New Page 1
|
|
Недельная глава
Двадцать второй цикл обсуждения (видео)
Прочесть двадцать первый цикл обсуждения Прочесть двадцатый цикл обсуждения Прочесть девятнадцатый цикл обсуждения Прочесть восемнадцатый цикл обсуждения Прочесть семнадцатый цикл обсуждения Прочесть шестнадцатый цикл обсуждения Прочесть пятнадцатый цикл обсуждения Прочесть четырнадцатый цикл обсуждения Прочесть седьмой цикл обсуждения Прочесть шестой цикл обсуждения Прочесть пятый цикл обсуждения Прочесть четвертый цикл обсуждения Прочесть третий цикл обсуждения Прочесть второй цикл обсуждения Прочесть первый цикл обсуждения
New Page 3
Недельную
главу Ве-зот а-браха читают
не в субботу, как обычно, но - в
праздник Шмини Ацерет/Симхат
Тора, в Израиле - 7 октября, в
других странах - 8 октября 2004
года.
Мы
размещаем на сайте обзор этой
главы заранее.
ГЛАВА “Ве-зот а-браха”
Место в Торе:
Дварим,
гл. 33, ст. 1 - конец книги Дварим.
Почему она так называется?
Первая фраза начинается так:
“Вот благословение, которым
благословил Моше... сынов
Израиля...”.
Вот благословение на
иврите - ве-зот а-браха .
Обсуждение главы
Ве-зот а-браха
19.09.04
Недельная глава Ве-зот а-браха
завершает годовой цикл чтения
Торы. И состоит в основном из
благословений
Эта глава содержит, главным
образом, благословения,
произнесенные Моше перед
смертью, и описывает смерть
Моше.
Несомненно, уход из нашего
мира такого лидера, каким был
Моше, образует духовный
вакуум, «объем» которого ни
оценить, ни представить
невозможно. Так же, как
невозможно представить «границы»
той роли, которую Моше
исполнял в общине сынов
Израиля, будучи духовным и «политическим»
лидером, учителем и
наставником, предводителем
израильского воинства и в
каком-то смысле - царем. Никто,
ни до ,
ни после Моше, не достиг такого
высокого духовного уровня. И
не было в еврейской среде
равного ему пророка. Только
Моше мог обеспечить поддержку
Всевышнего в труднейшем
великом переходе еврейского
народа из египетского рабства
до Земли Обетованной.
Однако из всех граней
неординарной личности Моше
последующие поколения народа
Израиля чаще всего выделяют
одну, говоря о нем: «Моше
Рабейну» - Моше, Учитель наш.
Ведь это он, Моше, поднялся на
гору Синай и принес еврейскому
народу Тору.
Кто бы ни занял место Моше, он
сделает это, осознавая, что во
многом уступает Моше. Кто бы ни
стал преемником Моше, он,
безусловно, будет знать, что
ему не удастся достичь
духовного уровня величайшего
в еврейской истории лидера и
пророка. Перед каждым открыта
возможность изучать Тору и
стать большим знатоком ее
законов. Но никто, кроме Моше,
не мог принять ее из рук малахим
(множественное число от слова малах
- некая духовная субстанция,
осуществляющая связь Неба с
землей; нередко в переводах на
русский - «ангел») и принести
послание Всевышнего на землю…
Понятно, что задача встать во
главе народа Израиля после
ухода Моше в иной мир - высокая
честь, но и нелегкая ноша. Мы
знаем, что эта честь выпала
Иегошуа бин-Нуну, ученику Моше.
Сравнивая его с прежним
лидером народа Израиля, Талмуд
(трактат Бава Батра,
лист 75) пишет: «Возложи на него
славу свою, но не всю твою
славу. Старейшины того
поколения говорили, что лицо
Моше было подобно солнцу, а
лицо Иегошуа - подобно луне …».
Еврейская традиция
неоднократно упоминает о том,
что от Моше исходило особое
свечение. И Иегошуа тоже
излучал свет. Но по сравнению
со светом Моше свет этот
казался слабым.
Когда Моше умер, многие люди
перестали изучать Тору. Когда
умирает мудрец, - сообщают
Учителя, - его бейт мидраш (дом
учения) - бездействует. Когда
умирает глава бейт дина (еврейский
суд), все его коллеги в городе
прекращают работу. А жители
этого города приходят в
синагогу и рассаживаются в
другом порядке: те, кто обычно
сидел в северной части
синагоги, сидят в ее южной
части, те, кто до этого сидел в
южной части, переходят - в
северную. Когда умирает наси
(вождь, предводитель колена),
его сподвижники - бездействуют…
(Моед Катан, 22).
Насколько же более скорбной
была картина еврейской жизни
после смерти Моше!
В память о кончине Моше,
величайшего из лидеров
еврейского народа, до сих пор
во всех синагогах мира по
шаббатам после молитвы минха
не читают Тору …
20.09.04
Говоря о последствиях
кончины Моше, Талмуд (трактат Темура,
лист 16) приводит скорбную
статистику, свидетельствующую
о падении в среде народа
Израиля уровня знания Торы.
Тысяча семьсот уроков и
подробных обсуждений, -
говорят Учителя, - стерлись из
людской памяти в период траура
по Моше.
Однако здесь же Талмуд
вносит в общую картину и
оптимистическую ноту.
И все же Отниэль, сын Кеназа,
брат Калева, восстановил эти
забытые уроки, - подчеркивает
раби Аббуха.
Это сообщение может
показаться странным.
Поскольку во главе народа
Израиля встал Иегошуа, ему, по
логике вещей, и предстояло
восстановить в еврейской
среде утраченные с кончиной
Моше знания Торы. Но нет,
Талмуд в связи с этим называет
имя Отниэля…
Далее мы узнаем, что Отниэль
в вопросах учености и
способности к постижению
Мудрости превосходил Иегошуа
бин Нуна. Превосходил его в
этом и Пинхас, внук Аарона, -
отмечает Раши (раби Шломо
бен Ицхак - величайший
комментатор Торы и Талмуда;
Франция, 11-й век) в своих
комментариях к трактату Авот.
И цитирует строки из Танаха (из
книги пророка Малахи),
которые он относит к Пинхасу: «Тора
истинная была в устах его, и
несправедливость не касалась
губ его, в мире и
справедливости ходил он со
Мной и многих отвратил от
греха. Ибо уста Учителя хранят
знание и Тору. И Тору ищут (другие)
в устах его, ибо он - посланник
Всевышнего» (книга пророка Малахи,
гл. 2, ст. 6-7).
Традиция сообщает, что никто
в еврейской среде не мог
сравниться с двумя людьми,
которых Иегошуа бин Нун
отправил в Эрец Исраэль на
разведку, чтобы узнать, что
представляет собой Земля
Израиля. Как сказано: «И послал
Иегошуа, сын Нуна, из Шиттима
двух мужей-соглядатаев тайно,
сказав - идите, осмотрите землю
и Иерихо» (Танах, книга Иегошуа,
гл. 2, ст. 1).
Речь здесь идет о Пинхасе и
Калеве, которые рисковали
жизнью ради того, чтобы
выполнить данное им поручение.
Далее в Танахе раскрывается
еще один, дополнительный
аспект личности Пинхаса.
Мы узнаем о том, что
самоотверженная женщина по
имени Рахав, увидев, что
посланников Иегошуа бин Нуна
разыскивают стражники царя
Иерихо, решила спрятать
Пинхаса и Калева. И Пинхас
сказал ей: «Я - слуга
Всевышнего, а слуги Творца
подобны малахим. Как
сказано - уста слуги
Всевышнего хранят знание, и
люди ищут закон на его устах;
ибо он - малах (посланник)
Всевышнего… Малах, если
пожелает, может быть видимым,
но может стать и невидимым ».
Что означают слова - «пророки
подобны малахим »?
В Торе об этом (со ссылкой на
Моше) написано: «И воззвали мы
к Творцу, и услышал Он голос
наш и послал малаха,
который вывел нас из Египта» (Бамидбар,
гл.20, ст. 16).
Разве не Моше вывел народ
Израиля из Египта? Конечно же,
Моше. Процитированная фраза
лишь подтверждает, что пророк
подобен малаху .
Итак, Пинхас сказал Рахав: «Я
- посланец Всевышнего и нет
нужды меня прятать. Спрячь
Калева, а я буду стоять перед
ними, но они не увидят меня». (Мидраш
Раба к книге Бамидбар,
гл. 26, ст. 1).
21.09.04
Пинхас произносит слова
истинной Торы, и его
уподобляют малаху
Всевышнего. Моше, находясь на
горе Ссинай, мог обойтись без
еды и питья - способность,
присущая малахим …
Мидраш Раба
к книге Берешит (гл. 48,
ст. 14) приводит высказывание раби
Меира
(один
из крупнейших Учителей Мишны;
2-й век): «Говорится в пословице
- войдя в город, следуй его
обычаям (если ты - в Риме, веди
себя как римлянин). На вершине
горы, куда поднялся Моше,
не было ни еды, ни питья.
Поэтому, поднявшись на гору,
Моше стал как они (малахим)».
В самой Торе об этом сказано: «Когда
я взошел на гору... и пробыл там
сорок дней и сорок ночей, хлеба
не ел и воды не пил...»
(Дварим,
гл. 9, ст. 9).
И, тем не менее, как
подчеркивает Раши, Моше
передал Тору Иегошуа бин Нуну -
именно ему.
Традиция была передана
Иегошуа, - сообщают Учителя. -
Моше получил Тору на Синае и
передал ее Иегошуа, Иегошуа
передал ее старейшинам
Израиля, старейшины - пророкам,
а пророки - мужам Великого
Собрания» (Мишна, Пиркей
Авот ,
гл. 1).
Несомненно, у Моше были и
другие ученики, кроме Иегошуа
бин Нуна. Почему же был избран
именно он, тем более, что
другие превосходили его,
скажем, в знаниях?
Талмуд (трактат Эрувин,
лист 54) описывает порядок
изучения Устной Торы в бейт
мидраше (дом учения) Моше.
Моше получил Тору из уст
Всевышнего. Пришел Аарон, и
Моше преподал ему полученный
от Творца урок. Когда урок
закончился, Аарон сел по левую
руку от Моше. Затем в бейт
мидраш пришли сыновья Аарона,
и Моше преподал им тот же урок.
Элазар сел справа от Моше,
Итамар - слева от Аарона.
Аарон
всегда сидел по правую руку от
Моше, - уточняет раби Иегуда (великий
Учитель Мишны, 2-й век).
Потом пришли старейшины, -
продолжает Талмуд, - и Моше
преподал и им этот урок.
Выслушав урок до конца, они
отошли в сторону. И тогда
предстала перед Моше вся
община Израиля и тоже
прослушала урок Моше.
Получается, что Аарон слушал
этот урок четыре раза, его
сыновья - три раза, старейшины -
два раза и народ - один раз.
Когда умер Моше, Аарон
заменил брата и преподавал
всем этот урок. Когда умер
Аарон, ему на смену пришли его
сыновья. Когда умерли сыновья
Аарона, старейшины учили народ.
Таким образом, каждый человек
в общине Израиля прослушал
урок Моше четыре раза.
Учитель обязан преподать
своим ученикам тот же урок не
менее четырех раз, - заключает раби
Элиэзер (великий Учитель
Мишны второго поколения, 1-й
век), анализируя приведенный
выше рассказ.
В самом деле, если Аарон (первый
в еврейской истории главный
служитель Храма) должен был
учить урок, преподанный Моше -
четырежды, то обычному ученику,
обучающемуся у «обычного»
учителя потребуется, чтобы
усвоить материал, гораздо
больше повторений.
Но вернемся к Иегошуа бин
Нуну. Его имя в описания
процесса обучения Устной Торе
вообще не упоминается.
Создается впечатления, что его
как будто бы в бейт мидраше
Моше и вовсе не было.
Как же обстояло дело в
действительности?..
22.09.04
Рамбам
(великий Учитель, комментатор
Мишны и составитель полного
кодекса еврейских законов Мишнэ
Тора; Испания - Египет, 12
век), описывая процесс
изучения Торы, сообщает: «Все
трое - Элазар, Пинхас и Иегошуа
получили Устную Тору от Моше.
Иегошуа был учеником Моше,
поэтому он (Моше) передал ему
Устную Тору и все связанные с
ней заповеди» (Рамбам. Мишнэ
Тора, предисловие).
Из этого описания следует,
что только Иегошуа бин Нун был
истинным, единственным
учеником Моше - несмотря на то,
что Моше обучал Торе многих
людей. Поэтому лишь ему (Иегошуа)
он мог доверить Устную
традицию. Об этом и говорит
Талмуд в трактате Авот - «Моше
получил Тору на Синае и
передал ее Иегошуа, Иегошуа
передал ее старейшинам
Израиля…».
Далее Рамбам пишет, что
Пинхас получил Устную
традицию от Иегошуа бин Нуна. И
это подтверждает факт, Моше
имел единственного ученика -
Иегошуа бин Нуна.
Так где же все-таки был
Иегошуа, когда Моше обучал
народ Торе в своем бейт
мидраше ?
Рассказывает Мидраш (Мидраш
Раба к книге Бамидбар,
гл. 21, ст. 14), что в какой-то
момент Моше решил попросить
Всевышнего, чтобы сыновья его
унаследовали после его
кончины славу отца. И
Всевышний ответил Моше
словами, которые цитируются в Мишлей
- Притчах царя Шломо (Соломона):
«Кто стережет смоковницу,
будет есть плоды от нее; и (кто)
бережет господина своего,
будет почтен» (Мишлей,
гл. 27, ст. 18).
Творец сказал Моше: «Твои
сыновья сидели в бездействии,
и не изучали Тору. Иегошуа
служил тебе и оказывал тебе
большой почет. Именно он
поднимался рано утром и
оставался до поздней ночи в
Доме Учения. Он ставил
скамейки и расстилал циновки.
Он служил тебе изо всех сил, он
и продолжит служить Израилю -
такова его награда».
Мидраш рассказывает также,
что Иегошуа никогда не
оставлял Моше, всегда был при
нем. В Торе об этом написано: «…И
когда видел весь народ, и
поклонялся каждый у входа в
Шатер. И говорил Всевышний с
Моше лицом к лицу, как говорят
с другом своим; и он (Моше)
возвращался в стан, а
служитель его, Иегошуа, сын
Нуна, юноша, не отлучался от
Шатра» (Шемот, гл. 33, ст.
10-11; о том же говорится и в
книге Бамидбар - гл. 11,
ст. 28).
Иегошуа везде сопровождал
своего учителя, и поэтому, даже
если у Моше и могли быть более
талантливые ученики, то задача
заменить Моше была бы все
равно возложена на Иегошуа бин
Нуна. Иегошуа приходил в бейт
мидраш Моше раньше всех,
чтобы все подготовить к началу
занятий. Когда все расходились,
он оставался со своим учителем.
Такое отношение к учителю
стало в нашей традиции эталоном
истинной преданности .
Талмуд (трактат Берахот,
лист 47) приводит дискуссию
между Учителями, предметом
которой стал вопрос: кого
следует называть - невеждой ?
- Невежда
- это человек, который не
читает утром и вечером молитву
Шма, Исраэль… - сказал раби
Элиэзер (один из крупнейших
Учителей Мишны, 1-й век).
Иную грань Истины
усматривает в этом вопросе раби
Иегошуа (великий Учитель
Мишны второго поколения, 1-й
век).
- Невеждой
мы назовем человека, - говорит
он, - который не накладывает тефилин».
- Тот, у кого нет цицит на талите
- невежда, - высказывает свою
позицию Бен Азай.
Невеждой назовем того, у кого
нет мезузы на дверном
косяке, - дает определение
этому понятию раби Натан
(великий
Учитель Мишны, 2-й век).
Однако остальные Учителя
открывают в этом вопросе
совершенно новую грань Истины.
- Невеждой назовем того, -
констатируют они, - кто изучал
Тору и Мишну, но не помогал
учителю Торы.
Этой позиции большинства
Учителей и следует ѓалаха (еврейский
практический закон), - сообщает
рав Ѓуна
(великий
Учитель Талмуда второго
поколения, 3-й век).
Но как связана помощь
учителю - с невежеством? Как
понимать вывод наших Учителей?..
23.09.04
Талмуд наставляет: в лучшем
случае - недостаточно быть
лишь ученым-«книжником»; в
худшем - это даже опасно.
Истинные знания приобретаются
не просто в процессе сбора
информации. Подлинным
знатоком Торы может стать
человек, который умеет
правильно применить усвоенное
на практике. А это требует
мудрости, которую получают,
только «сидя у ног учителя».
Не было Учителя более
высокого духовного уровня, чем
Моше, и не было более
преданного ученика, чем
Иегошуа бин Нун. Поэтому, когда
настало время назначить
преемника Моше, Всевышний
выбрал Иегошуа.
В Торе об этом написано: «И
сказал Моше Всевышнему, говоря
- да назначит Всевышний мужа
над этой общиной, который
выходил бы перед ними… чтобы
не была община Всевышнего как
овцы, у которых нет пастыря. И
сказал Моше Всевышний - возьми
себе (в преемники) Иегошуа,
сына Нуна, человека, в котором
есть дух, и возложи на него
руку твою...» (Бамидбар,
гл. 27, ст. 15-18).
Итак, Иегошуа назначен
преемником Моше по велению
Всевышнего.
На плечи Иегошуа легла
тяжелейшая задача. Его
положение усугублялось еще и
тем, что люди постоянно
сравнивали нового лидера - с
Моше. С кончиной Моше, как
говорилось выше, значительно
сократились занятия Торой, что
еще больше усложняло
возникшие перед Иегошуа
проблемы. Он мог справиться с
ними, лишь набравшись мужества
и оставаясь в столь сложной
ситуации - сильным.
В Торе читаем: «И призвал
Моше Иегошуа, и сказал ему пред
очами всего Израиля - крепись и
мужайся, ибо ты войдешь с
народом в землю, которую
Всевышний обещал отцам их, и ты
ее передашь им во владение» (Дварим,
гл. 31, ст. 7).
И далее: «И заповедал
Всевышний Иегошуа, сыну Нуна, и
сказал - крепись и мужайся, ибо
ты введешь сынов Израиля в
землю, о которой Я говорил им, и
Я
буду
с тобой»
(Дварим,
гл. 31, ст. 22-23).
Как видим, не один Моше
говорил Иегошуа, что он должен
мужаться и быть сильным. То же
самое сказал ему и Всевышний.
Этому в Танахе посвящен
довольно большой отрывок.
Процитируем его: «И было, после
смерти Моше, слуги Всевышнего,
сказал Всевышний Иегошуа, сыну
Нуна, служителю Моше, говоря -
Моше, раб Мой, умер; встань же
теперь, перейди через Иордан,
ты и весь народ этот, в землю,
которую Я даю им, сынам Израиля.
Всякое место, на которое
ступят ноги ваши, даю Я вам, как
говорил Я Моше. От пустыни и
Леванона до реки великой, реки
Эфрат - всю землю хэйтийцев, - и
до Великого моря, к заходу
солнца, будут пределы ваши. Не
устоит никто пред тобой во все
дни жизни твоей; как был Я с
Моше, (так) буду Я и с тобой, не
отступлю от тебя и не оставлю
тебя. Тверд будь и мужественен,
ибо ты передашь народу этому
во владение землю, о которой Я
клялся отцам их, что дам (ее) им.
Только тверд будь и очень
мужествен, чтобы бережно
соблюдать всю Тору, которую
завещал тебе Моше, раб Мой; не
уклоняйся от нее ни вправо, ни
влево, дабы преуспевал ты
везде, куда ни пойдешь. Пусть
не покидает книга Торы уста
твои, и размышляй о ней днем и
ночью, чтобы в точности
исполнять все написанное в ней
- тогда удачлив будешь на пути
твоем и преуспеешь. Повелел же
Я тебе - будь тверд и мужествен,
не страшись и не трепещи, ибо с
тобой Всевышний твой - везде,
куда ни пойдешь». (Книга Иегошуа,
гл. 1, ст. 1-9).
До этого момента говорилось,
что Иегошуа никогда не
оставлял шатер Моше. Теперь же
мы узнаем, что Творец повелел
ему никогда не оставлять Тору…
Завершение любого дела
никогда не дается легко. При
этом человек, как правило,
испытывает смешанные чувства:
с одной стороны - радость
достижения цели, с другой -
страх перед будущим.
Завершая годичный цикл
чтения Торы, мы должны
обратить внимание на призыв
Всевышнего «быть сильными»,
идти вперед, не боясь
испытаний - с радостью и
трепетом, не успокаиваясь на
достигнутом, не позволяя
чувству удовлетворенности
овладеть нашими душами.
Мы снова будем изучать Тору,
нашу традицию, чтобы лучше
понять смысл всего сущего и
использовать беспримерную,
данную нам возможность хотя бы
хоть как-то, хотя бы чуть-чуть,
понять замыслы Творца. А для
этого нужно быть сильными и
мужественными .
Как же стать сильными?
Наши Учителя наставляют нас:
Четыре задачи требуют силы -
изучение Торы, добрые дела,
молитвы и наше земное занятие.
Откуда известно, что
изучение Торы и добрые дела
требуют силы? - спрашивает
Талмуд (трактат Берахот,
лист 32). И отвечает: так сказано
в Торе - «Только сильным будь и
мужественным, чтобы соблюдать все
законы Торы...». А Тора учит нас
совершать добрые дела…
Автор текста рав Ари
Канн
Прочесть двадцать второй цикл обсуждения Прочесть двадцать первый цикл обсуждения Прочесть двадцатый цикл обсуждения Прочесть девятнадцатый цикл обсуждения Прочесть восемнадцатый цикл обсуждения Прочесть семнадцатый цикл обсуждения Прочесть шестнадцатый цикл обсуждения Прочесть пятнадцатый цикл обсуждения Прочесть четырнадцатый цикл обсуждения Прочесть седьмой цикл обсуждения Прочесть шестой цикл обсуждения Прочесть пятый цикл обсуждения Прочесть четвертый цикл обсуждения Прочесть третий цикл обсуждения Прочесть второй цикл обсуждения Прочесть первый цикл обсуждения
|
|
|
|
|
New Page 1
|