Двадцать второй цикл обсуждения (видео)
Прочесть двадцать первый цикл обсуждения Прочесть двадцатый цикл обсуждения Прочесть девятнадцатый цикл обсуждения Прочесть восемнадцатый цикл обсуждения Прочесть семнадцатый цикл обсуждения Прочесть шестнадцатый цикл обсуждения Прочесть пятнадцатый цикл обсуждения Прочесть четырнадцатый цикл обсуждения Прочесть седьмой цикл обсуждения Прочесть шестой цикл обсуждения Прочесть пятый цикл обсуждения Прочесть четвертый цикл обсуждения Прочесть третий цикл обсуждения Прочесть второй цикл обсуждения Прочесть первый цикл обсуждения
New Page 3
ГЛАВА “Вайехи”
Место в Торе:
Книга Берешит, гл. 47, ст.
28 — до конца первой книги Торы.
Почему она так называется?
В первой фразе главы
говорится: “И жил Яаков в
стране Египет семнадцать лет...”.
И жил на иврите — вайехи .
Обсуждение главы
Вайехи
23.12.2001
Перед нами — последняя глава
книги Берешит. И мы
можем ожидать некоего “подведения
итогов”.
Яаков должен подготовить
своих сыновей — а, значит, и
весь еврейский народ — к
преодолению галута .
Галут
— это состояние человека (и
всего еврейского народа),
которое определяется утратой
ощущения Творца, потерей
смысла и цели существования. В галуте
лишь вера поддерживает людей.
Но ощущение Присутствия
Творца — мерцающие, бледные.
О некоторых аспектах
проблемы мы говорили в нашем
первом годовом цикле
обозрения этой главы (первый
цикл обсуждения недельной
главы). Теперь продолжим
обсуждение.
Итак, глава начинается со
слов: “И жил Яаков в стране
Египет семнадцать лет...”. Что
означает число семнадцать,
мы уже знаем (см. на сайте первый
цикл обсуждения недельной главы Вайешев).
Там речь шла о сути жизни
Йосефа. Здесь нам это число
говорит о высшем этаже жизни
Яакова.
В первом годовом цикле
обозрения глав мы отмечали,
что этот семнадцатилетний
период сам по себе был
бессмысленным. Его суть
заключается в том, что он
явился продолжением
предыдущих 130 лет, в
течение которых формировалась
цель — выйти на такой уровень,
который мог обеспечить
преодоление галута .
И действительно. Число семь
— символ Цели, десять —
постижения Мудрости. А в Мишне
(Пиркей Авот) сказано:
“...мудр тот, кто видит (постигает)
последствия”.
Словами “И жил Яаков в
стране Египет семнадцать лет”
Тора свидетельствует, что он
провел такую духовную работу,
которая вывела его на уровень
Знания Цели и предвидения
Результата.
Устная Тора (Мидраш Раба)
сообщает нам, что именно к
этому времени Яаков собирался
раскрыть сыновьям не только
общую картину всей будущей
еврейской истории, но и
сообщить конкретные сроки (этот
фрагмент из Мидраша приводит в
своем комментарии Раши).
В потенциале Яаков был готов
это сделать. Но Всевышний “перекрыл”
канал его видения, который у
Яакова уже был, чтобы главным
фактором реализации
исторической перспективы
оставалась свобода выбора.
Но из первой фразы главы мы
узнаем про Яакова, что всего он
прожил 147 лет. Вчитаемся в
текст, в то, в какой форме
выводит Тора это число: “...и
были дни Яакова, годы его жизни
— семь лет и сто сорок лет”.
Дни... годы. Слово день (на
иврите — йом) говорит о
стабильности и ясности.
Слово год (на иврите — шана)
свидетельствует об изменениях:
подъемах, падениях и т.п.
Цельность Яакова проявлялась
и в том, что все противоречивые
повороты его судьбы (вспомним,
хотя бы главные страницы его
жизни: учеба — и бегство:
Рахель, но — Лея; приход в Эрец
Исраэль, но — история в
Шхеме; надежды на Йосефа —
продажа Йосефа; наслаждаясь
жизнью в Эрец Исраэль —
уходит в египетский галут)
не разрушили его внутреннее
состояние цельности (об этом
Тора — гл. 33, ст. 18 — говорит
прямо: “И пришел Яаков цельным...).
И при этом Тора разбивает его
жизнь на как бы отдельные
периоды — сто сорок и семь (не
сорок и сто) лет.
Смысл числа семь нам тоже
известен. О чем говорит нам
число 140 ?..
24.12.2001
Число 140 на иврите
записывается буквами куф ,
мем,
что составляет слово кам (в
переводе на русский — встать,
восстать “из пепла”). И
действительно, только о Яакове
сообщает Талмуд: “Но Яаков не
умер”. Разумеется, здесь не
имеется в виду, что он остается
жить как обычный человек,
среди нас. Речь идет о том, что
свершенной им духовной
работой он достиг такого
уровня, что его душа живет
в
душах
всех евреев и оказывает на
них воздействие. И пока жив
еврейский народ — жив Яаков.
Число 140 сообщает нам и
другую информацию. Буква куф
(числовое значение — 100, одна
сотня) означает высшее
постижение Одного (Всевышнего).
Буква мем (числовое
выражение — 40) говорит о процессе
этого постижения (процессе
изучения Торы). Недаром Моше
Рабейну был на горе Синай 40
дней.
Яаков стал олицетворением “слияния”
с Творцом — через постижение.
И только о нем говорит Талмуд
— меркава ле-кисэ а-кавод (душа
его — составляющая Управления
Миром).
Это объясняет смысл
последующего текста.
Три действия совершил Яаков
перед (физической) смертью.
Первое: взял с Йосефа
клятву, что тот похоронит его в
Эрец-Исраэль .
Второе:
дал особые благословения
сыновьям Йосефа — Эфраиму и
Менаше.
Третье: благословил всех
своих сыновей, определив
каждому его роль — какой
гранью быть в “бриллианте”,
который
называется “еврейский народ”.
В нашем обозрении мы
попытаемся проанализировать
суть второго из этих трех
действий.
25.12.2001
Из всех своих внуков Яаков
выделяет двух сыновей Йосефа,
как бы приравнивая их к
собственным сыновьям и, тем
самым, поручая им роль
родоначальников двух из
двенадцати колен еврейского
народа. Сам этот факт не имеет
аналога, и объяснить его можно
лишь, вникая в глубинный смысл
текста Торы, в каждое слово.
Вот как выглядит первая
фраза, открывающая тему: “И
было, после этих событий, и
сказал (так в тексте) Йосефу —
вот, отец твой болен, и взял
двух сыновей своих с ним,
Менаше и Эфраима” (гл. 48, ст.
1).
Сказано в этой фразе: после
событий. Какие события
имеются в виду?
Здесь говорится о том, что
произошло с Йосефом. Рассказ о
нем завершился предыдущими
фразами, когда Яаков взял с
него клятву, что он похоронит
Яакова в пещере Махпела, в
Хевроне (Земля Израиля), там,
где лежат Авраам и Ицхак.
Необходимость, история Йосефа,
привела Яакова в Египет. Но он
не останется там и вернется
после земной жизни в Эрец
Исраэль, к тому месту, где
покоятся Авраам и Ицхак. И это
становится символом единения
трех основателей (отцов)
нашего народа.
И сказал Йосефу. То сказал,
о ком идет речь?
Все переводы Торы на русский
и английский языки обходят
этот вопрос. В них говорится: “и
сказано было Йосефу” или — “и
сказали Йосефу” и т.п.
Эта загадка раскрывается нам
в словах Яакова, сказанных
чуть позже: “Малах,
избавляющий меня от всякого
зла — передает благословение (этим)
юношам...” (гл. 48, ст. 16). О сути
слова малах см. на сайте первый цикл обсуждения
недельной главы Ваишлах (первый
годовой цикл).
“Избавляющий”, —
подчеркивает Яаков (причастие
употреблено в настоящем
времени). То есть речь идет о
процессе. Но какое это имеет
значение?
Продолжим обсуждение фразы.
Вот, отец твой болен. Слово вот
в Торе означает — внезапность,
неожиданность. И дело тут в том,
что до Яакова болезней (самых
обыкновенных, когда, скажем,
вирус поражает какой-либо из
человеческих органов) в мире
не было. Люди жили, и их
организмы постепенно слабели
и старели. А когда “наверху”
принималось решение, малах
смерти отделял душу от тела.
Наступала смерть.
Существовала в мире и
насильственной смерти.
Яаков поставил перед собой
задачу полностью очистить
свою душу, “без пятен”
перейти в другой мир. Ему это
было необходимо для того,
чтобы на духовном уровне в
момент “старта” еврейский
народ начинал свою историю с
чистой страницы. Ибо, как
сказано выше, в каждом еврее
живет частица души Яакова.
Чтобы облегчить процесс
очищения, процесс тшувы,
надо было внести в мир механизм
предупреждения. Эту роль
выполняет болезнь
человека. Болезнь
сопровождается слабостью. Она
ясно напоминает человеку о том,
что он смертен, о
необходимости “привести в
порядок дела”.
Яаков начал с себя. Его
духовная работа реализовала
потенциал тшувы, который
Творец заложил в мир, и в мире
появились болезни — в том виде,
в котором они нам известны.
Яаков заболел первым.
Производимая Яаковом
духовная работа воссоздает малаха
и сообщает ему определенную
энергию. Малах “организует”
Яакову возможность подвести
итоги. Эфраим (сын Йосефа), как
сообщает Устная Тора, срочно
покидает землю Гошен (египетская
территория, где находился
Яаков с сыновьями, где Эфраим
учился у Яакова) и мчится в
столицу Египта, чтобы сообщить
отцу — Яаков болен.
Теперь нам понятна следующая
фраза: “И передал Яакову и
сказал: вот, сын твой Йосеф
пришел к тебе...” (гл. 48, ст. 2). И
мы уже знаем, кто “передал”
Яакову.
Но почему говорится здесь: и передал
и сказал?
Потому что сначала малах
“передал”, что они (Йосеф с
двумя сыновьями) идут к нему, а
потом, в момент, когда они
пришли, когда Яаков должен был
максимально
сконцентрироваться для
благословения, малах “сказал”
— сообщил об этом мягко,
успокаивающе.
Ведь момент этот наступил
внезапно. И в Торе это
подчеркивается: “...вот,
сын твой Йосеф”.
26.12.2001
Но почему Йосеф взял с собой
двоих сыновей?
Яаков говорит ему: “...а те,
кто родились у тебя после них (Менаше
и Эфраима), твоими считаться
будут...” (гл. 48, ст. 6). И, значит,
мы можем заключить, что Йосеф
ощущал объективную Истину,
понимая, что Яаков должен
выделить именно этих двух
сыновей.
В чем заключалась эта Истина?
И, вообще, почему вместо колена
Йосефа у нас — два колена:
Эфраима и Менаше?
Поверхностный слой
понимания таков: Яаков хотел
подчеркнуть, что Йосеф обрел
статус старшего сына (на
иврите — бехор). По законам
Торы, бехор получает две
доли наследства, остальные
сыновья — по одной доле.
Неясно только, на каком
основании Яаков делает Йосефа
“старшим” сыном. Ведь первым
рожден Реувен (см. например, гл.
35, стр. 23 — “Сыновья Леи: бехор
Яакова — Реувен...”).
Следовательно, Тора говорит
нам не о первородстве “по
документам”, но о
первородстве в духовном мире.
Души Яакова и Рахели должны
были объединиться для
реализации ощущаемого ими
Плана Творения (Яаков не знал
тогда, что в План входит и его
объединение с Леей — для
создания условий
реализации Плана).
И в момент интимного
объединения Яакова и Леи (в
первую ночь) Яаков был уверен,
что он — с Рахелью (Лея и
Рахель — сестры-близнецы).
Поэтому, зачав Реувена, Яаков
мысленно и духовно
предполагал, что его первенец
будет от Рахели. А им стал
Йосеф.
А теперь перейдем на более
глубокий уровень осмысления.
Почему, благословив двух
сыновей Йосефа, Яаков
благословил Эфраима правой
рукой, а Менаше — левой,
несмотря на то, что Менаше был
старшим? Таким образом,
получилось, что старшим
был назначен Эфраим. Почему?
Из текста Торы мы видим, что
Яаков готовит к этому Йосефа.
Читаем, что сказал Яаков прямо
перед благословением — подряд
две фразы: “А я — когда пришел
из (страны) Падан, умерла при
мне Рахель — в стране Кенаан, в
пути, у входа в (район) Эфрат: и
похоронил я ее там; по пути в
Эфрат, он же — Бейт Лехем. И
увидел Исраэль (Израиль)
сыновей Йосефа и сказал: кто —
эти?” (гл. 48, ст. 7-8).
Какова связь между первой и
второй фразами? И, вообще,
зачем нужно было говорить о
Рахели, да еще — Йосефу,
который не просто знал эту
историю. Все случилось при нем.
Чтобы все это понять и
получить ответы на поднятые
вопросы, нам надо знать о сути
имен — Менаше (он пока еще —
старший) и Эфраима.
Первым родился Менаше: “И
назвал старшего
(бехор)
— Менаше, ибо Всевышний дал
мне забыть все тяготы мои... а
второго назвал Эфраим, ибо
размножил (увеличил) меня
Всевышний в стране бедствия
моего” (гл. 41, ст. 51-52).
Имя Менаше призывает (несмотря
ни на что) — выдержать. Имя
Эфраим означает — идти вперед,
расти, увеличиться.
А теперь вспомним о космической
роли Йосефа .
27.12.2001
Об этом мы подробно говорили
в обозрении недельной главы Вайшев
(см. на сайте в первом годовом
цикле обозрений). И здесь
отметим лишь роль Йосефа как “проводника”
духовности от Яакова —
братьям.
В любом духовном явлении, как
всегда, есть правая сторона —
рост, движение и левая —
сдерживание.
Мир формируется с первого
дня Творения на основе такого
принципа: правое выше левого,
фундамент мира строится на
правой стороне.
Но бывают времена, когда роль
основной обретает левая
сторона. Такое случается,
когда Всевышний предоставляет
тому, что мы называем силами
зла, возможность укрепить (на
определенных этажах) свои
позиции. В такой момент
главное — выстоять.
Йосеф ушел в Египет, попал в галут
— в ночь. И мы, читая о нем, ясно
видим, что для него задача —
выстоять — приобретает
решающее значение. И он назвал
старшего сына — Менаше.
Но теперь, в конце своих дней
Яаков, как говорилось выше,
собирается дать напутствие
еврейскому народу на все
времена. Надо исправить то, что
было сделано (отсюда болезнь и тшува,
причем, тшува —
космическая).
Вот почему Яаков напоминает
Йосефу о том, о чем, казалось бы,
излишне напоминать — о Рахели.
Так он готовит его к
исправлению, точнее — к
восстановлению его
изначальной роли.
Вчитаемся в некоторые слова
этой фразы (ст. 7) еще раз:
А я... Этими словами Яаков
подчеркивает, что собирается
открыть Йосефу свою глубинную
суть.
Умерла при мне Рахель. То
есть наследником становится
Йосеф, сын Рахели.
В стране Кенаан, в пути.
Слово кенаан на иврите
восходит к корню, который
переводится на русский язык
как “признать”, “принять”, “согласиться”.
И речь в этой части фразы идет
о признании Творца на тех
духовных этажах, где душа
имеет свободу выбора.
У входа в Эфрат. Слово Эфрат
означает — “размножу, увеличу”.
И теперь понятно, почему Яаков
пересказывает эту историю.
Чтобы подчеркнуть — Эфрат.
Таким образом он дает
благословение, завещание
Йосефу. И восстанавливает его
космическую роль — получить
духовную энергию от Яакова и, размножив,
передать братьям.
Проведенный нами анализ
расставляет все по своим
местам. И становится очевидным,
что “старшая” — правая
сторона. И, следовательно, не
Манаше, а — Эфраим.
Но что означает заданный при
встрече вопрос Яакова: “кто
эти?”. Ведь дети Йосефа,
особенно — Эфраим, провели
рядом с ним на земле Гошен
много лет.
Чтобы разобраться в этом,
вспомним, что речь идет о
последнем этапе очищения и
подготовке к будущему — на все
времена. И здесь важна каждая
деталь. Яаков должен убедиться,
что Эфраим и Менаше —
действительно “его дети” и
даже частично не восприняли
чужое мировоззрение. Они
родились и выросли в Египте, в
империи, где возникло
бесчисленное количество
верований, “измов”,
обожествляющих человека (в
частности — фараона) и силы
природы. В их основе — позиция
самого фараона, который
позднее, через 200 лет, скажет: “кто
(такой) Всевышний, чтобы я
послушал Его?” (Шемот, гл. 5, ст.
2).
Вот Яаков и опасался — не
затаился ли где-то глубоко в
душах Эфраима и Менаше этот
разрушительный вопрос — кто
(такой) Всевышний?..
И спросил Яаков: кто эти?
Вложив в свои слова и
дополнительный (но того же
порядка) смысл.
На иврите этот вопрос — ми
эле? Два слова, которые
состоят из тех же букв, что и
Имя Всевышнего, означающее “управление
миром”. Только в них Имя как бы
разорвано на два слога, и даны
эти слоги в обратном порядке.
Продемонстрируем разницу,
записав Имя и вопрос по буквам:
алеф, ламед, ѓей, йуд, мем (буквы
Имени Всевышнего) — мем, йуд
(ми
— кто), алеф, ламед, ѓей
(эле
—эти).
Внешне — те же буквы. А
внутри — разрыв. Внешне, как
может показаться, жизнь
человека соответствует
еврейской традиции, но внутри
кроется “разрыв”,
оставляющий место для вопроса:
“Кто такой Всевышний, чтобы я
слушал Его...”.
Яаков получает ответ,
которого ждал: “И сказал Йосеф
отцу своему: они — мои сыновья”
(гл. 48, ст. 9).
На иврите сын — бен. Тот
же корень, что и у глагола “строить”.
То есть Йосеф сказал отцу: “они
выстроены мной”.
Оставим теперь Яакова и
Йосефа. Посмотрим, что являет
собой еврейский народ через 200
лет в пустыне Синая, перед тем
как войти в Эрец Исраэль .
По слову Всевышнего огромный
стан сынов Израиля имел такое
устройство.
В центре — Мишкан (Храм).
С каждой из четырех сторон
располагалось по три колена
сынов Израиля. С восточной —
три колена сыновей Леи. С южной
— еще три колена сыновей Леи (будем
иметь в виду, что дети “теневой”
жены записаны за главной
женой). С западной — три колена
сыновей Рахели, с северной —
два колена сыновей Рахели и
одно — сына Леи (подробнее это
описано в первых главах книги Бамидбар ).
Такая “конструкция” стана
соответствует тому, о чем
сказано в нашей главе. Лея —
потенциал реализации Плана.
Рахель — “родовые муки”
самой реализации (о родовых
муках Тора сообщает, кстати,
один раз, когда говорит о
рождении у Рахели
Биньямина).
Потенциал зарождается на
востоке, где восходит солнце, а
энергию набирает на юге, где
солнце — в зените. Это — день.
Но реализация Плана возможна
только, если человек в
неясной ситуации (вечер, запад)
сделает выбор и сумеет
преодолеть ночь (север,
сторона, откуда вообще не
приходит свет солнца).
Ночь — это галут. Йосеф
ушел на запад (в Египет) и
получил в Израиле город Шхем —
к северу от Иерусалима и
Храма (см. гл. 48, ст. 22): “А я
отдаю тебе (Йосефу) Шхем”, —
говорит Яаков.
То, что при разделении народа
Израиля на колена на долю
Йосефа пришлось два колена,
позволило числить за Рахелью
пять колен из двенадцати. И это
соответствует космической
роли Йосефа.
А теперь вернемся к одному из
снов Йосефа. Вспомним, снилось
ему, что Солнце, Луна и звезды
склоняются перед ним (гл. 37, ст.
9). На востоке они поднимаются и
склоняются на западе. Чтобы,
пройдя через север, показаться
на востоке.
После галута будет геула
(реализация Плана). Сон Йосефа
сбылся на “подготовительном”
уровне — в Египте. На высшем
уровне сон его сбудется в
Конце Дней (ахарит а-ямим ).
А пока каждого еврея принято
благословлять так: “Сделает
тебя Всевышний как Эфраима и
Менаше” (гл. 48, ст. 20) — даст
тебе потенциал роста и силы и
потенциал выстоять.
(продолжение завтра)
Автор
текста Элиягу Эссас
Прочесть двадцать второй цикл обсуждения Прочесть двадцать первый цикл обсуждения Прочесть двадцатый цикл обсуждения Прочесть девятнадцатый цикл обсуждения Прочесть восемнадцатый цикл обсуждения Прочесть семнадцатый цикл обсуждения Прочесть шестнадцатый цикл обсуждения Прочесть пятнадцатый цикл обсуждения Прочесть четырнадцатый цикл обсуждения Прочесть седьмой цикл обсуждения Прочесть шестой цикл обсуждения Прочесть пятый цикл обсуждения Прочесть четвертый цикл обсуждения Прочесть третий цикл обсуждения Прочесть второй цикл обсуждения Прочесть первый цикл обсуждения
|