(см. статью р. Эссаса
ПУРИМ:
МЕЖДУ СВЕТОМ И
МРАКОМ - ОДНО
МГНОВЕНИЕ)
Историческая справка: Пурим отмечают в четырнадцатый день месяца
адар в память о чудесном спасении евреев,
живших в необъятной Персидской империи
во времена
царя Ахашвероша (в
русскоязычной транскрипции - Артаксеркс). Годы
правления - с 367 по 353 гг. до н.э.
Персия была
огромной империей, в которую входили 127
больших и малых государств, простиравшихся от
Индии до Эфиопии. Она поглотила и Вавилонскую
империю, незадолго до этого разрушившую
еврейское государство.
События, ставшие основой праздника, описаны в
книге Эстер ("Мегилат Эстер"). В те
дни еврейская диаспора находилась, в основном,
в странах персидского господства. Несмотря на
то, что предшественник Ахашвероша персидский
царь Кореш (Кир) издал указ, дающий евреям
право вернуться в страну Израиля, многие
предпочли остаться в Персидской империи.
Весьма значительная еврейская община проживала
в столице империи городе Шушане (Сузы).
Название Пурим
происходит от слова пур — жребий, в
память о жребии, который Аман, приближенный
персидского царя, бросал, чтобы определить
день задуманного им истребления евреев.
Ахашверош был знаком с
предсказаниями еврейских
пророков о том, что
вавилонский плен продлится 70
лет. И несмотря на то, что жил
он отнюдь не по законам,
предписанным еврейской
мудростью, и на то, что евреи
представляли собой лишь
несущественное, казалось бы,
национальное меньшинство в его
огромной империи, будучи
руководителем сверхдержавы,
Ахашверош понимал и учитывал
необычность еврейской истории
и... боялся.
Кто знает,
что произойдет, когда
завершатся эти 70 лет? Разве
можно застраховаться от разных
политических и военных
катаклизмов, разрушивших уже
не одну империю и лишивших
власти и жизни не одного,
пусть даже могущественного,
правителя.
Он боялся,
ждал и подсчитывал. И когда по
его подсчетам (ошибочным, ибо
он выбрал не ту точку отсчета)
вышло, что семидесятый год уже
миновал, Ахашверош устроил
многодневное
общегосударственное
празднество. Для того чтобы
оно стало особенно
впечатляющим, он велел
обеспечить присутствие на
"официальном обеде"
руководителей еврейского
нацменьшинства, а на
второстепенных торжествах —
вообще всех евреев.
Кроме того,
Ахашверош велел использовать в
качестве посуды на этом
официальном обеде храмовую
утварь, вывезенную
вавилонянами из Иерусалима.
а) Жена
Ахашвероша — царица Вашти —
повела себя на этом пиру
вызывающим образом, дерзко, и
была немедленно "устранена".
После длительных поисков
Ахашверош назначил себе новую
жену, выбрав для этого Эстер,
насильно увезенную
активистами-"дружинниками" из
дома ее дяди — Мордехая.
Ахашверош и
придворные не знали, что Эстер
— еврейка.
б)
Мордехай, один из
руководителей еврейского
народа и член Высшего
раввинского суда — Сангедрина,
одновременно — крупный
придворный сановник, раскрыл
заговор против Ахашвероша
(заговорщики, кроме всего
прочего, собирались учинить
еврейский погром). В память об
этой заслуге Мордехая по
царскому приказу была сделана
специальная запись в царской
книге особо важных событий.
в) Гаман,
из рода Агага, был неожиданно
"выдвинут" из ряда царских
советников сразу в ранг
премьер-министра.
Агаг был
царем амалекитян во времена
Шауля, первого еврейского
царя, то есть примерно за 500
лет до рассматриваемых
событий.
Местные Пуримы.
В некоторых общинах принято
отмечать так называемый
Пурим Катан - дату
чудесного избавления общины
или отдельной семьи от
грозящих бедствий
(общественного характера).
Традиция празднования местных
праздников схожа с обычаями на
Пурим. Известно около 100
местных Пуримов
Пурим города Сарагоса В 1420 г., во
время правления короля Педро IV, один крещеный
еврей по имени Маркус донес королю на евреев.
Суть доноса заключалась в том, что, участвуя в
параде в честь монарха, евреи удаляют из
ковчегов, которые они выносят в таких случаях,
свитки завета, обычно там хранящиеся. Свитки в
действительности вынимались, но исключительно
по религиозным соображениям, а не для того,
чтобы оскорбить короля. По совету
Маркуса король распорядился, чтобы на
ближайшем параде ковчеги были открыты и
проверены полицейскими. Но в ночь перед
парадом служителям двенадцати синагог явился
во сне пророк Элияhу и посоветовал не вынимать
свитки из ковчегов. Во время парада ковчеги
были действительно открыты, но свитки
оказались на месте. Гнев короля обрушился на
доносчика, который был повешен. В память об
этом потомки евреев Сарагосы празднуют Пурим
Катан 17 и 18 швата в синагогах, основанных
выходцами из Сарагосы в Константинополе,
Иерусалиме и других городах.
Пурим в Ширазе Второго
хешвана евреи Шираза (Персия) празднуют Пурим
Катан. В этот день они не работают, посещают
друг друга и обмениваются приветствиями "Моед
Катан" и "Абу аль Хасан". Согласно преданию,
повествующему в одной еврейско-персидской
рукописи 1400 года, еврей по имени
Абу-аль-Хасан был обвинен в продаже трефного
мяса накануне Рош hа-Шана. Чтобы избежать
гнева своих единоверцев, он принял ислам и в
свою очередь обвинил евреев в ряде
преступлений. Мусульмане предложили евреям
принять ислам, угрожая в противном случае
смертью. Евреи согласились принять веру.
Однако во второй день месяца хешвана
Абу-аль-Хасан умер при загадочных
обстоятельствах; у него нашли заявление о
невиновности евреев. Нашим собратьям разрешено
было вернуться в иудаизм, в память о чем и
установлен "Моед Катан".
Каирский Пурим.
28 адара 1524г. Ахмед-паша,
правитель Египта, был известным ненавистником
евреев. Однажды он приказал арестовать 12
самых известных членов общины и потребовал за
них огромный выкуп. Он заявил, что идет в
баню, а затем отдаст приказ уничтожить всех
евреев в столице, если к тому времени ему не
принесут денег. Но произошло чудо: в тот
момент, когда султан выходил из бани на улицу,
один из его слуг вдруг набросился на него и
убил злодея.
Алжирский Пурим.
4 хешвана 1541г. Флот
испанского короля Карла V пытался захватить
крепость Алжир. Евреям это грозило или
смертью, или крещением. Они постились, и стон
их молитвы доносился из окон синагог. Вдруг
разразилась ужасная буря, и испанский флот
погиб. Произошло это в субботу.
Пурим в Тверии.
4-7 элуля 1743 г. Город
окружили войска Сулеймана-паши. Евреи Тверии
поддерживали правителя города, шейха Дейр
аль-Амара, и перенесли все муки осады, которая
длилась 83 дня. Наконец, 4-го элуля, ничего не
добившись, паша увел прочь свои войска, А
через три дня он умер. Эти дни стали для
евреев днями большого праздника.
Чудесные избавления:
Война в Персидском заливе прекратилась
именно в Пурим!
Избавление
от Сталина
(см. здесь)
Шестидневная война
(см. здесь)
|