New Page 1
|
|
Недельная глава
Двадцать второй цикл обсуждения (видео)
Прочесть двадцать первый цикл обсуждения Прочесть двадцатый цикл обсуждения Прочесть девятнадцатый цикл обсуждения Прочесть восемнадцатый цикл обсуждения Прочесть семнадцатый цикл обсуждения Прочесть шестнадцатый цикл обсуждения Прочесть пятнадцатый цикл обсуждения Прочесть четырнадцатый цикл обсуждения Прочесть седьмой цикл обсуждения Прочесть шестой цикл обсуждения Прочесть пятый цикл обсуждения Прочесть четвертый цикл обсуждения Прочесть третий цикл обсуждения Прочесть второй цикл обсуждения Прочесть первый цикл обсуждения
ГЛАВА «АХАРЕЙ МОТ»
Место в Торе:
книга Ваикра
— гл. 16, ст. 1 — гл. 18, ст. 30.
Почему глава так называется?
В первой фразе сказано: «И говорил
Всевышний с Моше после смерти двух
сыновей Аарона…».
После смерти на иврите — ахарей мот
Обсуждение главы Ахарей Мот
1. Суп из баклажан
В нашей недельной главе дается закон,
согласно которому кровь зарезанного
животного или птицы нужно покрыть землей. В
тексте об этом читаем: «И всякий из сынов
Израиля и из пришельцев, проживающих среди
них, кто поймает, зверя или птицу, пригодных
для еды, пусть изольет его кровь и покроет
ее землей» (Ваикра, гл. 17, ст. 13).
Раши (раби Шломо бен Ицхак — величайший
комментатор Торы и Талмуда; Франция, 11-й век)
обращает внимание на то, что в Торе написано
— «кто поймает» (а не «кто зарежет»), что
сказано, чтобы научить нас, что мясо не
должно входить в ежедневный рацион.
Даже если человек владеет скотом и
домашней птицей, — говорится в Талмуде (трактат
Хуллин, лист 84), — он должен питаться
мясом лишь изредка, как будто бы он мог
добыть его только на охоте.
На основании этого Хафец Хаим (раби
Исраэль а-Коэн, один из крупнейших Учителей
Торы первой половины 20-го века) делает вывод,
что мясо укрепляет силы человека, но Тора
призывает нас к умеренности в его
употреблении. Насколько же надо быть
умеренным в том, что даже не приносит пользы!
Люди склонны тратить значительные
средства на то, без чего вполне могли бы
обойтись. И это достигло таких масштабов,
что стало одной из серьезных проблем нашего
времени.
Роскошь портит людей. Человек быстро
привыкает жить на широкую ногу. Более
скромная жизнь начинает казаться ему
унижением. Если его доходы сокращаются, он
не думает об экономии, не пытается умерить
свои расходы. Но начинает искать новые пути
к обогащению, чаще всего связанные с
обманом, мошенничеством, нарушением закона.
В своей книге Кедушат Цион раби
Бенцион Альберштам (20-й век) пишет, что
человек, женившись и начав строить семью,
свой дом, часто обрастает совершенно не
нужными вещами, без которых он вполне
обходился до женитьбы. Зачастую это —
результат советов жены. Но нужно помнить,
что произошло с первым человеком, Адамом,
когда он последовал совету жены расширить
свой рацион и попробовал плод с дерева
познания.
У Хазон Иша (рав Авраам Иешаягу Карелиц,
Литва – Израиль, первая половина 20-го века)
как-то спросили: по каким качествам нужно
выбирать невесту?
— Здесь важны четыре качества, — ответил
он, — доброта, легкость характера, любовь к
Торе и готовность довольствоваться малым.
Одно время рав Аарон Лейб Штейнман (Бней
Брак, наши дни) был учителем в йешиве «Хафец
Хаим» в Кфар Сабе. Тогда выдался очень
трудный год. Йешива оказалась перед
серьезными финансовыми трудностями.
Руководство йешивы было вынуждено сильно
урезать и без того низкое жалование
учителей. Рав Штейнман несколько месяцев
получал лишь треть от своей зарплаты. Но
накануне Песаха в йешиву поступило щедрое
пожертвование. Глава йешивы рав Авраам Райн
хотел возместить раву Аарону все то, что тот
недополучил в прошедшие месяцы. Но к
удивлению главы йешивы, рав Штейнман
отказался от денег.
— Мы с женой смогли продержаться эти
месяцы и не влезли в долги, — сказал он. —
Так зачем я буду брать деньги за то время,
что я уже прожил?
Тогда рав Райн принес деньги жене рава
Штейнмана. Но и она отказалась их принять,
дав точно такое же объяснение.
— Знаю, что и на полную зарплату можно
существовать с трудом. Так как же вам
удалось прожить только на треть от нее? —
удивился рав Авраам
— В этом году был невиданный урожай
баклажан, — ответила жена рава Штейнмана, —
поэтому их можно было купить по бросовым
ценам. Я научилась все необходимые блюда
готовить из баклажан. Мы ели суп из баклажан,
салат из баклажан и котлеты из баклажан. А
на шаббат я готовила чолнт из баклажан,
фаршированную рыбу из баклажан, и даже
десерт из баклажан...
на основе комментария рава Ицхака
Кройзера
(Бней Брак, Израиль, наше время)
2. Золотой хлеб
Анализируя фрагмент из нашей недельной
главы — «И всякий из сынов Израиля и из
пришельцев, проживающих среди них, кто
поймает, зверя или птицу, каких едят, пусть
изольет его кровь и покроет ее землей» (Ваикра,
гл. 17, ст. 13) — Учителя приходят к выводу, что
Тора учит нас довольствоваться малым (трактат
Хулин, лист 84).
Важность этого понимали наши праотцы. Так
Яаков, обращаясь с молитвой к Всевышнему,
просит лишь о самом необходимом — «хлеб,
чтобы есть, и одежду, чтобы одеться» (Берешит,
гл. 28, ст. 20).
Казалось бы — зачем уточнять? И так
понятно, что хлеб нужен для еды, а одежда для
того, чтобы одеться. Но нет, у некоторых в
шкафах столько одежды, что ее можно есть, а
другие покупают еду в таких количествах,
что в нее можно одеться с ног до головы.
В Талмуде (трактат Тамид, лист 32)
рассказывается, что Александр Македонский
во время военного похода углубился в Африку.
Он вышел к городу, в котором жили только
женщины. По своему обыкновению он хотел
захватить этот город. Но женщины его
отговорили.
— Если ты завоюешь нас, — сказали они ему,
— это не сделает тебе чести. Ведь победить
женщин в бою — не велика доблесть. Ну а если
проиграешь — на веки покроешь себя позором.
— Хорошо, я не причиню вам вреда, —
согласился Александр. — Только принесите
мне поесть, давно не ел домашней пищи.
Ему подали хлеб... из золота.
— У вас принято питаться золотым хлебом?
— удивился Македонский.
— Нет, мы не едим золото, также как не ешь
его ты, — ответили женщины. — Но неужели ты
предпринял столь далекий и опасный поход,
чтобы поесть хлеба? Разве на твоей родине
нет хлеба? В твоем поступке не больше смысла,
чем в золотом хлебе.
Этот урок актуален и сегодня. Мы тратим
порой немало усилий и отправляемся в
запредельные дали — в поисках того, что у
нас и так уже есть.
Рав Яаков Галинский (середина и вторая
половина 20-го века, Израиль) вспоминает,
что в йешиве, где он учился, нечего было есть.
Учащиеся радовались ломтю простого хлеба,
который насыщал их. А по соседству жили
семьи, на столах которых не переводились
деликатесы и изысканные яства. Когда их
сослали в Сибирь и морили голодом, любители
деликатесов быстро умерли, а йешиботники
выжили.
В Талмуде (трактат Кетувот, лист 67)
рассказывается о человеке, который привык
обедать сочным мясом, запивая его
выдержанным вином. Когда он обеднел, его
накормили пищей простых людей — чечевичной
похлебкой. Он отобедал и тут же скончался.
На этом примере мы видим, насколько опасно
потакать стремлению к излишествам. Ведь
излишества не только поглощают силы и
ресурсы человека, но, в конце концов,
настолько порабощают его, что без них он уже
не в состоянии жить.
Говорится в Талмуде, что великий Гилель
(выдающийся Учитель Мишны, 1-й век)
обеспечивал одного разорившегося богача
конем для передвижений и рабом, чтоб бежал
впереди. Однажды Гилель не смог
предоставить раба, так он сам бежал три мили
впереди коня этого человека.
С конем все более-менее понятно —
возможно, человек не привык ходить пешком.
Но зачем предоставлять ему еще и раба, и уж
тем более — бежать самому? Гилель все-таки
был главой своего поколения.
Привычка к роскоши входит в кровь и плоть.
Роскошь становится необходимой как воздух.
И если одним для поддержания жизни
требуется лишь минимальная еда и питье,
какая-то крыша над головой и одежда, то для
других и раб, бегущий впереди коня —
необходимое для жизни условие.
К Хатам Соферу (раби Моше Софер; вторая
половина 18-го века – первая половина 19-го,
Братислава, Словакия) пришел раввин и
попросил рекомендацию на освободившуюся
должность в одной из общин.
— Но ты же уже раввин, — удивился Хатам
Софер. — Чем тебе плохо в твоей общине?
— Да, действительно, в моей общине мне
оказывают должное уважение и создают
неплохие условия. Но ведь нужно расти, нужно
продвигаться.
Написано: «И променяли славу свою на образ
быка, который есть траву» (Теилим —
Псалмы царя Давида, гл. 106, ст. 20).
О чем идет речь в этом фрагменте?
Тот, кто наблюдал за стадом быков, —
разъяснил суть отрывка Хатам Софер, —
наверняка обратил внимание, что они
постоянно находятся в движении, постоянно
перемещаются. И это странно. Ведь быки едят
траву, а трава равномерно растет по всему
пастбищу. Так почему бы не есть ее в одном
месте? Зачем постоянно переходить на новые
участки? Но такова природа быков — им все
время кажется, что в другом месте трава
зеленее и сочнее.
— Также и ты, — заключил Хатам Софер,
обращаясь к тому раввину. — Тебе хорошо в
твоей общине, но ты надеешься, что в другой
будет — еще лучше. Смотри же не променяй
свою славу на образ быка…
на основе комментариев рава
Яакова Галинского
(Польша — Эрец Исраэль, 1921-2014 гг.)
и рава Ицхака Кройзера
(Бней Брак, Израиль, наше время)
3. Там, где говорят о деньгах, нет Торы
В Торе нам дается наставление, чтобы мы
научились довольствоваться малым. А умение
довольствоваться малым, кроме всего
прочего, способствует достижению успехов в
изучении Торы.
Рассказывается в Мидраше (Шир hа-Ширим
Раба, гл.8), как раби Йоханан (величайший
Учитель Талмуда в Эрец Исраэль,
составитель Иерусалимского Талмуда; 3-й век)
шел из Тверии в Ципори в сопровождении
своего ученика раби Хии бар Абы (великий
Учитель Талмуда, родился в Вавилоне, затем
жил в Эрец Исраэль; начало 4-го века). Их
путь лежал вдоль поля.
— Когда-то это поле принадлежало мне, —
сказал раби Йоханан. — Но я его продал,
чтобы посвятить себя изучению Торы.
Затем они проходили мимо оливковой рощи, и
раби Йоханан сказал, что эта роща тоже
принадлежала ему, но ему пришлось ее
продать, чтобы иметь средства на жизнь и
изучение Торы.
— Ты ничего не оставил себе на старость, —
с грустью отметил раби Хия.
— Я продал то, что создавалось в течение
шести дней (имеется в виду Сотворение мира),
но взамен приобрел то, что дается лишь по
истечении сорока дней (дарование Торы), -
ответил раби Йоханан.
В трактате Пиркей Авот — «Наставления
Отцов» (гл. 6, мишна 11) говорится, что раби
Йоси бен Кисма (один из величайших
Учителей своего поколения; Эрец Исраэль,
2-й век) встретил однажды на своем пути
человека, который спросил его о месте
проживания.
— Я из города учителей и мудрецов Торы, —
ответил раби Йоси.
— Если ты переселишься в мой город, —
предложил незнакомец, — я дам тебе тысячи
динаров золотом.
— Даже если ты мне предложишь все золото
мира, я не стану жить в месте, где нет Торы.
Но почему раби Йоси бен Касма был уверен,
что ему предлагают поселиться в месте, где
нет Торы. Ведь, может, и в том городе, о
котором говорил встретившийся ему человек,
изучали Тору. Пусть и не на таком уровне, но
все же...
Это подозрение зародилось в нем потому,
что в городе Торы не говорят о деньгах. Там
— иная система ценностей.
Один из лучших учеников йешивы в Радине,
рав Мордехай Шмуклер, женившись получил
большое приданное. Он решил заняться
торговлей и вложить свой капитал в выгодное
дело.
Узнав об этом, Хафец Хаим (раби Исраэль а-Коэн,
один из крупнейших Учителей Торы первой
половины 20-го века) сказал: «Когда знаток
Торы (на иврите — талмид хахам) решает
оставить учебу и посвятить себя
предпринимательству, у него есть две
возможности. Если очень повезет, он во время
первой же сделки потеряет все свое
состояние. Тогда у него останется шанс
утвердиться на поприще Торы, ведь он еще не
успеет растерять свои знания. Но если не
повезет — он разбогатеет. И несколько лет
будет активно заниматься торговлей, пока
все не потеряет. Теперь его положение
совсем незавидно. Ведь он не только
останется без средств к существованию, но и
знания свои успеет подрастерять. Поэтому, я
тебя благословляю, чтобы все приданное, что
ты получил на свадьбу, ты потерял как можно
скорее».
Так и случилось. Дело, в которое были
вложены деньги, прогорело. И рав Мордехай
остался без гроша. Это позволило ему
возглавить одну из йешив, в стенах которой
он воспитал целую плеяду блестящих
знатоков Торы.
на основе комментария рава Ицхака
Кройзера
(Бней Брак, Израиль, наше время)
4. Заповедь покрыть кровь
Одна из заповедей, описанных в нашей
недельной главе — заповедь «покрыть кровь».
Как написано: «И всякий из сынов Израиля и
из пришельцев, проживающих среди них, кто
поймает, зверя или птицу, каких едят, пусть
изольет его кровь и покроет ее землей» (Ваикра,
гл. 17, ст. 13).
Эта заповедь, — говорят наши Учителя в
Мидраше Танхума, — учит нас быть
благодарными.
Когда Каин убил своего брата Эвеля (в
нееврейской литературе его часто называют
Авелем), он не знал, что делать с мертвым
телом. Прилетели две птицы. И одна убила
другую. А затем прикрыла тельце прахом. Так
Каин понял, что мертвого нужно — похоронить.
А вслед за Каином эту идею восприняло и все
человечество. Птицы же, в награду,
удостоились двух благословений: на шехиту
(когда животное режут особым, обусловленным
законами Торы, безболезненным способом) и
на покрытие крови.
Заповедь покрытия крови помогает также не
поддаться жестокости.
В книге Сефер hа-хинух ( «Книга
о воспитания еврея»; имя автора —
неизвестно, мы знаем лишь, что он жил в 14-м
веке, в Испании, в Барселоне, и принадлежал
роду Леви)
написано, что, поскольку в крови находится
душа, подобает покрыть кровь зарезанной
птицы или зверя прежде, чем заняться их
мясом. Ведь непокрытая кровь порождает
жестокость.
Кровь домашнего скота нет необходимости
покрывать, так как из него отделялись особи
для приношений в Храме. А кровью коэн
брызгал на мизбеах (в условном переводе
— «жертвенник»).
Когда режут птицу или дичь, пусть и для еды,
в этом все же есть нечто от кровопролития.
Покрытие крови показывает, что для нас
убийство, даже то, которое мы осуществляем
ради поддержания наших жизненных сил, для
нас не является чем-то обыденным. Покрытие
крови в данном случае, выражает нашу
стеснительность, нашу стыдливость.
Кровь домашних животных нет
необходимости покрывать еще и потому, что
их изначально выращивают и содержат для еды.
И это не похоже на охоту и убийство. А значит,
и стыдиться — нечего.
на основе комментария рава Йоэля
Шварца
(Иерусалим, наше время)
5. Радикальное средство
Тора учит нас довольствоваться малым,
отказываться от излишеств. Это — в
материальном.
Как же обстоят дела в духовной сфере?
Казалось бы — с точностью до наоборот?
Но и тут все не так просто. Бывает, что и в
духовном приходится умерить аппетиты.
Лучший ученик одной из йешив,
талантливейший молодой человек, никак не
мог жениться. Разве такое бывает? Ведь
девушки из добропорядочных еврейских семей
мечтают именно о таком муже.
Действительно, у нашего героя, назовем его
Хизкия, не было недостатка в шидухах (сватовствах).
Но он все — отвергал, по большому счету,
совершенно безосновательно. То ему
казалось, что у девушки не достаточно
развиты положительные качества характера (мидот).
То братья потенциальной невесты не
достигли должного уровня в понимании Торы.
То происхождение не было достаточно
благородным и т.д. и т.п. Время шло, а Хизкия
из-за совершенно беспочвенных претензий
отвергал шидух за шидухом. Причем,
все это были прекрасные предложения. Его
приятели только мечтали о подобном. Когда
все соученики Хизкии создали свои семьи, а
многие уже растили детей, глава йешивы
пригласил его к себе в кабинет.
— Почему ты не женишься? — спросил он
Хизкию.
— Никак не могу найти ту, что
действительно предназначена мне Свыше, —
ответил Хизкия.
— У меня есть прекрасный шидух, именно
для тебя. Девушка совершенна во всем. Только
сильно хромает. Но ведь это же не беда!?
Хизкия, красный от обиды, выскочил из
кабинета. Он еще долго не мог прийти в себя.
Через неделю глава йешивы предложил
Хизкии новый шидух — девушку,
безупречную во всех отношениях. За свою
жизнь ошиблась лишь однажды. Теперь
воспитывает чудесного ребенка.
Хизкия стоял в коридоре, отвернувшись к
стене. Он не мог сдержать слез. Обида
переполняла его. Неужели теперь ему будут
предлагать только такие шидухи?!
Не прошло много времени, и вот йешиву
облетела новость: Хизкия — помолвлен и
готовится к свадьбе. Но кто же его
избранница? Одна из тех, кого он ранее
отверг без всякой причины.
Учителя называют еврейскую девушку «пропажей»,
«потерей». И на мужчине лежит обязанность
найти свою потерю.
Как-то к раву Элиэзеру Шаху (глава
йешивы Поневеж, Бней Брак, вторая половина
20-го века) обратился ученик йешивы-«переросток»
и попросил благословение на удачный шидух.
— А почему до сих пор все твои шидухи
были неудачны? — спросил его рав Шах.
— Очень трудно отыскать свою потерю, —
посетовал молодой человек.
— Если бы ты действительно искал свою
потерю, ты бы уже давно был женат, — ответил
на это рав Шах. — Но вместо своей потери ты
ищешь «находку» (на иврите — меция).
Вместо того, чтобы строить свою семью, ты
ждешь, когда тебе подвернется «выгодное
предложение»... Автор текста Мордехай Вейц
ГЛАВА
ГЛАВА «АХАРЕЙ МОТ»
Место в Торе:
книга Ваикра
— гл. 16, ст. 1 — гл. 18, ст. 30.
Почему глава так называется?
В первой фразе сказано: «И говорил
Всевышний с Моше после смерти двух
сыновей Аарона…».
После смерти на иврите — ахарей мот
Обсуждение главы Ахарей Мот
1. Суп из баклажан
В нашей недельной главе дается закон,
согласно которому кровь зарезанного
животного или птицы нужно покрыть землей. В
тексте об этом читаем: «И всякий из сынов
Израиля и из пришельцев, проживающих среди
них, кто поймает, зверя или птицу, пригодных
для еды, пусть изольет его кровь и покроет
ее землей» (Ваикра, гл. 17, ст. 13).
Раши (раби Шломо бен Ицхак — величайший
комментатор Торы и Талмуда; Франция, 11-й век)
обращает внимание на то, что в Торе написано
— «кто поймает» (а не «кто зарежет»), что
сказано, чтобы научить нас, что мясо не
должно входить в ежедневный рацион.
Даже если человек владеет скотом и
домашней птицей, — говорится в Талмуде (трактат
Хуллин, лист 84), — он должен питаться
мясом лишь изредка, как будто бы он мог
добыть его только на охоте.
На основании этого Хафец Хаим (раби
Исраэль а-Коэн, один из крупнейших Учителей
Торы первой половины 20-го века) делает вывод,
что мясо укрепляет силы человека, но Тора
призывает нас к умеренности в его
употреблении. Насколько же надо быть
умеренным в том, что даже не приносит пользы!
Люди склонны тратить значительные
средства на то, без чего вполне могли бы
обойтись. И это достигло таких масштабов,
что стало одной из серьезных проблем нашего
времени.
Роскошь портит людей. Человек быстро
привыкает жить на широкую ногу. Более
скромная жизнь начинает казаться ему
унижением. Если его доходы сокращаются, он
не думает об экономии, не пытается умерить
свои расходы. Но начинает искать новые пути
к обогащению, чаще всего связанные с
обманом, мошенничеством, нарушением закона.
В своей книге Кедушат Цион раби
Бенцион Альберштам (20-й век) пишет, что
человек, женившись и начав строить семью,
свой дом, часто обрастает совершенно не
нужными вещами, без которых он вполне
обходился до женитьбы. Зачастую это —
результат советов жены. Но нужно помнить,
что произошло с первым человеком, Адамом,
когда он последовал совету жены расширить
свой рацион и попробовал плод с дерева
познания.
У Хазон Иша (рав Авраам Иешаягу Карелиц,
Литва – Израиль, первая половина 20-го века)
как-то спросили: по каким качествам нужно
выбирать невесту?
— Здесь важны четыре качества, — ответил
он, — доброта, легкость характера, любовь к
Торе и готовность довольствоваться малым.
Одно время рав Аарон Лейб Штейнман (Бней
Брак, наши дни) был учителем в йешиве «Хафец
Хаим» в Кфар Сабе. Тогда выдался очень
трудный год. Йешива оказалась перед
серьезными финансовыми трудностями.
Руководство йешивы было вынуждено сильно
урезать и без того низкое жалование
учителей. Рав Штейнман несколько месяцев
получал лишь треть от своей зарплаты. Но
накануне Песаха в йешиву поступило щедрое
пожертвование. Глава йешивы рав Авраам Райн
хотел возместить раву Аарону все то, что тот
недополучил в прошедшие месяцы. Но к
удивлению главы йешивы, рав Штейнман
отказался от денег.
— Мы с женой смогли продержаться эти
месяцы и не влезли в долги, — сказал он. —
Так зачем я буду брать деньги за то время,
что я уже прожил?
Тогда рав Райн принес деньги жене рава
Штейнмана. Но и она отказалась их принять,
дав точно такое же объяснение.
— Знаю, что и на полную зарплату можно
существовать с трудом. Так как же вам
удалось прожить только на треть от нее? —
удивился рав Авраам
— В этом году был невиданный урожай
баклажан, — ответила жена рава Штейнмана, —
поэтому их можно было купить по бросовым
ценам. Я научилась все необходимые блюда
готовить из баклажан. Мы ели суп из баклажан,
салат из баклажан и котлеты из баклажан. А
на шаббат я готовила чолнт из баклажан,
фаршированную рыбу из баклажан, и даже
десерт из баклажан...
на основе комментария рава Ицхака
Кройзера
(Бней Брак, Израиль, наше время)
2. Золотой хлеб
Анализируя фрагмент из нашей недельной
главы — «И всякий из сынов Израиля и из
пришельцев, проживающих среди них, кто
поймает, зверя или птицу, каких едят, пусть
изольет его кровь и покроет ее землей» (Ваикра,
гл. 17, ст. 13) — Учителя приходят к выводу, что
Тора учит нас довольствоваться малым (трактат
Хулин, лист 84).
Важность этого понимали наши праотцы. Так
Яаков, обращаясь с молитвой к Всевышнему,
просит лишь о самом необходимом — «хлеб,
чтобы есть, и одежду, чтобы одеться» (Берешит,
гл. 28, ст. 20).
Казалось бы — зачем уточнять? И так
понятно, что хлеб нужен для еды, а одежда для
того, чтобы одеться. Но нет, у некоторых в
шкафах столько одежды, что ее можно есть, а
другие покупают еду в таких количествах,
что в нее можно одеться с ног до головы.
В Талмуде (трактат Тамид, лист 32)
рассказывается, что Александр Македонский
во время военного похода углубился в Африку.
Он вышел к городу, в котором жили только
женщины. По своему обыкновению он хотел
захватить этот город. Но женщины его
отговорили.
— Если ты завоюешь нас, — сказали они ему,
— это не сделает тебе чести. Ведь победить
женщин в бою — не велика доблесть. Ну а если
проиграешь — на веки покроешь себя позором.
— Хорошо, я не причиню вам вреда, —
согласился Александр. — Только принесите
мне поесть, давно не ел домашней пищи.
Ему подали хлеб... из золота.
— У вас принято питаться золотым хлебом?
— удивился Македонский.
— Нет, мы не едим золото, также как не ешь
его ты, — ответили женщины. — Но неужели ты
предпринял столь далекий и опасный поход,
чтобы поесть хлеба? Разве на твоей родине
нет хлеба? В твоем поступке не больше смысла,
чем в золотом хлебе.
Этот урок актуален и сегодня. Мы тратим
порой немало усилий и отправляемся в
запредельные дали — в поисках того, что у
нас и так уже есть.
Рав Яаков Галинский (середина и вторая
половина 20-го века, Израиль) вспоминает,
что в йешиве, где он учился, нечего было есть.
Учащиеся радовались ломтю простого хлеба,
который насыщал их. А по соседству жили
семьи, на столах которых не переводились
деликатесы и изысканные яства. Когда их
сослали в Сибирь и морили голодом, любители
деликатесов быстро умерли, а йешиботники
выжили.
В Талмуде (трактат Кетувот, лист 67)
рассказывается о человеке, который привык
обедать сочным мясом, запивая его
выдержанным вином. Когда он обеднел, его
накормили пищей простых людей — чечевичной
похлебкой. Он отобедал и тут же скончался.
На этом примере мы видим, насколько опасно
потакать стремлению к излишествам. Ведь
излишества не только поглощают силы и
ресурсы человека, но, в конце концов,
настолько порабощают его, что без них он уже
не в состоянии жить.
Говорится в Талмуде, что великий Гилель
(выдающийся Учитель Мишны, 1-й век)
обеспечивал одного разорившегося богача
конем для передвижений и рабом, чтоб бежал
впереди. Однажды Гилель не смог
предоставить раба, так он сам бежал три мили
впереди коня этого человека.
С конем все более-менее понятно —
возможно, человек не привык ходить пешком.
Но зачем предоставлять ему еще и раба, и уж
тем более — бежать самому? Гилель все-таки
был главой своего поколения.
Привычка к роскоши входит в кровь и плоть.
Роскошь становится необходимой как воздух.
И если одним для поддержания жизни
требуется лишь минимальная еда и питье,
какая-то крыша над головой и одежда, то для
других и раб, бегущий впереди коня —
необходимое для жизни условие.
К Хатам Соферу (раби Моше Софер; вторая
половина 18-го века – первая половина 19-го,
Братислава, Словакия) пришел раввин и
попросил рекомендацию на освободившуюся
должность в одной из общин.
— Но ты же уже раввин, — удивился Хатам
Софер. — Чем тебе плохо в твоей общине?
— Да, действительно, в моей общине мне
оказывают должное уважение и создают
неплохие условия. Но ведь нужно расти, нужно
продвигаться.
Написано: «И променяли славу свою на образ
быка, который есть траву» (Теилим —
Псалмы царя Давида, гл. 106, ст. 20).
О чем идет речь в этом фрагменте?
Тот, кто наблюдал за стадом быков, —
разъяснил суть отрывка Хатам Софер, —
наверняка обратил внимание, что они
постоянно находятся в движении, постоянно
перемещаются. И это странно. Ведь быки едят
траву, а трава равномерно растет по всему
пастбищу. Так почему бы не есть ее в одном
месте? Зачем постоянно переходить на новые
участки? Но такова природа быков — им все
время кажется, что в другом месте трава
зеленее и сочнее.
— Также и ты, — заключил Хатам Софер,
обращаясь к тому раввину. — Тебе хорошо в
твоей общине, но ты надеешься, что в другой
будет — еще лучше. Смотри же не променяй
свою славу на образ быка…
на основе комментариев рава
Яакова Галинского
(Польша — Эрец Исраэль, 1921-2014 гг.)
и рава Ицхака Кройзера
(Бней Брак, Израиль, наше время)
3. Там, где говорят о деньгах, нет Торы
В Торе нам дается наставление, чтобы мы
научились довольствоваться малым. А умение
довольствоваться малым, кроме всего
прочего, способствует достижению успехов в
изучении Торы.
Рассказывается в Мидраше (Шир hа-Ширим
Раба, гл.8), как раби Йоханан (величайший
Учитель Талмуда в Эрец Исраэль,
составитель Иерусалимского Талмуда; 3-й век)
шел из Тверии в Ципори в сопровождении
своего ученика раби Хии бар Абы (великий
Учитель Талмуда, родился в Вавилоне, затем
жил в Эрец Исраэль; начало 4-го века). Их
путь лежал вдоль поля.
— Когда-то это поле принадлежало мне, —
сказал раби Йоханан. — Но я его продал,
чтобы посвятить себя изучению Торы.
Затем они проходили мимо оливковой рощи, и
раби Йоханан сказал, что эта роща тоже
принадлежала ему, но ему пришлось ее
продать, чтобы иметь средства на жизнь и
изучение Торы.
— Ты ничего не оставил себе на старость, —
с грустью отметил раби Хия.
— Я продал то, что создавалось в течение
шести дней (имеется в виду Сотворение мира),
но взамен приобрел то, что дается лишь по
истечении сорока дней (дарование Торы), -
ответил раби Йоханан.
В трактате Пиркей Авот — «Наставления
Отцов» (гл. 6, мишна 11) говорится, что раби
Йоси бен Кисма (один из величайших
Учителей своего поколения; Эрец Исраэль,
2-й век) встретил однажды на своем пути
человека, который спросил его о месте
проживания.
— Я из города учителей и мудрецов Торы, —
ответил раби Йоси.
— Если ты переселишься в мой город, —
предложил незнакомец, — я дам тебе тысячи
динаров золотом.
— Даже если ты мне предложишь все золото
мира, я не стану жить в месте, где нет Торы.
Но почему раби Йоси бен Касма был уверен,
что ему предлагают поселиться в месте, где
нет Торы. Ведь, может, и в том городе, о
котором говорил встретившийся ему человек,
изучали Тору. Пусть и не на таком уровне, но
все же...
Это подозрение зародилось в нем потому,
что в городе Торы не говорят о деньгах. Там
— иная система ценностей.
Один из лучших учеников йешивы в Радине,
рав Мордехай Шмуклер, женившись получил
большое приданное. Он решил заняться
торговлей и вложить свой капитал в выгодное
дело.
Узнав об этом, Хафец Хаим (раби Исраэль а-Коэн,
один из крупнейших Учителей Торы первой
половины 20-го века) сказал: «Когда знаток
Торы (на иврите — талмид хахам) решает
оставить учебу и посвятить себя
предпринимательству, у него есть две
возможности. Если очень повезет, он во время
первой же сделки потеряет все свое
состояние. Тогда у него останется шанс
утвердиться на поприще Торы, ведь он еще не
успеет растерять свои знания. Но если не
повезет — он разбогатеет. И несколько лет
будет активно заниматься торговлей, пока
все не потеряет. Теперь его положение
совсем незавидно. Ведь он не только
останется без средств к существованию, но и
знания свои успеет подрастерять. Поэтому, я
тебя благословляю, чтобы все приданное, что
ты получил на свадьбу, ты потерял как можно
скорее».
Так и случилось. Дело, в которое были
вложены деньги, прогорело. И рав Мордехай
остался без гроша. Это позволило ему
возглавить одну из йешив, в стенах которой
он воспитал целую плеяду блестящих
знатоков Торы.
на основе комментария рава Ицхака
Кройзера
(Бней Брак, Израиль, наше время)
4. Заповедь покрыть кровь
Одна из заповедей, описанных в нашей
недельной главе — заповедь «покрыть кровь».
Как написано: «И всякий из сынов Израиля и
из пришельцев, проживающих среди них, кто
поймает, зверя или птицу, каких едят, пусть
изольет его кровь и покроет ее землей» (Ваикра,
гл. 17, ст. 13).
Эта заповедь, — говорят наши Учителя в
Мидраше Танхума, — учит нас быть
благодарными.
Когда Каин убил своего брата Эвеля (в
нееврейской литературе его часто называют
Авелем), он не знал, что делать с мертвым
телом. Прилетели две птицы. И одна убила
другую. А затем прикрыла тельце прахом. Так
Каин понял, что мертвого нужно — похоронить.
А вслед за Каином эту идею восприняло и все
человечество. Птицы же, в награду,
удостоились двух благословений: на шехиту
(когда животное режут особым, обусловленным
законами Торы, безболезненным способом) и
на покрытие крови.
Заповедь покрытия крови помогает также не
поддаться жестокости.
В книге Сефер hа-хинух ( «Книга
о воспитания еврея»; имя автора —
неизвестно, мы знаем лишь, что он жил в 14-м
веке, в Испании, в Барселоне, и принадлежал
роду Леви)
написано, что, поскольку в крови находится
душа, подобает покрыть кровь зарезанной
птицы или зверя прежде, чем заняться их
мясом. Ведь непокрытая кровь порождает
жестокость.
Кровь домашнего скота нет необходимости
покрывать, так как из него отделялись особи
для приношений в Храме. А кровью коэн
брызгал на мизбеах (в условном переводе
— «жертвенник»).
Когда режут птицу или дичь, пусть и для еды,
в этом все же есть нечто от кровопролития.
Покрытие крови показывает, что для нас
убийство, даже то, которое мы осуществляем
ради поддержания наших жизненных сил, для
нас не является чем-то обыденным. Покрытие
крови в данном случае, выражает нашу
стеснительность, нашу стыдливость.
Кровь домашних животных нет
необходимости покрывать еще и потому, что
их изначально выращивают и содержат для еды.
И это не похоже на охоту и убийство. А значит,
и стыдиться — нечего.
на основе комментария рава Йоэля
Шварца
(Иерусалим, наше время)
5. Радикальное средство
Тора учит нас довольствоваться малым,
отказываться от излишеств. Это — в
материальном.
Как же обстоят дела в духовной сфере?
Казалось бы — с точностью до наоборот?
Но и тут все не так просто. Бывает, что и в
духовном приходится умерить аппетиты.
Лучший ученик одной из йешив,
талантливейший молодой человек, никак не
мог жениться. Разве такое бывает? Ведь
девушки из добропорядочных еврейских семей
мечтают именно о таком муже.
Действительно, у нашего героя, назовем его
Хизкия, не было недостатка в шидухах (сватовствах).
Но он все — отвергал, по большому счету,
совершенно безосновательно. То ему
казалось, что у девушки не достаточно
развиты положительные качества характера (мидот).
То братья потенциальной невесты не
достигли должного уровня в понимании Торы.
То происхождение не было достаточно
благородным и т.д. и т.п. Время шло, а Хизкия
из-за совершенно беспочвенных претензий
отвергал шидух за шидухом. Причем,
все это были прекрасные предложения. Его
приятели только мечтали о подобном. Когда
все соученики Хизкии создали свои семьи, а
многие уже растили детей, глава йешивы
пригласил его к себе в кабинет.
— Почему ты не женишься? — спросил он
Хизкию.
— Никак не могу найти ту, что
действительно предназначена мне Свыше, —
ответил Хизкия.
— У меня есть прекрасный шидух, именно
для тебя. Девушка совершенна во всем. Только
сильно хромает. Но ведь это же не беда!?
Хизкия, красный от обиды, выскочил из
кабинета. Он еще долго не мог прийти в себя.
Через неделю глава йешивы предложил
Хизкии новый шидух — девушку,
безупречную во всех отношениях. За свою
жизнь ошиблась лишь однажды. Теперь
воспитывает чудесного ребенка.
Хизкия стоял в коридоре, отвернувшись к
стене. Он не мог сдержать слез. Обида
переполняла его. Неужели теперь ему будут
предлагать только такие шидухи?!
Не прошло много времени, и вот йешиву
облетела новость: Хизкия — помолвлен и
готовится к свадьбе. Но кто же его
избранница? Одна из тех, кого он ранее
отверг без всякой причины.
Учителя называют еврейскую девушку «пропажей»,
«потерей». И на мужчине лежит обязанность
найти свою потерю.
Как-то к раву Элиэзеру Шаху (глава
йешивы Поневеж, Бней Брак, вторая половина
20-го века) обратился ученик йешивы-«переросток»
и попросил благословение на удачный шидух.
— А почему до сих пор все твои шидухи
были неудачны? — спросил его рав Шах.
— Очень трудно отыскать свою потерю, —
посетовал молодой человек.
— Если бы ты действительно искал свою
потерю, ты бы уже давно был женат, — ответил
на это рав Шах. — Но вместо своей потери ты
ищешь «находку» (на иврите — меция).
Вместо того, чтобы строить свою семью, ты
ждешь, когда тебе подвернется «выгодное
предложение»...
на основе комментария рава Ицхака
Зильберштейна
(Израиль, наше время)
Прочесть двадцать второй цикл обсуждения Прочесть двадцать первый цикл обсуждения Прочесть двадцатый цикл обсуждения Прочесть девятнадцатый цикл обсуждения Прочесть восемнадцатый цикл обсуждения Прочесть семнадцатый цикл обсуждения Прочесть шестнадцатый цикл обсуждения Прочесть пятнадцатый цикл обсуждения Прочесть четырнадцатый цикл обсуждения Прочесть седьмой цикл обсуждения Прочесть шестой цикл обсуждения Прочесть пятый цикл обсуждения Прочесть четвертый цикл обсуждения Прочесть третий цикл обсуждения Прочесть второй цикл обсуждения Прочесть первый цикл обсуждения
|
|
|
|
|
New Page 1
|