ХАЕЙ САРА 
"ХАЕЙ САРА"
ХАЕЙ САРА 
Элиягу Эссас: текст обращения к посетителям сайта Чтение текста
Афтары

"ХАЕЙ САРА"

Ноябрь 18, 2019   20 Хешван 5780

До субботы - 5 дней

New Page 1
  
Главная страница  
Анализ новостей  
Дайджест  
Недельная глава    
Комментарии (видео)   
Комментарии (текст)   
- Чтение            
Праздники   
Лист Талмуда   
Мишна, главы   
(видеокомментарии)
   
Заповеди Торы   
Спроси у раввина    
- Ответ дня       
- Блиц-ответы   
- Видео-ответы   
Афтарот    
- Комментарии   
- Чтение            
Аспекты Галахи   
Этика   
Культура   
Личность   
К размышлению   
Женский   
дневник
   
Медицина   
Психология   
Библиотека   
Аудио и Видео уроки   
Объектив   
Видео   
конференции
   
Отзывы и    предложения   
Почта   
English   
 

        
Иерусалим
Москва
Киев
Минск
Нью-Йорк


Курс шекеля
Курс рубля
                  
                                   

  Поиск на сайте:  

 
Праздники и памятные даты:

Все еврейские даты начинаются накануне вечером!
 
Ханука
25 Кислева - 2 Тевета
(23.12 - 30.12.19)
Пост 10 Тевета
10 Тевета
(7.01.20)
Ту би-Шват
15 Шват
(10.02.20)
Пурим
14 Адара
(10.03.20)
в Иерусалиме -
15 Адара
(11.03.19)
Песах
15-21 Нисана
(09.04 - 15.04.20)
В диаспоре 
15-22 Нисана
(09.04 - 16.04.20)
День катастрофы и героизма
27 Нисана
(21.04.20)
День памяти павших 
3 Ияра
(28.04.20)
День независимости Израиля
4 Ияра
(29.04.20)

Лаг ба Омер
18 Ияра
(12.05.20)

День Иерусалима
28 Ияра
(22.05.20) 
Шавуот
6 Сивана
(22.05.20)
В диаспоре 6-7 Сивана
(29.05 - 30.05.20)
Девятое Ава
 9 Ава
(30.07.20)
Рош а-Шана
1-2 Тишри
(19.09 - 20.10.20)
Йом Кипур
10 Тишри
(28.09.20)
Суккот
15-21 Тишри
(03 - 09.10.20)
Шмини Ацерет
Симхат Тора

В Израиле - 22 Тишри
(10.10.20)
В диаспоре - 
22-23 Тишри
(10 - 11.10.20)
 



Недельная глава
Раздел ведет 
рав Элиягу Эссас
О недельных главах


Девятнадцатый цикл обсуждения

Прочесть седьмой цикл обсуждения
Прочесть шестой цикл обсуждения
Прочесть пятый цикл обсуждения
Прочесть четвертый цикл обсуждения
Прочесть третий цикл обсуждения
Прочесть второй цикл обсуждения
Прочесть первый цикл обсуждения

ГЛАВА «Лех Леха»

 

Место в Торе: Книга Берешит, гл. 12, ст. 1 - гл. 17, ст. 27.

 

Почему она так называется?

В первой фразе главы говорится: “И сказал Всевышний Аврааму - уйди из страны своей...”.

Уйди на иврите - лех леха.

 

Обсуждение главы Лех Леха

 

1. Не корысти ради

 

Наша недельная глава начинается с повеления Всевышнего Аврааму. И мы читаем: «И сказал Всевышний Аврааму: Уходи из своей страны, со своей родины... И пошел Аврам, по велению Всевышнего» (Берешит, гл. 12, ст. 1, 4).

Раши (раби Шломо бен Ицхак — величайший комментатор Торы и Талмуда; Франция, 11-й век) цитирует отрывок из Мидраша Танхума, в котором Всевышний объясняет свое повеление. «Тебе это будет на пользу и на благо, — говорит Аврааму Творец. — Там Я сделаю тебя великим народом. Здесь же ты не удостоишься иметь сыновей. А кроме того Я прославлю твое имя на весь мир».

Уход Авраама из отчего дома — одно из десяти испытаний, которые прошел Авраам.

Но испытание ли это?

У Авраама не было детей. И не могло быть — если бы он продолжал жить в Харане. Но Всевышний пообещал, что Авраам станет отцом, если переберется в другую страну.

Более того, Творец обещает многократно умножить потомство Авраама и заверяет его, что тяготы пути не повлияют на его материальное положение, что и на новом месте он будет не менее известен и не утратит своего величия.

Так можно ли считать все это — испытанием? Думаю, многие от такого не отказались бы.

Читая текст в оригинале, следует обратить внимание на одну существенную деталь.

Рассматриваемый нами фрагмент начинается словом — «вайомер» (и сказал; инфинитив, исходная форма этого глагола — «ломар»). Отглагольное существительное от «ломар» (говорить, сказать) — «амира», которое можно перевести как «высказывание», содержит в себе некую «мягкость», близкую к просьбе. В отличие от этого, его синоним — «дибур» несет в себе большую твердость и может означать — «назидание», а в некоторых случаях — и «требование».

Например, Десять заповедей, высеченные на Скрижалях, на иврите называются — «диброт» (мн. ч. от слова «дибур»).

Так вот, в начале рассматриваемого нами фрагмента употреблено слово «вайомер», а в продолжении — «дибур» («И пошел Аврам, по велению Всевышнего»).

Что кроется в этой смене оттенков?

Ответить на этот вопрос можно, вспомнив о скромности и праведности Авраама. Всевышний действительно обещал ему, если он покинет родные края — в награду потомство, деньги, и славу. Но Авраам отправился в неведомую страну вовсе не за этим. Он не делал расчетов, не разбивал лист на два столбца, не записывал «плюсы» и «минусы», не подсчитывал выгоду.

Его вообще не интересовала награда. Авраам отправился в путь лишь потому, что таково было повеление Всевышнего. Просьбу с обещанием всяческих «бонусов» он воспринял как приказ. А приказы — не обсуждают! Их выполняют — точно, неукоснительно, не думая о наградах и почестях.

Когда Всевышний велел Аврааму отправляться в путь, Он облек приказ в форму просьбы, смягчив его щедрыми обещаниями. Так приказ стал мягкой «амирой».

Вот мы и читаем: «И пошел Авраам…» — не за наградой. Он воспринял просьбу как приказ. Потому что для Авраама «амира» Всевышнего имела силу «дибура».

 

на основе комментария рава Иегуды-Арье-Лейба Алтера

(известен и как Сфат Эмет; Гурский Ребе, Польша, 19 в.)

 

 

 

2. Путешествие души

 

Написано в нашей недельной главе: «И сказал Всевышний Аврааму: Уходи из своей страны, со своей родины, от дома твоего отца, на землю, которую Я тебе укажу» (Берешит, гл. 12, ст. 1).

Путешествие Авраама из Харана в Эрец Исраэль (на Землю Израиля) можно рассмотреть как аллегорическое описание спуска души в наш материальный мир и преодоления ею в земном мире множества духовных испытаний.

Говорится в книге Зогар, что перед тем как спустить душу в человеческое тело, Всевышний предупреждает ее о необходимости следовать Его Воле. Тогда она удостоится семи особых благословений.

Но давайте проследим путь души с самого начала.

«И сказал Всевышний Аврааму» — это обращение Творца к душе.

«Уходи из своей страны, со своей родины, от дома твоего отца». Души обитают в мире Берия (условно назовем его страной). В его верхней части (там родина душ), непосредственно под Троном Славы Всевышнего (дом отца твоего).

Все это душе предстоит покинуть. И — отправиться «на землю, которую Я тебе укажу», то есть — в наш мир, в мир Асия (практических действий).

Но перед этим Всевышний поверяет ей благословения. Вот они:

1. «И Я сделаю тебя великим народом» (Берешит, гл. 12, ст. 2).

2. «"Я благословлю тебя» (там же).

3. «И прославится твое имя» (там же).

4. «И ты станешь благословением» (там же).

5. «И Я благословлю тех, кто благословляет тебя» (там же, ст. 3).

6. «А тех, кто тебя проклинает, Я прокляну» (там же).

7. «И благословятся, благодаря тебе, все семьи земли» (там же).

Теперь — проследим земной путь души.

«И пошел Авраам, по велению Всевышнего» (там же ст. 4) — по приказу Творца душа спускается в наш мир. И, казалось бы, все ничего, но только… «и пошел вместе с ним Лот» (там же). «Лот» — это некое дурное начало, присоединившееся к душе и неотступно сопровождающее ее с первых шагов в нашем мире.

«Лотом» называют того самого Змея, подговорившего Хаву съесть запретный плод с Древа познания. И — не случайно. Змей, как известно, был проклят Всевышним. При том, что слово «лота», как мы узнаем из Талмуда (трактат Сангедрин, лист 49) означает — «проклятый».

Далее читаем: «Было Аврааму 75 лет, когда он покинул Харан» (Берешит, гл. 12, ст. 4).

Йцер hа-тов (хорошее, доброе начало) появляется у девушек уже в 12 лет. Намек на это содержится в числе 75. Оно состоит из цифр семь и пять, которые в сумме дают — двенадцать.

Когда в человеке появляется доброе начало — его душа получает дополнительные силы. Теперь она в состоянии подчинить себе тело и управлять им.

«И взял Авраам свою жену Сарай» (там же, ст. 5).

Авраам, как мы уже говорили, олицетворяет душу, на этот раз — усиленную добрым началом. Сара же (первоначально ее звали Сарай), его жена, символизирует тело.

Жена — помощник мужа в служении Всевышнему. И назначение тела — помогать душе в выполнении заповедей.

Выражение «взять жену» в контексте нашего разговора означает — «взять тело», то есть — подчинить тело душе.

Сказано, что Авраам взял с собой еще и Лота (Берешит, гл. 12, ст. 4). Это подразумевает, что душа способна управлять не только телом, но еще и йецером (йецер hа-ра — дурное начало).

Кроме жены и Лота, Авраам (мы помним, что в нашем примере он олицетворяет душу) берет с собой и «все свое имущество» (там же).

Под «имуществом» следует понимать добрые дела, которые совершает человек.

Впрочем, сказано, что Авраам еще берет с собой и душу, которую «сделали в Харане» (там же).

О чем здесь речь?

Пока человеку не исполнилось 13 лет, его душа находится во власти дурных вожделений и пагубных страстей. Они руководят ею. Но когда к душе присоединился йецер hа-тов, он как бы выстраивает душу заново.

«И пришли в страну Кенаан» (там же).

Это — духовный подъем, душа воспаряет на новую высоту.

«И прошел Авраам по стране до Шхема» (там же, ст. 6).

Под Шхемом (на иврите шехем — плечо; на плечи опирается голова, в которой — Мудрость) подразумеваются синагоги и дома учения (на иврите дом учения — бет мидраш), потому что в них пребывает Шехина (Присутствие Всевышнего). И именно к ней, к Шехине, стремится душа.

«Кенаанейцы были тогда в стране» (там же).

Когда человек находится в синагогах или домах учения — его дурное начало остается «в земле» и не властвует над ним. Кенаанейцем называют йецер hа-ра, потому что он подобен торговцу, который старается соблазнить наивных покупателей своим «товаром» (вожделениями).

Написано в Танахе: «Она делает покровы и продает, и пояса доставляет купцу (кенаанейцу)» (Мишлей — Притчи царя Шломо, гл. 31, ст. 24).

То есть, под кеннанцем вполне может подразумеваться — купец.

И еще дурное начало называют кенаанейцем, имея в виду его связь со словом «книа» (усмирение). Потому что йцер hа-тов в состоянии его усмирить.

 

на основе комментария Виленского Гаона

9раби Элиягу из города Вильно, Литва, 18-й век; назван Гаоном — почетнейший титул — за исключительные знания всех разделов Торы и праведность)

 

 

 

Автор текста Мордехай Вейц


Прочесть седьмой цикл обсуждения
Прочесть шестой цикл обсуждения
Прочесть пятый цикл обсуждения
Прочесть четвертый цикл обсуждения
Прочесть третий цикл обсуждения
Прочесть второй цикл обсуждения
Прочесть первый цикл обсуждения

Еще раз о Новом Годе


Поиск по сайту:


Каждый предпочтет жизнь?..


Еще одна альтернатива?


Преимущества флекса


Модель нашего существования…


Творит лишь Всевышний?


Что такое соблазн?


Ориентир в духовных сражениях


Неблагополучная семья

New Page 1



 


 

Rambler's Top100


 
New Page 1

Главная страница  |   Анализ новостей  |   Дайджест
Недельная глава   |   Праздники   |   Лист Талмуда  |   Женский дневник   
Спроси у раввина:   /   Ответ дня  /   Блиц-ответы
Объектив  |   Афтарот  |   Заповеди Торы
Этика  |   Видеоконференции  |   Культура  |   Личность
К размышлению  |   Медицина  |   Психология 
Библиотека  |   Аудио-уроки  |  


Посещайте наш сайт ежедневно!

Обновления сайта производятся каждые 2 часа ежедневно
(кроме субботы и праздников) до 22 часов по израильскому времени

Присылайте Ваши предложения и пожелания по адресу: webmaster@evrey.com

logo ©

© 2001 Evrey.com  



New Page 1


 
 
  Лучшие Сайты
Израиля