ВАЙЕРА 
"ВАЙЕРА"
ВАЙЕРА 
Элиягу Эссас: текст обращения к посетителям сайта Чтение текста
Афтары

"ВАЙЕРА"

Октябрь 18, 2021   12 Хешван 5782

До субботы - 5 дней

New Page 1
  
Главная страница  
Анализ новостей  
Дайджест  
Помочь сайту  
Недельная глава    
Комментарии (видео)   
Комментарии (текст)   
- Чтение            
Праздники   
Лист Талмуда   
Мишна, главы   
(видеокомментарии)
   
Заповеди Торы   
Уроки по Теилим   
Молитва Шмоне Эсре   
Молитва Шма Исраэль   
Спроси у раввина    
- Ответ дня       
- Блиц-ответы   
- Видео-ответы   
Афтарот    
- Комментарии   
- Чтение            
Аспекты Галахи   
Этика   
Культура   
Личность   
К размышлению   
Медицина   
Психология   
Библиотека   
Аудио и Видео уроки   
Объектив   
Видео   
конференции
   
Почта   
 

        
Иерусалим
Москва
Киев
Минск
Нью-Йорк


Курс шекеля
Курс рубля
                  
                                   

  Поиск на сайте:  

 
Праздники и памятные даты:

Все еврейские даты начинаются накануне вечером!
 
Шмини Ацерет
Симхат Тора

В Израиле - 22 Тишри
(28.09.21)
В диаспоре - 
22-23 Тишри
(28 - 29.09.21)
Ханука
25 Кислева - 2 Тевета
(29.11 - 06.12.21)
Пост 10 Тевета
10 Тевета
(14.12.21)
Ту би-Шват
15 Шват
(17.01.22)
Пурим
14 Адара
(17.03.22)
в Иерусалиме -
15 Адара
(18.03.22)
Песах
15-21 Нисана
(16 - 22.04.22)
В диаспоре 
15-22 Нисана
(16 - 23.04.22)
День катастрофы и героизма
27 Нисана
(28.04.22)
День памяти павших 
3 Ияра
(4.05.22)
День независимости Израиля
4 Ияра
(5.05.22)

Лаг ба Омер
18 Ияра
(19.05.22)

День Иерусалима
28 Ияра
(29.05.22) 
Шавуот
6 Сивана
(05.06.22)
В диаспоре 6-7 Сивана
(05 - 06.06.22)
Девятое Ава
 9 Ава
(07.08.22)
Рош а-Шана
1-2 Тишри
(26 - 27.09.22)
Йом Кипур
10 Тишри
(05.10.22)
Суккот
15-21 Тишри
(10 - 16.10.22)
 



Недельная глава
Раздел ведет 
рав Элиягу Эссас
О недельных главах


Двадцать первый цикл обсуждения

Прочесть двадцать первый цикл обсуждения
Прочесть двадцатый цикл обсуждения
Прочесть девятнадцатый цикл обсуждения
Прочесть восемнадцатый цикл обсуждения
Прочесть семнадцатый цикл обсуждения
Прочесть шестнадцатый цикл обсуждения
Прочесть пятнадцатый цикл обсуждения
Прочесть четырнадцатый цикл обсуждения
Прочесть седьмой цикл обсуждения
Прочесть шестой цикл обсуждения
Прочесть пятый цикл обсуждения
Прочесть четвертый цикл обсуждения
Прочесть третий цикл обсуждения
Прочесть второй цикл обсуждения
Прочесть первый цикл обсуждения

ГЛАВА «Ве-зот а-бераха»

 

Место в Торе: Дварим, гл. 33, ст. 1 — конец книги Дварим.

 

Почему она так называется?

Первая фраза начинается так: “Вот благословение, которым благословил Моше... сынов Израиля...”.

Вот благословение на иврите — ве-зот а-браха.

 

Обсуждение главы Ве-зот а-браха

 

1. Моше в Торе — намеком и впрямую

 

Наша недельная глава начинается словами: «И вот благословение, которым благословил Моше, человек Всевышнего, сынов Израиля перед своей смертью» (Дварим, гл. 33, ст. 1).

В Талмуде (трактат Хуллин, лист 139) Учителя задаются вопросом — есть ли в Торе намек на то, что в мир придет человек уровня Моше? И отвечают, что, действительно, в Торе такой намек есть. В самой первой главе Тора нас предупреждает о будущей встрече с Моше. Как сказано: «Ведь (в оригинале — бешагам) к тому же он плоть» (Берешит, гл. 6, ст. 3).

Гематрия (числовое значение) слова «бешагам» — 345. Та же гематрия у имени «Моше». А в продолжение фразы читаем: «И будут дни его 120 лет» (там же).

Моше, как известно, прожил ровно120 лет.

Таким образом, Тора сообщает о рождении Моше и о продолжительности его жизни в нашем мире. И поскольку Моше назван «человеком Всевышнего» — в Торе подчеркивается, что все же он именно человек — из плоти и крови. То есть, чтобы достигнуть уровня «человека Всевышнего» — не нужно быть «ангелом». Любой человек из плоти и крови, рожденный женщиной, может дорасти до такого уровня.

В Мидраше (Авот де-раби Натан) рассказывается, что раби Элиэзер бен Уркенус (великий Учитель, конец 1-го — первая половина 2-го вв.) наставлял учеников, призывая их раскаяться, сделать тешуву, вернуться на пусть Истины хотя бы за день до кончины.

— Но ведь человек не знает, когда он умрет, — удивились ученики, — и, соответственно, не может знать, когда делать тешуву?

— Нужно каждый день говорить себе: сегодня же я должен вернуться на путь Творца, ведь уже завтра я могу умереть, и тогда будет поздно. Если будете так поступать, то получится, что всю свою жизнь вы провели в тешуве.

В нашем фрагменте дан намек на то, как стать «человеком Всевышнего». Для этого надо сделать тешуву за день до смерти.

Интересно, что сам Моше удостоился статуса «человек Всевышнего» прямо перед уходом в иной мир. Раньше в Торе о нем так не говорилось. И хотя сказано, что «нет власти в день смерти» (Коэлет, гл. 8, ст. 8) — в Торе подчеркивается, что Моше и в день смерти был человеком Всевышнего.

Было, конечно же, необходимо сказать людям о том, что Моше — человек Всевышнего. Но Моше из-за скромности не хотел это писать раньше, постоянно откладывая это сообщение. Но в последний день жизни у него просто не осталось выбора. Ведь если не сейчас, то — когда?

В Мидраше (Мидраш Раба на книгу Дварим, гл. 11) сказано, что Моше придавил Сатана (см. на сайте ответ «Сатана и его место в иудаизме», № 1410) ногой к земле. В этом выразилась бераха (благословение), которой Моше благословил свой народ.

Возникает вопрос: чем была вызвана необходимость вступить в этот бескомпромиссный поединок, который (и это было известно заранее) мог привести лишь к временным успехам. Ведь эпоха окончательного уничтожения йецер hа-ра (дурного начала) еще не наступила.

Моше хотел, чтобы все сыны Израиля увидели и узнали, что нет никого, кроме Всевышнего Одного — Единого и Неделимого. В полной мере, это станет возможным, после осуществления пророчества — «Уничтожит Он смерть навеки» (книга пророка Йешаягу, гл. 25, ст. 8).

Малах hа-мавет (в уловном переводе — ангел смерти), Сатан, йецер hа-ра, катигор (обвинитель), все это — один и тот же смертельно опасный враг, имеющий множество обличий и очень ловко ими пользующийся. Он, и только он, мешает еврею увидеть Истину.

Моше просил перед смертью, чтобы хоть на мгновение раскрылись Небеса, и сыны Израиля смогли воочию убедиться, что в духовных мирах нет ничего, кроме добра и блага. Как сказано: «Знай же ныне и возложи на сердце твое, что лишь Всевышний на Небесах, вверху, и на земле, внизу, и нет более никого» (Дварим, гл. 4, ст. 39).

Всевышний создал йецер hа-ра, чтобы человек, преодолевая испытания, духовно совершенствовался и рос. Когда нужда в этом отпадет, дурное начало будет уничтожено. Но пока Сатан существует — многое сокрыто от глаз, и многое видится в искаженном свете. Это и продемонстрировал Моше на мгновение обездвижив его.

 

на основе комментария раби Авраама-Мордехая Алтера

(Имрей Эмет; Польша – Израиль, середина 20-го века)

 

 

2. Смысл благословения Реувена

 

Среди благословений Моше, одно посвящено Реувену: «Пусть живет Реувен, и не умирает, и люди его будут многочисленны» (Дварим, гл. 33, ст. 6).

Это благословение представляет собой молитву, молитву о колене Реувена. В ней Моше просил Всевышнего о трех вещах.

Воины из колена Реувена первыми выступили на войну с кенаанейскими народами за овладение землей Израиля. И во всех битвах они сражались в первых рядах. Поэтому, Моше молился о них особо, чтобы они не полегли на полях сражений, чтобы уцелели.

Кроме того, уже после захвата Кенаана, сыны Реувена еще долго не возвращались к своим семьям — пока земля не была полностью разделена между евреями, пока последний израильтянин не получил свой надел.

Отвоевание земли и ее раздел длились 14 лет. И все это время они поддерживали безопасность и порядок.

О них, конечно же, стоило помолиться, чтобы остались в живых.

Наконец, после долгого отсутствия, воины колена Реувена вернулись за Иордан к своим семьям. Моше молился, чтобы они нашли всех своих близких живыми, чтобы боль утраты не омрачала радостную встречу.

Все эти три просьбы содержатся в виде намека в нашем отрывке.

«Пусть живет Реувен» — да будет сохранена жизнь сынам Реувена на войне за Кенаан.

«И не умрет» — пусть никто из них не умрет до окончания раздела Эрец Исраэль (Земли Израиля) между сынами Израиля.

«И люди его будут многочисленны» — когда они вернутся к своим семьям, чтобы застали в живых всех родных и близких.

Начало следующей фразы — «Ве-зот ле-Йеhуда (а это о Йеhуде)» (Дварим, гл. 33, ст. 7) можно перевести и как — «и то же самое о Йеhуде». То есть, все сказанное о Реувене относится и к Йеhуде.

Но на каком основании?

Когда умерла Рахель, Яаков перенес свою кровать из ее шатра в шатер ее служанки Билhи, которая тоже была женой Яакова.

Это возмутило Реувена. Он считал, что после смерти Рахели, кровать Яакова должна стоять в шатре Леи, матери Реувена. И он выразил свой протест тем, как сказано в Талмуде, что вошел в шатер Билhи и перевернул кровать своего отца (трактат Шаббат, лист 55).

Говорится в Талмуде (трактат Санhедрин, лист 92), что из-за этого проступка Реувен не мог войти в Ган Эден (в условном переводе — райский сад), да и дорога в будущий мир для него была заказана.

Но вот Моше помолился за него — «Пусть живет Реувен» (в этом мире). Пусть на потомках Реувена не скажутся последствия того сыновнего бунта.

«И не умирает» — для мира Грядущего. Чтобы провинность с отцовской кроватью была ему прощена.

Теперь обратимся к Йеhуде. Он поручился за возвращение своего брата к отцу: «Если не приведу его к тебе — буду виноват перед отцом моим всю жизнь» (Берешит, гл. 44, ст. 32).

Это обещание можно трактовать и расширительно. Йеhуда принял на себя ответственность за возвращение всех его братьев на земли их отца. И в Талмуде (трактат Сота, лист 7) сказано, что во время 40-летних переходов сынов Израиля по пустыне кости Йеhуды как бы не находили себе покоя, они все время перекатывались внутри саркофага.

Поэтому Моше сказал: «И это же о Йеhуде». То есть, благословение Реувена — «Пусть живет Реувен, и не умирает» относится и к Йеhуде.  

 

на основе комментариев рава Залмана Сороцкина

(автор книги «Ознаим ла-Тора»)

и Виленского Гаона

(раби Элиягу из города Вильно, Литва, 18-й век; назван Гаоном — почетнейший титул — за исключительные знания всех разделов Торы и праведность)

 

 

Автор текста Мордехай Вейц


Прочесть двадцать первый цикл обсуждения
Прочесть двадцатый цикл обсуждения
Прочесть девятнадцатый цикл обсуждения
Прочесть восемнадцатый цикл обсуждения
Прочесть семнадцатый цикл обсуждения
Прочесть шестнадцатый цикл обсуждения
Прочесть пятнадцатый цикл обсуждения
Прочесть четырнадцатый цикл обсуждения
Прочесть седьмой цикл обсуждения
Прочесть шестой цикл обсуждения
Прочесть пятый цикл обсуждения
Прочесть четвертый цикл обсуждения
Прочесть третий цикл обсуждения
Прочесть второй цикл обсуждения
Прочесть первый цикл обсуждения

Ощущаю себя среди евреев, строивших Израиль в 1948 году…


Поиск по сайту:

New Page 1



 


 

 
New Page 1

Главная страница  |  Помочь сайту
  Анализ новостей  |   Дайджест
Недельная глава   |   Праздники   |   Лист Талмуда     
Спроси у раввина:   /   Ответ дня  /   Блиц-ответы
Объектив  |   Афтарот  |   Заповеди Торы
Этика  |   Видеоконференции  |   Культура  |   Личность
К размышлению  |   Медицина  |   Психология 
Библиотека  |   Аудио-уроки  |  


Посещайте наш сайт ежедневно!

Обновления сайта производятся каждые 2 часа ежедневно
(кроме субботы и праздников) до 22 часов по израильскому времени

Присылайте Ваши предложения и пожелания по адресу: webmaster@evrey.com

logo ©

© 2001 Evrey.com  



New Page 1


 
 
  Лучшие Сайты
Израиля