New Page 1
|
|
Недельная глава
Двадцать второй цикл обсуждения (видео) Прочесть двадцать второй цикл обсуждения Прочесть двадцать первый цикл обсуждения Прочесть двадцатый цикл обсуждения Прочесть девятнадцатый цикл обсуждения Прочесть восемнадцатый цикл обсуждения Прочесть семнадцатый цикл обсуждения Прочесть шестнадцатый цикл обсуждения Прочесть пятнадцатый цикл обсуждения Прочесть четырнадцатый цикл обсуждения Прочесть седьмой цикл обсуждения Прочесть шестой цикл обсуждения Прочесть пятый цикл обсуждения Прочесть четвертый цикл обсуждения Прочесть третий цикл обсуждения Прочесть второй цикл обсуждения Прочесть первый цикл обсуждения
ГЛАВА
ГЛАВА «БАЛАК»
Место в Торе: Бамидбар,
гл. 22, ст. 2 — гл. 25, ст. 9.
Почему она так называется?
Название дано по имени, которое
употреблено в первой фразе главы: «И увидел
Балак, сын Ципора, все, что совершил Израиль
с эмореями».
Обсуждение главы «Балак»
1. Почему ушли старейшины Мидьяна?
В нашей недельной главе читаем о том, что
Балак (царь Моава) направляет к Биламу (нееврейскому
пророку) делегацию с просьбой проклясть
Израиль. Об этом здесь сказано: «И пошли
старейшины Моава и старейшины Мидьяна... и
пришли к Биламу» (Бамидбар, гл. 22, ст.
7).
Однако Билам сразу дать ответ на просьбу
— отказывается, и предлагает посланникам
остаться у него на ночь (Бамидбар, гл.
22, ст. 8).
И далее написано: «И остались старейшины
Моава у Билама» (там же).
Старейшины Моава — остались. Как же
поступили старейшины Мидьяна? Почему о них
ничего не сказано? Куда они делись?
В Талмуде (трактат Сангедрин, лист
105) говорится, что старейшины Мидьяна, как
только услышали, что Билам собирается
отложить дело до ночи — тут же встали и ушли.
Но чем была вызвана их резкость?
Старейшины Мидьяна полагали, что сила
Билама — в колдовстве. Они думали, что он
умеет подчинять себе небесные силы. Но
вдруг узнали, что Билам никем не повелевает,
но — сам подчиняется Всевышнему. И именно
от Всевышнего будет зависеть его ответ.
Тогда, посовещавшись, они сказали: «Разве
есть отец, который ненавидит сына? Даже,
если сын восстает против отца, тот его все
равно спустя какое-то время — прощает.
Значит, в деле проклятия евреев Всевышний
никогда не станет сотрудничать с Биламом,
как бы тот ни просил». Поэтому они тут же
поднялись и ушли.
Впрочем, у них было еще одно соображение,
которое подсказало им, почему от затеи с
проклятьем не стоит ждать ничего путного.
Сказано в Иерусалимском Талмуде (трактат Рош
hа-Шана, гл. 1, мишна 3), что Всевышний
судит сынов Израиля днем, а все прочие
народы — ночью. Старейшины Мидьяна пришли к
Биламу днем. С тем, чтобы он тут же проклял
сынов Израиля. И этим — пробудил меру суда
Всевышнего. Но Билам, вместо того, чтобы
сразу проклясть ненавистных евреев, зачем-то
решил отложить это дело до ночи. Да и тогда,
по его словам, вовсе нет гарантии, что он
даст свое согласие.
Но ведь ночью Творец не судит народ
Израиля. Ночь — время суда над народами
мира. Поэтому проклятье евреев ночью может
возыметь обратное действие. Оно может стать
дополнительным аргументом в суде над
народами мира. И ударить бумерангом по тем,
кто его (это проклятие) замышлял.
Поэтому старейшины Мидьяна и не стали
дожидаться ночи и ретировались при свете
дня.
на основе комментария рава Якова
Райшера,
(автор книги "Швут Яаков",
Богемия, Германия,1661-1773 гг.)
2. Услышать и понять, когда Всевышний
обращается к тебе
И вот, провидец Билам едет на своей ослице
проклинать сынов Израиля. Это событие из
нашей недельной главы нашло отражение в
сюжетах произведений, в пословицах и
поговорках, вошедших в сокровищницу
мировой культуры.
Казалось бы, что здесь удивительного?
Очередной антисемит намеревается
проклясть евреев… Это — вполне обыденная
история. Правда, детали в ней — необычные.
Ослица нееврейского пророка Билама видит малаха
(в условном переводе — «ангел»), который
встал у них на пути. Ослица видит, а пророк —
нет. Билам видит лишь ослицу, которая
отказывается продолжить путь. Поэтому он
лупит ее. Да с такой злостью и ненавистью,
как будто она — еврейского происхождения.
В тексте читаем: «И обратился к нему (к
Биламу) малах Всевышнего: за что бил ты
ослицу твою?» (Бамидбар, гл. 22, ст. 32). Малах
с обнаженным мечом, конечно же, зрелище — не
из тривиальных. Но вопрос его не менее
странен, нежели само появление малаха
на тропе меж виноградников.
Что означает его вопрос — «за что бил ты
ослицу твою»? Упрямилась она, как осел, не
хотела идти — вот и бил.
Но не все так просто, как может показаться,
на первый взгляд.
Понятно, что малах появился на пути
Билама — не сам по себе. Написано: "И
пробудился Гнев Всевышнего за то, что он (Билам)
пошел (проклинать евреев)» (Бамидбар,
гл. 22, ст. 22). И тут же, в том же фрагменте — «И малах
Всевышнего встал на его (Билама) пути».
То есть появление малаха было прямым
следствием Гнева Всевышнего.
Билам понимал, что это (проклинать сынов
Израиля) — плохо, с точки зрения Творца, но
все равно пошел, — объясняет причину Гнева
Всевышнего Раши (раби Шломо бен Ицхак —
величайший комментатор Торы и Талмуда;
Франция, 11-й век).
Так ведь Всевыщний не карает за то, на что
Он дал разрешение. А разрешение Билам, вроде
бы — получил. Написано: «Встань, иди с ними»
(Бамидбар, гл. 22, ст. 20). Вот оно,
разрешение. Осталось только еще
командировочные получить. Впрочем,
возникает вопрос: на что дано разрешение?
Когда старейшины Моава и Мидьяна пришли
звать Билама к царю Балаку, Всевышний не был
против их визита — пусть, дескать, Билам
сходит к царю Моава, попробует царские
яства. Только «проклинать народ (Израиля)»,
— напутствует Он нееврейского пророка — не
смей, «поскольку он благословен» (Бамидбар,
гл. 22, ст. 12).
Впрочем, если нельзя согласиться на
предложение Балака и не проклинать — зачем
вообще идти к царскому двору? Ведь не ради
же красивых глаз приглашают Билама. Поэтому
и был ответ: «Не ходи с ними!» (там же).
Старейшины отправились восвояси не
солоно хлебавши и без завтрака. Но вскоре
вернулись в усиленном составе. С той же
просьбой — проклясть евреев.
Билам — снова к Творцу: может, на этот раз
не откажет?
Говорится в Мидраше Танхума: «По
тому пути, по которому человек стремится
идти — его и ведут». Всевышнему было угодно,
чтобы Израиль благословил нееврейский
пророк. Почему бы не использовать для этой
цели Билама? Благо он тут, как раз под рукой,
ждет ответа.
В Торе читаем: «Если пришли эти люди (старейшины),
чтобы позвать тебя (то есть, если им будет
достаточно, что ты пойдешь с ними, но не
сможешь проклясть евреев) — встань и иди с
ними. Но только то, что я буду тебе говорить,
то и будешь делать» (Бамидбар, гл. 22,
ст. 21). Ии даже если Я прикажу благословить
народ Израиля — благослови, не страшась
Балака.
Всевышний отправляет Билама благословить,
а тот надеется, что ему все же удастся
проклясть. Сопротивление Воле Творца не
может не спровоцировать Его Гнев.
Всевышний довольно часто обращается к
человеку не напрямую. Но, скажем — через
некие события, которые начинают
происходить в его жизни. Через каких-то
людей, которые вдруг возникают в его жизни (или
уже присутствуя — начинают играть в
человеческой жизни не свойственную им роль).
С Биламом Творец поручил общаться ослице.
Большего тот — не заслужил. Ослица поначалу
на доступном ей языке движений пытается
вразумить Билама. Но когда тот не понимает
ее — переходит на его язык, язык слов.
Теперь нам понятен вопрос малаха — «За
что бил ты ослицу твою?». Она и в самом деле
начала вести себя странно. Но это должно
было заставить задуматься о причине ее
странного поведения.
Всевышний отправил Билама —
благословлять, а он, вместо этого, шел с
намерением — проклясть. Всевышний решил
вернуть его и обратился к нему через ослицу.
Но Билам, вместо того, чтобы исполнить Волю
Творца — избил животное.
Этот важный урок актуален во все времена.
Когда в жизни происходят те или иные
события или люди, скажем, проявляют себя
необычно по отношению к нам — всегда
следует задуматься о том, что, возможно, это
Всевышний обращается к нам. И нужно
прислушаться и постараться понять Его
послание, а не хвататься за палку.
на основе комментариев Рамбана
(Рабейну Моше бен Нахман —
Нахманид; великий комментатор Торы, Танаха
и Талмуда; Испания – Эрец Исраэль, конец 12-го
– начало 13-го вв.)
и рава Моше-Яакова Равикова
(известен и как Сандляр, т.к. имел
сапожную мастерскую;
уроки, которые он давал по
субботам, опубликованы в книге «Ликутей
раби Моше-Яаков»; конец 19-го — первая
половина 20-го вв.; Белорусь — Эрец Исраэль)
3. Проклясть, нельзя благословить
Из содержания нашей недельной главы мы
узнаем, что царь Моава Балак отправил
старейшин к Биламу (нееврейскому пророку),
чтобы тот пришел проклясть сынов Израиля.
Когда Балаку сообщили, что Билам со
старейшинами приближается к дворцу, он
вышел ему навстречу. Как написано: «И
услышал Балак, что пришел Билам, и вышел
встретить его у города Моава, который
расположен на границе Арнона — на самом
краю его рубежей» (Бамидбар, гл. 22, ст.
36).
В своем комментарии к нашей недельной
главе Раши (раби Шломо бен Ицхак —
величайший комментатор Торы и Талмуда;
Франция, 11-й век) отмечает, что речь идет о
главном городе, столице Моава.
Возникает вопрос: почему Балак
запланировал встречу именно там?
И еще. Балаку известно, что Билам силен не
только в проклятиях, но и в благословениях.
Об этом чуть раньше мы прочли в словах
Балака: «Ведь я знаю: кого ты благословишь —
благословен, а кого проклянешь — проклят» (Бамидбар,
гл. 22, ст. 6). Так почему же Балак не попросил
благословения для своего народа (вместо
просьбы проклясть евреев)?
Итак, Балак принимает Билама в столице, в
главном городе Моава. Но разве столицу
устраивают «на границе, на самом краю»?
Обычно ее стараются спрятать внутрь
территории государства, чтобы неприятель
не мог до нее быстро добраться.
Вообще-то ранее столица Моава и не была на
границе, и располагалась, как и положено — в
глубине страны. Так было до войны с Сихоном,
царем Эмора, в которой Моав потерпел
поражение и лишился части своих земель.
Все, что было перед столицей — отошло
Сихону. Так столица и стала приграничным
городом.
В этой войне, Билам принял сторону Сихона
и проклял Моав.
Встретив Билама в своем главном городе,
который благодаря проклятию Билама
оказался «на самом краю», Балак тем самым —
продемонстрировал свою веру в проклятие
Билама, в его эффективность.
Балак был уверен, что биламово проклятие
не имеет обратного хода. Поэтому и не просил
благословить своих проклятых поданных.
Лишь проклятия для сынов Израиля жаждал
Балак. И Билам был готов с энтузиазмом
взяться за дело, чтобы не разочаровать
заказчика. Он собирался применить все свои
навыки и умения. Но Творец, храня любовь к
Израилю, спутал карты злодеев и перевернул
проклятия — в благословения.
на основе комментария рава Моше-Яакова
Равикова
(известен и как Сандляр, т.к. имел
сапожную мастерскую;
уроки, которые он давал по
субботам, опубликованы в книге «Ликутей
раби Моше-Яаков»; конец 19-го — первая
половина 20-го вв.; Белорусь — Эрец Исраэль)
Автор текста Мордехай Вейц
ГЛАВА
ГЛАВА «БАЛАК»
Место в Торе: Бамидбар,
гл. 22, ст. 2 — гл. 25, ст. 9.
Почему она так называется?
Название дано по имени, которое
употреблено в первой фразе главы: «И увидел
Балак, сын Ципора, все, что совершил Израиль
с эмореями».
Обсуждение главы «Балак»
1. Почему ушли старейшины Мидьяна?
В нашей недельной главе читаем о том, что
Балак (царь Моава) направляет к Биламу (нееврейскому
пророку) делегацию с просьбой проклясть
Израиль. Об этом здесь сказано: «И пошли
старейшины Моава и старейшины Мидьяна... и
пришли к Биламу» (Бамидбар, гл. 22, ст.
7).
Однако Билам сразу дать ответ на просьбу
— отказывается, и предлагает посланникам
остаться у него на ночь (Бамидбар, гл.
22, ст. 8).
И далее написано: «И остались старейшины
Моава у Билама» (там же).
Старейшины Моава — остались. Как же
поступили старейшины Мидьяна? Почему о них
ничего не сказано? Куда они делись?
В Талмуде (трактат Сангедрин, лист
105) говорится, что старейшины Мидьяна, как
только услышали, что Билам собирается
отложить дело до ночи — тут же встали и ушли.
Но чем была вызвана их резкость?
Старейшины Мидьяна полагали, что сила
Билама — в колдовстве. Они думали, что он
умеет подчинять себе небесные силы. Но
вдруг узнали, что Билам никем не повелевает,
но — сам подчиняется Всевышнему. И именно
от Всевышнего будет зависеть его ответ.
Тогда, посовещавшись, они сказали: «Разве
есть отец, который ненавидит сына? Даже,
если сын восстает против отца, тот его все
равно спустя какое-то время — прощает.
Значит, в деле проклятия евреев Всевышний
никогда не станет сотрудничать с Биламом,
как бы тот ни просил». Поэтому они тут же
поднялись и ушли.
Впрочем, у них было еще одно соображение,
которое подсказало им, почему от затеи с
проклятьем не стоит ждать ничего путного.
Сказано в Иерусалимском Талмуде (трактат Рош
hа-Шана, гл. 1, мишна 3), что Всевышний
судит сынов Израиля днем, а все прочие
народы — ночью. Старейшины Мидьяна пришли к
Биламу днем. С тем, чтобы он тут же проклял
сынов Израиля. И этим — пробудил меру суда
Всевышнего. Но Билам, вместо того, чтобы
сразу проклясть ненавистных евреев, зачем-то
решил отложить это дело до ночи. Да и тогда,
по его словам, вовсе нет гарантии, что он
даст свое согласие.
Но ведь ночью Творец не судит народ
Израиля. Ночь — время суда над народами
мира. Поэтому проклятье евреев ночью может
возыметь обратное действие. Оно может стать
дополнительным аргументом в суде над
народами мира. И ударить бумерангом по тем,
кто его (это проклятие) замышлял.
Поэтому старейшины Мидьяна и не стали
дожидаться ночи и ретировались при свете
дня.
на основе комментария рава Якова
Райшера,
(автор книги "Швут Яаков",
Богемия, Германия,1661-1773 гг.)
2. Услышать и понять, когда Всевышний
обращается к тебе
И вот, провидец Билам едет на своей ослице
проклинать сынов Израиля. Это событие из
нашей недельной главы нашло отражение в
сюжетах произведений, в пословицах и
поговорках, вошедших в сокровищницу
мировой культуры.
Казалось бы, что здесь удивительного?
Очередной антисемит намеревается
проклясть евреев… Это — вполне обыденная
история. Правда, детали в ней — необычные.
Ослица нееврейского пророка Билама видит малаха
(в условном переводе — «ангел»), который
встал у них на пути. Ослица видит, а пророк —
нет. Билам видит лишь ослицу, которая
отказывается продолжить путь. Поэтому он
лупит ее. Да с такой злостью и ненавистью,
как будто она — еврейского происхождения.
В тексте читаем: «И обратился к нему (к
Биламу) малах Всевышнего: за что бил ты
ослицу твою?» (Бамидбар, гл. 22, ст. 32). Малах
с обнаженным мечом, конечно же, зрелище — не
из тривиальных. Но вопрос его не менее
странен, нежели само появление малаха
на тропе меж виноградников.
Что означает его вопрос — «за что бил ты
ослицу твою»? Упрямилась она, как осел, не
хотела идти — вот и бил.
Но не все так просто, как может показаться,
на первый взгляд.
Понятно, что малах появился на пути
Билама — не сам по себе. Написано: "И
пробудился Гнев Всевышнего за то, что он (Билам)
пошел (проклинать евреев)» (Бамидбар,
гл. 22, ст. 22). И тут же, в том же фрагменте — «И малах
Всевышнего встал на его (Билама) пути».
То есть появление малаха было прямым
следствием Гнева Всевышнего.
Билам понимал, что это (проклинать сынов
Израиля) — плохо, с точки зрения Творца, но
все равно пошел, — объясняет причину Гнева
Всевышнего Раши (раби Шломо бен Ицхак —
величайший комментатор Торы и Талмуда;
Франция, 11-й век).
Так ведь Всевыщний не карает за то, на что
Он дал разрешение. А разрешение Билам, вроде
бы — получил. Написано: «Встань, иди с ними»
(Бамидбар, гл. 22, ст. 20). Вот оно,
разрешение. Осталось только еще
командировочные получить. Впрочем,
возникает вопрос: на что дано разрешение?
Когда старейшины Моава и Мидьяна пришли
звать Билама к царю Балаку, Всевышний не был
против их визита — пусть, дескать, Билам
сходит к царю Моава, попробует царские
яства. Только «проклинать народ (Израиля)»,
— напутствует Он нееврейского пророка — не
смей, «поскольку он благословен» (Бамидбар,
гл. 22, ст. 12).
Впрочем, если нельзя согласиться на
предложение Балака и не проклинать — зачем
вообще идти к царскому двору? Ведь не ради
же красивых глаз приглашают Билама. Поэтому
и был ответ: «Не ходи с ними!» (там же).
Старейшины отправились восвояси не
солоно хлебавши и без завтрака. Но вскоре
вернулись в усиленном составе. С той же
просьбой — проклясть евреев.
Билам — снова к Творцу: может, на этот раз
не откажет?
Говорится в Мидраше Танхума: «По
тому пути, по которому человек стремится
идти — его и ведут». Всевышнему было угодно,
чтобы Израиль благословил нееврейский
пророк. Почему бы не использовать для этой
цели Билама? Благо он тут, как раз под рукой,
ждет ответа.
В Торе читаем: «Если пришли эти люди (старейшины),
чтобы позвать тебя (то есть, если им будет
достаточно, что ты пойдешь с ними, но не
сможешь проклясть евреев) — встань и иди с
ними. Но только то, что я буду тебе говорить,
то и будешь делать» (Бамидбар, гл. 22,
ст. 21). Ии даже если Я прикажу благословить
народ Израиля — благослови, не страшась
Балака.
Всевышний отправляет Билама благословить,
а тот надеется, что ему все же удастся
проклясть. Сопротивление Воле Творца не
может не спровоцировать Его Гнев.
Всевышний довольно часто обращается к
человеку не напрямую. Но, скажем — через
некие события, которые начинают
происходить в его жизни. Через каких-то
людей, которые вдруг возникают в его жизни (или
уже присутствуя — начинают играть в
человеческой жизни не свойственную им роль).
С Биламом Творец поручил общаться ослице.
Большего тот — не заслужил. Ослица поначалу
на доступном ей языке движений пытается
вразумить Билама. Но когда тот не понимает
ее — переходит на его язык, язык слов.
Теперь нам понятен вопрос малаха — «За
что бил ты ослицу твою?». Она и в самом деле
начала вести себя странно. Но это должно
было заставить задуматься о причине ее
странного поведения.
Всевышний отправил Билама —
благословлять, а он, вместо этого, шел с
намерением — проклясть. Всевышний решил
вернуть его и обратился к нему через ослицу.
Но Билам, вместо того, чтобы исполнить Волю
Творца — избил животное.
Этот важный урок актуален во все времена.
Когда в жизни происходят те или иные
события или люди, скажем, проявляют себя
необычно по отношению к нам — всегда
следует задуматься о том, что, возможно, это
Всевышний обращается к нам. И нужно
прислушаться и постараться понять Его
послание, а не хвататься за палку.
на основе комментариев Рамбана
(Рабейну Моше бен Нахман —
Нахманид; великий комментатор Торы, Танаха
и Талмуда; Испания – Эрец Исраэль, конец 12-го
– начало 13-го вв.)
и рава Моше-Яакова Равикова
(известен и как Сандляр, т.к. имел
сапожную мастерскую;
уроки, которые он давал по
субботам, опубликованы в книге «Ликутей
раби Моше-Яаков»; конец 19-го — первая
половина 20-го вв.; Белорусь — Эрец Исраэль)
3. Проклясть, нельзя благословить
Из содержания нашей недельной главы мы
узнаем, что царь Моава Балак отправил
старейшин к Биламу (нееврейскому пророку),
чтобы тот пришел проклясть сынов Израиля.
Когда Балаку сообщили, что Билам со
старейшинами приближается к дворцу, он
вышел ему навстречу. Как написано: «И
услышал Балак, что пришел Билам, и вышел
встретить его у города Моава, который
расположен на границе Арнона — на самом
краю его рубежей» (Бамидбар, гл. 22, ст.
36).
В своем комментарии к нашей недельной
главе Раши (раби Шломо бен Ицхак —
величайший комментатор Торы и Талмуда;
Франция, 11-й век) отмечает, что речь идет о
главном городе, столице Моава.
Возникает вопрос: почему Балак
запланировал встречу именно там?
И еще. Балаку известно, что Билам силен не
только в проклятиях, но и в благословениях.
Об этом чуть раньше мы прочли в словах
Балака: «Ведь я знаю: кого ты благословишь —
благословен, а кого проклянешь — проклят» (Бамидбар,
гл. 22, ст. 6). Так почему же Балак не попросил
благословения для своего народа (вместо
просьбы проклясть евреев)?
Итак, Балак принимает Билама в столице, в
главном городе Моава. Но разве столицу
устраивают «на границе, на самом краю»?
Обычно ее стараются спрятать внутрь
территории государства, чтобы неприятель
не мог до нее быстро добраться.
Вообще-то ранее столица Моава и не была на
границе, и располагалась, как и положено — в
глубине страны. Так было до войны с Сихоном,
царем Эмора, в которой Моав потерпел
поражение и лишился части своих земель.
Все, что было перед столицей — отошло
Сихону. Так столица и стала приграничным
городом.
В этой войне, Билам принял сторону Сихона
и проклял Моав.
Встретив Билама в своем главном городе,
который благодаря проклятию Билама
оказался «на самом краю», Балак тем самым —
продемонстрировал свою веру в проклятие
Билама, в его эффективность.
Балак был уверен, что биламово проклятие
не имеет обратного хода. Поэтому и не просил
благословить своих проклятых поданных.
Лишь проклятия для сынов Израиля жаждал
Балак. И Билам был готов с энтузиазмом
взяться за дело, чтобы не разочаровать
заказчика. Он собирался применить все свои
навыки и умения. Но Творец, храня любовь к
Израилю, спутал карты злодеев и перевернул
проклятия — в благословения.
на основе комментария рава Моше-Яакова
Равикова
(известен и как Сандляр, т.к. имел
сапожную мастерскую;
уроки, которые он давал по
субботам, опубликованы в книге «Ликутей
раби Моше-Яаков»; конец 19-го — первая
половина 20-го вв.; Белорусь — Эрец Исраэль)
4. Один народ, один Творец, одно имя
В нашей недельной главе сказано, что Балак
ставит перед Биламом задачу — «Пойди,
прокляни мне Яакова, пойди, призови гнев на
Израиль» (Бамидбар, гл. 23, ст. 7).
А вот ответ Билама: «Могу ли я проклясть,
если Всевышний не проклинает? Как я могу
поразить гневом, когда Творец не гневается»
(там же, ст. 8).
Почему давая задание Биламу, Балак
использует имена Яаков и Израиль?
Записанные на иврите имена наших праотцов
— Авраам, Ицхак и Яаков, состоят из
тринадцати букв. В этом прослеживается
намек на их связь с Единым Творцом. Ведь
слово «один» на иврите — «эхад», и оно
имеет гематрию (числовое значение) —
тринадцать.
Имена наших праматерей — Сара, Ривка,
Рахель и Лея — тоже состоят из тринадцати
букв. Суммируя все буквы, составляющие
имена праотцов и праматерей, мы получим — 26
(гематрия четырехбуквенного Имени
Всевышнего).
Яакову, как известно, было добавлено имя
Исраэль (Израиль). В этом имени — пять букв.
Если добавить их к имеющимся двадцати шести,
получаем число — тридцать один. Тридцать
один — гематрия имени Всевышнего Эль.
В книге Зогар написано, что сыны
Израиля зовутся именем Исраэль, когда они
выполняют Волю Творца. Если же в массе своей
они преступают законы Всевышнего, имя им —
Яаков.
Итак, когда народу Израиля соответствует
четырехбуквенное Имя, его невозможно
проклясть, т.к. Имя Эль будет против
этого. В периоды, когда народ будет
находиться в состоянии, соответствующем
имени Эль — на него нельзя будет
призвать Гнев Всевышнего, поскольку этого
не допустит четырехбуквенное Имя.
«Вот я вижу с вершины скал и смотрю на него
с холмов» (Бамидбар, гл. 23, ст. 8), —
говорит Билам.
В Мидраше Танхума Учителя
разъясняют, что в слове «скалы» содержится
намек на наших праотцов, а в слове «холмы» —
на праматерей. Буквы их имен
свидетельствуют о единстве. Единстве
Творца и единстве народа, находящегося под
сенью одного из Имен Всевышнего. Порой —
четырехбуквенного, порой — Имени Эль.
на основе комментария рава Моше-Яакова
Равикова
(известен и как Сандляр, т.к. имел
сапожную мастерскую;
уроки, которые он давал по
субботам, опубликованы в книге «Ликутей
раби Моше-Яаков»; конец 19-го — первая
половина 20-го вв.; Белорусь — Эрец Исраэль)
5. Моше записал пророчества Билама и Иова
Написано в Талмуде (трактат Берахот,
лист 7), что Моше молился, чтобы Шехина (Присутствие
Всевышнего) не простиралась на народы мира,
но только — на народ Израиля. Как сказано: «И
в чем же еще, если так, проявится милость,
которую я обрел у Тебя — я и Твой народ, если
не в том, что Ты Сам пойдешь с нами? И будем
мы выделены — я и Твой народ, из всех
народов земли» (Шемот, гл. 33, ст. 16).
И Творец внял этой молитве.
В книге Виленского Гаона (раби Элиягу
из города Вильно, Литва, 18-й век ;
назван Гаоном
— почетнейший титул — за исключительные
знания всех разделов Торы и праведность)
под названием Адерет Элиягу
рассматривается потаенный смысл
пророчества Билама.
Следует отметить, что сам Билам ничего об
этом смысле не знал. Он (этот смысл) был от
него скрыт. А до нас он дошел — благодаря
тому, что Моше записал пророчество Билама.
Иов тоже жил во времена Моше. Об этом
говорится в Талмуде (трактат Бава Батра,
лист 15).
Он, Иов, мечтал, чтобы история его жизни
сохранилась для будущих поколений. «Если
так, да будут записаны мои слова, — говорил
он, — да будут они начертаны в книге» (Танах,
книга Иова, гл. 19, ст. 23).
Читая текст в оригинале, мы видим, что и в
молитве Моше и в просьбе Иова встречается
одно и то же слово — «эйфо» («если так»).
Использование одного и того же слова в
обоих фразах показывает, что между ними
есть связь.
В чем же эта связь состоит?
Иов знал о молитве Моше. Знал, что она
принята Всевышним. И знал также, что поэтому
не сможет сам написать книгу.
Таким образом, Иов, произнося слово «эйфо»
— апеллирует к Всевышнему, ссылаясь на
молитву Моше. «Если так проявиться милость (если
молитва Моше будет услышана, и только сыны
Израиля будут выделены, а народы мира не
увидят Шехину, что означает, что от них
будут сокрыты и глубинный смысл Торы и
тайны мироздания) — кто же тогда напишет
книгу мою?».
«Пусть ее напишет тот, чья молитва лишила
меня этой возможности, лишила меня
понимания». И Моше — написал, составил
книгу Иова, вошедшую в состав Танаха.
на основе комментария рава
Биньямина-Зэева Босковича
(автор книги «Ир Биньямин»,
Богемия, Моравия, Венгрия,1775-1818 гг.)
Прочесть двадцать второй цикл обсуждения Прочесть двадцать первый цикл обсуждения Прочесть двадцатый цикл обсуждения Прочесть девятнадцатый цикл обсуждения Прочесть восемнадцатый цикл обсуждения Прочесть семнадцатый цикл обсуждения Прочесть шестнадцатый цикл обсуждения Прочесть пятнадцатый цикл обсуждения Прочесть четырнадцатый цикл обсуждения Прочесть седьмой цикл обсуждения Прочесть шестой цикл обсуждения Прочесть пятый цикл обсуждения Прочесть четвертый цикл обсуждения Прочесть третий цикл обсуждения Прочесть второй цикл обсуждения Прочесть первый цикл обсуждения
|
|
|
|
|
New Page 1
|