старейшин народа Израиля и посох твой, которым ты ударил по реке (Нил) возьми в руку твою, и пойди...» (Шемот, гл. 17, ст. 5).

Итак, наступил момент, когда снова понадобился посох. И это означает, что люди, вместо того, чтобы отдалиться от чудес и двигаться вперед, постигая Тору, делают шаг назад — к Египту. Это явно прочитывается в ответе Творца — «возьми посох твой, которым ты ударил по реке (Нил)». И вот тут-то на пути евреев возникает Амалек.

Амалек представляет философию, в основе которой — отрицание самой идеи существования Всевышнего. Все, что происходит в мире, объясняет он — цепь случайных стечений различных обстоятельств. Ничего во вселенной невозможно предвидеть. То есть вселенной, как считает Амалек, управляет — природа.

В Торе, в том месте, где Моше, напутствуя еврейский народ перед его вступлением в Эрец Исраэль, «завещает» помнить об Амалеке, читаем: «Помни, что сделал тебе Амалек… когда выходили вы из Египта. Как он встретил тебя и перебил позади тебя всех, кто ослаб в пути...» (Дварим, гл. 25, ст. 17-18).

«Ослабли в пути» те, кто позволил себе усомниться в Присутствии Всевышнего. Они, прежде всего, и подвергались нападению амалекитян. Чтобы научиться устанавливать и поддерживать связь с Творцом, евреям понадобился еще один урок. Этим уроком и стала война с Амалеком.

Тора сообщает, что во время этой войны, Моше вновь берет с собой посох Всевышнего (Шемот, гл. 17, ст. 9). И далее сказано: «И было, как поднимет Моше руку свою — победу одерживает Израиль, а как опустит руку свою — одолевал (евреев) Амалек» (Шемот, гл. 17, ст. 11).

Действительно ли руки Моше могли приносить победу или поражение? — спрашивает Талмуд (трактат Рош а-Шана, лист. 29). И отвечает: руки Моше, когда он воздевал их к Небесам, помогали сынам Израиля поднять глаза вверх и сконцентрироваться на мыслях о Всевышнем. И Всевышний «улавливая сигналы» с земли, посылал евреям победу.

Представим себе картину сражения. Моше взял с собой на поле брани посох. Но пользуется не им, а — руками. Вот он воздевает их к Небу, и сыны Израиля начинают побеждать… Не правда ли, этот эпизод напоминает сцену рассечения Тростникового моря? Ведь так же было и тогда: у Моше был посох, но он «вызывал» надъестественные явления — руками.

Здесь, в войне с Амалеком, связь между руками Моше и исходом сражения еще более очевидна. Руки Моше как бы заставляют людей осознать, что Всевышний видит их и что Он — Всесилен.

Подчеркнем, что изначально войны с Амалеком, по крайней мере — в тот период, когда народ еще не окреп, не было в Плане Всевышнего. Если бы сыны Израиля усвоили преподанный им урок еще в Маре (эпизод с «горькой водой» — см. выше), если бы они с помощью Торы установили бы связь с Творцом, Амалек не посмел бы на них напасть — он перед ними, со своей «материалистической» философией, был бы просто бессилен.

Однако же поведение евреев создало ситуацию, когда им понадобилось преодолеть на пути к Эрец Исраэль новые, непредвиденные трудности. Так и в дальнейшем, на протяжении всей еврейской истории, приносили людям новые и новые тяготы и испытания, а многие возможности так и оставались нереализованными.

В этом и состоит трагедия, описанная в недельной главе Бешалах. В этом — главное послание этой недельной главы нам, современным людям.

Каждый урок Всевышнего открывает перед нами новые возможности духовного роста. Наша задача — понять смысл урока, усвоить его и использовать полученное знание в служении Ему…

Автор текста рав Ари Канн


Прочесть двадцать второй цикл обсуждения
Прочесть двадцать первый цикл обсуждения
Прочесть двадцатый цикл обсуждения
Прочесть девятнадцатый цикл обсуждения
Прочесть восемнадцатый цикл обсуждения
Прочесть семнадцатый цикл обсуждения
Прочесть шестнадцатый цикл обсуждения
Прочесть пятнадцатый цикл обсуждения
Прочесть четырнадцатый цикл обсуждения
Прочесть седьмой цикл обсуждения
Прочесть шестой цикл обсуждения
Прочесть пятый цикл обсуждения
Прочесть четвертый цикл обсуждения
Прочесть третий цикл обсуждения
Прочесть второй цикл обсуждения
Прочесть первый цикл обсуждения

Чем раввин отличается от священника? Что входит в его обязанности?


Поиск по сайту:

New Page 1



 


 

 
New Page 1

Главная страница  |  Помочь сайту
  Анализ новостей  |   Дайджест
Недельная глава   |   Праздники   |   Лист Талмуда     
Спроси у раввина:   /   Ответ дня  /   Блиц-ответы
Объектив  |   Афтарот  |   Заповеди Торы
Этика  |   Видеоконференции  |   Культура  |   Личность
К размышлению  |   Медицина  |   Психология 
Библиотека  |   Аудио-уроки  |  


Посещайте наш сайт ежедневно!

Обновления сайта производятся каждые 2 часа ежедневно
(кроме субботы и праздников) до 22 часов по израильскому времени

Присылайте Ваши предложения и пожелания по адресу: webmaster@evrey.com

logo ©

© 2001-2024 Evrey.com  
New Page 1


 
 
  Лучшие Сайты
Израиля