ХАЕЙ САРА 
"ХАЕЙ САРА"
ХАЕЙ САРА 
Чтение текста
Афтары

"ХАЕЙ САРА"

23.11.2024, 22 Heshvan, 5785

Суббота

New Page 1
  
Главная страница  
Анализ новостей  
Дайджест  
Помочь сайту  
Недельная глава    
Комментарии (видео)   
Комментарии (текст)   
- Чтение            
Праздники   
Лист Талмуда   
Мишна, главы   
(видеокомментарии)
   
Заповеди Торы   
Уроки по Теилим   
Молитва Шмоне Эсре   
Молитва Шма Исраэль  
Пиркей Авот   
Птихат Элиягу   
Спроси у раввина    
- Ответ дня       
- Блиц-ответы   
- Видео-ответы   
Афтарот    
- Комментарии   
- Чтение            
Аспекты Галахи   
Еврейский календарь
(цикл уроков)
   
События Бамидбар   
Этика   
Культура   
Личность   
К размышлению   
Медицина   
Психология   
Библиотека   
Аудио и Видео уроки   
Объектив   
Видео   
конференции
   
Почта   
 

        
Иерусалим
Москва
Киев
Минск
Нью-Йорк


Курс шекеля
Курс рубля
                  
                                   

  Поиск на сайте:  

 
Праздники и памятные даты:

Все еврейские даты начинаются накануне вечером!
 
Ханука
25 Кислева - 2 Тевета
(25.12.24 - 02.01.25)
Пост 10 Тевета
10 Тевета
(10.01.25)
Ту би-Шват
15 Шват
(13.02.25)
Пурим
14 Адара
(14.03.25)
в Иерусалиме -
15 Адара
(15.03.25)
Песах
15-21 Нисана
(13 - 19.04.25)
В диаспоре 
15-22 Нисана
(13 - 20.04.25)
День катастрофы и героизма
27 Нисана
(24.04.25)
День памяти павших 
3 Ияра
(30.04.25)
День независимости Израиля
4 Ияра
(01.05.25)

Лаг ба Омер
18 Ияра
(16.05.25)

День Иерусалима
28 Ияра
(26.05.25) 
Шавуот
6 Сивана
(02.06.25)
В диаспоре 6-7 Сивана
(2 - 3.06.25)
Девятое Ава
 9 Ава
(03.08.25)
Рош а-Шана
1-2 Тишри
(23 - 24.09.25)
Йом Кипур
10 Тишри
(02.10.25)
Суккот
15-21 Тишри
(07.10 - 13.10.25)
Шмини Ацерет
Симхат Тора

В Израиле - 22 Тишри
(14.10.25)
В диаспоре - 
22-23 Тишри
(14 - 15.10.25)
 



Недельная глава
Раздел ведет 
рав Элиягу Эссас
О недельных главах


Двадцать второй цикл обсуждения (видео)

Прочесть двадцать первый цикл обсуждения
Прочесть двадцатый цикл обсуждения
Прочесть девятнадцатый цикл обсуждения
Прочесть восемнадцатый цикл обсуждения
Прочесть семнадцатый цикл обсуждения
Прочесть шестнадцатый цикл обсуждения
Прочесть пятнадцатый цикл обсуждения
Прочесть четырнадцатый цикл обсуждения
Прочесть седьмой цикл обсуждения
Прочесть шестой цикл обсуждения
Прочесть пятый цикл обсуждения
Прочесть четвертый цикл обсуждения
Прочесть третий цикл обсуждения
Прочесть второй цикл обсуждения
Прочесть первый цикл обсуждения

ГЛАВА «ВАЙЕХИ»

 

Место в Торе: книга Берешит, гл. 47, ст. 28 (в конце книги).

Почему глава так называется?

По первому слову первой фразы главы: «И жил Яаков в Египте...».

«И жил» в тексте оригинала — вайехи.

Обсуждение главы Вайехи

1. Неслучайное сравнение

В нашей недельной главе читаем, что Йосеф, прихватив с собой сыновей, навещает больного Яакова и просит, чтобы тот благословил внуков. И в благословении Яакова звучит такая фраза: «И вот, двое твоих сыновей... — мои они: Эфраим и Менаше, как Реувен и Шимон» (Берешит, гл. 48, ст. 5).

Мы видим, что Яаков уподобляет сыновей Йосефа своим старшим сыновьям — Реувену и Шимону. О чем говорит это сравнение?

Наши Учителя отмечают в Талмуде (трактат Бава Батра, лист 123), что Йосеф приобрел статус первенца и, как всякий первенец — получил двойную долю наследства.

Прямого свидетельства этому в Торе нет. Такой вывод напрашивается на основанииз слов Яакова — «Эфраим и Менаше, как Реувен и Шимон, будут моими». 

Еще одно доказательство того, что Йосеф обладал статусом первенца, находим в Танахе, в первой книге Диврей hа-Ямим («Хроники дней»; гл. 5, ст. 1).

Там говорится, в частности, что «отдано было первенство сыновьям Йосефа, сына Израиля». То есть, сыновья Йосефа — стали прародителями двух самостоятельных колен народа Израиля. А отсюда следует, что Йосеф получил в наследство — двойную долю. Двойную долю первенца. Как сказано в другой книге Танаха: «Йосефу — две части» (книга пророка Йехезкеля, гл. 47, ст. 14).

Когда земля Израиля была разделена между коленами, ее поделили на 12 равных частей. И самое малочисленное колено, колено Шимона, получило такой же надел, как самое большое колено — колено Йегуды. И колена Эфраима и Менаше получили такие же наделы, «как Реувен и Шимон».

В уподоблении сыновей Йосефа Эфраима и Менаше Реувену и Шимону содержится и еще более глубокий духовный смысл.

Йосефу соответствует созвездие рыбы и месяц Адар. В високосный год по еврейскому календарю — два Адара: один — Эфраима, другой — Менаше.

Реувену и Шимону соответствуют месяцы Нисан и Ияр. В Нисане празднуют первый Песах, а в Ияре — второй.

Выходит, первый и второй Адар — как Эфраим и Менаше, а первый и второй Песах — как Реувен и Шимон.

Есть такое правило: начало заповеди содержит в себе и окончание. 

Где же начало?

Самая первая из 613-и заповедей Торы начинается словами: «Этот месяц для вас — Глава месяцев» (Шемот, гл. 12, ст. 2).

Тора должна была начинаться с этих слов, — пишет Раши (раби Шломо бен Ицхак — величайший комментатор Торы и Талмуда; Франция, 11-й век).

Значит, начало — это Песах.

А что же тогда окончание?

Чтение Мегилат (свитка) Эстер в Пурим.

В Песах евреи спаслись от фараона, а в Пурим — от Амана.

Принято присоединять одну геулу (спасение, избавление) — к другой. Поэтому Яаков и уподобил Эфраима и Менаше — Реувену и Шимону, АдарНисану, а Пури — Песаху.

на основе комментариев Рамбана

(Рабейну Моше бен Нахман — Нахманид; великий комментатор Торы, Танаха и Талмуда; Испания – Эрец Исраэль, конец 12-го – начало 13-го вв.)

и рава Моше-Яакова Равикова

(известен и как Сандляр, т.к. имел сапожную мастерскую;

уроки, которые он давал по субботам, опубликованы в книге «Ликутей раби Моше-Яаков»; конец 19-го — первая половина 20-го вв.; Белорусь — Эрец Исраэль)

2. Благословение детей — благословение отца

Итак, в нашей недельной главе говорится, что Йосеф приводит своих сыновей к Яакову и просит благословить их. Яаков соглашается. Он кладет свою правую руку на голову Эфраима, а левую — на голову Менаше, и благословляет... Йосефа.

По крайней мере, именно так — «И благословил он Йосефа» (Берешит, гл. 48, ст. 15) — написано в Торе.

Но ведь Яаков благословлял сыновей Йосефа. Как же вышло, что с берахой (благословением) оказался Йосеф?

Дело в том, что для отца хорошие, успешные, талантливые дети — самое лучшее благословение. Яаков благословил сыновей Йосефа, Эфраима и Менаше, сказав, что в них наречется его имя и имена Авраама и Ицхака. А это значит, что Эфраим и Менаше продолжат традиции семьи, не опозорят своих предков, не растворятся среди чужаков, не канут в безвестности.

Да, это — бераха. Самое желанное благословения для Йосефа, как и для любого отца, радеющего о своих сыновьях.

Но где гарантия, что благословение Яакова действительно «сработает»?

Несомненно, бераха такого праведника — не пустой звук. К тому же, Яаков благословлял своих внуков, конечно же, от всего сердца. А слова, исходящие из самого сердца — способны творить чудеса.

Кроме того, это были не просто слова, не обычное пожелание. Яаков вложил в них скрытый смысл.

Попытаемся приоткрыть секрет благословения Яакова.

Дедушка уподобляет своих внуков — рыбам. Как написано: «И как рыбы умножатся они среди народов земли» (Берешит, гл. 48, ст. 16). 

Почему именно рыбам?

Рыбы обладают интересным свойством. Если рыба относится к виду «чистых» (в духовном смысле), кашерных рыб — она таковой и останется, как бы в дальнейшем не сложилась ее рыбья судьба.

О животном или птице такого не скажешь. Даже будучи абсолютно кашерной, корова или, допустим, курица — может вдруг подхватить какую-нибудь опасную болезнь. Или — получить травму. У нее может появиться физический изъян. Или, к примеру — ошибется шохет (специалист, осуществляющий шехиту — когда животное режут безболезненным, обусловленным законами Торы способом). Любой из перечисленных неожиданностей — достаточно для того, чтобы животное и/или птица утратили свою кашерность.

Поэтому, благословляя своих внуков Эфраима и Менаше, Яаков сравнил их именно с рыбами. Ведь рыбы скрыты под водой, и над ними не властвует дурной глаз (в нашей традиции — аин а-ра). И вообще, появившись на свет кашерными, рыбам, гораздо проще, нежели животным и птицам сберечь свою кашерность. А сыновьям Йосефа, соответственно — свою аутентичность, свое еврейство среди других народов. 

на основе комментария раби Иешаягу а-Леви Горовица

(автор глубоких комментариев к Торе, в том числе, и к закрытой ее части — Каббале, и Талмуду, под общим названием Шней Лухот а-Брит, сокращенно, по аббревиатуре — А-Шла; был главным раввином ашкеназских евреев в Иерусалиме; Чехия – Польша – Германия – Израиль, вторая половина 16-го – первая половина 17 вв.)

 

 

 

3. Яаков благословляет, Моше подтверждает

Из содержания нашей недельной главы мы узнаем, что Йосеф наносит визит своему отцу. Цель этого визита — навестить больного Исраэл (Яакова)я и заручиться его благословением.

Не для себя. Йосеф просит бераху (благословение) для Эфраима и для Менаше — для своих сыновей.

Яаков удовлетворяет просьбу сына. И в тексте Торы читаем: «И благословил он их в тот день, говоря…» (Берешит, гл. 48, ст. 20).

Если выделить начальные буквы слов, составляющих эту фразу на иврите — из них можно составить имя hэвель. Как известно, hэвеля убил его старший брат Каин. Через цепь поколений часть души hэвеля вернулась в наш мир, возродившись в лидере и наставнике еврейского народа — Моше Рабейну.

Тора не случайно прячет в берахе Яакова ниточки, ведущие к Моше. Наверняка, существует нечто, что объединяет это благословение с Моше. И наша задача — попытаться выяснить, что именно.

Йосеф, представив сыновей Исраэлю, поставил Менаше, который был первенцем, по правую руку отца, а младшего Эфраима — по левую. Но Яаков, благословляя, положил правую руку на голову Эфраима и левую на Менаше.

Йосеф был недоволен этим жестом отца. Он даже попытался снять правую руку Яакова с головы Эфраима и переместить ее на голову Менаше.

Возможно, это было вызвано тем, что Йосеф больше любил Менаше. Ведь тот был его первенцем. И его покоробило, что отец возложил на голову старшего сына левую руку.

Впрочем, он, скорее всего, решил, что отец просто ошибся. 

Но ведь можно было и не обратить внимания на такую ошибку, или, по крайней мере — сделать вид...

Но Йосеф не желал, чтобы в бераху вкралась ошибка. Быть может, небезупречно осуществленное благословение — не окажет желаемого воздействия.

Однако Исраэль не позволил сыну что-либо менять.

— Знаю, сын мой, знаю, — молвил он, — что старший тоже станет народом, и будет великим, но брат его младший будет больше него, и славой его потомства наполнятся все племена (Берешит, гл. 48, ст.19).

Услышав это, Йосеф понял, что нет ошибки. Отец сознательно выбрал такое положение рук. Значит, нужно это принять и смириться.

Спустя много лет, когда потомки Яакова и потомки Йосефа покидали Египет, Моше поставил колено Эфраима во главе, у западного флага, а колено Менаше — за ним. В Торе об этом написано: «Знамя стана Эфраима по их ратям — к западу... А после него колено Менаше» (Бамидбар, гл. 2, ст. 18-20).

Так Моше утвердил решение Исраэля. Хотя, нет, точнее будет сказать: Яаков решил, Йосеф принял, а Моше — подтвердил.

на основе комментария рава Моше-Яакова Равикова

(известен и как Сандляр, т.к. имел сапожную мастерскую;

уроки, которые он давал по субботам, опубликованы в книге «Ликутей раби Моше-Яаков»; конец 19-го — первая половина 20-го вв.; Белорусь — Эрец Исраэль) 

 

4. Почему Яаков не открыл срок окончательного избавления

Написано в нашей недельной главе: «И позвал Яаков своих сыновей и сказал им: Соберитесь, и я поведаю вам, что случится с вами в конце дней» (Берешит, гл. 49, ст. 1).

Яаков хотел открыть своим детям срок окончательного избавления (геулы), — объясняет этот фрагмент Раши (раби Шломо бен Ицхак — величайший комментатор Торы и Талмуда; Франция, 11-й век). Но, как говорится в Мидраше (Мидраш Раба на книгу Берешит, гл. 98), Шехина (Присутствие Всевышнего) отдалилась от него. И он стал говорить другое.

Так почему Яаков не смог сказать, то, что намеревался? Что вынудило его сменить тему?

В Талмуде (трактат Йома, лист 9) раби Йоханан (величайший Учитель Талмуда в Эрец Исраэль, составитель Иерусалимского Талмуда; 3-й век) и раби Элиэзер (Учитель Мишны, 1-й век) сопоставляют поколения Первого и Второго Храмов.

Почему протяженность галута (изгнания), вызванного разрушением Первого Храма, — задаются они вопросом, — было известно наперед, а длительность галута после разрушения Второго Храма — скрыта от всех?

И приходят к выводу, что люди поколения Первого Бейт hа-Микдаша (Храма), конечно же, совершали прегрешения, и довольно серьезные. Но они не пытались их скрыть. Поэтому и продолжительность галута от них не была скрыта.

Во времена Второго Бейт hа-Микдаша люди совершали прегрешения тайно. Тайной и осталось время окончательного избавления.

Чтобы лучше понять различие между поколениями Первого и Второго Храмов, разберемся в этом на примере.

Чем отличается, скажем, вор от — разбойника?

Вор идет на кражу ночью, когда его никто не видит, а если днем — то только туда, где поблизости нет людей. Чтобы остаться незамеченным он может, допустим, вырыть подкоп.

Разбойник же грабит открыто, не прячется от людей, наоборот — нападает на них, силой отнимает имущество.

Вор не боится Всевышнего. Ведь Творец и ночью все видит. Но вора это — не смущает. Он избегает встречи с людьми, потому что боится их, людей.

Разбойник не страшится Всевышнего, но и людей — не опасается. Поэтому его вина — меньше, нежели вина вора. Он в определенном смысле — честнее.

Люди, жившие во времена Первого Храма, могли совершать тягчайшие преступления, но они не пытались их скрыть, не пытались бежать от ответственности, но брали ее на себя — по-честному. И Творец по-честному открыл им через пророка время геулы. В Танахе по этому поводу сказано: «Когда исполнится семьдесят лет вавилонскому плену, вспомню Я о вас и исполню для вас доброе слово мое о возвращении вас на это место» (книга пророка Йермиягу, гл. 29, ст. 10). 

Бичом поколения Второго Храма стала беспричинная ненависть. Люди улыбались в лицо, а за спиной говорили гадости. Как это знакомо, не правда ли? Разве сейчас не так?

Ненависть, лицемерие и цинизм стали неотъемлемой частью внешней политики многих государств. Руководитель одной страны клянется в вечной верности и преданности руководителю другой, обещает любую поддержку. Но в момент испытания — готов продать за копеечный интерес, за каплю больного самолюбия.

Беспричинная ненависть никуда не исчезла. Она тщательно скрывается, но она есть — сидит глубоко внутри. Поэтому и продолжается галут, поэтому срок его окончания — скрыт.

Яаков хотел открыть это своим детям, и — не смог. Покинула его Шехина. Скрылась. Потому что скрытничали сыновья. Скрытничали всю жизнь. Болезненно восприняли попытки Йосефа вскрыть их просчеты. Много лет скрывали от отца то, что продали Йосефа. Да и сейчас, прощаясь с отцом — не торопились доставать из шкафов тщательно скрываемые там скелеты.

Тогда Яаков, в надежде побудить к откровенности — сам начал называть их прегрешения. Но сыновья не откликнулись. И время окончательного избавления так и осталось неизвестным.

Но о предстоящем Исходе из Египта Яаков все же смог их известить. «Вот я умираю, — произнес он, — но Всевышний будет с вами и возвратит вас в землю ваших отцов» (Берешит, гл. 48, ст. 21).

на основе комментария Магарши

(великий комментатор Талмуда, Польша, 16-й век),

Рамбана

(Рабейну Моше бен Нахман — Нахманид; великий комментатор Торы, Танаха и Талмуда; Испания – Эрец Исраэль, конец 12-го – начало 13-го вв.)

и рава Моше-Яакова Равикова

(известен и как Сандляр, т.к. имел сапожную мастерскую;

уроки, которые он давал по субботам, опубликованы в книге «Ликутей раби Моше-Яаков»; конец 19-го — первая половина 20-го вв.; Белорусь — Эрец Исраэль)

 

 

5. Шауль выхватил Скрижали Завета у Галиата

В нашей недельной главе читаем, что Яаков, благословляя своих сыновей — каждому называет его отличительную черту и дает возможность немного заглянуть в будущее, чтобы посмотреть, как это качество скажется на его потомках.

О самом младшем он говорит: «Биньямин — хищный волк» (Берешит, гл. 49, ст. 27).

В своем комментарии к этому фрагменту Раши (раби Шломо бен Ицхак — величайший комментатор Торы и Талмуда; Франция, 11-й век) приоткрывает нам глубину пророчества Яакова, показывая, сколько смысловых пластов содержится в этих трех словах.

Итак, Биньямин — волк, который терзает добычу. Сказав это, — объясняет Раши, — Яаков пророчески предрек, что потомки Биньямина будут «ловцами». Как сказано в Танахе — «И ловите каждый себе жену» (Шофтим — «Книга Судей», гл. 21, ст. 21).

Это звучит странно. Но речь здесь вот о чем. После того, как колено Биньямина отказалось выдать на суд злодеев, совершивших жестокое преступление, другие колена пошли на него войной. В результате этой войны в колене Биньямина погибли все женщины. Остальные колена поклялись не отдавать своих дочерей за мужчин колена Биньямина. Так род Биньямина оказался на грани исчезновения. Тогда, чтобы спасти род Биньямина, было разрешено их мужчинам ловить девушек, которые выходили танцевать в виноградники 15-го ава и брать их себе в жены. Благодаря этому, колено Биньямина постепенно восстановило свою численность.

В словах «Биньямин — хищный волк» или, как объясняет Раши — «волк, терзающий добычу», содержится также т пророчество о царе Шауле, потомке Биньямина, который побеждал окружавших его врагов. Как сказано: «И Шауль утвердил свое царство над Израилем и воевал... со всеми врагами своими: с Моавом... и с Эдомом... И куда бы ни обратится, в смятение врагов приводил» (Танах, Первая книга пророка Шмуэля, гл. 14, ст. 47).

Впрочем, Шауль знавал и поражения. Одним из самых горьких было поражение от плиштим (фелистимлян), когда те разгромили нашу армию, убили сыновей главного коэна Эли и захватили Ковчег Завета. 

В Танахе об этом читаем: «И бежал один биньяминянин с места сражения, и пришел в Шило в тот же день, одежда на нем была разодрана, и прах на голове его» (Первая книга пророка Шмуэля, гл. 4, ст. 12).

Мальбим (рав Меир Лейбуш бен Иехиель-Михл, 19-й век) пишет, что этот беглец был единственным из всего войска, кому удалось спастись, убегая по ровной дороге, и попасть в Шило. Все остальные либо погибли, либо попрятались в пещерах и расселинах. А одежды он порвал, — объясняет Мальбим, — не в пылу битвы, а в знак траура. Столь тяжким было поражение.

Раши в своем комментарии сообщает нам, что этот беглец биньяминянин, был сам царь Шауль. Он выхватил Скрижали у богатыря Галиата и убежал от него в Шило. Так считает Раши.

Выходит, если Галиат и превосходил Шауля в силе, но в быстроте и ловкости ему уступал.

Впрочем, Радак (рав Давид Кимхи; известный комментатор Танаха, Испания, конец 12-го века) открывает в этом иную грань Истины. Ведь известно, что Ковчег Завета, благодаря своей святости, причинил плиштим много бед и несчастий. В конце концов, им даже пришлось его вернуть. А из жителей Бейт Шемеша, которые были евреями, умерло, как мы узнаем из Танаха, 70 человек — только из-за того, что они заглянули в Ковчег (Первая книга пророка Шмуэля, гл. 6, ст. 19).

В связи с этим Радак задается вопросом: как же Шауль сумел вынуть из Ковчега Скрижали и остаться невредимым?

Разъяснение Учителя находят в том самом, рассматриваемом нами отрывке из Торы, в словах Яакова — «Биньямин — хищный волк» (Берешит, гл. 49, ст. 27). То есть — «волк, терзающий добычу».

Здесь, как мы уже выяснили, содержится намек на царя Шауля.

На иврите «волк» — зеэв. Гематрия (числовое значение) этого слова — 10. В чем прочитывается связь с известными Десятью заповедями, начертанными на Скрижалях. И если добавить, что волк — не простой, но — «терзающий добычу», то тут как раз и содержится намек на царя Шауля, вырвавшего Скрижали Завета у Галиата.

на основе комментариев Мальбима

(рав Меир Лейбуш бен Иехиель-Михл, 19-й век),

Радака

(рав Давид Кимхи; известный комментатор Танаха,

Автор текста Мордехай Вейц

ГЛАВА

ГЛАВА «ВАЙЕХИ»

 

Место в Торе: книга Берешит, гл. 47, ст. 28 (в конце книги).

Почему глава так называется?

По первому слову первой фразы главы: «И жил Яаков в Египте...».

«И жил» в тексте оригинала — вайехи.

Обсуждение главы Вайехи

1. Неслучайное сравнение

В нашей недельной главе читаем, что Йосеф, прихватив с собой сыновей, навещает больного Яакова и просит, чтобы тот благословил внуков. И в благословении Яакова звучит такая фраза: «И вот, двое твоих сыновей... — мои они: Эфраим и Менаше, как Реувен и Шимон» (Берешит, гл. 48, ст. 5).

Мы видим, что Яаков уподобляет сыновей Йосефа своим старшим сыновьям — Реувену и Шимону. О чем говорит это сравнение?

Наши Учителя отмечают в Талмуде (трактат Бава Батра, лист 123), что Йосеф приобрел статус первенца и, как всякий первенец — получил двойную долю наследства.

Прямого свидетельства этому в Торе нет. Такой вывод напрашивается на основанииз слов Яакова — «Эфраим и Менаше, как Реувен и Шимон, будут моими». 

Еще одно доказательство того, что Йосеф обладал статусом первенца, находим в Танахе, в первой книге Диврей hа-Ямим («Хроники дней»; гл. 5, ст. 1).

Там говорится, в частности, что «отдано было первенство сыновьям Йосефа, сына Израиля». То есть, сыновья Йосефа — стали прародителями двух самостоятельных колен народа Израиля. А отсюда следует, что Йосеф получил в наследство — двойную долю. Двойную долю первенца. Как сказано в другой книге Танаха: «Йосефу — две части» (книга пророка Йехезкеля, гл. 47, ст. 14).

Когда земля Израиля была разделена между коленами, ее поделили на 12 равных частей. И самое малочисленное колено, колено Шимона, получило такой же надел, как самое большое колено — колено Йегуды. И колена Эфраима и Менаше получили такие же наделы, «как Реувен и Шимон».

В уподоблении сыновей Йосефа Эфраима и Менаше Реувену и Шимону содержится и еще более глубокий духовный смысл.

Йосефу соответствует созвездие рыбы и месяц Адар. В високосный год по еврейскому календарю — два Адара: один — Эфраима, другой — Менаше.

Реувену и Шимону соответствуют месяцы Нисан и Ияр. В Нисане празднуют первый Песах, а в Ияре — второй.

Выходит, первый и второй Адар — как Эфраим и Менаше, а первый и второй Песах — как Реувен и Шимон.

Есть такое правило: начало заповеди содержит в себе и окончание. 

Где же начало?

Самая первая из 613-и заповедей Торы начинается словами: «Этот месяц для вас — Глава месяцев» (Шемот, гл. 12, ст. 2).

Тора должна была начинаться с этих слов, — пишет Раши (раби Шломо бен Ицхак — величайший комментатор Торы и Талмуда; Франция, 11-й век).

Значит, начало — это Песах.

А что же тогда окончание?

Чтение Мегилат (свитка) Эстер в Пурим.

В Песах евреи спаслись от фараона, а в Пурим — от Амана.

Принято присоединять одну геулу (спасение, избавление) — к другой. Поэтому Яаков и уподобил Эфраима и Менаше — Реувену и Шимону, АдарНисану, а Пури — Песаху.

на основе комментариев Рамбана

(Рабейну Моше бен Нахман — Нахманид; великий комментатор Торы, Танаха и Талмуда; Испания – Эрец Исраэль, конец 12-го – начало 13-го вв.)

и рава Моше-Яакова Равикова

(известен и как Сандляр, т.к. имел сапожную мастерскую;

уроки, которые он давал по субботам, опубликованы в книге «Ликутей раби Моше-Яаков»; конец 19-го — первая половина 20-го вв.; Белорусь — Эрец Исраэль)

2. Благословение детей — благословение отца

Итак, в нашей недельной главе говорится, что Йосеф приводит своих сыновей к Яакову и просит благословить их. Яаков соглашается. Он кладет свою правую руку на голову Эфраима, а левую — на голову Менаше, и благословляет... Йосефа.

По крайней мере, именно так — «И благословил он Йосефа» (Берешит, гл. 48, ст. 15) — написано в Торе.

Но ведь Яаков благословлял сыновей Йосефа. Как же вышло, что с берахой (благословением) оказался Йосеф?

Дело в том, что для отца хорошие, успешные, талантливые дети — самое лучшее благословение. Яаков благословил сыновей Йосефа, Эфраима и Менаше, сказав, что в них наречется его имя и имена Авраама и Ицхака. А это значит, что Эфраим и Менаше продолжат традиции семьи, не опозорят своих предков, не растворятся среди чужаков, не канут в безвестности.

Да, это — бераха. Самое желанное благословения для Йосефа, как и для любого отца, радеющего о своих сыновьях.

Но где гарантия, что благословение Яакова действительно «сработает»?

Несомненно, бераха такого праведника — не пустой звук. К тому же, Яаков благословлял своих внуков, конечно же, от всего сердца. А слова, исходящие из самого сердца — способны творить чудеса.

Кроме того, это были не просто слова, не обычное пожелание. Яаков вложил в них скрытый смысл.

Попытаемся приоткрыть секрет благословения Яакова.

Дедушка уподобляет своих внуков — рыбам. Как написано: «И как рыбы умножатся они среди народов земли» (Берешит, гл. 48, ст. 16). 

Почему именно рыбам?

Рыбы обладают интересным свойством. Если рыба относится к виду «чистых» (в духовном смысле), кашерных рыб — она таковой и останется, как бы в дальнейшем не сложилась ее рыбья судьба.

О животном или птице такого не скажешь. Даже будучи абсолютно кашерной, корова или, допустим, курица — может вдруг подхватить какую-нибудь опасную болезнь. Или — получить травму. У нее может появиться физический изъян. Или, к примеру — ошибется шохет (специалист, осуществляющий шехиту — когда животное режут безболезненным, обусловленным законами Торы способом). Любой из перечисленных неожиданностей — достаточно для того, чтобы животное и/или птица утратили свою кашерность.

Поэтому, благословляя своих внуков Эфраима и Менаше, Яаков сравнил их именно с рыбами. Ведь рыбы скрыты под водой, и над ними не властвует дурной глаз (в нашей традиции — аин а-ра). И вообще, появившись на свет кашерными, рыбам, гораздо проще, нежели животным и птицам сберечь свою кашерность. А сыновьям Йосефа, соответственно — свою аутентичность, свое еврейство среди других народов. 

на основе комментария раби Иешаягу а-Леви Горовица

(автор глубоких комментариев к Торе, в том числе, и к закрытой ее части — Каббале, и Талмуду, под общим названием Шней Лухот а-Брит, сокращенно, по аббревиатуре — А-Шла; был главным раввином ашкеназских евреев в Иерусалиме; Чехия – Польша – Германия – Израиль, вторая половина 16-го – первая половина 17 вв.)

 

 

 

3. Яаков благословляет, Моше подтверждает

Из содержания нашей недельной главы мы узнаем, что Йосеф наносит визит своему отцу. Цель этого визита — навестить больного Исраэл (Яакова)я и заручиться его благословением.

Не для себя. Йосеф просит бераху (благословение) для Эфраима и для Менаше — для своих сыновей.

Яаков удовлетворяет просьбу сына. И в тексте Торы читаем: «И благословил он их в тот день, говоря…» (Берешит, гл. 48, ст. 20).

Если выделить начальные буквы слов, составляющих эту фразу на иврите — из них можно составить имя hэвель. Как известно, hэвеля убил его старший брат Каин. Через цепь поколений часть души hэвеля вернулась в наш мир, возродившись в лидере и наставнике еврейского народа — Моше Рабейну.

Тора не случайно прячет в берахе Яакова ниточки, ведущие к Моше. Наверняка, существует нечто, что объединяет это благословение с Моше. И наша задача — попытаться выяснить, что именно.

Йосеф, представив сыновей Исраэлю, поставил Менаше, который был первенцем, по правую руку отца, а младшего Эфраима — по левую. Но Яаков, благословляя, положил правую руку на голову Эфраима и левую на Менаше.

Йосеф был недоволен этим жестом отца. Он даже попытался снять правую руку Яакова с головы Эфраима и переместить ее на голову Менаше.

Возможно, это было вызвано тем, что Йосеф больше любил Менаше. Ведь тот был его первенцем. И его покоробило, что отец возложил на голову старшего сына левую руку.

Впрочем, он, скорее всего, решил, что отец просто ошибся. 

Но ведь можно было и не обратить внимания на такую ошибку, или, по крайней мере — сделать вид...

Но Йосеф не желал, чтобы в бераху вкралась ошибка. Быть может, небезупречно осуществленное благословение — не окажет желаемого воздействия.

Однако Исраэль не позволил сыну что-либо менять.

— Знаю, сын мой, знаю, — молвил он, — что старший тоже станет народом, и будет великим, но брат его младший будет больше него, и славой его потомства наполнятся все племена (Берешит, гл. 48, ст.19).

Услышав это, Йосеф понял, что нет ошибки. Отец сознательно выбрал такое положение рук. Значит, нужно это принять и смириться.

Спустя много лет, когда потомки Яакова и потомки Йосефа покидали Египет, Моше поставил колено Эфраима во главе, у западного флага, а колено Менаше — за ним. В Торе об этом написано: «Знамя стана Эфраима по их ратям — к западу... А после него колено Менаше» (Бамидбар, гл. 2, ст. 18-20).

Так Моше утвердил решение Исраэля. Хотя, нет, точнее будет сказать: Яаков решил, Йосеф принял, а Моше — подтвердил.

на основе комментария рава Моше-Яакова Равикова

(известен и как Сандляр, т.к. имел сапожную мастерскую;

уроки, которые он давал по субботам, опубликованы в книге «Ликутей раби Моше-Яаков»; конец 19-го — первая половина 20-го вв.; Белорусь — Эрец Исраэль) 

 

4. Почему Яаков не открыл срок окончательного избавления

Написано в нашей недельной главе: «И позвал Яаков своих сыновей и сказал им: Соберитесь, и я поведаю вам, что случится с вами в конце дней» (Берешит, гл. 49, ст. 1).

Яаков хотел открыть своим детям срок окончательного избавления (геулы), — объясняет этот фрагмент Раши (раби Шломо бен Ицхак — величайший комментатор Торы и Талмуда; Франция, 11-й век). Но, как говорится в Мидраше (Мидраш Раба на книгу Берешит, гл. 98), Шехина (Присутствие Всевышнего) отдалилась от него. И он стал говорить другое.

Так почему Яаков не смог сказать, то, что намеревался? Что вынудило его сменить тему?

В Талмуде (трактат Йома, лист 9) раби Йоханан (величайший Учитель Талмуда в Эрец Исраэль, составитель Иерусалимского Талмуда; 3-й век) и раби Элиэзер (Учитель Мишны, 1-й век) сопоставляют поколения Первого и Второго Храмов.

Почему протяженность галута (изгнания), вызванного разрушением Первого Храма, — задаются они вопросом, — было известно наперед, а длительность галута после разрушения Второго Храма — скрыта от всех?

И приходят к выводу, что люди поколения Первого Бейт hа-Микдаша (Храма), конечно же, совершали прегрешения, и довольно серьезные. Но они не пытались их скрыть. Поэтому и продолжительность галута от них не была скрыта.

Во времена Второго Бейт hа-Микдаша люди совершали прегрешения тайно. Тайной и осталось время окончательного избавления.

Чтобы лучше понять различие между поколениями Первого и Второго Храмов, разберемся в этом на примере.

Чем отличается, скажем, вор от — разбойника?

Вор идет на кражу ночью, когда его никто не видит, а если днем — то только туда, где поблизости нет людей. Чтобы остаться незамеченным он может, допустим, вырыть подкоп.

Разбойник же грабит открыто, не прячется от людей, наоборот — нападает на них, силой отнимает имущество.

Вор не боится Всевышнего. Ведь Творец и ночью все видит. Но вора это — не смущает. Он избегает встречи с людьми, потому что боится их, людей.

Разбойник не страшится Всевышнего, но и людей — не опасается. Поэтому его вина — меньше, нежели вина вора. Он в определенном смысле — честнее.

Люди, жившие во времена Первого Храма, могли совершать тягчайшие преступления, но они не пытались их скрыть, не пытались бежать от ответственности, но брали ее на себя — по-честному. И Творец по-честному открыл им через пророка время геулы. В Танахе по этому поводу сказано: «Когда исполнится семьдесят лет вавилонскому плену, вспомню Я о вас и исполню для вас доброе слово мое о возвращении вас на это место» (книга пророка Йермиягу, гл. 29, ст. 10). 

Бичом поколения Второго Храма стала беспричинная ненависть. Люди улыбались в лицо, а за спиной говорили гадости. Как это знакомо, не правда ли? Разве сейчас не так?

Ненависть, лицемерие и цинизм стали неотъемлемой частью внешней политики многих государств. Руководитель одной страны клянется в вечной верности и преданности руководителю другой, обещает любую поддержку. Но в момент испытания — готов продать за копеечный интерес, за каплю больного самолюбия.

Беспричинная ненависть никуда не исчезла. Она тщательно скрывается, но она есть — сидит глубоко внутри. Поэтому и продолжается галут, поэтому срок его окончания — скрыт.

Яаков хотел открыть это своим детям, и — не смог. Покинула его Шехина. Скрылась. Потому что скрытничали сыновья. Скрытничали всю жизнь. Болезненно восприняли попытки Йосефа вскрыть их просчеты. Много лет скрывали от отца то, что продали Йосефа. Да и сейчас, прощаясь с отцом — не торопились доставать из шкафов тщательно скрываемые там скелеты.

Тогда Яаков, в надежде побудить к откровенности — сам начал называть их прегрешения. Но сыновья не откликнулись. И время окончательного избавления так и осталось неизвестным.

Но о предстоящем Исходе из Египта Яаков все же смог их известить. «Вот я умираю, — произнес он, — но Всевышний будет с вами и возвратит вас в землю ваших отцов» (Берешит, гл. 48, ст. 21).

на основе комментария Магарши

(великий комментатор Талмуда, Польша, 16-й век),

Рамбана

(Рабейну Моше бен Нахман — Нахманид; великий комментатор Торы, Танаха и Талмуда; Испания – Эрец Исраэль, конец 12-го – начало 13-го вв.)

и рава Моше-Яакова Равикова

(известен и как Сандляр, т.к. имел сапожную мастерскую;

уроки, которые он давал по субботам, опубликованы в книге «Ликутей раби Моше-Яаков»; конец 19-го — первая половина 20-го вв.; Белорусь — Эрец Исраэль)

 

 

5. Шауль выхватил Скрижали Завета у Галиата

В нашей недельной главе читаем, что Яаков, благословляя своих сыновей — каждому называет его отличительную черту и дает возможность немного заглянуть в будущее, чтобы посмотреть, как это качество скажется на его потомках.

О самом младшем он говорит: «Биньямин — хищный волк» (Берешит, гл. 49, ст. 27).

В своем комментарии к этому фрагменту Раши (раби Шломо бен Ицхак — величайший комментатор Торы и Талмуда; Франция, 11-й век) приоткрывает нам глубину пророчества Яакова, показывая, сколько смысловых пластов содержится в этих трех словах.

Итак, Биньямин — волк, который терзает добычу. Сказав это, — объясняет Раши, — Яаков пророчески предрек, что потомки Биньямина будут «ловцами». Как сказано в Танахе — «И ловите каждый себе жену» (Шофтим — «Книга Судей», гл. 21, ст. 21).

Это звучит странно. Но речь здесь вот о чем. После того, как колено Биньямина отказалось выдать на суд злодеев, совершивших жестокое преступление, другие колена пошли на него войной. В результате этой войны в колене Биньямина погибли все женщины. Остальные колена поклялись не отдавать своих дочерей за мужчин колена Биньямина. Так род Биньямина оказался на грани исчезновения. Тогда, чтобы спасти род Биньямина, было разрешено их мужчинам ловить девушек, которые выходили танцевать в виноградники 15-го ава и брать их себе в жены. Благодаря этому, колено Биньямина постепенно восстановило свою численность.

В словах «Биньямин — хищный волк» или, как объясняет Раши — «волк, терзающий добычу», содержится также т пророчество о царе Шауле, потомке Биньямина, который побеждал окружавших его врагов. Как сказано: «И Шауль утвердил свое царство над Израилем и воевал... со всеми врагами своими: с Моавом... и с Эдомом... И куда бы ни обратится, в смятение врагов приводил» (Танах, Первая книга пророка Шмуэля, гл. 14, ст. 47).

Впрочем, Шауль знавал и поражения. Одним из самых горьких было поражение от плиштим (фелистимлян), когда те разгромили нашу армию, убили сыновей главного коэна Эли и захватили Ковчег Завета. 

В Танахе об этом читаем: «И бежал один биньяминянин с места сражения, и пришел в Шило в тот же день, одежда на нем была разодрана, и прах на голове его» (Первая книга пророка Шмуэля, гл. 4, ст. 12).

Мальбим (рав Меир Лейбуш бен Иехиель-Михл, 19-й век) пишет, что этот беглец был единственным из всего войска, кому удалось спастись, убегая по ровной дороге, и попасть в Шило. Все остальные либо погибли, либо попрятались в пещерах и расселинах. А одежды он порвал, — объясняет Мальбим, — не в пылу битвы, а в знак траура. Столь тяжким было поражение.

Раши в своем комментарии сообщает нам, что этот беглец биньяминянин, был сам царь Шауль. Он выхватил Скрижали у богатыря Галиата и убежал от него в Шило. Так считает Раши.

Выходит, если Галиат и превосходил Шауля в силе, но в быстроте и ловкости ему уступал.

Впрочем, Радак (рав Давид Кимхи; известный комментатор Танаха, Испания, конец 12-го века) открывает в этом иную грань Истины. Ведь известно, что Ковчег Завета, благодаря своей святости, причинил плиштим много бед и несчастий. В конце концов, им даже пришлось его вернуть. А из жителей Бейт Шемеша, которые были евреями, умерло, как мы узнаем из Танаха, 70 человек — только из-за того, что они заглянули в Ковчег (Первая книга пророка Шмуэля, гл. 6, ст. 19).

В связи с этим Радак задается вопросом: как же Шауль сумел вынуть из Ковчега Скрижали и остаться невредимым?

Разъяснение Учителя находят в том самом, рассматриваемом нами отрывке из Торы, в словах Яакова — «Биньямин — хищный волк» (Берешит, гл. 49, ст. 27). То есть — «волк, терзающий добычу».

Здесь, как мы уже выяснили, содержится намек на царя Шауля.

На иврите «волк» — зеэв. Гематрия (числовое значение) этого слова — 10. В чем прочитывается связь с известными Десятью заповедями, начертанными на Скрижалях. И если добавить, что волк — не простой, но — «терзающий добычу», то тут как раз и содержится намек на царя Шауля, вырвавшего Скрижали Завета у Галиата.

на основе комментариев Мальбима

(рав Меир Лейбуш бен Иехиель-Михл, 19-й век),

Радака

(рав Давид Кимхи; известный комментатор Танаха, Испания, конец 12-го века)

и рава Меира Моше Гилеля

(Багдад, 19-й век)

 


Прочесть двадцать второй цикл обсуждения
Прочесть двадцать первый цикл обсуждения
Прочесть двадцатый цикл обсуждения
Прочесть девятнадцатый цикл обсуждения
Прочесть восемнадцатый цикл обсуждения
Прочесть семнадцатый цикл обсуждения
Прочесть шестнадцатый цикл обсуждения
Прочесть пятнадцатый цикл обсуждения
Прочесть четырнадцатый цикл обсуждения
Прочесть седьмой цикл обсуждения
Прочесть шестой цикл обсуждения
Прочесть пятый цикл обсуждения
Прочесть четвертый цикл обсуждения
Прочесть третий цикл обсуждения
Прочесть второй цикл обсуждения
Прочесть первый цикл обсуждения

Особенности ситуации, если Ханука начинается в субботу…


Поиск по сайту:

New Page 1



 


 

 
New Page 1

Главная страница  |  Помочь сайту
  Анализ новостей  |   Дайджест
Недельная глава   |   Праздники   |   Лист Талмуда     
Спроси у раввина:   /   Ответ дня  /   Блиц-ответы
Объектив  |   Афтарот  |   Заповеди Торы
Этика  |   Видеоконференции  |   Культура  |   Личность
К размышлению  |   Медицина  |   Психология 
Библиотека  |   Аудио-уроки  |  


Посещайте наш сайт ежедневно!

Обновления сайта производятся каждые 2 часа ежедневно
(кроме субботы и праздников) до 22 часов по израильскому времени

Присылайте Ваши предложения и пожелания по адресу: webmaster@evrey.com

logo ©

© 2001-2024 Evrey.com  
New Page 1


 
 
  Лучшие Сайты
Израиля