ХАЕЙ САРА 
"ХАЕЙ САРА"
ХАЕЙ САРА 
Чтение текста
Афтары

"ХАЕЙ САРА"

23.11.2024, 22 Heshvan, 5785

Суббота

New Page 1
  
Главная страница  
Анализ новостей  
Дайджест  
Помочь сайту  
Недельная глава    
Комментарии (видео)   
Комментарии (текст)   
- Чтение            
Праздники   
Лист Талмуда   
Мишна, главы   
(видеокомментарии)
   
Заповеди Торы   
Уроки по Теилим   
Молитва Шмоне Эсре   
Молитва Шма Исраэль  
Пиркей Авот   
Птихат Элиягу   
Спроси у раввина    
- Ответ дня       
- Блиц-ответы   
- Видео-ответы   
Афтарот    
- Комментарии   
- Чтение            
Аспекты Галахи   
Еврейский календарь
(цикл уроков)
   
События Бамидбар   
Этика   
Культура   
Личность   
К размышлению   
Медицина   
Психология   
Библиотека   
Аудио и Видео уроки   
Объектив   
Видео   
конференции
   
Почта   
 

        
Иерусалим
Москва
Киев
Минск
Нью-Йорк


Курс шекеля
Курс рубля
                  
                                   

  Поиск на сайте:  

 
Праздники и памятные даты:

Все еврейские даты начинаются накануне вечером!
 
Ханука
25 Кислева - 2 Тевета
(25.12.24 - 02.01.25)
Пост 10 Тевета
10 Тевета
(10.01.25)
Ту би-Шват
15 Шват
(13.02.25)
Пурим
14 Адара
(14.03.25)
в Иерусалиме -
15 Адара
(15.03.25)
Песах
15-21 Нисана
(13 - 19.04.25)
В диаспоре 
15-22 Нисана
(13 - 20.04.25)
День катастрофы и героизма
27 Нисана
(24.04.25)
День памяти павших 
3 Ияра
(30.04.25)
День независимости Израиля
4 Ияра
(01.05.25)

Лаг ба Омер
18 Ияра
(16.05.25)

День Иерусалима
28 Ияра
(26.05.25) 
Шавуот
6 Сивана
(02.06.25)
В диаспоре 6-7 Сивана
(2 - 3.06.25)
Девятое Ава
 9 Ава
(03.08.25)
Рош а-Шана
1-2 Тишри
(23 - 24.09.25)
Йом Кипур
10 Тишри
(02.10.25)
Суккот
15-21 Тишри
(07.10 - 13.10.25)
Шмини Ацерет
Симхат Тора

В Израиле - 22 Тишри
(14.10.25)
В диаспоре - 
22-23 Тишри
(14 - 15.10.25)
 



Недельная глава
Раздел ведет 
рав Элиягу Эссас
О недельных главах


Двадцать второй цикл обсуждения (видео)

Прочесть двадцать первый цикл обсуждения
Прочесть двадцатый цикл обсуждения
Прочесть девятнадцатый цикл обсуждения
Прочесть восемнадцатый цикл обсуждения
Прочесть семнадцатый цикл обсуждения
Прочесть шестнадцатый цикл обсуждения
Прочесть пятнадцатый цикл обсуждения
Прочесть четырнадцатый цикл обсуждения
Прочесть седьмой цикл обсуждения
Прочесть шестой цикл обсуждения
Прочесть пятый цикл обсуждения
Прочесть четвертый цикл обсуждения
Прочесть третий цикл обсуждения
Прочесть второй цикл обсуждения
Прочесть первый цикл обсуждения

New Page 4

ГЛАВА “ВАЙЕХИ”

 

Место в Торе: книга Берешит, гл. 47, ст. 28 (в конце книги).

Почему глава так называется?

По первому слову первой фразы главы: «И жил Яаков в Египте...».

«И жил» в тексте оригинала - вайехи.

Обсуждение главы Вайехи

04.01.04

Самый драматический отрывок нашей недельной главы описывает, как Яаков на смертном одре благословляет своих детей.

В благословении, предназначенном Иегуде находим довольно любопытный момент. В Торе читаем: «Иегуда! Тебя восславят братья твои. Рука твоя - на хребте врагов твоих; поклонятся тебе сыны отца твоего. Молодой лев Иегуда, растерзания, ты, мой сын, избежал. Преклонился он (Иегуда), лег, как лев, как мощный лев - кто поднимет его? Не оставит скипетр Иегуду, и законодатель из потомков его, доколе не придет в Шило - будут ему повиноваться народы» (Берешит, гл. 49, ст. 8-11).

Итак, Яаков благословляет Иегуду на царство, делает его главой еврейского народа.

Тут уместно напомнить, что в обычном понимании благословение - духовная поддержка, направленная на то, чтобы помочь получившему его достичь какой-либо цели, которая при обычных обстоятельствах была бы для него не достижима. Однако благословение Иегуды, как видим, выходит за рамки такого понимания сути благословения. Похоже, оно дарует эксклюзивное право на «владение им».

Рамбан (Рабейну Моше бен Нахман - Нахманид; великий комментатор Торы, Танаха и Талмуда; Испания - Эрец Исраэль, конец 12-го - начало 13-го вв.), выделив эту особенность, иллюстрирует правовой аспект этого благословения Яакова конкретным примером - говоря о трагической судьбе царской династии Хасмонеев, правившей во времена Второго Храма.

Хасмонеи по происхождению были коэнами и принадлежали колену Леви. Они возглавили еврейское восстание против сирийских греков. Им удалось изгнать из Земли Израиля греческие армии (под предводительством царя Антиоха) освободить Храм и восстановить еврейскую монархию, которой не было триста лет - с времен падения Первого Храма.

Эти великие события в истории еврейского народа увековечены учрежденным после победы праздником Хануки. После одержанных побед благодарный народ, совершенно естественно, провозгласил своих духовных и практических лидеров (Хасмонеев) правящей династией.

Однако царствовали Хасмонеи недолго. Династия пала, а род Хасмонеев, просуществовав в нескольких поколениях, исчез - никого из них в живых не осталось.

На это, - подчеркивает Рамбан, - были свои, достаточно веские причины. Ошибка Хасмонеев состояла в том, что они приняли на себя царствование. Ибо тем самым они нарушили ход событий, предсказанный Яаковом в благословении, которое он дал своему сыну Иегуде. Если бы они настояли на провозглашении царя из дома Давида (то есть из колена Иегуды) их потомки процветали бы многие поколения. Ведь Хасмонеи, безусловно, были людьми высокого уровня духовности и обладали многими неординарными качествами. События тех времен наглядно показывают, что в их душах жила готовность к героическому самопожертвованию, а в сердцах - горел огонь, способный зажечь другие еврейские сердца стремлением к победе… Такие люди, несомненно, могли рассчитывать на защиту Всевышнего.

Понятно, что благословение Яакова, которое он дал Иегуде - не просто духовная поддержка потомков на их пути к достижениям. Благословение Яакова содержит распределение ролей и сил между коленами. Оно для еврейского народа - как бы модель будущей конституции. Силы и значимости в нем гораздо больше, чем в обычном благословении.

Но возникает вопрос: откуда у Яакова это право - определять, кто будет править народом Израиля через тысячи лет после его смерти? Почему его решение, касающееся далекого будущего его потомков, перевешивает даже коллективную волю народа, проявленную много лет спустя в конкретной исторической ситуации?..

 

05.01.04

Ненадолго отвлечемся от основной линии нашего обзора - чтобы рассмотреть одну из наиболее трудных для понимания заповедей Торы, заповедь почитания родителей.

В Торе сказано «Чти отца твоего и мать твою» (Шемот, гл. 20, ст. 12). А в Мишлей (Притчи царя Шломо) - «Чти Всевышнего от достояния твоего и от всех первых плодов твоих земных…» (Мишлей, гл. 3, ст. 9).

По сути, Тора приравнивает обязанность чтить родителей и чтить Всевышнего.

В книге Ваикра сказано: «Бойтесь матери своей и отца своего» (Ваикра, гл. 19, ст. 3). А в книге Дварим - «Всевышнего своего бойся и Ему служи» (Дварим, гл. 6, ст. 13).

И здесь мы видим, что Тора приравнивает трепет, который человек испытывает перед Творцом, к трепету перед родителями.

В Торе написано: «Кто злословит об отце своем или матери своей, достоин смерти». (Шемот, гл. 21, ст. 17). И есть в ней такие слова: «Тот, кто упомянет Имя Всевышнего в негативном контексте, будет предан смерти» (Ваикра, гл. 24, ст. 16).

Нетрудно понять, почему Тора проводит эти параллели. Ведь Творец, отец и мать - партнеры в «созданию» человека (подробнее об этом говорится в Талмуд - трактат Кидушин, лист 30).

Родители неустанно заботятся о своем ребенке с первого дня его появления на свет. Они делают для нас все, чтобы обеспечить нас всем необходимым. А когда мы взрослеем, ревностно следят за тем, как мы строим собственную жизнь и стараются помочь нам, если это требуется. И мы, совершенно естественно, испытываем к ним чувство любви и бесконечной благодарности. Признаем, лишь небольшая часть родителей способна вызвать в своих детях ощущение трепета перед ними, такого, который мы испытываем перед Творцом. Но в основном, у нас нет повода бояться родителей или трепетать перед ними. Как же нам относиться к этой заповеди?

Ответ на этот вопрос дает Маѓараль (раби Иегуда Лива; один из величайших комментаторов Торы и Талмуда, автор многих основополагающих мировоззренческих книг, главный раввин Праги - Чехия; 16-й век). Родители играют в нашей жизни, - говорит он, - гораздо более важную роль, чем мы можем предположить, не вникая в глубинную суть заповеди почитания родителей. В ней выражено не просто лишь желание Творца укрепить естественное чувство любви, которое большинство людей и без того испытывает к своим родителям. Эта заповедь позволяет нам понять, что наш контакт с Творцом достигается только с помощью наших родителей и при их «посредничестве». И тот трепет, о котором сказано в заповеди почитания родителей - это на самом деле и есть трепет перед Всевышним.

Человек, осваивающий принципы Управления миром, способен приблизиться к Творцу, наблюдая за родителями.

Как это происходит?

Метафорически Израиль уподобляют дереву с двенадцатью ветвями, которые растут из одного ствола. Ствол поднимается от корней, которые питает Создатель. А представители Всевышнего на земле - наши праотцы: Авраам, Ицхак и Яаков. Из ствола прорастают двенадцать ветвей - двенадцать колен народа Израиля. Каждая ветвь дает побеги - более мелкие ветки. Это - семьи колена. А листья символизируют отдельных евреев.

Подобно листьям на дереве, черпающим свою силу от корня, каждый из нас может черпать духовность от Всевышнего только через родителей, от семьи, своего колена и праотцев.

Эта концепция Маѓараля наиболее очевидна в законах гиюра - присоединения неевреев к еврейскому народу.

Учителя эпохи Тосафот (Франция, Германия, 12-13 вв.) объясняют, что, согласно ѓалахе (еврейский практический закон) нееврей, желающий принять гиюр, чтобы стать евреем, должен прикрепиться к древу Израиля через Авраама (см. трактат Баба Батра, лист 81). Ибо переход в еврейство подразумевает установление связи между Всевышним и гером, который в момент, когда процесс гиюра завершен, считается как бы только что родившимся еврейским ребенком. И эта связь может осуществиться только через Авраама, «назначенного» Всевышним отцом народов.

Вот что Тора пишет об этом: «…ты будешь отцом множества народов. И не будешь ты больше называться Аврамом, но будет тебе имя - Авраам, ибо Я сделаю тебя отцом множества народов» (Берешит, гл. 17, ст. 4-5)…

 

06.01.04

Когда Яаков благословлял своих детей, он раскрывал значимость всех ветвей дерева. Каждое колено играло свою, особую роль в еврейском народе - в зависимости от положения этой ветви на древе Израиля. Яаков понимал духовный смысл местоположения каждой ветви. Поэтому и смог благословить своих сыновей в соответствии с той духовной силой, которой наделил каждое колено Творец.

Эта «схема» раскрывает нам в общих чертах «механизмы» получения каждым коленом только ему предназначенной духовной энергии. Теперь нам ясно, почему Яаков благословил на царство Иегуду. Потому что именно его ветвь (колено) снабжалась от корней той духовной силой, которая поддерживала царскую власть. По той же причине было заведомо предрешено падение династии Хасмонеев - они принадлежали колену Леви и не могли черпать необходимую царям духовную энергию. Эта энергия к их ветви просто не поступала.

Судьба рода Хасмонеев - яркое подтверждение тому, что еврейские цари могли править еврейской страной, только если у них была прямая духовная связь с Творцом. Пути, по которым осуществляется эта связь - предопределены. И человеку не дано изменить это предопределение.

Но, позвольте! - скажут мне. - Как же быть с весьма распространенным утверждением, что все люди равны перед Всевышним? Разве не открыты перед каждым из нас любые возможности? Чтобы добиться успеха в жизни, требуется лишь талант и умение его развить. Побеждают - лучшие… Концепция, согласно которой каждому колену (определенной группе людей) отведена своя, особая роль - противоречит идее равенства. Она, по меньшей мере - не демократична. И что тогда говорить о принципах справедливости?..

Чтобы понять, как доктрина равенства проявляется в духовном аспекте, посмотрим, как она «ведет себя» в аспекте физическом.

Допустим, владельцу торговой фирмы требуется грузчик. Свои услуги предлагают ему щуплый человек невысокого роста и могучий, рослый силач. Будет ли нарушением равноправия, если хозяин предпочтет взять на работу силача?

Или - другая ситуация. На математический факультет университета, к примеру, принимают не всех желающих, но тех, главным образом, у кого выявляется склонность и способности к точным наукам…

Когда выбирают президента страны, сила мышц и даже способности к математике уже не имеют такого значения. Тут требуется сумма многих качеств…

Иначе говоря, наше представление о том, что все люди «от природы» - равны, не выдерживает проверки на практике.

Мне возразят: никто и не утверждает, что люди рождаются с одинаковыми физическими данными. Но вот духовно… В этом люди - равны.

Если посмотреть на вещи объективно, придется признать, что и представление о духовном равенстве базируется на проблематичных предположениях. Вопрос, пожалуй, лишь в том, что духовные различия тяжелее принять, чем физические. Попробуем разобраться, почему…

 

07.01.04

Если логично утверждение, что физические возможности разных людей - не равны, откуда же берется предположение, что наши души имеют одинаковый «вес» и равноценны по качеству? Разве не очевидно, что если бы наши души вдруг стали бы видимыми, одни были бы «длинными», другие - «короткими», одни поднимались бы ввысь, другие парили бы над самой землей?

Этот урок и преподал нам Яаков с помощью своих благословений.

Он продемонстрировал, что в духовном смысле нельзя поставить знак равенство между коленами. В этом они так же отличаются друг от друга, как вообще люди различаются внешними физическими данными. Это означает, что каждое колено выполняет в этом мире определенную миссию. И заменить одно другим - невозможно. Народ не выбирает «лучшего» царя, потому что выполнять это духовное предназначение должен тот, кого избрал для такой роли Всевышний.

Однако это вовсе не означает, что еврейский мир не признает принципа равенства. Именно Тора - тот самый источник, откуда взят принцип равенства перед судом. Более того, концепция равенства провозглашена в еврейском мировоззрении в самом фундаментальном смысле этого понятия.

В Торе сказано, что все люди созданы по образу Всевышнего. То есть - все они равноценны в Его глазах. Творец в равной мере заинтересован в каждом своем создании. Он посылает каждого из нас в этот мир с определенной миссией и внимательно следит за ее выполнением. Но такое, определяемое по значимости, «духовное равенство» душ вовсе не подразумевает, что все человеческие души наделены одинаковым потенциалом, и в состоянии выполнять одни и те же «поручения». Наилучшим образом эту ситуацию отражает модель, представляющая любовь родителей к детям. Отец и мать любят каждого своего ребенка, но это не мешает им оценивать сыновей и дочерей в соответствии с их способностями и потенциальными возможностями.

Есть и более глубокая причина, почему нам трудно принять идею духовного неравенства.

Эта причина состоит в том, что мы неправильно оцениваем роли тела и души в человеке. Некоторое представление об «удельном весе» тела и души дает нам диалог Всевышнего с Моше у горящего куста: «...И сказал Он (Всевышний) - не подходи сюда, сними обувь с ног твоих, ибо место, на котором ты стоишь - земля святая» (Шемот, гл. 3, ст. 4-5).

Почему Всевышний обратился к Моше с такой неожиданной просьбой?

Дело в том, - объясняет рав Хаим из Воложина (выдающийся Учитель, Литва, конец 18-го - начало 19-го вв.; в 19 лет стал «ближайшим учеником» Виленского Гаона), комментируя фрагмент на эту тему из книги Зоѓар, - что тело, которое позволяет душе существовать в физическом мире, называют «обувью души». Всевышний велел Моше снять «обувь», то есть - «сбросить свою телесную оболочку», чтобы разговаривать с Ним на уровне души. Творец хотел, чтобы пророчество, полученное душой Моше в момент, когда он находился рядом с Кисэ а-Кавод (Троном Всевышнего), было воспринято им в «чистом» виде, «не замутненном» искажениями, которые может придать ему телесная оболочка. В том-то, кстати говоря, и заключалась главная особенность пророческого дара Моше - он обладал способностью как бы отделить свою душу от тела и мог контактировать с Творцом, «поднимаясь» в духовные миры…

 

08.01.04

Современная цивилизация в понимании законов физического мира достигла неслыханных высот. Но прогресс имеет и свою «обратную сторону». Именно отсюда проистекают роковые ошибки, сыгравшие негативную роль в истории человечества.

Почему мы должны подчиняться законам мудрецов, которые жили задолго до нас и даже не догадывались о том, что преодолевать расстояния, например, можно на самолетах? Они понятия не имели о телефонах, радио, автомобилях и т.п. Способны ли они знать о жизни что-то - лучше нас?

Но не будем забывать, что мы специализируемся на познании физического мира, то есть - сосредоточены лишь на «обуви».

Яакова мало интересовала подобного рода информация. Он всецело посвятил себя достижению духовных целей и не хотел тратить на «полировку обуви» свое время. Весь его интеллектуальный потенциал реализовывался в изучении законов, по которым жила его душа.

В Талмуде говорится о том, что мир (в том виде, в котором он нам знаком) будет существовать шесть тысяч лет: две тысячи лет - в неразберихе и путанице; еще две тысячи будут годами Торы; последние две тысячи лет станут «днями Машиаха» (тракат Санѓедрин, лист 97).

Метафора, изображающая еврейский народ в виде ветвистого дерева, раскрывает «структурное устройство» еврейского народа. Его духовная сущность в историческом аспекте наиболее точно отражена в ином образе: еврейский народ на разных этапах своего существования как бы составляет единую человеческую фигуру. В Танахе (в книге Пророков) читаем: «И вы - овцы стада Моего… Вы - Адам...» (книга пророка Иехезкеля, гл. 34, ст. 31). Наши учителя поясняют: если еврейский народ Творец называет Адамом, это значит, что другие народы - не Адам. И в этом нет расового пренебрежения, - говорят Учителя эпохи Тосафот (Франция, Германия, 12-13 вв.). - Это всего лишь подразумевает, что все евреи на протяжении своей истории как бы становятся частями тела одного человека - Адама. Историческое развитие других народов происходит совершенно иначе.

Итак, если мы возьмем за основу эту новую для нас метафору, получится, что евреи, которые жили в эпоху формирования еврейского народа, в самом начале еврейской истории, и ясно понимали, что происходит, это - «голова фигуры Адама». Наше же поколение, живущее на завершающем этапе истории человечества, в конце последних двух тысяч лет (см. выше) - это «стопы». Иными словами - мы полностью погружены в физический аспект существования («обувь») и духовного видения лишены.

Ноги, сами по себе не приведут к реализации предназначения. Направление ногам задает голова. Если ноги - надежны, они выполнят приказ головы и тело окажется в нужном месте. Но если ноги голове не подчиняются, у тела нет ни малейшего шанса попасть туда, где ему надо быть. Если же ноги двигаются в «избранном» ими направлении, что будет с телом - предугадать вообще невозможно…

Первые поколения евреев ощущали, если можно так выразиться, духовные миры и знали направление, куда мы должны следовать (вплоть до наших дней). Они оставили нам в наследие детальные указания - настолько подробные, что даже с нашим очень и очень ограниченным духовным видением, следуя им, мы могли бы не сбиться с пути.

В заключение обзора отметим, что наша недельная глава завершает книгу Берешит, в которой детально описывается, как должна устанавливаться духовная связь с Творцом. Во многих обзорах этого годового цикла мы говорили о том, что эта работа основана на взаимодействии, сотрудничестве Всевышнего с человеком.

Нашим праотцам и праматерям удалось «наладить» взаимодействие с Творцом, и для нас это - бесценный подарок. Нынешним поколениям следует лишь понять, что мы способны приблизиться к Источнику жизни, только через них, осваивая их мудрость. Это - единственный способ реализовать заложенный в нас потенциал. Лишь следуя их указаниям, мы можем испытывать уверенность, что выполняем свое предназначение в этом мире.

Автор текста раввин Носон Вайс

Иерусалим


Прочесть двадцать второй цикл обсуждения
Прочесть двадцать первый цикл обсуждения
Прочесть двадцатый цикл обсуждения
Прочесть девятнадцатый цикл обсуждения
Прочесть восемнадцатый цикл обсуждения
Прочесть семнадцатый цикл обсуждения
Прочесть шестнадцатый цикл обсуждения
Прочесть пятнадцатый цикл обсуждения
Прочесть четырнадцатый цикл обсуждения
Прочесть седьмой цикл обсуждения
Прочесть шестой цикл обсуждения
Прочесть пятый цикл обсуждения
Прочесть четвертый цикл обсуждения
Прочесть третий цикл обсуждения
Прочесть второй цикл обсуждения
Прочесть первый цикл обсуждения

Тот, единственный, умер. Как жить дальше?


Поиск по сайту:

New Page 1



 


 

 
New Page 1

Главная страница  |  Помочь сайту
  Анализ новостей  |   Дайджест
Недельная глава   |   Праздники   |   Лист Талмуда     
Спроси у раввина:   /   Ответ дня  /   Блиц-ответы
Объектив  |   Афтарот  |   Заповеди Торы
Этика  |   Видеоконференции  |   Культура  |   Личность
К размышлению  |   Медицина  |   Психология 
Библиотека  |   Аудио-уроки  |  


Посещайте наш сайт ежедневно!

Обновления сайта производятся каждые 2 часа ежедневно
(кроме субботы и праздников) до 22 часов по израильскому времени

Присылайте Ваши предложения и пожелания по адресу: webmaster@evrey.com

logo ©

© 2001-2024 Evrey.com  
New Page 1


 
 
  Лучшие Сайты
Израиля