ВАИШЛАХ 
"ВАИШЛАХ"
ВАИШЛАХ 
Элиягу Эссас: текст обращения к посетителям сайта Чтение текста
Афтары

"ВАИШЛАХ"

Декабрь 9, 2019   10 Кислев 5780

До субботы - 5 дней

New Page 1
  
Главная страница  
Анализ новостей  
Дайджест  
Недельная глава    
Комментарии (видео)   
Комментарии (текст)   
- Чтение            
Праздники   
Лист Талмуда   
Мишна, главы   
(видеокомментарии)
   
Заповеди Торы   
Спроси у раввина    
- Ответ дня       
- Блиц-ответы   
- Видео-ответы   
Афтарот    
- Комментарии   
- Чтение            
Аспекты Галахи   
Этика   
Культура   
Личность   
К размышлению   
Женский   
дневник
   
Медицина   
Психология   
Библиотека   
Аудио и Видео уроки   
Объектив   
Видео   
конференции
   
Отзывы и    предложения   
Почта   
English   
 

        
Иерусалим
Москва
Киев
Минск
Нью-Йорк


Курс шекеля
Курс рубля
                  
                                   

  Поиск на сайте:  

 
Праздники и памятные даты:

Все еврейские даты начинаются накануне вечером!
 
Ханука
25 Кислева - 2 Тевета
(23.12 - 30.12.19)
Пост 10 Тевета
10 Тевета
(7.01.20)
Ту би-Шват
15 Шват
(10.02.20)
Пурим
14 Адара
(10.03.20)
в Иерусалиме -
15 Адара
(11.03.19)
Песах
15-21 Нисана
(09.04 - 15.04.20)
В диаспоре 
15-22 Нисана
(09.04 - 16.04.20)
День катастрофы и героизма
27 Нисана
(21.04.20)
День памяти павших 
3 Ияра
(28.04.20)
День независимости Израиля
4 Ияра
(29.04.20)

Лаг ба Омер
18 Ияра
(12.05.20)

День Иерусалима
28 Ияра
(22.05.20) 
Шавуот
6 Сивана
(22.05.20)
В диаспоре 6-7 Сивана
(29.05 - 30.05.20)
Девятое Ава
 9 Ава
(30.07.20)
Рош а-Шана
1-2 Тишри
(19.09 - 20.10.20)
Йом Кипур
10 Тишри
(28.09.20)
Суккот
15-21 Тишри
(03 - 09.10.20)
Шмини Ацерет
Симхат Тора

В Израиле - 22 Тишри
(10.10.20)
В диаспоре - 
22-23 Тишри
(10 - 11.10.20)
 



Недельная глава
Раздел ведет 
рав Элиягу Эссас
О недельных главах


Девятнадцатый цикл обсуждения

Прочесть седьмой цикл обсуждения
Прочесть шестой цикл обсуждения
Прочесть пятый цикл обсуждения
Прочесть четвертый цикл обсуждения
Прочесть третий цикл обсуждения
Прочесть второй цикл обсуждения
Прочесть первый цикл обсуждения

ГЛАВА «Вайера»

 

Место в Торе: Книга Берешит, гл. 18, ст. 1 — гл. 22, ст. 24

 

Почему она так называется?

В первой фразе главы сказано: “И открылся ему (Аврааму) в дубраве Мамре...”.

Открылся на иврите - вайера.

 

Обсуждение главы Вайера

 

1. Можешь, но не хочешь

 

В нашей недельной главе читаем, что Всевышний открывается Аврааму, когда «он сидел у входа в шатер на самом зное» (Берешит, гл. 18, ст. 1).

В Мидраше рассказывается, что вначале Авраам попросил своего слугу Элиэзера обойти округу в поисках случайных путников, которых можно было бы зазвать в гости. Но Элиэзер вернулся с пустыми руками — без гостей.

— Нет доверия к этим рабам, — в сердцах сказал Авраам. — Пойду-ка сам посижу у входа в шатер, может, кого и удастся зазвать.

Это высказывание Авраама может кого-то удивить. Ведь Элиэзер был не просто рабом, но — весьма праведным человеком, сумевшим исправить в себе негативные качества. Он управлял собственными эмоциями и держал под контролем свое дурное начало (на иврите — йецер hа-ра). И вот, одна-единственная неудача, да к тому же, вполне объяснимая (кто в такую жару покидает свой дом и отправляется путешествовать?) — и Авраам уже проявляет недовольство.

Действительно, реакцию Авраама очень сложно понять. Но мы все же — попытаемся.

Как-то, за считанные часы до Йом Кипура, один из авторитетнейших иерусалимских раввинов, рав Ицхак-Зеев Соловейчик (один из крупнейших раввинов середины 20-го века; Бриск или Брест-Литовск — Иерусалим) в срочном порядке вызвал к себе секретаря Совета  йешив рава Тененбаума. И поведал ему о ситуации со студентом колеля (учебное заведение для женатых мужчин), который из-за бюрократической халатности не смог вовремя подать документы на получение освобождение на год от службы в армии (она полагалась ему по государственным законам), и теперь он считается дезертиром и сидит под арестом в армейской тюрьме.

— Необходимо заняться его освобождением, — резюмировал рав Соловейчик.

— Займусь этим на следующий же день после Йом Кипура, — пообещал секретарь.

— Нет! — решительно возразил раби. — Ты должен освободить его уже сегодня.

— Но это совершенно невозможно! — взмолился рав Тененбаум, — Все офисы и канцелярии закрыты, не с кем говорить и...

— Не говори «не могу», — резко прервал его рав Соловейчик. — Скажи: «просто не хочу». И никаких «но»!..

Секретарь Совета йешив вышел из дома рава Соловейчика в смятении. После короткого раздумья он отправился в резиденцию военного коменданта Иерусалима и попросил встречи с офицером как можно более высокого ранга.

Через какое-то время к нему вышел офицер и поинтересовался, чем он может помочь.

— Сегодня канун Йом Кипура, — начал секретарь. — Не желает ли уважаемый офицер в этот значимый для каждого еврея день получить бераху (благословение) от величайшего раввина нашего времени?

Офицер, хоть и не соблюдал законы Торы, все же не был чужд еврейской традиции. Поэтому кивнул в знак согласия.

— Для этого тебе нужно освободить призывника, оказавшегося в тюрьме по недоразумению.

— Конечно! Я займусь этим сразу же после Йом Кипура.

— Нет, нужно спасти парня прямо сейчас, — настаивал рав Тененбаум.

— Но это невозможно! — воскликнул офицер.

— Не говори «невозможно», скажи, что сейчас у тебя нет желания этим заниматься.

— Хорошо, я попробую. Но ничего не обещаю. Ведь сейчас все закрыто.

Какие ратные подвиги пришлось совершить офицеру — история умалчивает. Но в итоге, молодой аврех (студент колеля) в Йом Кипур молился в своей синагоге. А рав Соловейчик в особом публичном благословении упомянул имя бравого офицера.

Из этой истории хорошо видно, что слова «не могу» — только маска, за которой прячется «не хочу». Ведь, если человек действительно хочет что-либо сделать — Всевышний посылает ему возможность это совершить.

Теперь мы можем лучше понять Авраама. Он считал, что Элиэзер не смог найти и привести гостей, потому что не очень хотел этого.

А Аврааму было нужно, чтобы в его доме появились гости. Поэтому, когда он, несмотря на убийственный зной, покинул сень своего шатра и уселся на самом солнцепеке — Всевышний отправил к нему гостей.

 

на основе комментария рава Реувена Карелинштейна

(Израиль, 1947-2013 гг.)

 

 

2. Принимая гостей, проявляй тактичность

 

В нашей недельной главе об Аврааме написано: «А он сидел у входа в шатер в самый зной» (Берешит, гл. 18, ст. 1).

Раши (раби Шломо бен Ицхак — величайший комментатор Торы и Талмуда; Франция, 11-й век) отмечает, что Авраам вышел на солнцепек, чтобы посмотреть, не покажется ли на горизонте путник, нуждающийся в помощи.

В комментарии Раши к этому фрагменту использовано интересное выражение — «овер ва-шав». Чтобы это грамотно и понятно звучало по-русски, мы перевели его словом — «путник». Однако в буквальном переводе оно означает — «проходящий и возвращающийся».

Раши неспроста выбрал для разъяснения именно это словосочетание.

Авраам на всю округу славился своим гостеприимством. И многие бедняки обращались к нему за помощью. Так что, дорога к шатру Авраама была хорошо протоптана. Но среди нуждающихся были и очень стеснительные люди. Они шли к Аврааму, подходили к его шатру, а зайти внутрь не решались. Покрутившись у шатра они — возвращались восвояси. Их-то и называет Раши — «проходящие и возвращающиеся».

Авраам был осведомлен о застенчивых нищих. Он сидел снаружи, и если бы увидел, что гость не решается приблизиться — сам побежал бы ему навстречу и пригласил бы войти.

Рассказывают о раби Ицхаке из Богуша (Украина), дом которого всегда был откры для всякого нуждающегося в еде и ночлеге. У него был очень наметанный глаз. И он с первого взгляда распознавал, нуждается ли человек, и если нуждается — то в чем.

Как-то раз к нему пришел вполне респектабельно одетый мужчина и обратился с неожиданной просьбой.

— Я крупный бизнесмен и веду дела по всему миру, — отрекомендовался гость. — Мне приходит множество деловой корреспонденции. А соседские дети имеют привычку рыться в моем почтовом ящике, с любопытством рассматривая иностранные конверты. И я опасаюсь, что по их вине какое-то важное письмо может пропасть. Поэтому, не соблаговолит ли уважаемый рав разрешить, чтобы я перевел всю свою деловую переписку на его адрес?

Рав Ицхак с готовностью выразил свое согласие, как будто бы с подобными просьбами к нему обращались каждый день.

Бизнесмен стал регулярно приходить в дом рава в обеденное время и справляться о своей почте.

Дни шли за днями, но ни одного письма на имя важного гостя так и не пришло.

— Наверное, он голоден, но стесняется об этом сказать напрямую, — поделился раввин своим соображением с женой. — сделаем так: когда он завтра придет, скажи ему, что почтальона еще не было и предложи дождаться его прихода. А чтобы скоротать время, накорми гостя обедом.

С этого момента в доме рава стал повторяться один и тот же ритуал. Каждый день, в обеденный час в дом входил человек, одетый в добротный, но поношенный костюм. Он вежливо справлялся о письмах на его имя. Рабанит неизменно отвечала, что почтальон должен прийти с минуты на минуту, и усаживала гостя за стол — скоротать ожидание за обедом. Тот охотно откликался на предложение.

За обедом гость демонстрировал превосходные манеры. Затем, после недолгого отдыха, извинившись и сославшись на необходимость вернуться к делам, он любезно откланивался.

Время шло, прошел год, за ним второй, а писем все не было. Почтальон каждый день «задерживался»...

На примере Авраама видно, что заповеди о гостеприимстве и цедаке (благотворительности) требуют проницательности и тактичности. Чтобы ненароком не обидеть нуждающегося человека, не задеть, не ранить его чувства. Ведь ему и так не сладко приходится.

Порой люди, накормив бедняка или дав ему цедаку, полагают, что они его этим — облагодетельствовали. И не думают о том, в какую форму надо облекать благотворительности, чтобы невзначай не унизить несчастного человека. И — лишают себя награды, а, возможно — еще и будут наказаны за свою бесцеремонность.

Нельзя забывать, что богач в еще большей степени нуждается в нищем, с которым можно поделиться, скажем, деньгами и едой, исполнив заповедь, нежели бедняк нуждается в цедаке.

Авраам был уважаемым и значимым человеком. Тем не менее, он не гнушался того, чтобы, стоя, прислуживать своим гостям…


 

на основе комментария рава Шломо Левинштейна

(Израиль, наше время) 

 

 

Автор текста Мордехай Вейц


Прочесть седьмой цикл обсуждения
Прочесть шестой цикл обсуждения
Прочесть пятый цикл обсуждения
Прочесть четвертый цикл обсуждения
Прочесть третий цикл обсуждения
Прочесть второй цикл обсуждения
Прочесть первый цикл обсуждения

Что может заставить людей (государства) перековать мечи на орала?


Поиск по сайту:


Страх, трансформированный в любовь


Цель оправдывает средства?..


Ребенок знает, что — полезно


Откуда обычай читать маарив?


Теологические мотивы борьбы


Яаков — повторение Адама?


Цель оправдывает средства?..


Два способа борьбы с курением

New Page 1



 


 

 
New Page 1

Главная страница  |   Анализ новостей  |   Дайджест
Недельная глава   |   Праздники   |   Лист Талмуда  |   Женский дневник   
Спроси у раввина:   /   Ответ дня  /   Блиц-ответы
Объектив  |   Афтарот  |   Заповеди Торы
Этика  |   Видеоконференции  |   Культура  |   Личность
К размышлению  |   Медицина  |   Психология 
Библиотека  |   Аудио-уроки  |  


Посещайте наш сайт ежедневно!

Обновления сайта производятся каждые 2 часа ежедневно
(кроме субботы и праздников) до 22 часов по израильскому времени

Присылайте Ваши предложения и пожелания по адресу: webmaster@evrey.com

logo ©

© 2001 Evrey.com  



New Page 1


 
 
  Лучшие Сайты
Израиля