МАТОТ 
"МАТОТ"
МАТОТ 
Элиягу Эссас: текст обращения к посетителям сайта Чтение текста
Афтары

"МАТОТ"

Июль 13, 2020   20 Тамуз 5780

До субботы - 5 дней

New Page 1
  
Главная страница  
Анализ новостей  
Дайджест  
Недельная глава    
Комментарии (видео)   
Комментарии (текст)   
- Чтение            
Праздники   
Лист Талмуда   
Мишна, главы   
(видеокомментарии)
   
Заповеди Торы   
Уроки по Теилим   
Спроси у раввина    
- Ответ дня       
- Блиц-ответы   
- Видео-ответы   
Афтарот    
- Комментарии   
- Чтение            
Аспекты Галахи   
Этика   
Культура   
Личность   
К размышлению   
Женский   
дневник
   
Медицина   
Психология   
Библиотека   
Аудио и Видео уроки   
Объектив   
Видео   
конференции
   
Отзывы и    предложения   
Почта   
English   
 

        
Иерусалим
Москва
Киев
Минск
Нью-Йорк


Курс шекеля
Курс рубля
                  
                                   

  Поиск на сайте:  

 
Праздники и памятные даты:

Все еврейские даты начинаются накануне вечером!
 
Девятое Ава
 9 Ава
(30.07.20)
Рош а-Шана
1-2 Тишри
(19.09 - 20.10.20)
Йом Кипур
10 Тишри
(28.09.20)
Суккот
15-21 Тишри
(03 - 09.10.20)
Шмини Ацерет
Симхат Тора

В Израиле - 22 Тишри
(10.10.20)
В диаспоре - 
22-23 Тишри
(10 - 11.10.20)
Ханука
25 Кислева - 2 Тевета
(11.12 - 17.12.20)
Пост 10 Тевета
10 Тевета
(25.12.20)
Ту би-Шват
15 Шват
(28.01.21)
Пурим
14 Адара
(26.02.21)
в Иерусалиме -
15 Адара
(27.02.21)
Песах
15-21 Нисана
(28.03 - 03.04.21)
В диаспоре 
15-22 Нисана
(28.03 - 03.04.21)
День катастрофы и героизма
27 Нисана
(08.04.21)
День памяти павших 
3 Ияра
(14.04.21)
День независимости Израиля
4 Ияра
(15.04.21)

Лаг ба Омер
18 Ияра
(30.04.21)

День Иерусалима
28 Ияра
(10.05.21) 
Шавуот
6 Сивана
(17.05.21)
В диаспоре 6-7 Сивана
(17.05 - 18.05.21)
 



Недельная глава
Раздел ведет 
рав Элиягу Эссас
О недельных главах


Двадцатый цикл обсуждения

Прочесть седьмой цикл обсуждения
Прочесть шестой цикл обсуждения
Прочесть пятый цикл обсуждения
Прочесть четвертый цикл обсуждения
Прочесть третий цикл обсуждения
Прочесть второй цикл обсуждения
Прочесть первый цикл обсуждения

ГЛАВА «ТРУМА»

 

Место в Торе: книга Шемот, гл. 25, ст. 1 — гл. 27, ст. 19.

 

Почему глава так называется?

По начальным словам: “Говори сынам Израиля, пусть принесут Мне приношение” (гл. 25, ст. 2).

Приношение на иврите — трума.

 

Обсуждение главы Трума

 

1. Откупиться от Йом Кипура?

 

Всевышний велит Моше объявить народу о начале сбора приношений на строительство Мишкана (Переносного Храма). И в нашей недельной главе читаем: «И пусть возьмут приношение (трума) Мне» (Шемот, гл. 25, ст. 2).

В Мидраше (Мидраш Раба на книгу Шемот, гл. 33) Учителя, разъясняя эту фразу, цитируют отрывок из Мишлей (Притчи царя Шломо, гл. 4, ст. 2) — «Ведь Я даровал вам доброе учение. Так не оставляйте Торы Моей».

Возникает вопрос: какая связь между нашим фрагментом и цитатой, призванной его разъяснить?

Возможно, прольет свет на это и поможет разобраться удивительный случай, произошедший с равом Хаятом на следующий день после Йом Кипура.

Раби шел по своим делам, и по дороге ему встретился человек.

— Как прошел пост? — спросил он раввина. — Как самочувствие после поста?

— Слава Всевышнему, чувствую себя хорошо, — ответил рав Хаят.

— А вот я не могу поститься, — посетовал тот человек. — Каждый день я обязан хорошо позавтракать. И если хотя бы раз пропущу мой любимый завтрак с омлетом и добрым стаканом кофе с круассаном — буду потом полгода хворать. Но разве можно отменить пост в столь святой и возвышенный день, Йом Кипур? И вот, что я придумал, раби: я пожертвовал двадцать пять долларов (а это вдвое дороже моего завтрака) на йешиву и на дом престарелых, а потом сел и поел…

Горе тому, кто придумывает столь «замечательные» решения своих проблем.
Тора учит нас, что, несмотря на повеление Всевышнего — «И пусть возьмут приношение Мне», человек не должен думать, что, жертвуя на благое дело, на поддержание Торы — он тем самым освобождается от соблюдения ее законов.

Поэтому и предупреждают Учителя в Мидраше: «Ведь Я даровал вам доброе учение. Так не оставляйте Торы Моей». Не оставляйте.

И еще немного о жертвователях.

Наша недельная глава с наказом о сборе трумы — не случайно идет вслед за главой Мишпатим, в которой даются законы, регулирующие права на собственность.

Прежде чем жертвовать — филантроп должен удостовериться, что эти деньги действительно принадлежат ему, что они добыты честным путем и из легального источника. Что на деньгах этих нет грязи или крови, что от них не разит зловонием.

Средства, жертвуемые на благородное дело — должны быть чисты, как и намерения тех, кто их собирает.

 

на основе комментариев рава Дова Хаята

(автор книги «Оцар hа-Район ве-hа-Махшава», США, 20-й в.)

и комментария рава Йосефа-Дова Соловейчика

(глава Воложинской йешивы, главный раввин Брест-Литовска, 1820-1892 гг.)

 

 

 

2. Первый раз — не считается?

 

Написано в нашей недельной главе: «И пусть возьмут приношение (трума) Мне» (Шемот, гл. 25, ст. 2).

Учителя в Мидраше (Мидраш Раба на книгу Шемот, гл. 33), анализируя фразу «Тора, которую заповедал Моше» (Дварим, гл. 32, ст. 4), пишут, что Тора называется «Торой Моше» и содержит 613 заповедей. Они даны Израилю через Моше.

Намек на это содержится в гематрии (числовом значении) слова «Тора». Она, гематрия, должна соответствовать количеству заповедей.

Н ведь у нас — 613 заповедей, а гематрия Торы — 611, то есть двух не хватает.

Это объясняется тем, что две заповеди сыны Израиля услышали напрямую от Всевышнего, а 611 — Всевышний передал им через Моше.

Теперь все сошлось. И остается вопрос: в чем связь между трумой, которую надо было собрать для строительства Мишкана, и Торой, которую заповедал Моше?

Мишкан предназначался, кроме всего прочего, и для искупления той роковой ошибки, когда в еврейском стане создали для поклонения золотого тельца.

В книге Танаха Шир hа-Ширим (гл. 1, ст. 13) читаем: «Друг мой для меня, как пучок мирры, что ночует меж грудями моими».

Раши (раби Шломо бен Ицхак — величайший комментатор Торы и Талмуда; Франция, 11-й век) дает этой фразе интересное объяснение.

Друг — это Всевышний, и Он простил народ Израиля. Творец дал заповедь построить Мишкан, где в среде народа будет пребывать его Шехина (Его Присутствие). И велел Всевышний делать добровольные пожертвования на Мишкан. Пообещал Он, что золото, пожертвованное на возведение Мишкана, искупит золото, собранное на золотого тельца.

В Талмуде (трактат Йома, лист 83) написано, что первое прегрешение человеку обычно прощается.

Золотой телец был первым прегрешением, которое допустили евреи. Так что, оно должно было быть прощено. Причем, как будто бы без трумы и без Мишкана.

Первый раз прощают?

Тогда у нас возникает вопрос. Когда первый человек, Адам, съел запретный плод с Дерева познания — это уж точно было впервые! За что же он был изгнан из Ган Эдена (в условном переводе — «рай»)?

За то, что он нарушил приказ, который услышал не от посредника, но — от самого Творца. Такое прегрешение автоматически не прощается.

Написано в Танахе: «Я советую — повеление царское соблюдай» (Коэлет, гл. 8, ст. 2). Соблюдай несмотря ни на что, ведь даже самое первое нарушение царского приказа (а тем более — повеление Царя царей) легко прощено не будет.

Поклонение золотому тельцу было идолопоклонством. А запрет на него содержится в двух заповедях: «Я — Всевышний» и «Да не будет у тебя других богов» (Шемот, гл. 20, ст. 2-3).

Обе народ Израиля получил непосредственно от Творца.

Подведем итог.

Наша недельная глава начинается повелением о труме — о пожертвованиях на строительство Мишкана.

Мишкан был призван искупить идолопоклонство — поклонение золотому тельцу.

Но ведь это было первой ошибкой еврейского народа. А первую ошибку, казалось бы, можно простить и без всякого искупления.

Можно, но только если не было нарушено указание, которое дано народу самим Всевышним.

611 заповедей Всевышний передал сынам Израиля через Моше. И две заповеди евреи услышали непосредственно из уст Всевышнего, без посредничества Моше.

Именно они и были нарушены поклонением золотому тельцу. Поэтому его создание и поклонение ему, хотя это и было первой ошибкой — все же не искупается автоматически.

Если Сам Творец к тебе обратился — будь добр исполни! Если же не хочешь исполнять — будешь нести за это ответственность.

 

на основе комментария рава Меира Айзенштадта

(автор книги "Паним Меирот", Моравия, 1670-1744 гг.)

 

 

Автор текста Мордехай Вейц


Прочесть седьмой цикл обсуждения
Прочесть шестой цикл обсуждения
Прочесть пятый цикл обсуждения
Прочесть четвертый цикл обсуждения
Прочесть третий цикл обсуждения
Прочесть второй цикл обсуждения
Прочесть первый цикл обсуждения

Как научиться избегать конфликтов и ссор?


Поиск по сайту:

New Page 1



 


 

 
New Page 1

Главная страница  |   Анализ новостей  |   Дайджест
Недельная глава   |   Праздники   |   Лист Талмуда  |   Женский дневник   
Спроси у раввина:   /   Ответ дня  /   Блиц-ответы
Объектив  |   Афтарот  |   Заповеди Торы
Этика  |   Видеоконференции  |   Культура  |   Личность
К размышлению  |   Медицина  |   Психология 
Библиотека  |   Аудио-уроки  |  


Посещайте наш сайт ежедневно!

Обновления сайта производятся каждые 2 часа ежедневно
(кроме субботы и праздников) до 22 часов по израильскому времени

Присылайте Ваши предложения и пожелания по адресу: webmaster@evrey.com

logo ©

© 2001 Evrey.com  



New Page 1


 
 
  Лучшие Сайты
Израиля