New Page 1
|
|
Недельная глава
Двадцать второй цикл обсуждения (видео)
Прочесть двадцать второй цикл обсуждения Прочесть двадцать первый цикл обсуждения Прочесть двадцатый цикл обсуждения Прочесть девятнадцатый цикл обсуждения Прочесть восемнадцатый цикл обсуждения Прочесть семнадцатый цикл обсуждения Прочесть шестнадцатый цикл обсуждения Прочесть пятнадцатый цикл обсуждения Прочесть четырнадцатый цикл обсуждения Прочесть седьмой цикл обсуждения Прочесть шестой цикл обсуждения Прочесть пятый цикл обсуждения Прочесть четвертый цикл обсуждения Прочесть третий цикл обсуждения Прочесть второй цикл обсуждения Прочесть первый цикл обсуждения
ГЛАВА
ГЛАВА “БАЛАК”
Место в Торе:
Бамидбар,
гл. 22, ст. 2 — гл. 25, ст. 9.
Почему она так называется?
Название дано по имени в первой фразе: “И увидел Балак, сын Ципора, все, что
совершил Израиль с эмореями”.
Обсуждение главы “Балак”
06.07.03
Итак, из содержания предыдущих глав нам известно, что евреи вышли из пустыни
Синай и продолжили путь к Эрец Исраэль, которую дал народу Израиля
Всевышний. Этот путь не был легким и безоблачным. Им предстояло пересечь
несколько государств .
О том, через какие страны
пролегал их путь, что произошло и кто такой Балак, о котором сказано в первой
фразе нашей главы, говорилось в обзорах прошлых лет
(см.
обзор
недельной главы Балак, первый годовой цикл).
В этом году, не задерживаясь на описании исторических событий, мы сразу же
перейдем к обсуждению отдельной, поднятой в нашей главе и очень интересной ,
темы — пророчество Билама.
О Биламе достаточно подробно говорилось в обзорах прошлых лет (см.
обзор недельной
главы Балак, первый годовой цикл). Здесь же напомним, что
Билам был нееврейским пророком.
И вот что вложил Всевышний в уста его, когда Билам попросил проклясть
еврейский народ: “...Взойдет звезда от Яакова и поднимется скипетр от Израиля, и
сокрушит пределы Моава, и разгромит всех сынов Шета... И властвовать будет
(потомок) Яакова...” (гл. 24, ст. 17-19).
Это пророчество цитирует Рамбам, комментируя трактат Мишны Санѓедрин
(предисловие к десятой главе трактата), и на его основе формулирует принцип,
который впоследствии вошел в состав специального кодекса, известного нам под
названием “13 основных принципов веры”. Многие евреи ежедневно читают их в конце
утренней молитвы (на иврите — шахарит). Этот принцип — двенадцатый в
списке и звучит так: “Безоговорочно верю в приход Машиаха, и хотя он
задерживается, я все же каждый день буду ждать его” .
О том же — в пророчестве Билама речь, безусловно, идет о Машиахе — говорят и
другие комментаторы Торы и Талмуда, возводя его приход в аксиому еврейской
традиции. Возникает вопрос: почему Рамбам считает веру в приход Машиаха
столь фундаментальной для еврейской традиции?
Чтобы это понять, нам следует включить в наши рассуждения дополнительную
информацию.
Иудаизм никогда не говорил, о том, что мы будем кем-то “спасены”, включая
Всевышнего. Создатель поместил нас в этот мир и дал нам свободу воли и
возможность бороться за свое освобождение. Весь смысл нашего существования на
этой земле — в создании условий для независимого функционирования. Присутствие
Всевышнего не проявляется явно в этом мире и, следовательно, мы можем
использовать данную нам свободу воли, не испытывая никакого давления, а награду
в грядущем мире — заслужить, работая над собственным совершенствованием.
Приход Машиаха, кстати сказать, не связан ни с грядущим миром, ни с
концепцией награды. В своем “Кодексе еврейских
законов” (раздел
“Законы Царей”,
гл. 11-12) Рамбам подробно
объясняет, что мир и в постмессианскую эру продолжит нормальное существование.
Однако полностью объединится под управлением одного Царя — Машиаха. Такая
трансформация структуры общества внесет в жизнь людей на земле единственное
принципиальное изменение, по сравнению с тем, как мир функционирует сегодня — не
будет борьбы между добром и злом. И это создает определенную сложность в
восприятии концепции Машиаха.
Создается впечатление, что постмессианская эпоха, по описаниям в еврейской
литературе, не согласуется с концепцией свободы воли, которая сегодня определяет
наше существование в мире. В том же разделе Рамбам пишет: “... в то время не
будет голода и войн, не будет зависти и конкуренции — все материальные блага
будут доступны каждому в изобилии, и все это будет обычным, как прах земной.
Люди будут заняты только познанием Всевышнего и поэтому народ Израиля обретет
мудрость, познает многие тайны... которые могут быть доступны человеку... Как
написано у пророка (Танах, книга пророка Иешайи, гл. 11, ст. 9):
“Не будут делать зла и не будут губить на всей Моей святой горе, ибо полна будет
земля знанием Всевышнего, как полно море водами” (вторая книга Мелахим
— Цари, гл. 12, ст. 5).
Борьба между добром и злом — смысл и цель жизни в этом мире. И если
постмессианская эра не создает условий для проявления этой борьбы, почему же она
занимает такое важное место в истории человечества? Не проще ли было бы сразу
ввести человечество в Грядущий мир? Ведь все равно люди в этот
период будут лишены
потенциальной возможности заработать награду для Будущего мира...
Автор текста раввин Носон Вайс
Иерусалим
07.07.03
Итак, зачем нужен постмессианский период ?
Ответ на этот вопрос — в понимании концепции Тикун Олам (исправление
мира). Это — одна из фундаментальных концепций еврейской традиции. Постараемся
разобраться в ней с помощью объяснений, которые дает в третьей главе своей
работы
Михтав ми-Элиягу
раввин
Элиягу Десслер (Литва –
Англия – Израиль, первая половина 20-го века).
До совершения ошибки Адам осознавал свою духовность. Его самоощущение
принципиально отличалось от нашего. Он воспринимал физический аспект своего
существования как нечто внешнее по отношению к собственной духовной реальности.
Значительная часть нашего ощущения себя связана с физическим
функционированием. Мы чувствуем собственное сердцебиение, чувствуем как наши
легкие наполняются кислородом и выдыхают углекислый газ и т.п. Из практики
известно, что люди, у которых долгое время были атрофированы органы чувств,
переставали ощущать себя как личность. Это доказывает, что наше самоощущение в
основном фокусируется на физическом аспекте.
Адам чувствовал прежде всего свою душу, ощущая, как она осуществляла
необходимый контроль, позволяющий телу функционировать. Свое тело он
воспринимал, как одежду, которая со временем изнашивается и “выбрасывается”. Он
осознавал, что тело не является частью его глубинной, внутренней сущности. Такое
восприятие себя и называется жизнью в райском саду.
Позитивная сторона такого восприятия в том, что человеку для поддержания
жизни не надо было прикладывать физические усилия. Душа получала средства
физического существования из духовной деятельности. На это тратилась часть
духовной энергии, полученной от изучения Торы и выполнения мицвот
(заповедей). И в этой связи важно отметить, что духовные усилия требовались от
человека даже в райском саду. Как сказано: “И взял Всевышний человека и поместил
его в Ган Эдене (Райском саду), чтобы возделывал его и хранил” (Берешит,
гл. 2, ст. 15).
Устная Тора (Мидраш Ялкут, гл. 22) объясняет, что под
упомянутой здесь работой подразумевается изучение Торы и выполнение заповедей.
Обратная сторона такого восприятия себя — в полной зависимости от Всевышнего.
Ведь очевидно, что человек в этой ситуации не контролирует свое существование .
Корни ошибки Адама, — подчеркивает наша традиция, — в неприятии такой
всеобъемлющей зависимости. Решение Адама отведать плод Древа Познания
свидетельствует о его убежденности, что и физический мир обладает энергией,
способной увеличить жизненную силу человека, что человек за счет энергии
физических объектов (в данном случае — дерева) может увеличить свой интеллект.
Однако физическое не имеет собственного потенциала и нуждается в “подпитке”,
которую может предоставить ему только душа. Душа не в состоянии увеличить свою
духовную силу с помощью физических объектов.
Факт, что Адам вкусил от Древа Познания с надеждой увеличить возможности
своего интеллекта означает изменение самой сути восприятия человеком себя.
Физическое стало основой существования, источником его жизненных сил и его
интеллекта. ..
Автор текста раввин Носон Вайс
Иерусалим
08.07.03
В свою очередь, восприятие себя как физической сущности тоже имеет две
стороны. Об обратной стороне этого в Торе сказано: “Проклята земля за тебя; в
муках будешь питаться от нее во все дни жизни твоей. И терние и волчец
произрастит она тебе; и будешь питаться полевою травою. В поте лица твоего
будешь есть хлеб, доколе не возвратишься в землю, ибо из нее ты взят...”
(Берешит,
гл. 3, ст. 17–19).
Это и понятно: если физический мир рассматривается как отдельная реальность,
он попадает под законы природы. Если физическое — источник жизни, значит, только
физический труд может извлечь необходимые средства существования из земли,
неохотно отдающей, кстати сказать, свою энергию.
Но есть в этом и позитивная сторона: жизнь человека зависит только от его
силы и возможностей добывать средства существования. Теперь, наконец, человек —
независим и может с гордостью произнести: “Сила моя и крепость руки моей
доставили мне богатство это” (Дварим, гл. 8, ст. 17) .
Излишне говорить, что новое восприятие человеческой сути оказало огромное
влияние на сознание человека. Человек перестал ощущать себя как существо
духовное, перестал идентифицировать свою личность с душой. Ощущение, что она
есть, снизилось от уровня знания до уровня веры. Но если человек не воспринимает
себя как духовную сущность, он больше не может жить в Ган Эдене .
Стремление к
независимости заставило человека покинуть Райский Сад и привело его к
состоянию, в котором мы все сейчас пребываем.
Подведем некий итог. Всевышний поместил человека в Ган Эден и подверг
тестированию. Если бы этот тест прошел удачно, человек заслужил бы место в
Будущем мире. Но это означало бы, что человек сделал свободный выбор — принял
себя как духовную сущность и отказался от желания самоутвердиться, смирившись с
постоянной зависимостью от Всевышнего.
Однако “провал” Адама на экзамене не изменил задачу, которая изначально
стояла перед человечеством. По-прежнему, чтобы достичь Грядущего мира, надо
пройти тот же тест — принять на себя зависимость от Всевышнего. Из-за ошибки
Адама на пути к этому возникла преграда. Теперь, чтобы пройти этот тест, человек
должен как бы вернуться к далеким временам и воспринимать свою сущность так же,
как, до ошибки, воспринимал себя Адам. В этом и заключается роль мессианской
эпохи — помочь достичь этого уровня.
Безоговорочное принятие факта, что Всевышний — источник всего существующего и
осознание себя, как, в первую очередь — существа духовного — та цель, к которой
человек придет в постмессианскую эпоху. Как сказано: “...ибо полна будет земля
знанием Всевышнего, как полно море водами” (книга пророка Иешайи,
гл. 11, ст. 9).
И если эта цель осталась неизменной, то путь к ее достижению стал иным.
Сейчас и в будущем человечество может осознать все это, понять, что
независимость от Творца — не более, чем иллюзия, лишь логически.
Теперь, вероятно, мы получили достаточно информации, чтобы получить
представление о концепции тикун олам ...
Автор текста раввин Носон Вайс
Иерусалим
09.07.03
Мир невозможно исправить, если мы не откажемся от ложного убеждения, что
существует некая реальность, внутри которой мы полностью независимы от
Всевышнего и в состоянии полностью контролировать события. Мы должны признать,
что сделанный выбор — осознание себя, как существ, прежде всего — “физических”,
что позволило нам обрести эту иллюзорную независимость, потерпел фиаско.
И теперь наш народ вынужден преодолевать трудности долгого пути, в числе которых
— четыре изгнания.
Первое — Вавилонское. Вавилон завоевал мир силой оружия. Когда его военная
мощь иссякла, стало очевидным, что военная сила не может обеспечить
независимость.
Второе изгнание — Персидское. Персы сделали попытку добиться мирового
владычества благодаря своему неисчислимому богатству. Неизменное увеличение
социального пирога, по их идее, должно было дать человеку независимость. Но
когда греки завоевали Персидскую империю, оказалось, что власти богатства для
этого недостаточно.
Третье изгнание — Греческое, подарившее миру красоту и эстетику. Но когда и
Греческая Империя была разрушена, мир получил доказательство несостоятельности и
этих идей.
Продолжающееся до сих пор четвертое изгнание — ответвление Римской диаспоры.
Рим принес миру технологический прогресс. Человек в разрешении своих проблем
стал изобретательным. Однако, даже если воедино собрать все достижения людей на
земле, в сферах наук гуманитарных и естественных, и это не сможет дать нам
полную независимость. Мы заняты созданием связей, которые обеспечили бы нам
свободный обмен идеями. Когда со всей очевидностью нам станет ясна ошибочность
наших теперешних убеждений (и это —последняя надежда человечества на
независимость) наступит мессианская эра.
Уроки истории человечества имеют духовный эквивалент. Всегда существовал
некий “поток”, сопротивляющийся убежденности, что независимость от Творца —
реальна. В то время, когда большинство людей в мире декларировали эту
независимость, определенное число евреев упорно не оставляли веру в то, что
человек — существо духовное и живет лишь за счет милосердия Творца.
Попытаемся проследить путь, который ведет к подчинению человечества, взяв в
качестве иллюстрации нашу сегодняшнюю беспокойную реальность.
Начнем — с еврейского народа.
Мы приехали в Израиль из стран диаспоры. Идея независимости, о которой мы
говорили выше, прекрасно, казалось бы, вписывается в мировоззрение современных
нерелигиозных израильтян. Она выражена лозунгом — “Никогда больше!”. Никогда
больше мы не позволим себе быть беззащитными, никогда не допустим, чтобы нас,
как стадо, гнали на смерть в нацистских концентрационных лагерях. Сегодня у нас
есть собственная страна, собственная, достаточно мощная армия. Мы, наконец,
держим свою судьбу в собственных руках!
И вот эта нерелигиозная фундаментальная идея рушится под напором
палестинского террора. Несмотря на нашу военную мощь, мы не можем найти решение
для такой, казалось бы, несложной проблемы, которую выдвигает перед нами
обвязанный взрывчаткой террорист-самоубийца, который ценой собственной жизни на
наших улицах, в наших автобусах убивает десятки мирных израильтян.
Мы живем в
собственной стране, и военное преимущество нашей доблестной армии не может
обеспечить нам безопасность. Ощущение, что наша судьба и наше будущее — в
наших руках, слабеет...
Автор текста раввин Носон Вайс
Иерусалим
10.07.03
Евреи Израиля разделены на три основные группы. Около 20% следуют законам
Торы и убеждены, что только Всевышний в состоянии дать нам безопасное
существование. Мечта нерелигиозных групп о том, что мощь нашей армии обеспечит
нам мир, оказалась иллюзией. Эта проблема имеет лишь одно решение — нам следует
вернуться к Всевышнему и положиться на Его милосердие.
Другие 20% еврейского населения Израиля — ярые сторонники мировой
гуманистической идеи. Применительно к нашей реальности, она заключается в том,
что мы должны использовать всю нашу изобретательность и находчивость, чтобы
найти решение наших проблем. Это, конечно, содержит в себе некий риск, — считают
сторонники этой идеи, — но на нашей стороне — мощь, сила, которая обеспечивает
наши возможности преодолеть все препятствия. Мы добьемся безопасности и без
помощи Небес.
Остальные 60% застряли где-то посередине. Их разрывают разные ощущения:
иногда они полны надежд, иногда — приходят в отчаяние, видя бесполезность
собственных усилий, которые не ведут к решению наших проблем.
Некоторые из них теряют веру в будущее в Израиле и покидают страну, другие, в
поиске решения, возвращаются к еврейским корням, третьи, по сути, терпят
реальность, не пытаясь найти ответы на волнующие их вопросы.
Террор — суровое испытание, выпавшее на долю Израиля — ведет нас к тикун
а-олам, готовя нас к встрече с Машиахом. Внутренняя борьба достигла высшей
точки напряженности.
Те же процессы происходят и во внешнем мире. Запад достиг в своем развитии
запредельных высот. В современном мире, казалось бы, проблемы можно решать не с
помощью оружия, а путем переговоров. К тому же, Америка — на переднем крае науки
в мире...
Но события 11-го сентября разрушили эту розовую картину прекрасного будущего.
Можно ли наслаждаться достижениями, если люди не чувствуют себя в безопасности?
Парадоксально, но жизнь этих людей в значительной мере зависит от кучки
бородатых, беспощадных и жестоких дикарей, прячущихся где-то в пещерах Средней
Азии и арабских стран — дикарей, которые, могут придти и убить... Беспокойство
на Западе неуклонно растет. Учитывая все это, напрашивается вопрос: какую
цену придется заплатить, чтобы контролировать собственную судьбу ?
Еврейская традиция учит, что приход Машиаха будет сопровождаться “родовыми
муками”. Ибо путь к Машиаху лежит через осознание, что, какого бы уровня
развития мы не достигли, мы не можем быть абсолютно независимы от Всевышнего.
Существует ли, кроме террора, более убедительный способ, чтобы понять это?
Это Всевышний тем самым террором показывает нам все бесплодность нашей мечты
о независимости. Не природа мешает нам обеспечить полный контроль над
собственной жизнью, но — злоба и жестокость в человеческом сердце. Это она
разрушает нашу надежду на будущее.
Именно этому и учит нас еврейская традиция, говоря о приходе Машиаха:
настоящая историческая битва — та, что происходит внутри нас. Осознание
бесполезности достижения высот в науке, если мы не можем разрешить примитивную
проблему террора, должно подвести нас к мысли о тщетности нашей
“самостоятельности”...
Автор текста раввин Носон Вайс
Иерусалим
Прочесть двадцать второй цикл обсуждения Прочесть двадцать первый цикл обсуждения Прочесть двадцатый цикл обсуждения Прочесть девятнадцатый цикл обсуждения Прочесть восемнадцатый цикл обсуждения Прочесть семнадцатый цикл обсуждения Прочесть шестнадцатый цикл обсуждения Прочесть пятнадцатый цикл обсуждения Прочесть четырнадцатый цикл обсуждения Прочесть седьмой цикл обсуждения Прочесть шестой цикл обсуждения Прочесть пятый цикл обсуждения Прочесть четвертый цикл обсуждения Прочесть третий цикл обсуждения Прочесть второй цикл обсуждения Прочесть первый цикл обсуждения
|
|
|
|
|
New Page 1
|