Двадцать второй цикл обсуждения (видео)
Прочесть двадцать первый цикл обсуждения Прочесть двадцатый цикл обсуждения Прочесть девятнадцатый цикл обсуждения Прочесть восемнадцатый цикл обсуждения Прочесть семнадцатый цикл обсуждения Прочесть шестнадцатый цикл обсуждения Прочесть пятнадцатый цикл обсуждения Прочесть четырнадцатый цикл обсуждения Прочесть седьмой цикл обсуждения Прочесть шестой цикл обсуждения Прочесть пятый цикл обсуждения Прочесть четвертый цикл обсуждения Прочесть третий цикл обсуждения Прочесть второй цикл обсуждения Прочесть первый цикл обсуждения
ГЛАВА «Бешалах»
Место в Торе:
вторая книга Торы — Шемот, гл. 13, ст. 17 - гл. 17, ст. 16.
Почему глава так
называется?
По первой
фразе: «И было, когда послал
(отпустил) фараон (еврейский)
народ…».
Бешалах
в переводе на русский язык означает — «когда послал».
Обсуждение главы
Бешалах
1. Шаббат Шира
Суббота, в которую читают недельную главу Бешалах, имеет особое
название — «Шаббат Шира».
Дело в том, что в этой главе приведена песня (на иврите — шира), которую
пели сыны Израиля вместе с Моше после чуда с рассечением моря Суф. Тогда воды
моря расступились перед евреями и сомкнулись над египтянами, погубив их.
Сыны Израиля настолько воодушевились этим чудом, что выразили свои чувства в
песне восхваления и благодарности Творцу. Ее еще называют — "Песнь на море" (в
оригинале — Шират
hа-Ям)
Нужно отметить, что события, описанные в недельной главе Бешалах,
включая и «Песнь на море», происходили весной, в месяце Нисан. Но чтение
этой недельной главы выпадает на зиму.
Поэтому непонятно, почему субботу главы Бешалах называют Шабат
Шира? Ведь «Песнь на море», согласно календарю, пели в другое время. А если
суббота получила свое название, благодаря событиям, описанным в недельной главе,
то субботу, в которую читают главу Итро, должны были бы назвать
«Шаббатом дарования Торы». Ведь это ее центральная тема. Но ее так не называют.
В
годовом цикле чтения Торы — четыре субботы с особыми названиями: Шкалим
(шекели), Захор (помни), Пара (корова) и Ходеш
(месяц). Их названия связаны не с недельными главами, которые читают в эти
субботы, но — с мафтирами (мафтир — заключительная часть читаемого
отрывка).
В
эти субботы читают мафтиры, не связанные с недельной главой.
Например, в шабат «Шкалим» читают о заповеди собирать на нужды Храма по
половине шекеля с каждого взрослого мужчины. Эту заповедь выполняли в течение
месяца Адара (в високосном году — в течение второго Адара).
Поэтому в шаббат накануне новомесячья (на иврите — рош ходеш) в
качестве мафтира читают отрывок, напоминающий о начале сбора серебряных
монет, достоинством в половину шекеля. И субботу эту называют — «Шаббат Шкалим».
Но
недельную главу Бешалах не читают ни в Нисане, ни перед началом
этого месяца. Так почему же субботу, на которую выпадает чтение этой недельной
главы, называют «Шабат Шира»?
Дело в том, что текст этой «Песни» записан в Торе особым образом. При этом
строчка разделена на три части — так, что с правого края написано одно слово,
затем идет длинный пробел посередине строки и группа из четырех-пяти слов, затем
снова длинный пробел и одно слово на левой стороне. Следующая строка состоит из
двух групп слов по краям и длинным пробелом посередине.
Такой порядок написания называется — «половинка кирпича на кирпиче, и кирпич на
половинке» (трактат Мегила, лист 17).
И
действительно, структура текста напоминает по виду кирпичную кладку — когда на
два кирпича кладется половинка, целый кирпич и еще одна половинка, а на них
снова два кирпича и т.д.
Изменение в написании текста Торы способно привести к изменениям в духовном мире
человека, выстроить его, привести в порядок.
В «Шаббат
Шира» душа поет от особенной радости, так, что у чувствительных людей, ноги
готовы пуститься в пляс.
Подобное единение с Творцом преображает человека, обновляет его — он, как бы
становится новым творением.
В
Мидраше говорится, что Каин рассказал Адаму о том, что сделал тешуву (тешува
— это раскаяние и возвращение на пути Творца) и был прощен.
Слова Каина подарили Адаму надежду. Ведь и он нуждался в тешуве и
прощении. И под впечатлением сказанного Каином, Адам составил Псалом субботнего
дня — «Песнь на день субботний» (Теилим — Псалмы царя Давида, гл.
92, ст. 1). Такая Песнь, наряду с тешувой — помогает исправить ущерб,
нанесенный прегрешением.
Пророк видел Всевышнего в окружении сарафов (сараф — духовная
сущность, вид малаха, в условном переводе — ангела). Как сказано в
Танахе: «Шесть крыльев, шесть крыльев у каждого из них» (книга пророка
Йешаягу, гл. 6, ст. 2).
В
комментарии к Талмуду (трактат Санhедрин,
лист 37) Учителя эпохи Тосафот (Германия, Франция, 12-13 вв.) пишут, что
сараф каждый день воспевает Всевышнего. Причем, каждый день он взмахивает
другим крылом. А в субботу он жалуется, что у него нет больше крыльев. И тогда
Творец отвечает ему, что на земле есть у Него еще одно крыло — это сыны Израиля,
которые поют Ему Песнь.
Когда же наступает «Шаббат Шира» — духовный потенциал «Песни на море»
объединяется с потенциалом «Песни субботнего дня». И это взаимодействие вызывает
небывалую радость.
Наша задача — не упустить эти потрясающие, удивительные возможности…
на основе комментария раби Ицхака-Меира Альтер из г. Нова-Гура
(основатель движения Гурских хасидов; известен и как Хидушей
hа-Рим
— по названию написанной им книги Хидушей
hа-Рим;
Польша, конец 18-го – первая половина 19-го вв.)
2.
Цель странствий — отдых
Написано в нашей недельной главе: «И было, когда отпустил фараон народ, не повел
их Всевышний по короткой дороге через страну филистимлян» (Шемот,
гл. 13, ст. 17).
Фараон отпустил? Но ведь в другом месте сказано, что Всевышний вывел их из
Египта (Бамидбар, гл. 23, ст. 22).
В
действительности — Всевышний вывел, а фараон проводил.
Отсюда видно, что освобождение (геула) сынов Израиля свершилось не
благодаря их заслугам, но только — по великому Милосердию Всевышнего. Поэтому
мера суда не могла войти тогда в полную силу, и египтяне не были полностью
уничтожены.
Наш
фрагмент начинается выражением «и было» (в оригинале — вайеhи).
Оно указывает на развитие событий, далекое от идеала.
Но
когда сыны Израиля были готовы на самопожертвование ради Творца, когда, не
раздумывая особо, вошли в море и шли вперед, не останавливаясь, не взирая на
опасность утонуть — тогда и были уничтожены египтяне. Кк общей радости. Как
сказано в Танахе: «Во время гибели злодеев — торжество (Мишлей —
Притчи царя Шломо, гл. 11, ст. 10).
Тогда же и всем стало ясно, что это именно Всевышний вывел сынов Израиля из
Египта.
Таким образом, чудо с рассечением моря Суф стало как бы коррекцией, исправлением
Исхода из Египта.
Почему фараон провожал сынов Израиля?
Обычно провожают тех, с кем чувствуют общность, близость, родство. И
действительно, среди евреев были и такие люди, которые неохотно покидали Египет.
Им нравился образ жизни египтян, они приняли их духовные ценности и устремления.
Провожая их, фараон пытался усилить зарождающийся раскол, который впоследствии
вылился в бунт против Моше и Аарона.
Благодаря этому сопровождению, фараону удалось впрыснуть в некоторых евреев яд
чуждой культуры, чуждого мировоззрения. И они потом — еще не раз порывались
вернуться назад в Египет.
У
этого фрагмента есть и дополнительный смысл.
Фараон хоть и отпустил сынов Израиля из своей страны, из дома рабства, но
Всевышний все же не прекратил бедствия (на иврите — пуранут; тот же
корень, что и у слова паро — фараон), периода десяти казней. Наоборот, он
их только усилил. Ведь наказание, постигшее египтян на море, было во много раз
страшнее всех прошлых египетских казней.
Даже отпустив евреев на свободу, фараон еще не расплатился сполна по принципу
мера за меру. С него еще будет взыскано.
И
только когда над головами египтян сомкнулись воды моря Суф, счет был
закрыт.
Слово нахам (повел) состоит из тех же букв, что и слово менуха
(отдых).
Таким образом, цель странствий и путешествий — добраться до места, где можно
будет отдохнуть, прийти в состояние покоя.
Целью переходов евреев была Земля Израиля. Только там еврей может достичь покоя
и гармонии.
Суббота названа днем отдыха, днем покоя. Она направляет человека через трудовые
будни — к шаббату, к отдохновению…
на основе комментариев рава Моше-Давида Валли
(Падуя,
Италия,
1697-1776
гг.)
и
рава Иегуды-Арье-Лейба Алтера
(Гурский Ребе — Сфат Эмет, Польша, 19 в.)
3. С корнем вырвать
идолопоклонство
Об
Исходе из Египта в Торе написано: «И направил Всевышний народ через пустыню к
морю Суф. И вооруженными вышли сыны Израиля из земли Египетской» (Шемот,
гл. 13, ст. 18).
Мы
видим, что Всевышнему было важно не просто освободить сынов Израиля из рабства,
не только вывести их из Египта, но еще, чтобы они оказались у моря Суф.
Знаю многих людей, которые мечтают попасть на море. Но чтобы этого желал Сам
Всевышний?..
Недостаточно сказать, что в Египте было сильно распространено идолопоклонство.
Оно пустило там корни. Наши Учителя отмечают, что Египет был корнем всего
мирового служения идолам.
Когда стоматолог удаляет пациенту коренной зуб, он не довольствуется удалением
только видимой части зуба, но извлекает и корень, скрытый внутри десны.
Для
победы над язычеством — недостаточно вырвать евреев из рук египетских жрецов.
Необходимо удалить идолопоклонство с корнем. Поэтому Всевышний не ограничился
Исходом сынов Израиля из Египта, но еще устроил им геулу (избавление) на
море Суф, когда воды моря расступились перед евреями и сомкнулись над головами
египтян, увлекая их на дно, где они нашли свою смерть.
В
Пасхальной Агаде, Учителя обсуждают удары, которые на суше и на море были
нанесены Египту и его идолопоклонству.
Так, раби Акива (величайший Учитель Мишны, 2-й век), анализируя фрагмент
в котором говорится о наказании Египта Всевышним — «Послал Он на них пыл гнева
Своего, ярость, и негодование, и бедствие, нашествие посланцев злых» (Теилим
— Псалмы царя Давида, гл. 78, ст. 49) — приходит к выводу, что каждая кара
состояла из пяти ударов. Ведь в этом фрагменте перечислены пять элементов, пять
составляющих наказания: гнев, ярость, негодование, бедствие и нашествие злых
посланников.
С
учетом того, что египетских казней было десять, получаем, что Египет подвергся
50-ти ударам.
А
сколько ударов было на море?
Египетские жрецы отозвались об обрушившихся на них карах, как о «персте
Всевышнего» (Шемот, гл. 7, ст. 15). А о рассечении моря сказано:
«И увидел Израиль великую руку» (там же, гл. 14, ст. 31).
На
руке обычно — 5 пальцев. Значит, на море на египтян обрушилось 250 ударов (50
x
5). Всего же по Египту на суше и на море было произведено 300 ударов.
Намек на это количество содержится во фразе из нашей главы — «И вооруженными
вышли сыны Израиля
из
земли Египетской».
Слово хамушим (вооруженные) написано без буквы вав в середине.
Поэтому его можно прочитать и как хамишим (пятьдесят).
Впрочем, написано — «вэ-хамушим» (и вооруженными). Перед словом
хамушим стоит буква вав.
Гематрия (числовое
значение) буквы вав — 6.
Таким образом, с учетом шестикратного увеличения, получаем 300 (6
x
50). То есть, мы снова пришли к суммарному числу
ударов, нанесенных по Египту и египтянам для выкорчевывания идолопоклонства.
на основе комментариев рава Иегуды-Арье-Лейба Алтера
(Гурский Ребе — Сфат Эмет, Польша, 19 в.)
и
раби Йосефа Хаима
(один из крупнейших Учителей Торы, открытой и закрытой ее части — каббалы, автор
десятков книг, в том числе — краткого кодекса законов, под названием Бен Иш Хай;
Багдад, Ирак, вторая половина 19-го века – начало 20-го)
4. Очищение души
Написано в нашей недельной главе: «И направил (в оригинале — «вайясев»)
Всевышний народ через пустыню к морю Суф. И вооруженными вышли сыны Израиля из
земли Египетской» (Шемот, гл. 13, ст. 18).
Выражение «вайясев» созвучно слову «асева» (возлежание на
трапезе). Исходя из этого, Учителя постановили, что во время Пасхального
Седера даже последний бедняк в народе Израиля должен есть мацу и пить вино,
возлежа подобно царю. Потому что Пасхальный Седер знаменует собой выход
из рабства. А расслабленное возлежание — признак поведения свободного человека.
Раб даже за едой сидит в напряженной позе, в любую секунду готовый вскочить и
помчаться выполнять распоряжение хозяина.
И
все же непонятно, почему бедняку положено возлежать во время Седера? На
его столе нет никаких излишеств, только необходимое. Так почему же он должен
изображать из себя богача, привольно развалившегося за столом, богато
уставленным всевозможными яствами?
Нужно понять, что в Египте физическое рабство было лишь вершиной айсберга.
Главное достоинство геулы — духовное освобождение. Освобождение от
рабской идеологии, от рабской морали, от рабского мировоззрения.
Всевышний не «просто так» обрушил на Египет целых 10 казней. Ведь Он мог
добиться освобождения евреев и с помощью одной. Но Он хотел привить сынам
Израиля и их потомкам в последующих поколениях веру в Единого Творца и чувство
истинной свободы. Поэтому Он не экономил на казнях, и уже закончив с Египтом,
еще привел евреев к морю Суф и чудесным образом заставил его расступиться. Этим
Он заманил в него египтян и произвел над ними суд.
Так, демонстрируя чудеса, Всевышний учил, что главное достижение Песаха —
духовная свобода, освобождение от рабских зависимостей.
Поэтому не имеет особого значения, богат человек или беден. Ведь и очень богатый
может на поверку оказаться жалким рабом — рабом денег, вредных привычек и дурных
наклонностей. Только тот, кто изучает Тору, может быть по-настоящему свободен.
Во
время Седера и богачи, и бедняки, в равной мере, обязаны возлежать,
выполняя заповеди этой особенной ночи.
Когда душа возвращается наверх, на Небеса, она должна окунуться в реку Света —
чтобы очиститься от неподобающих мыслей и пустых влечений сердца.
Рассечение моря Суф перед евреями, в какой-то мере олицетворяло «омовение» души
в реке Света. Как сказано: «Зубы твои, как стадо стриженых овец, что вышли из
купальни» (Танах, Шир
hа-Ширим
— «Песнь песней», гл.4, ст. 3).
Написано: «Не передумал бы народ при виде войны и не возвратился бы в Египет» (Шемот,
гл. 13, ст. 17).
Иначе говоря, посторонние или неуместные мысли могут способствовать возвращению
в Египет.
Об
этом говорится в Танахе: «Чтобы понял дом Израиля сердцем своим, что сделались
они все чужими» (книга пророка Йехезкеля, гл. 14, ст. 5).
Тайные мысли, нашедшие прибежище в сердце, могут сделать человека совершенно
чужим. И только погружение в реку Света может его очистить.
Когда Всевышний выводил сынов Израиля из Египта, Он мог повести их через страну
филистимлян, через обжитую местность. Но мог — и через пустыню, через землю не
засеянную.
У
филистимлян можно было легко решить проблему с пропитанием. Но вместе с тем,
можно было набраться и чуждых запретных мыслей.
Всевышний решает повести евреев через пустыню. Поэтому берет на себя
продовольственную проблему. Ради этого Он каждый день творит чудо с маном
(подробнее — см. на сайте в ответе «Что такое ман (манна)?», №
706). Главное — чтобы сыны Израиля не набрались запретных мыслей.
на основе комментария рава Моше Штернбуха
(глава Раввинского суда «Эйда Хередит» в Иерусалиме)
5. Умение видеть чудеса
В
критический момент, когда казалось, что египтяне вот-вот настигнут евреев, Моше
пытается успокоить народ.
«Не
страшитесь, — говорит он… — Встаньте и зрите спасение, Всевышним ниспосланное,
которое Он явит вам сегодня» (Шемот, гл. 14, ст. 13).
Для
лучшего понимания расскажу притчу.
В
некоем городе жил очень состоятельный человек, и у него была единственная дочь,
в которой он души не чаял.
Когда она подросла, у ее отца не было отбоя от предложений. Многие хотели
сосватать дочь видного богача и породниться с ним. Отец невесты поставил жесткие
условия: жених должен быть успешным в изучении Торы, обладать высоким духовным
потенциалом и прекрасными качествами характера.
Лучшие специалисты в городе по сватовству (шадханы) поначалу приуныли,
предчувствуя, что им придется иметь дело с весьма привередливым, слишком уж
разборчивым клиентом. Но затем, кто-то все же сумел предложить практически
безупречный вариант — не жених, а само совершенство!
Впрочем, один недостаток у него все-таки имелся — жених был из очень бедной
семьи.
—
Для меня это не имеет значения! — провозгласил богач. — Я вполне могу обеспечить
молодых всем необходимым.
После этих слов назначили день ирусина (помолвки).
Богач обладал редчайшей коллекцией необычайно дорогой посуды. Каждый предмет
выполнен из платины и инкрустирован драгоценными камнями. Словом, даже чайная
ложечка там была произведением искусства.
Жениху, среди прочего, поведали и об этой диковине.
Чтобы произвести впечатление на своих будущих родственников, богач велел
сервировать стол семьи жениха этой редкой и дорогой посудой. Под стать сервизу
было и меню трапезы — сплошь состояло из деликатесов.
Жених и его родственники не то, что таких блюд отродясь не пробовали — они даже
не знали об их существовании. Поэтому во время трапезы они старались все
попробовать и при этом вести себя культурно.
Ирусин шел своим
чередом. Подписали и зачитали штар тнаим (договор на период до свадьбы),
разбита тарелка (конечно, не из дорогущего сервиза, но и не из дешевых —
кузнецовский фарфор).
Когда управились с десертом и прочитали Биркат
hа-мазон
(благодарственное благословение после трапезы с хлебом), жених, с подобающим
выражением лица, обратился к будущему тестю:
—
Не покажешь ли мне твой редкий сервиз? Много о нем слышал.
—
Разве ты не видел, из чего ел? — удивленно спросил отец невесты.
—
Вообще-то я больше смотрел на еду и думал, как ее правильно есть, — простодушно
ответил жених…
Моше знал, что евреи настрадались от жестокости египтян, от тяжелой работы и от
прочих «прелестей» рабства. И теперь они очень испугались, увидев преследующих
их египтян. Поэтому Моше недвусмысленно говорит им, где стоять и куда смотреть,
чтобы страх не затмил чудеса — «Не страшитесь. Встаньте и зрите спасение,
Всевышним ниспосланное, которое Он явит вам сегодня».
на основе комментария Магида из Дубно
(раби Яаков Кранц, автор множества поучительных историй, собранных в книге
«Оѓель Яаков»; вторая половина 1Автор текста Мордехай Вейц
ГЛАВА
ГЛАВА «Бешалах»
Место в Торе:
вторая книга Торы — Шемот, гл. 13, ст. 17 - гл. 17, ст. 16.
Почему глава так
называется?
По первой
фразе: «И было, когда послал
(отпустил) фараон (еврейский)
народ…».
Бешалах
в переводе на русский язык означает — «когда послал».
Обсуждение главы
Бешалах
1. Шаббат Шира
Суббота, в которую читают недельную главу Бешалах, имеет особое
название — «Шаббат Шира».
Дело в том, что в этой главе приведена песня (на иврите — шира), которую
пели сыны Израиля вместе с Моше после чуда с рассечением моря Суф. Тогда воды
моря расступились перед евреями и сомкнулись над египтянами, погубив их.
Сыны Израиля настолько воодушевились этим чудом, что выразили свои чувства в
песне восхваления и благодарности Творцу. Ее еще называют — "Песнь на море" (в
оригинале — Шират
hа-Ям)
Нужно отметить, что события, описанные в недельной главе Бешалах,
включая и «Песнь на море», происходили весной, в месяце Нисан. Но чтение
этой недельной главы выпадает на зиму.
Поэтому непонятно, почему субботу главы Бешалах называют Шабат
Шира? Ведь «Песнь на море», согласно календарю, пели в другое время. А если
суббота получила свое название, благодаря событиям, описанным в недельной главе,
то субботу, в которую читают главу Итро, должны были бы назвать
«Шаббатом дарования Торы». Ведь это ее центральная тема. Но ее так не называют.
В
годовом цикле чтения Торы — четыре субботы с особыми названиями: Шкалим
(шекели), Захор (помни), Пара (корова) и Ходеш
(месяц). Их названия связаны не с недельными главами, которые читают в эти
субботы, но — с мафтирами (мафтир — заключительная часть читаемого
отрывка).
В
эти субботы читают мафтиры, не связанные с недельной главой.
Например, в шабат «Шкалим» читают о заповеди собирать на нужды Храма по
половине шекеля с каждого взрослого мужчины. Эту заповедь выполняли в течение
месяца Адара (в високосном году — в течение второго Адара).
Поэтому в шаббат накануне новомесячья (на иврите — рош ходеш) в
качестве мафтира читают отрывок, напоминающий о начале сбора серебряных
монет, достоинством в половину шекеля. И субботу эту называют — «Шаббат Шкалим».
Но
недельную главу Бешалах не читают ни в Нисане, ни перед началом
этого месяца. Так почему же субботу, на которую выпадает чтение этой недельной
главы, называют «Шабат Шира»?
Дело в том, что текст этой «Песни» записан в Торе особым образом. При этом
строчка разделена на три части — так, что с правого края написано одно слово,
затем идет длинный пробел посередине строки и группа из четырех-пяти слов, затем
снова длинный пробел и одно слово на левой стороне. Следующая строка состоит из
двух групп слов по краям и длинным пробелом посередине.
Такой порядок написания называется — «половинка кирпича на кирпиче, и кирпич на
половинке» (трактат Мегила, лист 17).
И
действительно, структура текста напоминает по виду кирпичную кладку — когда на
два кирпича кладется половинка, целый кирпич и еще одна половинка, а на них
снова два кирпича и т.д.
Изменение в написании текста Торы способно привести к изменениям в духовном мире
человека, выстроить его, привести в порядок.
В «Шаббат
Шира» душа поет от особенной радости, так, что у чувствительных людей, ноги
готовы пуститься в пляс.
Подобное единение с Творцом преображает человека, обновляет его — он, как бы
становится новым творением.
В
Мидраше говорится, что Каин рассказал Адаму о том, что сделал тешуву (тешува
— это раскаяние и возвращение на пути Творца) и был прощен.
Слова Каина подарили Адаму надежду. Ведь и он нуждался в тешуве и
прощении. И под впечатлением сказанного Каином, Адам составил Псалом субботнего
дня — «Песнь на день субботний» (Теилим — Псалмы царя Давида, гл.
92, ст. 1). Такая Песнь, наряду с тешувой — помогает исправить ущерб,
нанесенный прегрешением.
Пророк видел Всевышнего в окружении сарафов (сараф — духовная
сущность, вид малаха, в условном переводе — ангела). Как сказано в
Танахе: «Шесть крыльев, шесть крыльев у каждого из них» (книга пророка
Йешаягу, гл. 6, ст. 2).
В
комментарии к Талмуду (трактат Санhедрин,
лист 37) Учителя эпохи Тосафот (Германия, Франция, 12-13 вв.) пишут, что
сараф каждый день воспевает Всевышнего. Причем, каждый день он взмахивает
другим крылом. А в субботу он жалуется, что у него нет больше крыльев. И тогда
Творец отвечает ему, что на земле есть у Него еще одно крыло — это сыны Израиля,
которые поют Ему Песнь.
Когда же наступает «Шаббат Шира» — духовный потенциал «Песни на море»
объединяется с потенциалом «Песни субботнего дня». И это взаимодействие вызывает
небывалую радость.
Наша задача — не упустить эти потрясающие, удивительные возможности…
на основе комментария раби Ицхака-Меира Альтер из г. Нова-Гура
(основатель движения Гурских хасидов; известен и как Хидушей
hа-Рим
— по названию написанной им книги Хидушей
hа-Рим;
Польша, конец 18-го – первая половина 19-го вв.)
2.
Цель странствий — отдых
Написано в нашей недельной главе: «И было, когда отпустил фараон народ, не повел
их Всевышний по короткой дороге через страну филистимлян» (Шемот,
гл. 13, ст. 17).
Фараон отпустил? Но ведь в другом месте сказано, что Всевышний вывел их из
Египта (Бамидбар, гл. 23, ст. 22).
В
действительности — Всевышний вывел, а фараон проводил.
Отсюда видно, что освобождение (геула) сынов Израиля свершилось не
благодаря их заслугам, но только — по великому Милосердию Всевышнего. Поэтому
мера суда не могла войти тогда в полную силу, и египтяне не были полностью
уничтожены.
Наш
фрагмент начинается выражением «и было» (в оригинале — вайеhи).
Оно указывает на развитие событий, далекое от идеала.
Но
когда сыны Израиля были готовы на самопожертвование ради Творца, когда, не
раздумывая особо, вошли в море и шли вперед, не останавливаясь, не взирая на
опасность утонуть — тогда и были уничтожены египтяне. Кк общей радости. Как
сказано в Танахе: «Во время гибели злодеев — торжество (Мишлей —
Притчи царя Шломо, гл. 11, ст. 10).
Тогда же и всем стало ясно, что это именно Всевышний вывел сынов Израиля из
Египта.
Таким образом, чудо с рассечением моря Суф стало как бы коррекцией, исправлением
Исхода из Египта.
Почему фараон провожал сынов Израиля?
Обычно провожают тех, с кем чувствуют общность, близость, родство. И
действительно, среди евреев были и такие люди, которые неохотно покидали Египет.
Им нравился образ жизни египтян, они приняли их духовные ценности и устремления.
Провожая их, фараон пытался усилить зарождающийся раскол, который впоследствии
вылился в бунт против Моше и Аарона.
Благодаря этому сопровождению, фараону удалось впрыснуть в некоторых евреев яд
чуждой культуры, чуждого мировоззрения. И они потом — еще не раз порывались
вернуться назад в Египет.
У
этого фрагмента есть и дополнительный смысл.
Фараон хоть и отпустил сынов Израиля из своей страны, из дома рабства, но
Всевышний все же не прекратил бедствия (на иврите — пуранут; тот же
корень, что и у слова паро — фараон), периода десяти казней. Наоборот, он
их только усилил. Ведь наказание, постигшее египтян на море, было во много раз
страшнее всех прошлых египетских казней.
Даже отпустив евреев на свободу, фараон еще не расплатился сполна по принципу
мера за меру. С него еще будет взыскано.
И
только когда над головами египтян сомкнулись воды моря Суф, счет был
закрыт.
Слово нахам (повел) состоит из тех же букв, что и слово менуха
(отдых).
Таким образом, цель странствий и путешествий — добраться до места, где можно
будет отдохнуть, прийти в состояние покоя.
Целью переходов евреев была Земля Израиля. Только там еврей может достичь покоя
и гармонии.
Суббота названа днем отдыха, днем покоя. Она направляет человека через трудовые
будни — к шаббату, к отдохновению…
на основе комментариев рава Моше-Давида Валли
(Падуя,
Италия,
1697-1776
гг.)
и
рава Иегуды-Арье-Лейба Алтера
(Гурский Ребе — Сфат Эмет, Польша, 19 в.)
3. С корнем вырвать
идолопоклонство
Об
Исходе из Египта в Торе написано: «И направил Всевышний народ через пустыню к
морю Суф. И вооруженными вышли сыны Израиля из земли Египетской» (Шемот,
гл. 13, ст. 18).
Мы
видим, что Всевышнему было важно не просто освободить сынов Израиля из рабства,
не только вывести их из Египта, но еще, чтобы они оказались у моря Суф.
Знаю многих людей, которые мечтают попасть на море. Но чтобы этого желал Сам
Всевышний?..
Недостаточно сказать, что в Египте было сильно распространено идолопоклонство.
Оно пустило там корни. Наши Учителя отмечают, что Египет был корнем всего
мирового служения идолам.
Когда стоматолог удаляет пациенту коренной зуб, он не довольствуется удалением
только видимой части зуба, но извлекает и корень, скрытый внутри десны.
Для
победы над язычеством — недостаточно вырвать евреев из рук египетских жрецов.
Необходимо удалить идолопоклонство с корнем. Поэтому Всевышний не ограничился
Исходом сынов Израиля из Египта, но еще устроил им геулу (избавление) на
море Суф, когда воды моря расступились перед евреями и сомкнулись над головами
египтян, увлекая их на дно, где они нашли свою смерть.
В
Пасхальной Агаде, Учителя обсуждают удары, которые на суше и на море были
нанесены Египту и его идолопоклонству.
Так, раби Акива (величайший Учитель Мишны, 2-й век), анализируя фрагмент
в котором говорится о наказании Египта Всевышним — «Послал Он на них пыл гнева
Своего, ярость, и негодование, и бедствие, нашествие посланцев злых» (Теилим
— Псалмы царя Давида, гл. 78, ст. 49) — приходит к выводу, что каждая кара
состояла из пяти ударов. Ведь в этом фрагменте перечислены пять элементов, пять
составляющих наказания: гнев, ярость, негодование, бедствие и нашествие злых
посланников.
С
учетом того, что египетских казней было десять, получаем, что Египет подвергся
50-ти ударам.
А
сколько ударов было на море?
Египетские жрецы отозвались об обрушившихся на них карах, как о «персте
Всевышнего» (Шемот, гл. 7, ст. 15). А о рассечении моря сказано:
«И увидел Израиль великую руку» (там же, гл. 14, ст. 31).
На
руке обычно — 5 пальцев. Значит, на море на египтян обрушилось 250 ударов (50
x
5). Всего же по Египту на суше и на море было произведено 300 ударов.
Намек на это количество содержится во фразе из нашей главы — «И вооруженными
вышли сыны Израиля
из
земли Египетской».
Слово хамушим (вооруженные) написано без буквы вав в середине.
Поэтому его можно прочитать и как хамишим (пятьдесят).
Впрочем, написано — «вэ-хамушим» (и вооруженными). Перед словом
хамушим стоит буква вав.
Гематрия (числовое
значение) буквы вав — 6.
Таким образом, с учетом шестикратного увеличения, получаем 300 (6
x
50). То есть, мы снова пришли к суммарному числу
ударов, нанесенных по Египту и египтянам для выкорчевывания идолопоклонства.
на основе комментариев рава Иегуды-Арье-Лейба Алтера
(Гурский Ребе — Сфат Эмет, Польша, 19 в.)
и
раби Йосефа Хаима
(один из крупнейших Учителей Торы, открытой и закрытой ее части — каббалы, автор
десятков книг, в том числе — краткого кодекса законов, под названием Бен Иш Хай;
Багдад, Ирак, вторая половина 19-го века – начало 20-го)
4. Очищение души
Написано в нашей недельной главе: «И направил (в оригинале — «вайясев»)
Всевышний народ через пустыню к морю Суф. И вооруженными вышли сыны Израиля из
земли Египетской» (Шемот, гл. 13, ст. 18).
Выражение «вайясев» созвучно слову «асева» (возлежание на
трапезе). Исходя из этого, Учителя постановили, что во время Пасхального
Седера даже последний бедняк в народе Израиля должен есть мацу и пить вино,
возлежа подобно царю. Потому что Пасхальный Седер знаменует собой выход
из рабства. А расслабленное возлежание — признак поведения свободного человека.
Раб даже за едой сидит в напряженной позе, в любую секунду готовый вскочить и
помчаться выполнять распоряжение хозяина.
И
все же непонятно, почему бедняку положено возлежать во время Седера? На
его столе нет никаких излишеств, только необходимое. Так почему же он должен
изображать из себя богача, привольно развалившегося за столом, богато
уставленным всевозможными яствами?
Нужно понять, что в Египте физическое рабство было лишь вершиной айсберга.
Главное достоинство геулы — духовное освобождение. Освобождение от
рабской идеологии, от рабской морали, от рабского мировоззрения.
Всевышний не «просто так» обрушил на Египет целых 10 казней. Ведь Он мог
добиться освобождения евреев и с помощью одной. Но Он хотел привить сынам
Израиля и их потомкам в последующих поколениях веру в Единого Творца и чувство
истинной свободы. Поэтому Он не экономил на казнях, и уже закончив с Египтом,
еще привел евреев к морю Суф и чудесным образом заставил его расступиться. Этим
Он заманил в него египтян и произвел над ними суд.
Так, демонстрируя чудеса, Всевышний учил, что главное достижение Песаха —
духовная свобода, освобождение от рабских зависимостей.
Поэтому не имеет особого значения, богат человек или беден. Ведь и очень богатый
может на поверку оказаться жалким рабом — рабом денег, вредных привычек и дурных
наклонностей. Только тот, кто изучает Тору, может быть по-настоящему свободен.
Во
время Седера и богачи, и бедняки, в равной мере, обязаны возлежать,
выполняя заповеди этой особенной ночи.
Когда душа возвращается наверх, на Небеса, она должна окунуться в реку Света —
чтобы очиститься от неподобающих мыслей и пустых влечений сердца.
Рассечение моря Суф перед евреями, в какой-то мере олицетворяло «омовение» души
в реке Света. Как сказано: «Зубы твои, как стадо стриженых овец, что вышли из
купальни» (Танах, Шир
hа-Ширим
— «Песнь песней», гл.4, ст. 3).
Написано: «Не передумал бы народ при виде войны и не возвратился бы в Египет» (Шемот,
гл. 13, ст. 17).
Иначе говоря, посторонние или неуместные мысли могут способствовать возвращению
в Египет.
Об
этом говорится в Танахе: «Чтобы понял дом Израиля сердцем своим, что сделались
они все чужими» (книга пророка Йехезкеля, гл. 14, ст. 5).
Тайные мысли, нашедшие прибежище в сердце, могут сделать человека совершенно
чужим. И только погружение в реку Света может его очистить.
Когда Всевышний выводил сынов Израиля из Египта, Он мог повести их через страну
филистимлян, через обжитую местность. Но мог — и через пустыню, через землю не
засеянную.
У
филистимлян можно было легко решить проблему с пропитанием. Но вместе с тем,
можно было набраться и чуждых запретных мыслей.
Всевышний решает повести евреев через пустыню. Поэтому берет на себя
продовольственную проблему. Ради этого Он каждый день творит чудо с маном
(подробнее — см. на сайте в ответе «Что такое ман (манна)?», №
706). Главное — чтобы сыны Израиля не набрались запретных мыслей.
на основе комментария рава Моше Штернбуха
(глава Раввинского суда «Эйда Хередит» в Иерусалиме)
5. Умение видеть чудеса
В
критический момент, когда казалось, что египтяне вот-вот настигнут евреев, Моше
пытается успокоить народ.
«Не
страшитесь, — говорит он… — Встаньте и зрите спасение, Всевышним ниспосланное,
которое Он явит вам сегодня» (Шемот, гл. 14, ст. 13).
Для
лучшего понимания расскажу притчу.
В
некоем городе жил очень состоятельный человек, и у него была единственная дочь,
в которой он души не чаял.
Когда она подросла, у ее отца не было отбоя от предложений. Многие хотели
сосватать дочь видного богача и породниться с ним. Отец невесты поставил жесткие
условия: жених должен быть успешным в изучении Торы, обладать высоким духовным
потенциалом и прекрасными качествами характера.
Лучшие специалисты в городе по сватовству (шадханы) поначалу приуныли,
предчувствуя, что им придется иметь дело с весьма привередливым, слишком уж
разборчивым клиентом. Но затем, кто-то все же сумел предложить практически
безупречный вариант — не жених, а само совершенство!
Впрочем, один недостаток у него все-таки имелся — жених был из очень бедной
семьи.
—
Для меня это не имеет значения! — провозгласил богач. — Я вполне могу обеспечить
молодых всем необходимым.
После этих слов назначили день ирусина (помолвки).
Богач обладал редчайшей коллекцией необычайно дорогой посуды. Каждый предмет
выполнен из платины и инкрустирован драгоценными камнями. Словом, даже чайная
ложечка там была произведением искусства.
Жениху, среди прочего, поведали и об этой диковине.
Чтобы произвести впечатление на своих будущих родственников, богач велел
сервировать стол семьи жениха этой редкой и дорогой посудой. Под стать сервизу
было и меню трапезы — сплошь состояло из деликатесов.
Жених и его родственники не то, что таких блюд отродясь не пробовали — они даже
не знали об их существовании. Поэтому во время трапезы они старались все
попробовать и при этом вести себя культурно.
Ирусин шел своим
чередом. Подписали и зачитали штар тнаим (договор на период до свадьбы),
разбита тарелка (конечно, не из дорогущего сервиза, но и не из дешевых —
кузнецовский фарфор).
Когда управились с десертом и прочитали Биркат
hа-мазон
(благодарственное благословение после трапезы с хлебом), жених, с подобающим
выражением лица, обратился к будущему тестю:
—
Не покажешь ли мне твой редкий сервиз? Много о нем слышал.
—
Разве ты не видел, из чего ел? — удивленно спросил отец невесты.
—
Вообще-то я больше смотрел на еду и думал, как ее правильно есть, — простодушно
ответил жених…
Моше знал, что евреи настрадались от жестокости египтян, от тяжелой работы и от
прочих «прелестей» рабства. И теперь они очень испугались, увидев преследующих
их египтян. Поэтому Моше недвусмысленно говорит им, где стоять и куда смотреть,
чтобы страх не затмил чудеса — «Не страшитесь. Встаньте и зрите спасение,
Всевышним ниспосланное, которое Он явит вам сегодня».
на основе комментария Магида из Дубно
(раби Яаков Кранц, автор множества поучительных историй, собранных в книге
«Оѓель Яаков»; вторая половина 18-го – начало 19-го вв.)
Автор
текста Мордехай Вейц
Прочесть двадцать второй цикл обсуждения Прочесть двадцать первый цикл обсуждения Прочесть двадцатый цикл обсуждения Прочесть девятнадцатый цикл обсуждения Прочесть восемнадцатый цикл обсуждения Прочесть семнадцатый цикл обсуждения Прочесть шестнадцатый цикл обсуждения Прочесть пятнадцатый цикл обсуждения Прочесть четырнадцатый цикл обсуждения Прочесть седьмой цикл обсуждения Прочесть шестой цикл обсуждения Прочесть пятый цикл обсуждения Прочесть четвертый цикл обсуждения Прочесть третий цикл обсуждения Прочесть второй цикл обсуждения Прочесть первый цикл обсуждения
|