ВАЙЕРА 
"ВАЙЕРА"
ВАЙЕРА 
Элиягу Эссас: текст обращения к посетителям сайта Чтение текста
Афтары

"ВАЙЕРА"

Октябрь 18, 2021   12 Хешван 5782

До субботы - 5 дней

New Page 1
  
Главная страница  
Анализ новостей  
Дайджест  
Помочь сайту  
Недельная глава    
Комментарии (видео)   
Комментарии (текст)   
- Чтение            
Праздники   
Лист Талмуда   
Мишна, главы   
(видеокомментарии)
   
Заповеди Торы   
Уроки по Теилим   
Молитва Шмоне Эсре   
Молитва Шма Исраэль   
Спроси у раввина    
- Ответ дня       
- Блиц-ответы   
- Видео-ответы   
Афтарот    
- Комментарии   
- Чтение            
Аспекты Галахи   
Этика   
Культура   
Личность   
К размышлению   
Медицина   
Психология   
Библиотека   
Аудио и Видео уроки   
Объектив   
Видео   
конференции
   
Почта   
 

        
Иерусалим
Москва
Киев
Минск
Нью-Йорк


Курс шекеля
Курс рубля
                  
                                   

  Поиск на сайте:  

 
Праздники и памятные даты:

Все еврейские даты начинаются накануне вечером!
 
Шмини Ацерет
Симхат Тора

В Израиле - 22 Тишри
(28.09.21)
В диаспоре - 
22-23 Тишри
(28 - 29.09.21)
Ханука
25 Кислева - 2 Тевета
(29.11 - 06.12.21)
Пост 10 Тевета
10 Тевета
(14.12.21)
Ту би-Шват
15 Шват
(17.01.22)
Пурим
14 Адара
(17.03.22)
в Иерусалиме -
15 Адара
(18.03.22)
Песах
15-21 Нисана
(16 - 22.04.22)
В диаспоре 
15-22 Нисана
(16 - 23.04.22)
День катастрофы и героизма
27 Нисана
(28.04.22)
День памяти павших 
3 Ияра
(4.05.22)
День независимости Израиля
4 Ияра
(5.05.22)

Лаг ба Омер
18 Ияра
(19.05.22)

День Иерусалима
28 Ияра
(29.05.22) 
Шавуот
6 Сивана
(05.06.22)
В диаспоре 6-7 Сивана
(05 - 06.06.22)
Девятое Ава
 9 Ава
(07.08.22)
Рош а-Шана
1-2 Тишри
(26 - 27.09.22)
Йом Кипур
10 Тишри
(05.10.22)
Суккот
15-21 Тишри
(10 - 16.10.22)
 



Недельная глава
Раздел ведет 
рав Элиягу Эссас
О недельных главах


Двадцать первый цикл обсуждения

Прочесть двадцать первый цикл обсуждения
Прочесть двадцатый цикл обсуждения
Прочесть девятнадцатый цикл обсуждения
Прочесть восемнадцатый цикл обсуждения
Прочесть семнадцатый цикл обсуждения
Прочесть шестнадцатый цикл обсуждения
Прочесть пятнадцатый цикл обсуждения
Прочесть четырнадцатый цикл обсуждения
Прочесть седьмой цикл обсуждения
Прочесть шестой цикл обсуждения
Прочесть пятый цикл обсуждения
Прочесть четвертый цикл обсуждения
Прочесть третий цикл обсуждения
Прочесть второй цикл обсуждения
Прочесть первый цикл обсуждения

ГЛАВА «Лех Леха»

 

Место в Торе: Книга Берешит, гл. 12, ст. 1 - гл. 17, ст. 27.

 

Почему она так называется?

В первой фразе главы говорится: “И сказал Всевышний Аврааму - уйди из страны своей...”.

Уйди на иврите - лех леха.

 

Обсуждение главы Лех Леха

 

1. Кого упоминать рядом с Всевышним

 

Всевышний обещает Авраму: «И Я сделаю тебя великим народом, и благословлю тебя, и возвеличу имя твое. И быть тебе благословением» (Берешит, гл. 12, ст. 2).

В своем комментарии Раши (раби Шломо бен Ицхак — величайший комментатор Торы и Талмуда; Франция, 11-й век) отмечает, что это обещание Творца соотносится со словами из первого благословения молитвы Шмоне Эсре.

Фраза «И Я сделаю тебя великим народом» соответствует словам — «Всевышний Авраама».

Словосочетание «И благословлю тебя» соотносится со словами «Всевышний Ицхака».

Выражение «и возвеличу имя твое» связано со словами — «Всевышний Яакова».

Возникает вопрос: почему в молитве Всевышний соотнесен отдельно с каждым из праотцов? Почему нельзя было сказать — «Всевышний Авраама, Ицхака и Яакова»?

В Мидраше рассказывается, что Авраам, который родился, получил воспитание и жил среди язычников, уже в молодые годы, когда его еще звали — Аврам, стал задумываться о смысле жизни и искать Всевышнего.

Сначала он обратил внимание, что жизнь во многом зависит от солнца, движущегося по небесной сфере. С рассветом мир пробуждается к жизни, которая набирает силу вместе с солнцем, стремящимся к зениту. Значит, солнце — самое великое и могущественное, и ему следует поклоняться.

Но не успел Аврам как следует сжиться с этой мыслью, а солнце уже закатилось за горизонт, и наступила ночь. Выходит, солнце не такое уже и всемогущее

 Впрочем, в данном случае, солнце не выходит, а заходит. И как раз потому, что оно заходит и выходит — идея поклонения ему ни в какие разумные рамки не укладывается.

Тем временем на небосклоне зажглась луна, и со всех сторон высыпали мириады звезд.

Аврам, словно завороженный, смотрел на эти алмазные россыпи, не в силах отвести от них взгляд. Но тут — жизнь, было, совсем «провалившаяся» в небытие, вновь начала пробуждаться в своем ночном облике.

Так вот, кто истинный правитель мира! — заключил Аврам. Он стоял не мог сдвинуться с места, словно громом пораженный этим своим открытием.

Но вот, небо начало светлеть, а луна и звезды поблекли, и стали постепенно исчезать.
Аврама снова постигло разочарование.

В раздумье он отправился куда ноги ведут. И они привели его в дом Ноаха, который был неким прообразом йешивы или бейт мидраша (дома учения).

Там Аврам получил знание о Всевышнем и о Его путях. И сделался Аврам, — сообщает Мидраш, — служителем Всевышнего, отныне и до последнего вздоха.

Важный вклад Авраама, путь служения, который он проложил для потомков — это утренняя молитва. Авраам установил утреннюю молитву Всевышнему, чтобы никому не пришло в голову молиться солнцу. В память об этом мы произносим в молитве — «Элокей Авраам» (Всевышний Авраама).

Ицхак, сын и продолжатель дела Авраама, установил послеполуденную молитву, называемую минхой.

Минха означает — нах йома (когда день склоняется к своему окончанию). Ицхак ввел в обиход минху, чтобы никто не обожествлял луну. А мы отмечаем его заслугу в молитве, произнося «Элокей Ицхак» (Всевышний Ицхака).

Но, может, стоит объединить солнце и луну в единый культ и служить им, как одному божеству в двух лицах?

Чтобы никто не решил осуществить эту идею, Яаков установил вечернюю молитву маарив (в переводе с иврита — «смешение»). Признание заслуги Яакова тоже отражено в молитве, словах «Элокей Яаков» (Всевышний Яакова).

Мы видим, что каждый из наших праотцов проложил свой путь служения Творцу. Поэтому каждый из них удостоился упоминания рядом со Всевышним — Элокей Авраам, Элокей Ицхак и Элокей Яаков.

 

на основе комментария рава Шауля Натанзона

(раввин города Львова, автор нескольких книг; Западная Украина, 19-й век)

 

 

 

2. Не дальнее родство

 

Всевышний велит Авраму отправляться в путь и обещает: «И Я сделаю тебя великим народом, и благословлю тебя, и возвеличу имя твое. И быть тебе благословением» (Берешит, гл. 12, ст. 2).

Раши (раби Шломо бен Ицхак — величайший комментатор Торы и Талмуда; Франция, 11-й век) указывает на связь этого обещания с первым благословением молитвы Шмоне Эсре.

Когда мы в молитве произносим «Элокей Авраам, Элокей Ицхак и Элокей Яаков» — нужно постараться почувствовать настоящую близость и родство с нашими праотцами. Тогда молитва будет более возвышенной.

В йешиве Бриска (ныне Брест) было заведено, что новый ученик не сразу допускался к общим урокам. Он должен был хотя бы год проучиться самостоятельно или в хавруте (с напарником), впитать в себя мировоззрение Бриска, срастись с ним, проявить свои способности, показать успехи в учебе. И только после этого он мог присоединиться к одному из уроков.

Посещающие урок ученики рассаживались за большим столом и за малым. Новеньким дозволялось сидеть только за малым. И лишь по прохождении определенного времени, они могли пересесть за большой стол.  

Как-то в йешиву приехал учиться молодой парень из Америки. Он был юн и настырен и не желал проходить предварительные этапы. Но хотел получить все и сразу, как это было принято на его родине. Юноша заявил главе йешивы, что состоит с ним в родстве. И поскольку родственников нужно приближать и нельзя отталкивать — он требует позволить ему присоединиться к общему уроку и сразу посадить за большой стол.

— И каким образом мы родственники? — спросил его раввин.

В ответ соискатель большого стола стал сыпать именами и фамилиями, по большей части — совершенно незнакомыми раввину. Юноша начал выстраивать хитрые переплетения уважаемых семейств, упорно прокладывая дорогу к семье главы йешивы.

Тот честно пытался следить за ходом мысли, но вскоре потерял нить и вынужден был констатировать:

— Родство, если и есть, то очень дальнее.

Молодого человека не слишком огорчило фиаско на поприще генеалогии. Он быстро сменил тактику и начал рассказывать историю.

Известный раввин, прозываемый Хозе из Люблина, кроме всего прочего, занимался сбором пожертвований и распределением их среди бедняков.

Один человек сосватал свою дочь и в качестве нидуньи (приданное) обязался выплатить солидную сумму. У него самого денег не было, и он обратился за помощью к Хозе, аргументируя свою просьбу тем, что состоит с ним в родстве.

Тот действительно помог, но дал гораздо меньше, чем ожидал отец невесты.

Отец попытался просить больше, но Хозе на этот раз, вежливо отказал.

— Но мы же родственники, — настаивал проситель, — а близким нужно помогать, их нельзя отталкивать.

— В чем же состоит родство?

— Внучатая племянница моей троюродной сестры замужем за сводным братом тещи кузена вашей супруги.

— Это очень дальнее родство, если его вообще можно назвать таковым, — констатировал Хозе.

Эти слова прозвучали как приговор. Свадьба дочери оказалась под угрозой. Еврей расстегнул ворот рубашки, потому что ему вдруг стало тяжело дышать.

В этот момент началась минха. Молитву вел Хозе. Его слова устремлялись прямиком на Небеса, а он сам, словно воспарил за ними. И вот, когда он в большом сосредоточении произносил — «Благословен Ты, Всевышний... Элокей Авраам, Элокей Ицхак и Элокей Яаков», к нему подскочил проситель и язвительно произнес:

— Слишком дальнее родство.

После молитвы Хозе подозвал его и дал недостающие деньги.

— Если сам Хозе в похожей ситуации согласился, что родство не такое уж дальнее и удовлетворил просьбу, то и вам стоит принять мое родство и не отталкивать родственника.

— Я не принимаю довод того просителя, — возразил глава йешивы.

И пояснил.

— Герой твоей истории и ты сам — уповаете на родство и на принцип, подразумевающий, что родственников приближают в первую очередь. А на возражение, что родство слишком далекое, ты привел отрывок из молитвы с упоминанием наших праотцов Авраама, Ицхака и Яакова. Причем, недостаточно просто упомянуть их — очень важно еще ощутить родство и близость с ними. Но от меня до них гораздо дальше, чем до родства с тобой. И значит, если я чувствую родство с Авраамом, то с тобой должен чувствовать его и подавно. Все же я останусь при своем мнении: третья или четвертая степень родства — это, если и родство, то родство очень далекое. Ты спросишь — а как же Авраам? Ведь с ним меня связывает даже не третья и не четвертая степень родства, а намного, намного дальше? И я отвечу, что Авраам, Ицхак и Яаков — это наши отцы. Поэтому у каждого еврея с ними родство первой степени. А это — не дальнее родство.

 

на основе комментария рава Шломо Левинштейна

(Израиль, наше время)

 

 

Автор текста Мордехай Вейц


Прочесть двадцать первый цикл обсуждения
Прочесть двадцатый цикл обсуждения
Прочесть девятнадцатый цикл обсуждения
Прочесть восемнадцатый цикл обсуждения
Прочесть семнадцатый цикл обсуждения
Прочесть шестнадцатый цикл обсуждения
Прочесть пятнадцатый цикл обсуждения
Прочесть четырнадцатый цикл обсуждения
Прочесть седьмой цикл обсуждения
Прочесть шестой цикл обсуждения
Прочесть пятый цикл обсуждения
Прочесть четвертый цикл обсуждения
Прочесть третий цикл обсуждения
Прочесть второй цикл обсуждения
Прочесть первый цикл обсуждения

Часто человек себя винит, а оказывается, ему нужно дать успокоительное…


Поиск по сайту:

New Page 1



 


 

 
New Page 1

Главная страница  |  Помочь сайту
  Анализ новостей  |   Дайджест
Недельная глава   |   Праздники   |   Лист Талмуда     
Спроси у раввина:   /   Ответ дня  /   Блиц-ответы
Объектив  |   Афтарот  |   Заповеди Торы
Этика  |   Видеоконференции  |   Культура  |   Личность
К размышлению  |   Медицина  |   Психология 
Библиотека  |   Аудио-уроки  |  


Посещайте наш сайт ежедневно!

Обновления сайта производятся каждые 2 часа ежедневно
(кроме субботы и праздников) до 22 часов по израильскому времени

Присылайте Ваши предложения и пожелания по адресу: webmaster@evrey.com

logo ©

© 2001 Evrey.com  



New Page 1


 
 
  Лучшие Сайты
Израиля