ВАЙЕШЕВ 
"ВАЙЕШЕВ"
ВАЙЕШЕВ 
Чтение текста
Афтары

"ВАЙЕШЕВ"

21.12.2024, 20 Kislev, 5785

Суббота

New Page 1
  
Главная страница  
Анализ новостей  
Дайджест  
Помочь сайту  
Недельная глава    
Комментарии (видео)   
Комментарии (текст)   
- Чтение            
Праздники   
Лист Талмуда   
Мишна, главы   
(видеокомментарии)
   
Заповеди Торы   
Уроки по Теилим   
Молитва Шмоне Эсре   
Молитва Шма Исраэль  
Пиркей Авот   
Птихат Элиягу   
Спроси у раввина    
- Ответ дня       
- Блиц-ответы   
- Видео-ответы   
Афтарот    
- Комментарии   
- Чтение            
Аспекты Галахи   
Еврейский календарь
(цикл уроков)
   
События Бамидбар   
Этика   
Культура   
Личность   
К размышлению   
Медицина   
Психология   
Библиотека   
Аудио и Видео уроки   
Объектив   
Видео   
конференции
   
Почта   
 

        
Иерусалим
Москва
Киев
Минск
Нью-Йорк


Курс шекеля
Курс рубля
                  
                                   

  Поиск на сайте:  

 
Праздники и памятные даты:

Все еврейские даты начинаются накануне вечером!
 
Ханука
25 Кислева - 2 Тевета
(25.12.24 - 02.01.25)
Пост 10 Тевета
10 Тевета
(10.01.25)
Ту би-Шват
15 Шват
(13.02.25)
Пурим
14 Адара
(14.03.25)
в Иерусалиме -
15 Адара
(15.03.25)
Песах
15-21 Нисана
(13 - 19.04.25)
В диаспоре 
15-22 Нисана
(13 - 20.04.25)
День катастрофы и героизма
27 Нисана
(24.04.25)
День памяти павших 
3 Ияра
(30.04.25)
День независимости Израиля
4 Ияра
(01.05.25)

Лаг ба Омер
18 Ияра
(16.05.25)

День Иерусалима
28 Ияра
(26.05.25) 
Шавуот
6 Сивана
(02.06.25)
В диаспоре 6-7 Сивана
(2 - 3.06.25)
Девятое Ава
 9 Ава
(03.08.25)
Рош а-Шана
1-2 Тишри
(23 - 24.09.25)
Йом Кипур
10 Тишри
(02.10.25)
Суккот
15-21 Тишри
(07.10 - 13.10.25)
Шмини Ацерет
Симхат Тора

В Израиле - 22 Тишри
(14.10.25)
В диаспоре - 
22-23 Тишри
(14 - 15.10.25)
 



Недельная глава
Раздел ведет 
рав Элиягу Эссас
О недельных главах


Двадцать второй цикл обсуждения (видео)

Прочесть двадцать второй цикл обсуждения
Прочесть двадцать первый цикл обсуждения
Прочесть двадцатый цикл обсуждения
Прочесть девятнадцатый цикл обсуждения
Прочесть восемнадцатый цикл обсуждения
Прочесть семнадцатый цикл обсуждения
Прочесть шестнадцатый цикл обсуждения
Прочесть пятнадцатый цикл обсуждения
Прочесть четырнадцатый цикл обсуждения
Прочесть седьмой цикл обсуждения
Прочесть шестой цикл обсуждения
Прочесть пятый цикл обсуждения
Прочесть четвертый цикл обсуждения
Прочесть третий цикл обсуждения
Прочесть второй цикл обсуждения
Прочесть первый цикл обсуждения

ГЛАВА «Ве-зот hа-бераха»

 

Место в Торе: Дварим, гл. 33, ст. 1 — конец книги Дварим.

 

Почему она так называется?

Первая фраза начинается так: “Вот благословение, которым благословил Моше... сынов Израиля...”.

Вот благословение на иврите — ве-зот а-браха.

 

Обсуждение главы Ве-зот hа-бераха

 

1. Симхат Тора для Израиля — день радости

 

Приятно, пройдя через всю Тору и добравшись до завершающей ее недельной главы, обнаружить бераху (благословение), читая — «И вот благословение» (Дварим, гл. 33, ст. 1).

У нашей недельной главы есть одна интересная особенность — ее, в отличие от остальных недельных глав, в большинстве случаев, читают не в субботу, но в праздник Симхат Тора.

Существует важный обычай — дважды вдумчиво прочитывать каждую главу Торы, а затем, еще и комментарий Онкелоса (великий Учитель Торы времен написания Мишны, 2-й век) к ней на арамейском языке. Учителя назвали его — шнаим микра ве-эхад таргум.

Завершить такое изучение недельной главы нужно до утренней субботней трапезы. Но Ве-зот hа-бераха читают не в шаббат. Поэтому ее изучают не в Симхат Тора, но — в утренние часы дня Ошана Раба. Ведь не известно, можно ли читать «шнаим микра ве-эхад таргум» в праздник. И, кроме того, очень важно проявить проворство в изучении Торы и завершить ее чтение как можно раньше.

Похвально, когда человек проявляет проворство и не откладывает выполнение заповеди в долгий ящик. Так что, чем раньше будет завершено изучение Торы, тем лучше.

Ошана Раба — это седьмой и последний день праздника Суккот.

В первый праздничный день родился наш праотец Яаков. Намек на это находим в Торе, где написано: «А Яаков отправился в Суккот» (Берешит, гл. 33, ст. 17). Что можно понять и так, что Яаков в праздник Суккот отправился в свое путешествие по жизни. То есть — его жизнь началась в Суккот. И если так — день его обрезания совпал как раз с праздником Симхат Тора, когда мы читаем главу Ве-зот hа-бераха.

В Мидраше Авот де-раби Натан (гл. 2) говорится, что тринадцать известных личностей родились без крайней плоти, как бы уже обрезанными. Это были первый человек Адам, Шет, Ноах, Шем, Яаков, Йосеф, Моше, пророк Шмуэль, царь Давид, пророк Йермиягу, Зерубавель, Иов. И да не будет рядом с ними помянут — злодей Билам.

Возможно, и Эсава следует включить в этот список. Ведь одна из причин, почему его так назвали, заключается в том, что он родился «асуй» — сделанный, завершенный, уже без крайней плоти.

О Яакове же сказано, что он был «человеком бесхитростным (в оригинале — там), пребывающим в шатрах» (Берешит, гл. 25, ст. 27).

Слово «там» мы перевели, как — «бесхитростный». Но оно употребляется также и в значении — «цельный». То есть — без добавок, без примесей, без лишнего. Словом — обрезанный.

Вторая его характеристика — «пребывающий в шатрах», дает намек на его приверженность к учебе, к изучению Торы.

Дело в том, что брит мила, союз обрезания — настолько важная заповедь, что ее выполняют даже и с тем, кто родился без крайней плоти. В этом случае достаточно уколоть место, где обычно делают обрезание, чтобы вышла капля крови.

Очевидно, что такой союз обрезания был совершен и с Яаковом.

День, когда делают брит милуйом симха ле-Исраэль). Израиль — это еще одно имя Яакова.

Симхат Тора назван днем радости Израиля, потому что в этот день Яакова-Исраэля ввели в союз обрезания. А мы все — потомки Израиля. Поэтому и у нас есть дополнительный повод для радости в Симхат Тора.

 

на основе комментария рава Бенциона Муцафи

(Израиль, наше время))

 

2. Благословение не притягивают за уши, его принимают сердцем

 

Недельную главу Ве-зот hа-бераха читают в праздник Симхат Тора. Ею завершают годовой цикл изучения Торы.

Она начинается благословением. Как написано: «И вот благословение» (Дварим, гл. 33, ст. 1)..

В Мидраше Тальпиот сказано, что для берахи (благословения) необходимы три условия: подходящий благословляющий, подходящий принимающий эту бераху и подходящее время.

Самый подходящий благословляющий — это, конечно, Всевышний, Источник всех благословений. Именно у Него следует искать бераху (благословение).

Желанное время — момент, когда исполнил заповедь или совершил доброе дело.

И наконец, очень важно создать сосуд, способный вместить и удержать благословение. Таким сосудом должен стать тот, кто хочет получить бераху. Иначе, она уйдет — словно вода сквозь пальцы.

Во времена Бааль Шем Това (раби Исраэль бен Элиэзер, первая половина 18-го века) жил бедняк, который жил на подаянием. Однажды на Суккот он слег, а к Симхат Тора болезнь настолько прогрессировала, что к нему в ветхую лачугу собрались все участники похоронного братства (хевра кадиша). Они читали Теилим (Псалмы царя Давида) и были готовы помочь умирающему произнести слова видуя — самой последней молитвы в жизни.

Люди сгрудились возле кровати бедняка, чтобы его душа покинула наш мир в присутствии миньяна. Вдруг, умирающий слегка приподнялся и попросил принести стулья. Ведь из всей мебели в комнате были лишь видавшая виды кровать да колченогий стол.

Стулья взяли у соседей. Члены хевра кадиша решили, что умирающий беспокоится о них, думает, что им тяжело стоять и начали рассаживаться. Но тот возмущенно закричал: «Оставьте стулья! Это не для вас! Сейчас приходит Авраам, а с ним Ицхак и Яаков, а вот Моше и Аарон, праведный Йосеф и царь Давид. Все ушпизин (духовные гости праздничных дней Суккота) здесь! Зажгите свечи в их честь!».

Людей обуял страх и трепет. Они не прикоснулись к стульям, остались стоять. Принесли и зажгли свечи, выполняя последнюю волю умирающего. И его душа вскоре отлетела.

Об этой истории рассказали Бааль Шем Тову, предположив, что бедняк, быть может, был скрытым праведником, и это открылось, лишь в день его смерти.

Но раби Исраэль не воодушевился от услышанного.

Потом выяснилось, что у бедняка была дочь, и настала пора ей выходить замуж. Ее отец боялся, что ее без гроша за душой никто ее не возьмет. Поэтому и инсценировал посещение ушпизин. Дочь горького нищего мало кому интересна. Но дочь скрытого праведника — это совсем другое дело.

Только вряд ли понравится Всевышнему, когда пытаются притянуть благословение, что называется, «за уши». Чтобы удостоиться берахи, нужно раскрыть свое сердце навстречу.

Бааль Шем Тов проникся состраданием к сироте и объявил, что тот, кто поможет выдать замуж бедную невесту, удостоится Будущего мира. И вскоре вся хевра кадиша, в полном составе, лихо отплясывала на развеселой свадьбе...

 

на основе комментария Бааль Шем Това

(раби Исраэль бен Элиэзер, первая половина 18-го века)

 

 

 

3. Сара и Йохевед

 

Моше перед своей кончиной благословляет народ. И мы читаем: «И вот благословение, которым благословил Моше сынов Израиля перед своей смертью» (Дварим, гл. 33, ст. 1).

Наша недельная глава, завершая последнюю книгу Торы, подводит итог биографии Моше, преданного служителя Всевышнего и бессменного руководителя еврейского народа, с момента его первого визита к фараону и до окончания переходов по пустыне.

В книге Зогар говорится, что душа Моше связана с душой Адама, первого человека. Намек на это находим в сказанном — «Как имя его и как имя сына его, знаешь ли?» (Мишлей — Притчи царя Шломо, гл. 30, ст. 4).

Первое слово этой фразы «ма» (как) имеет такую же гематрию (числовое значение), как и слово «адам». А из букв, выстраивающих выражение «как имя» — можно составить имя «Моше».

«Как имя сына?»

Здесь подразумевается сын Адама Эвель, душа которого тоже связана с Моше.

Души родителей Моше, Амрама и Йохевед, связаны с душой Адама и Хавы.

Амрам был большим праведником — из тех, на ком держится мироздание.

Мать Моше, Йохевед, родилась на границе Египта и дополнила численность семьи Яакова до семидесяти. Она приходилась тетей своему мужу Амраму и была старше его на 17 лет.

Мы видим, что в случаях, когда мужчина женится на женщине старше себя — нет ничего страшного. Йохевед родила Моше, когда ей было 130 лет.

Сара родила Ицхака в 90, и это наделало много шума. Почему же рождение Моше 130-летней Йохевед не спровоцировало пересуды?

На этот вопрос отвечает такая история.

Несколько нищих, побирающихся от двери к двери, сидели и ели хлеб, рассказывая при этом забавные истории. Один из них спросил: какую самую крупную сумму они получали в качестве пожертвования.

— Десять рублей! — с гордостью произнес кто-то из них.

— Только десять? Не так уж и много. Я как-то получил пятьдесят.

— А мне однажды пожертвовали тысячу.

— Тысячу? Как тебе это удалось? — наперебой начали спрашивать заявившего о такой сумме.

— Все очень просто! — отвечал он. — Я обратился к такому-то богачу, и он мне отсчитал тысячу рублей.

Нищие насели на счастливчика и потребовали подробности.

— Дело было в Пурим. Тот богач устраивал пышную трапезу в честь этого радостного дня. И каждый, кто переступал порог его дома, мог поучаствовать в трапезе. Кроме того, ему еще давали еду с собой. А бедняк получал от него в подарок деньги.

— Пурим, это Пурим! В Пурим мы тоже получали приличные суммы! — закричали со всех сторон. — Вот, если бы в обычный день тебе столько дали!

Жаль, что Пурим не каждый день...

Йохевед родила Моше в Египте. В период о котором сказано: «А сыны Израиля плодились и умножились, и окрепли очень, чрезвычайно» (Шемот, гл. 1, ст. 7).

Тогда еврейские женщины рожали по шесть детей за раз. Поэтому рождение Моше у Йохевед не вызвало сенсацию. Подобное происходило на каждом шагу.

Но когда Сара родила Ицхака — это было всеми воспринято, как чудо. Ведь ничего подобного до тех пор не было.

 

на основе комментария Магида из Дубно

(раби Яаков Кранц, автор множества поучительных историй, собранных в книге «Оѓель Яаков»; вторая половина 18-го – начало 19-го вв.)

 

4. Моше: история рождения

 

Недельная глава Ве-зот hа-бераха — последняя в Торе. В ней мы читаем о завершении жизненного пути Моше, которое выливается в благословение. Как сказано: «И вот благословение, которым благословил Моше сынов Израиля перед своей смертью» (Дварим, гл. 33, ст. 1).

Подводя итоги, вспомним историю рождения Моше.

Моше родился через 137 лет после того, как евреи спустились в Египет.

Незадолго до этого их положение начало стремительно ухудшаться, и египтяне стали их активно порабощать.

Причиной этому послужил сон фараона, в котором он увидел старца с весами в руке. Фараон тут же вызвал своего советника Билама и потребовал истолковать сон. Очевидно, этот советник был дедушкой того самого Билама, которого царь Моава Балак подрядил проклясть евреев.

В Талмуде (трактат Санhедрин, лист 106) говорится, что Билам-внук в возрасте 33-х лет погиб в пустыне от руки Пинхаса. Это о нем в Танахе (книга пророка Йермиягу, гл. 17, ст. 11) сказано: «В средине дней его уйдет оно от него, а в конце дней своих станет он недостойным».

Билам, который был советником фараона, входил в «узкий кабинет», включавший также Реуэля из Мидьяна (он же — Итро) и Иова.

Билам истолковал сон фараона так, что у евреев родится величайший лидер, который будет представлять опасность для царской власти в Египте.

Билам дает совет — топить всех новорожденных мальчиков в реке.

Вначале этот жестокий указ касался только сынов Израиля, но затем был распространен и на египтян. Потому что Билам с помощью колдовства увидел, что лидер евреев будет жить среди египтян и мало чем будет от них отличаться.

И действительно, дочери Итро сперва приняли Моше за египтянина. Об этом читаем: «И сказали они: Какой-то египтянин избавил нас от руки пастухов и также начерпал нам воды и напоил скот» (Шемот, гл. 2, ст. 19).

Узнав о жестоких гонениях, Амрам из колена Леви, будущий отец Моше, сказал, что теперь семейная жизнь потеряла смысл. Ведь для чего рожать детей, если их все равно убьют?!

Сконцентрировавшись на этом, Амрам развелся со своей женой Йохевед. И поскольку он пользовался большим авторитетом — его примеру последовали и другие левиты (трактат Сота, лист 12).

Вскоре дочь Амрама Мирьям заявила отцу, что он превзошел фараона. Ведь фараон вознамерился уничтожить только мальчиков, а Амрам и девочкам не дает шанса появиться на свет. Услышав этот справедливый упрек, Амрам повторно женился на Йохевед. И по его примеру все левиты тоже вернули своих жен (там же).

Спустя шесть месяцев, седьмого адара 2368-го года от Сотворения мира, в среду, родился Моше, под предводительством которого в будущем евреи вышли из Египта.

Три месяца факт рождения Моше хранили в тайне, но, когда дальше скрывать уже не было возможности, его положили в корзинку, корзинку отнесли к Нилу, в уединенное место и поставили на воду.

За несколько дней до этого у Батьи, дочери фараона, на теле появилась язва духовной проказы. Это произошло, потому что Батья была на духовном уровне связана с Моше. И она взяла на себя то минимальное зло, которое было в Моше из-за присутствия в нем дурного начала, и этим исправила положение.

Раним утром Батья поняла, что исцелилась от язвы проказы. И ей захотелось совершить омовение. Но отец запретил ей делать это во дворце — мало ли что, вдруг исцеление еще не полное, так зачем подвергать дворцовые ванны опасности заражения?

Словом, Батья отправилась к реке, и в тихом укромном месте нашла корзинку с младенцем.

В тот момент, когда она вытащила Моше из Нила, его дурное начало было полностью исправлено.

Моше рос у Батьи во дворце фараона. Когда ему исполнилось два года, он, играя с отцом Батьи, сорвал с его головы корону и попытался водрузить ее на свою. Наблюдавший за этой сценой Билам поднял крик и сказал, что ребенок, когда вырастет, отберет у фараона царскую власть. Поэтому Моше следует немедленно казнить. Но Итро вступился за него, утверждая, что всему виной детская непосредственность.

Было решено подвергнуть Моше проверке. Перед ним поставили две тарелки: одну с драгоценными камнями, другую с раскаленными углями. Моше было потянулся к драгоценным камням, но специальный посланник свыше направил его руку к углям. Моше взял уголек и положил его в рот. И получил сильный ожег языка и губ, из-за которого ему стало трудно выговаривать отдельные буквы. 

 

на основе комментария рава Бенциона Муцафи

(Израиль, наше время)

 

 

5. Моше: история взросления

 

Недельная глава Ве-зот hа-бераха — последняя в Торе. В ней мы читаем о завершении жизненного пути Моше, которое выливается в благословение. Как сказано: «И вот благословение, которым благословил Моше сынов Израиля перед своей смертью» (Дварим, гл. 33, ст. 1).

Подводя итоги? вспомним историю взросления Моше.

Моше рос и мужал, превращаясь из ребенка в юношу, из юноши — в мужа.

Однажды он увидел, как египтянин избивает еврея. Эта история отсылает нас прямиком к самому первому убийству, к Каину.

Душа Каина требовала исправления. О нем сказано: «В седьмом поколении отомстится Каину.

Слово «йюкам» (отомстится) состоит из трех букв. Душа Каина проходила исправление в трех людях — праведном, среднем и злодее.

Праведным был Йитро (буква йод). Роль среднего исполнил Корах (буква куф). Хотя он поднял бунт против Моше и за это угодил в Геhином (в условном переводе — ад), но в будущем праведный Машиах спасет Кораха.

И наконец, все зло от Каина вобрал в себя египтянин, мицри (буква мэм), которого убил Моше, связанный с душой Эвеля.

Моше спрятал мертвого египтянина в песок, показывая тем самым, что его душа не подлежит исправлению.

Фараону донесли на Моше, и он послал солдат к Моше, чтобы схватить его и казнить.

Солдаты выстроились в два ряда — по тридцать солдат в каждом ряду. Моше должны были провести через этот строй, чтобы солдаты забили его насмерть.

Но случилось чудо. Когда Моше проходил между рядами солдат, на тех нашло полное оцепенение — никто из них не мог даже пальцем пошевелить.

Моше сбежал от них и спасся.

Он оказался в стране Куш, частично расположенной на территории современного Судана. Там Моше избрали царем, и он правил в этой стране 40 лет.

Затем он продолжил свой путь и оказался в Мидьяне, где познакомился с дочерями Итро, одна из которых стала его женой.

После этого Всевышний открылся Моше из горящего куста и велел ему возвращаться в Египет, чтобы вывести оттуда евреев.

В 80 лет Моше возглавил народ Израиля и руководил им до самой своей кончины, когда ему исполнилось 120 лет...

 

Автор текста Мордехай Вейц

ГЛАВА

ГЛАВА «Вайешев»

Место в Торе: Книга Берешит, гл. 37, ст. 1 — гл. 40, ст. 23.

Почему она так называется?

В первой фразе главы сказано: «И поселился Яаков в стране проживания своего отца, в стране Кенаан...».

И поселился на иврите — вайешев.

Обсуждение главы Вайешев

1. Яаков и Йосеф родились обрезанными

Написано в нашей недельной главе: «Вот родословие Яакова — Йосеф…» (Берешит, гл. 37, ст. 2).

В Мидраше (Мидраш Раба на книгу Берешит, гл. 84) говорится, что Яаков и Йосеф были очень похожи. И не только внешне. Схожими в определенном смысле были и их жизненные пути.

Впрочем, в названном Мидраше отмечается и еще одно сходство: оба они, Яаков и Йосеф, родились обрезанными, без крайней плоти.

И действительно, о Яакове сказано, что он был «человеком цельным, совершенным» (Берешит, гл. 25, ст. 27). Настолько цельным и совершенным, что даже обрезание делать ему — не понадобилось.

Но откуда известно, что и Йосеф родился без крайней плоти?

Ранее в книге Берешит мы прочли, что Рахель, родив Йосефа, сказала: «Устранил Всевышний позор (на иврите — «херпа») мой» (гл. 30, ст. 23).

Слово херпа, может использоваться для обозначения позора, связанного с отсутствием обрезания.

В развитие истории с дочерью Яакова Диной. Как написано: «Ведь позор (херпа) для нас отдать сестру необрезанному» (Берешит, гл. 34, ст. 14), — сказали сыновья Яакова Шхему (подробнее об этом — см. на сайте, к примеру, в обзоре недельной главы Ваишлах, пятый годовой цикл обсуждения).

Таким образом, фразу — «Устранил Всевышний позор мой» можно понять и так, что Всевышний создал Йосефа уже обрезанным, без крайней плоти, «без позора».

И еще, когда родился Йосеф, Яаков попросил Лавана немедленно отпустить всю его семью (Берешит, гл. 30, ст. 25).

Понятно, что обрезание в дороге делать опасно. Поэтому нужно было дождаться, когда Йосефу минет восьмой день, обрезать его и затем отправляться в путь. Но мы видим, что Яаков не собирается ждать. Он готов уйти от Лавана немедленно. Исходя из этого, можно сделать вывод, что в обрезании не было нужды, так как Йосеф родился без крайней плоти.

А теперь вопрос, который напрашивается с самого начала: ну, хорошо, у Йосефа действительно много общего с отцом, но упоминать только его в «родословии Яакова»... А как же остальные его дети?

В Талмуде (трактат Берахот, лист 60) наши Учителя, разъясняя суть этого фрагмента, напоминают историю с женой Яакова Леей.

Когда Леа была беременной, она очень переживала за сестру. «Если у меня родится сын, — размышляла она, — моя сестра Рахель даже служанке не будет равной». Ведь у служанок родились от Яакова по два сына. А у него должно было быть всего 12 сыновей.

Так что, если бы Лея родила сына (седьмого по счету у нее) — Рахель могла бы иметь только одного сына.

Лея молилась о Рахели, и дитя в ее утробе стало девочкой. 

Новорожденную, как известно, назвали Диной. Дина, хоть и была девочкой, все же сохранила в себе какие-то мужские черты. 

В Мидраше (Ялкут Шимони, на недельную главу Тазриа) Учителя пишут, что девочки больше связаны с отцом, а мальчики — с матерью. И в подтверждение своих слов они ссылаются на фразу в Торе — «Если женщина зачнет и родит дитя мужского пола…» (Ваикра, гл. 12, ст. 2). 

Выходит, мужские качества Дины укрепили ее духовную связь с Леей. 

Йосеф же изначально должен был родиться девочкой, и хотя в заслугу Леи, он в конечном итоге, родился ребенком мужского пола, многие качества у него остались женскими. Он, например, как пишет Раши (раби Шломо бен Ицхак — величайший комментатор Торы и Талмуда; Франция, 11-й век) в своем комментарии на книгу Берешит — тщательно причесывался, следил за своей внешностью.

Преобладание женских качеств и обусловило возникновение особых отношений между ним и его отцом Яаковом. Ведь с отцом больше связаны девочки. Поэтому и сказано: «Вот родословие Яакова — Йосеф». Ведь Йосеф был Яакову ближе всех остальных.

на основе комментариев рава Иегуды-Арье-Лейба Алтера

(Гурский Ребе — Сфат Эмет, Польша, 19 в.)

и рава Йонатана Эйбшица

(великий Учитель, автор десятков книг по всем разделам Устной и Письменной Торы; Польша – Германия, первая половина 18-го века)

 

2. Почему Яаков отправил Йосефа к братьям?

 

Ход нашей истории во многом был определен конфликтом, развившемся между Йосефом и братьями. Вот как он начинался: "И приносил Йосеф о них (о братьях) славу худую их отцу" (Берешит, гл.37, ст.2). 

Но какая такая "худая слава" могла водиться за братьями Йосефа?

Йосеф рассказывал отцу обо всем дурном, что замечал за своими братьями, сыновьями Леи. Он говорил, что они ели часть от живого еще животного и пренебрежительно относились к сыновьям служанок, называя их слугами, и что существуют опасения относительно их поведения с женщинами.

Но разве можно себе представить, что сыновья Яакова совершали такие прегрешения? С другой стороны, трудно предположить, что Йосеф все это выдумал, чтобы очернить братьев в глазах отца. Согласитесь, ничего подобного ни от Йосефа, ни от его братьев мы не ожидаем. Так как же было на самом деле?

А было так. Братья решили проверить Йосефа, насколько он умеет хранить тайну, не является ли доносчиком?

С этой целью они разыграли перед ним небольшой спектакль. Они взахлеб обсуждали как вкусно было есть часть от живого и как полезно это. И о младших братьях своих, сыновьях Билhи и сыновьях Зилпы говорили пренебрежительно, и также о женщинах было сказано, что-то фривольное. Йосеф же все принял за чистую монету. И решив, что братья обмениваются впечатлениями о том, что было на самом деле, рассказал обо всем отцу. 

"И приносил Йосеф о них (о братьях) славу худую". То, что мы перевели как "худая слава", в оригинале - "дибатам раа". Не отсюда ли в русский язык проникли "дебаты"? Йосеф рассказывал не о реальных поступках братьев, но лишь об их дебатах, пустых дебатах, не имевших никакого отношения к реальности. Ну прямо парламентские дебаты, точь-в-точь.

Выходит, хоть братья и не совершили тех прегрешений, что им приписывала "худая слава", но и нельзя сказать, что Йосеф обманывал отца.

Определяющим, в этой ситуации, является вопрос, как Яаков воспринял оперативные донесения Йосефа, поверил ли им?

Впрямую об этом в Торе не сказано, но ответ, очевидно, отрицательный. "Диба" (хула) не произвела впечатления на Яакова, не заставила его плохо думать о сыновьях. Более того, он желал, чтобы и Йосеф изменил свое мнение. Именно с этой целью он посылает его проведать братьев.

Вот наставления Яакова Йосефу, перед тем как тот отправился в путь.

"Пойди же, посмотри, мир ли братьям твоим" (там же, ст.14). Пойди и убедись, что между твоими братьями мир и никто никого не притесняет.

"И цел ли скот" (там же). Проверь и убедись, что скот цел, и братья не едят от живого.

"Ведь братья твои пасут в Шхеме" (там же, ст.13). Твои братья самоотверженно вступились за честь Дины. Они не побоялись выступить против правителя города и против всех жителей, когда была задета честь сестры. Поэтому никак нельзя усомниться в их порядочном отношении к женщинам.

Таким образом, отправляя Йосефа к братьям в окрестности Шхема, Яаков хотел, чтобы тот убедился в беспочвенности всех обвинений.

на основе комментария рава Йонатана Эйбшица 

(великий Учитель, автор десятков книг по всем разделам Устной и Письменной Торы; Польша – Германия, первая половина 18-го века)

 

 

3. Искал ли Реувен славы?

Говорится в нашей недельной главе, что, увидев приближающегося Йосефа, братья начали сговариваться, чтобы схватить его и убить. И далее сказано: «И услышал Реувен и освободил его из их рук» (Берешит, гл. 37, ст. 21).

Реувен хотел спасти Йосефа и убедил братьев не убивать его, а пока посадить в яму. В дальнейшем он рассчитывал вызволить Йосефа из ямы и вернуть его отцу. Но задуманному не суждено было осуществиться. Так как по совету Иегуды, братья продали Йосефа в Египет. Несмотря на то, что в конечном итоге, Реувену не удалось обеспечить возвращение Йосефа к отцу, Тора весьма позитивно описывает его действия в той ситуации и подчеркивает его добрые намерения.

В Мидраше (Мидраш Раба на книгу Ваикра, гл. 34) Учителя замечают, что в случае, если бы Реувен тогда знал, что его поступок будет описан в Торе — он тут же взвалил бы Йосефа на плечи и немедленно доставил его к Яакову.  

Неужели Реувеном двигала жажда славы, а не искреннее желание спасти брата?

Женщина, которая всегда поносила бездомных на чем свет стоит, которая морщилась и зажимала нос, лишь завидев бездомного издали, и, узнав, что снимают сюжет о милосердии, схватила дорогущую колбасу и бросилась с ней наперевес, отпихивая всех прочих милосердных, чтобы попасть в кадр.

О Реувене, конечно же, нельзя сказать ничего подобного. Реувен спасал Йосефа исключительно во имя Небес. Личная слава его не интересовала ни на йоту. Будучи очень скромным человеком, Реувен совершенно не желал прославиться. Поэтому он действовал скрытно. Он предложил братьям временно поместить Йосефа в яму. С тем, чтобы, дождавшись, когда страсти улягутся, незаметно отвести отрока к отцу.

Реувен хотел спасти Йосефа. Но так, чтобы не поднимать шумиху вокруг своей персоны. Помните — «Ищут пожарные, ищет милиция, ищут фотографы...». Реувен действовал ради Славы Творца, и маршаковский образ «неизвестного героя» — это как будто бы про него. Герой Маршака сбегает от славы, запрыгнув на подножку трамвая. У Реувена не было такой возможности. Чтобы скрыть свою причастность к спасению Йосефа, он старался действовать незаметно. А это очень сковывало, очень ограничивало его возможности. И хотя Реувен и смог спасти жизнь Йосефа, к отцу он его не вернул. 

Но Реувен не знал, что не фотографы, но сама Тора уже навечно запечатлела его поступок — спасение Йосефа от рук братьев. И стать неизвестным героем ему было не суждено. А если бы ему это было известно — он, не таясь, взвалил бы Йосефа на плечи и отнес бы его домой.     

на основе комментария рава Моше-Яакова Равикова

(известен и как Сандляр, т.к. имел сапожную мастерскую;

уроки, которые он давал по субботам, опубликованы в книге «Ликутей раби Моше-Яаков»; конец 19-го — первая половина 20-го вв.; Белорусь — Эрец Исраэль)

 

 

4. Сколько дочерей было у Яакова?

 

Когда Яакову сообщили о смерти Йосефа, тот, как сказано в нашей недельной главе — скорбел о нем много дней (Берешит, гл. 37, ст. 31). Тогда все его дети пришли к нему, чтобы утешить, но он не принял утешения. И мы читаем об этом: «И поднялись все его сыновья и все его дочери, чтобы утешить его, но он отказался утешиться» (там же, ст. 35).

Обратим внимание на слова — «все его дочери». До сих пор нам было известно лишь об одной дочери Яакова — Дине.

В описании возвращения Яакова от Лавана в родные края, в Торе написано: «И поднялся он в ту ночь, и взял он двух своих жен и двух служанок, и одиннадцать своих детей» (Берешит, гл. 32, ст. 23).

А где была Дина? - задается вопросом Раши (раби Шломо бен Ицхак — величайший комментатор Торы и Талмуда; Франция, 11-й век). И приводит ответ из Мидраша (Мидраш Раба на книгу Берешит, гл. 76), где сказано, что Яаков спрятал Дину в сундук и запер, чтобы Эсав ее не приметил.

Позднее Яаков был за это наказан. Ведь Эсаву могла понравиться Дина. Он попросил бы Яакова отдать Дину ему в жены. И тогда ей, быть может, удалось благотворно повлиять на Эсава, вернуть его на праведный путь.

Но Яаков, спрятав Дину, лишил Эсава этого шанса. И вместо того, чтобы стать женой Эсава, Дина досталась Шхему. 

Из этого Мидраша как будто бы следует, что у Яакова была только одна дочь, Дина. Но почему же тогда в Торе написано — «все его дочери»?

В том же Мидраше (гл. 84) раби Иегуда говорит, что у Яакова вместе с каждым сыном рождалась еще и девочка-близнец. Эти девочки и стали женами своих братьев по отцу. 

Таким образом, Яаков, кроме Дины, имел и других дочерей. Но где они все они были, когда он прятал Дину?

Если предположить, что Яаков, по умолчанию, спрятал всех своих дочерей в большом сундуке или в нескольких сундуках — почему же тогда он был наказан только за Дину? Ведь невозможно представить, что кроме Дины, Шхем выкрал и остальных дочерей Яакова и на всех хотел жениться.

Конечно же, нет.

Яаков не прятал своих дочерей от Эсава. И не потому, что сундук был слишком мал, и не из-за острой нехватки сундуков. Просто на тот момент все дочери Яакова уже были замужем. А на замужних Эсав не позарился бы.

Свободной была только Дина. Вот Яаков ее и спрятал.

на основе комментария рава Моше-Яакова Равикова

(известен и как Сандляр, т.к. имел сапожную мастерскую;

уроки, которые он давал по субботам, опубликованы в книге «Ликутей раби Моше-Яаков»; конец 19-го — первая половина 20-го вв.; Белорусь — Эрец Исраэль)

5. Муха в вине

 

В Торе читаем, что Йосеф, находясь в египетской тюрьме, растолковывает сны двум своим сокамерникам: придворным виночерпию и пекарю. И все происходит в точности так, как и предсказал им Йосеф. Написано в нашей недельной главе: «И возвратил он (Паро, то есть — фараон) старшего над виночерпиями к его служебным обязанностям, и подал тот чашу в руку Паро. А старшего над пекарями он повесил, как и говорил им Йосеф» (Берешит, гл. 40, ст. 21-22).

В своем комментарии на этот фрагмент Раши (раби Шломо бен Ицхак — величайший комментатор Торы и Талмуда; Франция, 11-й век) пишет, что придворный виночерпий был наказан за то, что в кубок фараона с вином попала муха. А царский пекарь — за камешек, обнаруженный в хлебе.

В итоге, после года в заключении, виночерпий был возвращен на должность, а пекарь — казнен.

Какова же логика этих двух совершенно разных приговоров?  

Итак, камешек — против мухи. Камешек уничтожает пекаря, а муха — вытаскивает виночерпия из тюрьмы. 

Но почему?

Муха, если она живая, обладает собственной активностью. Сделать так, чтобы она не попала в бокал, бывает порой весьма затруднительно. Поэтому «преступление» виночерпия против фараона, с этой точки зрения, скорее — непредвиденная случайность.

У камешка же нет ни крыльев, ни ног. Следовательно, ни залететь, ни заползти в тесто сам он не мог. По-видимому, он попал туда с мукой. Стало быть, мука была плохо просеяна. А это уже — халатность пекаря. Так его и повесили, в халате.

И все же, согласитесь, что муха в вине гораздо противнее камешка в хлебе. Муха, попавшая в бокал фараона, наверняка фараону и достанется. Кроме него, из этого бокала никто не пьет.

Камешек в хлебе, конечно же — тоже неприятность. Но отвращение он не вызывает. Да и фараон не съест целую буханку. Так что, совсем не обязательно, что камешек попадется именно ему.

Почему же тогда казнили пекаря, а не виночерпия? 

Два этих придворных, как это часто бывает, ненавидели друг друга. Они плели интриги и строили друг другу козни. С единственной целью — навлечь гнев владыки на «оппонента».

И вот, после множества хитроумных интриг, которые ни к чему не привели, после тщетных попыток дискредитировать соперника, недруги сняли перчатки и прибегли к грубым решительным действиям.

Пекарь поймал муху и незаметно подбросил ее в бокал Паро, а виночерпий подложил камешек в тесто, из которого должны были испечь хлеб для царского стола.

Проступок пекаря, который поймал муху и бросил ее плавать в царский кубок, разумеется — сильнее бьет по чести фараона, нежели камешек, подброшенный виночерпием в тесто. Поэтому пекарь был казнен, а виночерпий отделался годом тюрьмы.

на основе комментария рава Йехиэля-Михля Эпштейна

(глава раввинского суда Навардока, автор труда «Арух а-Шульхан»;

Беларусь, 1829-1908 гг.)

 


Прочесть двадцать второй цикл обсуждения
Прочесть двадцать первый цикл обсуждения
Прочесть двадцатый цикл обсуждения
Прочесть девятнадцатый цикл обсуждения
Прочесть восемнадцатый цикл обсуждения
Прочесть семнадцатый цикл обсуждения
Прочесть шестнадцатый цикл обсуждения
Прочесть пятнадцатый цикл обсуждения
Прочесть четырнадцатый цикл обсуждения
Прочесть седьмой цикл обсуждения
Прочесть шестой цикл обсуждения
Прочесть пятый цикл обсуждения
Прочесть четвертый цикл обсуждения
Прочесть третий цикл обсуждения
Прочесть второй цикл обсуждения
Прочесть первый цикл обсуждения

Маген Давид на памятнике


Поиск по сайту:

New Page 1



 


 

 
New Page 1

Главная страница  |  Помочь сайту
  Анализ новостей  |   Дайджест
Недельная глава   |   Праздники   |   Лист Талмуда     
Спроси у раввина:   /   Ответ дня  /   Блиц-ответы
Объектив  |   Афтарот  |   Заповеди Торы
Этика  |   Видеоконференции  |   Культура  |   Личность
К размышлению  |   Медицина  |   Психология 
Библиотека  |   Аудио-уроки  |  


Посещайте наш сайт ежедневно!

Обновления сайта производятся каждые 2 часа ежедневно
(кроме субботы и праздников) до 22 часов по израильскому времени

Присылайте Ваши предложения и пожелания по адресу: webmaster@evrey.com

logo ©

© 2001-2024 Evrey.com  
New Page 1


 
 
  Лучшие Сайты
Израиля