Рав Элиягу Эссас
СУККОТ
КАК ВОСПОЛЬЗОВАТЬСЯ СВОБОДОЙ?
Когда
почти 3700 лет тому назад у человека по имени Аврам возникли особые
отношения со Всевышним, то было ему сказано: "От тебя пойдет новый народ,
которому Я выделяю эту Землю (Аврам услышал эти слова, находясь в месте,
впоследствии названном Страной Израиля). Но народ этот не сразу войдет
в Землю, а будет 400 лет в изгнании..." И еще было ему сказано: "Отныне
имя твое будет - Авраам". Наш
народ произошел от Авраама, Ицхака и Яакова. Однако он сложился, окреп
и был выделен для особой, предназначенной только ему роли, лишь пройдя
через страшный плавильный котел египетского рабства.
Представим себе человека, родившегося и выросшего в заключении. Что
можно для него сделать? Безусловно, выпустить его на свободу. Но если
чувствовать настоящую ответственность за него, видеть скрытый в нем
потенциал, который, раскрывшись, может привести добро в мир, и помнить
при этом, что этот человек (народ) вырос в рабстве, то можно ли ограничиться
одним лишь открытием дверей?
Выводя Свой народ из Египта, Всевышний не ограничился (если по отношению
к Нему так вообще можно выразиться) освобождением и исходом, а, заодно,
и наказанием фараона и его войска. Через 49 дней после освобождения
евреи стояли все вместе у горы Синай и получали от Творца мира Тору
- книгу, несущую мудрость и знания, благодаря которым мы стали поистине
уникальным народом, выдержавшим невероятные трудности и испытания и
в течение более 3300 лет не изменившим своей вере, своему языку и своей
Земле. Праздником свободы является Песах. Дарование Торы мы празднуем
в Шавуот.
Но
в Торе говорится о трех главных праздниках года. Все три они связаны
с Исходом из Египта, из рабства. Что же могло остаться недостаточно
раскрытым и, скажем, недостаточно прочувствованным в Песах и Шавуот?
Чтобы расставить правильно акценты во всем многообразии жизни свободного
человека (народа), чтобы не утратить всю полноту связи, установившейся
между Творцом и Его народом, чтобы год от года углублять понимание нашей
роли, нашего места в мире и в истории и, наконец, чтобы обновить и даже
как-то освежить ощущение радости, заложенной на самом деле в каждом
из нас, Всевышний дал нам праздник Суккот.
Начинается
Суккот 15-го числа месяца Тишри и продолжается 7 дней. Из них первый
день - полный праздник,
(йом тов), а остальные шесть дней - "праздничные дни", отличающиеся
от полного праздника тем, что в них можно делать многие из "будничных"
дел, которыми не занимаются в йом тов, - как раз для того, чтобы йом
тов стал "полным праздником". На иврите такой праздничный
день
называется
- в буквальном переводе: "будни праздничного периода". (Кроме того,
Тора выделяет восьмой день от начала празднования Сукот, т.е. 22-ое
Тишри, для другого, самостоятельного праздника - Шмини Ацерет. Но о
нем - позже.)
Что же такое сука: шатер, шалаш, домик?
- "В суках
сидите семь дней..." - говорится в Торе. Переводится это слово -
(сука), - давшее название празднику Суккот (Суккот - множественное число
от слова сука), как "шатер" или "шалаш", а в старых переводах - "кущи"
(тогда и сам праздник Суккот назывался праздником Кущей). Но по сути
слово сука - - означает "жилище",
любое жилище, крыша которого сделана из схаха, на иврите:
.
Все растительное подойдет для схаха: ветки, с листьями, хвоей или без,
дощечки, планки и т.п. Такая крыша, безусловно, не оставляет впечатления
надежно укрывающей от непогоды. Но именно в этой ненадежности и заключается
смысл того, что только такая крыша пригодна для жилища в Суккот! Потому
что она - эта "дырявая" крыша - символизирует отказ от, в общем-то,
опасной иллюзии, что нас может защитить от любой невзгоды и непогоды
"надежная" крыша (стены, власть, деньги, танки, лекарства и т.д., и т.п.).
Нет. В конечном итоге, в трудный час нас защищает Всевышний. Да мы ведь
и сами знаем это: вспомним хорошенько свои переживания в сложные или
опасные минуты нашей жизни.
К
сожалению, человек устроен так, что вспоминает об этом только в такие
моменты. Это тоже немаловажно, но хотелось бы гораздо большего - ведь
знание и ощущение связи со Всевышним и зависимости от выполнения Его
воли может предотвращать наступление бедственных моментов, да и вообще
поворачивает жизнь в другую сторону...
Обычно
сразу же после Йом Кипура, т.е. за пять дней до Суккот, приступают к
построению суки. Одни строят во дворе домик из фанеры или пластика,
другие, те, кто живет в собственном доме, имеют обычно специальное помещение,
в котором только крыша заменяется на схах, а третьи - на семь дней превращают
в суку свой балкон (в последнем случае над балконом-сукой не должно
быть другого балкона, иначе такое сооружение не может считаться сукой:
ведь соседский балкон будет защищать его от дождя!).
В
таком жилище и проводят все семь дней праздника: в нем едят, пьют, учатся,
беседуют, если позволяют условия - спят.
Еврейский
закон называет в Суккот дом человека - временным жилищем, а суку - постоянным.
К началу
Некоторые
законы и обычаи праздника Суккот (часть 1)
(Часть II изложена ниже, после обсуждения предписаний,
связанных с арбаа миним).
-
Суку строят таким образом, чтобы там могли разместиться, как минимум,
все мужчины семейства (включая мальчиков старше 13 лет), а также и предполагаемые
взрослые гости-мужчины. В любом случае ни длина, ни ширина суки не могут
быть меньше 70 см, хотя могут быть как угодно большими. Высота же суки
не должна превышать примерно 12 метров.
-
Законы Торы не предписывают женщинам выполнение заповедей, время исполнения
которых предписано или ограничено. Причина тут очевидна: мать должна
иметь возможность выделять столько времени, сколько потребуется для
заботы о своих детях. Однако когда построена сука достаточных размеров,
то праздничные трапезы проводят в ней все члены семьи и гости.
- Как и другие
праздники, Суккот начинается перед заходом солнца. Хозяйка дома зажигает
свечи, и через некоторое время в синагоге начинают праздничную вечернюю
службу (маарив).
- Возвращаясь
домой, как в субботу и другие праздники, делают кидуш
- освящение дня
- над бокалом вина. Делают его в суке. При этом произносят специальное
благословение, в котором благодарят Всевышнего за эту особенную заповедь
- находиться в суке.
- Как и любую
субботнюю и праздничную трапезу, трапезу в вечер первого дня Суккот
начинают с благословения на хлеб (в данном случае на столе - две халы).
Но перед этим делают
(нетилат ядаим), омовение рук. (Это не мытье рук - руки перед нетилат
ядаим должны быть уже чистыми).
- Многие
обмакивают кусочек халы не в соль (как это делается в течение всего
года), а в мед - как в Рош а-Шана.
- Как и любую
трапезу, в течение которой ели хлеб, заканчивают выражением благодарности
Всевышнему - произносят
(биркат а-мазон) - благодарение за еду, за Землю Израиля, за этот праздник,
за Иерусалим и за все хорошее, что мы имеем в жизни. (В другие дни,
если хлеб не ели, произносят очень краткое благословение - благодарность
за еду.)
- Если идет дождь
или (как в северных странах) погода очень холодная, то
нельзя находиться в суке. И не просто "можно не находиться", а именно
нельзя быть в ней, ибо сильный дождь означает, что Всевышнему по какой-то
причине не угодно наше пребывание в суке.
- Принято украшать
стены суки плодами, которыми славится Земля Израиля, а также другими
приятными глазу предметами, соответствующими атмосфере праздника.
Последний
обычай подводит нас к еще одной стороне праздника Суккот.
Урожай:
итог прошлого или урок на будущее?
В
Торе праздник Суккот называется еще и
(хаг а-асиф) - праздник собранного урожая. В Израиле, земля которого
в состоянии давать обильный урожай разнообразнейших плодов земли (Тора
особо выделяет семь из них: пшеницу, ячмень, виноград, инжир, гранаты,
маслины и финики), время месяца Тишри - это время сбора урожая многих
из них.
Как
те, кто трудится на земле, так и те, кто только пользуется плодами земли,
очень хотят удостоиться обильного урожая. И вот мы видим его - в амбарах,
складах и на наших столах. И наверное, естественно, что весь народ вместе
с земледельцами радуется ему... И поэтому вдвойне естественно, что именно
в эти дни Тора предписывает сидеть и вкушать свежесобранные плоды не
в доме, а в суке - под "ненадежной" крышей. Хороший урожай (как и хороший
результат человеческой деятельности в любой области) подталкивает любого
из нас к такой, казалось бы, правильной и, на первый взгляд, естественной
мысли: я хорошо поработал, и все это - результаты моих способностей,
моих усилий, моего умения...
Нет
ничего опаснее и обманчивее этой мысли. Это полуправда. Ибо ведь и в
самом деле урожай (или иной положительный результат) - достигнут усилиями
человека, его умением. Правильно. Но далеко не только этим. Прежде всего
- и именно прежде всего - для того, чтобы урожай был собран и такой
результат был достигнут, необходимо согласие и благословение Всевышнего.
А эти согласие и благословение есть прямое следствие наших мыслей и
поступков во всех их взаимосвязях с окружающим миром и людьми с учетом
оценки жизни прошлых поколений и нашей "встроенности" в общий поток
Его воли, выраженной в Торе... И если все это помнить и ощущать, то
выстраивается совсем другая цепочка причинно-следственных связей и отношений,
позволяющих оценить результаты наших трудов, да и нас самих...
- праздник собранного урожая. Каждый год, сидя под "дырявой крышей", мы
можем осмотреться, как следует поразмыслить и выбрать направление...
К началу
Четыре
вида растений - четыре типа евреев. Один пучок - один народ
Мы прервали описание-
важнейших событий праздника на вечерней ссуде (трапезе) в суке. На следующее
утро собираются в синагогах на праздничную службу. Казалось бы, обычное,
ожидаемое явление. Но сразу же бросается в глаза одно отличие: в руках
у мужчин находится нечто вроде зеленой сабли или шпаги. Это - лулав
(нераскрывшаяся пальмовая ветвь).
Тора предписывает
каждому еврею выполнить определенную заповедь в каждый из семи дней
Суккот (кроме субботы). А именно: взять в
руки
лулав, три веточки мирта (гадасим), две ветки речной ивы (аравот), сделать
из них один пучок и соединить его с особым цитрусовым плодом (этрогом).
Все вместе их называют арбаа миним - "четыре вида растений".
Точный порядок таков: пучок заготавливают заранее. Утром, перед выполнением
заповеди, берут в левую руку этрог, а в правую - пучок. Произносят специальное
благословение (браху) - благодарность Всевышнему за эту заповедь - и
тут же соединяют вместе пучок и этрог. При этом до произнесения брахи
этрог держат как бы в неправильном положении - черенком вверх, а затем
- после объединения с пучком - черенком вниз.
Как уже говорилось,
так поступают в каждое утро праздника (кроме субботы). Но и после выполнения
заповеди о четырех видах с ними сразу не расстаются. Дело в том, что
утром в праздники важной составной частью молитвенной службы является
(алель)
- чтение определенных глав из .
(Сефер Тегилим) - Книги прославления Имени Всевышнего (одной из 24 книг
Танаха,.т.е. еврейской Библии). В Суккот алель читают, держа в руках
арбаа миним - "четыре вида".
Какой же такой
особенностью обладают эти четыре вида растений, что Тора предписывает
в Суккот соединять их каждый день, а затем читать гимн Всевышнему, держа
их в руках?
Лулав - пальмовая
ветвь - может приносить плоды (финики), но не дает запаха. Адасим -
веточки мирта - известны своим приятным запахом, но не приносят плодов.
Арава - речная ива - не дает ни того, ни другого. А этрог - это плод,
да еще с сильным влекущим запахом.
Так и еврейский
народ. Есть в нем люди, которые стараются учить Тору, но добрые дела
совершают не более, чем средние, обычные люди. Есть в нем и те, кто
отличается очень многими добрыми делами, но учение Торы - не их сильная
сторона. Конечно, есть и те, кто пока еще не отличился ни учением Торы,
ни добрыми делами. И, наконец, есть мудрецы - знатоки Торы, освещающие
нашу жизнь светом Торы и украшающие ее добрыми делами.
Каждый еврей относится
к той или иной категории. Но только вместе, и именно вместе, мы становимся
народом, избранным Творцом для выполнения особой задачи: раскрыть суть
и вознести Имя Всевышнего перед всем человечеством, чтобы, как мы знаем
из книг пророков, народы пришли в Землю Израиля, поднялись в Иерусалим
и, освобожденные от всех "измов", признали Его Господином мира, началом
и причиной всего, единственным источником добра...
Такова цель всей
человеческой истории, и в ее рамках каждый народ имеет свои задачи.
Чтобы выполнить нашу задачу, нам
надо быть настоящими евреями и прежде всего быть по-настоящему
объединенными.
В Суккот мы объединяем
все четыре вида и читаем алель, держа их в руках - вместе.
Некоторые
законы и обычаи праздника Сукот (часть II)
- Арбаа миним
(четыре вида растений) покупают за несколько дней до праздника, стараясь
выбрать с учетом возможностей, знаний и вкуса лучшие из имеющихся.
- Хорошо, чтобы
в каждой еврейской семье был хотя бы один собственный набор растений
- арбаа миним.
- Как и пребывание
в суке, выполнение заповеди (мицвы) об объединении четырех видов зависит
от фактора времени (только семь дней в году), и поэтому она относится
только к мужчинам (и мальчикам - с 13 лет).
- После утренней
молитвы в первый день Суккот устраивают вторую (дневную) праздничную
трапезу, естественно, тоже в суке. Ее обычаи по сути совпадают с обычаями
первой (вечерней) трапезы.
- В
(хол амоэд) праздничные трапезы не обязательны, но принято ходить
друг к другу в гости. Естественно, принимают гостей в суке.
- В субботу, приходящуюся
на один из семи дней праздника, заповедь арбаа миним не выполняется.
- К концу седьмого
дня Суккот заходят в суку и как бы прощаются с ней. Однако праздник
не кончается - Суккот плавно переходит в новый праздник - Шмини Ацерет,
продолжающийся один день. Сидеть в суке в этот день не положено.
К началу
Шмини
Ацерет и Симхат Тора
В
Торе сказано, что на восьмой день от начала Сукот будет у нас еще один
отдельный, самостоятельный праздник. Его название -
-
шмини ацерет - показывает, что на восьмой день (шмини) кого-то задержали
(ацерет).
Кого
задержали и зачем? Учителя народа - хахамим - приводят такой пример.
Царь пригласил своих детей на семидневный пир. Когда пришло время расставания,
царь сказал: "Дети, я хочу обратиться к вам с просьбой. Пожалуйста,
задержитесь еще на один день".
Так
и в Торе говорится: "На восьмой день будет у вас праздник".
Будучи,
в принципе, совершенно независимым от Суккот праздником со своими молитвами
и обычаями, Шмини Ацерет все же имеет один общий с днями Суккот элемент:
в молитвах и благословениях этого дня мы называем его
(зман симхатену) - время нашей радости. То же говорится и во все дни
праздника Суккот.
Продолжая
нашу притчу о царе, можно сказать, что дети не только согласились остаться
у него, но и добавили к продолжающемуся пиру что-то от себя, чтобы сделать
его еще более веселым и радостным.
Наши
учителя - хахамим - постановили, что в это день - Шмини Ацерет - евреи
будут заканчивать ежегодный цикл чтения
Торы и тут же начнут чтение ее с начала! Так в Шмини Ацерет вошел еще
один элемент - Симхат Тора - праздник [завершения цикла чтения] Торы.
Тора
состоит из пяти книг, из 54 "еженедельных глав" (
- парашат а-шавуа). Каждую субботу в синагоге (а в течение недели евреи
- дома) читают еженедельный отрывок. Начинают чтение в Шмини Ацерет
и заканчивают в Шмини Ацерет. И так весь народ поступает уже почти две
тысячи лет (до этого евреи читали и изучали Тору по другой системе).
Некоторые
законы и обычаи Шмини Ацерет и Симхат Тора
- Зажигание свечей
- как перед наступлением субботы и других праздников.
- Вечером в синагоге
после праздничной молитвы (маарив) выносят из
(арон а-кодеш) - места хранения свитков Торы (самое святое место в
синагоге) - все имеющиеся свитки и устраивают торжественную процессию-хоровод
вокруг зала синагоги - с песнями и танцами и с Торой в руках. Процессию
повторяют семь раз - так что многие, если не все, имеют почетную возможность
пройти круг со свитком Торы.
- Вечером - праздничная
трапеза (ее обычаи - как в первый день праздника Суккот).
- Утром после
праздничной молитвы - шахрит - снова торжественная процессия, песни
и танцы, а потом - очень торжественное и очень праздничное завершение
чтения Торы. При этом если в обычную субботу вызывают к чтению Торы
только взрослых (и мальчиков с 13 лет), то в этот день вызывают всех
детей, и можно представить себе их радость.
- Немедленно начинают
читать первую еженедельную главу (
- Берешит, "В начале...").
- Днем - последняя
праздничная трапеза.
- Вне Израиля,
где наши учителя установили традицию день полного праздника (,
йом тов) отмечать два дня, содержание первого дня Шмини Ацерет не
включает специфики Симхат Тора, а все обычаи Симхат Тора приходятся
на второй день Шмини Ацерет.
На
этом и заканчивается период "осенних праздников". Следующий праздник
- Ханука - через два месяца.
Заканчивается
чтение Торы ее последними фразами: "И не было пророка подобного
Моше [Моисею], который... совершал [подвиги и чудеса] перед
глазами всего Израиля".
И начинается чтение Торы ее первой фразой:
"В начале сотворил Всевышний небо и землю...".
|
К началу
|