Двадцать второй цикл обсуждения (видео)
Прочесть двадцать первый цикл обсуждения Прочесть двадцатый цикл обсуждения Прочесть девятнадцатый цикл обсуждения Прочесть восемнадцатый цикл обсуждения Прочесть семнадцатый цикл обсуждения Прочесть шестнадцатый цикл обсуждения Прочесть пятнадцатый цикл обсуждения Прочесть четырнадцатый цикл обсуждения Прочесть седьмой цикл обсуждения Прочесть шестой цикл обсуждения Прочесть пятый цикл обсуждения Прочесть четвертый цикл обсуждения Прочесть третий цикл обсуждения Прочесть второй цикл обсуждения Прочесть первый цикл обсуждения
ГЛАВА «БАЛАК»
Место в Торе:
Бамидбар,
гл. 22, ст. 2 — гл. 25, ст. 9.
Почему она так
называется?
Название дано по имени, которое употреблено в первой фразе главы: «И увидел
Балак, сын Ципора, все, что совершил Израиль с эмореями».
Обсуждение
главы «Балак»
1.
Приятно, выгодно, полезно
Написано в нашей недельной
главе: «Вот народ вышел из Египта» (Бамидбар, гл. 22, ст. 5).
С этими словами правитель Моава
Балак обратился к известному магу и чародею Биламу с просьбой проклясть и
извести под корень этот самый, вышедший из Египта народ, заполонивший
окрестности Моава.
Билам пробует, ничего не обещая,
но, в конце концов, заявляет, что ничего не выйдет, ведь народ этот праведен, и
ничего с ним поделать нельзя.
В эти две фразы втиснуты
основные события нашей недельной главы. Мы видим, что наряду с Балаком и
Биламом, в ней присутствует и третий важный «игрок» — народ, вышедший из Египта.
Причем, этот третий сумел изящно переиграть первых двух. Вроде ничего особо не
делая — обломал зубы и Балаку, и Биламу.
Попробуем понять, как ему это
удалось.
Существуют три схожих между
собой понятия: приятно, выгодно и полезно.
Приятное в данный момент может в
долгосрочной перспективе нести в себе вред. Например, вкусная, но не здоровая
пища.
Выгодной может быть сделка,
приносящая прибыль.
А то, что полезно, не всегда
бывает приятно. Например, манная каша или рыбий жир. И, хотя сейчас многие
бросятся оспаривать полезность, но принцип, думаю, понятен. И с этим не
поспоришь.
Ради достижения цели они готовы
терпеть, готовы страдать, готовы пройти через неприятности.
Люди, находящиеся на более
низкой духовной ступени, концентрируются на поисках выгодного. Им важно, чтобы
все, чем они занимаются, приносило прибыль. Иначе, к чему тратить силы и время?
Если продолжить спуск по
духовной лестнице, на ее нижних ступенях мы повстречаем людей, гоняющихся за
приятным. То есть — любителей удовольствий. Они предаются наслаждениям, не
всегда отдавая себе отчет, какими могут быть последствия.
На иврите эти понятия называются
— «арев» (приятный), «моиль» (выгодный) и «тов» (полезный).
Из первых букв этих слов можно составить слово «меат» (немного).
Похоже, мы нашли ключ к
пониманию смысла фразы «Лучше (тов) немногое (меат) для
праведника, чем изобилие для множества злодеев» (Теилим — Псалмы
царя Давида, гл.37, ст. 16).
Праведник, разрабатывая
месторождение меат, старается выбрать из него тов, чтобы принести
пользу обществу. А злодеи из той же жилы берут только то, что им доставляет
удовольствие (в наших кодах — это арев, или по первой букве — аин)
и то, что приносит выгоду (моиль, в наших кодах, или сокращенно — мэм).
Когда Балак обращается к Биламу
с просьбой проклясть сынов Израиля, он их называет «народом, вышедшим из
Египта». Слово ам (народ) состоит из букв аин и мэм. Таким
образом, слова Балака можно интерпретировать следующим образом: прокляни их,
поскольку они все равно подлежат уничтожению, погрязнув в погоне за арев
и моиль (сокращенно — ам).
Билам пробует, только у него
ничего не выходит. И он открывает причину Балаку: «Как хороши (тову — те
же буквы, что и в слове тов) шатры твои, Яаков» (Бамидбар,
гл. 24, ст. 5). Народ этот невозможно уничтожить, потому что он праведен и
стремится нести свет и пользу всему миру.
на основе комментария рава Элиэзера Хагера
(автор книги «Дамесек Элиэзер»; Вижница, Украина – Иерусалим, 1891-1946)
2.
Для чего вору руах
hа-кодеш
Балак просит Билама: «Попробуй
проклясть мне этот народ» (Бамидбар, гл. 22, ст. 6).
Для лучшего понимания ситуации
расскажу историю.
Габай
(человек, ответственный за порядок молитв) синагоги, пытаясь навести порядок в
документации, засиделся до глубокой ночи. Вдруг он заметил крадущуюся во мраке
фигуру. Это был самый известный в городе вор и грабитель. Поняв, кто собирается
наведаться в гости, габай быстро принял решение. Он спрятался под столом
и притаился. Ведь вор наверняка собирается похитить, что-то ценное. Вот, он его
и поймает на горячем.
А вор, между прочим, прямехонько
последовал к арон
hа-кодешу
(особому шкафу, в котором хранятся Свитки Торы).
Наверное, злодей задумал
похитить один из редких Свистков Торы, — смекнул габай.
Подойдя к арон
hа-кодешу,
грабитель распахнул его створки.
Габай
вжался в пол, прикидывая, как помешать вынести Свиток из синагоги. Но гроза
всего города вдруг остановился и замер, с его губ стали срываться слова.
Габай
превратился в слух, пытаясь понять, что происходит. Вор и грабитель, наводивший
страх на всю округу, стоял и смиренно молился. Он просил у Творца руах
а-кодеш (дар предвидения). Габай кряхтя выбрался из-под стола.
— Прошу тебя, не бойся! Здесь
только ты и я, и больше никого нет. Но, скажи, сын мой, для чего тебе руах
hа-кодеш?
— Хорошо, я отвечу тебе. Моя
профессия трудна и опасна. Ночи напролет я провожу на морозе или под проливным
дождем, взламывая чей-то дом, или подкарауливая очередную жертву. Но даже после
того, как мне удается проникнуть в чужой дом, я должен очень медленно, крадучись
передвигаться на цыпочках, чтобы не разбудить хозяев. Мне приходится долгое
время рыться в старом тряпье, глотать пыль в поисках тайника. Вот, бы мне, хотя
бы чуточку руах
hа-кодеш,
чтобы я сразу понимал, где находится заначка хозяина и где его жена прячет свои
драгоценности. Ты даже поверить не можешь насколько бы облегчил бы мне жизнь и
работу.
— Глупец! — воскликнул габай.
— Если ты удостоишься руах
hа-кодеш
— зачем тебе воровать и грабить? Ведь ты сможешь помогать людям, как никто
другой! Твои открытия и дельные советы принесут огромную пользу. Почему же ты
хочешь использовать столь уникальный дар людям во вред, тратя его на кражи и
грабежи!?
Теперь вернемся к нашей
недельной главе.
Билам удостоился того, что Сам
Всевышний вкладывал ему в рот слова, и он пророчествовал не хуже Моше. Только
вместо того, чтобы использовать это на благо людей, он подрядился за деньги
проклясть и извести сынов Израиля.
Следует отметить, что в
пророчествах, произнесенных Биламом, содержатся великие тайны, и их глубинный
смысл поражает того, кто способен это понять. Но сам Билам, если и понимал, то
лишь смысл произносимых им слов, но не то, что за этими словами стоит, и не то,
на что они намекают.
Так Всевышний посмеялся над
злодеем и минимизировал вред, который тот способен причинить.
на основе комментария рава Йосефа Гурвица
(известен как Саба ми-Новардок)
3. Всевышний не любит,
когда с ним пытаются хитрить
Когда послы Балака пришли к
Биламу, тот их оставил на ночлег. Ночью ему явился Всевышний и спросил: «Что это
за люди у тебя?» (Бамидбар, гл. 22, ст. 9).
И тут у Билама, как говорится в
Мидраше Танхума, лихорадочно заработала мысль. «Выходит, не все
открыто перед Ним. Он не всегда одинаково контролирует происходящее. Значит, я
смогу проклясть сынов Израиля, а Он даже не заметит».
И на вопрос Всевышнего, Билам
старается дать, как можно более полный ответ. «Балак, сын Ципора, царь Моава, —
сказал он, — послал их ко мне» (там же, ст. 10).
Но разве это нужно Творцу? Он,
конечно же, знает, кто эти люди и для чего пришли. Своим вопросом Создатель дал
Бмламу шанс правильно оценить ситуацию. Посмотри, кто эти люди? Ты же видишь,
что они колдуны, маги и чародеи, то есть — нечисть, противная Творцу. И какие у
тебя еще могут быть сомнения? Идти с ними? Помогать им?
Но Билам воспринял слова
Всевышнего буквально, а, может, просто сделал вид, решив Его перехитрить. Только
Творца невозможно обмануть или перехитрить, и скрыть от него ничего не возможно.
За всю историю человечества до
Билама нашлось только два человека, пытавшихся лукавить с Всевышним. Это были
Адам и Каин. Когда Создатель спросил Адама: ел ли он плод с дерева познания,
плод, который ему есть запрещено? Тот ответил, что, мол жена, которую Ты мне
подсунул, накормила меня этим злополучным плодом (см. Берешит, гл.
3, ст. 11-12).
Таким образом, мы видим, что
Адам пытается свалить всю вину на жену, (что совершенно не по-мужски) и, даже,
отчасти — на Всевышнего.
А Каин, на прямой вопрос: где
твой брат Эвель? Вместо признания и раскаяния начинает юлить, стараясь уйти от
ответа. «Не знаю, — говорит он. — Разве я сторож брату своему?» (см.
Берешит, гл.
4, ст. 9).
И, вот, Билам — третий в этой
компании. На вопрос: кто эти люди? Стал отвечать, как будто разговаривает с
человеком из плоти и крови, которому не хватает информации. А ведь Билам раньше
бывал в Египте, он служил советником у фараона и знал обо всех карах, которые
Творец обрушил на страну и ее жителей.
Билам заявляет: «Вот народ,
вышедший из Египта» (Бамидбар, гл. 22, ст. 11). Как будто
Всевышний не знает, откуда вышел народ, который Он же и вывел.
Понятно, что подобная наглость
не могла просто так сойти Биламу с рук.
Билам решил перехитрить Творца?
Что ж, Творец принял вызов. У Него прекрасное чувство юмора. Билам хотел тайно
проклясть сынов Израиля? Вместо этого, он их открыто и в торжественной
обстановке — благословляет. А благословив, стал не нужен. Поэтому после
описанных событий Билам недолго прожил.
на основе комментария рава Шломо Левинштейна
(Израиль, наше время)
4. Не умеешь
благословлять — не берись проклинать
Балак требует от Билама, чтобы
тот проклял народ Израиля. И мы читаем: «Сейчас пойди, прокляни мне его» (Бамидбар,
гл. 22, ст. 11).
Но Всевышний не позволяет,
говоря: «Не ходи с ними, не проклинай народ, ведь благословен он» (там же, ст.
12).
Когда Балак подает Биламу заявку
на проклятие, он использует слово «ара» (прокляни). А Билам, отсылая эту
заявку на утверждение Всевышнему, меняет ара на кава, что тоже
означает — прокляни, только уровень проклятия намного сильнее.
Возникает вопрос: чем вызвана
эта бюрократическая эквилибристика?
Билам понимал, что Творец сейчас
не расположен утвердить уничтожение евреев. Поэтому он подал запрос-заявку на
самое сильное проклятие. Всевышний его конечно не утвердит. И тогда Билам
прибегнет к более слабому проклятию, уже не спрашивая разрешения. А на гневный
вопрос Творца, у него уже заготовлен ответ: «Ты мне запретил только тяжелое
проклятие, а слегка проклинать не запрещал».
Только Всевышний не любит, когда
с Ним пытаются хитрить. Поэтому Он ответил — не проклинай этот народ. И, чтобы
окончательно исключить всякие инсинуации, добавил: потому что благословен он.
Логично предположить, что тот,
кто умеет проклинать, должен уметь благословлять. Но вот Билам, явно
благословлять не умел. Пределом его мечтаний был дом полный золота и серебра. Он
грезил им во сне и наяву. Спрашивается: почему же он не благословил себя
богатством?
Впрочем, наверняка, благословил.
Только ничего не сбылось. Очевидно, что и по части проклятий, он был таким же
специалистом. Да и что может сделать проклятие народу, который благословил
Творец?
Так что, пусть Билам идет и
проклинает, сколько его душе угодно — пока не лопнет от натуги. Но Всевышний ему
не позволяет. И вот почему.
Создателю открыто, что сыны
Израиля не смогут удержаться на этом духовном уровне. Они будут совершать
проступки и будут наказаны за них.
Тогда скажут народы мира:
— Всевышний их благословил, а
Билам проклял. И кто же больше преуспел? Билам!
Так может произойти осквернение
Имени Всевышнего. Чтобы ничего подобного не случилось, Творец не позволил Биламу
проклинать.
Кроме того, в словах Всевышнего
«не проклинай народ, ведь благословен он», кроется намек на благословение,
полученное Авраамом. «И благословлю Я благословляющих тебя, а проклинающих тебя
прокляну» (Берешит, гл. 12, ст. 3). Это благословение
распространяется и на потомков Авраама.
Таким образом, Творец
предупредил Билама, что в случае, если он вздумает проклясть евреев, то сам
будет проклят.
Билам трезво оценил ситуацию.
Проклясть сынов Израиля Всевышний все равно не позволит, и вознаграждения от
Балака он точно не увидит. Да, еще огромный риск самому быть проклятым. Так,
может лучше благословить, и получить бераху (благословение) от Создателя?
Только Билам не привык
благословлять, поэтому благословения у него получились так себе — ни то, ни се.
И вскоре после этого, Билам был убит мечом. Видно, уж очень он хотел проклясть
евреев. Так сильно — что проклятие на себя он все-таки навлек.
на основе комментария
раби Яакова бар Макира Кули
(составитель сборника Мидрашей под названием «Ялкут Меам Лоэз»; Эрец Исраэль,
1690-1732 гг.)
5. Ни меда, ни жала —
не надо
Написано в нашей недельной
главе: «И сказал Всевышний Биламу: не ходи с ними! Не проклинай народ, потому
что благословен он» (Бамидбар, гл. 22, ст. 12).
В Мидраше Танхума
эти события описаны, чуть более подробно. И Раши (раби Шломо бен Ицхак —
величайший комментатор Торы и Талмуда; Франция, 11-й век) цитирует этот Мидраш в
своем комментарии.
Когда Творец запретил Биламу
идти с посланниками Балака, тот не отчаялся. «Если так, — решил он, — прокляну
их, оставаясь на месте. Так сказать, возьму работу на дом». Но Создатель не
позволил и этого — «Не проклинай народ».
Однако Билам не думал сдаваться.
«Если так, — надумал он, — благословлю их».
«Они не нуждаются в твоем
благословении, — ответил на это ему Творец, — потому что благословен он
(народ)». Так говорят пчеле: «Ни меда твоего, ни твоего жала нам не требуется».
Итак, Всевышний не позволяет
Биламу не только проклясть сынов Израиля, но и благословить их. Такое решение
Творца объясняют на примере пчелы, от меда которой, порой приходится отказаться.
По причине, что платой за мед, будет ее укус.
Казалось, в случае с Биламом
очередность не соблюдена. Правильнее было бы написать: ни твоего жала, ни твоего
меда. Потому что Билам вначале хотел проклясть. И лишь столкнувшись с запретом,
переобулся в полете, решив благословить еврейский народ. Так, может, следовало
написать — ни твоего жала, ни меда нам не надо?
Однако на примере Ривки мы
видим, что бераха (благословение) злодеев делает только хуже.
Ривка 20 лет была бесплодна и не
могла родить. Потому что ее братец Лаван благословил ее («Сестра наша! Ты стань
тысячами и десятками тысяч»). Да, именно из-за этого благословения Ривка
оставалась бездетной на протяжении двадцати лет. Чтобы никто не подумал, что
бераха Лавана может сыграть позитивную роль. И даже по истечении 20-ти лет
Ривке для излечения от бесплодия понадобилась молитва праведника.
Когда Билам услышал историю с
благословением Лавана, и о том, что Ривка из-за этой берахи 20 лет была
бесплодна, у него тут же появилась идея, благословить евреев, чтобы у них было
много детей и много денег, надеясь, что до осуществления этого благословения
тоже пройдет не менее 20-ти лет.
Но Творец прочел намерения
злодея, и велел ему воздержаться от благословения — ни меда, ни жала… То есть —
ни берахи, ни расплаты за нее...
на основе комментария
раби Хаима бен Атара
(известен и как Ор
hа-Хаим;
один из крупнейших комментаторов Торы; Марокко–Израиль, первая половина 18-го
века Ор
hа-Хаим)
Автор текста Мордехай Вейц
ГЛАВА
ГЛАВА «БАЛАК»
Место в Торе:
Бамидбар,
гл. 22, ст. 2 — гл. 25, ст. 9.
Почему она так
называется?
Название дано по имени, которое употреблено в первой фразе главы: «И увидел
Балак, сын Ципора, все, что совершил Израиль с эмореями».
Обсуждение
главы «Балак»
1.
Приятно, выгодно, полезно
Написано в нашей недельной
главе: «Вот народ вышел из Египта» (Бамидбар, гл. 22, ст. 5).
С этими словами правитель Моава
Балак обратился к известному магу и чародею Биламу с просьбой проклясть и
извести под корень этот самый, вышедший из Египта народ, заполонивший
окрестности Моава.
Билам пробует, ничего не обещая,
но, в конце концов, заявляет, что ничего не выйдет, ведь народ этот праведен, и
ничего с ним поделать нельзя.
В эти две фразы втиснуты
основные события нашей недельной главы. Мы видим, что наряду с Балаком и
Биламом, в ней присутствует и третий важный «игрок» — народ, вышедший из Египта.
Причем, этот третий сумел изящно переиграть первых двух. Вроде ничего особо не
делая — обломал зубы и Балаку, и Биламу.
Попробуем понять, как ему это
удалось.
Существуют три схожих между
собой понятия: приятно, выгодно и полезно.
Приятное в данный момент может в
долгосрочной перспективе нести в себе вред. Например, вкусная, но не здоровая
пища.
Выгодной может быть сделка,
приносящая прибыль.
А то, что полезно, не всегда
бывает приятно. Например, манная каша или рыбий жир. И, хотя сейчас многие
бросятся оспаривать полезность, но принцип, думаю, понятен. И с этим не
поспоришь.
Ради достижения цели они готовы
терпеть, готовы страдать, готовы пройти через неприятности.
Люди, находящиеся на более
низкой духовной ступени, концентрируются на поисках выгодного. Им важно, чтобы
все, чем они занимаются, приносило прибыль. Иначе, к чему тратить силы и время?
Если продолжить спуск по
духовной лестнице, на ее нижних ступенях мы повстречаем людей, гоняющихся за
приятным. То есть — любителей удовольствий. Они предаются наслаждениям, не
всегда отдавая себе отчет, какими могут быть последствия.
На иврите эти понятия называются
— «арев» (приятный), «моиль» (выгодный) и «тов» (полезный).
Из первых букв этих слов можно составить слово «меат» (немного).
Похоже, мы нашли ключ к
пониманию смысла фразы «Лучше (тов) немногое (меат) для
праведника, чем изобилие для множества злодеев» (Теилим — Псалмы
царя Давида, гл.37, ст. 16).
Праведник, разрабатывая
месторождение меат, старается выбрать из него тов, чтобы принести
пользу обществу. А злодеи из той же жилы берут только то, что им доставляет
удовольствие (в наших кодах — это арев, или по первой букве — аин)
и то, что приносит выгоду (моиль, в наших кодах, или сокращенно — мэм).
Когда Балак обращается к Биламу
с просьбой проклясть сынов Израиля, он их называет «народом, вышедшим из
Египта». Слово ам (народ) состоит из букв аин и мэм. Таким
образом, слова Балака можно интерпретировать следующим образом: прокляни их,
поскольку они все равно подлежат уничтожению, погрязнув в погоне за арев
и моиль (сокращенно — ам).
Билам пробует, только у него
ничего не выходит. И он открывает причину Балаку: «Как хороши (тову — те
же буквы, что и в слове тов) шатры твои, Яаков» (Бамидбар,
гл. 24, ст. 5). Народ этот невозможно уничтожить, потому что он праведен и
стремится нести свет и пользу всему миру.
на основе комментария рава Элиэзера Хагера
(автор книги «Дамесек Элиэзер»; Вижница, Украина – Иерусалим, 1891-1946)
2.
Для чего вору руах
hа-кодеш
Балак просит Билама: «Попробуй
проклясть мне этот народ» (Бамидбар, гл. 22, ст. 6).
Для лучшего понимания ситуации
расскажу историю.
Габай
(человек, ответственный за порядок молитв) синагоги, пытаясь навести порядок в
документации, засиделся до глубокой ночи. Вдруг он заметил крадущуюся во мраке
фигуру. Это был самый известный в городе вор и грабитель. Поняв, кто собирается
наведаться в гости, габай быстро принял решение. Он спрятался под столом
и притаился. Ведь вор наверняка собирается похитить, что-то ценное. Вот, он его
и поймает на горячем.
А вор, между прочим, прямехонько
последовал к арон
hа-кодешу
(особому шкафу, в котором хранятся Свитки Торы).
Наверное, злодей задумал
похитить один из редких Свистков Торы, — смекнул габай.
Подойдя к арон
hа-кодешу,
грабитель распахнул его створки.
Габай
вжался в пол, прикидывая, как помешать вынести Свиток из синагоги. Но гроза
всего города вдруг остановился и замер, с его губ стали срываться слова.
Габай
превратился в слух, пытаясь понять, что происходит. Вор и грабитель, наводивший
страх на всю округу, стоял и смиренно молился. Он просил у Творца руах
а-кодеш (дар предвидения). Габай кряхтя выбрался из-под стола.
— Прошу тебя, не бойся! Здесь
только ты и я, и больше никого нет. Но, скажи, сын мой, для чего тебе руах
hа-кодеш?
— Хорошо, я отвечу тебе. Моя
профессия трудна и опасна. Ночи напролет я провожу на морозе или под проливным
дождем, взламывая чей-то дом, или подкарауливая очередную жертву. Но даже после
того, как мне удается проникнуть в чужой дом, я должен очень медленно, крадучись
передвигаться на цыпочках, чтобы не разбудить хозяев. Мне приходится долгое
время рыться в старом тряпье, глотать пыль в поисках тайника. Вот, бы мне, хотя
бы чуточку руах
hа-кодеш,
чтобы я сразу понимал, где находится заначка хозяина и где его жена прячет свои
драгоценности. Ты даже поверить не можешь насколько бы облегчил бы мне жизнь и
работу.
— Глупец! — воскликнул габай.
— Если ты удостоишься руах
hа-кодеш
— зачем тебе воровать и грабить? Ведь ты сможешь помогать людям, как никто
другой! Твои открытия и дельные советы принесут огромную пользу. Почему же ты
хочешь использовать столь уникальный дар людям во вред, тратя его на кражи и
грабежи!?
Теперь вернемся к нашей
недельной главе.
Билам удостоился того, что Сам
Всевышний вкладывал ему в рот слова, и он пророчествовал не хуже Моше. Только
вместо того, чтобы использовать это на благо людей, он подрядился за деньги
проклясть и извести сынов Израиля.
Следует отметить, что в
пророчествах, произнесенных Биламом, содержатся великие тайны, и их глубинный
смысл поражает того, кто способен это понять. Но сам Билам, если и понимал, то
лишь смысл произносимых им слов, но не то, что за этими словами стоит, и не то,
на что они намекают.
Так Всевышний посмеялся над
злодеем и минимизировал вред, который тот способен причинить.
на основе комментария рава Йосефа Гурвица
(известен как Саба ми-Новардок)
3. Всевышний не любит,
когда с ним пытаются хитрить
Когда послы Балака пришли к
Биламу, тот их оставил на ночлег. Ночью ему явился Всевышний и спросил: «Что это
за люди у тебя?» (Бамидбар, гл. 22, ст. 9).
И тут у Билама, как говорится в
Мидраше Танхума, лихорадочно заработала мысль. «Выходит, не все
открыто перед Ним. Он не всегда одинаково контролирует происходящее. Значит, я
смогу проклясть сынов Израиля, а Он даже не заметит».
И на вопрос Всевышнего, Билам
старается дать, как можно более полный ответ. «Балак, сын Ципора, царь Моава, —
сказал он, — послал их ко мне» (там же, ст. 10).
Но разве это нужно Творцу? Он,
конечно же, знает, кто эти люди и для чего пришли. Своим вопросом Создатель дал
Бмламу шанс правильно оценить ситуацию. Посмотри, кто эти люди? Ты же видишь,
что они колдуны, маги и чародеи, то есть — нечисть, противная Творцу. И какие у
тебя еще могут быть сомнения? Идти с ними? Помогать им?
Но Билам воспринял слова
Всевышнего буквально, а, может, просто сделал вид, решив Его перехитрить. Только
Творца невозможно обмануть или перехитрить, и скрыть от него ничего не возможно.
За всю историю человечества до
Билама нашлось только два человека, пытавшихся лукавить с Всевышним. Это были
Адам и Каин. Когда Создатель спросил Адама: ел ли он плод с дерева познания,
плод, который ему есть запрещено? Тот ответил, что, мол жена, которую Ты мне
подсунул, накормила меня этим злополучным плодом (см. Берешит, гл.
3, ст. 11-12).
Таким образом, мы видим, что
Адам пытается свалить всю вину на жену, (что совершенно не по-мужски) и, даже,
отчасти — на Всевышнего.
А Каин, на прямой вопрос: где
твой брат Эвель? Вместо признания и раскаяния начинает юлить, стараясь уйти от
ответа. «Не знаю, — говорит он. — Разве я сторож брату своему?» (см.
Берешит, гл.
4, ст. 9).
И, вот, Билам — третий в этой
компании. На вопрос: кто эти люди? Стал отвечать, как будто разговаривает с
человеком из плоти и крови, которому не хватает информации. А ведь Билам раньше
бывал в Египте, он служил советником у фараона и знал обо всех карах, которые
Творец обрушил на страну и ее жителей.
Билам заявляет: «Вот народ,
вышедший из Египта» (Бамидбар, гл. 22, ст. 11). Как будто
Всевышний не знает, откуда вышел народ, который Он же и вывел.
Понятно, что подобная наглость
не могла просто так сойти Биламу с рук.
Билам решил перехитрить Творца?
Что ж, Творец принял вызов. У Него прекрасное чувство юмора. Билам хотел тайно
проклясть сынов Израиля? Вместо этого, он их открыто и в торжественной
обстановке — благословляет. А благословив, стал не нужен. Поэтому после
описанных событий Билам недолго прожил.
на основе комментария рава Шломо Левинштейна
(Израиль, наше время)
4. Не умеешь
благословлять — не берись проклинать
Балак требует от Билама, чтобы
тот проклял народ Израиля. И мы читаем: «Сейчас пойди, прокляни мне его» (Бамидбар,
гл. 22, ст. 11).
Но Всевышний не позволяет,
говоря: «Не ходи с ними, не проклинай народ, ведь благословен он» (там же, ст.
12).
Когда Балак подает Биламу заявку
на проклятие, он использует слово «ара» (прокляни). А Билам, отсылая эту
заявку на утверждение Всевышнему, меняет ара на кава, что тоже
означает — прокляни, только уровень проклятия намного сильнее.
Возникает вопрос: чем вызвана
эта бюрократическая эквилибристика?
Билам понимал, что Творец сейчас
не расположен утвердить уничтожение евреев. Поэтому он подал запрос-заявку на
самое сильное проклятие. Всевышний его конечно не утвердит. И тогда Билам
прибегнет к более слабому проклятию, уже не спрашивая разрешения. А на гневный
вопрос Творца, у него уже заготовлен ответ: «Ты мне запретил только тяжелое
проклятие, а слегка проклинать не запрещал».
Только Всевышний не любит, когда
с Ним пытаются хитрить. Поэтому Он ответил — не проклинай этот народ. И, чтобы
окончательно исключить всякие инсинуации, добавил: потому что благословен он.
Логично предположить, что тот,
кто умеет проклинать, должен уметь благословлять. Но вот Билам, явно
благословлять не умел. Пределом его мечтаний был дом полный золота и серебра. Он
грезил им во сне и наяву. Спрашивается: почему же он не благословил себя
богатством?
Впрочем, наверняка, благословил.
Только ничего не сбылось. Очевидно, что и по части проклятий, он был таким же
специалистом. Да и что может сделать проклятие народу, который благословил
Творец?
Так что, пусть Билам идет и
проклинает, сколько его душе угодно — пока не лопнет от натуги. Но Всевышний ему
не позволяет. И вот почему.
Создателю открыто, что сыны
Израиля не смогут удержаться на этом духовном уровне. Они будут совершать
проступки и будут наказаны за них.
Тогда скажут народы мира:
— Всевышний их благословил, а
Билам проклял. И кто же больше преуспел? Билам!
Так может произойти осквернение
Имени Всевышнего. Чтобы ничего подобного не случилось, Творец не позволил Биламу
проклинать.
Кроме того, в словах Всевышнего
«не проклинай народ, ведь благословен он», кроется намек на благословение,
полученное Авраамом. «И благословлю Я благословляющих тебя, а проклинающих тебя
прокляну» (Берешит, гл. 12, ст. 3). Это благословение
распространяется и на потомков Авраама.
Таким образом, Творец
предупредил Билама, что в случае, если он вздумает проклясть евреев, то сам
будет проклят.
Билам трезво оценил ситуацию.
Проклясть сынов Израиля Всевышний все равно не позволит, и вознаграждения от
Балака он точно не увидит. Да, еще огромный риск самому быть проклятым. Так,
может лучше благословить, и получить бераху (благословение) от Создателя?
Только Билам не привык
благословлять, поэтому благословения у него получились так себе — ни то, ни се.
И вскоре после этого, Билам был убит мечом. Видно, уж очень он хотел проклясть
евреев. Так сильно — что проклятие на себя он все-таки навлек.
на основе комментария
раби Яакова бар Макира Кули
(составитель сборника Мидрашей под названием «Ялкут Меам Лоэз»; Эрец Исраэль,
1690-1732 гг.)
5. Ни меда, ни жала —
не надо
Написано в нашей недельной
главе: «И сказал Всевышний Биламу: не ходи с ними! Не проклинай народ, потому
что благословен он» (Бамидбар, гл. 22, ст. 12).
В Мидраше Танхума
эти события описаны, чуть более подробно. И Раши (раби Шломо бен Ицхак —
величайший комментатор Торы и Талмуда; Франция, 11-й век) цитирует этот Мидраш в
своем комментарии.
Когда Творец запретил Биламу
идти с посланниками Балака, тот не отчаялся. «Если так, — решил он, — прокляну
их, оставаясь на месте. Так сказать, возьму работу на дом». Но Создатель не
позволил и этого — «Не проклинай народ».
Однако Билам не думал сдаваться.
«Если так, — надумал он, — благословлю их».
«Они не нуждаются в твоем
благословении, — ответил на это ему Творец, — потому что благословен он
(народ)». Так говорят пчеле: «Ни меда твоего, ни твоего жала нам не требуется».
Итак, Всевышний не позволяет
Биламу не только проклясть сынов Израиля, но и благословить их. Такое решение
Творца объясняют на примере пчелы, от меда которой, порой приходится отказаться.
По причине, что платой за мед, будет ее укус.
Казалось, в случае с Биламом
очередность не соблюдена. Правильнее было бы написать: ни твоего жала, ни твоего
меда. Потому что Билам вначале хотел проклясть. И лишь столкнувшись с запретом,
переобулся в полете, решив благословить еврейский народ. Так, может, следовало
написать — ни твоего жала, ни меда нам не надо?
Однако на примере Ривки мы
видим, что бераха (благословение) злодеев делает только хуже.
Ривка 20 лет была бесплодна и не
могла родить. Потому что ее братец Лаван благословил ее («Сестра наша! Ты стань
тысячами и десятками тысяч»). Да, именно из-за этого благословения Ривка
оставалась бездетной на протяжении двадцати лет. Чтобы никто не подумал, что
бераха Лавана может сыграть позитивную роль. И даже по истечении 20-ти лет
Ривке для излечения от бесплодия понадобилась молитва праведника.
Когда Билам услышал историю с
благословением Лавана, и о том, что Ривка из-за этой берахи 20 лет была
бесплодна, у него тут же появилась идея, благословить евреев, чтобы у них было
много детей и много денег, надеясь, что до осуществления этого благословения
тоже пройдет не менее 20-ти лет.
Но Творец прочел намерения
злодея, и велел ему воздержаться от благословения — ни меда, ни жала… То есть —
ни берахи, ни расплаты за нее...
на основе комментария
раби Хаима бен Атара
(известен и как Ор
hа-Хаим;
один из крупнейших комментаторов Торы; Марокко–Израиль, первая половина 18-го
века Ор
hа-Хаим)
Автор текста Мордехай Вейц
Прочесть двадцать второй цикл обсуждения Прочесть двадцать первый цикл обсуждения Прочесть двадцатый цикл обсуждения Прочесть девятнадцатый цикл обсуждения Прочесть восемнадцатый цикл обсуждения Прочесть семнадцатый цикл обсуждения Прочесть шестнадцатый цикл обсуждения Прочесть пятнадцатый цикл обсуждения Прочесть четырнадцатый цикл обсуждения Прочесть седьмой цикл обсуждения Прочесть шестой цикл обсуждения Прочесть пятый цикл обсуждения Прочесть четвертый цикл обсуждения Прочесть третий цикл обсуждения Прочесть второй цикл обсуждения Прочесть первый цикл обсуждения
|