New Page 1
|
|
Недельная глава
Двадцать второй цикл обсуждения (видео)
Прочесть двадцать первый цикл обсуждения Прочесть двадцатый цикл обсуждения Прочесть девятнадцатый цикл обсуждения Прочесть восемнадцатый цикл обсуждения Прочесть семнадцатый цикл обсуждения Прочесть шестнадцатый цикл обсуждения Прочесть пятнадцатый цикл обсуждения Прочесть четырнадцатый цикл обсуждения Прочесть седьмой цикл обсуждения Прочесть шестой цикл обсуждения Прочесть пятый цикл обсуждения Прочесть четвертый цикл обсуждения Прочесть третий цикл обсуждения Прочесть второй цикл обсуждения Прочесть первый цикл обсуждения
New Page 3
ГЛАВА
“Бешалах”
Место
в Торе: Вторая
книга Торы — Шемот, гл.
13, ст. 17 — гл. 17, ст. 16.
Почему
глава так называется?
По первой фразе: “И было, когда
отпустил фараон [еврейский]
народ…”.
Бешалах
означает — когда отпустил.
Обсуждение
главы “Бешалах”
Фараон отпустил евреев, но на
этом их проблемы не
закончились. Более того. Сразу
же, еще в процессе перехода из
рабства к свободе, их
подстерегала неожиданная
опасность.
Поле было усеяно костями
евреев, которые ощутили “воздух
свободы” и решили бежать из
Египта.
Такое решение в принципе
вызывает лишь уважение. Однако
сыны колена Эфраима не сумели
серьезно проанализировать
причины и следствия. Они не
знали ответа на очень важные
вопросы. Почему евреи попали в
рабство? Почему рабство евреев
— следствие их поступков в
прошлом, и каких именно? Не
знали ответа на самый главный
вопрос: чего хочет Всевышний?
Последний вопрос, разумеется,
очень сложен. Однако Всевышний
дает некое объяснение: “Стремитесь
ко Мне… И Я устремлюсь к вам” (Пророк
Захария, гл. 1, ст. 3). На
иврите слово “устремиться”
имеет общий корень со словом “ответить”.
Так что, приведенную фразу
можно прочесть и так: “…Я отвечу
вам”.
Когда человек пытается
постичь, кто он, откуда пришел,
куда направляется, зачем
существует… Всевышний
помогает ему. Как? Открывая
каналы его сердца, которое
становится более понятливым.
Сказано нашими учителями в Мишне:
“Знай, откуда пришел, куда
идешь и Кому, в конце концов,
дашь отчет, — и тогда не
нарушишь [волю
Творца]” (Трактат
Пиркей Авот, гл. 3).
Но каждому ясно, что знание
этих трех вещей не приводит к
постижению Воли Всевышнего, и
тем более — не предохраняет от
ее нарушения.
И что же?.. Нам известно, что
систематический, честный
поиск ответов на поставленные
вопросы “открывает” сердце
человека. А в дальнейшем,
стараясь постичь мудрость
Творца (т.е., изучая Тору), люди
начинают понимать, где правда,
и не совершат многих ошибок.
Сыны колена Эфраима пытались
обрести свободу, не анализируя
причины рабства. Направляясь к
Земле Израиля, они избрали
самую короткую дорогу. Но на
пути они встретили
вооруженные отряды плиштим
(филистимлян) и погибли.
Всевышнему было ведомо, что,
сбросив с себя путы рабства,
евреи не освободились в сердце.
И вот увидят они поле, усеянное
костями 30 тысяч сыновей колена
Эфраима, и дрогнут…
Сказано в Торе: “И было,
когда отпустил фараон [еврейский]
народ, не направил их
Всевышний кратким путем, в
сторону, где их могли
встретить филистимляне...
Чтобы не увидели они
последствия войны и не
вернулись бы в Египет” (Гл. 13,
ст. 17).
При описании “старта”
Исхода следует отметить еще
несколько принципиальных
моментов. Напомним, кстати, что
это важно не только и не
столько во имя исторической
достоверности, но, прежде
всего, потому, что практически
каждый шаг освобождения наших
предков из рабства —
путеводная нить в осознании
смысла человеческой жизни. Для
всех поколений.
Говорится далее в Торе: “…а
евреи вышли вооруженными из
земли Египетской” (гл. 13, ст. 18).
Обычно в Торе нет информации,
которая дается “просто так”.
Евреям по дороге из Египта
пришлось дать бой, и они
одержали победу. Об этом
читаем в конце нашей главы
(гл. 17, ст. 8-13). Тогда бы и
выяснилось, что евреи имели
оружие. Но нет, еще до этого
идет фраза “…а евреи вышли
вооруженными…”. Что она
означает?
На иврите вооруженный
— хамуш.
Это слово имеет общий корень
со словом хамеш — пять.
Устная Тора сообщает: хамуш
в контексте главы следует
переводить не только как “вооруженный”,
но и — “уменьшенный до пятой
части”. Следовательно, отсюда
мы понимаем, что только пятая
часть еврейского народа вышла
из Египта.
Куда же делись остальные 80%?
Устная Тора честно и жестко
свидетельствует: им не хватило
мужества бросить, хоть и
рабскую, но привычную, жизнь и
уйти в неизвестность, в
пустыню…
Напрашивается вопрос: если
Тора хотела сообщить
информацию о том, что 80% евреев
не покинули Египет, почему она
не пишет о фактах прямо?
Чтобы это понять, нужно
пояснить методы анализа языка
Торы. Дело в том, что каждое
слово и даже буква в ней
содержат поистине огромное
количество информации.
Например, слово
хамуш
позволяет получить далеко не
только те сведения, о которых
мы только что говорили. Число
“пять” символизирует
возвышение над
материальностью мира.
Материальный мир (земля)
обозначен числом “четыре” (четырехмерное
пространство…).
Число “пять” следует за
цифрой “четыре”, а значит, оно
— символ победы над земным,
над материалистическим
мировоззрением. Таким образом,
слово хамуш поведало нам и
о тех, кто остался в Египте, и о
тех, кто покинул поработившую
евреев страну. В нем мы прочли,
быть может, самое главное: из
Египта ушли те, кто сумел
победить материалистический
взгляд на мир.
Как это ни странно звучит, но
фараон и египтяне не признали
своих ошибок. Они не смогли
осознать факта существования
Творца, так и не сумели понять,
что только Он управляет миром.
Внешне их поведение выглядит
так: они пошли навстречу Моше,
и после десятой казни,
поразившей Египет, отпустили
евреев.
Они отпустили евреев, но
продолжали за ними следить. И
вот египтяне видят, что
миллионная толпа — мужчины,
женщины, дети — двигается не в
сторону Израиля, а на юг, к
Горьким озерам, ближе к
Красному морю.
Решили они, что евреи
заблудились, и воспряли духом.
Ведь если евреи потеряли
ориентацию, значит не
Всевышний направляет их, как
утверждал Моше, а какая-то
другая сила. А если это так, еще
неизвестно, чья возьмет…
Фараон, считая себя
властелином не только
материальной, но и духовной
жизненной сферы, надеялся, что
последнее слово будет за ним. И
лично возглавил погоню.
Колесницы, отборные войска…
Евреи стоят на берегу
огромного Горького озера.
Впереди — вода, позади —
египетская армия. Всевышний
поднимает между двумя станами
— еврейским и египетским —
огненный столб и обращается к
народу Израиля: “Идите в воду!”.
Это был переломный момент.
Перед евреями выбор: идти с
Всевышним до конца или
вернуться к египтянам. Опять —
похлебка, тяжелая работа,
плохенькая, но все-таки крыша
над головой… Зыбкая
материалистическая
надежность, и — Вера…
Еврейский народ выбирает
Веру. Только так можно
доказать, что евреи как народ
достойны получить Тору —
мудрость Всевышнего…
Автор
текста Элиягу Эссас
Прочесть двадцать второй цикл обсуждения Прочесть двадцать первый цикл обсуждения Прочесть двадцатый цикл обсуждения Прочесть девятнадцатый цикл обсуждения Прочесть восемнадцатый цикл обсуждения Прочесть семнадцатый цикл обсуждения Прочесть шестнадцатый цикл обсуждения Прочесть пятнадцатый цикл обсуждения Прочесть четырнадцатый цикл обсуждения Прочесть седьмой цикл обсуждения Прочесть шестой цикл обсуждения Прочесть пятый цикл обсуждения Прочесть четвертый цикл обсуждения Прочесть третий цикл обсуждения Прочесть второй цикл обсуждения Прочесть первый цикл обсуждения
|
|
|
|
|
New Page 1
|