Двадцать второй цикл обсуждения (видео)
Прочесть двадцать второй цикл обсуждения Прочесть двадцать первый цикл обсуждения Прочесть двадцатый цикл обсуждения Прочесть девятнадцатый цикл обсуждения Прочесть восемнадцатый цикл обсуждения Прочесть семнадцатый цикл обсуждения Прочесть шестнадцатый цикл обсуждения Прочесть пятнадцатый цикл обсуждения Прочесть четырнадцатый цикл обсуждения Прочесть седьмой цикл обсуждения Прочесть шестой цикл обсуждения Прочесть пятый цикл обсуждения Прочесть четвертый цикл обсуждения Прочесть третий цикл обсуждения Прочесть второй цикл обсуждения Прочесть первый цикл обсуждения
ГЛАВА «Лех Леха»
Место в Торе:
Книга Берешит, гл. 12, ст. 1 - гл. 17, ст. 27.
Почему она так
называется?
В первой
фразе главы говорится: “И сказал Всевышний Аврааму - уйди из страны
своей...”.
Уйди
на иврите - лех
леха.
Обсуждение главы
Лех Леха
1. Влияние среды
Всевышний велит Аврааму: «Уходи
из своей страны, со своей родины, из отчего дома, в страну, которую Я тебе
укажу» (Берешит, гл. 12, ст. 1).
Если мы внимательно обдумаем
порядок действий человека, покидающего родные края — увидим, что сперва он
выйдет из отчего дома, затем покинет город, в котором родился и вырос и лишь
после этого, оставит свою страну. Почему же в Торе дается прямо противоположный
ряд?
Многие исследования показывают,
что место жительства оказывает влияние на здоровье людей. Есть заболевания,
которые на одной территории получили распространение, а на другой — весьма
редки. Порой восприимчивость к тем или иным болезням — тоже зависит от того, в
какой местности обитает человек.
Интересно, что влияние места
жительства прослеживается не только в материальной сфере, но и в духовной.
Наши великие Учителя открывают
нам, что сама атмосфера Эрец Исраэль (Земли Израиля) делает человека
мудрей.
Конечно, дураков везде хватает,
и Израиль — не исключение. Одними лишь дыхательными упражнениями — не сделаешь
карьеры на ниве умственного труда. И все же, если человек жаждет настоящих
знаний — у него гораздо больше шансов приобрести их в границах Земли, избранной
Всевышним.
В Торе находим: «И поселился
Израиль в Шитим, и стал народ блудить с дочерями Моава» (Бамидбар,
гл. 25, ст. 1).
Мы видим, что тяга к разврату
здесь связана с определенной местностью.
В Мидраше (Мидраш Раба
на книгу Бамидбар, гл. 20) говорится о свойствах воды в
источниках. Так, иногда замечали, что в каком-то поселении вблизи родника
родятся сплошь богатыри, а где-то от воды из ручья — наоборот, слабеют.
Краше не было людей, что жили в
долине одной небольшой речушки, а воды другой реки, как будто награждали
уродством тех, кто пил их и в них купался.
Даже скромность можно впитать
вместе с родниковой водой. Ну а воды Шитим побуждали к разврату.
Таким образом, особенности
местности — ее почва, вода, ветер, растения — могут влиять на живущих там людей.
И не только в физическом плане, но и — в духовном.
Если человек ощущает на себе
дурное влияние места и хочет изолировать себя от него, он должен покинуть эту
страну.
Бывает, что наряду с
территорией, негативное воздействие оказывают еще и обычаи его соплеменников —
тогда необходимо отказаться от родины и всего, что связано с этим понятием.
Порой, отрицательные черты
впитались в кого-то с молоком матери, укоренились на уровне генов. В этом
случае, придется забыть даже о своей семье, «покинуть отчий дом».
Получается, что порядок,
указанный в Торе — верен, он говорит о пути духовного исцеления, который,
бывает, нужно пройти человеку.
на основе комментария рава Бенциона Муцафи
(Израиль, наше время)
2. Отправься в
странствия, чтобы о тебе узнали
В нашей недельной главе
говорится об отправной точке путешествия Авраама. И началось все с повеления
Всевышнего — «Уходи из своей страны, со своей родины, из отчего дома, в страну,
которую Я тебе укажу» (Берешит, гл. 12, ст. 1).
Возникает вопрос: для чего
понадобилось снимать Авраама с насиженных мест и отправлять странствовать, даже
не сообщив ему конечный пункт назначения?
Учителя в Мидраше (Мидраш
Раба на книгу Берешит, гл. 39) используют интересную
метафору. Они пишут, что Авраам подобен стеклянному пузырьку с тонкими и редкими
благовониями. Этот пузырек плотно закрыт хорошо притертой пробкой и запечатан
сургучом. Он стоит в прочном шкафу под замком. Комната со шкафом заперта на
ключ. Так что никому не известно о хранящемся там чудесном аромате.
Домочадцы ходят по дому, кто-то
иногда отпирает дверь дальней комнаты, подходит к шкафу, смотрит сквозь стекло
на пузырек. Этим все и ограничивается.
И вот, в один прекрасный день,
хозяин раскрыл настежь дверь комнаты, распахнул окно, отпер шкаф, достал
пузырек, сломал печать и вынул пробку. Теперь чудесным ароматом могли
наслаждаться даже прохожие на улице. И люди его запомнили, они начали о нем
говорить, его искать и возвращаться к нему.
Авраам был выдающейся личностью,
только пока он сидел в своем доме в Ур Касдим — почти никто о нем не знал. А
ведь у него можно было многому научиться.
Тогда Всевышний велел ему
отправляться в путь, странствовать по свету, чтобы люди постепенно стали с ним
знакомиться, чтобы его имя обрело крылья и стало известным.
Но прежде Авраам освятил Имя
Всевышнего.
Дело было так. Местный правитель
Нимрод возомнил себя богом и требовал всеобщего поклонения. Но Авраам поставил
на место зарвавшегося гордеца. Причем, сделал это публично.
За это Нимрод приказал бросить
Авраама в горящую печь. И Авраам пошел в огонь с непоколебимой верой в Творца
мира.
Тогда Всевышний совершил чудо, и
Авраам вышел из печи целым и невредимым.
Это чудо нанесло престижу
Нимрода сильный удар и унизило его в глазах многих людей. Что, в свою очередь —
повлекло за собой возвеличение Творца.
Авраам унизил заносчивого царя и
высмеял его. Многие из тех, кто восхищался Нимродом и преклонялся перед ним,
теперь ни во что его не ставил. Поэтому Всевышний решил прославить Авраама на
весь мир и вознести его даже
над царями.
на основе комментария рава Шломо Левинштейна
(Израиль, наше время)
3. Родство с «большим»
человеком
Всевышний обещает Аврааму — «И Я
сделаю тебя великим народом, и благословлю тебя, и возвеличу имя твое. И быть
тебе благословением» (Берешит, гл. 12, ст. 2).
в своем комментарии Раши
(раби Шломо бен Ицхак — величайший комментатор Торы и Талмуда; Франция, 11-й
век) цитирует Талмуд (трактат Песахим, лист 117), объясняя, что в
этом фрагменте содержится намек на первое благословение молитвы Шмоне
Эсре: «Всевышний
Авраама, Всевышний Ицхака и Всевышний Яакова».
Если человек находится в
родственных связях, пускай и не самых близких, с каким-нибудь раввином, он будет
об этом постоянно говорить. Ведь родство возвышает его в глазах других людей и
дает ему некоторое чувство превосходства, хотя сам он при этом может быть полным
ничтожеством.
Такова человеческая природа, и с
этим ничего не сделаешь.
Но вот, в самой главной молитве
мы видим, что слова «Всевышний Авраама» служит Творцу восхвалением. Получается,
что Авраам — важный и уважаемый человек. Настолько, что в случае, если кто-то
хочет получить информацию о Всевышнем, ему сообщают, что это Всевышний Авраама.
В Мидраше Пиркей де-раби
Элиэзер (гл. 1) рассказана история раби Элиэзера.
Его отец был крупным
землевладельцем, и он работал у него в поле.
Однажды отец обратил внимание,
что сын слишком грустный. Отвечая на расспросы, тот объяснил, что хочет вместо
работы в поле изучать Тору. Отец поднял его на смех — «Тебе уже 28 лет! Куда
тебе учиться?! Женись, роди детей, отдай их в школу, и они будут изучать Тору,
восполняя и твои пробелы».
Только Элиэзера такой вариант не
устроил. Он плакал, постился и взывал к Всевышнему. И Он ответил ему через
пророка Элиягу: «Сын мой! Отправляйся в Иерусалим к раби Йоханану бен Закаю
(один из крупнейших Учителей Мишны, 1-й век) и учи у него Тору».
Когда Элиэзер предстал перед
раби Йохананом, тот, прежде всего, обучил его основным молитвам и стал ежедневно
преподавать ему по два закона в день.
Через какое-то время отцу
удалось разыскать блудного сына. Он пришел в йешиву раби Йоханана и объявил
ультиматум: либо Элиэзер возвращается к земледелию, либо он исключит его из
завещания, в пользу остальных братьев.
Раби Йоханан устроил трапезу, на
которую были приглашены самые известные раввины Иерусалима. Отца раби Элиэзера с
почетом усадили рядом с ними.
Во время трапезы раби Элиэзер
стал произносить слова Торы. В этот момент его лицо озарилось неземным светом.
Раби Йоханан встал позади своего ученика, поцеловал его голову и сказал:
«счастливы наши праотцы: Авраам, Ицхак и Яаков, что у них есть такой потомок».
Получается, что Всевышний
восхваляется тем, что Он — Всевышний Авраама. А Авраам восхваляется в его
потомке Элиэзере и в каждом, кто самоотверженно изучает Тору во Имя Небес.
Это и есть самые «большие и
уважаемые» люди...
на основе комментария рава Хаима Паладжи
(один из крупнейших сефардских раввинов, знаток Галахи и Каббалы; Измир, Турция,
1787-1867 гг.)
4. Благословение под
видом проклятия
Написано в нашей недельной
главе: «И благословлю Я тебя благословляющих, и злословящих о тебе — прокляну» (Берешит,
гл. 12, ст. 3).
Эта фраза состоит из двух
частей, и вторая часть не соответствует первой. Кажется, что логичней было бы
написать — «И благословлю Я тебя благословляющих, и прокляну злословящих о
тебе». Почему же Тора использует именно такую грамматическую форму?
В Талмуде (трактат Моэд
Катан, лист 9) рассказывается о двух учениках
раби Шимона бар Йохая
(Рашби; великий Учитель Мишны, составитель книги Зоѓар; 2-й
век), которые завершили важный этап учебы, и он благословил их.
На следующий день они снова
пришли к нему за благословением (на иврите — бераха).
— Но ведь вы уже получили мою
бераху?! — удивился Рашби.
— Так мы остались в городе и
никуда не ушли. Значит, имеем право на еще одно благословение. Ведь сказано: «На
восьмой день он отпустил народ. И благословили они царя, и пошли в шатры свои
радостные и с веселым сердцем» (Первая книга Мелахим — Царей, гл.
8, ст. 66). И еще сказано: «И в двадцать третий день месяца седьмого он отпустил
народ в шатры свои, радостный и с веселым сердцем» (Вторая книга Диврей
hа-Ямим
— Хроники дней, гл. 2, ст. 7).
Речь идет о царе Давиде и сынах
Израиля. В праздник Шмини Ацерет он разрешил им себя покинуть. Только они не
воспользовались этим разрешением и остались до окончания праздника. А после
праздника снова пришли к Давиду, чтобы просить разрешение разойтись.
Отсюда видим, что в ситуации,
если благословляющий и тот, кто получил бераху, остались в том же месте —
на следующий день можно снова прийти за берахой.
Рашби понравился ход мыслей его
учеников, и он отправил к ним своего молодого сына Элазара за благословением.
— Сей, но не собирай урожай, —
благословляли они его. — Принимай, но не отдавай. Отдавай, но не принимай. Чтобы
был разрушен твой дом и отстроена гостиница, чтобы перевернулся стол, и всегда
не хватало стакана и тарелки. И чтобы не увидел нового года...
Юноша вернулся к отцу в слезах.
— Папа, они прокляли меня, —
пожаловался он.
— Что же они тебе пожелали? —
спросил Рашби.
Когда он услышал, о чем речь, он
успокоил сына.
— На самом-то деле они
благословили тебя! Чтобы ты родил детей, и никто из них не умер при твоей жизни.
Сказали, что твои дети женятся и приведут своих жен в дом, и дом будет расширен,
и его никто не покинет, то есть не умрет и не разведется. Твои дочери, выйдя
замуж, покинут твой дом и больше в него не вернутся, потому что не овдовеют и не
разведутся при твоей жизни. Место для твоей могилы, твоего последнего
постоянного пристанища, будет долго пустовать, и могильная плита не будет
положена, потому что ты удостоишься многих лет жизни. Также и твоя жена будет
долго жить, и тебе не придется жениться на другой и веселить ее первый год вашей
совместной жизни.
Таким образом, все «проклятия»
на поверку оказались благословениями.
Но зачем понадобилось
маскировать благословения под проклятия? Почему нельзя было благословить
открыто?
Дело в том, что рядом, в
ожидании берахот (мн. число от слова бераха) находился Сатан (о
сути этого понятия — см. на сайте, к примеру, в ответе «Сатана и его место в
иудаизме», № 1410). Он страстно желал сглазить Элазара, чтобы все полученные
им благословения превратились в проклятия. Но услышав какими пожеланиями
награждают юношу ученики его отца, он молча аплодировал, ничего, вопреки
обыкновению, не предприняв.
Так удалось благословить под
самым носом у Сатана.
Теперь вернемся к нашей фразе.
Всевышний обещает благословить
тех, кто благословляет Авраама и его потомков, а также — тех, кто маскирует
благословения под проклятия, чтобы запутать Сатана.
на основе комментария рава Хаима-Йосефа-Давида Азулая. (известен как Хида —
аббревиатура из первых букв его полного имени; Эрец Исраэль,18-й век)
Автор текста Мордехай Вейц
ГЛАВА
ГЛАВА «Ваишлах»
Место в Торе:
Книга Берешит,
гл. 32, ст. 4 — гл. 36, ст. 43.
Почему она так называется?
В первой фразе главы сказано: «И послал
Яаков посланников перед собой, к Эсаву,
брату своему...».
И послал на иврите — ваишлах.
Обсуждение главы Ваишлах
1. Военная хитрость
Евреи за свою историю множество раз
подвергались опасности уничтожения. В
каждом поколении поднимается враг,
мечтающий нас истребить. Мы учимся жить в
противостоянии нашим смертельным врагам.
А началось все в ту далекую пору, когда
Яаков со своей семьей и пожитками
возвращался в отчий дом после долгого
отсутствия. Его путь пролегал рядом с
землей Сеир — местом, где обитал его брат-близнец
Эсав.
Эсав вышел навстречу, прихватив с собой
небольшую армию в 400 человек. Услышав об
этом Яаков не на шутку встревожился. Он не
испытывал иллюзий в отношении чувств
своего брата, и поэтому начал тщательно
готовиться к встрече.
Важно проследить за этими
приготовлениями — наверняка, многое
пригодится и нам. Ведь с тех пор, если, что и
изменилось, то только не ненависть. Ее Эсав
сумел передать своим потомкам в лучшем виде.
А то, что Эсав ненавидит Яакова, так это, как
говорится в Талмуде — закон (hалаха), не
подлежащий сомнению.
Итак, Яаков делит всех домочадцев на два
отряда, вверяя каждому отряду половину
своего имущества. И в Торе об этом написано:
«Если нападет Эсав на один отряд и разобьет
его — другой спасется» (Берешит, гл.
32, ст. 9).
Каким образом спасется? Успеет убежать,
пока Эсав будет громить первый отряд? Или
разгромив первый отряд, Эсав остынет,
охладит свой гнев и смилуется над вторым? А
может, к тому времени подоспеет помощь от
Всевышнего?
Эти вопросы помогают оценить опасность
ситуации, в которой оказался Яаков.
А Учителя усматривают в этом важное
правило. «Никогда не прячьте все свое
богатство в одном углу», — наставляют они в
Мидраше (Мидраш Раба на книгу Берешит,
гл. 76).
Но ведь Эсав с четырьмя сотнями своих
головорезов представлял опасность не
только имуществу Яакова, но в первую
очередь — ему самому и всем его близким.
И Яаков был готов к этому, — отмечает Раши
(раби Шломо бен Ицхак — величайший
комментатор Торы и Талмуда; Франция, 11-й век).
— И действовал в трех направлениях. Он
отправил брату дары — в надежде задобрить
супостата. Молился Всевышнему — ибо, от
кого спасение — если не от Него. И, наконец
— вел военные приготовления.
О дарах Яакова подробно написано в нашей
главе. Здесь же воспроизводится и молитва
Яакова.
Но в чем состояла суть его военной
доктрины?
Об этом читаем в комментарии Рамбана (Рабейну
Моше бен Нахман — Нахманид;
великий комментатор Торы, Танаха и Талмуда;
Испания – Эрец Исраэль, конец 12-го –
начало 13-го вв.).
Свое разъяснение Рамбан предваряет
цитатой из Танаха — «Мудрость лучше
боевого оружия» (Коэлет, гл. 9, ст. 18).
Мудрость Яакова — против боевого оружия
Эсава и его банды.
Так как же поступил Яаков? Что сумел он
противопоставить своим врагам?
Хорошо вооружившись, люди Яакова, сверху
надели белые мирные одежды, полностью
скрывавшие под собой оружие.
Мы видим, что в военном плане, Яаков сделал
ставку на внезапность. Эту идею взяли на
вооружение лучшие полководцы всех времен и
народов. Действительно, самые
блистательные победы на поле боя
одерживали те, кто заставал противника
врасплох.
К военным приготовлениям можно отнести и
то, что Яаков отдалил один отряд от другого
на расстояние дня пешего пути.
Но какой в этом был смысл?
В тексте нашей недельной главы
воспроизводятся слова Ривки, матери Яакова
и Эсава. «Зачем мне терять вас обоих в один
день» (Берешит, гл. 27, ст. 45), —
говорит она.
В пророческом видении открылось ей, что ее
сыновья умрут в один день. Яаков запомнил
сказанное матерью. И построил на этом свой
расчет. Теперь, даже если ему будет суждено
погибнуть в бою — Эсав недолго будет
праздновать победу. Смерть настигнет его до
того, как он доберется до второго отряда. А
значит, часть семьи Яакова — уцелеет.
на основе комментария рава Моше-Яакова
Равикова
(известен и как Сандляр, т.к. имел
сапожную мастерскую;
уроки, которые он давал по
субботам, опубликованы в книге «Ликутей
раби Моше-Яаков»; конец 19-го — первая
половина 20-го вв.; Белорусь — Эрец Исраэль)
2. Лучшая из молитв
Яаков с семьей возвращается в отчий дом,
но дорогу ему преграждает его брат Эсав. Как
сказано: «И поднял Яаков глаза свои и увидел:
и вот Эсав пришел, а с ним четыреста мужей» (Берешит,
гл. 33, ст. 1).
Яаков понимает, что Эсав взял с собой «четыреста
мужей» не только ради приятной компании.
Встреча с Эсавом, безусловно, опасна, и
Яаков тщательно готовится к ней. Он
выстраивает своих жен и детей в
определенном порядке. Как написано: «И
поставил он служанок и их детей впереди, а
Лею с ее сыновьями — позади, а Рахель и
Йосефа — последними» (Берешит, гл. 33,
ст. 2).
Неужели для Яакова одни дети ценнее,
дороже других?
Нет, такого мы даже помыслить не можем. Но,
тогда, чем вызвана эта расстановка? Как
объяснить действия Яакова?
Чтобы разобраться в этом и понять — нам
предстоит вернуться к недельной главе Вайера,
к Агари и Ишмаэлю.
Мы застали Агарь в тот самый момент, когда
у нее закончилась вода, и она оставила сына
под «одним из кустов», чтоб не видеть, как
умирает ребенок (Берешит, гл. 21, ст.
15-16). Мы застали Агарь за молитвой.
Слово «куст» на иврите — «сиах». И
происходит оно от того же корня, что и «сиха»
— «беседа».
Это слово, сиха, может еще
подразумевать и молитву (беседу с Всевышним).
Пример тому — отрывок «И вышел Ицхак
помолиться (в оригинале употреблен глагол
— ласуах) в поле» (Берешит, гл. 24,
ст. 63).
Но вернемся к Агари.
Выражение «один из кустов» (в оригинале — ахад
hа-сихим) можно перевести и как — «избранная,
лучшая из молитв».
Так о чем или о ком молилась Агарь?
В Торе читаем, что Агарь «пошла и села
поодаль, на расстоянии выстрела из лука» (Берешит,
гл. 21, ст. 16).
Для чего нужны нам эти подробности?
Чтобы мы поняли, что Агарь молилась не о
сыне, но — о Шехине (Присутствие
Всевышнего в нашем мире). К такой молитве об
общем благе Всевышний относится куда
благосклоннее, нежели к личным просьбам.
В Талмуде (трактат Берахот, лист 34)
говорится, что молитва, скорее всего, будет
принята, если она идет гладко, без запинки. А
та, что произносится с ошибками, с
оговорками — будет отвергнута.
Теперь мы в состоянии понять замысел
Яакова. Он не зря поставил Рахель последней,
позади всех. Ведь он любил ее сильнее всего.
Яаков опасался, что рядом с Рахелью он не
сможет сохранять самообладание и
беспристрастность. В его молитве появятся
личные нотки, он начнет путаться и
сбиваться. Молитва перестанет быть ровной и
гладкой, а, значит — не будет принята. Но
рядом со служанками — Яаков был в этом
уверен — такого не произойдет. Поэтому их
он и поставил впереди.
Яаков разделил всех своих домочадцев на
два отряда. И в Торе об этом сказано: «Если
Эсав нападет на один из них и поразит его,
другой — спасется» (Берешит, гл. 32,
ст. 9).
Однако с учетом всего вышесказанного, эту
фразу можно перевести и по-другому.
Поскольку Рахель находится во втором
отряде, а Яаков пребывает с первым — его
молитва не будет иметь личной окраски, не
будет сбивчивой. Следовательно, Всевышний
ее примет. Поэтому победа, благодаря силе
молитвы — будет за Яаковом.
«Если Эсав нападет на один отряд, тот
поразит его (Эсава), и другой (тот, в котором
Рахель) — тоже спасется».
на основе комментария рава Моше-Яакова
Равикова
(известен и как Сандляр, т.к. имел
сапожную мастерскую;
уроки, которые он давал по
субботам, опубликованы в книге «Ликутей
раби Моше-Яаков»; конец 19-го — первая
половина 20-го вв.; Белорусь — Эрец Исраэль)
3. Мог ли Яаков быть коэном?
В нашей недельной главе рассказывается о
том, как ночью на Яакова напал некий
незнакомец (Берешит, гл. 22, ст. 25).
В книге Зогар разъясняется, что
этим незнакомцем был малах (в условном
переводе — «ангел») Самаэль, покровитель
Эсава.
Самаэль не смог найти у Яакова ни одного
недостатка, ни одного слабого места. Тогда
он нанес удар по седалищному нерву,
связанному с участком тела, где
располагается орган, порождающий в
человеке дурное влечение (йецер hа-ра).
В Мидраше (Ялкут Шимони, гл. 132)
воспроизводится диалог Самаэля с Творцом.
— Ты изувечил моего коэна (служителя,
совершающего приношения в Храме)! —
возмутился поступком Самаэля Всевышний.
— Ради его же пользы я сделал это, —
возразил Всевышнему Самаэль.
Теперь нам осталось выяснить о какой
пользе идет речь?
Эсав считал, что Яаков хитростью отнял у
него первородство. Первородство,
действительно, вначале, принадлежало Эсаву.
Оно давало ему право совершать приношения
Всевышнему.
— Этот злодей желает стать коэном
Творца? — в сердцах воскликнул Яаков, — Не
бывать этому!
И вот уже варится чечевичная похлебка.
Эсав съел ее, и первородство — презрел, о
чем потом сожалел. И не упустил своего шанса
отомстить. Четыреста отпетых злодеев и Эсав
во главе — сейчас Яаков ответит за все!..
Но что это? После схватки с малахом
Яаков хромает.
— Ущербный коэн, коэн с изъяном, —
злорадствует Эсав. И гнев его улетучивается.
Ведь будучи хромым, Яаков не может служить.
А значит, он теперь ничем не лучше Эсава.
«И побежал Эсав ему навстречу, — читаем в
нашей недельной главе, — и обнял его, и
бросился на шею ему, и целовал его» (Берешит,
гл. 33, ст. 4).
Далее написано: «И пришел Яаков
невредимым в город Шхем» (Берешит,
гл. 33, ст. 18).
Невредимым телесно, — уточняет в своем
комментарии к этому фрагменту Раши (раби
Шломо бен Ицхак — величайший комментатор
Торы и Талмуда; Франция, 11-й век).
Яаков исцелился от хромоты. Следовательно,
теперь ничто не помешает ему быть коэном.
Поэтому — «и соорудил он там мизбеах (в
условном переводе — «жертвенник»)» (там же,
ст. 20). И стал служить Всевышнему.
на основе комментария рава
Йонатана Эйбшица
(великий Учитель, автор десятков
книг по всем разделам Устной и Письменной
Торы; Польша – Германия, первая половина 18-го
века)
4. Когда наступает время петь?
Яаков переправил через реку свою семью и
имущество. Но как только он остался один,
тут же на него нападает малах (в
условном переводе — «ангел»), покровитель
Эсава. Только этот малах не смог
победить Яакова в борьбе. Более того, ему
самому пришлось просить пощады. Как
написано: «И сказал он (малах): отпусти
меня, ибо взошла заря» (Берешит, гл.
32, ст. 27).
Эта схватка, — отмечает Рамбан (Рабейну
Моше бен Нахман — Нахманид;
великий комментатор Торы, Танаха и Талмуда;
Испания – Эрец Исраэль, конец 12-го –
начало 13-го вв.), — происходила за пределами Эрец
Исраэль (Земли Израиля). И победа Яакова
открыла перед его потомками возможность,
даже находясь в галуте (изгнании) —
противостоять всяческим искушениям и
соблазнам и всевозможным проискам и
уловкам йецер hа-ра (дурного начала).
В этом сыны Израиля превосходят малахим
(множественное число от слова малах),
которые по мере удаления от Источника —
теряют силы.
Комментируя этот фрагмент, Раши (раби
Шломо бен Ицхак — величайший комментатор
Торы и Талмуда; Франция, 11-й век) обращает
внимание на связь между капитуляцией малаха
и зарей.
— Настал мой черед воспеть песнь
Всевышнему. Так объясняет малах
необходимость признать свое поражение.
В Мидраше (Мидраш Раба на книгу Берешит,
гл. 78) уточняется, что этот малах —
никогда прежде не пел. И сейчас ему
предстоит воспеть Всевышнего — впервые за
все время своего существования.
Но почему именно сейчас?
До сих пор ни разу не пел, а тут вдруг
почувствовал в этом острую необходимость?
Голос прорезался?
У каждого народа, у каждой нации есть свой малах-покровитель.
Его еще называют — сар. Порой эти сарим
(множественное число от слова сар) —
поют.
Но когда именно и по какой причине?
Когда их народы делают добро еврейскому
народу.
Итак, народ обитает в своей стране, на
своей земле, в нашем нижнем мире. Его сар
занимает свою позицию наверху, в духовных
мирах. Сар посылает духовные силы своему
народу. Тот их тратит по своему усмотрению
— с пользой или впустую. Но если хотя бы
часть этих духовных сил идет на
взаимодействие с сынами Израиля, на помощь
им — это вызывает наверху небывалый отклик.
И сар отличившегося народа получает
громадный духовный потенциал и, как
следствие — возможность петь. И не только
возможность, но и — потребность.
Когда Эсав впервые в жизни обнял и
поцеловал своего брата, в неуклюжей попытке
проявить абсолютно несвойственную ему
теплоту и заботу — его сар наверху,
также впервые получил возможность воспеть
Творца. И не просто возможность, но —
появилась в этом у него насущная
потребность. Так пришло время его песни.
на основе комментариев рава Моше
Штернбуха
(глава Раввинского суда «Эйда
Хередит» в Иерусалиме)
и рава Моше-Яакова
Равикова
(известен и как Сандляр, т.к. имел
сапожную мастерскую;
уроки, которые он давал по
субботам, опубликованы в книге «Ликутей
раби Моше-Яаков»; конец 19-го — первая
половина 20-го вв.; Белорусь — Эрец Исраэль)
5. Влияет ли исцеление на число заповедей?
Написано в нашей недельной главе: «И
пришел Яаков цельным в город Шхем» (Берешит,
гл. 33, ст. 18).
В Талмуде (трактат Шаббат, лист 33)
разъясняется, что под цельностью имеется в
виду и физическое здоровье. Яаков исцелился
от хромоты. А, кроме того, Яаков ничего не
забыл, не растерял свои знания в Торе. И
имущество его осталось в целости и
сохранности, и не убавилось, несмотря на то,
что Яаков преподнес Эсаву дары.
В Мидраше (Мидраш Раба на книгу
Берешит, гл. 11) сказано, что Яаков установил
в Шхеме субботний тхум (максимальное
расстояние, на которое можно отдаляться от
города в шаббат).
Между исцелением Яакова и установлением
им субботнего тхума есть определенная
связь. В чем же она состоит?
Максимальное расстояние, на которое можно
выйти за пределы города в шаббат — 2
тысячи локтей, что соответствует в среднем
— двум тысячам шагов.
Понятно, что все время, пока Яаков хромал,
он не мог правильно отмерить это расстояние.
Выходит установление субботнего тхума
в Шхеме, стало следствием его исцеления от
хромоты.
Существует ли связь между физической
цельностью Яакова и цельностью его знаний в
Торе?
Яаков, как известно, стал хромать после
ночного поединка с малахом (в условном
переводе — «ангел») Эсава. Этот малах в
бессильной злобе повредил Яакову
седалищный нерв. В память об этом потомкам
Яакова запрещено есть «гид hа-наше» —
сухожилие в бедренном суставе животного (Берешит,
гл. 32, ст. 33). Этот запрет входит в число
запретительных заповедей Торы.
Придя в Шхем, Яаков исцелился от хромоты.
Так может и запрет на употребление в пищу «гид
hа-наше» перестал действовать? Яаков же
уже не хромает.
Но говорится в Талмуде, что Яаков, обретя
физическую цельность, вместе с тем,
сохранил цельность Торы, не утратив ни
одной заповеди. Поэтому «гид hа-наше» —
под запретом и по сей день.
на основе комментария рава
Йонатана Эйбшица
(великий Учитель, автор десятков
книг по всем разделам Устной и Письменной
Торы; Польша – Германия, первая половина 18-го
века)
Прочесть двадцать второй цикл обсуждения Прочесть двадцать первый цикл обсуждения Прочесть двадцатый цикл обсуждения Прочесть девятнадцатый цикл обсуждения Прочесть восемнадцатый цикл обсуждения Прочесть семнадцатый цикл обсуждения Прочесть шестнадцатый цикл обсуждения Прочесть пятнадцатый цикл обсуждения Прочесть четырнадцатый цикл обсуждения Прочесть седьмой цикл обсуждения Прочесть шестой цикл обсуждения Прочесть пятый цикл обсуждения Прочесть четвертый цикл обсуждения Прочесть третий цикл обсуждения Прочесть второй цикл обсуждения Прочесть первый цикл обсуждения
|