БЕhААЛОТХА 
"БЕhААЛОТХА"
БЕhААЛОТХА 
Элиягу Эссас: текст обращения к посетителям сайта Чтение текста
Афтары

"БЕhААЛОТХА"

Июнь 1, 2020   9 Сиван 5780

До субботы - 5 дней

New Page 1
  
Главная страница  
Анализ новостей  
Дайджест  
Недельная глава    
Комментарии (видео)   
Комментарии (текст)   
- Чтение            
Праздники   
Лист Талмуда   
Мишна, главы   
(видеокомментарии)
   
Заповеди Торы   
Уроки по Теилим   
Спроси у раввина    
- Ответ дня       
- Блиц-ответы   
- Видео-ответы   
Афтарот    
- Комментарии   
- Чтение            
Аспекты Галахи   
Этика   
Культура   
Личность   
К размышлению   
Женский   
дневник
   
Медицина   
Психология   
Библиотека   
Аудио и Видео уроки   
Объектив   
Видео   
конференции
   
Отзывы и    предложения   
Почта   
English   
 

        
Иерусалим
Москва
Киев
Минск
Нью-Йорк


Курс шекеля
Курс рубля
                  
                                   

  Поиск на сайте:  

 
Праздники и памятные даты:

Все еврейские даты начинаются накануне вечером!
 
Шавуот
6 Сивана
(29.05.20)
В диаспоре 6-7 Сивана
(29.05 - 30.05.20)
Девятое Ава
 9 Ава
(30.07.20)
Рош а-Шана
1-2 Тишри
(19.09 - 20.10.20)
Йом Кипур
10 Тишри
(28.09.20)
Суккот
15-21 Тишри
(03 - 09.10.20)
Шмини Ацерет
Симхат Тора

В Израиле - 22 Тишри
(10.10.20)
В диаспоре - 
22-23 Тишри
(10 - 11.10.20)
Ханука
25 Кислева - 2 Тевета
(11.12 - 17.12.20)
Пост 10 Тевета
10 Тевета
(25.12.20)
Ту би-Шват
15 Шват
(28.01.21)
Пурим
14 Адара
(26.02.21)
в Иерусалиме -
15 Адара
(27.02.21)
Песах
15-21 Нисана
(28.03 - 03.04.21)
В диаспоре 
15-22 Нисана
(28.03 - 03.04.21)
День катастрофы и героизма
27 Нисана
(08.04.21)
День памяти павших 
3 Ияра
(14.04.21)
День независимости Израиля
4 Ияра
(15.04.21)

Лаг ба Омер
18 Ияра
(30.04.21)

День Иерусалима
28 Ияра
(10.05.21) 
 



Недельная глава
Раздел ведет 
рав Элиягу Эссас
О недельных главах


Девятнадцатый цикл обсуждения

Прочесть седьмой цикл обсуждения
Прочесть шестой цикл обсуждения
Прочесть пятый цикл обсуждения
Прочесть четвертый цикл обсуждения
Прочесть третий цикл обсуждения
Прочесть второй цикл обсуждения
Прочесть первый цикл обсуждения

НЕДЕЛЬНАЯ ГЛАВА «БЕhААЛОТХА»

 

Место в Торе: Четвертая книга Торы — Бамидбар, гл. 8, ст. 1 — гл. 12, ст. 16.

 

Почему она так называется?

Вторая фраза главы начинается так: «Скажи Аарону — когда будешь разжигать огонь светильников…».

Будешь разжигать на иврите — беhаалотха.

 

Обсуждение главы «Беhаалотха»

 

1. Идя путем Бааль Шем Това 

 

Наша недельная глава начинается с указания, как зажигать менору (семисвечник). Написано: «Когда будешь зажигать светильники, то по направлению к середине меноры будут светить семь светильников» (Бамидбар, гл. 8, ст. 2).

Однажды раби Исраэль Бааль Шем Тов (раби Исраэль бен Элиэзер, первая половина 18-го века), войдя в переполненный бейт мидраш (дом учения, место, где изучают Тору), услышал шум — там в полный голос обсуждались разные аспекты Торы.

— Вижу, ваш бейт мидраш переполнен Торой от края до края,— произнес он.

Присутствующие, было, решили, что Бааль Шем Тов  похвалил их. Но находящийся там раввин разъяснил слова мудреца

— Когда Тору изучают во Имя Небес, — сказал раввин, — она немедленно возносится вверх, в духовные миры. Но если изучение продиктовано праздным интересом, какими-либо материальными причинами или желанием прославиться — освоенная Тора остается внизу, так как у нее нет сил на подъем. Таким образом, раби Исраэль подразумевал, что бейт мидраш наполнен Торой, которую изучали не во Имя Небес. Поэтому она и осталась внизу...

Сделаем еще один шаг в направлении, указанном раби Исраэлем.

Не только изучение Торы, но и исполнение заповедей должно быть во Имя Небес.

Существуют разные способы классификации заповедей. Но наиболее известны — три способа:

1. Заповеди бывают повелительные и запретительные.

2. Те, которые регулируют отношения с Всевышним (запрет на идолопоклонство, заповедь обрезания и т.п.) и те, на которых строятся отношения между людьми (возвращение потери, гостеприимство и т.п.).

3. И наконец, есть заповеди, смысл которых нам совершенно не ясен, сами мы бы до них никогда не додумались (самый яркий пример — заповедь о красной корове). И есть такие — к соблюдению которых нас обязывает разум, и если бы они не были бы даны нам Свыше, мы все равно соблюдали бы их, потому что без них, без их реализации человеческое общество не в состоянии существовать (сюда следует отнести заповедь об установлении судебной системы и др.).

Есть также заповеди, до которых трудно додуматься самому, но после того, как они даны — человек в состоянии найти им объяснение (например — заповедь есть мацу в Песах и т.д.).

В итоге у нас семь различных групп заповедей.

Заповедь в нашей традиции уподоблена светильнику. И в Танахе об этом сказано так: «Ибо заповедь — светильник, а Тора — свет» (Мишлей — Притчи царя Шломо, гл. 6, ст. 23).

Теперь вернемся к нашей фразе — «Когда будешь зажигать светильники…».

Слово, вынесенное в название нашей недельной главы, главы Беhаалотха — мы перевели как — «зажигать». Но точнее было бы — «возносить».

Выходит, в нашей фразе намеком содержится та же мысль, которую мы развили из слов Бааль Шем Това. Если ты хочешь, чтобы все твои заповеди вознеслись в высшие миры — позаботься, чтобы «к фасаду меноры светили семь светильников». То есть — чтобы все семь категорий заповедей исполнялись тобой во Имя Небес.

 

на основе комментария рава Шломо Левинштейна

(Израиль, наше время)

 

 

2. Четыре меноры и маслина

 

Написано в нашей недельной главе, что светильники меноры нужно было зажигать так, чтобы они светили «по направлению к середине меноры» (Бамидбар, гл. 8, ст. 2).

В тексте этой главы слово «менора» употреблено четыре раза. Причем, дважды слово «менора» имеет полное написание (с буквой вав) и дважды — неполное (без буквы вав).

Менора, которую по приказу Всевышнего сделал Моше, служила сынам Израиля, как говорится в Талмуде (трактат Менахот, лист 92), в Мишкане (Переносном Храме) и в Первом Храме.

Написано в Танахе (в книге пророка Йермиягу), что, захватив Иерусалим и разрушив Храм, вавилоняне вывезли в Вавилон всю драгоценную храмовую утварь, включая менору.

По возвращении из изгнания, сыны Израиля построили Второй Храм, а инструменты и приспособления, с помощью которых велась служба в первом Храме, были им возвращены (так сказано в книге Эзры).

Среди прочего была возвращена, очевидно, и менора. Эта менора благополучно просуществовала до тех времен, когда Израиль оказался под властью Селевкидов. Проводя политику эллинизации, как говорится в Талмуде (трактат Авода Зара, лист 52), захватчики осквернили мизбеах (в условном переводе — «жертвенник») и многое из храмовой утвари, в том числе, и менору.

Хашмонаим (Хасмонеи), освободив страну и очистив Храм, уже не могли использовать для служения Всевышнему прежнюю менору. Поэтому они в полевых условиях сделали новую. Сделали из того, чем располагали на тот момент, что было под рукой — из металлических копий.

Таким образом, новая менора была не из золота, как полагалось, но — из железа.

По закону, в крайнем случае, при стесненных обстоятельствах, такой менорой тоже можно было пользоваться. Изначально, конечно нужно зажигать масло в золотой, но за неимением золотой — разрешено и в простой.

Когда у Хашмонаим появились средства — они изготовили другую менору, из серебра, взамен железной. А еще через какое-то время, как и положено — золотую.

Эта менора просуществовала вплоть до разрушения Храма римлянами.

Получается, что на протяжении всей еврейской истории было четыре меноры: две золотые, одна железная и одна из серебра.

В соответствии с этим, слово «менора» встречается в нашей недельной главе четыре раза: дважды в полном написании (что соответствует двум золотым менорам) и дважды в неполном — намек на железную и серебряную меноры, использование которых было разрешено только в трудных стесненных обстоятельствах.

Теперь выясним, что прячется в самом слове «менора».

В иврите каждая буква записывается одним символом, но ее название состоит из нескольких. Например, название буквы «ламед» состоит из трех букв — «ламед», «мем» и «далет». Но на письме она обозначается одним символом — «ламед». Буквы «мем» и «далет», на письме никак не отраженные, называются — наполнением.

Если мы исследуем буквы наполнения в слове «менора» — получим гематрию (числовое значение) 417.

Точно такая же гематрия и у слова «заит» (оливки).

Таким образом, в «середине меноры», в сердцевине ее ( в наполняющих буквах) содержится то, что надо использовать для зажигания меноры. То есть — оливковое масло.

 

на основе комментариев рава Хаима Каневского

(Израиль, наше время)

и раби Йосефа Хаима

(один из крупнейших Учителей Торы, открытой и закрытой ее части — каббалы, автор десятков книг, в том числе — краткого кодекса законов, под названием Бен Иш Хай; вторая половина 19-го века – первая половина 20-го, Багдад, Ирак) 

 

 

3. Что мог нарушить Аарон?

 

Наша недельная глава начинается с повеления о зажигании меноры. Написано: «Когда будешь зажигать светильники, то по направлению к середине меноры будут светить семь светильников» (Бамидбар, гл. 8, ст. 2). А затем сказано — «И сделал так Аарон» (там же, ст. 3).

Перед менорой, — добавляет в своем комментарии Раши (раби Шломо бен Ицхак — величайший комментатор Торы и Талмуда; Франция, 11-й век), было возвышение. На нем стоял коэн, заправляя светильники меноры маслом.

Менора, как известно, имела высоту в 3 локтя («локоть», в оригинале — ама; мера длины, равная, примерно, 47 см), то есть не превышала полутора метров.

Спрашивается, зачем требовалось возвышение перед ней?

Дело в том, что масло в чаши меноры заливал главный коэн (на иврите — коэн гадоль). А у него на голове был циц - золотой венец с выгравированным на нем именем Всевышнего. И по закону (трактат Тамид, гл. 7, мишна 2) главному коэну запрещалось поднимать руки выше цица. Благодаря возвышению, он мог осуществлять процедуру, поднимая руки лишь на дозволенную высоту.

Написано: «И сделал так Аарон».

Аарон, — разъясняет Раши, — не внес ни малейшего изменения в установленный Торой порядок зажигания меноры. Он выполнил все в точности, как было предписано. И Всевышний, сообщая это, похвалил его.

Но разве Аарон мог пойти наперекор Торе? Ничего подобного за ним до тех пор замечено не было. О чем же идет речь?

Аарон был пророком. А в Талмуде (трактат Недарим, лист 38) сказано, что, кроме соответствующих духовных качеств, пророк должен быть еще и крепким физически, сильным, богатым, мудрым и высокого роста.

И действительно, Аарон был настолько высокий, что, готовя менору к зажиганию, вполне мог обойтись без возвышения и при этом не нарушить запрет поднимать руки выше цица. Тем не менее, он предпочел в точности следовать указаниям Торы, и каждый раз, наливая масло в светильники меноры, поднимался на возвышение.

Еще можно сказать, что обычно, когда человеку доводится впервые исполнить некую заповедь, он делает ее с воодушевлением, на эмоциональном подъеме. Но вот, проходит время, и, исполнив эту заповедь множество раз, человек часто теряет первоначальный запал.

Многим, полагаю, приходилось наблюдать, с каким воодушевлением юноша в день своего 13-летия (бар мицвы) первый раз в жизни накладывает тефилин. Но уже через три месяца. тот же парень, выполняет ту же заповедь о тефилин без былого энтузиазма.

Аарон всякий раз исполнял заповедь о зажигании меноры так, будто зажигает ее впервые. И это достойно похвалы.


на основе комментариев Маариля Дискина

(рав Моше-Иегошуа-Иегуда-Лейб Дискин, духовный наставник ашкеназских евреев в Эрец Исраэль, вторая половина 19-го века; родился в Гродно, Беларусь)

и рава Иегуды-Арье-Лейба Алтера

(Гурский Ребе — Сфат Эмет, Польша, 19 в.)

 

 

Автор текста Мордехай Вейц


Прочесть седьмой цикл обсуждения
Прочесть шестой цикл обсуждения
Прочесть пятый цикл обсуждения
Прочесть четвертый цикл обсуждения
Прочесть третий цикл обсуждения
Прочесть второй цикл обсуждения
Прочесть первый цикл обсуждения

Сколько же лет Огу?


Поиск по сайту:










New Page 1



 


 

 
New Page 1

Главная страница  |   Анализ новостей  |   Дайджест
Недельная глава   |   Праздники   |   Лист Талмуда  |   Женский дневник   
Спроси у раввина:   /   Ответ дня  /   Блиц-ответы
Объектив  |   Афтарот  |   Заповеди Торы
Этика  |   Видеоконференции  |   Культура  |   Личность
К размышлению  |   Медицина  |   Психология 
Библиотека  |   Аудио-уроки  |  


Посещайте наш сайт ежедневно!

Обновления сайта производятся каждые 2 часа ежедневно
(кроме субботы и праздников) до 22 часов по израильскому времени

Присылайте Ваши предложения и пожелания по адресу: webmaster@evrey.com

logo ©

© 2001 Evrey.com  



New Page 1


 
 
  Лучшие Сайты
Израиля