Двадцать второй цикл обсуждения (видео)
Прочесть двадцать первый цикл обсуждения Прочесть двадцатый цикл обсуждения Прочесть девятнадцатый цикл обсуждения Прочесть восемнадцатый цикл обсуждения Прочесть семнадцатый цикл обсуждения Прочесть шестнадцатый цикл обсуждения Прочесть пятнадцатый цикл обсуждения Прочесть четырнадцатый цикл обсуждения Прочесть седьмой цикл обсуждения Прочесть шестой цикл обсуждения Прочесть пятый цикл обсуждения Прочесть четвертый цикл обсуждения Прочесть третий цикл обсуждения Прочесть второй цикл обсуждения Прочесть первый цикл обсуждения
New Page 3
ГЛАВА “Ве-зот а-браха”
Место в Торе: Дварим, гл. 33, ст. 1 —
конец книги Дварим.
Почему она так называется?
Первая фраза начинается так: “Вот благословение, которым благословил Моше...
сынов Израиля...”.
Вот благословение на иврите — ве-зот а-браха .
Обсуждение главы Ве-зот а-браха
30.09.2001
Вот и завершился годовой цикл чтения Торы.
В субботу 13 октября (в текущем новом 5762 году) в синагогах уже будут читать
первую недельную главу Торы — Берешит .
А нам осталось разобрать одну важную тему, о которой мы говорили в прошлой
главе Аазину (см. на сайте).
Там было сказано, что Моше предстояло ответить на завершающий вопрос: хватит
ли у нас сил реализовать Законы Торы на земле? Быть может, все это — красивая
Утопия?
Наша глава содержит ответ на этот вопрос. Однако в начале идет разговор о
других народах.
В самом деле. Прежде чем обсуждать, сможет ли еврейский народ подняться на
должную высоту и исполнить все, к чему призывает его Всевышний, надо определить,
почему только евреи получили Тору .
Первое, что может прийти в голову — другим народам ее не предлагали. Но это
не так. Предвидя возможные обиды, Всевышний как бы инициировал в духовных мирах
определенный диалог.
Он обратился к “духовному корню” разных народов. Вот как об этом рассказывает
Тора: “...Всевышний пришел с горы Синай и воссиял с (горы) Сеир, явился от горы
Паран...” (гл. 33, ст. 2).
Что означает эта фраза?
По отношению к Земле Израиля гора Синай расположена на юго-западе, Сеир — на
юге, а Паран — на юго-востоке. Всевышний не мог появиться (дать осознать Свое
Присутствие) одновременно с трех разных сторон. Следовательно, речь идет
о нескольких поэтапных “проявлениях”. Об этом рассказывает Устная Тора.
В трактатах Талмуда — Брахот и Авода Зара сообщается, что в духовных мирах “корню” — “прообразу”
народа Эсава была предложена Тора. Если бы согласие было получено, на земле
произошли бы некие события, в результате чего народ Эсава стал бы “народом
Торы”. В ходе диалога “что это, зачем это, что от меня требуется и т.п.”
выяснилось, что Тора содержит запрет на убийство (исключение составляют лишь
случаи самозащиты). “Духовный корень” Эсава, связанный с Римом и вообще
европейскими народами, отказался.
Затем Всевышний обратился к “духовному корню” народа, проживавшего в
окрестностях горы Паран (впоследствии — арабы). И вновь получил отказ — здесь не
устроили установленные Торой ограничения на интимные отношения.
Отказались принять Тору и духовные проекции остальных народов.
А теперь вернемся к нашей основной теме: гарантирует ли принятие Торы ее
практическую реализацию? Хватит ли у нас сил?
01.10.2001
Мы свободны в выборе сферы приложения сил. Но количество энергии,
“энергетический потенциал”, иначе говоря, — браха (благословение),
зависит от того, сколько нам ее “выделят сверху”.
И вот, как следует из названия главы, Моше передает браху,
благословение, всем 12-ти коленам народа Израиля. Именно это
благословение (Всевышнего!) и гарантирует — в конце концов — успех
в реализации Торы.
Почему, кстати, Моше передал благословение 12-ти коленам, а не сразу всему
народу?
У нашего народа — три праотца: Авраам, Ицхак и Яаков. И четыре праматери:
Сара, Ривка, Рахель и Лея. И каждый из этих людей являл собой Личность (с
большой буквы). Душа каждого из них представляет собой модель, окрашенную ярко
выраженной индивидуальностью пути служения Всевышнему. Ребенок наследует душу
отца и матери. Три и четыре дают двенадцать комбинаций — двенадцать основных
путей служения Творцу.
Обращаясь к коленам народа Израиля, Моше показал, что каждый путь —
благословенен, и все вместе приведут к реализации Торы на земле.
Впрочем, напрашивается еще один предваряющий основную тему вопрос. В конце
книги Берешит (недельная глава Вайехи — см. на
сайте) мы читали о благословениях, которые Яаков передал своим двенадцати
сыновьям. Зачем теперь Моше вновь благословляет 12-ть колен?
Именно потому, что Яаков благословил сыновей, через благословение Моше нужно
было подтвердить, что сыновья Яакова породили колена народа Израиля (в каждом —
десятки тысяч одних только взрослых мужчин), сохранившие основные черты,
сформулированные в благословении Яакова. И более того: эти черты в каждом колене
получают развитие, и колена внесут свой вклад в “копилку” реализации Торы.
Моше начинает со старшего колена — Реувена. Его браха состоит из одной
фразы: “Да будет жить (колено) Реувена и не умрет; и да не будут люди его
малочисленны” (гл. 33, ст. 6).
В книге Берешит рассказывалось, что старший сын Яакова — Реувен
дал яркий пример совестливости и активного самоанализа, что привело к
тшуве, исправлению в поведении. Речь шла об истории с Йосефом. Но до
этого Реувен (правда, из чистых побуждений) проявил непочтение к отцу — Яакову,
вмешался, когда отец делал выбор: кого считать старшей женой после смерти
Рахели.
Непочтение в отношениях с отцом несет в себе потенциал смерти в этом и
особенно — в будущем мире. Отсюда пожелание Моше — “да будет жить” (в этом мире)
и “не умрет” (в будущем).
Но Реувен — пример нам на все времена. Пока человек жив,
всегда можно сделать тшуву, исправить прошлые ошибки.
Реувен повлиял на поведение братьев. И Моше говорит: “И да не будут люди его
малочисленны”. Люди его — те, у кого есть силы исправлять — себя и
других. В их многочисленности — залог успеха. Ведь чтобы реализовать Тору,
необходимо “исправлять” — себя и других.
03.10.2001
А теперь всмотримся в последовательность, в которой Моше благословляет колена.
После Реувена у Яакова родились Шимон и Леви. Четвертым был Иегуда. Однако Моше благословляет колено Иегуды сразу же вслед за коленом Реувена — вторым. Потом — Леви. А Шимона и вовсе не упоминает. Но об этом — чуть позже... За коленом Леви следует колено самого младшего сына Яакова — Бинямина. За Биньямином идет его старший брат (от Рахели) — Йосеф. Затем — Звулун и Иссахар, несмотря на то, что Звулун — младше Иссахара (сыновья Леи).
Дальше — не проще. Гад младше Дана и Нафтали, но в “списке обращений” их опережает. Последнюю браху получает Ашер. Он младше тех, за кем стоит в “списке”, но старше тех, кто упомянут в начале — Йосефа и Биньямина.
Что это значит? Какими соображениями руководствуется Моше?
Вспомним основную тему: гарантии реализации законов Торы на земле. Какие черты необходимы для осуществления задачи, точнее — в какой последовательности нужно начать работу?
О первом этапе мы уже говорили. Прежде всего, нужна совестливость, способность к переживаниям, желание и умение изменить путь (колено Реувена).
Второе — желание и умение быть на этом пути лидером (“царское” колено Иегуды). Царь на иврите — мелех, что означает — ведет. Чтобы достичь цели, нужно взять на себя ответственность и уметь добиваться желаемого. Естественно, надо знать, куда идти.
Кто же будет распространять знания?
Чтобы реализовать Тору, народ должен ее изучить. Поэтому за коленами Реувена и Иегуды следует колено Леви. Его представители — учителя Торы и служители в Храме (в области специальной музыки — движения духовных миров; коэны занимались приношениями). Как сказано в Торе: “Будет (колено) Леви учить Законам (сыновей) Яакова и Торе — (сыновей) Израиля” (гл. 33, ст. 10).
Колено Шимона здесь не упомянуто, ибо еще Яаков в своем благословении подчеркнуто назвал Леви и Шимона “братьями”. И без того известно, что они — братья. Но Яаков определил их как одно целое (см. Берешит, гл. 49, ст. 5).
И действительно, Шимон и Леви были “народными учителями” Торы, но колено Леви выполняло и дополнительные обязанности (в Храме). Поэтому здесь названо только колено Леви.
После этого логично упомянуть именно Биньямина. На его территории находилась Святая Святых Храма (почти все остальное — на территории колена Иегуды, ибо граница проходила прямо по Храмовой горе).
В брахе Биньямину говорится: “Близок Всевышнему (в оригинале йедид — близок) и будет (гарантируется!) расположен на нем (на Храмовой горе) надежно...”.
Но Земля Израиля — не только Иерусалим и Храм. И поэтому дальше находим упоминание колена Йосефа. Слово йосеф означает — увеличение. Надо в конце дней увеличить и распространить Иерусалим за пределы его земных границ. И в благословении читаем: “...территорию его благословляет Всевышний, усладой небесной и (водой) от бездонных глубин...” (гл. 33, ст. 13-14).
Дальше — опять логично. Моше обращается к колену Звулуна , взявшего на себя ответственность
за материальную поддержку колена Иссахара. Колено Иссахара — ученые Торы. И благословение гарантирует успех такого партнерства: “Радоваться будет Звулун на выходе, а Иссахар — в шатрах”.
Обратим внимание на слова “на выходе”. Звулун занимается бизнесом. Как он может радоваться “на выходе” — перед началом торговой операции? Радуются обычно, завершив ее. Но в этом-то и состоит “еврейский секрет”. Если основная (!) цель твоей экономической деятельности — поддерживать учение Торы, ты можешь радоваться “на выходе”, ибо можешь быть уверен в успехе.
Шатры — символ бет-мидраша, дома изучения Торы.
Гад упомянут за Звулуном и Иссахаром, ибо (как Йосеф после Биньямина) являет собой показатель и принципы расширения: “Благословен (Всевышний), расширяющий владения Гада (на восток)” (гл. 33, ст. 20).
Владения колена Гада располагались к востоку от реки Иордан и соседствовали с владениями Иссахара. Благословение на расширение реализовалось по мере увеличения знаний Торы (работа Иссахара).
Только после этого Моше упомянул старшие (по отношению к Гаду) два колена. Дан назван молодым львом (гл. 33, ст. 22). Если Гад расширяется, то Дан демонстрирует зарождение потенциала расширения.
Накатывает волна в море, а за ней — следующая. Иначе нет будущего.
Есть ли цель и достижима ли она? На этот вопрос отвечает благословение Нафтали: “...доволен и насыщен и заполнен благословением Всевышнего” (ст. 33).
Все, как говорится, хорошо. Но не таят ли в себе опасность довольство и насыщение? К чему все это ведет?..
04.10.2001
Появляется колено Ашера. Само слово Ашер происходит от слова ошер — счастье (в смысле — достижение цели). Оно состоит из букв алеф, шин, реш. Первая буква — алеф говорит о единстве, буква шин, числовое значение которой 300, — о духовном фундаменте (это не раз обсуждалось в предыдущих главах), а реш — о том, что — главное (реш, как и слово рош, — голова).
И тогда вырисовывается смысловая линия. Главное — духовный фундамент, на котором можно выстроить осознание Единого Всевышнего (истинное счастье в нашем материализованном мире).
Достигнет ли Ашер этого? Есть ли у него такая гарантия?
Текст благословения раскрывает нам: “...нога его погружена в (оливковое) масло” (гл. 33, ст. 24).
Слово регель (нога) указывает направление, куда человек идет. Слово шемен (масло) восходит к корню, состоящему из букв шин, мем, нун (тот же корень, что и у слова шемонэ — восемь). Число восемь сообщает нам о достижении цели (о цели всегда говорит цифра семь), о прорыве “финишной ленты”. О прорыве ограничений материального мира.
Ханукальные свечи чудесным образом горели восемь дней, что стало вечным символом победы духовного над материальным.
Вот почему колено Ашера названо последним.
Мы начали с Реувена (желание и умение сделать тшуву) и пришли к Ашеру (счастью победы, возвышения над материей). Этим заканчивается Тора.
Хотя, впрочем, есть еще в нашей главе несколько фраз. О подъеме Моше из этого мира в мир высший. И, подводя итоги его жизни, Тора проводит заключительную черту: “и не было (и не будет) больше пророка... как Моше, который постигал (суть) Всевышнего и раскрывал (ее)... перед глазами всего Израиля” (гл. 34, ст. 10-12; с необходимыми уточнениями в переводе).
Последнее слово всей Торы — Израиль. Последняя буква этого слова — ламед. А первая буква в Торе — бет. Вместе буквы ламед и бет составляют ивритское слово лев — сердце. Центр. Суть.
Почему мы объединили последнюю и первую буквы?
Потому что чтение и изучение Торы никогда не прекращалось и не прекратится. Когда в праздничный день Симхат-Тора завершают годичный цикл чтения Торы, тут же начинают читать ее заново. Иначе нельзя. Ведь Тора — наше сердце. Центр. Суть.
Автор
текста Элиягу Эссас
Прочесть двадцать второй цикл обсуждения Прочесть двадцать первый цикл обсуждения Прочесть двадцатый цикл обсуждения Прочесть девятнадцатый цикл обсуждения Прочесть восемнадцатый цикл обсуждения Прочесть семнадцатый цикл обсуждения Прочесть шестнадцатый цикл обсуждения Прочесть пятнадцатый цикл обсуждения Прочесть четырнадцатый цикл обсуждения Прочесть седьмой цикл обсуждения Прочесть шестой цикл обсуждения Прочесть пятый цикл обсуждения Прочесть четвертый цикл обсуждения Прочесть третий цикл обсуждения Прочесть второй цикл обсуждения Прочесть первый цикл обсуждения
|