ВАИКРА 
"ЗАХОР"
ВАИКРА 
Чтение текста
Афтары

"ЗАХОР"

19.03.2024, 9 Adar II, 5784

До субботы - 4 дня

New Page 1
  
Главная страница  
Анализ новостей  
Дайджест  
Помочь сайту  
Недельная глава    
Комментарии (видео)   
Комментарии (текст)   
- Чтение            
Праздники   
Лист Талмуда   
Мишна, главы   
(видеокомментарии)
   
Заповеди Торы   
Уроки по Теилим   
Молитва Шмоне Эсре   
Молитва Шма Исраэль  
Пиркей Авот   
Спроси у раввина    
- Ответ дня       
- Блиц-ответы   
- Видео-ответы   
Афтарот    
- Комментарии   
- Чтение            
Аспекты Галахи   
Еврейский календарь
(цикл уроков)
   
Устройство души человека   
Этика   
Культура   
Личность   
К размышлению   
Медицина   
Психология   
Библиотека   
Аудио и Видео уроки   
Объектив   
Видео   
конференции
   
Почта   
 

        
Иерусалим
Москва
Киев
Минск
Нью-Йорк


Курс шекеля
Курс рубля
                  
                                   

  Поиск на сайте:  

 
Праздники и памятные даты:

Все еврейские даты начинаются накануне вечером!
 
Пурим
14 Адара
(24.03.24)
в Иерусалиме -
15 Адара
(25.03.24)
Песах
15-21 Нисана
(23 - 29.04.24)
В диаспоре 
15-22 Нисана
(23 - 30.04.24)
День катастрофы и героизма
27 Нисана
(06.05.24)
День памяти павших 
3 Ияра
(13.05.24)
День независимости Израиля
4 Ияра
(14.05.24)

Лаг ба Омер
18 Ияра
(26.05.24)

День Иерусалима
28 Ияра
(05.06.24) 
Шавуот
6 Сивана
(12.06.24)
В диаспоре 6-7 Сивана
(12 - 13.06.24)
Девятое Ава
 9 Ава
(13.08.24)
Рош а-Шана
1-2 Тишри
(03 - 04.10.24)
Йом Кипур
10 Тишри
(12.10.24)
Суккот
15-21 Тишри
(17.10 - 23.10.24)
Шмини Ацерет
Симхат Тора

В Израиле - 22 Тишри
(24.10.24)
В диаспоре - 
22-23 Тишри
(24 - 25.10.24)
Ханука
25 Кислева - 2 Тевета
(25.12.24 - 02.01.25)
Пост 10 Тевета
10 Тевета
(10.01.25)
Ту би-Шват
15 Шват
(13.02.25)
 



Недельная глава
Раздел ведет 
рав Элиягу Эссас
О недельных главах


Двадцать второй цикл обсуждения (видео)

Прочесть двадцать второй цикл обсуждения
Прочесть двадцать первый цикл обсуждения
Прочесть двадцатый цикл обсуждения
Прочесть девятнадцатый цикл обсуждения
Прочесть восемнадцатый цикл обсуждения
Прочесть семнадцатый цикл обсуждения
Прочесть шестнадцатый цикл обсуждения
Прочесть пятнадцатый цикл обсуждения
Прочесть четырнадцатый цикл обсуждения
Прочесть седьмой цикл обсуждения
Прочесть шестой цикл обсуждения
Прочесть пятый цикл обсуждения
Прочесть четвертый цикл обсуждения
Прочесть третий цикл обсуждения
Прочесть второй цикл обсуждения
Прочесть первый цикл обсуждения

ГЛАВА «БАМИДБАР»

 

Место в Торе: Бамидбар, гл. 1, ст. 1 — гл. 4, ст. 20.

 

Почему она так называется?

В первой фразе сказано: “И Творец говорил с Моше в пустыне Синай…”.

В пустыне на иврите — бамидбар.

 

Обсуждение главы «Бамидбар»

 

1. Опасность для жизни в холь hа-моэд

 

Книга Торы, которую мы начинаем изучать называется — Бамидбар (в пустыне).

В пустыне еврейскому народу дана Тора. И это учит нас тому, что тот, кто хочет стать мудрым, постигая Тору — должен уподобить себя пустыне, пустыне — которой нечем гордиться, нечем похвастаться, кроме песка и колючек.

Для учебы и постижения одно из важнейших качеств — скромность. В человеке, лишенном этого свойства, Тора не удержится.

Величайший раввин, глава своего поколения раби Исер-Залман Мельцер (глава йешивы «Эц Хаим», Белоруссия – Израиль, 1870-1953 гг.) в напарники для ежедневной учебы выбрал себе молодого авреха (учащегося йешивы). Когда наступил первый день холь hа-моэда в Песах, рав обратился к ученику с очень странной просьбой. Он попросил его принести письменные принадлежности.

— Начался холь hа-моэд (в эти дни, за определенными исключениями, писать запрещено), — напомнил молодой человек.

— Я не забыл об этом, — спокойно ответил рав. — Просто мне очень нужно кое-что записать. Так, один пустячок.

— Возможно, вам нужно составить или подписать финансовый документ, и если вы этого не сделаете, то понесете большие убытки, или же вы должны записать кое-что важное, а иначе забудете? А может вы сделали открытие в Торе (во всех этих случаях писать в холь hа-моэд разрешено)?

— Я же сказал, что речь идет о небольшом пустячке. Впрочем для меня, это вопрос жизни и смерти.

— Вопрос жизни и смерти? — переспросил аврех.

— Да, для меня это — вопрос жизни и смерти, хотя, по большому счету это — пустяк. Так ты дашь мне бумагу и ручку?

Ученик, хоть и ничего не понял — выполнил просьбу рава. И тот на клочке бумаги написал какую-то короткую фразу. И  со словами: «Теперь мы можем продолжить учебу» — сунул листок в карман. Но ученик, как ни старался, никак не мог сосредоточиться. Мысль — «Куда делась опасность для жизни?" — не давала ему покоя.

Заметив замешательство своего ученика, раби Исер Залман решил внести ясность.

— Очень много людей приходит навестить меня и пожелать хорошего праздника, — пояснил он. — Значительная часть задерживается и старается завести разговор о Торе. И мне сразу бросаются в глаза их недостатки. А теперь скажи — это нормально, что я выискиваю в посетителях недостатки? Ведь человек специально проделал немалый путь, чтобы пожелать мне хорошего праздника… Но вот я нашел фразу, которая поможет мне справится с этим — «Глаза твои пусть смотрят прямо, и взор твой да будет направлен против тебя» (Мишлей — Притчи царя Шломо, гл. 4, ст. 25). Когда глаза твои смотрят вперед, выявляя в ближних недостатки и изъяны — поспеши направить свой взор на себя. И сосредоточься на своих недостатках. Прежде исправь себя, и не смей судить ближнего. Эту фразу я и записал, и положил в карман, чтобы быть готовым к приходу людей. А без нее моя жизнь в опасности

 

на основе комментария рава Исера-Залмана Мельцера

(глава йешивы «Эц Хаим», Белоруссия – Израиль, 1870-1953 гг.)

 

 

2. Отсутствие северного ветра не остановило Итро

 

Наша недельная глава начинается с указания времени — «В первый день второго месяца, во втором году после их Исхода из страны Египетской…» (Бамидбар, гл. 1, ст. 1).

В тот день было дано повеление о подсчете сынов Израиля. 

Далее, в недельной главе Беhаалотха говорится о пасхальном приношении, которое предшествовало подсчету (оно совершалось в первом месяце). 

Возникает вопрос: почему в книге Бамидбар нарушен хронологический порядок? Почему она не начинается описанием пасхального приношения, хронологически более раннего?

Потому что Всевышний не пожелал начинать книгу с того, что может быть истолковано как нечто предосудительное — не хотел ставить в самое начало книги факт, порочащий сынов Израиля. 

Но с каких это пор пасхальное приношение стало «порочащим фактом»?

Дело в том, что за все время пребывания сынов Израиля в пустыне, пасхальное приношение было совершено ими лишь один раз. Ибо в пустыне они не делали обрезание, а необрезанным мужчинам совершать пасхальное приношение — запрещено.

Но почему же евреи в пустыне не делали обрезание?

Сказано в Талмуде (трактат Йевамот, лист 72), что во время переходов по пустыне евреи не могли делать обрезание, поскольку тогда не дул северный ветер, а без него раны плохо заживают. 

Однажды во время службы в советской армии, мне довелось оказаться в гиблом месте, в степях Казахстана. Там даже маленькая царапина начинала гноиться и долго не заживала.

Говорили, что причина тому — особенности местного климата. Возможно, эти особенности выражались в отсутствии северного ветра.

В недельной главе Итро встречается выражение «вайихад Итро» (Шемот, гл. 18, ст. 9). Его обычно переводят — «и возрадовался Итро». Но в Талмуде (трактат Сангедрин, лист 94) Учителя открывают в нем дополнительные детали.

Слово «вайихад» созвучно с «хада», которое в переводе с иврита означает — «острый». Так вот, от радости Итро — прошелся острым клинком по своей плоти. По крайней плоти, — объясняет Раши (раби Шломо бен Ицхак — величайший комментатор Торы и Талмуда; Франция, 11-й век). То есть выражение «вайихад Итро» означает, что Итро сделал себе обрезание и, пройдя гиюр — сделался евреем.

Возникает вопрос: почему Итро не остановило отсутствие северного ветра?

Возможно (и это больше, чем просто предположение), Итро был из потомков Кетуры. А они, — пишет Рамбам (великий Учитель, комментатор Мишны и составитель полного кодекса еврейских законов Мишнэ Тора; Испания – Египет, 12 век), — хранили традицию обрезания, полученную еще от Авраама.

Правда, потомки Кетуры делали обрезание без прии (прия — один из этапов обрезания, когда разрывают внутренний сток крайней плоти). Так что, Итро не нужно было делать обрезание полностью — достаточно было сделать только прию. А лишь одна прия, надо полагать, даже при отсутствии северного ветра — не опасна.

Однако Учителя эпохи Тосафот (Германия, Франция, 12-13 вв.), открывая перед нами иную грань Истины — пишут, что в пустыне сыны Израиля делали милу (обрезание), но воздерживались от прии — из-за отсутствия северного ветра.

Но если сыны Израиля не делали прию, почему ее сделал Итро?

Тут уместен такой вопрос: почему в пустыне не дул северный ветер?

В Талмуде (трактат Йевамот, лист 71) объясняется, что это было наказанием за поклонение золотому тельцу.

Значит, до дарования Торы (и, следовательно, до истории с золотым тельцом) Итро вполне мог сделать себе обрезание без всяких проблем. 

Впрочем, есть одно «но».

Возможно, северный ветер не дул все время, пока евреи странствовали в пустыне — чтобы не разогнать Облака Славы. Исходя из этого, Итро не мог сделать обрезание ни до дарования Торы, ни после.

Но ведь он все-таки его сделал!?

И — правильно! Ибо у мужчины нет никакой возможности пройти гиюр, не сделав обрезания по всем правилам. Хочешь пройти гиюр — придется рискнуть.

 

на основе комментария рава Эфраима-Шмуэля Лернера

(глава йешивы «Шар Шамаим», Иерусалим, 1878-1962 гг.)

 

 

3. Не претендовали на знамя — удостоились могилы

 

В нашей недельной главе перечисляются главы колен.

Колено Гада возглавлял Эльясаф бен Деуэль (Бамидбар, гл. 1, ст. 14). Мы, может, и не обратили бы на него внимания, но далее он назван Эльясаф бен Реуэль (Бамидбар, гл. 2, ст. 14).

Чем вызвано такое расхождение в имени?

Мы видим, что разница между ними только в одной букве. Сначала имя начинается на букву «далет» (Деуэль), затем первой буквой почему-то становится «реш» (Реуэль). 

Различие в написании имени предводителя колена Гада связано с тем, — пишет Рамбан (Рабейну Моше бен НахманНахманид; великий комментатор Торы, Танаха и Талмуда; Испания – Эрец Исраэль, конец 12-го – начало 13-го вв.), — что в Торе могут даваться разные имена, схожие по звучанию и близкие по смыслу.

Имя Деуэль говорит о том, что этот человек постоянно познавал Всевышнего, а Реуэль — что направлял к Нему все помыслы своего сердца, стремился к Нему. 

Глава колена Гада многих евреев приводил к тешуве (раскаянию и возвращение на пути, указанные Творцом).

— Постигайте Всевышнего (деу кель), — говорил он, обращаясь к сынам Израиля. В заслугу за это он удостоился стать партнером Всевышнего (рео кель).

И то и другое имя получили распространение в еврейском народе. Поэтому оба — и упомянуты в Торе. 

Колено Гада удостоилось того, что Моше был похоронен на его земле.

И вот почему.

Моше разделил израильский стан на четыре сектора. Каждый сектор состоял из трех колен и имел свое знамя.

Колено, находившееся при знамени, было центральным, выделенным. Оно считалось как бы — основным. Остальные два выглядели как дополнительные. 

Одним из колен получивших знамя, было колено Дана.

Дан был первенцем Билhи, служанки Рахели. Гад был первенцем Зилпы, служанки Леи.

Однако колено Гада — не удостоилось знамени.

Руководитель колена Эльясаф мог возмутиться. Мог сказать: «Чем наше колено хуже колена Дана? Ведь Гад был первенцем также как и Дан, почему же мы не получили знамя?».

Но он — не возмутился. Он смолчал — несмотря на кажущуюся несправедливость, допущенную  по отношению к нему и его колену.

Поэтому в Торе он назван здесь — Эльясаф бен Реуэль.

Благодаря своей сдержанности и скромности он удостоился высокой чести — на его земле был похоронен Моше, скромнейший из людей, друг и партнер Всевышнего (риа-Эль). 

 

на основе комментариев Рамбана

(Рабейну Моше бен Нахман — Нахманид; великий комментатор Торы, Танаха и Талмуда; Испания – Эрец Исраэль, конец 12-го – начало 13-го вв.),

рабейну Бехае

(раби Бехае бар Ашер; известный комментатор Торы, автор нескольких трудов по вопросам еврейской этики; Испания, 14-й век)

и рава Хаима-Йосефа-Давида Азулая

(известен и как Хида; Эрец Исраэль,18-й век)

 

 

Автор текста Мордехай Вейц

ГЛАВА

ГЛАВА «БАМИДБАР»

 

Место в Торе: Бамидбар, гл. 1, ст. 1 — гл. 4, ст. 20.

 

Почему она так называется?

В первой фразе сказано: “И Творец говорил с Моше в пустыне Синай…”.

В пустыне на иврите — бамидбар.

 

Обсуждение главы «Бамидбар»

 

1. Опасность для жизни в холь hа-моэд

 

Книга Торы, которую мы начинаем изучать называется — Бамидбар (в пустыне).

В пустыне еврейскому народу дана Тора. И это учит нас тому, что тот, кто хочет стать мудрым, постигая Тору — должен уподобить себя пустыне, пустыне — которой нечем гордиться, нечем похвастаться, кроме песка и колючек.

Для учебы и постижения одно из важнейших качеств — скромность. В человеке, лишенном этого свойства, Тора не удержится.

Величайший раввин, глава своего поколения раби Исер-Залман Мельцер (глава йешивы «Эц Хаим», Белоруссия – Израиль, 1870-1953 гг.) в напарники для ежедневной учебы выбрал себе молодого авреха (учащегося йешивы). Когда наступил первый день холь hа-моэда в Песах, рав обратился к ученику с очень странной просьбой. Он попросил его принести письменные принадлежности.

— Начался холь hа-моэд (в эти дни, за определенными исключениями, писать запрещено), — напомнил молодой человек.

— Я не забыл об этом, — спокойно ответил рав. — Просто мне очень нужно кое-что записать. Так, один пустячок.

— Возможно, вам нужно составить или подписать финансовый документ, и если вы этого не сделаете, то понесете большие убытки, или же вы должны записать кое-что важное, а иначе забудете? А может вы сделали открытие в Торе (во всех этих случаях писать в холь hа-моэд разрешено)?

— Я же сказал, что речь идет о небольшом пустячке. Впрочем для меня, это вопрос жизни и смерти.

— Вопрос жизни и смерти? — переспросил аврех.

— Да, для меня это — вопрос жизни и смерти, хотя, по большому счету это — пустяк. Так ты дашь мне бумагу и ручку?

Ученик, хоть и ничего не понял — выполнил просьбу рава. И тот на клочке бумаги написал какую-то короткую фразу. И  со словами: «Теперь мы можем продолжить учебу» — сунул листок в карман. Но ученик, как ни старался, никак не мог сосредоточиться. Мысль — «Куда делась опасность для жизни?" — не давала ему покоя.

Заметив замешательство своего ученика, раби Исер Залман решил внести ясность.

— Очень много людей приходит навестить меня и пожелать хорошего праздника, — пояснил он. — Значительная часть задерживается и старается завести разговор о Торе. И мне сразу бросаются в глаза их недостатки. А теперь скажи — это нормально, что я выискиваю в посетителях недостатки? Ведь человек специально проделал немалый путь, чтобы пожелать мне хорошего праздника… Но вот я нашел фразу, которая поможет мне справится с этим — «Глаза твои пусть смотрят прямо, и взор твой да будет направлен против тебя» (Мишлей — Притчи царя Шломо, гл. 4, ст. 25). Когда глаза твои смотрят вперед, выявляя в ближних недостатки и изъяны — поспеши направить свой взор на себя. И сосредоточься на своих недостатках. Прежде исправь себя, и не смей судить ближнего. Эту фразу я и записал, и положил в карман, чтобы быть готовым к приходу людей. А без нее моя жизнь в опасности

 

на основе комментария рава Исера-Залмана Мельцера

(глава йешивы «Эц Хаим», Белоруссия – Израиль, 1870-1953 гг.)

 

 

2. Отсутствие северного ветра не остановило Итро

 

Наша недельная глава начинается с указания времени — «В первый день второго месяца, во втором году после их Исхода из страны Египетской…» (Бамидбар, гл. 1, ст. 1).

В тот день было дано повеление о подсчете сынов Израиля. 

Далее, в недельной главе Беhаалотха говорится о пасхальном приношении, которое предшествовало подсчету (оно совершалось в первом месяце). 

Возникает вопрос: почему в книге Бамидбар нарушен хронологический порядок? Почему она не начинается описанием пасхального приношения, хронологически более раннего?

Потому что Всевышний не пожелал начинать книгу с того, что может быть истолковано как нечто предосудительное — не хотел ставить в самое начало книги факт, порочащий сынов Израиля. 

Но с каких это пор пасхальное приношение стало «порочащим фактом»?

Дело в том, что за все время пребывания сынов Израиля в пустыне, пасхальное приношение было совершено ими лишь один раз. Ибо в пустыне они не делали обрезание, а необрезанным мужчинам совершать пасхальное приношение — запрещено.

Но почему же евреи в пустыне не делали обрезание?

Сказано в Талмуде (трактат Йевамот, лист 72), что во время переходов по пустыне евреи не могли делать обрезание, поскольку тогда не дул северный ветер, а без него раны плохо заживают. 

Однажды во время службы в советской армии, мне довелось оказаться в гиблом месте, в степях Казахстана. Там даже маленькая царапина начинала гноиться и долго не заживала.

Говорили, что причина тому — особенности местного климата. Возможно, эти особенности выражались в отсутствии северного ветра.

В недельной главе Итро встречается выражение «вайихад Итро» (Шемот, гл. 18, ст. 9). Его обычно переводят — «и возрадовался Итро». Но в Талмуде (трактат Сангедрин, лист 94) Учителя открывают в нем дополнительные детали.

Слово «вайихад» созвучно с «хада», которое в переводе с иврита означает — «острый». Так вот, от радости Итро — прошелся острым клинком по своей плоти. По крайней плоти, — объясняет Раши (раби Шломо бен Ицхак — величайший комментатор Торы и Талмуда; Франция, 11-й век). То есть выражение «вайихад Итро» означает, что Итро сделал себе обрезание и, пройдя гиюр — сделался евреем.

Возникает вопрос: почему Итро не остановило отсутствие северного ветра?

Возможно (и это больше, чем просто предположение), Итро был из потомков Кетуры. А они, — пишет Рамбам (великий Учитель, комментатор Мишны и составитель полного кодекса еврейских законов Мишнэ Тора; Испания – Египет, 12 век), — хранили традицию обрезания, полученную еще от Авраама.

Правда, потомки Кетуры делали обрезание без прии (прия — один из этапов обрезания, когда разрывают внутренний сток крайней плоти). Так что, Итро не нужно было делать обрезание полностью — достаточно было сделать только прию. А лишь одна прия, надо полагать, даже при отсутствии северного ветра — не опасна.

Однако Учителя эпохи Тосафот (Германия, Франция, 12-13 вв.), открывая перед нами иную грань Истины — пишут, что в пустыне сыны Израиля делали милу (обрезание), но воздерживались от прии — из-за отсутствия северного ветра.

Но если сыны Израиля не делали прию, почему ее сделал Итро?

Тут уместен такой вопрос: почему в пустыне не дул северный ветер?

В Талмуде (трактат Йевамот, лист 71) объясняется, что это было наказанием за поклонение золотому тельцу.

Значит, до дарования Торы (и, следовательно, до истории с золотым тельцом) Итро вполне мог сделать себе обрезание без всяких проблем. 

Впрочем, есть одно «но».

Возможно, северный ветер не дул все время, пока евреи странствовали в пустыне — чтобы не разогнать Облака Славы. Исходя из этого, Итро не мог сделать обрезание ни до дарования Торы, ни после.

Но ведь он все-таки его сделал!?

И — правильно! Ибо у мужчины нет никакой возможности пройти гиюр, не сделав обрезания по всем правилам. Хочешь пройти гиюр — придется рискнуть.

 

на основе комментария рава Эфраима-Шмуэля Лернера

(глава йешивы «Шар Шамаим», Иерусалим, 1878-1962 гг.)

 

 

3. Не претендовали на знамя — удостоились могилы

 

В нашей недельной главе перечисляются главы колен.

Колено Гада возглавлял Эльясаф бен Деуэль (Бамидбар, гл. 1, ст. 14). Мы, может, и не обратили бы на него внимания, но далее он назван Эльясаф бен Реуэль (Бамидбар, гл. 2, ст. 14).

Чем вызвано такое расхождение в имени?

Мы видим, что разница между ними только в одной букве. Сначала имя начинается на букву «далет» (Деуэль), затем первой буквой почему-то становится «реш» (Реуэль). 

Различие в написании имени предводителя колена Гада связано с тем, — пишет Рамбан (Рабейну Моше бен НахманНахманид; великий комментатор Торы, Танаха и Талмуда; Испания – Эрец Исраэль, конец 12-го – начало 13-го вв.), — что в Торе могут даваться разные имена, схожие по звучанию и близкие по смыслу.

Имя Деуэль говорит о том, что этот человек постоянно познавал Всевышнего, а Реуэль — что направлял к Нему все помыслы своего сердца, стремился к Нему. 

Глава колена Гада многих евреев приводил к тешуве (раскаянию и возвращение на пути, указанные Творцом).

— Постигайте Всевышнего (деу кель), — говорил он, обращаясь к сынам Израиля. В заслугу за это он удостоился стать партнером Всевышнего (рео кель).

И то и другое имя получили распространение в еврейском народе. Поэтому оба — и упомянуты в Торе. 

Колено Гада удостоилось того, что Моше был похоронен на его земле.

И вот почему.

Моше разделил израильский стан на четыре сектора. Каждый сектор состоял из трех колен и имел свое знамя.

Колено, находившееся при знамени, было центральным, выделенным. Оно считалось как бы — основным. Остальные два выглядели как дополнительные. 

Одним из колен получивших знамя, было колено Дана.

Дан был первенцем Билhи, служанки Рахели. Гад был первенцем Зилпы, служанки Леи.

Однако колено Гада — не удостоилось знамени.

Руководитель колена Эльясаф мог возмутиться. Мог сказать: «Чем наше колено хуже колена Дана? Ведь Гад был первенцем также как и Дан, почему же мы не получили знамя?».

Но он — не возмутился. Он смолчал — несмотря на кажущуюся несправедливость, допущенную  по отношению к нему и его колену.

Поэтому в Торе он назван здесь — Эльясаф бен Реуэль.

Благодаря своей сдержанности и скромности он удостоился высокой чести — на его земле был похоронен Моше, скромнейший из людей, друг и партнер Всевышнего (риа-Эль). 

 

на основе комментариев Рамбана

(Рабейну Моше бен Нахман — Нахманид; великий комментатор Торы, Танаха и Талмуда; Испания – Эрец Исраэль, конец 12-го – начало 13-го вв.),

рабейну Бехае

(раби Бехае бар Ашер; известный комментатор Торы, автор нескольких трудов по вопросам еврейской этики; Испания, 14-й век)

и рава Хаима-Йосефа-Давида Азулая

(известен и как Хида; Эрец Исраэль,18-й век)

 

 

4. Образ отцов спасает от разврата и запретных связей

 

В нашей недельной главе говорится о поголовной переписи мужского населения в возрасте от 20-ти лет и старше. Как сказано: «И собрали всю общину в первый день второго месяца, и все сообщили свое происхождение по их семействам, по их отчим домам, по числу имен — от двадцати лет и старше, поголовно» (Бамидбар, гл. 1, ст. 18).

Раши (раби Шломо бен Ицхак — величайший комментатор Торы и Талмуда; Франция, 11-й век) пишет, что по призыву Моше все евреи, что должны были быть сосчитанными, предъявили свои родословные записи или привели свидетелей, подтверждающих их происхождение.

Все это было необходимо, чтобы установить принадлежность каждого к определенному колену.

Мужчины, проходя подсчет, — добавляет Ибн Эзра (известный комментатор Торы, жил в Испании; конец 11-го — начало 12-го века), — сообщали дату своего рождения. Чтобы «переписчики» могли убедиться, что им уже исполнилось 20 лет.

Итак, как только Моше передал народу повеление Всевышнего о подсчете — вся община сынов Израиля собралась у входа в Шатер Откровения.

Заметим, что иноплеменники (в Торе они — «эрев рав»), примкнувшие к сынам Израиля при Исходе из Египта, в еврейской общине — не числились. Соответственно — и подсчитаны не были. 

Каждый еврей принес тогда по пол шекеля и, представ перед Моше и старейшинами, сообщил о себе все, что требовалось: имя, отчий дом, колено и возраст.

Моше, принимая по пол шекели у каждого, кто проходил подсчет — складывал деньги в особые шкатулки, отдельные для каждого колена.

Так был установлен численный состав колен и общая численность всего народа.

Как видим, чистота рода занимает важное место в иерархии ценностей еврейского народа. Однако другие народы приняли это в штыки, — отмечает Раши в комментариях на книгу Бамидбар (гл. 26, ст. 5). 

Вы кичитесь своим происхождением, — глумились они. — Ведь в Египте вы были рабами. Так неужели египтяне не властвовали над вашими матерями и вашими женами и не делали с ними то, что им заблагорассудится?

Сам Всевышний отверг эту наглую претензию. Он своей личной печатью заверил чистоту каждой еврейской семьи.

Его печать состоит из букв «йод» и «hей».

Всевышний устроил так, что любая еврейская фамилия тогда начиналась на «hей», а заканчивалась — на «йод».

Получилось, что все фамилии обрамлены печатью Творца.

И хотя мы безоговорочно верим Всевышнему, мы все же имеем право задаться вопросом: за счет чего евреям в Египте удавалось сохранить чистоту семейных уз и избежать запрещенных связей?

Первым, кто подвергся подобному испытанию, был, как известно, Йосеф.

Образ отца (нашего праотца Яакова), который он в своем воображении постоянно видел перед собой, помог Йосефу одержать победу.

Точно так же — и его потомки. Оказавшись в тяжелом положении, они старались постоянно видеть перед собой образы своих праотцов. И это спасло их от ассимиляции и смешения.

Написано — «по их семействам». Это означает, что евреи в прошлом не утратили связь со своими семьями и сохраняют их в настоящем. 

 

на основе комментария Рамбана

(Рабейну Моше бен Нахман — Нахманид; великий комментатор Торы, Танаха и Талмуда; Испания – Эрец Исраэль, конец 12-го – начало 13-го вв.)

 

 

5. Малах с флагом

 

В нашей недельной главе читаем: «Каждый при своем знамени, со знаками отчего дома расположатся сыны Исраэля станом, поодаль вокруг Шатра Откровения» (Бамидбар, гл. 2, ст. 2).

Знамена, — пишет Раши (раби Шломо бен Ицхак — величайший комментатор Торы и Талмуда; Франция, 11-й век), — отличались друг от друга по цвету. По цвету каждый узнавал свое знамя.

В Мидраше (Мидраш Раба на книгу Бамидбар, гл. 2) Учителя, комментируя наш фрагмент, говорят, что в час, когда открылся еврейскому народу Всевышний на горе Синай — сыны Израиля увидели Его в сопровождении свиты из 22 тысяч малахим (мн. ч. от слова «малах», в условном переводе — «ангел»). И были они, малахим — со знаменами.

«Вот бы и у нас были знамена», — подумали тогда евреи.

«Я исполню ваше желание», — пообещал Всевышний.

И действительно. Моше получил распоряжение снабдить стан Израиля знаменами.

Эти знамена пробудили зависть народов мира. Зависть, вперемешку с восхищением.

«Кто это там движется с флагами? Давайте-ка, милые люди, к нам, — зазывали и заманивали народы мира. — Присоединяйтесь к нам, и мы наделим вас властью. Будете у нас министрами, советниками, губернаторами, наместниками и т.п. Будет вам не жизнь, а малина. Как сыр в масле будете кататься».\

«Глупцы! — отвечали им евреи. — Разве можете вы дать нам то, что мы получили от Всевышнего — знамя стана Иеhуды, знамя стана Реувена, знамя отрядов Дана, знамя ополчений Эфраима?!».

Поэтому и сказано: «Каждый при своем знамени».

Сыны Израиля остались со своими знаменами, а народы мира остались без евреев-министров, без евреев-государственных секретарей.

Этот Мидраш вызывает вопросы. Неужели народов мира не хватает своих флагов? Почему при виде израильских знамен, они воспылали к нам такой пламенной любовью? И в чем суть еврейского ответа, с упоминанием знамен Иеhуды, Реувена, Дана и Эфраима?

Когда народ собирается построить свой национальный дом в своей независимой стране — ему нужна сила и решимость, стабильная экономика, полная свобода и регулярная армия.

У евреев, которые сотни лет пробыли в египетском рабстве — ничего этого не было.

Во время Синайского Откровения народ возмужал и духовно вырос. И открылось сынам Израиля, что построить сильную экономику и создать хорошо обученную армию — не такие уж и заоблачные мечты. Все это дело техники и времени. А, значит — вполне реально и осуществимо.

Но вместе с тем, евреи сознавали, что, погрузившись в реализацию проектов — можно навсегда увязнуть в рутине материальности.

Спускаться с достигнутой высоты им, конечно же, не хотелось. Призадумались… И тут появились малахим со знаменами. Тогда поняли сыны Израиля, что можно быть малахом (высочайшая духовность) и одновременно — держать в руках знамя (атрибут материального мира). То есть можно, занимаясь вполне земными делами — оставаться на высочайшем духовном уровне. 

Тогда народ и захотел получить знамена. 

На знамени стана Иеhуды был изображен лев — символ силы и решительности. На флаге Реувена красовались мандрагоры — намек на армию. На знамени Эфраима был бык, олицетворяющий расцвет экономики. А у Дана на флаге был орел (вскормленный свободой).

Народы мира, увидев сынов Израиля и их знамена, почуяли, какой небывалый потенциал таится в их стане. Так пусть он работает на нас, — решили они, и стали зазывать и заманивать евреев в свои ряды.

И невдомек им, что полная гармония между максимальным раскрытием духовных возможностей, в сочетании с реализацией материальных ресурсов — возможна только в еврейском стане, под нашими флагами.

Так в нашей недельной главе и сказано — «каждый при своем знамени, со знаками отчего дома».

 

на основе комментария рава Иеhуды Цадка

(глава йешивы «Порат Йосеф», Иерусалим, 1910-1991 гг.)

 

 

 

 


Прочесть двадцать второй цикл обсуждения
Прочесть двадцать первый цикл обсуждения
Прочесть двадцатый цикл обсуждения
Прочесть девятнадцатый цикл обсуждения
Прочесть восемнадцатый цикл обсуждения
Прочесть семнадцатый цикл обсуждения
Прочесть шестнадцатый цикл обсуждения
Прочесть пятнадцатый цикл обсуждения
Прочесть четырнадцатый цикл обсуждения
Прочесть седьмой цикл обсуждения
Прочесть шестой цикл обсуждения
Прочесть пятый цикл обсуждения
Прочесть четвертый цикл обсуждения
Прочесть третий цикл обсуждения
Прочесть второй цикл обсуждения
Прочесть первый цикл обсуждения

Вы никогда не признаете, что во многих случаях не права старшая сторона…


Поиск по сайту:

New Page 1



 


 

 
New Page 1

Главная страница  |  Помочь сайту
  Анализ новостей  |   Дайджест
Недельная глава   |   Праздники   |   Лист Талмуда     
Спроси у раввина:   /   Ответ дня  /   Блиц-ответы
Объектив  |   Афтарот  |   Заповеди Торы
Этика  |   Видеоконференции  |   Культура  |   Личность
К размышлению  |   Медицина  |   Психология 
Библиотека  |   Аудио-уроки  |  


Посещайте наш сайт ежедневно!

Обновления сайта производятся каждые 2 часа ежедневно
(кроме субботы и праздников) до 22 часов по израильскому времени

Присылайте Ваши предложения и пожелания по адресу: webmaster@evrey.com

logo ©

© 2001-2022 Evrey.com  
יהדותינו - בית שמש
t: 0548164299
שבטי ישראל 5, בית שמש


New Page 1


 
 
  Лучшие Сайты
Израиля