ТРУМА 
"ТРУМА"
ТРУМА 
Элиягу Эссас: текст обращения к посетителям сайта Чтение текста
Афтары

"ТРУМА"

Февраль 27, 2017   1 Адар1 5777

До субботы - 5 дней

New Page 1
  
Главная страница  
Анализ новостей  
Дайджест  
Недельная глава    
Комментарии (видео)   
Комментарии (текст)   
- Чтение            
Праздники   
Лист Талмуда   
Мишна, главы   
(видеокомментарии)
   
Заповеди Торы   
Спроси у раввина    
- Ответ дня       
- Блиц-ответы   
- Видео-ответы   
Афтарот    
- Комментарии   
- Чтение            
Юрист.info   
Этика   
Культура   
Личность   
К размышлению   
Женский   
дневник
   
Медицина   
Психология   
Библиотека   
Аудио-уроки   
Объектив   
Видео   
конференции
   
Отзывы и    предложения   
Почта   
English   
 

        
Иерусалим
Москва
Киев
Минск
Нью-Йорк


Курс шекеля
Курс рубля
                  
                                   

  Поиск на сайте:  

 
Праздники и памятные даты:

Все еврейские даты начинаются накануне вечером!
 
Пурим
14 Адара
(12.03.17)
в Иерусалиме -
15 Адара
(13.03.17)
Песах
15-21 Нисана
(11.04 - 17.04.17)
В диаспоре 
15-22 Нисана
(11.04 - 18.04.17)
День катастрофы и героизма
27 Нисана
(23.04.17)
День памяти павших 
5 Ияра
(1.05.17)
День независимости Израиля
6 Ияра
(2.05.17)

Лаг ба Омер
18 Ияра
(14.05.17)

День Иерусалима
28 Ияра
(24.05.17) 
Шавуот
6 Сивана
(31.05.17)
В диаспоре 6-7 Сивана
(31.05 - 01.06.17)
Девятое Ава
 9 Ава
(01.08.17)
Рош а-Шана
1-2 Тишри
(21 - 22.09.17)
Йом Кипур
10 Тишри
(30.09.17)
Суккот
15-21 Тишри
(05 - 11.10.17)
Шмини Ацерет
Симхат Тора

В Израиле - 22 Тишри
(12.10.17)
В диаспоре - 
22-23 Тишри
(12 - 13.10.17)
Ханука
25 Кислева - 2 Тевета
(13.12 - 20.12.17)
Пост 10 Тевета
10 Тевета
(28.12.17)
Ту би-Шват
15 Шват
(31.01.18)
 



Недельная глава
Раздел ведет 
рав Элиягу Эссас
О недельных главах


Третий цикл обсуждения



Посмотреть пятнадцатый цикл обсуждения (видео)
Посмотреть четырнадцатый цикл обсуждения (видео)
Посмотреть тринадцатый цикл обсуждения (видео)
Посмотреть двенадцатый цикл обсуждения (видео)
Посмотреть одиннадцатый цикл обсуждения (видео)
Посмотреть десятый цикл обсуждения (видео)
Посмотреть девятый цикл обсуждения (видео)
Посмотреть восьмой цикл обсуждения (видео)
Прочесть седьмой цикл обсуждения
Прочесть шестой цикл обсуждения
Прочесть пятый цикл обсуждения
Прочесть четвертый цикл обсуждения
Прочесть второй цикл обсуждения
Прочесть первый цикл обсуждения

ГЛАВА

ГЛАВА “ЭКЕВ”
 

Место в Торе: Дварим, гл. 7, ст. 12 - гл. 11, ст. 25.

Почему она так называется?

В первой фразе сказано: “И будет следствием принятия этих заповедей... Творец будет хранить брит (договор)... о котором поклялся отцам вашим”.

Следствием (вследствие) на иврите - экев.

Обсуждение главы Экев

10.08.03

В первом стихе нашей главы (в уточненном, приближенном к оригиналу переводе) читаем: «И будет, за то что будете слушать законы эти, хранить и исполнять их, хранить будет Всевышний твой для тебя союз и милость, о которых Он клялся отцам твоим» (гл. 7, ст. 12).

Эта фраза, как мы уже говорили в обзорах прошлых лет - ключевая для понимания содержания всей главы. И «опорное» слово в ней - экев, что в буквальном переводе на русский язык означает - «пятка» (подробный морфологический и лексический разбор слова - см. на сайте обзор недельной главы Экев, второй годовой цикл). Однако по контексту каждому ясно, что это слово имеет здесь метафорическое значение - поэтому и дается в вариантах: «вследствие», «за то, что» - и служит выражению идеи установления причинно-следственных связей между поведением человека и тем, что ему удается получить от жизни (об этом см. на сайте в обзоре недельной главы Экев, первый годовой цикл).

И тут возникает вполне закономерный вопрос: почему для выражения столь глубокой и сложной идеи Тора пользуется столь «приземленным» понятием? Ведь в иврите для этого есть, отметим, и другие, казалось бы, более «точные» слова...

Что говорят об этом комментаторы Торы?

Рамбам (великий Учитель, комментатор Торы и Талмуда, составитель полного кодекса еврейских законов Мишнэ Тора; Испания - Египет, 12 век) предлагает две интерпретации связи понятий «причина» и «пятка».

Первая содержит в себе концепцию «результата». Согласно этой концепции, как объясняет Рамбам, Тора выстраивает формулу взаимодействия «тонких материй» на максимально доступном человеку языке, вставляя в нее, в качестве метафорических терминов, наиболее понятную структуру функционирования человеческого тела, суть которой - взаимодействие между «пяткой» и «головой». Где «голова» - самая верхняя часть тела, а «пятка» - самая нижняя, вместе олицетворяя начало и конец любого рационального процесса, когда то, что происходит в точке «А» (голова), приводит к определенному результату в точке «Б» (пятка). Упрощенно эта формула выглядит так: если (в точке «А») народ Израиля будет изучать и исполнять законы Всевышнего, в результате Всевышний (в точке «Б») сохранит Союз с ним и проявит милосердие к нему, то есть - будет выполнять обещание данное праотцам.

Согласно второй интерпретации Рамбама, слово «экев» (при использовании той же, наиболее доступной формы выражения сложных идей - на примере функционирования человеческого тела) имеет глубочайший смысл, что позволяет совместить в нем, не совместимые, казалось бы, понятия «причины» и «следствия», «результата». Чтобы это понять, надо вспомнить некоторые анатомические подробности строения пятки: пятка - это круглый сустав, соединяющий прямую, вертикальную часть ноги (голень) с ее плоской, горизонтальной частью (стопа). То есть роль пятки - «капсулировать», обеспечить внутреннюю связь двух отдельных частей человеческого тела в один орган, который и обозначается на иврите словом экев.

В переводе на язык концепций получаем такую картину: изучение и соблюдение законов, которые Всевышний дал народу Израиля - с одной стороны и сохранение Творцом заключенного с праотцами союза - с другой, являют собой два феномена, «капсулированные» в одну область, а поэтому их и можно выразить одним словом - экев.

Соблюдение мицвот (заповедей) и благословение, которое обусловлено Союзом с Творцом, интерпретируются в данном случае как две удаленные друг от друга точки обода одного колеса.

Следует отметить, что Рамбам - «полноправный» автор лишь первой интерпретации. Вторая заимствована им у Онкелоса (принявший еврейство ученый; перевел Пятикнижие на арамейский язык, который в его время был разговорным языком евреев; 2-й век). Причем, сам Рамбам предпочитал концепцию Онкелоса - собственной интерпретации.

В чем же разница между этими двумя подходами к теме?

В самой организации причинно-следственной связи, в трактовке «направления» реализованного в этой связи взаимодействия...
 

Автор текста раввин Носон Вайс

Иерусалим

 

11.08.03

В первой интерпретации вектор причинно-следственной связи, о которой мы говорим, имеет лишь одно направление: от соблюдения законов Торы - к благословению, которое обусловлено Союзом с Творцом (если народ Израиля будет прислушиваться к Слову Всевышнего и выполнять Его указания, только тогда он получит обещанное благословение).

Концепция Онкелоса предполагает, что, поскольку соблюдение заповедей Торы и благословение Творца - две точки на ободе одного колеса, которое способно вращаться в противоположных направлениях, то и причинно-следственная связь может осуществляться в двух направлениях: благословение тоже может стать причиной, обусловившей реальность, в которой народ Израиля, благодаря этому, начинает соблюдать заповеди Всевышнего. То есть здесь предусматривается не только прямая, но и - обратная связь.

И обе интерпретации, отметим, логично вписываются в концепцию слова экев.

Сущность первой интерпретации корректирует наш подход к проблеме получения с Небес наказания и награды.

Теперь нам легче понять, что сравнивать награду Небес с зарплатой, которую нам должны выдавать за добросовестный труд - невозможно. Впрочем, это легко продемонстрировать, выстроив простую экономическую модель, которая со всей очевидностью показывает, что между сделанной работой и зарплатой причинно-следственной связи нет. Даже самый прилежный труд денежными выплатами никогда не компенсируется.

Известно, к примеру, что каждому рабочему сборочного конвейера в фирме General Motors выплачивают долю от дохода, полученного от конечной продажи автомобилей. Уровень его зарплаты, таким образом, непосредственно связан, казалось бы, с его личным вкладом в конечный продукт. Однако, наиболее высоко оплачиваются фирмой работники, которые занимаются продажей. Они ничего не производят, но - «добывают» деньги для компании. С точки зрения конечного продукта в нашем примере с автомобилями, вклад, сделанный рабочим сборочного конвейера - гораздо весомее труда сотрудника отдела рекламы и сбыта. Но реальный критерий, согласно которому принимаются решения, как поделить пирог - именно спрос и предложение на рынке труда. Найти людей, способных выполнять не требующие высокой квалификации операции гораздо легче, чем талантливых и хорошо обученных специалистов в отдел сбыта и рекламы.

Теперь попытаемся вернуться к ошибочному представлению о наказании и награде Небес и сопоставить его с той производственной моделью, которую мы только что обсуждали. Жизненная практика, казалось бы, подсказывает нам, что наш вклад в исполнение мицвот, в целом определяя ту меру наказания и награды, которая будет ниспослана нам Небесами, определенным образом корректируется. Но вот беда - законы «спроса и предложения», действующие в Небесной модели нам неизвестны.

Первая интерпретация «экева» и призвана устранить эту ошибку. Награда за соблюдение мицвот связана с законами причинно-следственной связи. Законы спроса и предложения тут не при чем. Согласно первой интерпретации, благословение - следствие соблюдения мицвот. Так была создана вселенная. Соблюдение заповедей - «голова» реальности, а система нашей защиты, которую обеспечивает Союз с Творцом, находится у «подножия» (экев).

 

Автор текста раввин Носон Вайс

Иерусалим

12.08.03

Чтобы понять более глубинный смысл слова экев и то, как оно соотносится со своим первым (выраженным первой интерпретацией) значением, рассмотрим, как в определенных жизненных ситуациях наши ожидания и надежды влияют на последствия.

Сфера человеческой деятельности, где это влияние проявляется наиболее ярко - область экономической активности. В этой связи отметим, что состояние экономики во многом определяется именно прогнозами, ожиданиями и надеждами. Когда человек уверен, что все идет так, как нужно, он с легким сердцем вкладывает средства в то, что обеспечит ему будущее. Люди покупают дома, машины, новую электронную аппаратуру и т.д., иногда - в кредит, в расчете на будущие заработки. Развитие экономики, в свою очередь, предусматривает рост спроса. Тогда и национальный продукт растет - спираль прибыли корпораций поднимается выше и выше, растут цены акций на бирже. Это и есть - экономическое процветание.

Но если внезапно происходят события, подобные трагедии 11-го сентября в Америке, уверенность в будущем улетучивается, как дым. Охваченные чувством страха и беспокойства люди утрачивают розовые представления о завтрашнем дне и не решаются приобретать что-то ради «туманного завтра». Прибыли корпораций снижаются, национальный продукт сокращается, биржа падает... Это - экономика в состоянии кризиса.

На фоне общего кризиса предприятия, в период экономического подъема, имевшие умеренную прибыль, терпят убытки и делают все возможное, чтобы сохранить доверие покупателей. Отдельные гигантские корпорации разоряются, нагнетая в обществе состояние паники. Люди становятся циничными и подвергают сомнениям честность и надежность всей экономической системы, провоцируя дальнейшее сокращение валовой продукции, за которым следует - крах.

Констатируем факт, что объективно в самом начале никаких реальных экономических изменений со времени ее расцвета не произошло. Они появились под влиянием психологической переориентировки общества. Прогнозы и надежды людей на будущее - вот что определяет уровень экономического развития.

Каждому известно, что в мире физики и химии фактор человеческих ожиданий не может сказаться на причинах и следствиях происходящих внутри физических тел процессов. Эта часть материального мира не зависит от человеческого фактора. Но в любом процессе, приводимом в движение человеком, причинно-следственные связи устанавливаются в зависимости от того, как он, человек, воспринимает реальность. Если это верно для материального мира (как мы только что продемонстрировали на законах развития экономики), то для духовного, где все основано на отношениях - тем более. Именно в этом смысле мы и рассматриваем тесную взаимосвязь между соблюдением заповедей Торы и обещанием Творца «хранить Союз», который заключил Он с нашими праотцами.

Когда еврейский народ уверен в том, что соблюдение законов Торы ему благословения Свыше, Всевышний и в самом деле с радостью дарит народу Свое благословение. Но как только народ Израиля теряет ощущение этой взаимозависимости, духовная причинно-следственная связь рушится.

Обычно стремление соблюдать мицвот не исчезает внезапно. Постепенно, в поисках материального благополучия, люди все больше энергии и энтузиазма переадресовывают другим областям деятельности. Как только уровень духовных вложений людей в отношения с Творцом падает, соответственно, сокращается и уровень  ниспосланных с Небес благословений. Сокращение «числа» благословений приводит в движение естественные законы причинно-следственной связи. Чем меньше благоволение Небес, тем больше приходится людям вкладывать в поиск альтернативных источников материального благосостояния и т.д. и т.п. С течением времени, прогнозы и ожидания начинают меняться - становится неустойчивым ощущение безопасности и уверенности в будущем. Системы духовности сокращаются и сжимаются, физические системы - напротив, расширяются, заполняя образовавшийся в Союзе со Всевышним вакуум.

Каждая сторона модели, отражающей то, что происходит в мире духовности (как, собственно, и в модели развития экономики) провоцирует соответствующую реакцию второй стороны. В экономической модели шанс на спасение предоставляет экспорт. К примеру, находящиеся в лучшем положении государства начинают скупать продукцию терпящей бедствие страны. Несмотря на то, что они дают за товар низкую цену, корпорации все же получают прибыль, что восстанавливает доверие местных покупателей, что, в свою очередь ведет к увеличению спроса... То есть таким образом инициируется «реабилитационный» процесс.

Аналогичным образом, если народ получает дополнительную энергию Свыше, это ведет к восстановлению веры народа Израиля в взаимосвязь между благословением Всевышнего и соблюдением заповедей Торы, что инициирует процесс восстановления прежнего уровня в соблюдении мицвот.

Автор текста раввин Носон Вайс

Иерусалим

13.08.03

Одно из доказательств функционирования этого духовного механизма, предусматривающего получение дополнительной энергии Свыше - существование того самого сайта в интернете, материалы которого Вы сейчас читаете.

После Катастрофы европейского еврейства менее 4% спасшихся евреев соблюдали законы Творца, а тех, кто изучал Тору, насчитывали по всему миру - не более нескольких сотен. Если бы народ не получил от Небес необходимой энергетической «подпитки», можно было бы с уверенностью сказать, что в достаточно короткое время представителей преданного Творцу народа вообще не осталось бы.

Но история свидетельствует, что выжившие в Катастрофе евреи удивительным образом быстро поднялись на ноги и начали процветать и преуспевать. Возникло Государство Израиль и одержало победу в нескольких войнах, одновременно достигая новых и новых экономических высот.

По правилу «экев», следовало ожидать, что вклад энергии Свыше обернется подъемом уровня соблюдения законов Торы. И это в действительности произошло: значительно увеличилось в мире количество иешив, активизировался процесс возвращения к Торе, и в результате тысячи евреев вернулись к Творцу.

Уверенность и вера - две стороны одной медали. Описанный выше израильский экономический феномен нетрудно понять. И нам в принципе известно, как излечить больную экономику - от нас требуется, чтобы мы продемонстрировали нашу уверенность в будущем, выражающуюся в готовности, отбросив страхи и сомнения, вложить средства в то, что мы хотели бы сегодня иметь. Взамен получаем двойную выгоду: приобретая то, что хотим приобрести, обеспечиваем экономический подъем.

Почему мы все не спешим сделать что-то существенное для исправления ситуации?

Ключ к ответу на этот вопрос содержится в слове - «вера». Если бы я был уверен, что все сделают то же, что и я - преодолеют страх и сомнения и сделают свой вклад в строительство будущего, у меня не было бы колебаний. Но если я окажусь единственным вкладчиком, мои усилия не принесут утешительных результатов - в ответ на мою доверчивость волны экономического кризиса захлестнут и проглотят меня.

То же самое происходит и в мире духовности. Пока я не вложу свою веру в созданную Творцом взаимодействующую систему, мне будет казаться, что реальность не имеет отношения к взаимосвязи между соблюдением мицвот и благословением Всевышнего. Мне будет казаться, что все мои усилия, направленные на преобразование этого мира, потерпят неудачу. Поэтому стремление направить больше усилий на поиск реальных источников существования представляется мне более надежным способом выйти из трудного положения.

В ситуации, когда у людей отсутствует вера в Творца, Он тоже не склонен жаловать их Своим доверием. Взаимный недостаток веры имеет разрушительные последствия, лишь укрепляя такое восприятие реальности, в котором нет уверенности в будущем.

 

Автор текста раввин Носон Вайс

Иерусалим

 

14.08.03

Наша недельная глава предлагает нам, шаг за шагом, постепенно освоить систему духовной реальности, зависимой от человеческого фактора и веры, чтобы оказаться внутри нее и знать, как успешно в ней функционировать.

Шаг первый - нас призывают понять, кто мы на самом деле.

Прочтем соответствующий текст: «Слушай, Израиль, ты переходишь ныне через Ярден, чтобы пойти и овладеть народами, более многочисленными и сильными, чем ты, городами большими с укреплениями до Небес... Знай же ныне, что Всевышний твой идет перед тобою, как огонь пожирающий... Не говори в сердце твоем, когда отбросит их Всевышний твой, от лица твоего, что за праведность мою привел меня Всевышний, чтобы овладел я этой землей...» (гл. 9, ст. 1-5).

То есть не думай, что овладение страной Израиля - заслуженная компенсация за труды. Законы духовной причинно-следственной связи приводятся в движение отношениями, а не выплатой компенсаций.

Дальше читаем: «А теперь, Израиль, что Всевышний твой, требует от тебя? Чтобы боялся ты Всевышнего твоего, чтобы следовал всем путям Его, чтобы любил Его и служил Всевышнему твоему всем сердцем твоим и всею душой твоей... Только к отцам твоим благоволил Всевышний и избрал потомство их - вас - из всех народов...» (гл. 10, ст. 12-15).

Иными словами, в сущности, уровень эмоциональной преданности определяет соблюдение мицвот. В этом - продолжение установленных между Всевышним и нашими праотцами отношений взаимного доверия. Однако было бы ошибкой ожидать немедленной компенсации или защиты, гарантированной Союзом с Всевышним - за одно лишь подчинение законам Творца.

Отметим, что книга Дварим - уникальная часть Торы. В ней - не только слова Всевышнего, но и - учение Моше.

Уникальна она и по концепции построения: после того, как Моше произносит слова своего «урока» народу Израиля, Всевышний повторяет те же слова, как собственные, и поручает Моше записать их в Тору. Таким образом традиция дает нам возможность понять, что процесс написания Торы состоял из трех этапов: вначале огненные буквы стали словами Моше, а затем соединились в Торе, а мы получили ее на земле.

Тора Всевышнего представляет собой абстрактную реальность. Поэтому нам, людям, трудно осмыслить, понять и осознать ее. Мы нуждались в «посреднике» - человеке, который принес Тору на землю и помог связать учение Торы с нашей жизненной практикой. Мозг и сердце Моше стали как бы мостом, выполнившим функцию посредника между народом Израиля и Всевышним. Моше воспринял Тору необыкновенной силой своего интеллекта, а затем сердцем своим он перевел абстрактную информацию Торы в термины, которые народ способен воспринять.

Тора, написанная святым огнем - это Письменная Тора. Тора, переведенная в конкретные установки, регламентирующие поведение в этом мире - это Устная Тора. Книга Дварим в этом ряду - будто отдельная книга, которая учит нас, как установить предусмотренные законами Торы взаимоотношения с Творцом. В этом смысле книга Дварим - связующее звено между Письменной и Устной Торами.

В нашей сегодняшней недельной главе Моше устанавливает основные правила, которыми следует руководствоваться, строя отношения взаимного доверия со Всевышним. Первый шаг - осознание того, что мы имеем дело с совершенно другой, нефизической реальностью, которая (и только она) способна притягивать благословение к земле.

Реальность Торы противоположна материальной действительности. У физического мира нет гибкости, он существует сам по себе, независимо от того, сможем ли мы его постичь, а сам факт осознания отдельных его явлений не ведет к изменениям в нем. Понимание физической реальности лишь помогает нам более или менее успешно приспособиться к ней. Тут экев (пятка) идет впереди, а «голова» за ней следует.

В реальности Торы, наоборот - вначале приходит понимание. Потому что уровень Божественного благословения и соблюдение заповедей - две точки на ободе одного колеса. Уровень соблюдения законов Торы активизирует благословения, обусловленные Союзом с Творцом; и чем выше этот уровень, тем больше благословения.

Но связь с Творцом никогда не исчезнет в обеих реальностях: когда ситуация становится безнадежной, Всевышний увеличивает уровень благословения, изменяя реальность. Эти изменения автоматически ведут к повышению уровня соблюдения. заповедей. Это - путь, по которому Творец приведет в этот мир Машиаха...
 

Автор текста раввин Носон Вайс

Иерусалим

 




Посмотреть пятнадцатый цикл обсуждения (видео)
Посмотреть четырнадцатый цикл обсуждения (видео)
Посмотреть тринадцатый цикл обсуждения (видео)
Посмотреть двенадцатый цикл обсуждения (видео)
Посмотреть одиннадцатый цикл обсуждения (видео)
Посмотреть десятый цикл обсуждения (видео)
Посмотреть девятый цикл обсуждения (видео)
Посмотреть восьмой цикл обсуждения (видео)
Прочесть седьмой цикл обсуждения
Прочесть шестой цикл обсуждения
Прочесть пятый цикл обсуждения
Прочесть четвертый цикл обсуждения
Прочесть второй цикл обсуждения
Прочесть первый цикл обсуждения

Замужем за неевреем. Покрывать ли голову?


Поиск по сайту:


Урок — из опыта Кораха


Хотел помочь, а получилось — навредил?


Можно ли использовать Вавилонскую башню


Евреи Ташкента — в безопасности...


Остается ли Буш нашим союзником?


Объективный критерий выбора...


Тора и конституционная этика


Испортить воду — невозможно

New Page 1



 


 

Rambler's Top100


 
New Page 1

Главная страница  |   Анализ новостей  |   Дайджест
Недельная глава   |   Праздники   |   Лист Талмуда  |   Женский дневник   
Спроси у раввина:   /   Ответ дня  /   Блиц-ответы
Объектив  |   Афтарот  |   Заповеди Торы
Этика  |   Видеоконференции  |   Культура  |   Личность
К размышлению  |   Медицина  |   Психология 
Библиотека  |   Аудио-уроки  |   Почта
Отзывы и предложения  |   English


Посещайте наш сайт ежедневно!

Обновления сайта производятся каждые 2 часа ежедневно
(кроме субботы и праздников) до 22 часов по израильскому времени

Присылайте Ваши предложения и пожелания по адресу: webmaster@evrey.com

logo ©

© 2001 Evrey.com  



New Page 1


 
 
  Лучшие Сайты
Израиля